17:27 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона | |
Коменский Коменский (Ян-Амос, латинизирован. Comenius) – знаменитый «отец новой педагогики», род. 28 марта 1592 г. в моравском городке Угорском Броде. Отец его, Мартин, чех из мст. Комны, принадлежал к «общине чешских братьев», этому лучшему выражению гуситства. Осиротев еще в детстве, К. был отдан под опеку родственников; но последние не заботились об его воспитании. По собственному желанию он поступил в 1608 г. в латинскую школу. Но К. мало приобрел здесь: школа давала скудные знания, преподаваемые, притом, неразумным и противным природе методом; из школы К. вынес живое сознание ее недостатков и мысль о необходимости реформы. Решив сделаться священником «общины», он отправился в гейдельбергский унив., где пробыл с 1610 до 12 г. К этому времени относится начало его чешско-нем. словаря. После путешествия в Голландию и, может быть, в Англию, К. возвратился на родину в 1614 г. и стал учителем школы в Прерове, вводя в преподавание реальный метод и облегчая изучение латинского языка своими «Правилами более легкой грамматики». С 1616 г. священник, К. в 1618 – 1621 гг. занимает должность проповедника и надзирателя школы в Фульнеке; карта Моравии и два сочинения по чешской истории были составлены К. за это время. Трудовая и счастливая жизнь молодого священника была прервана ходом событий, начавшим тридцатилетнюю войну. Ряд насильственных мер, направленных против некатоликов, заставили Каменского покинуть сначала Фульнек, а потом (1628) и Чехию; вместе с другими изгнанными «братьями» он поселился в польском городе Лешне. Годы скитаний и укрывательства в Чехии ознаменовались появлением целого ряда аскетических и мистических богословских трактатов К.: важнейший из них – «Лабиринт света и рай сердца», проницательная и яркая критика человеческих отношений. В Лешне К. пробыл, с небольшими перерывами, с 1628 г. по 1656 г. Учительство в лешненской братской школе снова направило мысль К. на вопросы педагогики и дидактики; отсюда возник целый ряд его педагогических сочинений: знаменитая «Дидактика», «Краткое начертание об обновлении школ в Чешском королевстве», «Informatorium материнской школы» (о воспитании детей до 6-летнего возраста), 6 учебных книг для простонародной школы (не сохранились) и «Отверстая дверь языков (Janua linguarum)», вместе с «Преддверием (Vestibulum)» к ней – два учебника латинского языка. «Дверь языков», переведенная на все европейские и некоторые восточные языки, доставила К. широкую известность. Размышления о природных основах, на которых должно основываться школьное обучение, ввело К. в область философии и выразилось в его «Физике» (1634), т. е. философии природы в библейском (1-х глав Бытия) освещении. Стремление изложить кратко и ясно всю совокупность человеческих знаний (энциклопедия) высказано было К. в адресованном его лонд. другу Гартлибу трактате: «Предтеча всемудрости» (Pansophiae prodromus), который и был напечатан Гартлибом, без согласия автора. Лондонские друзья в 1640 г. вызвали К. в Англию; но переговоры об основании коллегии ученых для развития науки не привели ни к чему, вследствие начавшихся столкновений между Карлом I и парламентом. Шведский негоциант Людовик Геер (родом из Голландии), щедрый покровитель знания, пригласил K. в Швецию; здесь К. взял на себя труд составления учебников латинского языка. Годы 1643 – 48 были проведены К. в прусском городе Эльбинге за работой, с одной стороны, над латинскими учебниками с другой – в трудах, связанных с положением его в «общине» в качестве старшины (сеньора). Важнейший литературный труд К. за эти годы: «Новейший метод языков» («Methodus linguarum novissima») – философское учение о языке, проводящее глубокую культурно-историческую мысль о необходимости развития народных языков, вопреки гуманистической привязанности к латыни. Покровители К. выражали недовольство его занятиями по делам «общины»; денежное положение его было неопределенно: все это причиняло ему много горя и затруднений, которые он терпеливо переносил в ожидании помощи от шведов его несчастной родине. Заключение вестфальского мира (1648 г.), оставившего Чехию в руках Габсбургов, и избрание К. епископом «общины» побудили его покинуть Эльбинг. Но возвратившийся в Лешно новый епископ «общины» скоро (1650 г.) вызван был в Венгрию князем Сигизмундом Ракоци, для устроения школ в его княжестве. В течение 4-х лет К. устраивал школу в Шаришском Потоке, писал для нее учебники, школьные драмы (Schola Indus) и издал знаменитый «Mир в картинках» («Orbis pictus»), знакомящий детей с предметами посредством наглядных изображений. Возвратившись в Лешно, К. вместе со своими единоверцами перенес в 1656 г. величайшее несчастие: в начавшейся (1655 г.) войне шведов и поляков занятое первыми Лешно было сожжено и разграблено последними. В пожаре К. потерял все свое имущество и большую часть рукописей и, вместе с единоверцами, должен был покинуть Польшу. После скитаний по северной Германии он, по приглашению амстердамского сената, поселился в Голландии, где и прожил до самой смерти. Здесь в 1667 г. он издал все свои педагогические сочинения, под заглавием: «Opera didactica omnia». Заботы о рассеянной церкви К. выражались в издании Св. Писания и богослужебных книг, сборе и раздаче денежных пособий. С грустью видел он приближавшийся конец «общины»; некоторые религиозные сочинения вовлекли его в неприятную полемику; кругом его царила личная и национальная вражда, а он все мечтал о братстве людей, о всеобщем миpе, благосостоянии и просвещении. 15-го ноября 1670 г. старец К. скончался и погребен в гор. Наардене. К. удивительно плодовитый писатель. По содержанию соч. К. (их насчитывают до 142) можно разделить на богословские, философские и педагогаческие. Первые две группы имеют интерес исключительно исторический, но основные мысли педагогической группы сочинений К. и многие частности не только имеют значение для настоящего времени, но надолго и в будущем не утратят этого значения. Система педагогических идей К. представляется в таком виде. Человек создан Богом, как последнее, высочайшее и совершеннейшее творение. Он составлен из всех основных элементов миpa, он мир в малом виде, микрокосм; что Бог дал другим творениям в отдельности – бытие, жизнь, ощущение, разум, все это он дал одному человеку вместе. Человек состоит из трех частей: тела, души (Spiritus), которая обща у него с животными, и духа (anima, mens), который явился прямо от Бога. Животная душа обладает тремя внутренними чувствами: attentio = способность восприятия, judicium = способность суждения, mеmoria = способность замечать. Она служит духу в его высших деятельностях: intellectus (разум), voluntas (воля), conscientia (сознание, совесть). Человек сотворен как образ Божий и способен все духовное усвоять себе. Хотя божественная премудрость не дала человеку готового духовного обладания миром, однако, она дала ему естеетвенные наклонности (semina, facultates), т. е. как бы зерно, в котором скрыто лежат начала всех будущих образований (форм). В этой лишенной формы и разума материальной массе, в этом зерне заключается некая сила, которая в состоянии формировать и образовывать материал для позднейшего совершенного развития, сила действующая, которая и есть в сущности душа, подчиненная, подобно телу, росту. Каждое творение отчасти выражает божественную сущность; в своем зерне оно носит и идею своей цели, своего будущего развития, уже микроскопически предизображенного (рraeformatum), и осуществляет эту цель, благодаря своей душе. какова была природа первого человека, и хотя Адам обладал лишь semina, однако, они могли бы развиваться гармонически до высшего совершенства, если бы Адам не омрачил себя грехопадением, возникшим из самолюбия. Искони врожденное стремление к Богу со временем выродилось в наклонность ко злу, в отчуждение от Бога, corruptio adhaerens. Вследствие этого наступило ослабление и потемнение духовных сил; прирожденные semina, правда, не были окончательно искоренены, однако, значительно ослаблены и испорчены. Человек не мог помочь себе, весь мир подчинился суете. Тогда Бог, в Своем милосердии, решил создать лекарство против порчи: Он Сам, в Сыне Своем, явился в мир. К оставшимся, но бессильным корням он привил черенок божественной благодати (милости), которая сообщается человеку в крещении, производящем возрождение и дающем сыновство у Бога. Теперь способности человека снова могут мощно развиваться, теперь снова сделалось возможным преуспеяние человека, которое, по существу, ни что иное, как возвращение к собственному существу, к изначальной природе. Но благодать крещения сообщается и посредствуется церковью, именно вселенской христианской церковью. Человек снова в состоянии достигать своей последней цели, т. е. вечного блаженства. Троякой жизни, которую мы здесь ведем, т. е. двигательной, животной и духовной, соответствуют три жизненные пристанища: материнское чрево, земля, небо. Как материнское чрево приготовляет к жизни на земле, так жизнь на земле приготовляет к небу. Сам Бог, соответственно трем душевным способностям, выставил в качестве ступеней истинного приготовления (Моис. Быт. 1, 26): 1) чтобы человек знал все вещи – образование; 2) чтобы он обладал вещами и собой – добродетель или нравственность; 3) чтобы себя и все направлял к Богу, источнику всех вещей – благочестие. Божественная премудрость заложила в человеке семена этих трех благ. Что касается образования, то человек, посредством внешних чувств, может воспринимать образы всего, что находится вне его, как бы отпечатлевшиеся в зеркале или на воске; внешние чувства сообщают эти образы внутренним, а они, в свою очередь, духу, который «точно созерцает, сравнивает и основательно изучает их» и снова выражает в слове, в языке (Meth. nov. X, 7). К тому же, в человеке заложены стремление к знанию и радость при познании. Таким образом, semen eruditionis есть способность человека духовно воспринимать все внешнее, связанная с постоянным позывом к этому. А что человек имеет в себе и semen virtulis, об этом можно заключать из того, что он находит удовольствие в гармонии и сам – гармония, по телу и по душе (эстетическая этика); но душевные деятельности направляются к добродетели преимущественно волей, которая сама определяется относительно надлежащего времени и способа разумом. Semen religionis доказывается тем, что человек есть образ Божий, как таковой, подобен Богу и потому ощущает радость от подобного себе (Бога). Таким образом, тот человек совершенен, в котором полно и гармонически выразились три semina (ибо образование без добродетели и религии не имеет никакой цены). Но, так как eruditio уясняет людям самих себя и отношение к миру и Богу, то оно должно начинаться с интеллектуального образования; лишь на основе последнего возможно говорить о нравственном и религиозном образовании. Такой совершенный человек достигает и своей последней цели, вечного блаженства. Но как обстоит дело в действительности? Три основные формы человеческого общежития: семья, государство, церковь настолько выродились, что в нынешнем своем состоянии решительно не способны помочь человеку в достижении и приготовлении к вечному блаженству. Чтобы сделаться способными к этому, они нуждаются в коренной реформе; единственное целесообразное средство этой реформы – образцовое воспитание юношества. Цель воспитания – делать человека человеком, т. е. полно и гармонически развивать врожденные способности его; это полное развитие есть humanitas или divinitas (богоподобие), как имели их первые люди до грехопадения. Воспитание юношества есть дело школы, которая должна научить людей sapere (быть мудрыми), agere (действовать), loqui (говорить). Воспитание начинается в материнской школе и довершается особо для этого образованными людьми, учителями. Школы – мастерские гуманности. До сих пор школы не соответствовали своей высшей задаче, они были местами мучения. Душу и основу всякого школьного улучшения составляет порядок, который во всех частях должен подражать природе («искусство бессильно, если не подражает природе»,"Вел. Дид. " XIX, 1). Должно организовать порядок времени, материала и метода; на правильном распределении их основывается учебное искусство, или дидактика. В отношении порядка времени, школы, соответственно возрастам жизни (детство, отрочество, юность, молодость), всего лучше делить на 4 ступени: материнская школа, народная (Schola vernacula), гимназия и академия (университет), с завершающим ее путешествием. Для каждой ступени назначается 6 лет – в 24 года должно закончиться духовное образование, как и рост тела. В школах должно заниматься не чем-нибудь различным, но всегда одним и тем же, лишь различным, соответствующим возрасту, образом, так что в низших школах все трактуется в общем виде, очерке, а в высших – специальнее и подробнее. Материнская школа должна упражнять и изощрять внешние чувства, народная – внутренние, наряду с рукой и языком, гимназия – рассудок и суждение, академия – волю. Материнская и народная школы должны образовывать все юношество обоих полов, гимназия – тех лишь, «коих стремление простирается далее ремесла», академия – будущих учителей и руководителей в церкви, школе и государстве. Школы тщательно должны быть разделены на классы определенной продолжительности времени, и для каждого года, месяца, дня и даже часа должна быть назначена определенная работа. Что должно изучаться? На основании 17 – 20, 7 Прем. Сол., человек должен изучать все, что вообще может быть предметом человеческого представления, должен «знать, уметь называть и понимать все, что имеет в себе целый мир» («Вел. Дид.», IV; 3). И человек может знать все, так как он сам микрокосм и от природы имеет некоторое родство со всеми вещами в мире; поэтому остается лишь извлекать из него то, что от природы уже лежит в нем. Его дух, как образ Божий, в состоянии все постигать, а чувства – способны все воспринимать. К этой совокупности обязательного знания относятся: наука или знание вещей; искусство или навык в правильном применении, удачном употреблении этих вещей; языки, изучение которых составляет не часть образования, а только средство усвоения и сообщения образования; нравственность, особенно обладание четырьмя «кардинальными и добродетелями»:prudentia (благоразумие), temperantia (умеренность), fortitudo (мужество) и justitia (справедливость). Благочестие (pietas) есть стремление и способность сердца повсюду искать (разумом) Бога, следовать отысканному (волей) и радоваться (совестью) достигнутому. Таким образом, материальный принцип дидактики есть универсальное знание (энциклопедия) и только оно есть черта истинного образования. Этому идеалу не соответствовало занятие языками, которое до тех пор было главным занятием в ученых школах; напротив, реальные дисциплины должны изучаться прежде всего, и притом не так, чтобы изучались мнения и воззрения других (вербальный реализм): самые вещи должны предлагаться чувствам, чтобы их можно было видеть (аутопсия); К. является защитником реального реализма. Задачей метода педагогики является легкое, успешное и быстрое обучение, что выражено К. в гекзаметре на заглавном листе 4 части его «Opera didactica»: «Omnia sponte fluant, absit violentia rebus» (пусть все вольно течет, пусть не будет в делах принуждения). Именно уже в силу того, что человек, как микрокосм, носит в себе все существующее в мире, при обучении ничто не вносится в человека; правильное обучение будет состоять в развитии (evolvere) того, что уже лежит в человеке, но только в сжатом виде. Учитель – не господин, а слуга природы. Его деятельность должна быть умелой поддержкой, руководством, мягким толчком скрытого в человеке природного влечения; только при этом условии возможен органический рост, соответствующий всей органически устроенной природе человека. Но эта поддержка удается тогда, когда разумно и искусно предлагают духовную пищу и удачно организуют духовные упражнения. Отсюда возникает одна важная задача искусства обучения: так как обучение бывает плодотворным лишь в том случае, когда естественное стремление делается активным, то главной задачей учителя оказывается пробуждение и укрепление самодеятельности ученика. Если это не удается, если ученик не получает любви к науке, то виноват в этом учитель, не сумевший вызвать к жизни самодеятельность ученика: наука сама по себе содержит столько привлекательного, что она должна пленять дух ученика, если только преподается правильно, чтобы усилить привлекательность науки, всегда следует указывать на ту пользу, которую приносит каждая вещь. Так как, далее, целью обучения является универсальное знание, а единственный путь к нему – чувства (ничего нет в разуме, чего не было бы прежде в чувстве – говорит К. вместе с Бэконом), то все вещи должны непосредственно предлагаться чувствам и даже всем чувствам; прежде всего, конечно, зрению. Только в случае отсутствия самых вещей допустимо и даже необходимо применение заместителей их – картин. Таким образом, в качестве фундамента естественного метода К. выдвигает принцип наглядности обучения. В непосредственной связи с ним стоит еще другой принцип. Так как верное и полное познание существа вещей может возникнуть в человеческом духе только тогда, когда за чувственным созерцанием вещей следует поясняющее слово учителя, то отсюда и возникает методический принцип параллелизма вещей и слов. Познание слов без познания вещей решительно ничего не стоит, даже прямо вредно, так как все нестроения мира и грехи происходят от незнания истинной сущности вещей. Важнейшее требование, вытекающее отсюда, состоит в том, чтобы не предлагать ничего непонятного для заучивания на память. Из того же, что человек телесно и душевно составляет организм, а потому подчинен органическому росту, вытекает принцип постепенного и беспрерывного обучения. Этот принцип должен прилагаться как к каждому классу школы в отдельности, так и ко всем ним вместе. В первом случае он требует, чтобы все совокупное изучалось в связи, энциклопедически, а во втором – чтобы каждый высший класс концентрически расширял знания, вынесенные из класса низшего, чтобы, таким образом, классы различались более формой знания, чем его содержанием. Но чтобы все эти принципы могли быть плодотворно приложены в школе, необходима дисциплина. Более строгую дисциплину следует применять не к тем, которые не успевают в занятиях и науках, а лишь к тем, которые погрешают против нравственности и религии, и притом так, чтобы как можно реже приходилось употреблять телесные наказания; обычные дисциплинарные средства: окрик, порицание, возбуждение самолюбия посредством похвалы другим или посредством состязаний (диспутов). И здесь – absit violentia rebus! К., вместе со своими сочинениями и гениальными идеями, забыт был в течение всего XVIII и 1-й половине XIX века: лишь некоторые великие умы, как Лейбниц и Гердер, знали и высоко ценили его. Развитие педагогических идей (Локк, Руссо, Песталоцци) шло помимо влияния (по крайней мере, литературного) К. Лишь Раумер в своей «истории обучения и воспитания» впервые «открыл» К.: с тех пор К. и его идеи вошли в европейский научно-литературный оборот. Громадная, на всех европейских языках, литература о К. выяснила тот факт, что все, сказанное позднейшими педагогами по частям, им высказано было уже сразу и вместе. Для изучения этого «Колумба воспитания» основано в 1891 г. берлинское «международное общество К.», издающее свои «Monatshefte». В С. Петербурге при военнопедагогическом музее (Соляном городке) образовался «Отдел К.», устроивший, между прочим, в 1892 г. торжественное празднование. 300-летие дня рождения К. Из сочин. К. на русский язык переведены: «Orbis pictus» (Мир в картинках) – 3 издания конца XVIII и нач. XIX вв.; «Didactica magna» (Великая дидактика), под ред. С. Миропольского, в 1875 – 77 гг., Адольфом и Любомудровым в 1893 г., Щепинским – в том же году и в жуpн. «Гимназия» в 1895 году (печатается); «Informatorium материнской школы» – Воскресенской в 1892 г. (с нем.) и г. Ржигой в 1893 г. (с чешск.); «De ingeniorum cultura» (О культуре природных дарований) в 1893 г. Модзалевским; "Leges Scholae bene ordinatae (Законы благоустроенной школы) – в 1893 г. Каптеревым; несколько отрывков из других сочинений К. «Отдел К.» при военно-педагогическом музее готовит к печати большой сборник переводов из К. Среди множества небольших журнальных статей о К. на русск. яз. выдается статья С. Миропольского: «Ян-Амос К. и его значениe в педагогии» («Ж. М. Н. Пр.» за 1871 г.). См. также «Очерки истории воспитания и обучения» Л. Модзалевского. Лучшие специальные труды: О. К. Kvacsasa, «Joh.-A. Comenius, sein Leben und seine Schriften» (1892); Laurie, «John-Amos Comenius, Bishop of the Moravians. His life, and educational works» (1885); Zoubek, «Zivot J. Amos Komenskeho» (1892). H. Ястребов. Комиссии Комиссии – общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. .С 1858 г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию Его Величества, для рассмотрения ежегодных отчетов министров, в присутствии самого министра; К., истребовав от министра, в чем нужно, объяснения, представляет свое по отчету заключение, для всеподданнейшего доклада, в совет министров. Из временных К., которым в новейшее время поручалась разработка коренных реформ или составление обширных законопроектов, или же выяснение фактического положения какого-либо сложного вопроса, особого внимания заслуживают: редакционные К. для составления проекта общего положения об устройстве быта помещичьих крестьян; К. для пересмотра системы податей и налогов, учpeждeннaя в 1858 г.; К. по составлению Судебных Уставов имп. Александра II, редакционные К. по составлению гражданского и уголовного уложений ; особая К. для составления проектов местного управления; К. для исследования сельского хозяйства и сельской производительности в Poccии, учрежденная в 1872 г. (закрыта в 1873), по инициативе и под председательством гр. П. А. Валуева, для разъяснения вопроса «об увеличении или уменьшении в общем итоге производительного труда населения России», равно как «для проверки неопровергаемых из среды правительственных учреждений толков печати и общества о бедственном положении народа, – толков, систематически повторявшихся и пред судом, во время нечаевского процесса» (ср. Я. Ст – кн, "Валуевская К. ", в «Русской Мысли» 1891 г., № 3 и 4). Совершенно исключительное положение занимала верховная распорядительная К. В качестве постоянных установлений состоят при государственном контроле с 1892 г.: 1) К. для поверки отчетности установлений государственного контроля и 2) К. для поверки годовых отчетов частных железных дорог за прежнее время и текущих отчетов тех частных железных дорог, при коих не учреждено местного правительственного контроля. Перечень более важных К. (о которых см. по начальным буквам соответствующих наименований или в других особо указанных местах): археографическая К.; археологическая К.;архивные К.; К. для разбора древних актов в Вильне и Киеве; доимочная К.; К. о дорогах в государстве и дорожные К.; К. духовных училищ, закрытая в 1839 г. и ср. И. А. Чистович, «Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия», СПб., 1895); К. о коммерции; К. крестьянских дел; ликвидационные К.; люстрационные К.; межевые К.; наблюдательная К.; таже К. имеет наблюдение и за спб. тюрьмой; другая наблюдательная К. в СПб., с таким же составом членов, учреждена для надзора за исправительным арестантским отделением и пересыльной тюрьмой; третья, в состав которой, вместо директоров тюремного комитета, входят директриссы – для наблюдения за женским отделением спб. тюрьмы); навигационно-описная К.; К. народных училищ;К. по устройству народных чтений;особая К. по составлению местных запретительных книг; оценочная К.; К. печатания государственных грамот и договоров; поверочные К.; пограничная К.; постоянная К. при акд. наук для пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам; центральная К. об улучшении внутренних водяных сообщений и коммерческих портов; посредническая К.; К. народного продовольствия или продовольственные; К. прошений (Указом 25 февраля 1895 г. вновь образовано самостоятельное учреждение для принятия прошений: канцелярия, состоявшая для этого при императорской главной квартире, выделена в канцелярию Е.И.В. по принятию прошений, на Высочайшее имя приносимых, вверенную особому главноуправляющему с правами министра; вызывяемые этим изменения в порядке направления всеподданейших пpoшений имеют быть выработаны командующим главной квартирой.); раввинская К.; ревизионные К.; ревизские К.; прибалтийская К. регулирования; К. для снабжения резиденций припасами;К. по делам рысистого спорта; К. для свода запретительных и разрешительных книг; главная К. по делам скакового спорта; следственные комиссии; строительные К.; К. историко-филологическая, физико-математическая, юридическая, медицинская и К. вост. языков; правительственные К. Коммивояжер Коммивояжер (франц.) – странствующий агент по торговым делам. В России к услугам К. в. в обширных размерах прибегают лишь лодзинские (отчасти и белостокские) фабриканты, и этим значительно обусловлен широкий сбыт, какой получают лодзинские фабрикаты. Коммуникация Коммуникация, коммуникационные линии, в военном смысле – пути, соединяющие базу (территориальную полосу в тылу армии, на которой собраны все средства для ведения войны) с местом расположения армии. Путями этими могут быть обыкновенные дороги, судоходные реки, железные дороги. Наиболее удобный и дешевый путь – водяной, но им не всегда возможно пользоваться, вследствие спада вод или их замерзания. При устройстве К. линии на обыкновенной дороге, ее разделяют на этапы величиной в 1 переход (20 – 30 в.); в каждом этапном пункте устраивается станция, состоящая из наскоро укрепленного поста, магазина обуви, одежды и продовольственных запасов и госпиталя, под прикрытием небольшого гарнизона. К каждой станции приписывается участок окружной местности, в районе 10 – 15 в., для исполнения подводной и др. повинностей. Устройство К. линий по железным дорогам выработалось лишь недавно, особенно во время франко-прусской войны 1870 – 71 гг. При значительно расширившейся ныне базе, обнимающей весь тыл армии вплоть до расположения корпусов в мирное время, началом К. линии, начальным этапным пунктом служит одна из обширных жел. дор. станций в районе мирного расположения каждого из корпусов. На этой станции устраивается обширный магазин (называемый у немцев «запасным», Ersatzmagazin). Далее, ближе к границе, устраиваются «сборные магазины» (тоже на больших жел. дор. станциях, на узлах сухопутных и речных сообщений), в которых постоянно должны находиться налицо 5 – 6-дневные запасы для армии. На этих сборных станциях сосредотачиваются поезда различных корпусных районов, до перехода их на жел. дороги театра военных действий. Отсюда посылаются армии запасы, по мере требований войсковых начальников. Станции, на которых К. линия внутри страны переходит на жел. дороги театра военных действй, называются «военно-переходными» (Uebergangsstation, Stations de transition). Жел. дороги на театре военных действий подчинены уже этапным инспекциям армии. Поезда, отправляемые со сборных станций к армии, доходят до расположения ее настолько, насколько то допускается безопасностью движения. Пункты, где коммуникационные линии переходят на обыкновенную дорогу, называются главными этапными пунктами (Hauptetappenorte, stations tetes d'etapes de guerre) или «конечными выгрузными станциями», которые перемещаются по мере движения армии вперед. От конечных станций запасы доставляются войскам уже собственными средствами последних или же парками, собранными реквизиционным путем. Комнины Комнины, комниены (Komnhnoi) – знатная византийская фамилия, из которой происходили византийские императоры, правившие во 2-й пол. XI и в XII вв., и трапезундские императоры. Из старших поколений К. известны только: 1) отец императора Исаака К. – Мануил Эротик К., отличившийся при императоре Василии II (в конце Х в.) защитой г. Никеи от претендента на престол, поднявшегося против Василия; и 2) Никифор К. – вероятно, брат Мануила, бывший при Василии II правителем одной из азиатских провинций, в 1026 г. поднявший восстание против Константина VIII и за это ослепленный. У Мануила было два сына: 1) Исаак – император с 1057 до 1059 г. и 2) Иоанн. У императ. Исаака был сын Мануил, умерший до 1057 г., и дочь Мария. У Иоанна были три дочери (Мария, Евдокия, Фeoдора) и пять сыновей – Мануил, Исаак, Алексей, Адриан, Никифор. Из них Алексей был императором с 1081 до 1118 г. У Алексея были сыновья: 1) Иоанн, император с 1118 до 1143 г.; 2) Андроник; 3) Исаак, имевший сан севастократора; дочери: 1) Анна – знаменитая византийская писательница; 2) Феодора – жена Константина Ангела, от которого произошла византийская императорская фамилия Ангелов. У имп. Иоанна были сыновья: 1) Исаак, севастократор, и 2) Мануил – имп. с 1143 до 1180 г. У Мануила был сын, царствовавший, под именем Алексея II, с 1180 до 1183 г. 15-и лет от роду он был свергнут с престола Андроником К., сыном севастократора Исаака (З-го сына имп. Алексея I К. – см. выше) и убит по его внушению. Андроник был последним визант. императором из династии К. (1183 – 1185). Он был свергнут с престола Исааком Ангелом. Имя К. присваивал себе также имп. Алексей III Ангел, внук дочери имп. Алексея I, Феодоры, царствовавший с 1195 до 1203 г. Эпоха господства К. была последним блестящим периодом визант. истории: удачная внешняя политика, сводившаяся при имп. Алексее I к охране европейских и азиатских границ государства, развернулась при имп. Мануиле в широкую и блестящую, хотя в значительной мере фантастическую программу подчинения Италии и восстановления власти восточного императора на Западе; оживленное изучение древнегреческой литературы и расцвет собственной, византийской литературы в эту эпоху характеризуются появлением таких ученых и писателей, как историки Анна К. и Никита Акоминат, знаменитый комментатор Гомера Евстахий Солунский и др.; наконец, при имп. Андронике затевается широкая попытка эмансипировать торгово-промышленную жизнь страны от западного гнета (преимущ. со стороны итальянских морских городов) и укрепить политический и общественный строй государства, ослабив государственное значение и экономическое преобладание аристократии и уничтожив злоупотребления в администрации, особенно финансовой. Неудача этой попытки, шедшей в разрез с интересами самого могущественного сословия государства и создававшей резкий поворот в отношениях к итальянским торговым городам, пользовавшимся особым покровительством предыдущих К. и получавших от них обширные привилегии, послужила первым шагом к последовавшему затем крушению государства, выразившемуся в завоевании Константинополя крестоносцами и в основании латинской империи (1204). У имп. Андроника был сын Мануил, а у этого последнего – сын Алексей, первый император трапезундской империи, царствовавший с 1204 до 1222 г., начавший собой династию так наз. великих К. За ним следуют (после его зятя Андроника Гида, 1222 – 1235) его сыновья: 1) Иоанн I(1235 – 1238); 2) Мануил I (1238 – 1263). У Мануила – 3 царствовавших друг за другом сына: 1) Андроник II; 2) Георгий; 3) Иоанн II (1280 – 1297). У последнего сын – имп. Алексей II (1297 – 1330). У него сыновья: 1) имп. Андроник III (1330 – 1331; за ним следует его сын – Мануил II, 1331 – 1332); 2) имп. Василий (1332 – 1340); далее междоусобия в течение двух лет, а затем был провозглашен сын З-го сына Алексея II, Михаила – Иоанн III (1342 – 1344); после его низвержения на престол был возведен его отец – имп. Михаил (1344 – 1349). Затем царствовал незаконный сын имп. Василия – Алексей III (1349 – 1390), далее – его сын, Мануил III (1390 – 1417), сын последнего – Алексей IV (1417 – 1446), его сын – Иоанн IV (Калоиоанн; 1446 – 1458) и, наконец, брат последнего – Давид (1458 – 1461). Вскоре после завоевания (1461) Трапезунда турками Давид, вместе с семью сыновьями и племянником, был казнен. – Связь всех фамилий, возводивших впоследствии свою генеалогию до императоров К., с этими последними остается недоказанной. Такова фамилия Константина К., переселившегося в 1675 г. из Греции в Геную и затем на Корсику: его потомок Димитрий К. (1750 – 1821), признанный в 1782 г. французским правительством за потомка Давида К., умер во Франции в звании Маrechal de camp. Для доказательства своего происхождения от Давида К., Димитрий К. написал: «Precis historique de la maison imperiale des Comnenes» (Амст., 1784); «Lettre a M. Koch sur l'eclaircissement d'un point d'histoire relatif a la fin tragique de David Comnene, dernier empereur de Trebisonde» (П., 1807); «Notice sur la maison Comnene et sur ses vicissitudes, sur les circonstances, qui l'ont transplantee en France» (Париж, 1815). Один из сыновей Константина К., Каломер, поселившийся в Тоскане, считался, ошибочно, за предка Бонапартов. В России есть также фамилии, выводящие себя от К. О. Смирнов. Koморские о-ва Koморские о-ва (Comor) – открытая в 1598 г. Гутманом группа из 4-х больших и нескольких меньших о-вов, между 11 – 13° ю. ш. и 43 – 46° в. д. (от Гринвича), при сев. входе в Мозамбикский пролив. В общем, о-ва возвышенны и гористы, частью вулканического происхождения, по краям образованы из коралловых рифов; отличаются плодородием и смягченным морскими ветрами климатом. Роскошная тропическая растительность; фауна однородна с Мадагаскаром; встречаются и некоторые животные, свойственные африканскому материку. Из домашних животных особенно разводится рогатый скот и овцы. Жит. – мусульмане, смесь восточноафриканских негров-суахили, арабов и сакалавов – миролюбивы, честны и гостеприимны; занимаются земледелием, приготовлением полотна, оружия, кузнечных и ювелирных изделий. Вывоз: кокосовое масло и черепахи. Из островов три управляются каждый особым арабским султаном, четвертый остров – Майотта (300 кв. км. с 9598 жит.) – уступлен французам в 1841 г.; он соединен кабелем с Занзибаром и Мадагаскаром; возделывается сахарный тростник. К СЗ от Майотты лежит остров Иоханна (Nsuani), с 12000 жит., очень плодородный и доступный для судов; англичане имеют здесь угольную станцию. Остров Мохилла, с 6000 жителей, богат скотом. Большой Комоpo (арабск. Аngasija) перерезан цепью холмов, среди которых возвышается вулкан в 2250 – 2660 м. высоты; 1012 кв. км., с 35000 жителей. Dsujini – резиденция главного султана. К. острова находятся под протекторатом Франции с 1886 г. Они подчинены губернатору Майотты и управляются резидентом на о-ве Иоханна. Компиляция – литературное произведениe, представляющее собой пересказ какой-либо одной или нескольких книг. Композиция Композиция (componimento – итал., composition – франц.) – музыкальное сочинение, а также искусство изображать звуками настроение души. Пособием для более красивого стройного изложения музыкальных мыслей служит «теория К.». С К. связаны творчество, т. е. способность создавать выразительную и самобытную музыку, и техника – умение свободно, правильно, изящно излагать свои мысли в нотных знаках. Первое есть дар природный, второе достигается изучением теории К. Н. С. Композиция Композиция – в начертательных искусствах, сочинение художником его произведения, т. е. перенесение архитектором в проект сооружения, скульптором в рельеф или статую, живописцем в картину или рисунок, орнаментистом в декоративное изделие тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в его воображении, и составление (compositio) из них, при помощи средств и технических приемов, свойственных его отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное им содержание. Установить более или менее точные правила для художественной К., как пытались делать это некоторые эстетики в пору господства академического классицизма, невозможно, потому что наше представление об изящном совершенно относительно и изменяется, смотря по времени, месту, народности и распространенным в обществе убеждениям и вкусам. Можно указать по этой части лишь на некоторые общие требования, вытекающие не из каких-либо теоретических положений, но из рассмотрения произведений искусства, всесветно признаваемых высокими, образцовыми. И здесь, как во всех других областях, подобные произведения не составляют продукта правил, но дают указания на них. Во-первых, в К. не должно быть ничего ни недостающего, ни излишнего; необходимо, чтобы каждая ее часть имела право на свое место в ней, ввиду существования прочих частей, чтобы все части согласовались между собой, были подчинены одной, главной, и содействовали, каждая по-своему, ее первенствующему значению. Не надо, чтобы второстепенное, своим обилием и видной ролью, затмевало существенное: избыток аксессуаров и деталей, которыми современные художники иногда любят загромождать свои создания, столь же вредит К., как и отсутствие в ней частностей, помогающих ясному разумению ее содержания. Во-вторых, художник, особенно скульптор или живописец, должен помнить, что материал для его творчества заключается единственно в природе и что, поэтому, заимствуя из нее формы и образы, он обязан не прибавлять к ним ничего от себя, ничего измышленного, ненаблюдаемого в действительности. Все, что дозволительно для него при воспроизведении этих форм и образов, и не только дозволительно, но даже, в некоторых случаях, требуется как необходимое условие, это – устранение случайных черт, без которых не обходится ничто в природе, и которые, однако, способны заслонять собой существенные, характерные черты предмета. Тем менее рационально будет, со стороны художника, если он, для передачи своих идей, станет изобретать совершенно произвольные, фантастические образы: они явились бы в его произведении символами, непонятными или малопонятными для зрителя, требующими от него напряжения ума, а недействующими прямо на его чувство и, следовательно, охлаждающими впечатление, производимое К. Когда же, по условиям задачи, приходится поневоле прибегать к символике и аллегории, или пускаться в области сверхъестественного, то и тогда надо сколь возможно более держаться действительности, допуская отступления от нее лишь в комбинации целых образов, но отнюдь не в них самих или в их частях. Так, напр., в религиозной живописи, неземные существа могут быть представляемы восседающими на облаках, окрыленными, парящими в воздухе, но фигуры их должны иметь человеческий облик и не поражать своими уклонениями от того, что мы видим в природе. Далее, не следует забывать, что каждая отрасль искусства имеет свою область и свои границы, за которые нельзя переступать безнаказанно, что у каждой отрасли есть средства для выполнения известного рода задач, а для выполнения других – не существует. То, что легко поддается поэзии и музыке, порою вполне недоступно для скульптуры и живописи, и наоборот. Самому искусному живописцу не передать, напр., мелодии соловьиного пения или звуков морского прибоя, как самому талантливому музыканту не передать игры солнечных лучей на ярких лепестках розы или красоты форм молодой стройной женщины. Вторгаться в чужую область, равно как делать предметом воплощения в своей К. слишком отвлеченные, туманные идеи, художнику, который посвятил себя начертательному искусству, воспрещается под страхом полнейшей неудачи. Несоблюдение этого правила неминуемо приведет его, как ни был бы он искусен и умен, к созданию, быть может, глубокомысленной, но холодной, неудобопонятной, а иногда и крайне странной К., вроде, напр., фресок Шинкеля и Корнелиуса под портиком старого музея в Берлине, или большинства картин Вирца, в музее его имени, в Брюсселе. Наконец, достоинство К. зависит, главным образом, от степени талантливости художника – от силы его фантазии, его вдумчивости, строгого отношения к самому себе, знания меры, артистического чутья, – словом, от врожденных способностей, не приобретаемых опытом, хотя и изощряющихся, благодаря ему. Обладание техническими приемами тут почти не при чем, и К. может быть превосходной, будучи выполнена в отношении этих приемов далеко не мастерски. А. С – в. Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |