14:32 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона | |
Меч Меч – оружие, приспособленное к тому, чтобы колоть или рубить; изготовляется из металла – некогда из бронзы (отливкой), позже из железа (ковкой). Вошло оно в употребление, по-видимому, сравнительно поздно. Люди имели палицы, ножи, кинжалы, топоры, молотки, копья, умели метать стрелы, дротики, пращи, бумеранги, ранее чем дошли до искусства приготовлять длинные и острые клинки мечей. Все указанные виды оружия изготовлялись первоначально из камня, кости, рога, тогда как М. мог появиться только в металлическую эпоху, и то по достижении известного искусства в обработке металлов. Некоторое подобие М. представляют разве встречающиеся иногда у дикарей плоские деревянные палицы, иногда сточенный к обоим краям и даже заостренные к концу. Между предметами древнейшей «бронзовой» эпохи на Западе М. еще нет, а есть только широкие ножи-кинжалы; среди находок медного века, предшествовавшего, как думают теперь, бронзовому, М. тоже не встречаются; нет М. и на Востоке, в Сибири, где процветала некогда оригинальная медная промышленность, изготовлявшая своеобразные цельты; ножи, кинжалы, топоры и т.д. (известные 2 – 3 медных М. из Сибири скорее напоминают большие кинжалы). Бронзовые М., находимые в Скандинавии, имели форму узкого (ивового) листа, были средней величины, прямые, обоюдоострые; ими кололи, а не рубили; рукоятка таких М. была сравнительно короткая, что подало повод к предположению о малой величине рук у изготовлявших эти М. народа. У нас в России бронзовые М. находили редко, более на зап. и юго-зап. окраине, в Финляндии, Польше, Подолии. Встречаются они иногда и на Кавказе, но в формах иного типа, сходных с ассирийскими. Уже в древнейших скифских курганах М. оказываются из железа, хотя по форме они еще отчасти напоминают бронзовые; рукоятка их обыкновенно обкладывалась медью, золотом или костью. Некоторые железные М. с обложенными бронзой рукоятями или с кольцом на верху последней, найденные на Кавказе, напоминают восточные или древнегреческие формы (из Ассирии, Микен). Древнейшие железные М., найденные в Западной Европе (Скандинавии, сев. Германии) – довольно грубой работы и похожи на косари или даже на косы. Постепенно форма и работа железных М. совершенствуется; у кельтов в Галльштадтском могильнике, в поселении La Тene, на Невшательском озере в Швейцарии, они хотя и подражают еще отчасти в своей форме бронзовым, но получают большую величину и другие отличия. Меч римлян был короткий; у германцев, рядом с коротким мечем-ножом (scramasak), употреблявшимся и для метания, были в ходу длинные (собственно кельтские) М. (spatha), с перекладиной и с конечной, треугольной или полуовальной шишкой (набалдашником) на рукоятке. Железный стержень рукоятки оправлялся в дерево, кость, рог, золото, и эта оправа украшалась еще иногда гранатами и другими камнями. В Скандинавии такие М. характеризуют собою эпоху примерно с III по VII в. до Р. Хр.; позже, с VIII по Х в., М. становятся массивнее, шире, рукоятки их солидные; они делаются только из железа; часто украшаемого серебряной насечкой. Дальнейшее развитие М. на Западе состояло в том, что перекладина рукоятки стала делаться длиннее и тоньше, а набалдашник меньше, так что М. с рукоятью стал представлять большее подобие креста. При этом клинок постепенно суживался, делался легче, а рукоятка, сравнительно с клинком, длиннее. Еще позже, в XIII в.. перекладине стали придавать изогнутую форму, выпуклую книзу, к клинку, а иногда и кверху, к рукоятке; с XV-го столетия стали приделывать кольца или овальные пластинки, которые впоследствии развились в сложные эфесы, защищавшие руку и отчасти еще сохранившиеся на новейших шпагах. В средние века и позже продолжали, впрочем, употребляться и более массивные М.. иногда даже такие, что ими можно было рубить только держа их обеими руками. В России древнейшие железные М. были, повидимому, плохого качества, и редко сохранялись в могилах. В период древних могильников и курганов, по крайней мере в средней России, М. не были, повидимому, распространены. Впрочем, в некоторых (иногда очевидно княжеских) курганах Х и последующих веков (в Петербургской, Курляндской, Смоленской, Черниговской, Орловской, Казанской губ.) были найдены большие М., с рукояткой, часто украшенной серебряной насечкой, совершенно скандинавского типа. С другой стороны, М., хранящиеся в псковском Троицком соборе и приписываемые князьям Довмонту и Гавриилу Псковскому, представляют полнейшее сходство с западноевропейскими XIII – XIV веков и, очевидно, иностранного происхождения (на одном есть даже латинская надпись). Прямые М. рано были вытеснены в России саблями. Прямые М. были известны и на Востоке, в Индии, Китае, а также в Африке, где местами, например в Абиссинии, у туарегов Сахары, они употребляются еще и теперь, в формах, напоминающих М. крестоносцев. Особый центр распространения М. составляет Малайский архипелаг, где у даяков, бугизов и др. встречаются своеобразные, прямые и кривые, часто расширяющиеся к концу формы мечей и шашек. Изогнутые М., с выпуклым или выгнутым лезвием были известны также у греков (kopis); в Индии и в других местах они были отчасти первообразами некоторых позднейших форм ятаганов и им подобных оружий. – М. обыкновенно носится в ножнах, первоначальная форма которых – кольцо, прикрепленное к поясу, браслету и т. п. У многих народов ножны состоят из одной деревянной пластины, соединенной с двумя плоскими кольцами, так что М. является замкнутым только со стороны ближайшей к телу; полные ножны появляются уже позже. М. носится различно, большей частью на поясе, на левой или правой стороне или спереди (как кинжал, например на Кавказе). Большинство народов, по-видимому, носит М. на левой стороне, но римляне, например, носили его на правой, для того, чтобы правой рукой можно было скорее его обнажить, не встречая препятствия в щите, носимого на левой руке. Д. А. Мечеть Мечеть (старинно-русск. мизиит, из арабск, mizdzid, «дом молитвы») – храм или молитвенный дом у мусульман. Так называются преимущественно небольшие храмы, сделанные главным образом из дерева, украшенные не более как одним минаретом и предназначенные для обычных молитв по будням. Большие храмы, где богослужения происходят по пятницам и вообще праздничным дням, а в Турции правоверные приносят свои общественные молитвы Аллаху за падишаха, называются джами или куллийет. При каждой М. два или более минарета, с балкончиком и с полулуниями на шпицах, с которых муэзины пять раз на день призывают правоверных к молитве. По большим праздникам и в дни общественных торжеств минареты освещаются лампами, откуда и самое название (минарет – маяк или световая башня). М. строятся обыкновенно четырехугольником и имеют свинцовые крыши и купола. Снаружи они окружаются стенами, проходы через которые охраняются цепями и делаются такими низкими, что проходить можно только нагнувшись. Стены внутри М. окрашиваются в белый цвет; единственными их украшениями служат арабески и религиознонравственные изречения из Корана. Изображений нет никаких. Пол М. покрыт циновками и коврами; нет ни столов, ни скамей или какого-нибудь другого сиденья. В юго-восточной части М. устраивается кафедра для имама, а в том направлении, где лежит Мекка, находится богатоукрашенный шкаф (Кебла или Киблах), в котором хранится один или несколько коранов. При больших М. почти всегда устраиваются общественные школы (медрессе), больницы, столовые для бедных. Средства на все это доставляются пожертвованиями и доходами с земель. Первые мусульманские завоеватели – арабы и турки, – лишь только захватывали в свою власть какойнибудь город, непременно отводили место для постройки мечетей или же обращали в М. христианские храмы, выбирая из них выдающиеся величественной и красивой постройкой. В особенности много храмов обращено в М. в Константинополе, после взятия его Магометом II. Мечников Илья Ильич Мечников (Илья Ильич) – зоолог и патолог, род. в 1845 г., учился во 2-й харьковской гимназии, в 1862 г. поступил на отделение естественных наук харьковского унив., где окончил курс в 1864 г. За границей (1864 – 67) работал в Гиссене, Геттингене и Мюнхене. Степень магистра зоологии («История развития Sepiola») получил в спб. унив. в 1867 г. и избран доцентом зоологии в новоросс. унив., с 1868 г. доцент в спб. унив., где получил степень доктора; с 1870 по 1882 г. был проф. в новороссийском унив., затем вышел в отставку; с 1886 г. заведовал одесской бактериологической станцией; ныне в Париже заведует отделением в Пастеровском институте. Научные труды М. относятся к области зоологии, антропологии и патологии. Значение М. в зоологии чрезвычайно велико: кроме нескольких работ анатомического и фаунистического характера («Пелагическая фауна Черного моря», «Труды 1-го съезда естествоиспытателей») он напечатал множество работ по эмбриологии беспозвоночных и вместе с А. О. Ковалевским может считаться основателем современной эмбриологии беспозвоночных. Большая часть работ его помещена в различных заграничных и русских журналах, некоторые изданы отдельно (напр. «Embryologische Studien аn Medusen», Вена, 1886). Громадное значение имели в зоологии также его исследования, относящиеся к борьбе организма животных с различными организмами, служащими причиной заразных болезней; многие особенности строения животных становятся понятными лишь с этой точки зрения; вместе с тем, деятельность фагоцитов разъясняет весьма многое в сложных явлениях превращений животных. Исследования эти были начаты М. в начале 80-х годов; в 1882 г. он напечатал «Zur Lehre uber die intracellulare Verdanung» (в «Zoologischer Auzeiger»), в 1883 г. «Untersuchungen uber die intracellulare Verdanung der Wirbellosen» (в «Arbeiten aus d. Zool. Institut Wien») и «Ueber die mesodermale Phagocyten der Wirbelthiere» («Biologisches Centralblatt»). В это время новая теория борьбы организма животных против болезнетворных организмов была уже определенно формулирована М. на одесском съезде естествоиспытателей (см. «О целебных силах организма», в протоколах съезда; сущность ее см. в статьях Белые кровяные тельца, Кровь, Гистолиз, Фагоциты). За ним последовал ряд специальных работ над борьбой организма с различными бактериями и другими болезнетворными организмами; в 1892 г. М. издал «Лекции о сравнительной патологии воспаления» (также и на франц. языке). В своих работах по общей патологии М. дал новую теорию воспаления, рассматривая его как фагоцитарную реакцию против раздражения; вместе с тем он поставил общую патологию на более широкую общебиологическую основу. Теория М. возбудила общее внимание, и вызвала оживленную полемику. Полемика эта продолжается и в настоящее время, сосредоточиваясь главным образом на пределах приложимости теории М. к решению различных вопросов патологии (надо заметить, что сам М. вовсе не считает открытый им способ борьбы организма с болезнетворными деятелями единственным возможным). Во всяком случае, как бы ни окончился спор, теория М. имела чрезвычайно важное значение в патологии, создала в ней новую эпоху. Антропологические работы М. заключаются главным образом в исследованиях над калмыками («Исследование о калмыках» – в «Трудах Геогр. Общ.», 1874, «Антропологической очерк калмыков» – в «Известиях Моск. Общ. Любит. Естествознания», 1876). Кроме специально научной деятельности, М. с успехом занимался также популяризацией и, начиная с 1866 г., напечатал ряд статей в «Натуралисте». «Вестнике Европы», «Природе», «Семье и Школе» и др., а также статью «Борьба за существование частей животного организма» (в сборнике «Помощь голодающим», 1892). Изложение теории М., кроме указанных работ М. («0 целебных силах организма», «Лекции о сравнительной патологии воспаления», «Борьба за существование частей животного организма»), см. также в ст. Книповича: «Современное положение вопроса о роли фагоцитов при борьбе организма с заразными болезнями» («Труды СПб. Общ. Естествоиспытателей», 1892). Н. Кн. Меч-рыба Меч-рыба (Xiphias gladius L.) – рыба из сем. Xiphiidae, отряда колючечерепных рыб (Acanthopteri), отличаются верхней челюстью, вытянутой в виде длинного мечевидного отростка, достигающего приблизительно 1/3 длины тела; нижняя челюсть заостренная. Тело вытянутое, сильно сжатое с боков. Зубов нет. Кожа шероховатая, на брюхе с многими мелкими костяными пластинками. Спинной плавник впереди очень высокий; средняя часть его (как и заднепроходного плавника) с возрастом изнашивается и исчезает. Верхняя часть тела темного стального синего цвета; брюхо белое. Достигает в длину более 3 м, водится в Средиземном море и Атлантическом океане; в июне и в июле подходит к берегам; мясо употребляется в пищу. Плавает быстро и пользуется своей мечевидной челюстью как оружием, нападая также на китов. Иногда вонзает свой М. даже в стены кораблей. В. Ф. Мешхед Мешхед (озн. гробница) – главный город персидской пров. Хорассан, на р. Теджене, в хорошо орошенной, плодородной местности; важнейший город в сев. вост. Персии, так как лежит в узле нескольких торговых путей. Множество караван-сараев, грандиозная главная мечеть М. – Мекка шиитов и привлекает множество паломников. От 70 до 80 тыс. жит. Ковры, шали, шелковые и др. ткани, стальные клинки, войлок. Благодаря близости и довольно удобным путям, оживленная торговля с нашим Закаспийским краем: на мешхедских базарах много русских изделий. Мигрень Мигрень (migraine) – соответствует латинскому hemicrania и обозначает половинную головную боль, составляющую главный симптом этой болезни. Эта боль появляется в виде припадков, повторяющихся через различные промежутки времени – раз в месяц или реже, иногда и чаще. В промежуточное время больные во многих случаях совершенно свободны от всяких расстройств, но часто они обнаруживают другие болезненные явления со стороны нервной системы, тем более, что М. вообще преимущественно свойственна людям с невропатической конституцией или с наследственным предрасположением к нервным болезням. У женщин она встречается чаще, чем у мужчин, и во многих случаях припадки у них совпадают с месячными. Продолжительность отдельных припадков М. различна и колеблется между несколькими часами и сутками, редко больше или меньше. Припадок не исчерпывается, однако, головной болью. Обыкновенно уже заранее, накануне, больные испытывают общее недомогание, потерю аппетита, тяжесть головы, субъективные расстройства зрения. Затем. во время самого припадка, кроме головной боли, наблюдается общая слабость, светобоязнь, тошнота и рвота, выступление холодного пота, сужение поля зрения, иногда сильная бледность лица, иногда, напротив, прилив крови к голове. Вообще головная боль при М. сопровождается целым рядом так наз. сосудодвигательных явлений, обусловливаемых нарушением иннервации шейного симпатического нерва. В одном ряду случаев это нарушение имеет характер болезненного возбуждения этого нерва, в других наоборот – паралича его. Сами припадки, как они ни тяжелы для больного, совершенно безопасны и всегда проходят без последствий. Но склонность к повторению их при М. весьма упорна, и в этом смысле болезнь принадлежит к хроническим, крайне затяжным страданиям. Во многих случаях приступы становятся слабее и короче и, наконец, исчезают с наступлением старости, у женщин – нередко с прекращением месячных. Происхождение и внутренний механизм болезни еще не вполне выяснены. По-видимому, в ней играют большую роль аномалии обмена веществ. Оценка болезни в каждом отдельном случае и лечение ее требуют помощи сведущего врача. В лечении нужно различать борьбу с отдельным приступом и с болезнью вообще. Для обеих целей, кроме внутренних лекарств, приходится прибегать к электричеству, водолечению и регулированию диеты. И. Р. Мидас Мидас (MidaV) – имя многих фригийских царей. Первый М. был сын Гордия и Кибелы, культ которой был очень развит в Пессинунте. С именем его связаны рассказы о роковом даре, в силу которого все, к чему он прикасался, обращалось в золото, и об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон, разгневанный тем, что при состязании его с Паном (или Марсием) М. отдал последнему предпочтение перед богом. Миддендорф Александр Федорович Миддендорф (Александр Федорович) – изв. русский естествоиспытатель, сын лифляндского помещика (1815 – 94). Род. в Петербурге, учился в 3-й гимн. и педагогическом ин-те., в 1832 г. поступил в дерптский (ныне юрьевский) унив. и в 1837 г. после защиты диссертации «Quaedam de bronchorum polypis, morbi casu observato Illustratа»(Дерит, 1837) получил степень доктора медицины. Посетил затем унив. Берлина, Эрлангена, Вены и Бреславля. В 1839 г. был назначен адъюнктом при кафедре зоологии в университете св. Владимира, в 1840 г. участвовал в экспедиции Бэра в Лапландию и собрал материал по орнитологии и малакологии, а также по геологии Лапландии; в 1841 г. утвержден экстраординарным проф. но в 1843 – 44 гг. совершил, по поручению академии наук, путешествие в Сибирь. По возвращении принялся за разработку собранных коллекций, в 1850 г. избран ординарн. академиком, в 1855 г. непременным секретарем академии. Расстроенное, вследствие сибирской экспедиции, здоровье заставило М. в 1857 г. поселиться в своем имении в Лифляндии. М. принимал деятельное участие в трудах Имп. вольн. эконом. общ. и состоял его президентом с 1859 по 1860 г., когда, по болезни, был вынужден отказаться от этого звания. М. принимал также участие в деятельности географического общества и был одно время его вице-президентом. В 1867 г. М. сопровождал в путешествии по России вел. князя Алексея Александровича, в 1869 г. Владимира Александровича, в 1870 г. Алексея Александровича в путешествии по Белому морю и на Новую Землю, при чем произвел важные наблюдения относительно Гольфстрима к В. от Нордкапа. Миддендорфу принадлежит ряд ценных исследований по русской фауне современной и ископаемой, по географии, особенно физической; сюда относятся между прочим его исследования: «Der Golfstrom Ostwarts vom Nordkap» в Peterman's «Geographische Mittheilungen» (1871, № 1), также в «Бюллетенях», т. XV и «Зап. Акд. Наук» (т. XIX, книга 1). Главные труды М., кроме упомянутых исследований над Гольфстримом, следующие: «Bericht uber die ornithologischen Elgebnisse der naturhist. Reisen in Lappland wahrend d. Sommers 1840» (Baer und Helmersen, «Beitrage z. Kenntniss des Russischen Reiches», Bd. VIII), «Reise in den aussersten Norden und Osten Sibiriens wabrend d. J. 1843 – 44» («Mem. de l'Ac. d. Sciences», 1847; из исследований, вошедших в состав этого труда М. принадлежали отделы: том 1: «Ein leitung», «Geothermie», «Fossile Holzer»; «Fossile Fische», «Beschreibung des Horizontal bohrs»; том II: «Mollusken», «Wirbelthiere»; том VI «Einletung», «Geographie und Hydrographie», «Orographie und Geognosie», «Klima», «Gewachse», «DieThierweIt») и этот же труд па русском языке «Путешествие на Север и Восток Сибири» (2 ч., СПб., 1860 – 69), «Die Baraba» («Mem. de l'Acad. Imp. des Sciences de St. Pel.» 1870) и на русском яз. (прилож. к XIX т. «Запис. Акд. Наук», 1871); «Einblicke in das Ferghana Tbal» («Mem. de l'Acad. etc.», VII serie т. XXIX, № l, 1881). Н. КН. М. занимался сельским хозяйством, принимал большое участие в устройстве сельскохозяйственных выставок; преимущественно же он интересовался заменой в Прибалтийском крае местного маломолочного скота породой наиболее выгодной и лучше оплачивающей корм. Из многих изученных им практически, пород европейского скота М. остановился на породе гомитинской и на скрещивании ее с местным скотом. Чтобы поставить дело на твердую почву, по инициативе М. лифляндские хозяева завели в последние годы студбук, в которую вписываются животные, по приговору особой браковочной комиссии; в книгу эту до сих пор включено около 1000 штук; думают, что их студбук и положит основание породе, которую им желательно образовать с однообразием по внешности и с постоянством в передаче внешних и внутренних качеств. Министерство государственн. имуществ поставило М. во главе особой экспедиции (1883), задачей которой было исследовать современное состояние скотоводства в России. М., разделив занятия между пятью молодыми зоотехниками, начал исследование с северной окраины России, с Пермской губ., приближаясь постепенно к центральной полосе. Благодаря этой работе русские хозяева получили впервые два атласа фотографических снимков русских пород, преимущественно северных губерний, и два больших выпусков описаний. К сожалению, М. на второй год по открытию экспедиции тяжко заболел и не мог более продолжать своей полезной деятельности. Из практической деятельности М. по части сельского хозяйства можно указать еще на то, что он, кроме благоустройства двух своих обширных имений близ Юрьева и Пернова, много лет состоял во главе обширного хозяйства в известной Карловке Полтавской губ., принадлежавшем вел. кн. Елене Павловне. Не менее известен М. как ипполог, почему еще в 50 х гг. ему было поручено ближе познакомить с иппологией как кавалеристов, так и артиллеристов. Он принимал участие в устройстве наших государственных конных заводов. В «Журнале Коннозаводства» Миддендорфу принадлежат статьи по иппологии: «По вопросу об определении чистопородности орловской лошади» (1865), «О подборе производителей» (1806) и мн. др. А. Советов. Мидия Мидия – зап. часть Ирана, к В. от Загра и к С. от Сузианы. До Каспийского моря М. не достигала, будучи отделена от него племенами кадусеев, амардов и др. Страна делилась на собственную или Великую М. (теперь Иракаджеми) и Атропатену (Азербайджан). Жители, арийцы, распадались, по Геродоту, на 6 племен. Страна гористая и холодная, но богата плодородными долинами; славилась лошадьми, солью и смарагдами. Главная р. Амард (Сефидруд). Источники сведений о М. – летописи ассирийских и надписи вавилонских царей (Набонида), Библия и классики, особенно Геродот, Бероз, Страбон и Ктесия. Если исключить основанное на недоразумении известие Бероза о покорении Мидией Вавилона в III тысячелетии до Р. Хр. и основании там мидийской династии, то первые достоверные известия о Мидии относятся к IX в. до Р. Хр. Ассирийский царь Рамманнирари III упоминает в своих надписях, в числе покоренных народов, Мадаи. Полудикие горцы и номады впервые пришли тогда в соприкосновение с культурным миром; царствование Рамманнирари и его матери (?), вавилонской царевны Саммурамат, навсегда оставило следы в их воспоминаниях; оно было окружено ореолом чудесных легенд, и Саммурамат превратилась в основательницу царства и культуры Семирамиду, рассказы о которой Ктесия, очевидно, заимствовал из мидийских источников. Тиглатпалассар III (745 – 727) говорит о получении им дани с мидийских князей «до горы Бикни» (вероятно – Демавенда), восточного предела его царства, Затем из 4-й кн. Царств (17, 6) мы узнаем, что в горах М. были поселены Салманассаром израильские пленники. Чтобы удерживать М. в повиновении, Саргон (722 – 704) выстроил крепость Карг-Саргон. Но ассирийским царям было вообще трудно справляться с М. «Отдаленные» – постоянный эпитет мидян в ассирийских летописях, не смотря на то, что они жили почти рядом с Ассирией и гораздо ближе Палестины и Египта; это объясняется недоступностью горной страны. Храбрость жителей стяжала им эпитет «могучие»; вообще ассирийцы, кажется, видели в них опасного соперника. Уже Саргону пришлось не раз усмирять восстания в М.; походы туда продолжались и при Синахерибе и Ассаргаддоне. При последнем ассирийское владычество сделало, кажется, новые успехи; к нему являлись мидийские князя и просили его защиты против враждебных единоплеменников; это дало повод к вмешательству Ассирии во внутренние дела М. Ассурбанипале в начале царствования упоминает о подавлении восстания мидийских вождей, но во время всеобщего восстания и войны с Шамашшумукином М. удалось, кажется, освободиться; по крайней мере, о ней больше не слышно в ассирийсиких источниках. История самостоятельного мидийского государства изложена у Геродота, по-видимому, довольно близко к истине. Объединение разрозненных племен и деревень приписывается Дейоку, равно как и основание Экбатаны и введение парской власти (в начале VII в.). Это обуславливалось, вероятно, необходимостью организованного отпора ассирийским завоеваниям. По Геродоту, царство существовало 160 лет, при 4 царях; Ктесия же приводить их 10. При преемнике Дейока, Фраорте (Фравартис), М. вступила на путь завоеваний: была покорена Персия и даже осаждена Ниневия, но на этот раз неудачно, и Фраорт погиб. Преемник его Киаксар (Хувахшатара, 634 – 585) был наиболее могущественным и популярным мидийским царем; при нем М. была первой страной Азии. Он упорядочил войско и опять пошел на Ниневию, но и на этот раз она была спасена, благодаря нашествию скифов из нынешней южной России, через вост. часть Кавказа; они завладели М. и Киаксар отделался от них лишь через 28 лет, перебив на пиру их вождей. Теперь, наконец, пала Ниневия, под ударами мидян и их союзников халдеев, царь которых, Набопалассар, женил своего сына Навуходоносора на дочери Шаксара. Победители поделили наследство: Ю. достался халдеям, С. с Ассирией, Арменией, Киликией и Каппадокией до р. Галис – мидянам. Вся эта область с этих пор стала называться М. в широком смысле; Ксенофонт уже не помнит об ассирийцах и все развалины древних городов приписывает мидянам, которые, по его мнению; были первоначальными обитателями страны. Желание распространить владычество свое за Галис вовлекло Kиакcapa в войну с Адлиатом лидийским; она длилась пять лет, до 585 г. и окончилась миром, при посредничестве Сиеннесия киликийского и Навуходоносора. В том же году умер Kиаксаром и на престол вступил Aстиаг. О нем долго ничего не было известно, кроме печальной судьбы его: при нем мидийское царство заменено персидским, в лице Кира. Клинообразные надписи Набонида пролили новый свет на это событие. Если полагаться на точность выражений надписей, то с Шаксаром кончилась национальная династия и снова водворилось господство скифов. Но оно длилось недолго; надпись продолжает: «Мардук сказал мне: Умманманда (царь скифов) и цари, его союзники, не существуют больше: в 3-й год боги положили им конец. Кир, царь Ансана, его незначительный вассал, рассыпал со своими малочисленными войсками полчища Умманманды». По известию Вавилонской клинообразной хроники, против Acтиага восстали приближенные люди и выдали его Киру, который явился в Экбатану и взял оттуда богатую добычу (550 г.). Во время всеобщего восстания провинций против Дария, в Мидии также явился претендент, некто Фраорт, назвавшийся потомком Kиакcapa и привлекший на свою сторону парфян и гирканов. После неудачных попыток царских полководцев, Дарий сам разбил его при Кудуре (Кирманшах), а после Новой битвы, у Раг, он был взят в плен и казнен. При Дарии М. вошла в состав 2-й персидской сатрапии, платившей 500 талантов. Здесь, на пути из Вавилона к Каспийским воротам, паслось 50000 царских коней. Персы заимствовали от мидян многие элементы культуры, так что впоследствии трудно было различить, что принадлежит собственно им. Страбон считает персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны, войлочные шляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для холодного горного севера. Александр Вел. отдал М. Пармениону; после его смерти здесь водворился Пифон. Экбатана продолжала быть летней столицей. Сделавшись, затем, частью монархии Селевкидов, М. в 152 г. отнята у ее парфянами, хотя Атропатена, удачно противившаяся македонскому завоеванию, и при парфянах была почти независима. В последний раз М. играла самостоятельную роль в конце 1 в. до Р. Хр. : Антоний воевал с эфемерным царем М., Артавасдом. Римлянам принадлежала только Атропатена, которая и носила у них имя М.; остальная часть оставалась во власти парфян. С этих пор имя Мидия существует только как географический термин (ново персид. Мai?) О мидийской культуре нам очень мало известно, так как до сих пор не производилось в М. систематических раскопок. Несомненна ее тесная связь с ассиро-вавилонской; Геродотово описание Экбатаны указывает на развитие астрологии и поклонения светилам, но вообще о религии М. мы ничего не знаем, если не считать признаваемой многими учеными связи между одним из мидийск. племен, магами, и коллегией жрецов этого имени – связи, делающей из М. родину магии. Страбон говорит о распространенном в М. многоженстве. М. пользовалась в древности большой славой; имя ее пережило ее политическое существование и у греков часто отождествлялось с именем Персии. При Селевкидах началась эллинизация М. Раги переименованы в Еврон; выстроены Лаодикея, Анамея, Ираклея. Парфяне переименовали Раги в Арсакий. Ср. Spiegel, «Eranische Alterthumskunde» (Лпц., 1873); Noldeke, «Aufsatze zur Persischen Geschichte» (Лпц., 1887); Justi, «Geschichte des alten Persiens» (сб. Онкена); Lenormant, «Sur la monarchie des Medes» (1871); Delattre, «Le peuple et l'empire des Medes» (Брюссель, 1883); Winckler, «Zur medischen und altpersisehen Geschichte»(«Untersuchungen», ' 1889); его же, «Die Meder und d. Fall Ninives» («Forschungen», 1894); Robion, «L'etat religieux de la Grece et d'Orient au Siecle d'Alexandre. II. Les regions Syro-Babylonennoes et l'Eran» (П., 1895). Б. Т. Микадо Микадо (собств. «высокие ворота») – древнейший, теперь уже неупотребительный титул для обозначения светского верховного повелителя Японии, в настоящее время называемого императором. Микены Микены (Muchnai) – древний город в Арголиде, по преданию построенный Персеем, местопребывание потомков Даная и переселившихся из Элиды амифаонидов, потом и пелопидов, при которых сильно возвысился соседний Аргос, подчинивший себе и М. По возвращении гераклидов город стал приходить в упадок и в эпоху персидских войн окончательно погиб в борьбе с аргосцами. Жители переселились в Клеоны, в Керинию, в Ахайе и к царю Александру Македонскому. По словам Страбона, в его время не оставалось следов от города, но Павсаний описывает значительные остатки циклопической стены со Львиными Воротами; подземные сокровищницы Атрея и сыновей его, могилы Атрея и Агамемнона. Миклухо-Маклай Николай Николаевич Миклухо-Маклай (Николай Николаевич) – известный путешественник, (1847 – 87), воспитывался во 2-й СПб. гимназии, затем в университет; продолжать образование он отправился за границу, где были напечатаны и первые его зоологические работы. В 1866 г. М. М. совершил поездку на Мадеру, Канapскиe о-ва и в Марокко, а в 1869 г. посетил берега Красного моря и Малой Азии, занимаясь главным образом изучением низших морских животных, губок, полипов и т. д. Вернувшись в Россию, он задумал отправиться на почти неизвестную еще тогда Новую Гвинею и, при содействии Имп. Русск. Географического Общества, поехать туда получил возможность на корвете «Витязь», зашедшем в 1871 г. специально для этой цели в бухту Астролябии на Новой Гвинеи. Здесь М. высадился с одним слугой, шведом, и другом полинезийцем; матросы выстроили ему небольшой домик. Соседние папуасы сначала убежали в испуге, но потом, понемногу, освоились с неизвестным пришельцем, прозванным ими «человеком с луны». Через год, в 1872 г., в бухту зашел клипер «Изумруд» и увез смелого путешественника, больного лихорадкой, на о-в Яву; отсюда М. направился на юго-западный берег Новой Гвинеи, принадлежащий Голландии, и здесь чуть не был убит туземцами. После этого он поехал на о-в Амбоин и через Тернате, Менадо, Горонтало и Макассар на Яву, где жил до 1875 г., а за тем посетил полуо-в Малакку. В 1876 г. он снова отправился к своим знакомцам папуасам, на Маклаев берег Новой Гвинеи привез им скота и орудия, и прожил там до 1878 г., совершая экскурсии, занимаясь лечением туземцев и собирая антропологическую и этнографическую коллекции. В 1878 г. вернулся в Сингапур, потом переехал р. Сидней и занялся, между прочим, устройством биологической станции в Ватсон-бае. В течение 1879 г. он посетил Новую Каледонию, о-ва Лояльти, Ново-Гебридские, Адмиралтейства, Соломоновы, а также некоторые о-ва Микронезии, убедился в широком распространении захвата там людей для продажи в рабство (под видом законтрактованных кули) и, по возвращении в Австралию, стал сильно ратовать против этого зла. В 1882 г. М. Маклай приехал в Петербург и посетил также Москву. Средства для его многолетнего пребывания в тропических странах доставляло ему, главным образом, Имп. Рус. Географическое Общество, отчасти также берлинское общество антропологии и этнологии (Вирхов). В 1883 г. он вернулся в Сидней посетил в третий раз берег Маклая и, узнав о намерении Германии занять эту часть Новой Гвинеи, стал пропагандировать (сперва письменно, а потом и лично) идею о занятии этого берега Poccией, – но безуспешно. В 1883 г. М. Маклай женился на дочери сэра Дж. Робертсона, бывшего первого министра Нового Южного Валлиса. С мая 1886 по март 1887 г. он прожил в СПб., а летом 1887 г. привез туда из Сиднея свою семью. По ходатайству географического Общества, ему была выдана значительная сумма для расплаты в Австралии с долгами. В Петербурге М. стал готовить описание своих путешествий, издание коего покойный Государь Император Александр III соизволил принять на свой счет, но расстроенное здоровье скоро изменило путешественнику и он скончался в том же году. По ходатайству Географического Общества, вдове его была назначена пенсия в 600 р. Труды М. напечатаны в «Известиях» Имп. Русск. Географ. Общества, в «Verhandlungen der Berliner Gesellschaft der Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte» и в батавских и австрийских журналах. В Батавии был напечатан наиболее подробный его очерк типа папуасов, в «Протоколах» берлинского общества – не сколько интересных заметок об австралийцах и некоторых малайских племенах, в «Известиях» и других русских журналах – очерки о-вов Адмиралтейства и некот. других. С Новой Гвинеи им была вывезена богатая коллекция антропологич. и этнографических предметов, переданная им географическому обществу, а последним в Имп. Академию наук. Затем после него осталось еще много рисунков и ряд записных книжек, но составление по ним описания путешествия до сих пор не было признано возможным. Д. А. Литература. Всего напечатано 76 его работ. Часть их зоологического содержания, таковы первые научные работы М.: Beitrage z. Kenntniss der Spongien" («Jenaische Zeitschrift», т. IV), «Beitrag zur vergleich. Neurologie d. Wirbelthiere» (Лпц. 1870), «Ueber einige Schwamme des nordl. Stillen Oceans und des Eismeeres etc.» («Mem. de l'Ac. d. Sciences Petersb.», VII сер., т. XV), «Исследования над морскими губками и над пресноводной губкой Байкала» (1870) и ряд работ в «Proceedings of the Linnean Society of New South Wales». Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |