Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


17:21
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Пойнтер
Пойнтер – порода гладкошерстных легавых собак (XVIII, 270), выведенная от последовательного скрещивания испанской легавой (там же) сперва с паратою (быстрою) разновидностью фоксгоунда (см. Гончие собаки, IX, 204), потом с бульдогом (IV, 908), легким сеттером (см.), старо французским браком (IV, 558) и, даже, с борзою (IV, 403). Вывод породы П. начался еще в XVIII веке, но тип современного П. выработался окончательно только к восьмидесятым годам текущего столетия. Отличительные признаки следующие: голова большая, но сухая; череп широкий, но слегка сдавлен между ушами; надбровные дуги очень развиты; между глаз, посредине черепа, проходит небольшое углубление в виде бороздки, разделяющей череп на две слегка округленные половины; значительный перелом лба и затылочный гребень (соколок); морда равняется черепу или длиннее его; толщина морды равняется 2/3 ширины лба; морда может быть прямою или слегка вздернутою (но отнюдь не горбоноса); на конце затуплена, в профиле широкая; верхняя челюсть немного длиннее нижней; глаза не должны быть малы; выражение их живое и умное; цвет их зависит от масти собаки, вообще же предпочитаются более темные оттенки; нос большой и влажный, коричневого или мясного цвета; губы развитые, но не сильно отвислые; уши тонкие, шелковистые, в складках, средней длины, посажены невысоко, плотно прилегают к щекам; шея длинная, мускулистая, округленная; грудь довольно глубокая (но не широкая), сухая и несколько впалая; плечи длинные, косые, сильные, но не мясистые; колодка мощная, брюхо поджарое, спина слегка вогнутая; зад может быть покат, но «вислозадость» считается большим пороком; прут (хвост) должен быть толстым в корне, к концу же равномерно утончаться; собака должна держать его прямо, без сгиба, почти параллельно земле; в спокойном состоянии он не достигает пазанков (см.) на 1 – 2 пальца; ноги сильные, мускулистые, с резко обозначенными сухожилиями; лапы предпочитаются круглые – кошачьи; псовина (шерсть) короткая, плотная, жесткая, гладкая; масть: желтопегая, красно-пегая, кофейно-пегая, с подпалинами и без подпалин, черная и кофейная; весьма ценится правильное симметричное распределение отметин, особенно на голове. По росту и отчасти, по складу, П. делятся на легких (до 55 фн.) и тяжелых. В общем П. стройная изящная и, вместе с тем, могучая собака, несколько флегматичная в спокойном состоянии, но полная огня и энергии при малейшем возбуждении, особенно на охоте. П. отличаются превосходным верхним чутьем (VI, 62), широким поиском (см.) и крепкою стойкою. В Англии лучшие питомники П. (кеннели) находятся в Девоншире; на материке Европы лучшие П. велись в Германии князем Сольмским. в Браунфельсе. В России пользуются известностью питомники Ланского, Новицкого (уже умершего), Хлудова, гр. Ферзена, Боде, Карцева и Кенига. См. Л. П. Сабанеев, «Собаки. 1. Лягавые» (М., 1896; капитальнейший труд); «Описание типичных признаков охотничьих собак» (СПб., 1888); Rawdon Lee, «Modern dog» (перевод, Тула, 1892).
С. Б.
Покров
Покров Пресв. Богородицы – праздник православной церкви (1 октября), установленный в память события, бывшего в Константинополе в половине Х в. Империя вела в это время войну с сарацинами, и городу угрожала опасность. В. указанный день св. Андрей юродивый и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Божию Матерь, с сонмом святых, молящуюся о мире и распростершую свой П. (омофор) над христианами. Греки ободрились и сарацины были отражены. Церковному богослужению в этот день присвоено особое величание". В честь П. Божьей Матери существует акафист.
Полевковые
Полевковые (Arvicolidae) семейство отряда грызунов; туловище напоминает мышей, но более неуклюже, голова толстая, уши совсем скрыты в шерсти или слегка выдаются, волосатый хвост не превышает двух третей длины туловища. Коренных зубов в верхней и в нижней челюсти по три, они большею частью без корней и состоят из трехсторонних чередующихся вершинами призм. Череп очень сужен в лобной области, с заметно выступающими скуловыми дугами. Спинной хребет состоит, кроме шейных, из 12 – 14 грудных. (5 – 7 не имеющих ребер), 3 – 4 крестцовых и 11 – 24 хвостовых позвонков. П. распространены исключительно в северных и умеренных частях палеарктической и неарктической областей; живут под землею, прорывая простые или разветвленные обыкновенно горизонтальные норы:, питаются преимущественно растительными веществами; устраивая нередко запасы на зиму. Не подвержены зимней спячке. Некоторые виды наносят чувствительный вред сельскому хозяйству. Иные предпринимают длинные странствования. Наиболее обширный род – полевка (Arvicola), у которой первый нижний коренной зуб имеет не менее 7 эмалевых складок: разделяются на несколько подродов: Paludicola, Hypudaeus, Agricola, Arvicola и Microtus. К этому роду относятся: водяная крыса (Arvicola [Paludicola] ampbibius) и земляная крыса (A. [P.] terrestris); первая живет близ воды, вторая вдали от ее, но самостоятельность вида ее оспаривается многими; длиною 21 – 24 см., почти одноцветная серо-коричневая; распространены от Атлантического океана до Охотского моря и от Белого до Средиземного моря; чрезвычайно вредна для полей, садов и огородов; устраивает норы и выбрасывает кучи земли на подобие кротов. Снеговая П. (Arvicola [Раludicola] nivalis), более светлая, в особенности снизу, длиною (с хвостом) 18 см., живет близ снеговой линии на Альпах. Лесная П. (A. [Hypudaeus] Glareolus), сверху темно-рыжая, снизу белая, длиною до 15 см., встречается в лиственных лесах южной Европы (и России). Земляная П. (A. [Agricola] agrestis), сверху серовато-бурая, снизу белая, водится по опушкам лесов в северной и средней Европе. Обыкновенная П. (A. [Agricola] arvalis), до 14 см. длины, сверху ;желтовато-серая. снизу грязно ржаво-белая, лапки почти белые, водится почти во всей Европе и в Сибири, в безлесных местностях, в особенности на лугах; забирается в погреба; накопляет запасы хлебных и других семян; странствует; производит большие опустошения на хлебных полях, подгрызая солому и поедая опавшие зерна. П. экономка (A. [Agricola] oeconomus), отличающаяся от предыдущей более короткой головой с маленькими глазами и ушами, заменяет обыкновенную П. за. Обью. Сюда же относятся роды: пеструшка или лемминг (Myodes, Coniculus) и мускусная крыса или ондатра (Fiber).
Г. Якобсон.
Полежаев Александр Иванович
Полежаев (Александр Иванович, 1805 – 1838) – выдающийся поэт. Отец его – помещик Пензенской губ., Струйский, мать – крепостная этого помещика, выданная впоследствии замуж за саранского мещанина П., от которого поэт и получил свое имя. Десяти лет от роду П. отдан был в Москве в французский пансион; затем он поступил вольнослушателем в московский унив., по словесному факультету. Первое стихотворение П. : «Непостоянство» появилось в «Вестнике Европы» 1825 г. Университетское начальство поручило П. написать к торжественному акту 12 янв. 1826 г. оду: «В память благотворении Александра I императорскому моск. университету», а на выпускном акте, в том же году, П. прочел свое стихотворение «Гений». К тому же времени относится сатирическая поэма П.: «Иман-Козел», вызванная ходившими тогда нелепейшими слухами об одном священнике в Москве. Другая сатирическая поэма П., «Сашка», в которой изображались студенческие похождения и попойки, испортила всю его жизнь. Поэма ходила по рукам в списках и попала в руки начальству, которое, обратив внимание на несколько стихов с неуважительными отзывами по вопросам религиозным и с указанием на неудовлетворительность общественных условий России, дало ход делу. Шуточная поэма очутилась в руках императора Николая Павловича, прибывшего в Москву на коронацию. Император приказал привести к себе П., который в его присутствии должен был прочесть свою поэму. Но окончании чтения, государь, обращаясь к министру нар. просвещения кн. Ливену, сказал: «Я положу предел этому разврату; это все еще следы, последние остатки» (т.. в. брожения, приведшего к заговору декабристов). Получив, однако, от министра отзыв, что П. «поведения превосходнейшего», государь сказал: «Этот отзыв тебя спас, но наказать тебя надобно для примера другим», а затем добавил: «Я тебе даю военною службою средство очиститься... от тебя зависит твоя судьба, если я забуду, то можешь мне писать»; с этими словами государь, поцеловав П. в лоб, отпустил его. П. не мог примириться с крайне тяжелым положением унтер-офицера из «политических преступников»; пользуясь дарованным ему правом писать к государю, он решился послать просьбу о помиловании или об улучшении его участи. Не получив ответа на неоднократные прошения и полагая, что они не доходят до государя, П. задумал лично обратиться к нему, самовольно оставил полк и отправился пешком в Петербург. Сообразив, однако, все значение своего поступка, П. вернулся с дороги и явился к начальству. Он был отдан под суд и приговорен к прогнанию сквозь строй, но приговор был государем смягчен, и П. был разжалован в рядовые без выслуги. Всеми покинутый, П. пришел в отчаяние и запил. За оскорбление фельдфебеля он был опять отдан под суд и просидел в тюрьме, в ужаснейшей обстановке, в кандалах, почти целый год, имея в перспективе прогнание сквозь строй; но ему было вменено в наказание долговременное содержание под арестом. В 1829 г. полк, в котором служил П., был отправлен на Кавказ. П. принимал, участие в целом ряде сражений и стычек и везде искал случая отличиться, чтобы добиться офицерского чина. Начальство не, пожелало, однако, обратить на него внимание, и в 1833 г. он возвратился с Кавказа унтер-офицером. Организм его был совершенно расшатан; он впал в чахотку и на смертном только одре мог узнать, что 27 декабря 1837 г. произведен в прапорщики. Исключительные обстоятельства жизни наложили резкую печать на поэзию П.; она мрачна, как сама жизнь поэта. Оторванный от общества, он мог наполнять свои произведения лишь картинами горького субъективного чувства. Дважды находясь в ожидании приговора, который равнялся смертному, П. излил свои чувства в, «Песне пленного ирокезца» и в стихотворении «Осужденный». В длинном и не вполне еще напечатанном стихотворении «Арестант» П. с жестокою правдою описывает обстановку своего ареста. Из автобиографических стихотворений П., наиболее многочисленных и сильных, видно, что он никогда не мирился с своею судьбою. Всего чаще повторяется здесь мотив сожаления о растраченных годах жизни; иногда поэт преувеличивает свои заблуждения, сопоставляя их с постигшею его непомерною карою; не менее часто слышится мотив упорного сознания своего достоинства, сурового протеста или, наконец, отчаяния, потери веры в жизнь и человеческую справедливость. Пребывание на Кавказе отозвалось у П. целым рядом поэм, стихотворений, песен, в которых, наряду с изображением войны, звучит раздумье о ее значении, сочувствие к страждущим и побежденным. Много прекрасного в песнях П. в народном жанре, к которому Белинский находил у него большую способность («У меня ль молодца», «Баю-баюшкибаю» и др.). В общем, произведения П. весьма неравного достоинства, что объясняется обстановкою, среди которой они писались; но многие из них свидетельствуют о сильном и своеобразном таланте. Вполне оригинален и стих П. : это – не подражание пушкинскому стиху, а скорее переход к Лермонтову, также к Кольцову. В свое время прославилась по оригинальности стиха его воодушевленная «Песнь погибающего пловца», писанная двустопными хореями с рифмами. Собрания сочинений П. издавались в 1832, 1859, 1889 (под редакцией П. А. Ефремова), и 1892 гг. (под ред. А. И. Введенского). См. ст. Ефремова (в «Пантеоне литературы», 1888, N 2), Пыпина (в «Вестнике Европе», 1889.. N 3) и Якушкина (в «Вестнике Европы», 1897, № 6).
Поленов Василий Дмитриевич
Поленов (Василий Дмитриевич) – исторический живописец, жанрист и пейзажист, род. в СПб. в 1844 г. Но окончании курса наук в петрозаводской гимназии, записался в ученики имп. акд. худ. В 1869 г., за картину «Иов и его друзья» получил малую золотую медаль, а в следующем году за другую «Христос воскрешает дочь Иаира» (в акд. музее) большую золотую медаль. Окончив одновременно университетский курс по юрид. фак. в 1872 г., П. отправился за границу, в качестве пенсионера акад. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, жил довольно долго в Париже и написал там, между прочим, картину «Арест графини д'Этремон», доставившую ему в 1876 г. звание академика. Возвратившись в том же году в Россию, вскоре после того отправился на театр русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял, для рисования и писания ее эпизодов, при главной квартире наследника цесаревича, впоследствии имп. Александра III. Но окончании войны поселился в Москве, откуда в 1884 г. сделал поездку в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет. С 1879 г. состоит членом товарищества передвижных худ. выставок. Главные произведения П., сверх трех вышеупомянутых: «Бабушкин сад» (1879, в Третьяковской галерее, в Москве), «Лето» (1879, у наследников Д. Боткина, в Москве), «Заросший пруд» (1880), «Большая» (1886), «Христос и грешница» (1887, в музее имп. Александра III), серия этюдов, писанных в путешествии на Восток (в Третьяковской галерее, в Москве) и некоторые др.
Ползунов Иван Иванович
Ползунов (Иван Иванович) – русский механик – построил первую паровую машину в России, действовавшую в 1766 г. на Барнаульском заводе. Модель ее хранится в Барнаульском горном музее (XXII, 864). См. Брандт, «история паровых машин» (СПб., 1892).
Поли...
Поли... (хим.) – приставка, происходящая от греч. сл. poluV – многий; П. почти исключительно употребляется для указания того; что данное тело является полимером (см. Изомерия, XII, 870) другого, с которым оно связано генетически. Таково значение П. в словах: П.-метакриловая кисл. = (С4Н6О2)х – название полимера метакриловой кислоты – СН2:С (СН3). СООН, П.-изомасляный альдегид (С4Н8О)х – полимер изомасляного альдегида с неизвестной величиной частицы и т. д. Сравнительно реже П. обозначает неполную ангидридную форму полимера; так, напр., П. – этиленовыми алкоголями называются вещества общей формулы:
n[C2H4(OH)2] – – (n – 1) H2O=nC2H4O (окись этилена) + H2O; П.-фосфористыми кислотами – кислоты: пирофосфористая – Н4P2O5=2Н3РО3 – Н2О; трифосфористая – Н5P3O7=3Н3РО3 – 2Н2О и пептафосфористая – Н7P5O11=5Н3РО3 – 4Н2О, а П.-кремневыми – кислоты общей формулы – nSi(OH)4 – – (n – 1) Н2O=nSiO2+Н2О. П.-метиленовыми углеводородами называются замкнутые углеводороды ряда СnН2n, каковы, например:
триметилен: , тетраметилен и другие; в генетической зависимости они друг от друга не находятся и не могут даже считаться полимерами метилена, так как свойства его неизвестны (Метилен – СН2 до сих пор не получен и, по господствующим в органической химии представлениям о четырехатомности углерода, не способен существовать). Название полипоровой кисл. – C18H14O4 происходить от рода грибов – Polyporus, из которых она добывается.
А. И. Г. D.
Полибий
Полибий (PoubioV) – известный историк, сын Ликорты, уроженец Мегалополя. Род. между 212 и 205 г.. ум. между 130 и 123 г. до Р. Хр. Отец его, после смерти Филопемена (183), его земляка, друга и политического единомышленника, был избран в союзные стратеги и отмстил мессенянам за смерть своего предшественника; на П. возложена была ахеянами обязанность нести в торжественной процессии урну с прахом «последнего эллина» из Мессены в Мегалополь. В 181 г П. был выбран в состав посольства к Птолемею V, для возобновления союза с Египтом. Вообще он принимал близкое участие в делах ахейского союза: в войну римлян с Персеем советовал ахеянам политику невмешательства; убедил ахеян возвратить Евмену II отнятые у него почести; когда, в ожидании торжества римлян над Персеем, ахейские власти решили показать на деле свою верность римлянам, П. отправлен был в Фессалию к конс. Кв. Марцию Филиппу с предложением военной поддержки от союза. В 168 г. сыновья Птолемея V обратились к союзу с просьбою о помощи, при чем начальником вспомогательной конницы желали видеть П. С поражением Персея под Пидною (168) партия П. в ахейском союзе утратила всякое значение, будучи оттеснена открытыми сторонниками римского авторитета. В 167 г. 1000 ахеян, в том числе и П., были препровождены в Италию, как обвиняемые в сношениях с побежденным Персеем; только через 17 лет П., в числе 300 уцелевших ахеян, возвратился в Элладу. Для П. Рим сделался вторым отечеством; он нашел там радушный прием в семействе Л. Эмилия Павла, был сначала наставником, потом ближайшим другом и спутником сына его Сципиона Эмилиана. Пользуясь в Риме полной свободой, П., при посредстве Сципионов, поддерживал знакомство со многими знатными римлянами и в 162 г. оказал содействие Димитрию Сотеру к тайному побегу из Рима. Влиянию П. на Сципиона Младшего ахеяне больше всего обязаны были возвращением сограждан их на родину. По разрушении Коринфа, когда господами Эллады сделались римляне (146), П. воспользовался благоволением к нему римской знати для возможного облегчения участи эллинов; не один эллинский город он спас от разграбления, многих жителей – от рабства и иных бед. Заслуги П. были почтены сооружением в память о нем статуй во многих городах Пелопоннеса. Ахейским происхождением и чувствами ахейского патриота с одной стороны, близостью к римскому правящему классу, признанием достоинств римской политики и политических деятелей Рима – с другой определились существеннейшие черты полибиевой истории, ее задача и руководящие мысли. К этим главным влияниям присоединялись обширные сведения автора в военном деле различных народов, многочисленные личные наблюдения, собранные во время путешествий по Азии, Европе и Африке, непосредственные занятия государственными делами и желание преподать уроки политической мудрости; отсюда практический, деловой характер изложения, словоохотливость автора в объяснениях и поучениях. По личным наблюдениям П. описывает Верхнюю Италию, Альпы и южную Галлию; говорит об Иберии, о Родосе, где по архивным документам имел возможность проверить показания предшествующих историков. В третью карфагенскую войну он последовал в Ливию за Сципионом и на кораблях, полученных от него, объехал северные и западные берега Африки. В Египте П. был в царствование Птолемея Евергета, вероятно в 143 г., и об александрийцах сообщает как очевидец; всеми признаками личного наблюдения отличаются и его сообщения об Евксинском Понте. Вообще знакомству с географией, математической и физической, П. придавал большую важность и в своей «истории» отвел целую книгу (34-ую) географическим и топографическим показаниям; продолжателем П. в этом направлении явился только Страбон. Из отдельных географических сочинений П. известно по имени: «Об экваториальных обитаемых землях». П. написал еще биографию Филопемена, «Записки о военном строе» и «Историю нумантинской войны»; все эти сочинен утрачены. Всего важнее его "Всеобщая или «Мировая История», в 40 книгах. из которых дошли до нас в цельном виде только первые пять; от прочих сохранились отрывки,. за исключением книг 17, 19 и 40-й, Предметом «Истории» служит завоевание мира римлянами, его объединение и устроение под римским владычеством. «Почти все события миpa», замечает историк, «судьба властно направила в одну сторону и подчинила их единой цели; согласно с сим и нам надлежит представить читателям в едином обозрении те пути, какими судьба осуществила великое дело» (1, 4). История отдельных народов или событий кажется автору непригодной для уразумения таких мероприятий римского государства, которые совершались одновременно во всех частях мира или одновременно меняли судьбу многих стран и народов. Таким образом, всеобщая история П. есть, в сущности, история Рима за 5З-летний период времени (220 – 168), когда военные дела Италии, Ливии, Азии, Эллады, Галлии, Иберии переплетались между собою, получали направление из Рима и завершались сообразно с выгодами римской республики (II, 37; III, 32; IV, 28; V, 31, 105; VIII, 4). Выполнить свой план П. рассчитывал при помощи синхронистического способа изложения, в последовательном ряде олимпиад и годов каждой олимпиады; от этого порядка изложения автор уклоняется лишь в исключительных случаях, хотя и сознает некоторые его неудобства. Каким образом, силою каких учреждений и предварительно рассчитанных планов Рим обратился в мировую державу, какими средствами он сохранял свое владычество над завоеванным миром, какими силами располагал в начале своих завоевательных действий, к какому сопротивлению были способны воевавшие с ним народы и владыки – вот вопросы, разрешение которых П. считает задачей и предметом всеобщей истории. Успехи Рима не кажутся автору случайным даром судьбы, чем-то незаконным, добытым несправедливо; напротив, могущество римлян вполне заслужено их превосходством над прочими народами и для этих последних благодетельно; подчинения римлянам следует искать, а не бежать от него; «покорение мира римляне задумали и осуществили с помощью верно рассчитанных средств» (1, 3 – 4; III, l – 4). В совершенстве государственных учреждений римлян лежит разгадка их военных успехов (III, 2, 6), почему автор посвящает одну из книг своей истории (6-ую) описанию римского государственного строя, военного дела и дисциплины; римская республика, по мнению П., совершеннейшая форма человеческого общежития, недоступная порче ( VI, 11 ). Одновременно с политическими учреждениями и в том же направлении действовали частные добродетели римлян: их несокрушимое мужество, предприимчивость, бого боязнь, верность данному слову; неподкупность и бескорыстие их военачальников. Члены дома Сципионов, особенно Сципион Африканский Младший, был для Полибия воплощением всех доблестей. Что касается до ахеян, то они, по словам П., силою своих добродетелей, любовью к свободе. и равенству, бескорыстием и умеренностью объединили всех пелопонесцев общесоюзными установлениями, так что если Пелопоннес не образует одного города, то потому только, что «жители его не имеют общих стен» (11, 37). Не видя конца внутренним неурядицам в ахейском союзе, П. считал римлян спасителями и устроителями его родины, тем более, что Элладе была оставлена тень независимости; автономия, ее в местном управлении сохранилась и римские власти обращались с ахеянами бережнее, нежели с другими покоренными народами. Вот почему, составляя свою историю после разрушения Коринфа (последние упоминаемые в ней события относятся к 144 г. до Р. Хр.), П. находит возможным говорить не только о существовании ахейского союза, но даже о полнейшем благополучии пелопоннесцев (II, 37. 42, 62; IV, 1, 30, 32; XVIII, 13). Известия П. о римлянах Моммзен называет «солнцем на поле римской истории; там, где они начинаются, рассеивается завеса тумана, еще покрывающего самнитские войны и пирровскую войну – а где оканчиваются, там опускаются новые и, если возможно, еще более густые сумерки» И здесь, однако, достоверность П. – только относительная. Пристрастие к римлянам, нежелание сказать что-либо неугодное могущественным друзьям и благодетелям побуждали историка замалчивать одни факты, превратно понимать или истолковывать другие. Ревниво преследуемая автором дидактическая цель – научить примерами прошлого рассудительности в политике и военном деле, предостеречь от пагубных ошибок в будущем – также должна была препятствовать всестороннему разъяснению событий в их причинах, взаимной связи и последовательности. Часто автор отмечает одну какую-либо сторону события или одно из его условий,. чтобы поскорее преподать читателю урок практической мудрости или возвести частный случай в общее правило. Отсюда обилие сентенций или поверхностных аналогий для оправдания той или другой предвзятой мысли, а. также крайний недостаток исторической перспективы. Весьма характерен для П. общий очерк следующих одна за другою форм государственного устройства: вместо исследования условий, от которых зависит последовательная смена единовластия, царства, аристократии и демократии, автор предлагает считать причиною этих сложных явлений порчу нравов в среде носителей власти (VI, 1, сл.). Искание причин исторических событий или в готовых понятиях автора о человеческой природе, или в каких-либо ближайших обстоятельствах, скорее сосуществующих с объясняемым явлением, нежели его обусловливающих, или в сравнениях и аналогиях, составляет выдающуюся особенность сочинения П. – так назыв. его прагматизм. Хотя этот последний термин, в зависимости от греч. ta pragmata (res gestae, государственные дела), означает собственно политическую историю, в отличие от прочих её видов (1, 2, 35: VI 5; IX, 1 – 2), и в таком смысле сам П. называет свою историю прагматической или даже прагматией, тем не менее сочинение П. почитается древнейшим и главным образцом такого изложения событий, которое историк постоянно сопровождает своими пояснениями и общими рассуждениями, и которому усвоено название прагматической истории. Выяснение причинной. связи событий автор вменяет историку в непременную обязанность, «ибо, – говорит он – если изъять из истории объяснение того, почему, каким образом, ради чего совершено что-либо, достигнута ли была предположенная цель. то история обратится в пустую забаву без всякой поучительности; подобная история способна доставить лишь мимолетное удовольствие и для будущего окажется совершенно бесполезною» (lll, 31). Сам П. такую историю называет аподиктической (ll. 37;lll, l; IV 40). Как новатор в историографии и как писатель рационалист, недостаточно вникающий в историческую обстановку прошлого, П. беспощадно критикует своих предшественников, закрывая глаза на положительные стороны их сочинений. Ср. «P. historiae» (изд. Hultsch. Л., 1888, сл.): Schweighauser (I – VIII, Л., 1789 – 95); «Всеобщая история П.» (перев. Ф. Мищенка, М., 1890 – 98), Lucas, «Ueber P. Darstellung d. Aetol. Bundes» (1827); Brandstater, «Gesehichten d. Aetolisch. Landes» etc. (Б., 1844); P. La-Roche, «Charakteristik des P.» (Л., 1857); Scala, «Studien uber deu P.» (Шт., 1890).
Ф. Мищенко.
Полигамия
Полигамия – многоженство: обычай, существовавший у большинства народов во всех частях света и существующий еще местами и теперь, как у менее культурных племен Африки, Меланезии, Америки и т. д., так и у более культурных, исповедующих ислам и буддизм народов Азии и Африки. Нигде, однако, мы не встречаем П. как общее явление для целых народов, что и понятно, так как в таком случае необходимо было бы по крайней мере вдвое большее число женщин, чем мужчин. Обыкновенно П. является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является – по крайней мере первоначально, а фактически (например у султанов, шахов и т. д.) еще и теперь – неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает П. известным числом жен (напр. у магометан – четырьмя). У индусов закон ввел моногамию только у судров, людей низшего и бедного класса; в касте ваисиев можно иметь 2 жены, в касте воинов – 2 или 3, в касте браминов – до 4. Исследователи; принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение полов, видят в П. прогресс; ограничение по крайней мере для одной стороны – для женщины; исследователи, исходящие из моногамической формы первобытного брака, смотрят на П., как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это выражается обыкновенно тем, что первая жена является главною и считается хозяйкою в доме по преимуществу. Побуждения к П. могли быть многие; кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство, что в тропических странах женщины обыкновенно скоро стареют, и притом значительно ранее мужчин, а также, что, по существующему обычаю, дети кормятся грудью до двух лет и даже долее. Обладание несколькими женами у некультурных народов часто представляет выгоду еще тем, что в лице своих жен мужчина приобретает больше рабочих сил, освобождающих его от необходимости личного труда. От нескольких жен рождается более детей, а дети, вырастая, также становятся работниками; дочери, выходя замуж, служат предметом продажи (за них уплачивается калым). Кроме того, обладание многими женами и обширным родством дает большее значение в обществе, и это уже одно может вызывать стремление к П. Хотя между несколькими женами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так как одна жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех'. Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает, однако, и протесты со стороны последних, при чем не всегда достаточным является авторитет главы дома – факт, служащий одним из мотивов против П. Что вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой, явствует из многих воззрений и обычаев. Так у некоторых народов свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет еще жену, то он вынужден обыкновенно брать ее из низшего класса, и там жены считаются как бы наложницами. Вообще, как замечает Штарке, П. основывается на поверхностных мотивах и не имеет глубоких корней в условиях развития общественной жизни; с большим духовным развитием она должна исчезнуть, как преходящее явление в истории культуры.
Д. А.
Полигнот
Полигнот – древнегреческий живописец, уроженец о-ва Фазоса, ученик своего отца Аглаофона, около 462 г., по приглашению Кимона, прибыл в Афины, где ему, вместе с другими живописцами, была поручена роспись стен Stoa poiklh (см. Афины, II, 572), а также храмов Диоскуров и Фезея. В первом из названных зданий им была изображены битва афинян с лакедемонянами, сражение Фезея с амазонками, разрушение Трои и марафонская битва. Наибольшею известностью пользовались картины, написанные П. в Лесхе, в Дельфах, изображавшие взятие Трои, отплытие греков из под этого города и посещение Одиссеем подземного царства. Фигуры на картинах П. были исполнены очерком и окрашены лишь несколькими красками, выделявшимися на цветном фоне стен. Не смотря на полное отсутствие в них моделировки человеческого тела и перспективы, они представляли собою в истории живописи значительный шаг вперед, так как, по преданию, в них замечались ритмичность композиции, благородство форм и выразительность – качества, которые отсутствовали в произведениях архаического периода. См. Brunn; «Geschichte der griechisch. Kunstler» (Штуттг., 1859); Jahn, «Die Gemalde des Polygnotos in der Lesche zu Delphi» (Киль); Gebhard, «Die Komposition der Gemalde des Polygnot in der Lesche zu Delphi» (Геттинген, 1872); Lenormant, «Memoires sur les peintures de Polygnote dans la. Lesche de Deiphes» (П., 1864).
Полидевк
Полидевк (PoludeukhV, Julius Pollux) – из египетского города Навкратиса, ученик ритора Адриана, известный лексикограф и софист второго века по Р. Хр. Пользовался расположением императора Коммода (180 – 192), благодаря которому получил кафедру софистики в Афинах. Современники были о нем невысокого мнения; Лукиан жестоко осмеял его в одном из своих диалогов («ўRhtorwn didaskaloV»). До нас дошел словарь его («Onomastikon»), в 10 книгах, на которых каждая начинается письмом к императору Коммоду. Материал словаря распределен не в алфавитном порядке, а по предметам; так, в первой книге говорится о богах и царях, во второй – о людях, об их жизни, физиологическом строении и т. д., в третьей – о родстве, о гражданских отношениях и т. д. К каждому аттическому названию приведены примеры и выражения, с краткими пояснительными заметками. Как пособие по греческой лексикографии, труд П. имеет большое значение. Из других его трудов были известны «DialexiV», «Laliaiў», «Meletai», «ўEpiJalamioV», «ўRwmaikoV» «logoV» и друг. Ср. Dindorf, «Pollux» (Лпц., 1824); Bekker, «Pollux» (Б., 1846); Rohde, «De Pollucis in apparatu Scenico enarrando fontibus» (Лпц., 1870); Ranke, «Pollux und Lucianus» (Кведлинбург, 1831).
Н. О.
Поликлет
Поликлет – один из величайших древнегреческих скульпторов, родом из Сикиона, глава пелопонесской школы ваяния, ученик, или, что вероятнее, последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона; жил в V веке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он продолжал работать в духе Агелада, при чем, в противоположность Фидию, создавшему идеал божественного величия, стремился установить тип внешней, человеческой красоты. Он изображал преимущественно фигуры юных атлетов, из которых наибольшею славою пользовались «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша, надевающий себе на голову повязку). Первую из этих статуй древние называли каноном, т. е. закономерною; существует даже предание, что она была изваяна П. для подтверждения правил, изложенных в недошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела, имевшем название также канона. Древние писатели (Лукиан и Галлиен) свидетельствуют, что по П. красота тела обусловливалась гармонией отдельных его членов, именно – известною пропорциональностью пальцев между собою, всех пальцев вместе взятых к пясти, этой последней к запястью и т. д. Копию первой из означенных статуй ар хеологи видят в Дорифоре неаполитанского музея, а также в фрагментах торса берлинского музея и в бронзовой голове неаполитанского. Но, к сожалению, по неаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного представления об оригинале, так как ее исполнитель, скульптор римской эпохи, придал фигуре Дорифора, которая в оригинале П. изображала юношу, едва вступающего в зрелый возраст (viriliter puer), мускулистые, мощные формы, сильно напоминающие излюбленный римскими ваятелями тип гладиатора. Равным образом едва ли вполне передают оригинал воспроизведения второй из названных статуй; даже лучшие из них, Диадумен Фарнезский и Диадумен британского музея, мало соответствуют описанию поликлетовского Диадумена, представлявшего, если верить преданиям, юношу с нежными. еще развивающимися формами (molliter juvenis). П. воспроизводил также женское тело. По рассказу Плиния, лучшие скульпторы Греции – Фидий, Кресилай, Фрадмон и П. были приглашены участвовать в конкурсе на исполнение статуи амазонки для ефесского храма, при чем им было предоставлено решить самим, чье произведение окажется превосходнейшим. Каждый из конкурентов отвел первое место своей собственной работе, а на второе все три соперника П. поставили его статую, вследствие чего он и был признан победителем. Повторением амазонки считают «Раненую амазонку» берлинского музея, изображающую. молодую женщину сильного сложения, с крепкими мускулами, но вообще с плавными, округлыми формами. Некоторое отступление от реалистического направления П., выразившегося в вышеперечисленных скульптурах, замечается в исполненной им для аргосского храма хрисоэлефантинной статуе Геры, свободным повторением которой, быть может, следует признать Фарнезскую Геру неаполитанского музея. О П. история говорит также как об архитекторе, ему приписывается постройка театра и одеона в Эпидавре. Ср. Friederichs, «Der Dоryhогоs des Polyklet» (Б., 1869); Conze, «Beitrage zur Geschichte der griech. Plastik» (Галле, 1860); Michaelis, «Tre statue Policletee» (в «Annali dell' Inatituto archeol.», Рим, 1878).
А. А. С-в.
Полимерия
Полимерия (хим.). – При слове изомерия (XII, 870) уже было указано, что Берцелиус предложил называть полимерными тела одного и того же элементарного и процентного состава, но обладающие частицами различной величины. Между полимерами можно различить несколько классов. П. может быть случайной, в этом смысле оксиметилен – CH2O, уксусная кисл. – C2H4O2, молочная кислота – C3H6O2; или неизвестный пока метилен – CH2 и все олефины (см.) – случайные полимеры друг друга, так как генетически они между собою не связаны, Затем можно отличить названием настоящих полимеров те тела, которые действительно являются продуктами полимерного превращения одно другого, напр. : паралдегид – (C2H4O)3 и металдегид (C2H4O)3 – утроенные полимеры уксусного алдегида – C2H4O; бензол – C6H6 – утроенный полимер ацетилена – C2H2; циануровая кислота C3H3N3O3 – утроенный полимер циановой кислоты – CNHO; i-фруктоза – [CH2(OH)[CH(OH)]3.CO.CH2(OH)]2 удвенадцатиренный полимер оксиметилена – CH2O и т. д. К полимерным превращениям способны между органическими соединениями очень многие вещества. Между углеводородами легко уплотняются олефины, Многие углеводороды ряда ацетилена и ряда CnH2n-4, следующего за ним; начиная с ряда CnH2n-6 способность к полимеризации менее выражена; относительно полимерных углеводородов надо заметить, что они редко способны к гладкой деполимеризации. Необыкновенно легко полимеризуются алдегиды и окиси, некоторые непредельные кислоты и многие содержащие азот органические тела, а между ними особенно вещества, содержащие группу циана – (CN)'. Многие из этих полимеров способны, распадаясь в известных условиях, превращаться в мономеры. Полимеризующими агентами являются нагревание и затем химическое действие самых разнообразных веществ, каковы: крепкие минеральный кислоты (по преимуществу H2SO4), различные неорганические соли, фтористый бор (для углеводородов), кислоты, соли уксусной кислоты, едкие щёлочи (для алдегидов и оксиалдегидов) и т. д. Что касается изменения физических свойств полимеров сравнительно с мономерами, то вообще можно заметить, что они обладают большим удельным весом, более высокой точкой плавления (если они тверды) и более высокой точкой кипения (очень часто, впрочем, полимеры способны переходить в парообразное состояние только претерпевая превращение в мономеры); относительно же изменения химических свойств можно только заметить, что полимеры вообще химически индифферентнее мономеров (ср. напр. свойства оксиметидена со свойствами хотя бы i-фруктозы).
А. И. Горбов D.
Полиптих
Полиптих (Poluptucon) – в древности и в начале средних веков название книги, составленной из трех или более навощенных дощечек.
Полипы
Полипы. – П. называются в противоположность медузам такие особи жгучих кишечнополостных (Coelenterata, Cnidaria), тело которых представляет более или менее удлиненный мешок, прикрепленный одним концом к неподвижному предмету и снабженный на противоположном конце ротовым отверстием, служащим для введения пищи и выбрасывания не переваренных частей пищи. Ротовое отверстие ведет в гастроваскулярную полость и бывает окружено щупальцами, служащими органами для захватывания пищи, для защиты, а иногда и передвижения. По строению П. распадаются на две группы: гидроидных П. и сцифополипов; первые отличаются вообще менее сложным строением, в частности же отсутствием особой ротовой или глоточной трубки. Гидроидные П. свойственны вообще Hydrozoa – гидромедузам и сифонофорам, сцифополипы – коралловым П. и полипообразным стадиям сцифомедуз. В разговорном языке слово П. употребляется совершенно неправильно и прилагается даже к головоногим моллюскам.
Н. Кн.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 256 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 39152

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close