Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


17:38
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Раввин
Раввин (от раб – «учитель») – духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к ним и функции судейские. Право на занятие должности P., по еврейскому закону, имеет всякий, отличающийся основательным богословским знанием и благочестием,. Во время существования первого храма рядом со священниками ааронидами, в руках которых сосредоточивался храмовой культ, религиозными наставниками являются пророки, которые по большей части были миряне. После вавилонского плена, реставрации храма и реформ Ездры и Неемии светский элемент еще более усиливается в деле религиозного наставничества, в лице «книжников» (соферим) и «мужей Великого Собора». Впоследствии роль наставников и толкователей закона переходит к фарисеям, вступающим в открытую борьбу с саддукеями, которые были преимущественно священниками. С разрушением второго храма Р. становятся единственными религиозными руководителями народа. В числе Р. талмудического периода и последующих веков встречаются люди из всевозможных общественных сфер и самых разнообразных профессий. Однако, еще в талмудический период установлена была известная форма посвящения на раввинство – так называемая семиха, т. е. ординация посредством рукоположения. Этот обряд, упраздненный в начале IV в., вновь был введен к XIV в., при чем претендовавшему на звание Р. выдавалась venia docendi (гаттарат-гораа), с правом на титул морену (т. е. учитель наш). Должность Р. считалась почетной; первоначально занимавший ее не получал никакого вознаграждения. Начиная с XIII в. общины мало помалу стали назначать приглашаемым ими Р. известное вознаграждение. Р. был первым лицом в общине и являлся представителем ее перед властью. В Испании и Германии правительство назначало иногда верховных Р. или «великих магистров над всеми Р.» (Magisler Judaeorum, Hochmeister). Особенно влиятельно положение Р. («доктор жидовские») было в Польше. где им предоставлены были королями весьма широкие судебные полномочия и где организованы были периодические съезды раввинов, для решения сложных процессов и разъяснения спорных пунктов талмудического права. Во второй половине XVI в. эти съезды обратились в правильные синоды. В новейшее время характер и организация раввината подверглись весьма значительным изменениям. Деятельность раввинов везде ограничена областью религии и школы. Кроме богословских знаний, приобретаемых в специальных учреждениях, он должен обладать общим образованием. Раввинат везде подчинен правительственному надзору и урегулирован особенными узаконениями. Во Франции и Бельгии существует консисториальная организация. В Англии Р. подчинены лондонскому верховному Р. (Chief-Rabbi). В некоторых германских государствах (Вюртемберг, Баден, Мекзенбург-Шверин) делами раввината ведают «церковные советы» (Kirchenrath, Oberrath). В России закон 3 мая 1855 г. требовал для определения в Р. окончания курса в раввинских училищах или в общих высших и средних учебных заведениях; в случае недостатка таких кандидатов, разрешалось приглашение ученых евреев из-за границы; последнее правило теперь отменено. Хотя раввинские училища давно закрыты, тем не менее и в настоящее время от Р. требуется образовательный ценз среднего учебного заведения (ст. 1083 уст. иностр. испов. по прод. 1890 г.). Лица, удовлетворяющие требуемому законом образовательному цензу и выбираемый на должность официальных или «казенных» Р., не всегда обладают специальной подготовкой, нужной для исполнения богословских обязанностей; поэтому во многих общинах рядом с казенными существуют еще духовные раввины. Р. выбираются на три года и утверждаются губернским начальством. На них, кроме исполнения треб и обрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг.
Равенство
Равенство, как политический принцип играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (isonomia) было одним из постоянных и важнейших требований демократии но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие в управлении государственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан; рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом это было равенство с сохранением важнейших из существовавших привилегий и неравенств. В древнем Риме не было даже и термина, соответствовавшего греческой isonomia, но фактически Рим, распространив свою власть почти на весь известный ему мир, очень скоро уравнял в правах провинциалов и римских граждан, т. е. уничтожил одну из важнейших привилегий древнего мира. В области религии принцип Р. перед Богом был провозглашен христианством (о Христе бо Иисусе несть эллин, ни Иудей, раб ни свобод, но всяческая и во всех Христос). Средние и новые века, до XVIII века включительно, были эпохой господства всевозможных привилегий и неравенств – сословных, классовых, расовых и иных. Борьба средних классов против аристократии воскресила в XVIII в. идею Р.; наиболее ярким ее выразителем явился Руссо. Все люди, по его словам, родятся равными не только социально, но и духовно; воспитание и общественные условия вносят в их среду неравенство; в царстве дикарей доныне господствует полное Р., забытое цивилизацией; следовательно, идеал, к которому надо стремиться – позади. Начало политического Р. осуществлено в американской конституции, а затем нашло теоретическое и в значительной степени практическое выражение во французской революции. Р., свобода и братство провозглашены основными правами человека и гражданина . Конституция 1791 г., ст. 1, гласит: «Все люди родятся свободными и равными. Социальные различия могут быть установлены только ради общей пользы». Конституция 1793 г., ст. 3: «Все люди равны по рождению и перед законом». Конституция 1848 г., ст. 4: «Французская республика признает принципом свободу, Р. и братство». Из французских конституций принцип Р. перешел во многие швейцарские, частью даже в германские. В течение всего XIX в. происходила борьба за распространение принципа Р. на все гражданские и общественные отношения. Философская основа этого принципа (Р. всех по рождению) давно оставлена, как совершенно несостоятельная, но тем не менее Р. является главным требованием современной демократии. В противоположность демократии греческой, демократия современная проводит его без различия расы, класса, сословия, даже пола, иногда, впрочем, по требованию обстоятельств, делая те или иные исключения (прежде в Америке для цветных, теперь для китайцев, часто и во многих местах для женщин. В принцип Р., как оно понимается ныне, входят: Р. перед законом и судом (уничтожение всяких привилегий в сфере как гражданского, так особенно уголовного и процессуального права); Р. обязанностей по отношению к государству, как личных (всеобщая воинская повинность), так и имущественных (не в смысле абсолютного Р. обложения, а в смысле Р. тяготы); Р. прав на участие в управлении государством (всеобщее голосование, распространяемое последовательными демократами и на женщин). Против принципа равенства выставляются возражения и ведется борьба со стороны сторонников классовых и сословных различий, которые, опираясь: 1) на неравенство духовных и физических сил людей, 2) на абсолютное неравенство имущественных жертв, приносимых государству в действительности и требуемых, в будущем, демократией, и, наконец, 3) на невозможность вполне последовательного проведения принципа Р. (малолетние, безумные и т. д. требуют опеки и не могут пользоваться равными правами в сфере публичной жизни), требуют различия в правах на управление. С противоположной стороны указывают на то, что принцип Р. перед законом и даже Р. в правах на управление остается пустым звуком, пока между людьми существуют слишком большие имущественные различия; так, напр., на суде человек, имеющий возможность заплатить адвокату, и человек, не имеющий этой возможности, не могут быть равны даже при наличности безвозмездной защиты. С этой точки зрения принцип Р. в том виде, как он выставлен французской революцией, критикуется, как буржуазный, и ведется борьба за расширение его в сторону экономического равенства. В. В – в.
Равнины
Равнины – Р. отличаются от нагорий тем, что они находятся на небольшой высоте над уровнем моря. Можно приблизительно принять, что равнины находятся ниже 150 саж. или 300 м., или 1000 рус. фт. над уровнем моря, а нагорья – выше. Подобно тому, что уже замечено о нагорьях, и рельеф равнин более или менее разнообразен. На большей части равнин встречаются или отдельные возвышенности (холмы, шишки, шиханы, сопки), еще чаще – долины рек и речек и овраги (балки). Первая форма неровностей земной поверхности обязана своим происхождением действию воздуха, дождевых вод, быстрой смене температур, попеременному таянию и замерзанию, вторая – действию текучих вод или ледников. Самые обширные равнины земного шара занимают: 1) значительную часть Европейско-Азиатского материка – Западную Сибирь, значительную часть Туркестана, большую часть Европейской России и небольшую часть Западной Европы до западного берега Франции. На севере восточная и западная часть этой равнины отделены Уральским хребтом, далее на юг подобного разделения не существует. 2) Равнина, занимающая почти весь Южно-американский материк к В от Анд и прилегающих к ним нагорий; близ устьев Амазонки и Ориноко она доходит до берега Атлантического океана. Относительно равнин нельзя выразиться так определенно. Осадков (дождя и снега) на равнинах обыкновенно выпадает менее, чем в горных странах (да и то не везде); но зато с гор вода и стекает быстрее, так что воздух и верхний слой почвы горных стран в общей сложности не влажнее воздуха и поверхности почвы равнин. Сравнивая равнины и нагорья материков, не трудно убедиться в том, что нагорья суше. Это всего резче выражено па обоих американских материках. Самая сухая часть Южн. Америки – нагорья на западе. Напротив, обширная равнина Амазонки очень влажна, осадков выпадает много, о чем свидетельствует роскошная растительность, воздух очень влажен, поверхность почвы также. На Северо-Американском материке нагорья на западе также гораздо суше равнины Миссисипи на востоке, на большей части которой выпадает более 800 мм. осадков в год, а частью и более 1000. На ЕвропейскоАзиатском материки есть очень сухие равнины Туркестана, западной части Индии, но пространство очень сухих нагорий гораздо обширнее; с другой стороны есть Р. очень влажные восточные части Индии, все Р. Загангского полуострова, равнина восточного Китая. Самая обширная пустыня земного шара, Сахара, состоит на большей части пространства из нагорий.
А. В.
Равноденствие
Равноденствие – моменты, когда солнце в своем видимом движении по эклиптике пересекает экватор. Весеннее равноденствие наступает 8 марта по старому стилю, когда солнце переходит из южного полушария в северное, а осеннее 10 или 11 сентября, когда оно переходит из северного в южное. В эти дни для всех мест земли солнце восходить и заходить в точках В. и З. горизонта и день равен ночи. Пересечения экватора с эклиптикой называется точками равноденствий. Вследствие эллиптичности орбиты земля переходит от точки осеннего равноденствия до весеннего скорее, чем обратно. Положение экватора, а также эклиптики медленно изменяется, поэтому меняется положение равноденственных точек и время равноденствия. От точки весеннего равноденствия ведется счет прямых восхождений по экватору, долгот по эклиптике. Определение положения этой фиктивной точки на небесной сфере составляет одну из главных задач практической астрономии. Р. обусловливают смену времен года. Промежуток между двумя одноименными Р. называется тропическим годом, который и принят для измерения времени. Юлианский год заключает 3651/4, суток, поэтому равноденствие приходится на разное время суток, передвигаясь вперед каждый раз на 6 часов. Вставной день високосного года возвращает равноденствие на прежнее число года. Но тропический год немного меньше юлианского и равноденствие в действительности медленно отступает по числам юлианского года. В григорианском же летосчислении, вследствие пропуска 3 дней в 400 лет, оно почти неподвижно. В настоящее время весеннее равноденствие по новому стилю наступает 20 марта, но 1900 год не будет считаться високосным и равноденствие перейдет на 21 марта. Это число и постановлено в григорианском календаре пригонять к весеннему равноденствию.
В. С.
Рага
Рага (caнскр. Raga = краска. цвет, страсть желание, наслаждение чем-либо) – в индийской музыкальной терминологии олицетворения музыкальных строев или ладов («гласов»), числом шесть и более. У каждого Р. была и своя подруга, Рагини (Ragini). В философской школе Йога это же имя носит одно из пяти основных огорчений, а именно любовь.
Раджа
Раджа (санскр. raja – царь) – индийский титул владетельной особы, государя, князя или царя. Слово это происходит от корня raj – сиять, блестеть, и ведет свое начало еще из индоевропейской эпохи. Иногда для усиления его прибавляются эпитеты в роде Мага-Р. (великий царь), или образуются сложные слова в роли Raerayan = царь царей.
Радикализм
Радикализм и радикальная партия. – Радикализм (от лат. radix, корень) политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) есть принцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах. Возможен, таким образом, как радикальный консерватизм, так и радикальный социализм; яркими представителями первого могут считаться гр. Шамбор и его приверженцы, крайние и последовательные роялисты во Франции, в противоположность сторонникам Орлеанской династии. В этом точном филологически смысле Р. противоположен оппортунизму или поссибилизму и является скорее делом темперамента, чем убеждения. На практике, однако, термином Р. обозначают обыкновенно только крайний либерализм (иногда социализм) в политике, а в религии и философии – те учения, которые совершенно не мирятся с господствующими (атеизм, материализм). Обыкновенно радикалами называют республиканцев (в монархических государствах). В Германии термин Р. имеет именно только такое, несколько неопределенное значение; там он применяется к южно-германской народной партии, в противоположность свободомыслящей, а внутри свободомыслящей – к более крайним ее элементам; говорят также (особенно с конца 1898 г.) о радикальных социал-демократах, в противоположность умеренным. В Англии именем радикалов обозначается левое крыло либеральной партии, стремящееся к социальным реформам, под предводительством прежде Чамберлена, теперь Асквита; его применяют также к группе рабочей партии (Бернс), входящей в состав либеральной. Вместе с тем в Англии чаще, чем где бы то ни было, говорят о «радикальном торизме» (Черчиль). В Австрии есть несколько мелких групп именующих себя радикальными: просто радикалы, радикальные немцы, словинцы, итальянцы и т. д.; но крупное значение имеет только галицийская «русько-украиньска радикальна партия». Ее основателем был Драгоманов ; его ближайшие последователи – малороссийский беллетрист и публицист Ив. Франко и публицист Павлик. В 1890 г. партия сформировалась и выработала программу (пересмотренную на съезде во Львове 1895 г.); выступила неудачно на выборах в рейхсрат 1891 г., с блестящим успехом – на выборах 1897 г. Не смотря на грубое давление полиции и на явную фальсификацию результатов выборов, она собрала в V курии (всеобщего голосования) 109000 голосов против 27000, полученных другими русинскими партиями, и 37000 в IV (сельской) курии, против 47000; в парламент она провела трех представителей (Франко был забаллотирован вследствие злоупотреблении полиции, заблаговременно арестовавшей несколько сот его выборщиков). Партия выступила решительно не только против правительства, но и против других русинских партий: старорусинов или русофилов и младорусинов или украйнофилов , из которых ни первая, ищущая опоры за границей, ни вторая, готовая заключать компромиссы с правительством, не идут дальше чисто национальных требований. Напротив, Р. партия, относясь к отторжению Галиции от Австрии – или иному изменению политических границ европейских держав – как к не имеющей значения утопии, стремится к переустройству австрийской государственной организации на началах широкого федерализма, возможной децентрализации (самоуправления областей, провинций, общин) и всеобщей подачи голосов; в частности, как националистическая партия, она хочет разделения Галиции на восточную (русинскую) и западную (польскую) и присоединения к первой северной части Буковины. Она требует свободы слова, совести и ассоциаций, отмены постоянной армии, бесплатного обучения, отмены поземельных сборов и введения прогрессивного подоходного дохода (а пока существуют первые – нового кадастра и облегчения податного бремени крестьян), – затем регулирования рек (часто причиняющих в Галиции наводнения), свободы рыболовства, права стачек. Прежний социалистический характер партии в последней программе совершенно исчез; слабый намек на него представляет только последний пункт. Из журналов партии замечательны «Жите и Слово»(1896 – 97), «Громадський Голос» (с 1895), оба под ред. Франко. См. Франко, «Як я став казенним радикалом»; его же, «Панщина» (Львов, 1898); «Хлопська библиотека», Львов (ряд брошюр, из которых особенно см. «Програма р. у. радикальноi партiи», 1897); «Программа р. у. рад. партii, пояснена Даниловичем» (1898); «Радикали и радикализм» (1896); «Радикальна тактика» (Здр., 1898); ст. Павлика в «Social-politische Jahrbucher» (Цюрих, 1881); ст. Р. в «Вестн. Европы» (1893). Р. пария в Сербии, как и в Галиции, является по преимуществу крестьянской парией. Основанная в середине 1870-х гг. молодыми людьми, воспитавшимися за границей, под влиянием отчасти Бакунина, отчасти немецких социал-демократов, она сперва носила мечтательносоциалистический, частью народнический характер. После ряда политических процессов, оканчивавшихся смертными казнями (Ефрем Маркович) и продолжительными тюремными заключениями (Пера Тодорович), партия сплотилась, стала на более практическую почву чисто-крестьянских требований, провела нескольких своих членов в скупщину и добилась нескольких важных законов (освобождение необходимого крестьянского инвентаря от продажи за недоимки и т. п.). Обессиленная борьбой с полицейским произволом, партия попыталась вызвать революцию (так наз. зайчарский бунт 1883 г.), но неудачно; вожди ее были арестованы и приговорены к смертной казни, замененной долголетним тюремным заключением (Пера Тодорович, Таушанович, Раша Милошевич); Пашич успел бежать за границу. Поражение Сербии в войне 1885 г., а также финансовое и политическое банкротство, к которому привело хозяйство напредняков, принудили короля дать заключенным амнистию. Реформа конституции 1889 г. доставила Р. партии власть, но руководители ее пошли на компромиссы, а Тодорович даже прямо перешел в противоположный лагерь. Партия старалась опираться то на короля, то на королеву, не умела справиться с дефицитом, ничего не делала для реформирования государственного строя, и в заключение потеряла власть, не предусмотрев и не сумев предупредить военного пронунциаменто 1894 г. С тех пор пария частью была в оппозиции, но чрезвычайно бездеятельной, частью образовывала компромиссные министерства с другими партиями. Из ее выделилось в 1895 – 97 гг. более левое крыло (Таушанович, Дзяйя), которое ведет энергичную борьбу за восстановление конституции 1889 г. и реформу финансовой системы. В иностранной политике радикальная парт всегда искала опоры в России. Во Франции Р. партия никогда не была организована, как отдельная партия, но всегда существовала. Собственно этот термин, как технический, в ходу только со времени второй империи, преимущественно с 1863 г., еще более – с 1869 г.; ранее радикалы назывались якобинцами, монтаньярами, республиканцами. При Тьере и Мак-Магоне Гамбетта признавался вождем Р. партии. Когда он стал оппортунистом, руководительство партией перешло к Клемансо. Период времени с 1880 по 1889 г. был эпохой наибольшего блеска Р. партии. К ней причисляло себя около 150 депутатов; она решала судьбу министерств. В ее программу входили главным образом три пункта: пересмотр конституции (избираемый сенат или полная его отмена), отделение церкви от государства, подоходный налог; кроме того партия была решительно враждебна колониальной политике большинства кабинетов. Не смотря на свое могущество, партия ничего не добилась, кроме некоторых изменений в организации сената. В 1886 г. она выдвинула на министерский пост генерала Буланже, который выделился из ее, увлек за собою часть радикалов и основал особую партию буланжистов, стремившуюся к диктатуре своего вождя. Остальная часть радикалов, с Клемансо во главе, повела, в союзе с правительством, ожесточенную кампанию против Буланже, окончившуюся полной победой. Но раскол и союз с правительством погубил партию; она ослабела в 1889 г. и окончательно растаяла на выборах 1893 г. Клемансо был забаллотирован; его сторонники разошлись по разным группам. Теперь есть правительственные или умеренные радикалы (Изамбер, Фрейсине, отчасти Гобле) и радикалы-социалисты (Пельтан); часть радикалов (Мильеран) перешла прямо в социалистический лагерь. В Италии радикалы делятся на две группы: ирредентистов (Имбриани) и «крайнюю левую» (Кавалотти, умер в 1897); их отличительная черта – верность гарибальдийским традициям. Они стремятся к присоединению Триеста и Триента, враждебны Австрии, тройственному союзу и папству, ищут опоры во Франции, противятся милитаризму и колониальной политике правительства, стоять за подоходный налог. Определенной и резкой границы между ними и социалистами нет.
В. Водовозов.
Радимичи
Радимичи – одно из славяно-русских племен, жившее в бассейне р. Сожи, притока Днепра, и вошедшее в состав Чернигово-Северского княжества. Р. проявили наименее земельной самобытности; о них сложилась насмешливая поговорка: «Пещаньци (так назывались они по р. Пещане) Вочия хвоста бегают» (это был воевода Владимира св.). Мы не находим у них ни городов, т. е. укрепленных пунктов, ни собственных князей. Впоследствии они послужили ядром для образования белорусской народности. Д. Б.
Радклиф
Радклиф (Анна Radcliffe, урожденная miss Уорд, 1764 – 1823) – английская писательница. В течение 7 – 8 лет написала свои знаменитые когда-то романы; после 1797 г. де выпустила более ни одного произведения. Самыми популярными романами Р. были: «The romance of the forest», «The mysteries of Udolpho» (1794; один из лучших) и «The Italian or confessional of the black penitents» (1797). Главная особенность дарования Р. – постоянное желание производить впечатление па читателя с помощью сильных и резких, подчас грубоватых эффектов, запугивать его воображение разными ужасами, переносить место действия в страшную или загадочную обстановку, придумывать неожиданные приключения, таинственные встречи, интриги; злодеяния (в конце тайна обыкновенно раскрывается). Мрачные подземелья, средневековые замки, нападения разбойников, одинокая, заброшенная могила, появление призраков и духов, гроза в пустынной местности, завывание ветра в глухую, ночную пору – вот любимые аксессуары романов Р. При всем том, она не была лишена таланта, подчас с значительным искусством обрисовывала психологию своих героинь (напр. Эмилии в «The mysteries of Udolpho»), умела иногда в поэтических выражениях описывать природу и, во всяком случае, отличалась неистощимой фантазией, хотя бы и слишком беспорядочной, даже болезненной. Местами в ее сочинениях чувствуется влияние сентиментального направления, что также немало способствовало их популярности. В свое время романы Р. имели громадный успех не только в Англии, но и во всех странах Европы, в том числе и в России. Р. при надлежит также описание путешествия на континента, совершенного ею в 1794 г. («Journal of a tour through Holland and the western frontier of Germany»); здесь попадаются отдельные места, очень красивые по форме, наряду с несколько наивными или чопорными суждениями о чужих краях. Ср. John Colin Dunlop, «History of prose fiction» (1888); «The literary history of England», by Mrs. Oliphant (1882). Ю. В.
В русской литературе романы Р. переводились и вызывали массу подражаний. Большая часть подражаний принадлежит неизвестным авторам, которые выпускали свои произведения с именем знаменитой романистки. Под именем Р. в каталогах значатся романы: «Видения в Прирейнском замке» (М., 1802; Орел, 1823 и др. изд.), «Мария и граф М. – в или несчастная россиянка» (М., 1810), «Живой мертвец» (М., 1808 и 1816), «Замок Альберта» (1803), «Замок или ночные привидения» (М., 1808, 4-е изд., 1816), «Итальянец или исповедная черных кающихся» (М., 1802 – 1804), «Луиза или подземелье Лионского замка» (М., 1619), «Лес или Сен-Клерское аббатство» (М., 1801; Орел, 1823 и др. изд.), «Монастырь св. Екатерины или нравы XVIII в.» (Орел, 1815), «Монастырь св. Колумба» (М., 1866), «Наследница Монтальда» (М., 1818), «Ночные видения» (М., 1811), «Пещера смерти в дремучем лесу» (М., 1816), «Полночный колокол» (СПб., 1802 и М., 1816), «Пустынник таинственной гробницы» (М., 1818), «Таинства Удольфские» (М., 1802), «Таинства Черной башни» (М., 1811 и 1816), «Ужасные и пр. приключения и видения в Прирейнском замке» (М., 1809), «Юлия или подземельная темница Мадзини» (М., 1802). Почти все романы Р. изданы в Москве или в соседних городах; и только один роман издан в С.-Петербурге, да и тот переиздан в Москве. Ум.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 276 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 25469

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close