19:07 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона | |
Ростовский на Дону округ Области Войска Донского, в юго-зап. углу области, расположен при устье р. Дона, вдоль сев.-вост. берега Азовского моря. 6061 кв. вер. Площадь округа разделяется р. Доном на 2 неравные части: северную, значительно меньшую и более возвышенную и южную, сравнительно низменную и постепенно понижающуюся по направленно к Азовскому м. Вообще все побережье Азовского м. в пределах округа представляет низменность; только местность у самого Дона, от посада Азова и до устьев реки, несколько возвышена; почти на всем своем протяжении побережье округа образует песчаные косы. Почва – тучный чернозем, дающий обильные урожаи и только изредка местами попадаются песчаные и хрящеватые почвы. Весь округ почти безлесен, если не считать нескольких мелких рощ и питомников. Он орошается низовьями р. Дона, разветвляющегося на множество рукавов. Южная часть округа орошается р. Кагальником и несколькими мелкими речками, впадающими в Азовское море. Река Ея, также впадающая в Азовское море, служит границею округа с Кубанской обл. Единственное значительное озеро округа – Темерницкое (до 6 1/4 кв. в.) – соединено с р. Доном посредством протока; в половодье по протоку и озеру устанавливается сообщение на лодках между Ростовом и сел. Батайским. 2 города – Ростов-на-Дону и Нахичевань на Дону (29 тыс. жит.), 1 мст. – Ейское укрепление (5 тыс.), 1 посад – Азов (28 тыс.), 2 казачьи станицы – Гниловская (6 тыс.) и Елизаветовская (10 т. жит.). Жит. 368972 (179917 жнщ.), в том числе до 180 тыс. (50%) городского населения; крестьянское население составляет 80%, казачье – около 20% внегородского населения. Хлебопашество составляет главное занятие крестьян; в южной, степной части население занимается также скотоводством. Табаководство, виноградарство и виноделие слабо развиты. Обширное рыболовство, как специальная отрасль промышленности, в станицах Елизаветовской и Гниловской и в посаде Азове. В Азовском море рыболовством в обширных размерах занимаются крестьяне волостей Глафировской, Кагальницкой, Маргаритовской и Семибалковской. По ценности и размерам добычи рыбы, Р. округ занимает первое место в области. Средний улов за последнее 10-летие: красной рыбы 10 тыс. пд., белой 300 тыс. пд сельдей до 3 мил. штук; икры добывалось до 700 пд, всего на 400 тыс. р. Рыболовных и рыбоснетных зав. 90. В 1897 г. в Р. округе насчитывалось до 1500 фабр. и завод., с 60 тыс. рабоч. и с производством на 20 милл. руб. Торговля сосредоточена в гор. Ростове, а главнейшие ярмарки – в мст. Кагальнике и пос. Азове. Торговые обороты округа (не считая Ростова) достигают 1 милл. руб. Одно 2-х-классное образц. учил. в мст. Кагальнике, до 30 одноклассных, несколько церковноприходских. Школы содержатся на счет станичных и крестьянских обществ. Во всех учебных заведениях округа обучается до 15 тыс. детей обоего пола. Л. В. Ростовцев Яков Иванович Ростовцев (Яков Иванович, 1803 – 60) – генерал-адъютант, известный деятель крестьянской реформы. Отец его был директором училищ С. Петербургской губ. Р. воспитывался в пажеском корпусе и начал службу в гвардии. 12 дек. 1825 г. словесно известил имп. Николая о заговоре декабристов, не называя имен участников и не преследуя никакой личной цели. В 1828 г. был назначен адъютантом вел. кн. Михаила Павловича и сопровождал его в турецкой кампании 1828 г. и польской 1831 г.; в 1835 г. был назначен начальником штаба великого князя по управлению военно-учебными заведениями и сохранил эту должность, когда управление военно-учебными заведениями, после кончины великого князя, было вверено наследнику цесаревичу. По вступлении на престол императора Александра II, главное начальствование над военно-учебными заведениями было возложено на P., с званием начальника главного штаба Его Имп. Вел. по военно-учебным заведениям. Он заботился об улучшении учебной части в военно-учебных заведениях, привлекал лучших преподавателей, поощрял отправление молодых людей за границу для подготовления к педагогической деятельности; составил свод законов о военноучебных заведениях (1837), «положение» об управлении ими (1843) и «наставление» для образования их воспитанников (1848). В начале 1857 г. Р. был назначен членом негласного комитета (с 1858 г. – главный комитет) по крестьянскому делу и был одним из трех членов образованной при комитете комиссии, для рассмотрения сообщенных ему проектов и записок. Он принял это назначение вследствие настояний Государя, желавшего иметь в комитете лицо пользовавшееся полным его доверием. Сначала Р. относился недоверчиво к задуманной реформе; это отразилось на составленной им программе деятельности губернских комитетов, по которой за помещиками должны были быть сохранены вотчинные права в большем размере, чем по неутвержденному проекту Ланского, как составление положений о крестьянах, так и приведение их в действие должно быть передано в руки губернских комитетов; применение положений к отдельным имениям имели произвести и объявить крестьянам сами владельцы их; крестьяне получали лишь потомственное пользование усадебной землей. В июле 1858 г. Р. был назначен одним из четырех членов комиссии для предварительного рассмотрения проектов положений, поступавших из губернских комитетов. Отправившись летом того же года в заграничный отпуск, Р. посвятил свой досуг изучению литературы крестьянского вопроса и после того радикально изменил свои взгляды на реформу. Причины этой перемены в точности неизвестны: есть предположение, что во время пребывания в Дрездене сын его, находясь при смерти, заклинал его действовать на пользу русского народа; возможно также, что, находясь за границей, Р. присмотрелся к быту тамошних крестьян и сравнил его с жизнью русского мужика. Во всяком случае, по возвращении в Россию Р. является сторонником освобождения, каким его понимали лучшие деятели крестьянской реформы, Свои мысли Р. изложил в четырех письмах, написанных им Государю из Вильдбада, Карлсруэ и Дрездена. Извлечение из этих писем, сделанное самим P., обсуждалось главным комитетом под личным председательством Государя; в том же духе были составлены и правила, данные в руководство комитету. Когда, в начале 1859 г., были учреждены редакционные комиссии, на Р. было возложено председательство в них, с правом дать им внутреннее устройство по его ближайшему усмотрению. В первых заседаниях комиссий Р. подробно изложил свои мысли об основаниях реформы, одобренные Государем: освобождение крестьян с землею, выкуп при посредстве правительства, сокращение, по возможности, переходного срочнообязанного состояния, перевод крестьян с барщины на оброк, самоуправление освобожденных крестьян в их сельском быту. Р. начал работу в комиссиях, по его словам, «с молитвою, с благоговением, со страхом, с чувством долга»; до самой своей смерти он давал направление всем их работам, соглашал возникавшие разномыслия; впервые применил гласность при разработке законодательных мер, напечатав «труды» комиссий в количестве 3000 экземпляров для рассылки всем лицам, которые могли оказаться полезными делу. 6 февр. 1860 г. Р. умер, не успев завершить дела реформы, хотя, впрочем, главнейшие части проекта «Положения о крестьянах» были уже выработаны; составленная им перед смертью для Государя записка по крестьянскому делу послужила, по Высочайшему повелению, наставлением для дальнейшей деятельности редакционных комиссий под председательством гр. Панина (она была напечатана в небольшом числе экземпляров для членов главного комитета и др. лиц и перепечатана в «Русском Архиве», 1868, и «Рус. Старине», 1880, XXVII). После издания положения 19 февраля была возложена, по Высоч. повелению, на гробницу Р. золотая медаль, установленная за труды по освобождению крестьян; вдова Р. с нисходящим потомством была возведена в графское достоинство. В 20-х годах Р. напечатал несколько пьес в журналах и трагедию «Персей» (1823); отрывки из его трагедии «Дмитрий Пожарский» напечатаны в 1827 г. в «Московском Вестнике»; два позднейших стихотворения Р. приведены в «Рус. Старине» (1870, II). См. Н. П. Семенов, «Деятельность Р. в редакционных комиссиях по крестьянскому делу» («Рус. Вестник», 1864, № 10 – 12); его же, "Болезнь и кончина генерала P. " (ib., 1866, № 2); его же, «Освобождение крестьян» (СПб., 1889 – 91); Джаншиев, «Эпоха великих реформ» (7 изд., М., 1898); Ф. Еленев, «Я. И. Р. и его деятельность в крестьянском вопросе» (СПб., 1860); его же, «Два документа из бумаг Я. И. P.» («Рус. Архив», 1873, № 1 – между прочим, записка Р. об отношениях его к заговору декабристов); его же, «Первые шаги освобождения крестьян» (СПб., 1886); А. Галахов, «Мои сношения с Я. И. Р., 1850 – 58» («Рус. Старина», 1879, XXIV); «Записки сенатора Я. А. Соловьева о крестьянском деле» («Рус. Старина», 1880 – 84); Лалаев, «Исторический очерк военно-учебных заведений» (т. 1, СПб., 1880). Обширное собрание бумаг Р. было сообщено им барону Гакстгаузену для сочинения его о крестьянской реформе в России (Лпц., 1866) и издано вполне А. Скребицким («Крестьянское дело в царствование имп. Александра II», Бонн-на-Рейне, 1862-68). Росянка Росянка (Drosera L.) – родовое название растений из сем. росянковых. Известно до 90 видов, рассеянных по всей земле, за исключением арктической области. Р. – многолетние травы, иногда с клубневидно утолщенным стеблем, с округлыми, или продолговатыми, черешковыми или сидячими листьями, у большинства видов собранными в густую прикорневую розетку. Край и верхняя поверхность листа усажены крупными железистыми волосками, раздражимыми при соприкосновении и выделяющими слизь, служащую для улавливания насекомых. Мелкие или крупные, яркие (белые или розовые) цветки собраны в колосовидное соцветие. Цветок имеет двойной околоцветник: пятираздельную (редко четырех– или восьми раздельную) чашечку, венчик из пяти (реже из четырех-восьми) лепестков. Число тычинок равно числу лепестков; пыльца в тетрадах. Пестик с верхнею яйцевидною или шарообразною, одногнездою, многосемянною завязью, с простым и расщепленным столбиком. Плод – коробочка, с многочисленными мелкими семенами; семя белковое. В Европейской России встречаются три вида P.: D. rotundifolia L. (царевы очи, солнечная роса, росичка, и пр.), D. Angelica Huds. и D. intermedia Hayne.; у первого вида листья округлые, у второго линейно-клиновидные, а цветоносный стебель, как и у первого вида, прямой; у третьего вида листья клиновидно яйцевидные, цветоносные стебли у основания несколько согнутые, не выше листьев; коробочка бороздчатая; у первых двух видов она гладкая. Наиболее часто встречаются по торфяным болотам первые два вида. В народной медицине Р. находит некоторое применение, снаружи сок ее железок употребляется для истребления бородавок, внутрь Р. употребляется как потогонное и мочегонное средство, при лихорадках, от болезни глаз. В Италии Р. идет для приготовления ликера «Rosoglio», а раньше входила в состав так наз. «aqua auri». С. Р. Ротонда Ротонда (архит.) – здание, имеющее в плане круг и, по большей части, увенчанное куполом, а также зала и всякое круглое по форме внутреннее помещение в здании. Роттердам Роттердам (Rotterdam) – главная торговая гавань Нидерландов, в провинции Южной Голландии, на Новом Маасе. Жителей, с предместьями, 276337 (1897). Город изрезан каналами. Церковь св. Лаврентия (1477 г., недавно реставрирована, с башней в 64 м.), ратуша, биржа, фонтан Свободы (1872). Памятники Эразму, поэту Толленсу, морскому герою Питу Хейну и государственному деятелю Гогендорпу. Правый берег Мааса соединен с левым, чрез о-ва Нордер-Эйланд и Фейеннорд, железнодорожными мостами и монументальным мостом Виллемсбруг (850 м. дл.). P. – главный складочный пункт товаров, идущих со всей рейнской и маасской области. Канал Ниуве Ватервег открывает доступ в Р. самым большим морским судам. Уже до 1890-х гг. великолепные портовые сооружения обнимали 70 гект., с 20 км. набережных; затем в 1894 г. закончено устройство обширной Рейнской гавани, в 1896 г. – металлической гавани; в 1895 г. заложена так наз. 2-я Катендрехтская гавань. Гавань снабжена обширными складами, паровыми и электрическими кранами, элеваторами, плавучими доками. Обширные верфи и машиностроительные заводы. Правильные пароходные сообщения с главными портовыми городами Европы и Америки. В 1896 г. вошло в гавань 5974 морских судов и 103848 речных. Главные предметы ввоза (в 1896 г. 5,2 милл. тонн): керосин, кофе, хлеб, сахар, масла, табак, пряности и москательные товары, затем лес, лен, пенька, вино, рыба и рыбий жир (из Норвегии), каменный уголь (из Англии и Вестфалии), железо (из Швеции и Англии), шерсть и мануфактурные товары (из Германии и Англии). Главные предметы вывоза (около 3 милл. тонн): кофе, сигары, сахар, пряности, вино, пиво, керосин, рыбий жир, мука, лес, машины, сыр, рыба, убойный скот. Кораблестроение; фабрики сигар, белил, консервов, маргарина и искусственного удобрения. Р. защищен с моря несколькими фортами и батареями. Мореходная и рейнская судоходные школы, городская картинная галерея, библиотека, архив, музеи этнографический и морской, сады зоологический и ботанический, естественнонаучная коллекция общества «Bataafsch Genootschap». История. P. получил городские права в 1340 г. В 1572 г. взят испанцами и разграблен, но в том же году Р. вновь примкнул к восстанию против испанцев. До начала XIX столетия Р. уступал в торговом отношении Амстердаму, но в войнах 1779 – 1812 гг. он пострадал сравнительно меньше, торговое значение его стало возрастать и в настоящее время на Немецком море он уступает лишь Гамбургу и Антверпену. Poшер Poшер (Вильгельм Георг Фридрих Roscher, 1817 – 94) – известный немецкий экономист, считающийся одним из родоначальников исторической школы в политической экономии; был проф. в Геттингене и Лейпциге. В 1842 г. он издал сочинение о жизни, трудах. и эпохе Фукидида, а в 1843 г. выпустил в свет «Grundriss zu Vorlesungen uber die Staatswissenschaft nach geschichtlicher Methode»; это сочинение составило, до известной степени, эпоху в истории политической экономии, так как показало необходимость исторической точки зрения в исследованиях экономической жизни. Главная работа P. – «System des Volkswirthschaft» (первый том – общая теория, второй – экономия сельского хозяйства и добывающей промышленности, третий – экономия торговли и промышленности, четвертый – финансовая наука); теоретические положения сопровождаются здесь многочисленными и разносторонними примечаниями, обнаруживающими в авторе огромную эрудицию. Другие соч. P.: «Geschichte der Nationalоkonomie in Deutschland» (1874), работы о хлебной торговле (1852), об истории английской науки народного хозяйства (1851), «Kolonien, Kolonialpolitik und Auswanderung» (1856; 3 изд. 1885), «Ansichten der Volkswirthschaft aus dem geschichtlichen Standtpunkte» (1861; 3 изд. 1878), «Geschichtliche Naturlehre der Monarchie, Aristokratie und Demokratie» (2 изд., 1893), «Armenpflege und Armenpolitik» (1894). Взгляды P. на исторический метод изложены в «Grundriss zu Vorlesungen» и в «System der Volkswirthschaft». Задачи экономической теории, по P. – выяснение экономической жизни и потребностей народа, законов, служащих удовлетворению этих потребностей, и их результатов, вообще – «анатомия и физиология народного хозяйства». Называя свой метод историко-физиологическим, Р. видит его сущность в понимании народного хозяйства как единого органического целого, развивающегося по известным законам и составляющего одну из сторон общественной жизни. Экономическая наука, по P., должна раскрывать законы развития хозяйственной жизни народов. С этой точки зрения он излагает историю цен поземельной ренты, заработной платы, теорий производительности труда, роскоши, народонаселения и пр.; обычный ход исторического процесса представляется ему в виде смены периодов юности, зрелости и упадка народов. Взгляды Р. имели влияние на последующих экономистов, примкнувших к историческому направлению и разработавших более глубоко и последовательно его принципы. Работы Р. имеют значение и по огромному фактическому материалу, собранному с большой тщательностью в многочисленных примечаниях к «Системе» и во многих специальных монографиях. На русский язык переведены первые 2 тома «Системы» Рошера (1-й том под редакцией Бабста, 1860, М.; 2-й т. – Щепкина и Циммермана, М., 1869). После смерти Р. изданы его «Geistliche Gedanken eines Nationaloekonomie» (Дрезден, 1894). Ср. Brasch, «Wilhelm Roscher und die socialwissenschaftlichen Stromungen der Gegenwart» (Лпц., 1895). Руан Руан (Rouen, лат. Ratumagus) – главный город франц. дпт. Нижней Сены, в 130 км. от моря, на р. Сене. В последние 25 лет в Р. проложено несколько широких улиц и бульваров, сооружены набережные (на протяжении 2 км.) и возведено много новых зданий, отчасти изменивших старинный вид города. Собор (XVI в.), с великолепным фасадом, двумя башнями (75 м. и 77 м.) и пирамидальным куполом (156 м.). В соборе, имеющем в длину 136 м., в ширину 51,6 м. и в вышину 28 м., много надгробных памятников (Ричарда Львиного Сердца, Генриха II, епископа Амбуаза и др.) и богатая библиотека капитула. Величественная црк. Ст.-Уана (1318 – 39), 138 м. длины, 42 м. ширины и 32,5 вышины, с 3 башнями (86 м.); красивая црк. С.Маклу (XV в.), с резьбой Жана Гужона и оконной живописью; црк. С.-Лорана (XV в.), С.-Годара (XVI в.), С.-Патриса, с превосходными разрисованными окнами, С.Жерве, в романском стиле. Здание быв. нормандского парламента (XV в.); в стрельчатом стиле, с залой des Pas perdus, 49 м. в длину и 16 м. в ширину – теперь здание судебных учреждений; здание ученых обществ, с промышленным музеем; художественный музей, с библиотекой (133 тыс. тт., 3500 рукописей и 400 инкунабул). Ратуша, башня Жанны д'Арк, остаток замка Филиппа-Августа. Биржа. Конная статуя Наполеона I (Вит. Дюбрэ, 1865), памятники Корнеля, Жанны д'Арк (на площади, где она была сожжена), композитора Буальдье. 106825 жит. (1896). Промышленность и торговля весьма значительны. С XVI в. процветает фаянсовое производство (ср. Potlier, «Histoire de la Fayence de Rouen», 1870). Более 160 хлопчатобумажных и льняных прядильных и ткацких заведений (особенно известны так наз. Rouenneries – хлопчатобумажные ткани), производство шерстяных тканей и химических продуктов, корабле– и машиностроение. В гавань входят морские суда. Доки, керосиновые и лесные склады. Постоянные пароходные сообщения с Гавром, Бордо, Марселем и др. По размерам оборотов, руанская гавань занимает пятое место во Франции. Главные предметы ввоза: вино, хлеб, лес, керосин, кофе, уголь, машины, свинец, медь, шерсть, химические продукты; вывоза – сахар, бочки, металлическая. посуда, хлопчатобумажные товары и др. Академия наук, богословский факультет, подготовительная медицинская и фармацевтическая школа, академия художеств, промышленное и коммерческое училище, учительская семинария, училище земледелия и садоводства, институт для глухонемых. В римское время Р. был главным гор. Galliae Lugdunensis secundae; в 841 г. он был завоеван норманнами и с 896 г. сделался столицей Нормандии. В 1204 г. присоединен к Франции; с 1419 по 1449 г. был в руках англичан. Сильно пострадал в эпоху преследования гугенотов. После отмены нантского эдикта его покинуло более 3/4 его населения (ок. 80 чел.). Ср. Cheruel, «Histoire de R.», 1150 – 1382 (Руан, 1844); Periaux, «Histoire de la Ville de R.» (1874). Рубакин Николай Александрович Рубакин (Николай Александрович) – писатель. Род. в 1862 г. в купеческой семье, отец его был городским головой в Ораниенбауме. Окончил курс в спб. унив. по естеств. факультету и посвятил себя той идейной издательско-библиотечной деятельности, которая составляет одну из наиболее характерных черт русского народолюбия последних 10 – 15 лет. В качестве члена и секретаря комитета грамотности, Р. был в числе первых, положивших начало оживлению этого долго дремавшего учреждения. Ему же принадлежит инициатива учреждения при педагогическом музее особого отдела для самообразования. В качестве руководителя издательских фирм О. Н. Поповой, Сытина и т-ва «Издатель», Р. много сделал для проведения в народную массу и в публику хорошего и серьезного чтения. Потребности читающей публики Р. изучал систематически, составив сначала «Программу по исследованиям литературы для народа» (1889), а затем вступив в обширную корреспонденцию с лицами, отозвавшимися на программу. В связи с другими исследованиями русского книжного и библиотечного дела, это дало Р. материал для чрезвычайно интересных докладов и статей, изданных отдельно под заглавием: «Этюды о русской читающей публике». Р. принадлежит длинный ряд популярных книжек, имевших значительный успех «Из мира науки и из истории мысли», «Рассказы о друзьях человечества», «Испытания д-ра Исаака», «Рассказы о великих и грозных явлениях природы» (4 изд.), «Вода» (4 изд.), «Рассказы о делах в царстве животных» (2 изд.), «Рассказы о Западной Сибири» (2 изд.), «Рассказы о подвигах человеческого ума», «Приключения двух кораблей» (2 изд.), «Чудо на море» (2 изд.) и мн. др. С. В. Рубенс Рубенс (Петер-Пауль Rubens) – знаменитый фламандский живописец, происходил из старинной семьи антверпенских граждан; его отец Ян P., бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу. Сначала он поселился в Кельне, где вошел в близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого; эти отношения вскоре перешли в любовную связь которая была открыта. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и настояний своей жены, Марии Пейпелинкс. Местом ссылки был назначен ему небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьей 1573 – 78 гг., и где, вероятно, 29 июня 1577 г., родился будущий великий живописец. Детство Петера Р. протекло сначала в Зигене, а потом в Кельне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна P., его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Общее образование Р. получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг. Занятиям живописью Р. стал предаваться очень рано. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван-Ноорт и Отто ванВэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598 г. Р. был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился оканчивать свое художественное образование в Италию. В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию. Судя по копиям, сделанным Р. с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и др., можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения. В итальянский период своей деятельности, P., по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать: «Воздвижение Креста», «Терновый венец» и «Распятие» (1602; в госпитале в Грассе), «Двенадцать апостолов», «Гераклита». «Демокрита» (1603, в мадридском муз. дель Прадо), «Преображение» (1604; в муз. Нанси), «Св. Троицу» (1604, в мантуанской библиотеке), «Крещение» (в Антверпене), «Св. Григория» (1606, в гренобльском музее) и три картины, изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме). В 1608 г. Р. находился в Риме и оканчивал три последние, заказанные ему картины, когда пришло к нему известие о тяжкой болезни, постигшей его мать. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на данное Р. мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине, был назначен живописцем при дворе эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле Брант, дочери секретаря гор. Антверпена. Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были исполнены две мастерские работы: «Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста» (обе в антверпенском соборе). Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: «Обращение св. Бавона» (для црк. св. Бавона, в Генте), «Поклонение волхвов» (для црк. св. Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение «Страшного суда» (в мюнхенской пинакот.). Затем, в 1618 г., из-под его кисти вышли «Чудесный лов рыбы» (в црк. Богоматери, в Мехельне), «Охота на львов» (в мюнхенск. пинакотеке), в 1619 г. «Последнее причащение св. Франциска» (в антверпенском муз.), «Битва амазонок» (в мюнхенской пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее; в 1620 г. исполнено известное «Прободение ребра Спасителя» (le Coup de lance) и, наконец, в 1622 – 23, по заказу франц. королевы Марии Медичи, 24 картины аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню (в луврском муз., в Париже; их эскизы – в мюнхенской пинакотеке и в Имп. Эрмитаже). Вторая половина жизни Р. прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629). Во время своего пребывания в этих городах, он не переставал работать: в Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполнены для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на сюжеты из истории кор. Иакова II. Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания, между прочим: «Поклонение волхвов» (в антверпенском муз.), «Бегство Лота» (в луврск. муз. в Париже), «Христа и Грешницу» (в мюнхенск. пинакотеке), «Воскрешение Лазаря» (в берлинском муз.), «Вакханалию» (в имп. Эрм., № 551), «Вакха» (там же, № 550), «Сад любви» (в мадридском муз., в дрезденской гал. и др. местах), «Игру кавалеров и дам в парке» (в венской гал.), «Возчиков камней» (в Имп. Эрм., № 594) и пр. В 1626 г. умерла первая жена P., Изабелла, а в 1630 г. он вступил во второй брак с Еленою Фоурман, которая с той поры стала являтся почти в каждой картине своего мужа. Из многочисленных (более 20) портретов этой особы, писанных самим P., пользуются известностью в особенности мюнхенский, венский (так назыв. «a la petite pelisse») и эрмитажный (№ 576). Последние десять лет жизни Р. (1630 – 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности, В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих «Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу» (в венской гал.; эскиз для него – в Имп. Эрмитаже, № 557), продолжал работать в уатгальск. дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих «Жизнь Апеллеса» (в 9 сценах), «Историю Константина» (12 сцен, в Garde meuble, в Париже), «Триумф церкви» (в 9 сцен, в мадридск. музее и в гровенорской гал., в Лондоне). Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Р. было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы – в мюнхенской пинакот. и в Имп. Эрмитаже, №№ 558, 561 – 566). Кроме этих значительных работ, Р. исполнил немало и других, каковы напр. серии охотничьих сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде, картины «Суд Париса» (в лонд. национ. гал. и в мадридск. муз.) и «Диана на охоте» (в берлинск. муз.), а также целый ряд пейзажей, в том числе «Прибытие Одиссея к феакийцам» (в гал. Питти, во Флоренции) и «Радугу» (в Имп. Эрмитаже, № 595). Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Р. находил время заниматься и другими делами; так, напр., он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток. Смерть застигла великого мастера еще в полной силе его таланта: он умер в Антверпене, 30 мая 1640 г. Удивительная плодовитость Р. (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики; в большинстве случаев, Р. изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли самые картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачею их заказчикам. Учениками-сотрудниками Р. были: знаменитый А. ван-Дейк, Квеллинус, Схуп, ванГук, Дипенбек, ван-Тюльден, Воутерс, д'Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и др. Имп. Эрмитаж весьма богат произведениями Р. (53 номера); кроме упомянутых выше, в этом музее хранятся следующие картины этого художника: «Изгнание Агари» (нап. около 1625 г., № 535), «Поклонение волхвов» (№ 536), «Богоматерь с младенцем Христом» (ок. 1615 г., № 538), тот же сюжет (ок. 1615 – 18 гг., № 1784), «Богоматерь, вручающая четки св. Доминику и другим святым» (ок. 1630 – 32 г., № 540), «Спаситель в гостях у Симона-Фарисея» (между 1615 – 20 гг., № 543), «Тайная вечеря» (эскиз 1632 г., № 544), «Христос перед Пилатом» (эскиз. Ms 545), «Снятие со креста» (1613 – 14 г., № 546), «Небесное венчание Пресв. Девы» (№ 547), «Венера и Адонис» (ок. 1615 г., № 549), «Персей и Андромеда» (нап. ок. 1612 – 15 г., № 552), «Борьба кентавров с лапифами» (эскиз, № 553), «Союз земли с водою» (№ 554), «Возвращение римского полководца из похода» (№ 556), портреты кор. Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской (1628 – 29 г., №№ 559 – 560), "Слава и апофеоз Иакова I (2 эскиза для уатгальских плафонов, №№ 572 и 573), портрет Карла де-Лонгваля (№ 574), Изабеллы Брант (№ 575), Сусанны Фоурман и ее дочери, Катарины (№ 635), несколько портретов неизв. лиц (№№ 578, 579, 582, 583, 586, 588), два изображения францисканских монахов (№ 590), «Пастушеская сцена» (ок. 1635 – 37 г., № 591), «Статуя Цереры» (. № 593) и «Отцелюбие римлянки» (№ 1785). В истории искусства Р. является величайшим из представителей не только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII стол., соединявшим в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть унаследовано им от его предшественников. Изучая в первую половину своей жизни образцовые произведения первоклассных итальянских мастеров эпохи Возрождения, он брал от каждого из них и навсегда усвоил себе приемы и качества, достойные подражания: от Тициана и П. Веронезе заимствовал блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как бы целые симфонии красок; от Микеланджело – мощность фигур и энергичность движения, по преимуществу драматического; от Л. да Винчи и Рафаэля – совершенство рисунка и ясность композиции; от Корреджо – пластичность форм и искусство светотени; от всех вместе – постоянное стремление к изучению натуры, каков ни был бы сюжет. Это стремление, вместе с собственной любовью художника к действительности, было залогом его быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров и от подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения, приковался к натуре, как к неиссякаемому источнику вдохновения, стал или воспроизводить ее с возможною близостью к ней (в портретах, охотничьих сценах, пейзажах) или идеализировать ее на почве красоты, религиозного чувства и поэтического вымысла (в религиозных, мифологических и аллегорических картинах). Отсюда – субъективность и жизненность типов в самостоятельных произведениях P., типов, носящих на себе яркую печать фламандской национальности, нисколько не похожих на выводимые на сцену итальянскими мастерами. Отсюда также – внутренняя сила и внешняя правда компоновки сюжетов. Отсюда, наконец, поразительное богатство и разнообразие содержания и оригинальность его трактовки, какими отличается большинство картин Р. Вообще это был реалист, но в самом высоком значении слова, отбрасывавший случайный мелочи природы и воспроизводивший только типичные и прекраснейшие ее черты, – художник, остававшийся всегда близким к действительности, даже в случаях ее возвышенной идеализации в картинах на религиозные и мифологические темы. Почти все произведения Р. были гравированы, и притом неоднократно; многие из снимков с них исполнены под непосредственным его наблюдением, при чем он сам нередко исправлял рисунок граверов, к числу которых принадлежат: К. Галле, Сваненберг, Матам, И. Мюллер, П. Соутман, Ворстерман, Понциус, В. и С. Бодьсверты, Вильдук, Иегер и др. – Ср. G. Waagen, «Ueber d. Maler P. P. Rubens» (Б., 1864); G. van Hasselt, "Histoire de P. R. " (Брюссель, 1840); A. Michiels, «R. et l'ecole d'Anvers» (IL, 1877); Riegel, «Beitrage z. niderland. Kunstgeschichte» (Б., 1882, т. 1); M. Rooses, «L'oevre de R.» (Антверпен, 1886); его же, «Geschichte d. Malerschule Antwerpens» (Мюнхен, 1889); Woltmann und Wormann, «Geschichte d. Malerei» (т. Ill, Лпц., 1888); E. Fromentin, «Les maitres d'autrefois» (П., 1876); С. Lemcke, «Kunst u. Kunstler aller Zeit» (т. I, № XX, Лпц., 1877); Knackfuss, «Kunstler-Monographien» (№ II, Лпц., 1894) и пр. А. А. С-в. Рубидий Рубидий (хим.; Rubidium; Rb = 85,44 при 0=16, среднее из определений Бунзена, Пикара и Годефруа) – второй металлический элемент, открытый (в 1861 г.) Бунзеном и Кирхгоффом помощью спектрального анализа; он получил свое название за две темно-красные (rubidus) линии спектра, который свойствен его соединениям, по внесении их в бесцветное пламя. Р. принадлежит к числу типических щелочных металлов; именно, он более тяжелый, по атомному и удельному весу, член подгруппы калия; а потому ни сам металл, ни его окись, рубидион Rb2O, или гидрат окиси RbOH в природе свободные не встречаются. Р. принадлежит к числу очень распространенных элементов, но находят его всегда в весьма малых количествах; неизвестно ни одного минерала, который бы можно было назвать рубидиевым, что имеет место для цезия, обычного спутника P.; сам Р. очень часто сопутствует калию и литию, вместе с натрием и, иной раз, таллием. Так, он найден в лепидолитах различного происхождения Бунзеном и Кирхгоффом и другими, в литиевой слюде, в карналлите из Стассфурта, в полевом шпате из Карлсбада, в финляндском трифиллине и проч. Распространенность Р явствует из того факта, что он найден (Грандо) в золе многих растений – табака, кофе, чая и в различных сортах поташа. Хлористый рубидий RbCl находится в различных минеральных водах, как пример богатого содержания можно привести воду из Bourbonnes-les-Bains, которая, по Грандо, содержит на 1 литр 0,019 грам. RbCl и 0,032 грам. CsCl. Обработка природных материалов для извлечения соединений Р. сводится к обычным для калия и лития операциям и удалению примесей путем выпаривания растворов; получающаяся в заключение смесь хлористых щелочных металлов осаждается хлорной платиной, при чем получается осадок, состоящий из хлороплатинатов калия, Р. и цезия; наиболее растворим из них первый; напр. при 100° в 100 вес. частях воды растворяются K2PtCl6 5,13 в. ч., Rb2PtCl6 0,634 в. ч. и Cs2PtCl6 0,377 вес. ч.; водным раствором K2PtCl6 можно осадить только Rb и Cs. Хлороплатинаты этих последних разрушают затем нагреванием в струе водорода и извлекают водой RbCl и CsCl. Разделение же Р. и цезия может быть достигнуто, благодаря, напр., растворимости Cs2CO3 и нерастворимости Rb2CO3 в спирте. Металлический Р. получается при пропускании сильного тока чрез расплавленный RbCl (Бунзен), но в момент образования большая часть его реагирует с расплавленным исходным материалом, при чем получается полу хлористый Р., Rb + RbCl = Rb2Cl, а часть сгорает, всплывая на поверхность. Накаливание кислого виннокислого Р. с сажей дает лучшие результаты; выход, однако, только до 18% (Бунзен). Н. Н. Бекетов, внесший много света в изучение щелочных металлов, дал наилучший метод получения Р. (1888); он подвергает сильному нагреванию гидрат окиси с металлическим алюминием: 4Rb.OH + 2 Al = 2RbAIO2 + H2 + 2Rb; операция производится в железном сосуде с железною же пароотводною трубкою и стеклянным приемником, в котором и собирается, жидкий вначале, P., похожий на ртуть; от окисления в приемнике металл защищается образующимся при реакции водородом; выход достигает 66% теоретического количества. Это белый, с очень слабым желтоватым отливом, блестящий металл удельного веса 1,52; при – 10° он мягок как воск, плавится при 38,5° и при слабом калении образует синие с зеленоватым оттенком пары. По химическим отношениям Р. очень близок к калию; в обычном воздухе почти мгновенно покрывается синевато серым слоем и вскоре даже загорается, брошенный в воду реагирует весьма энергично и не тонет, благодаря выделяющемуся водороду, который горит, как при калии; дает яркое пламя в атмосфере хлора, в парах брома, иода, серы и мышьяка. Способность образовать при сжигании на воздухе перекись для Р. выше, чем для калия. Бекетов для получения окиси P. Rb2O прокаливал продукт сожигания металла с надлежащим количеством свободного Р. в серебряном тигле, при темп. около 800°; по его исследованиям, теплота образования граммовой частицы из элементов (2Rb, 1/2 02)=94,9 больших калорий, а теплота растворения в избытке воды (Rb2O, aq)=69,9 больших калорий; соответствующие данные для калия суть 98,2 и 67.4 больших калорий; а потому – с тем меньшим выделением тепла образуются окиси щелочных металлов из элементов, чем выше атомный вес металла *), теплота же растворения окисей в избытке воды возрастает с возрастанием атомного веса (1890). Теплоты образования галоидных соединений щелочных металлов находятся в обратном отношении, сравнительно с окисями, к атомному весу, т. е. они тем выше, чем больше атомный вес металла. Относительно получения и свойств едкого рубидиона RbOH и солей P., простых и двойных, можно повторить многое из того, что известно в этом отношении для калия. Хлористый P. RbCl очень растворим в воде, легкоплавок и летуч; в 100 вес. ч. воды при +1° растворяется 76,38 вес. ч., а при + 7° 82,89 вес. ч; плотность пара его найденная (Дьюар и Скотт) 77,5 относительно водорода, а вычисленная 62,5. Получают RbCl из хлороплатината указанным выше путем. Сернокислый P. Rb2SO4 хорошо кристаллизуется и изоморфен с K2SO4, что можно сказать вообще о соответственных солях Р. и калия; и эта соль значительно растворимее в воде калиевой. Азотнокислый P. RbNO3 очень походит на селитру, отличается большей растворимостью; известна кислая соль 2RbNO3.5HNO3. Углекислый Р. Rb2CO3 расплывчат на воздухе и растворяется в воде с очень значительным выделением тепла; при выпаривании растворов выделяется с содержанием кристаллизационной воды, затем плавится в ней и, при дальнейшем нагревании, потеряв воду, остается в расплавленном виде. Даже очень слабые растворы обладают сильной щелочной реакцией, а крепкие обжигают кожу. В спирту соль растворима весьма мало, чем существенно отличается от углекислого цезия. Обычным путем, т. е. чрез взаимодействие с гашеною известью, из раствора Rb2CO3 получается RbOH, едкий рубидион, который по малой мере столь же едок, как едкое кали, и во всех отношениях с ним сходен. Кислый углекислый P. RbHCO3 в кристаллическом виде получается при испарении над серной кислотой в эксикаторе раствора Rb2CO3, насыщенного на холоду углекислым газом; он имеет холодящий, напоминающий селитру, вкус и слабую щелочную реакцию. Цианистый Р. осаждается в виде кубиков из спиртового раствора синильной кислоты действием RbOH, но очень непостоянен, так что не дает удовлетворительных результатов при анализе. Хромовокислый P. Rb2CrO4, желтые ромбические кристаллы, обдладает щелочной реакцией. Вообще можно сказать, что Р. есть металл, окись которого более сильное, чем К2О, основание, a RbOH более сильная, чем КОН, щелочь. C. С. Колотов. Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |