Главная » Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


12:31
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Азовское море
Азовское море – северо-восточный боковой бассейн Черного моря, с которым оно соединяется Керчь-Еникальским проливом (Босфор Киммерийский в древности, шириною в 4,2 км, т.е. 3,9 версты). В древности оно называлось у Греков MaiwtiV, у Римлян Palus Macotis, у Скифов Каргалук, у Меотов Темеринда (зн. мать моря); далее у Арабов Нитшлах или Бараль-Азов, у Турок Барьял-Ассак или Бахр-Ассак (Темно-синее море), у Генуэзцев и Венециан Mare delle Zabacche (Mare Таnе). Крайние точки А. м. лежать между 45°12'30" и 47°17'30" сев. широты и между 59°29'26" и 56°54'31" вост. долготы от Ф. Самая большая его длина 343,2, самая большая ширина 231,2 км.; окружность 1472,2 км или 1370 верст; оно занимает поверхность 37604,6 кв. км. и суживается в северо-восточном углу в Таганрогский залив. В это вычисление поверхности не входят острова, заним. 107,9 км. Острова на А. море следующие: Бирючий (92,4 км.); Обиточная коса (5,8), Федотова коса (3,4) и без названия, севернее косы Федотовой (6,2). Его берега вообще плоски и песчаны, только на южном берегу встречаются холмы вулканического происхождения, которые местами переходят в крутые передовые горы. Западный берег составляет песчаная Арабатская коса, длиною в 95 км. Вода содержит очень мало соли; на Таганрогском рейде она употребляется даже для питья. Морые мелко и опасно для судоходства, вследствие множества ила, наносимого с северо-востока Доном, с северо-запада Услюкою, Молочною, Бердянкою, Мокрою, Калмиусом и Миусом, с востока Мокрым Кагальником; но торговля на А. поднялась в нынешнее время, с тех пор как Таганрог двумя железными дорогами (в Харьков и Воронеж) соединен с русским материком, а железной дорогою из Калача в Царицын достигнуто прямое сообщение между Доном и Волгою. Кроме расположенного выше дельты Дона Ростова, единственные гавани у А. – Таганрог, Мариуполь и Бердянск. Самая большая глубина моря около 14 м, средняя 6,5-13 м, самая малая на таганрогском меридиане, всего 3,8 м. Морские течения находятся в зависимости от дующих здесь очень сильных северо-восточных и юго-западных ветров и весьма часто поэтому меняют направление. По причине большего количества пресной воды, море легко замерзает и вследствие этого несудоходно с декабря до половины апреля. Весною вода значительно прибывает, что облегчает судоходство даже большим кораблям. А. весьма важно для России вследствие, с одной стороны своего многорыбия, а с другой – постоянно возрастающих торговых сношений. Среднее годовое число входящих в гавани А. кораблей простиралось в 1866 – 71 г. до 2662 с 362951 тонною; более половины их приходилась на Таганрог, 558 на Бердянск, 296 на Керчь, 263 на Мариуполь. Береговых лодок пришло 6807, отошло 6832. Русский торговый флот А. состоит из 1210 кораблей с 40658 тоннами.
Нечто совершенно своеобразное представляет собою боковой бассейн Сиваш, или Гнилое море, чрезвычайно соленая, стоячая вода, полная мелями, пересеченная песчаными лавами и совершенно непригодная для судоходства. Эта принадлежащая к Таврической губернии и занимающая 2632 кв. км. водяная и болотная поверхность отделена от А. имеющею почти 110 км. длины, узкою и весьма низкою Арабатскою стрелкою. Только узким, но длинным в 40 км. Геническим проливом Сиваш соединен с морем; на северо-западном же конце он отделен от части Черного моря, называемой Мертвым морем, имеющим 9 км. ширины Перекопским перешейком. Самая южная часть моря, имеющая около 75 км. длины, в средине не глубже 1,2 метра, делается у обоих берегов все мельче и мельче и оканчивается на них, как совершенное болото. Около Арабата оно совершенно мелко, а на самом узком месте, перед дельтою главной реки Крыма Салгиря, распростирается мель, через которую не может перейти ни одно судно. Как скоро (летом) потоки Крыма высыхают и быстрое испарение уменьшает запас воды Сиваша, на его берегах образуется большое количество соляных кристаллов.
Азот
Азот (хим. знак N, атомный вес – 14) – один из химических элементов; бесцветный газ, не имеющий ни запаха, ни вкуса; очень мало растворим в воде. Удельный вес его 0.972. Пикте в Женеве и Кальете в Париже удалось сгустить азот, подвергая его высокому давлению при весьма низких температурах. А. заключается в свободном состоянии в атмосферном воздухе в количестве 79 частей по объему, 76,8 частей по весу, в смеси его с кислородом, и кроме того в каменном угле (около 0,75 проц.); он входит в состав аммиака, азотной кислоты, белка, казеина, крови, шерсти и всех органических образований животного и растительного царства; особенно много его в мочевине, в кофеине и теобромине, а также в алкалоидах (хинин, морфин, стрихнин, бруцин, атропин и т.д.). А. не способен поддерживать ни дыхания, ни горения, трудно вступает в соединение с другими элементами, и почти никогда не соединяется с ними прямо. Получить А. можно из воздуха отнятием от последнего кислорода фосфором; сжигая фосфор под колоколом, наполненным воздухом и погруженным в воду. В чистом виде А. получается при пропускании через водный раствор аммиака, хлора или еще лучше при кипячении концентрированного раствора азотисто-аммиачной соли, разлагающейся при этом на воду и азот. Важнейшие соединения А. суть 1) с кислородом: закись азота, окись азота, азотистая кислота, азотноватый ангидрид и азотная кислота; 2) с водородом: аммиак (и органические производные его, как напр. анилин) и гидроксиламин; 3) с углеродом: циан или синерод.
Азотная кислота
Азотная кислота (acidum nitricum, acide azotique) – крепкая водка или селитряная кислота, HNO3 или NO2OH – одна из важнейших минеральных кислот. В природе в свободном состоянии не встречается, а всегда только в форме азотнокислых солей, так в виде азотнокислого аммония в воздухе и дождевой воде, особенно после гроз, затем в виде азотнокислого натра в чилийской или перуанской селитре и азотнокислых калия и кальция в верхних слоях пашни, на стенах конюшен, в низменностях Ганга и других рек Индии. Азотная кислота получается разложением натровой селитры, концентрированной серной кислотою при нагревании, причем образующаяся кислота переходит в холодильник в виде бесцветной жидкости удельного веса 1.55, начинающей закипать около 86°; пары ее на воздухе дымятся, они в высшей степени едки, обладают сильно кислыми свойствами. С водой образует несколько гидратов. Один из них имеющий удельный вес 1,32 и содержащий от 50 – 52 проц. азотной кислоты часто зовется в общежитии крепкой водкой. Кроме того существует ангидрид азотной кислоты N2O6, получаемый действием хлора на азотносеребряную соль, а также отнятием элементов воды от азотной кислоты действием фосфорного ангидрида. Азотная кислота легко отдает свой кислород другим телам, вследствие чего представляет сильного окислителя и растворителя для многих металлов и неметаллов. Содержащие азот органические вещества, как напр. кожа, рог, шерсть и шелк, окрашиваются при стоянии с азотной кислотой в желтый цвет. Смесь азотной кислоты с азотноватыми ангидридами имеет красно-желтый цвет и называется красной дымящейся азотной кислотой (acidum nitricum fumans); она имеет уд. вес 1,520 – 1,525. Азотная кислота имеет множество применений, самых разнообразных, так напр., она массами идет на приготовление азотнокислого серебра (ляписа, адского камня), употребляемого в фармацевтическом и фотографическом деле, помощью ее же готовится из бензола и нитробензола (исходного вещества для фабрикации анилина и фуксина), нитроглицерин, хлопчатобумажный порох, пикриновая кислота, фталевая кислота, ализарин, гремучее серебро и т.п.
С основаниями азотная кислота образует азотнокислые соли или нитраты, которые все (за исключением основного азотнокислого висмута) растворимы в воде и будучи брошены на раскаленный уголь дают более или менее сильную вспышку. Важнейшие из них – азотнокислый калий (селитра), азотнокислый натр (чилийская селитра), азотнокислый аммоний, азотнокислое серебро (ляпис, адский камень) и азотнокислое железо, употребляемое, как протрава в красильном деле при окраске шелка.
Аист
Аист (Ciconia) – птица из сем. голенастых. Длинные обнаженные ноги, покрытые сетчатою кожею; клюв длинный, прямой, конический; передние пальцы соединены между собою широкою плавательною перепонкою, пальцы короткие с розоватыми когтями; на голове и шее местами голая кожа. В Европе два вида: черный (С. nigra) и белый (С. alba); первый встречается в Восточной Европе, покрыт темнокоричневыми перьями; второй за исключением крыльев и плеч покрыт белыми перьями) клюв и ноги красные. Птицы перелетные, в Среднюю Европу прилетают в феврале и марте. Кроме Европы встречаются вообще в восточном полушарии. По прилете поселяются в прежних гнездах, которые устраивают из сухих сучьев па вершинах деревьев и на крышах; любят местности. обильные водою, в наибольшем количестве встречаются в Голландии, в Фрисландии и Южной Саксонии. В Англии их вовсе нет. Так как аистов не преследуют, то они очень доверчивы и подходят близко к жилищам своею горделивою походкою. Полет сильный. Пишу их составляют рыба, лягушки, ящерицы, змеи, улитки, дождевые черви, полевые мыши, кроты, насекомые, а также и птенцы; поэтому считается птицею полезною. Яиц кладет 4 – 5, белого цвета и величиною около 8 см. Голос слабый, звуки производить хлопаньем челюстей; только птенцы, сидя в гнезде, производят писк или что-то вроде чириканья. Молодого А. легко сделать ручным. Живет очень долго. Длина белого А. от конца клюва до оконечности хвоста почти 1,3 м., а когда стоит, то имеет в вышину 1 м. В Африке и Азии встречаются соответствующие означенным некрасивые зобастые аисты (Leptopilus) с голою шеею; из них марабу часто можно видеть в зоологических садах.
Айвазовский
Айвазовский (Иван Константинович), профессор живописи и лучший русский маринист, род. 17 июля 1817 г. в Феодосии. Еще будучи мальчиком он обратил своими рисунками на себя внимание и благодаря стараниям некоторых, заинтересовавшихся им лиц, попал в качестве пансионера в академию художеств в 1833 г. Первым его учителем в области живописи «морских видов» был Филипп Тоннер, от которого он перенял необходимый для начала механизм писания воды, впоследствии однако ж оставленный. Первой работой его в этом роде был «этюд воздуха над морем», написанный в 1835 г., за который он получил 1-ю серебряную медаль. С тех пор А. посвятил себя исключительно этому роду живописи. Ежегодно с этой целью делал он ряд поездок то по Финскому заливу, то по Черному морю, изучая эффекты освещения и природу моря, и действительно достиг блестящих результатов. Особенно помогала ему при этом его необыкновенная художественная память, воспроизводившая через долгий промежуток времени какой-нибудь подсмотренный момент в природе во всей его начальной силе и полноте. Этим объясняется отсутствие повторений и монотонности в картинах А. В 1840 г. А. поехал в Италию, а затем посетил последовательно Германию. Францию, Англию и Испанию. Везде картины его производили необычайный эффект и слава А., как замечательного художникамариниста, установилась повсеместно. Из работ А. перечислим: «Высадка десанта в доме Субания» и «Вид Севастополя» (1840 г.), купленные государем; «Неаполитанская ночь», «Буря» и «Хаос», написанный им в Риме. «Лодка черкесских пиратов», «Тишь на Средиземном море» и «Остров Капри», награжденные на Парижской выставке 1843 г. и доставившие А. звание академика. За «Виды Черного моря» и «Монастырь св. Георгия», А. признан в 1847 г. профессором. В 1857 г. на парижской выставке за «Четыре богатства России» наш маринист получил орден почетного легиона. Из последующих картин назовем: «Зима», «Камыши на Днепре», «Стадо овец во время урагана». Из новейших картин А. наиболее замечательны: «Всемирный потоп», «Момент сотворения Мира» (1864), «Цепь Кавказских гор»(1871). Выставка его картин во Флоренции (1874) возбудила восторг, и флорентийская академия художеств предложила ему написать свой портрет для помещения с галерее палаццо Питти, где собраны портреты знаменитейших художников с эпохи Возрождения. (Из русских художников такой чести удостоился только Кипренский 1783 – 1836). Во время русско-турецкой войны 1877 А. написал новую серию картин, а в 1880 г. уже была выставка новых его картин, посвященных различными эпизодам жизни Колумба. 26 сент. 1887 г. отпразднован 50-летний юбилей служения А. искусству; юбиляр принес в дар Академии «Пушкин на берегу моря», написанную им вместе с И. Е. Репиным. (См. Булгaкoвa, «Haши художники» т. I, Спб. 1890).
Академии
Академии, в значении ученых обществ, бывают или частные, так называемые свободные А., или основанные и содержимые на счет государства публичные институты. И те, и другие сходны в том, что занимаются наукою не для практических целей, а для ее самой. Первою академиею подобного рода был основанный Птолемеем и музей в Александрии. По образцу его, евреи с конца 1 в. стали устраивать свои А. в Ябне и Тибериаде в Палестине, в Нагардее, Суре и Пумбедите в Мессопотамии и Вавилонии, служившие рассадниками талмудической учености, а позднее подобные заведения стали устраивать в своих резиденциях и арабские халифы, как напр. Аль-Манзор и Аль-Мамун. Основанная Карлом Великим, по совету Алкуина, академия распалась после смерти императора. В продолжение следующих столетий на Западе мы не находим и следа академий. Наука и ученость укрывались в монастырях. Академия изящных искусств, основанная во Флоренции (1270) Брунетто Латини, учрежденное Фридрихом II Сицилийским в Палермо (в 1300 г.), общество для занятия итальянской поэзией и основанная в 1323 г. в Тулузе Academie des jeux floraux посвящались лишь поэзии и искусству стихосложения. Только с возрождением науки и искусства, с половины XV в., в противоположность церковной и монастырской замкнутости и стесненности, стали возникать общества ученых и научно образованных людей, стремившихся к более свободному общению умов. Первым из таких обществ с гуманистической тенденцией следует считать основанную в 1433 г. в Неаполе Ант. Беккаделли из Палермо академию, достигшую особенного процветания, благодаря Г. Г. Понтано и потому обыкновенно называемую Academia Pontaniana. Но еще более важное значение имела Academia Platonica во Флоренции, учрежденная в 1474 г. Лоренцом Медичи и считавшая в числе своих членов таких лиц, как Марсилиус Фицинус, Пико делла Мирандолда, Макмавелли и Анджело Полищано. Она занималась преимущественно философией Платона, облагорожением итальянского языка и изучением Данте и служила образцом для многих других обществ подобного рода, образовавшихся в течение XVI в. во всех более значительных городах Италии. Академия эта, однако, просуществовала лишь до 1521 г. Преимущественно очищению и облагорожению итальянского языка посвятила себя Academia della Crusca, основанная в 1582 г. во Флоренции поэтом Граццини и приобревшая большое влияние, благодаря изданному ею словарю. Ученые цели преследовала основанная в 1560 г. в Неаполе Academia secretorum naturae для изучения естественных наук, скоро, однако, подавленная церковью. По образцу ее, была учрежденная князем Чези в 1609 г. Accademia de'Lincei в Риме, к членам которой принадлежал и Галилей; она закрылась после смерти Чези (в 1632). Кроме того, заслуживают упоминания относящиеся к тому периоду Academia antiquaria в Риме, основанная в 1498 г. Помпонием Лэтом, но подвергшаяся преследованиям папы Павла II за ересь и языческое направление, и филологическая академия, учрежденная Алдом Мануцием в 1495 г. в Венеции, принесшая много пользы критическим изданием древних классиков. Все эти многочисленные общества в Италии. были свободные А., хотя и покровительствуемые часто государями, но не содержимые на счет государства. Из Италии, вместе с гуманизмом, А. перешли и в другие страны Европы. Так, в 1490 г. Иог. Клем. фон Дальберг, по побуждению Конрада Цельтеса основал в Вормсе императорскую Sodalitas Celtica или Rhenana, а сам Конрад Цельтес, около того же времени, учредил Sodalitas literaria Danubiana, с 1498 г. перенесенную в Вену. В то время, как A. della Crusca послужила образцом для немецких лингвистических обществ XVII в., естественнонаучные общества дали образец Royal Society of London (учрежденному в 1645 г., как частное общество) и германской Леопольдино-Каролинской академии.
Во Франции понятие Академии получило очень важное значение после того, как Гишелье в 1635 г. превратил скромное частное общество в национальное учреждение, Academie Francaise, которая впоследствии, во время революции, была соединена с другими родственными учреждениями под общим названием Institut de France. Это блестяще содержимое на счет государства, но подвергавшееся сильному влиянию правительства и двора, национальное учреждение оказывало глубокое влияние на развит классического направления в литературе Франции. По образцу его впоследствии стали устраиваться академии в столицах остальных европейских государств, из которых некоторые также получили характер национальных центральных институтов. Таковы, напр., академии в Мадриде, Лиссабоне, Стокгольме и Петербурге. В Англии, Испании и Германии академии не получили такого национального характера, так как и политические условия, и особенные условия научного развитая не способствовали здесь централизации. Хотя в Германии с одной стороны это обстоятельство повело к довольно вредному в некоторых отношениях раздроблению сил и средств, но за то с другой стороны оно же и охраняло независимость и разносторонность немецкой науки. Что касается организации А., находящихся под покровительством и содержимых на средства государства, то одни из них в своих разветвлениях следуют образцу Парижской Академии, другие же, как напр. немецкие, имеют особенное устройство. Немецкие А. обыкновенно распадаются на 2 или на 3 класса, из которых по крайней мере один класс назначается для математических и систематических наук, а другой – для философии, филологии и истории. Члены А., в большинстве случаев получающие жалованье, обыкновенно бывают действительные, почетные и члены-корреспонденты, причем для своих занятий избирают известную отрасль науки, либо сами, либо по назначению правительства. Работы членов прочитываются на периодических собраниях и потом печатаются в «записках» А. (лат. Acta, Commentarii, итал. Atti, Метопе, франц. Memoirs, англ. Transactions). Кроме того для разрешения трудных, еще мало исследованных вопросов науки членами предлагаются темы на премию. Более короткие доклады, отчеты о ходе заседаний, сведения об управлении и персонале, корреспонденции и т.п. сообщаются публике в особых периодических изданиях А. или ее протоколах (англ. Proceedings, фр. Bulletins, Comptes rendus). Надо, однако, заметить, что многие учреждения, будучи Академиями по характеру, не носят этого названия, а называются просто учеными обществами, и что с другой стороны название А. применяется к таким ученым обществам, которые по своему характеру вовсе не могут быть причислены к А. – См. Гримм, «Ueber Schule, Universitat, Academic» (Берл., 1850).
Самые важные из ныне существующих академий суть следующие: во Франции, наряду с упомянутым уже Institut de France, с его пятью отдельными А., существуют многочисленные ученые общества в провинциях, по большей части носящие название Academie des sciences, belleslettres et arts и отчасти занимающиеся также, в качестве отдельных отраслей, агрикультурою и исследованием древностей. Из них особенно замечательны А. в Анжере, Бордо, Клермон-Ферране, Каене, Лионе, Дижоне, Лилде, Амисне, Аррасе, Марсели, Реймсе, Тулузе, Нанси (Academic de Stanislas), Руане и Орлеане; все они издают свои «Memoires». Отчет о трудах, напечатанных в изданиях А. и ученых обществ во Франции, по вопросам истории, археологии и филологии дает «Revue des societes savantes des departements». В Испании, кроме Real Academia espanola, основанной в 1713 г. Филиппом V для улучшения и разработки кастильского языка, существуют еще в Мадриде Real Асаdemia de la historia, основанная в 1738 г. и учрежденная в 1847 г. Academia real de ciencias, распадающаяся на 3 отдела (точных, физических и естественных наук). Кроме того, по образцу французского института, здесь с 1858 г. учреждена еще Real Academia de ciencias morales ypoliticas. Ученые общества в провинциальных городах не имеют значения. В Португалии существует Academia real des sciencias, учрежденная в 1779 г., и реорганизованная в 1851 г.; она распадается на два отдела и отличается большою деятельностью. Из А. Италии, устроенных по современному образцу, кроме Crusca, замечательны: 1) Academia reale delle ncienze в Турине, основанная в 1757, как частное общество, но с 1783 г. ставшая королевским институтом; она много содействовала развитую математических и физических наук; с 1759 г. издает свои записки, сначала под названием «Miscellanea philosophica – mathematica», потом «Memoires de l'academie», а с 1818 (по 23) «Memorie della В. Accademia», а с 1865 г. публикует и отчеты о своих заседаниях под названием «Atti»; 2) Reale Istituto Lombardo di scienze, lettere ed arti в Милане, основанный в своем теперешнем виде в 1838 г. одновременно с 3) Istituto Veneto; 4) Accademia di scienze, lettere ed arti в Падуе, сущ. с 1779 г.; 5) Ateneo di scienze e belle lettere в Брешии – с 1801 г.; 6) Istituto di Bologna, основан. в 1712 и возобновленный в 1829 г. папою Пием VIII; 7) Societa Italiana delle scienze в Модене; 8) Академия Аркадийцев в Риме; 9) Accademia de nuovi Lincei там же, учрежденная 3 июля 1847 г. папою Пием IX; 10) Accademia del Cimento во Флоренции, учрежденная в 1657 г.; тут же с 1752 г. существует и Accademia dei Georgofili, хотя и посвященная лишь сельскому хозяйству, но издающая важные «Atti»; 11) Nuova Societa Reale (преобразов. в 1861 г.) в Неаполе, издающая «Atti» и «Rendiconti».
Англия собственно не имеет А. в том смысле, какой придается им на материке, но к ним можно причислить по важности его деятельности уже упомянутое Royal society of London (учр. в 1663 г.), которое до 1880 г. уже успело издать 90 томов своих «Philosophical Transactions» и с тех пор ежегодно издает по новому тому. Основанная в Дублине в Ирландии и в 1782 г. RoyalAcademy of sciences, состоящая по большей части из членов университета, также издает «Transactions» и (с 1836 г.) «Proceedings». В Бельгии на первом плане стоит Academie royale des sciences, des lettres et des beauxarts в Брюссель (с 1816 г.), преобразованная в 1845 г.; она распадается на 3 отдела (наук, изящной литературы и нравственных и политических наук) и издает «Memoires», «Memoires couronnes et Memoires de savants etrangers», «Bulletins» и «Annuaires». В Нидерландах в 1808 г. был учрежден королем Людовиком Koninglijke Nederlandsche instituut van wetenschappen, letterkunde en schoone kunsten в Амстердаме, превращенный в 1852 г. в Akademie van wetenschappen и издающий «Verbandelingen» и «Verslagen en Mededeelingen». Кроме того, следует еще упомянуть: Maatschappij der wetenschappen в Гаарлеме (учр. в 1752 г.), Zeeuwsch genootschap der wetenschappen в Милдельбурге, сущ. с 1768 г., Provinciaal genootschap van Kunsten en wetenschappen, сущ. с 1777 г. в Утрехте, Bataviaasch genootschap в Роттердаме, основ. в 1773 г. Дания обладает национальною академией, носящей название Det Kongelige danske Videnskabernes Selskab, учрежденной в 1742; она издает очень ценные записки («Skrifter», «Afhanlinger»). В Норвегии существует Kongelige norske Bidenskaberaes Selskab в Дронтгейме, учрежд. в 1760 г. и основанное в 1857 г. в Христиании Bide nskabs-Selskab, издающее «Forhandlinger». Швеция обладает в Стокгольме тремя А.: 1) Konglika Svenska Vetenskaps Akademien, учрежд. в 1739 г. графом Гепкеном и Линнеем, вновь преобразованная в 1820 г. и с самого начала издающая свои «Handlingar», а в последнее время и «Arsberattelser»; 2) Konglika Svenska VitterhetsAkademie, учрежденная в 1739 г. в Дротнинггольме, а в 1786 г. устроенная по образцу Парижской Академии надписей и переведенная в Стокгольм; также издает «Handlingar»; 3) Svenska Akademien, учрежденная в 1786 г. для усовершенствования шведского языка. Ценные «Nova acta» издает с 1773 г. в Упсале Regia societas scientiarum. В Финляндии Societas scientiarum Fennica в Гельсинфорсе с 1842 г. издает «Acta» и с 1853 г. «Ofversigter». В России план Императорской Академии Наук был составлен еще Петром Великим и выполнен в 1725 г. В 1841 г. с ней соединена была и основанная в 1783 г. Академия для изучения русского языка; последняя публикует свои труды на русском языке, а первая – на французском или немецком.
В Германии замечательнейшие учреждения этого рода – следующие: 1) ЛеопольдиноКаролинская Академия естествоиспытателей, основ. 1 января 1652 г. врачом Баушом в Швейнфурте, под названием Academia naturae curiosorum, которое потом было изменено в честь Леопольда и, особенно покровительствовавшего ей, в CaesareaLeopoldina naturae curiosorum и с 1818 г. помещающаяся в Бонне. Вообще помещение этой академии зависит от местожительства ее президента (с 1830 г. при президенте Неес фонь Эзенбек она находилась в Бреславле, с 1858 г. при Кизере в Иене, с 1862 г. при Карусе в Дрездене, а с 1869 г. при Бене в Гамбурге). Помещение библиотеки обыкновенно тоже менялось при назначении нового президента, но с 1862 г. окончательно устроилось в Дрездене. Записки Академии выходили под различными заглавиями: «Miscellanea cariosorum» (1705), «Ephemerides» (1722), потом под названием «Acta», а с 1757 г. «Nova Acta». Официальным органом ее с 1859 г. служит «Leopoldina». См. Неес ф. Эзенбек, «Vergangenneit und Zultunft der kaiseri. Leopoldinisch-Karolinischen Akademie der Naturforscher» (Бресл., 1851). 2) Академия Наук в Берлине, учрежденная в 1700 г. королем Фридрихом и по инициативе и плану Лейбница, но открытая лишь в 1711 г. Первым ее президентом был Лейбниц. При Фридрихе Вильгельме и она утратила было свое значение, но в 1744 г. была восстановлена Фридрихом Великим с новым блеском под председательством Мопертюи. В 1812 г. Фридрих Вильгельм III преобразовал ее; с тех пор она разделяется на 4 отделения (математ., физич., философ. и историкофилолог. наук). Члены ее бывают действительные, иностранные, почетные и членыкорреспонденты. Берлинская Академия издает «Abhandlungen» (до 1803 г. носившая название «Memoires» и «Nouvelles memoire») и «Monatsberichte». Из трудов, изданных при ее участии и содействии, особенно замечательны «Corpus inscriptionum graecarum» Бёка (1828 – 59), «Corpus inscriptionum latinarum» (с 1863 г.), «Corpus inscriptionum atticarum» (с 1873) и «Monumenta Germaniae» (с 1874). 3) «Королевское Общество Наук» (Konigliche Gesellschaft der Wissenschaften) в Геттингене, учрежденное в 1750 г., состоящее в тесной связи с университетом в также издающее свои «Abhanolungen» (до 1837 г. – «Commentationes») и «Gelehrte Anzeigetti 4) Королевско-Баварская Академия Наук в Мюнхене, учрежденная в 1759 г. преимущественно для исторических исследований, издававшихся в „Monumenta Boica“. В 1809 г. круг ее деятельности был расширен, в 1829 г. она получила свое теперешнее устройство и с тех пор имеет 3 отделения (филос.-филолог., физико-матем. и исторических наук). В связи с ней (с 1852 г.) находится естественно-техническая и историческая комиссии, занимающиеся также и литературой. Сама Академия издает „Abhandlungen“ и Sitzungsberichte». 5) Королевско-Саксонское Общество Наук в Лейпциге, открытое 1 июля 1856 г., имеющее 2 отделения – физико-математическое и историко-филологическое и издающее «Abhandlungen» и «Веrichte». В связи с ней находится учрежденное еще в 1768 г., но начавшее свою деятельность лишь с 1774 г. Княжеско-Яблоновское Общество Наук, назначающее премии за сочинения по истории Польши, народному хозяйству, физике и математике и издающее премированные сочинения. 6) Учрежденная 10 июля 1754 г. Академия Общеполезных Наук (Akademie gemeinniitziger Wissenschaften) в Эрфурте, издающая «Jahrbucher».
В Австрии самая значительная А. – это учрежденная 30 мая 1846 г. Императорская Академия Наук в Вене; она распадается на математическое естественное и историкофилософское отделения и уже издала целый ряд и томов своих «Denkschriften» и «Sitzungsberichte». Составленная из членов Академии историческая комиссия, между прочим, начала и издание «fontes rerum austriacarum» и «Monumenta Habsburgica». Сюда примыкает и учрежденное в 1754 г. естествоиспытателем Йгнацом Бора Чешское Общество Наук (Bohmische Gesellschaft der Wiss.) в Праге, также выпускающее в свет «Abhandlungen» и Sitzungsberichte". В немецких землях австр. монархии существуют еще (с 1872) Акад. Наук в Кракове и Венгерская Акад. Наук в Будапеште. После многочисленных проектов и попыток, последняя была учреждена в 1825 г. во время Пресбургского рейхстага, после того, как граф Стефан Чехени пожертвовал с этою целью сумму в 60000 фл., и открыла свою деятельность 14 февр. 1831 г. Задача ее состоит в том, чтобы разрабатывать и распространять науку на мадьярском языке. Она состоит из 3 отделений: филологических, историкофилософско-политических и математическо-естественных наук. А. издает «Monumenta Hungariae historica»; при ее содействии выходит также «Ungarische Revue» и «Litterarische Berichte aus Ungarn» (Hunfaivy). Наконец, в Аграме находится Jugoslavenska Akadem^a znanosti i umjetnosti, издающая с 1867 г. свои записки под заглавием «Rad». В Сербии Болгарская Академия(Uсеnо drustvo)cbl847 г. издает «Glasuik».
Мусульманский Восток, по образцу Запада, имеет два института, претендующих на название А. Старейший из них (Endschumeni Danich) был открыт в 1851 г. правительством в Константинополе, но до сих пор не подавал еще никаких признаков жизни. Второй же, учрежденный в 1859 году Саидом-пашей в Александрии Institut Egyptien, с 1862 г. приступил к изданию довольно содержательных «Memoires» и «Bulletins». Из учреждений подобного рода в других неевропейских странах следует упомянуть: в Северной Америке, кроме Smithsonian Institution, еще American philosophical Society в Филадельфии, старейшее в Америке (сущ. с 1769 г.), American Academy of arts and sciences в Бостоне (с 1780 г.), Connecticut Academy of arts and sciences в Ньюгавене (с 1799 г.) и Columbia Institute в Вашингтоне (с 1821 г.), под председательством президента штатов; в марте 1863 г. ко всем этим учреждениям прибавилось еще National Academy of sciences, основанная по грандиозному плану и признанная всем Союзом национальным институтом. Последняя распадается на 2 отдела: физико-математического и естественно-научного, из которых каждый в свою очередь распадается на несколько секций. В Австралийских колониях Англии замечательною научною деятельностью отличается Royal Society of Victoria (прежде назыв. Philosophical Institute). Тоже самое можно сказать и про существующее уже с 1781 г. в Батавии «Genootschap van knnsten en wetenschappen», оказавшее большие услуги в деле исследования природы и населения южной и восточной Азии.
Академия художеств.
Школы для подготовления художников, как и всякие школы, могут быть прежде всего учреждаемы частными лицами, и как отдельные, необширные школы или мастерские в высшей степени важны и должны рассчитывать на содействие общин и правительства. Но рядом с ними необходимо должны существовать рисовальные школы для доставления элементарных познаний в искусстве живописи, и высшие школы, имеющие целью доставить полное научное образование по всем видам художества лицам, желающим посвятить себя полному изучению того или другого вида художеств. Такие школы, открывая для всех необходимые свои принадлежности, выставки картин, периодические и постоянные, художественные музеи, – делаются главнейшим средством для развития в стране художественного образования. Известные под именем Академий художеств, такие школы явились гораздо ранее рисовальных школ, хотя действительный успех их зависит от надлежащего развития последних. Рисовальные школы – продукт нового времени, стремлений художников распространить элементарные сведения о художествах в массе. Являющиеся в больших центрах как в виде постоянных школ, так воскресных и периодически открываемых курсов для всех желающих, и притом большую частью безденежно, рисовальные школы имеют громадную будущность, могут влиять на изменение как умственного, так и эстетического уровня общества. Академии же художеств, являющиеся уже с начала XVII ст., по преимуществу стараниями монархов, желающих двинуть художество и создать в своей стране художников, долго остаются растением оранжерейным, могущим существовать исключительно при покровительстве правителей и на жертвуемые ими средства. Но и искусственно устроившиеся академии художеств, хотя медленно, стали достигать предполагавшихся целей. Их трудами в европейских обществах образовался класс художников, а деятельность последних, в новейшее время направленная к распространенно сведений о художествах в массе, определяет надлежащую роль академий в будущем. Чем более солидного образования будут давать академии, тем скорее будут достигаться все рассмотренные выше цели: художества сделаются, подобно стремлениям к науке, задачею общества, массы будут облагороживаться развитием вкуса, а производства мануфактурные и ремесленным постоянно будут двигаться к действительному усовершенствованию.
Академии художеств стали образовываться с XVII ст. в Европе по желанию правительств: общества или ассоциации художников, являющиеся уже с XIV ст. в Италии и Франции, обращают на себя в XVII ст. внимание правительств. Такие кружки художников обращаются в академии, с назначением членам их содержания и определенных сумм для устройства выставок, путешествий и т.п. Первая такая академия художеств устроена была в 1600 г. в Болонье, потом в Милане. В половине XVII ст. (в 1648 г.) стараниями Мазарини учреждается во Франции l'Academie de peinture et de sculpture, с которой Кольбер присоединил в 1671 г. l'Academie d'architecture. Эта академия, подобно другим французским академиям, принесла громадную пользу французскому обществу, и после первой революции слилась с другими академиями в национальное учреждение института. (Постановление 5-го фруктидора III года: «II у a pour toute la republique un Institut national, charge de recueillir les decouvertes, de perfectionner les arts et les sciences.») Институт хотя получил совершенно новую организацию в 1832 г., но и теперь парижская Academie des beaux arts составляет относительно других академий (des sciences, l'academie frangaise, des inscriptions, des sciences morales et politiques) часть целого и ежегодно участвует с ними в общих заседаниях. Парижская академия художеств (des beaux arts) разделяется на пять отделений и имеет значительные капиталы для выдачи премий на конкурсные задачи (veuve Leprince, de Deschaumes, du cornte de Maille LatourLandry и др.).
Примеру Франции стали следовать и другие европейские правительства. По образцу парижской стали устраиваться академии художеств в больших центрах Германии, В 1699 г. устроилась академия художеств в Берлине, в 1704 г. в Вене. Берлинская академия точно также, как и венская, преобразована в новейшее время: ей предоставлено самоуправление, подобно университетам. Кроме Берлина и Вены, академии художеств существуют в Мюнхене, Дюссельдорфе, Нюрнберге и Штутгарте.
В Англии действует Royal Academie of arts; но это частное общество: правительство с своей стороны не предпринимает мер, содействующих развитию искусств, кроме устроения рисовальных классов.
В России, с императора Петра и начинаются заботы о принятии мер, содействующих развитию художеств. Петр вызывает из-за границы граверов, живописцев, архитекторов, а затем предполагает открыть преподавание искусств в задуманной им «академии наук и курьезных художеств». План Петра отчасти осуществился: в открытой при Екатерине и академии наук было введено преподавание искусств – живописи и скульптуры. Академия наук, при бедности условий, в которые поставлено было преподавание искусств, не могла образовать художников, но успела подготовить множество сведущих мастеров, успешно исполнявших делавшиеся академии заказы. Множество сделанных ими копий с известных картин знакомили общество с потребностями эстетическими. При Елисавете Петровне преподавание искусств в академии наук было значительно поднято.Акапулько – портовый город в мексиканском штате Гвереро, на берегу Тихого океана, считает около 4000 жит., из которых большинство Мулаты и Цампы. Гавань города образует одну из красивейших бухт – 6280 метр. широки гранитный бассейн глубина которого почти везде 45 – 62 метра при этом гранитные берега так отвесны что линейные корабли подходят для выгрузки к самому берегу. Несмотря однако ж на эти превосходные портовые условия, торговля здесь незначительна. Климат, необычайно жаркий, зависит от положения города в гранитной котловине. Чтобы немного его умерить, испанское правительство приказало провести грандиозную Абра де Сан-Никола – род высокого прохода через лежащий со стороны моря горный хребет, чем доставлен доступ к А. морским прохладным ветрам. Время процветания города совпадает с временем испанского владычества, именно с изданием «ordonaura del comercio libro» (ордонанса о свободной торговле от 12 октября 1777 г.) Карла III, которым этой местности было предоставлено исключительное право торговли с Ост-Индией. Торговля эта все-таки производилась лишь при посредничестве Манилы так как ежегодно королевская галеона с европейскими и испано-американскими произведениями мануфактуры и продуктами почвы, а особенно мексиканским серебром, из А. отправлялась в Манилу и оттуда обратно приходила с пряностями, шелком и другими индейскими и китайскими товарами. После возвращения такого корабля в А. служилось торжественное молебствие. Вследствие же объявления независимости Мексики, междоусобной войны, землетрясения 1799 и 1837 гг., а также холеры, торговля А. совершенно пала. Только с открытием Панамской ж. д. она опять несколько поднялась, так как почтовые пароходы, совершающие рейсы между Панамою и СанФранциско останавливаются в А. для снабжения себя водой и углем.
Акация
Акация (бот. acacia) – богатый видами род растений, принадлежит к мимозовым, растущим преимущественно в Австралии, Африке и Мексике и часто украшает среднеевропейские оранжереи (теплицы). В Европе разводятся три принадлежащие к роду акаций вида деревьев, для украшений и для аллей: 1) происходящая с востока Acacia Julibrissin W., (бот.), дерево без шипов, с расположенными гроздевидно головками белых цветов на верхушке побегов; 2) Acacia Famesiana W. (бот., – вестиндский, обладающий крепкими шипами, вид дерева, с длинностебельковыми, шарообразными головками цветов, расположенных преимущественно попарно в осях листьев; 3) Acacia lophanta W. (бот.), без шипов, с расположенными также в осях листьев, большею частью парными яйцевидными колосьями цветов. Все три вида имеют парноперистые листья и многочисленные далеко выступающие тычинки.
Акбар
Акбар – император (великий могол) Индостана, из последней мохаммеданской (монгольской) династии Баберидов, царствовавшей с 1526 г., назывался собственно Джель-аль-еддин Мохаммед, родился 14 окт. 1542 г. в Амаркоте, в долине Инда, и был сыном императора Гумайуна. Едва достигнув 13-и летнего возраста, он унаследовал трон своего отца (15 февраля 1556 г.), управляя сперва под опекой своего визиря, туркмена Берам-Хана. Вскоре однако ж А. взял сам железной рукой бразды правления, покорил бунтовщиков, к которым принадлежал его собственный брат Гаким (1579) и в продолжительных войнах распространил свою власть на весь северный Индостан, включительно с Кашмиром, Гузератом и землями Инда. В то же время он направил все свои усилия к укреплению внутреннего могущества, организации управления расширенных владений и действительно привел их в такое цветущее состояние, какого не было никогда, ни до, ни после. Первым его делом было примирить и заставить слиться воедино разнородные элементы народонаселения, для чего он одинаково доброжелательно относился к индусам и мохаммеданам, и даже персам и христианам разрешил свободное исповедание их религий. Кроме того он ознаменовал себя как поощритель земледелия и торговли, которую завязал даже с Европейцами, и как друг наук и искусств. Историю его царствования, а равно и результаты всех по его побуждению предпринятых исследований собрал и описал его знаменитый визирь и друг Абул-Фасл (ум. 1602) в «Akbarnameh», третья часть которой, под заглавием «Ayini-Akbari» переведена Глядвином с персидского на английский язык (3 т., Калькутта, 1783 – 1786; Лондон 1800). А. умер 1605 г.; близ деревни Сикандра, недалеко от Агры, которую он сделал своей резиденцией, воздвигнут ему роскошный надгробный памятник. Ему наследовал сын его Седим, с прозвищем Джигангир. Ср. Неймана «Geschichte des engl. Reichsin Asien» (2 т., Лейпциг, 1857 г.); Ф. Ноер, «Kaiser А». (Лейден, 1881 г.).
Акварель
Акварель (итальян. aquarello или aquatento, франц. aquarelle, английс. painting in water colours, немец. Wasserfarbengemalde, Aquarellmalerei) означает живопись водяными красками. Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в «Traite Complete de peinture» упоминает о ней лишь вскользь, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение. она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски, с ретушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными, (живопись гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Картины Рафаэля (1483 – 1520), Лебрена (1619 – 1690), Лесюера (1617 – 1655), Миняра (1610 – 1695) и других представляют не акварельные работы, а раскраску эскизов, частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по контурам, которые этими красками не закрывались. Такие картины служили как модели для фресок (fresco) по штукатурке зданий. Подобного рода раскрашиванием – как отдых или как эскиз для жанровых картин – занимались и голландские, и фламандские живописцы: Рюгендас, Поль Бриль (1556 – 1626), Рюнедаи) (1670), Бот (1650), Винантес (1600 – 1670); Рубенс хотя набрасывал эскизы гуашью, но предпочитал прозрачные краски. Ван Гейсум (1682 – 1749), знаменитый живописец цветов, плодов и насекомых, оставил этого рода рисунки, которые доныне сохранились. Его подражателями были Ван Спендокам, Ван Даелям, Бесса, Риние и проч. Но все эти произведения можно назвать лишь раскрашенными рисунками. Как только живописцы отважились заглушать красками резкие черты контур и тушевок, сделанных пером или карандашом, а для растуши теней начали употреблять кисть, акварельные произведения получили силу, эффект и этого рода искусство пошло быстрыми шагами вперед и в настоящее время дошло до такого совершенства, что удовлетворяет вкусам самых строгих ценителей. Ослабление контуров и способ растушевки кистью был первоначально введен при раскраске архитектурных и топографических планов, где первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лавкармином, сепия, а затем и другие водяные краски. Вскоре итальянец Багетти и многие другие искусные живописцы доказали, что акварель с большим успехом может соперничать с масляною живописью, именно там где требуется сила, прозрачность и в особенности тщательная отделка подробностей рисунка. Первоначально эта живопись скромно приютилась в альбомах для памяти и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках, привлекая и восхищая любителей живописи.
При возрождении этого рода живописи, художники скромно пользовались лишь тушью, гуммигутом, кармином и берлинскою лазурью. Позднее пейзажисты, а за ними и портретисты ввели большее число красок, выбор которых, благодаря успехам химии, сделался весьма обширным и удовлетворяет самым капризным требованиям художника. В настоящее время для художника открыто новое поприще для проявления своего таланта, когда жесткая, сухая гуашь уступила место сильной, легкой и прозрачной акварели.
Художники, наиболее работавшие над этого рода живописью и наиболее способствовавшие ее развитию: Козен (умер в 1794) – работал коричневой и серой краской, употребляя для световых частей и рефлексий красную и синюю краски; Гартин (умер в 1802) – хороший колорист; его последователь Котман – пейзажист итальянской и северной природы; Турнер – хороший итальянский живописец; за ними с 1805 года следуют акварелисты, которые ввели большее число красок в свои рисунки: Фильдинг пейзажист; С. Фраут (1852) – архитектурных зданий; Давид Кокс (1783 – 1859) широко писал воздух и даль. Достопримечательный живописец фигур Левис (1805 – 1876), Гунт (1790 – 1864), который также писал хорошо цветы и фрукты; жанрист Топлан, архитектурных построек: Нас, Роберт Гаге, Станфильд, морских видов – Кук, Дункан; ландшафтных: Фрипп, Гардинг, Бодингтон, Давидсон, Биркель и проч.
Французские акварелисты как: Деларош, Гуден, Иоганнот занимались более миниатюрной живописью.
Между настоящими акварелистами, работающими для Франции, отметим: Исабэ-отец, Губерт – знаменитый французский акварелист и пейзажист. Снимки с его рисунков распространены повсеместно. Главный основатель, учитель и распространитель этого рода живописи. Ж. Дюврие, также Гюэ, Фор, портретисты Оливье Грань; наиболее замечат. по рисованию Вандаел, Шазаль, Редуте (1759 – 1840), Дамен, Депорг и Мартен Бушер. Из английских – Вадерю (1819 – 79) Дикемпс (жанрист); Рефит (батальной живописи), Геверни, Гайрер. Из немецких акварелистов выдвигаются К. Векерс в Лейпциге, Гильдебранд, Бирман в Берлине и Отто – портретист. B Bене: Гейярях, Штеклер, Зеллени, Агрикола, Фенди, Гауерман; в Мюнхене – Нейрейтер, в Дюссельдорфе – Шейрен.
Из русских, наиболее выдающихся в последнее время: Раулов – превосходный портретист и профес., Премацци – пейзажист, великолепно владеющий своей специальностью. Кроме того можно упомянуть Чернецова и Бориспольца – замечательный русский художник-любитель, писал одинаково хорошо исторические и духовные сюжеты, морские виды, портреты, перспективы, семейные сцены масляными красками, акварелью и гуашью. В 1839 г. русскими художниками Ивановым, Рихтером, Моллером, Каневским, Шуппе, Никитиным, Дурново, Ефимовым, Скотти и Пименовым изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесенный покойному Императору Александру II-му во время посещения им Рима. Для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтралтином. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская желтая, желтая охра, терр-де Сиенна натуральная, таковая же жженая, киноварь, кармин гараис, лак-гараис, кармин жженый, охра красная, венецианская красная, индейская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия.
Для получения хорошей акварели следует писать сочно, то есть с обилием воды в красках и по бумаге, содержимой, во время прикладки тонов и отделки деталей, всегда влажною. Для сего служат особые рамки (стираторы), дозволяющие во время письма бумагу смачивать снизу или бумагу кладут на мокрую фланель. Только этим способом Губерта можно достигнуть мягкости и силы в рисунке.
Акватинта
Акватинта (дат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальным способом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретение англичанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом. По одному способу, металлическая доска, на которой контуры уже написаны и вытравлены, посыпается мелко измельченной мастикой или канифолью и нагревается над углями с целью расплавить этот порошок. От этого между зернышками мастики являются незаметные промежутки, на которые затем должна действовать царская водка. Но если при этом расплавливании температура будет хоть на один градус ниже требуемой, то порошок отстает и доска будет слишком подвержена действию царской водки; если же, опять, температура будет выше требуемой, то порошок образует непроницаемый покров, который не пропустит совсем кислоты. Прием, употребляемый в Швейцарии, т. наз. Гус-акватинта, состоит в том, что вместо посыпания доски порошком, она поливается раствором канифоли в спирте; спирт улетучивается и оставляет требуемые трещинки. При этом способе доска покрыта бывает более равномерно. Затем, посредством кисточки покрываются все светлые места раствором асфальта в скипидаре (т.е. веществом, не изменяющимся от царской водки); при этом самые светлые места покрываются раньше всех и сейчас же доска подвергается вытравлению так долго, сколько это нужно для самых легких тонов тушевки; затем покрываются этим раствором по интенсивности светлые места и так дальние, до тех пор, пока останутся только самые темные места. Если дело касается передачи рисунка медом, то на доске, покрытой канифолью, надо работать кистью, обмакнутой в водный раствор меда или сахара с некоторым количеством сажи, совсем как на бумаге. Затем вся доска покрывается асфальтовым лаком, кот. в местах, нетронутых кистью, присыхает, и тогда доска опускается в воду; в ней мед растворяется и рисунок таким образом обнажится. Тогда начинается вытравливание, которое, смотря потому, содержится ли в оригинале более и менее чернил, должно быть повторено несколько раз. Посредством комбинирования обоих этих методов, можно довести гармонию в этом способе гравировки до высшей степени совершенства.
Акведук
Акведук (с лат. Aquae dactus) – в буквальном переводе «водопровод»; в более тесном значении, как принято в русской технике, под словом акведука подразумевается мост, который служит не для проезда, а для пропуска воды. Такие мосты устраиваются в том случае, если воду для снабжения фабрик, заводов, городов, орошения, или отвода воды от других сооружений, могущей вредно на них влиять, приходится проводить через глубокие долины, овраги, улицы, дороги, над реками или другими водопроводами и каналами. Акведуки встречаются столь громадных размеров, что служат для пропуска по ним судов, в том случае, если судоходный канал должен пересечь долину. Так как подобные сооружения являются необходимым устройством лишь в гористых и густонаселенных странах, чего Россия не представляет, то у нас подобных сооружений не встречается. Акведуки, подобно путепроводным мостам (Виадукам) возводятся из камня, кирпича, чугуна, железа и стали, даже из дерева, если постройка имеет характер временной; равно как в эти мосты может входить и смешение упомянутых материалов. Всякое подобного рода сооружение состоит из основания (фундамента), на котором возводят каменные, чугунные или железные быки и береговые устои, поверх которых укладываются или водопроводные трубы, пли устраиваются кюветы (каналы для пропуска воды), которые, в свою очередь, могут быть закрытыми или открытыми. Водопроводные трубы и кюветы делаются или металлические, или из кирпича или камня на гидравлическом растворе. При устройстве каменных опор, при значительной высоте акведука, для их устойчивости, между ними помещают каменные арки иногда в несколько этажей. Б настоящее время при снабжении городов водою избегают устройства столь ценных сооружений, что стало возможно со введением подъемных и напорных паровых насосов, проводящих воду закрытыми трубами под землею поверхностью, чего в древние времена достигнуть было невозможно. Вот почему достопримечательные каменные водопроводные сооружения мы встречаем наиболее в глубокой древности, проведенными часто на значительной высоте. Так, напр., водопровод в Риме, устроенный еще при Августе, служит для соединения источника «Caput aquae» с большим водохранилищем «Castellum»; водопровод Aqua Appia, устроенный за 312 лет до Р. X.; Annio vetus (273 до P. X.); Marcia (146 до P. X.); Tepula (127 до P. X.); Julia et Virgo (во времена Августа) и другие. Водопроводы, относящиеся ко временам Калигулы (37 – 41 по Р. X.) и Клавдия (41 – 54 п. Р. X.), проведены на высоте 32 метров над Aqua Claudia и Anio novus на аркадах. Устройство их весьма прочно, так как в растворе для связи камней употреблялась местная порода гидравлического цемента пуцелана и сантуринская земля. В провинции Старой Испании в Сеговии имеется водопровод двухъярусный 33,7 метр. высотою, в Алькантаре над Maio 43, 6 м. высотою, разстояния между быками 31,1 м и 1,6 м толщина в конце свода; Ехельвса (Ehelves) 16,2 м. высоты, 8,75 м. отверстие в пролете; в Мериде над Альбарегой трехъярусный акведук 24,8 м. высоты; в Галии, в Метце акведук 22,7 метр. высотою и замечательный font du Gard (Nemausus). Эта последняя постройка Римлян времен полководца Агриппы (63 – 13 до Р. X.) отличается красотой архитектуры, водопроводный мост воздвигнуть в три этажа, высотою 48,77 метр. Водопроводный мост в Константинополь, который императором Адрианом заложен и Феодосием, возобновлен, равно как каменные водопроводы в Лионе и Париже – тоже остатки работ римлян. Водопроводы в Северной Африке, Греции, Малой Азии, тоже времен римской империи. При готском короле Теодорихе Великом в Сполето, в Умбрии, начата была постройка ныне существующего величайшего акведука, который имеет высоты 130 м, состоит из 10 полуарок, каждая пролетом 21,4 м и толщиною в ключе около 3 м.
Из акведуков, более замечательных и ныне существующих во Франции, особенно выдается водопроводный мост близ Ажана, через р. Гарону, который состоит из 23 арок, каждая 65,6 фут. отверстием, толщина каменных быков 12 фут. и береговые опоры 16,3 фута. Дно канала, проходящего поверх арок, лежит непосредственно на бетонной забутке арок. Ширина судоходного канала 27,2 фута на горизонте воды глубина кювета 8,86 фут. Боковые стены выложены кирпичом, позади которого залит бетон. Дно и стены канала залиты асфальтом. Другой замечательный акведук Рокфавурский (Roefavour), близ Марсели, длиною 1871/2 саж., высотою 37,87 саж., в 3 этажа арок 29,24 саж. Из новейших и современных нам такого рода построек обращают на себя внимание водопроводные мосты: в Ньюарке Кротон акведук постройки 1837 – 42 г.; Венский водопровод в Бадене, Лизинге 1870 – 73 г. и ныне отстроенный акведук на Бернской железной дороге, пролегающий по гористой местности. Все описанные мосты были сооружены из каменного материала. В последнее время с удешевлением выделки чугуна, железа и литой стали, начали вводить как в постройку мостов, так и в водопроводы по преимуществу этого рода материалы.
Трубы кюветов или каналов, проводящие воду, изготовляются или из чугуна, или из котельного клепанного железа, быки и устои делаются или литые в форме колонн, или решетчатые из склепанного котельного железа. Иногда эти водопроводные мосты имеют форму цепных мостов, на цепях этих, укрепленных в береговых устоях, подвешивается водопроводный клювер.

Ссылка на страницу: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Теги: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Просмотров: 234 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 54637

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close