Главная » Словарь по экономической теории


20:08
Словарь по экономической теории
ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ – теоретическое направление в экономической науке, развитое представителями австрийской школы.

ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ – теория, которая вместо понятия «собственность» использует понятие «право собственности», включающее 11 элементов: 1) право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами; 2) право использования, т.е. право применения полезных свойств для себя; 3) право управления, т.е. право решать, кто и как будет использовать блага; 4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ; 5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; 6) право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда, наносимого внешней средой; 7) право на передачу благ в наследство; 8) право на бессрочность обладания благом; 9) запрет на использование способов в производстве, наносящих вред внешней среде; 10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга; 11) право на остаточный характер, т. е. право на осуществление процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.

ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ – направление в экономической науке, базирующееся на понятии «полезность», воспринимаемом как удовлетворение, получаемое человеком в результате потребления блага. В основе лежит закон убывающей предельной полезности, согласно которому приращение полезности, полученное от одной добавленной единицы блага, постепенно убывает.

ТЕОРИЯ ФИРМЫ – теория поведения фирмы в различных условиях (принципы и мотивы принятия решений о ценах, объемах производства продукции, инвестициях и т.д.).

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА – концепция, согласно которой различия в заработной плате являются следствием различий в инвестициях в человеческий капитал, а доходы низкооплачиваемых рабочих повышаются в результате увеличения объема этих инвестиций.

ТЕХНОПОЛИС (др.- греч. ремесло и город) – форма свободной экономической зоны.

ТЕХНОЛОГИЯ – 1) объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг; 2) определенное сочетание факторов производства.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ– рыночная,командно-административная, традиционная, смешанная.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА– экстенсивный (за счет увеличения факторов производства) и интенсивный (без изменения факторов производства).-

ТОВАР – продукт, предназначенный для продажи.

ТОВАР «НИЗШИЙ» – товар, спрос на который находится в обратной зависимости от уровня доходов покупателя.

ТОВАР «НОРМАЛЬНЫЙ» – товар, который покупатель готов приобретать в большем количестве, когда его доход увеличивается.

ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ – объем предназначенной для реализации или реализованной продукции.

ТОВАРНОЕ ОБРАЩЕНИЕ – движение товаров (поток) в оптовой и розничной торговле.

ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО –хозяйство, производящее товары, т.е. продукты для продажи.

ТОВАРНОСТЬ – доля реализованной продукции в объеме ее производства.

ТОВАРНЫЕ ДЕНЬГИ – товар, который одновременно используется как средство обмена и продается или покупается как обыкновенный товар (серебро, золото).

ТОВАРЫ ГИФФЕНА – товары, не подчиняющиеся законам спроса, т.е. величина спроса на которые возрастает при увеличении цены.

ТОВАРЫ-СУБСТИТУТЫ – товары, которые выступают по отношению друг к другу в качестве заменителей.

ТОВАРЫ НЕЭЛАСТИЧНОГО СПРОСА ПО ЦЕНЕ – товары, у которых коэффициент эластичности спроса от цен меньше единицы. Снижение цен на такие товары выгодно покупателям, но это может привести к сокращению дохода производителя, поскольку объем продажи останется на том же уровне.

ТОВАРЫ ШИРОКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ – потребительские товары, используемые население в быту и повседневной жизни.

ТОВАРЫ ЭЛАСТИЧНОГО СПРОСА ОТ ЦЕН – товары, у которых коэффициент эластичности спроса от цен больше единицы. Снижение цен на такие товары увеличивает доход производителя (в результате роста объемов продаж).

ТОП – МЕНЕДЖЕРЫ – менеджеры высших звеньев управления.

ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ – прибыль, возникающая в торговле вследствие разницы между ценой покупки и продажи товара.

ТОРГОВЫЙ БАЛАНС – объём товарного экспорта из страны за вычетом её товарного импорта.

ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ – обособившаяся часть промышленного капитала, которая функционирует в сфере товарного обращения.

ТОЧКА РАВНОВЕСИЯ –на графике точка пересечения кривых спроса и предложения, свидетельствующая о том, что объем спроса равен объему предложения.

ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА– 1) экономика, основанная на обычаях, традициях, привычках; 2) экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов.

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (трансакция от лат. transcactio сделка) – 1) операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение товаров; 2) расходы по совершению сделок; 3) издержки, возникающие в процессе ведения переговоров о коммерческой сделке, ее заключения и контроля за ходом выполнения. Включают как собственно издержки (получение и обработка информации, транспорт и др.), так и затрачиваемое время.

ТРАНСФЕР (ТРАНСФЕРТ) – передача, перемещение денежных средств и других экономических объектов (смена их собственника или просто изменение их места нахождения, например, перевод денег по почте).

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ – безвозмездные выплаты государством населению по социальному страхованию, платежи процентов владельцам вкладов и государственных облигаций и другие выплаты, связанные с перераспределением части средств, мобилизованных в государственный бюджет.

ТРАСТ (англ. trust вера) – договор о передаче собственником своих прав на управление каким - либо имуществом другому лицу.

ТРУД – 1) фактор производства; 2) целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения своих потребностей 3) деятельность человека, направленная на достижение результата; 4) совокупность физических и умственных способностей людей, которые они применяют в производстве.

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ (ЦЕННОСТИ) –концепция А. Смита и К. Маркса, согласно которой в основе стоимости (ценности) каждого блага лежит исключительно количество труда, необходимого для его производства.

ТРУДОЕМКОСТЬ ПРОДУКЦИИ – затраты живого труда на производство единицы продукции.



У



УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГ– приписываемое благам свойство уменьшать доставляемую каждой дополнительной порцией полезность по мере потребления все большего количества этих благ (с ростом потребления того или иного блага его предельная полезность понижается).

УЛИЧНЫЙ РЫНОК – продавцы, покупатели и посредники, непосредственно общающиеся между собой.

УНИТАРНЫЙ (лат unitas единство) – единый, объединенный, составляющий одно целое.

УПРАВЛЕНИЕ – 1)элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей; 2) выработка и осуществление целенаправленных воздействий на объект (систему), что включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ – воздействие на факторы производства, их взаимодействие.

УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ – использование методов фискальной и денежно-кредитной политики в целях увеличения или сокращения совокупного спроса.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ – 1) переработка экономической информациии принятие на этой основе управленческих решений, т.е. решений о воздействии на экономическую систему; 2) реализация управленческихрешений.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ – 1) процесс и результат выбора цели и способа действий; 2) выбор одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов; 3) процесс (алгоритм) осуществления выбора альтернатив; 4) концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. Для принятия решения необходимы: а) формулировка цели (целей); б) список альтернативных возможностей; в) знание правил выбора между альтернативными возможностями (критериев качества решений); г) знание факторов, которые могут повлиять на результат при принятии того или иного решения.

УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА – система, являющаяся объектом управления.

УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА – система, осуществляющая управление.

УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – сознательное, целенаправленное воздействие, единичный акт управления.

УРАВНЕНИЯ СПРОСА – уравнения, в которых спрос на отдельный товар или группу товаров выступает как переменная величина, зависимая от ряда факторов.

УРАВНОВЕШИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЦЕН– способность спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ – соотношение численности безработных и численности трудоспособного населения.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – комплексный показатель, характеризующий степень удовлетворения материальных и культурных потребностей индивидов, социальных групп и семей.

УРОВЕНЬ ЦЕН – средневзвешенная цена товаров и услуг, продаваемых на данном рынке.

УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ – амортизация активов в темпе более высоком, чем происходит реальная амортизация средств труда, составляющих эти активы. Применяется для снижения налога с прибыли предприятий и стимулирования, таким образом, инвестиций.

УСЛОВИЕ – то, от чего зависит нечто другое.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА – включает в себя общественное разделение труда и экономическую обособленность товаропроизводителей.

УСЛУГИ – блага не в материальной (материально-вещественной) форме, а в форме деятельности.

УСТАВ – свод правил, регулирующих внутреннюю деятельность организации, ее связей с внешней средой.

УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ –зафиксированный в уставе акционерного общества его исходный (начальный) капитал в денежном измерении.

УСТАНОВЛЕНИЕ ТЕНЕВЫХ ЦЕН– фактор неценовой монополистической экономической конкуренции, предполагающей установление реальных цен сделки на уровне ниже среднерыночных, прейскурантных.

УТИЛИЗАЦИЯ – использование ресурсов не находящих прямого применения по назначению, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления.

УТИЛИТАРИЗМ – течение экономической мысли, в основе которой лежит оценка вещей, предметов, явлений с точки зрения их полезности, возможности их использования для достижения целей и удовлетворения потребностей.

УЧЕТНАЯ СТАВКА – см. ставка рефинансирования.

УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ – разница между рыночной и номинальной стоимостью акций.



Ф



ФАКТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ – затраты данной фирмы.

ФАКТОР (лат. factor делающий, производящий) – 1) источник воздействия на систему, отражающиеся на значении переменных модели этой системы; 2) условие.

ФАКТОР СПРОСА – повышение уровня совокупного спроса, обусловливающее экономический рост в масштабе всего хозяйства страны.

ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ – доходы владельцев факторов производства – процент (капитал), рента (земля), прибыль (предпринимательские способности) и заработная плата (труд).

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЫНОЧНУЮ ЦЕНУ ЦЕННОЙ БУМАГИ – 1) величина номинальной стоимости; 2) банковский процент; 3) стоимость услуг банка; 4) надежность эмитента; 5) спрос и предложение на рынке ценных бумаг и др.

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, число продавцов на рынке.

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА – включают: число покупателей, доходы покупателей, цены на сопряженные товары, инфляционные ожидания, предпочтения покупателей.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА – условия производственной деятельности, производственные ресурсы как элементы процесса производства товаров и услуг. Включают капитал, труд, землю и предпринимательство.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. falsificatus поддельный, подложный) – 1) искажение подлинника, подделывание; 2) подмена документов, товаров и услуг мнимыми, ложными.

ФИАСКО РЫНКА – ситуация, когда рынок не может координировать процесс экономического выбора для обеспечения эффективного использования ресурсов.

ФИЗИОКРАТЫ (др.- греч. природа и власть) –представители классической политической экономии, считавшие, что доминирующую роль в экономике играет земля (сельское хозяйство).

ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС– 1) амортизация;2) обесценение и изнашивание основных средств в результате эксплуатации.

ФИЗИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ – капитал в натурально-вещественной форме.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО – 1) человек как носитель гражданских прав и обязанностей, определенных законом; 2) человек, участвующий в экономической деятельности.

ФИКСИРОВАННАЯ РЕНТА – рента, приносящая доход в виде периодических выплат фиксированных денежных сумм.

ФИКТИВНЫЙ КАПИТАЛ (фиктивный от лат. fictio вымысел) – 1) ценные бумаги; 2) капитал, представленный ценными бумагами, которые обращаются на рынке и дают свои собственникам право на доход.

ФИЛЛИПСА КРИВАЯ – кривая, отражающая взаимозависимость темпа инфляции и уровня занятости.

ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ – объединённый монополистический промышленный капитал и монополистический банковый капитал.

ФИНАНСЫ (лат. financia наличность, доход) – денежные средства предприятия.

ФИРМА (ит. firma подпись) – 1) предприятие, организация; 2) юридическое лицо, действующее с целью получения прибыли; 3) экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования.

ФИСКАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ – государственная монополия на проведение отдельных доходных торговых операций.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – 1) регулирование доходов и расходов государством; 2) изъятие части доходов государством у фирм и населения.

ФИШЕРА УРАВНЕНИЕ – одно из исходных уравнений количественной теории денег, основы которой были заложены американским экономистом и математиком Ирвингом Фишером:
MV = PQ, где M – номинальная масса денег в обращении, V – скорость обращения, Q – количество товаров (сделок, транзакций денег), P – уровень цен, определяемый взаимодействием остальных трёх факторов.

ФИШЕРА ЭФФЕКТ – обнаруженное И. Фишером принципиальное отличие в поведении денежного рынка в краткосрочном и долгосрочном периоде: в последнем случае утрачивается характерная для первого зависимость спроса на деньги от процентной ставки.

ФОНД (от лат. fondus основание) – 1) запас, накопление денежных средств, денежный капитал; 2) денежные и материальные средства, используемые в определенных целях.

ФОНДОВЫЙ РЫНОК – часть финансового рынка, на котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг.

ФОНДОЕМКОСТЬ – показатель, определяемый объемом производственных фондов, приходящихся на единицу продукции.

ФОНДООТДАЧА – 1) величина, обратная фондоемкости; 2) объем продукции в расчете на единицу используемых производственных фондов.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ (лат. forma наружность, вид) – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях (формальными средствами, прежде всего, математическими символами). В теории систем под формализацией понимается отображение системы при помощи знаков или формализованным языком.

ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ –технологическая, структурная, фрикционная, сезонная, региональная, циклическая и др.

ФОРМЫ КРЕДИТА – банковский, коммерческий, потребительский, государственный, ипотечный и др.

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ – включают: государственную, частную, личную, общественную, коллективную, муниципальную, семейную, коллективную, долевую и др. В Гражданском кодексе РФ выделены три формы собственности – государственная, частная и муниципальная.

ФОРМЫ СТОИМОСТИ – в соответствии с экономической теорией К. Маркса стоимость в своем историческом развитии имела следующие формы: а) простая, или случайная (стоимость одного товара выражается в другом товаре); б) полная, или развернутая (стоимость одного товара выражается в нескольких товарах); г) всеобщая (стоимость одного товара выражается во всех других товарах); д) денежная (стоимость всех товаров выражается в денежном товаре – золоте).

ФРАНЧАЙЗИНГ – система, при которой один экономический объект (например, фирма или даже государство) предоставляет другому экономическому объекту право действовать на рынке от его имени и часто под его именем (например, выпуск фирмой, вступающей в рынок, своей продукции под маркой старой и более известной компании).

ФРАНШИЗА – это минимальный ущерб, не возмещенный страховщиком.

ФРИДМЕН М.–американский экономист, сторонник концепции эффективной экономики.

ФРИРАЙДЕР – экономический субъект, пользующийся благами, представленными конкретной организацией, но не несущий издержек по их созданию.

ФУНКЦИИ БАНКА – привлечение денег и их превращение в ссудный капитал, стимулирование накоплений, посредничество в кредите и платежах, операции с ценными бумагами, предоставление информационных услуг и др.

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ – включают: меру стоимости,средство обмена, средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

ФУНКЦИИ КРЕДИТА – перераспределение доходов, расширение производства, концентрация капитала и др.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ – 1) фискальная (изъятие с целью формирования ресурсов государственного бюджета); 2) распределительная (распределение доходов между гражданами, фирмами); 3) регулирующая (активизация экономической активности); 4) санкционирующая (запретительные меры).

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ – управленческие действия, т.е. объемы и виды управленческих работ, позволяющих осуществить управляющее воздействие и обеспечивающих достижение целей. Функции управления – это планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА – эмиссия денег, хранение золотовалютных запасов страны, хранение резервов других банков, контроль за деятельностью коммерческих банков, финансирование правительства и др.

ФУНКЦИИ ЦЕНЫ –стимулирующая, регулирующая, распределительная.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ(анализ др.-греч. разрешение) – метод определения зависимости между экономическим явлениями (переменными величинами)

ФУНКЦИЯ (лат. functio отправление, исполнение) – 1) зависимая переменная величина. Соответствие у = f (х) означает, что каждому значению некоторой величины х (аргумента или независимой величины) соответствует определенное значение другой величины (зависимой, переменной); 2) деятельность, обязанность, работа, назначение, роль.

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ – 1) формальное выражение зависимости, которая связывает полезность как результат некоторого действия с уровнем (интенсивностью) этого действия. В самом общем виде функцию полезности можно записать следующим образом: U = (x1, x2,…, xn),где x1, …, хn – факторы, влияющие на полезность U; 2) зависимость полезности от структуры и объёма потребления товаров и услуг.

ФУНКЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ – 1) функция, отражающая зависимость объема потребления от дохода; 2) зависимость, характеризующая отношение реальных потребительских расходов к реальному наличному доходу и зависимость этого отношения от величины дохода.

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 1) это зависимость предложения от определяющих его факторов (цены, количества товаров и продавцов на рынке и т.д.); 2) функция, отражающая взаимозависимость между количеством предлагаемого товара и его ценой, причем другие факторы, влияющие на объем предложения, принимаются постоянными.

ФУНКЦИЯ СПРОСА – функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги от комплекса факторов, влияющих на него (цены, доходов, вкусов и т.д.).

ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ – ценная бумага в виде стандартного биржевого договора купли-продажи актива через определённый срок в будущем по цене, согласованной сторонами сделки в момент заключения.

ФЬЮЧЕРСНЫЙ РЫНОК – совокупность рынков отдельных товаров, где заключаются контракты на их поставки по ценам, ожидаемым на некоторую дату в будущем.



Х



ХЕДЖИРОВАНИЕ (англ.hedge отражать) – страхование участников коммерческой сделки от потерь, связанных с возможным изменением цен за время реализации продукции.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, приспособление которых к человеческим потребностям сопряжено с затратой труда.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЕДИНИЦЫ – в системе национальных счетов – общее обозначение участников экономического процесса, совершающих операции в области производства, финансов, страхования, перераспределения и потребления.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ –совокупностьорганизационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы.

ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ – юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство, осуществляющее экономические, хозяйственные операции от своего имени.

ХОЛДИНГ (англ. holding владеющий) – фирма, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других фирм.



Ц



ЦЕЛОСТНОСТЬ – обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной структурой. Выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противоположность окружению.

ЦЕЛЬ – 1) то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; 2) мысленное предвосхищение результата деятельности.

ЦЕНА – фундаментальная экономическая категория, означающая: 1) количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара; 2) денежное выражение стоимости; 3) экономическая категория, служащая для косвенного измерения (эквивалента) величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

ЦЕНА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ–цена, при которой фирма находится в ситуации равенства издержек и доходов.

ЦЕНА МОНОПОЛЬНАЯ – цена, установленная на рынке монополистами, монополистическими объединениями с целью извлечения сверхприбыли.

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 1) это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар; 2) рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца.

ЦЕНА РАБОЧЕЙ СИЛЫ – см. заработная плата.

ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ – цена на рынке, при которой спрос на продукт равняется его предложению.

ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ ДОХОДА И ИЗДЕРЖЕК – цена, при которой производитель (продавец) товара получает максимальную прибыль; при дальнейшем увеличении цены падает объем продаж вследствие падения спроса, что способно привести к уменьшению общей прибыли, но, уменьшение цены ниже этого уровня становится причиной снижения прибыли.

ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – равновесная цена, устанавливающаяся при равенстве величин спроса и предложения в ситуации, когда цена продавца и цена покупателя в результате торга и взаимного сближения, последовательных уступок совпадают.

ЦЕНА РАВНОВЕСНОГО СООТНОШЕНИЯ ДОХОДА И ИЗДЕРЖЕК – цена, при которой производитель товара получает максимальную общую прибыль от продажи произведённого товара.

ЦЕНА СПРАВЕДЛИВОЙ ПРИБЫЛИ – цена, которая позволяет получать нормальную прибыль.

ЦЕНА СПРОСА – 1) это максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество (единицу) данного товара; 2) рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок покупателя.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ – документы определенной формы и реквизитов, удостоверяющие имущественные права (совладения) или отношения займа между его владельцами (инвесторами) и эмитентами.

ЦЕНОВАЯ ВОЙНА – агрессивное снижение цен группой соперничающих продавцов для увеличения сбыта продукции.

ЦЕНОВАЯ ГИБКОСТЬ– ситуация, в которой цены меняются в зависимости от спроса, предложения и других ценообразующих факторов.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ – практика установления разных цен на одинаковый товар в условиях несовершенной конкуренции.

ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ– воздействие на рынок, осуществляемое посредством цены.

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМ – определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей фирмы.

ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ – 1) эластичность спроса или предложения по отношению к цене; 2) реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ – процесс формирования цен в экономике, когда цены устанавливаются государством, хозяйствующими субъектами (на основе спроса и предложения).

ЦЕНОПРОИЗВОДИТЕЛИ И ЦЕНОПОЛУЧАТЕЛИ – фирмы, которые имеют возможность воздействовать на цену в силу своего монопольного положения на рынке, и фирмы, не способные влиять на цены и принимающие их такими, какие складываются на рынке.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ (лат. centrum) – 1) концентрирование руководства и управления в одном органе, подразделении, месте, лице с отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности; 2) концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления; 3) объединение предприятий.

ЦИКЛ (др.-греч. колесо, круг, кругооборот) – совокупность взаимосвязанных экономических явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

ЦИКЛ ТОВАРА – период, в течение которого товар находится в обороте.

Ч, Ш



ЧАРТЕР –договор на аренду транспортного средства.

ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – равновесие между спросом и предложением на отдельном рынке.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – форма собственности на землю, недвижимость, средства производства, деньги, ценные бумаги, рабочую силу, товары, интеллектуальный продукт, заключающаяся в принадлежности этих объектов физическим лицам, семьям, группам лиц.

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – категории, выражающие отношения между совокупностью предметов (элементов) и связью,которая объединяет этипредметы (элементы). Эта связь приводит к появлению у совокупности новых интегрированных свойств, не присущих предметам (элементам) в их разобщенности. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы (элементы) выступают в качестве частей.

ЧЕК – ценная бумага, содержащая распоряжение владельца денежных средств, размещённых в банке (чекодателя) уплатить держателю чека указанную в нем сумму.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ–1)потенциальная способность человека приносить доход; 2) накопленные знания, умение, мастерство, которыми обладает работник, и которые приобретаются им благодаря образованию, профессиональной подготовке и опыту.

ЧЕРНЫЙ РЫНОК – 1) отношения между продавцами и покупателями товаров и услуг, складывающиеся в нарушение действующего законодательства; 2) один из атрибутов теневой экономики.

ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ– ситуация на рынке, когда множество фирм продает одинаковые товары.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ– положение на рынке, характеризуемое наличием только одного продавца данного товара.

ЧИСТАЯ МОНОПСОНИЯ – ситуация на рынке, когда на множество продавцов определенного товара приходится единственный покупатель.

ЧИСТАЯ ОТРАСЛЬ – отрасль, производящая один вид продукции.

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ – 1) часть валового дохода, которая остается в распоряжении предприятия после формирования фонда оплаты труда и уплаты налогов в бюджет, отчислений, обязательных платежей другим организациям; 2) сумма прибыли и налога с оборота.

ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ – часть продукта, которая остается при вычитании из него материальных затрат, т.о. это стоимость, вновь созданная в процессе производства. Чистая продукция определяется либо как валовая продукция за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений, либо как сумма заработной платы и прибыли предприятия.

ЧИСТАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА – разница между суммой потребительских благ, произведенных при помощи капитала, и суммой потребительских благ, которой пришлось бы пожертвовать для создания капитала.

ЧИСТАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ – разница между общим доходом и издержками, которые включают вмененные (дополнительные к бухгалтерским, не учтенные в бухгалтерских) издержки производителя, упущенные им возможности. Рассчитывается как разница между расчетной бухгалтерской прибылью и вмененными издержками.

ЧИСТАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА – доход, приносимый фактором производства, предложение которого абсолютно неэластично в долгосрочном периоде, за вычетом альтернативных издержек использования данного фактора.

ЧИСТЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ – общие валовые капиталовложения за вычетом отчислений на амортизацию.

ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – равен валовому национальному продукту минус амортизация.

ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ – резкое сокращение темпа роста денежной массы







Э



ЭВОЛЮЦИЯ (лат. evolutio развертывание) – 1) развитие; 2) процесс постоянного изменения явления во времени.

ЭВРИСТИКА (др.-греч. находить, изобретать, выдумывать) – метод анализа экономических явлений и процессов, основанный на интуиции, аналогиях, опыте.

ЭГАЛИТАРИЗМ (фр. egalite равенство) – стремление к уравнительности путем перераспределения собственности.

ЭКВИВАЛЕНТ (лат. aequivalens равносильное) – нечто, равноценное другому, вполне заменяющее его.

ЭКВИВАЛЕНТНЫЙ ТОВАР – равносильный товар. Важен при сравнении товаров и их обмене друг на друга. Всеобщим товарным эквивалентом, с которым сравниваются все товары, являются деньги.

ЭКОНОМЕТРИКА – проверка экономических гипотез статистическими средствами.

ЭКОНОМЕТРИЯ – научная дисциплина, предметом которой является изучение количественной стороны экономических явлений и процессов математическими и статистическими методами.

ЭКОНОМИКА(др.-греч. правила ведения домашнего хозяйства) – 1) совокупность условий, средств, объектов, процессов, которые используются для ведения экономической деятельности; 2) совокупность отраслей народного хозяйства; 3) состояние хозяйства; 4) наука, изучающая пути наилучшего использования экономических ресурсов.

ЭКОНОМИКА ЛАТЕНТНАЯ – разновидность теневой экономики, имеющей ярко выраженный криминогенный характер.

ЭКОНОМИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ – количественный анализ экономических процессов.

ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – система мер, направленных на использование микроэкономических стимулов для воздействия на совокупное предложение.

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ – математическое описание экономического явления (процесса, объекта), произведенное в целях его изучения.

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – описание экономических явлений (процессов, объектов) в виде экономико-математических моделей.

ЭКОНОМИКС – экономическая теория. Термин введен в обращение А. Маршаллом, заменил термин «политическая экономия».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ –сотрудничество и сближение хозяйств регионов, ликвидация таможенных барьеров, унификация экономических политик, валютный союз и введение единого денежного обращения.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ – информация об общественных процессах производства, обмена, распределения, накопления и потребления, материальных благ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА – наука, изучающая экономические явления и управлениеими с использованием общих законов кибернетики.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (модель от лат. modulus способ, образец) – 1) упрощенная картина экономической действительности; 2) образ экономической ситуации.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (политика др.- греч. государственная наука) – действия с целью скорректировать проблему или избежать ее возникновения.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ – см. прибыль экономическая.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА – 1) разница между той ценой, которую фирма готова заплатить за необходимый фактор производства на конкурентном рынке, и минимальной существующей ценой этого фактора; 2) цена за использование естественных ресурсов, предложение которых постоянно (неэластично).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 1) часть системы большего порядка – социально-экономической системы: это сложная,вероятностная, динамическаясистема, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ; 2) совокупность взаимосвязанных и определённым образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА – совокупность экономических условий развития бизнеса.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (теория др.-греч. наблюдение, рассмотрение) – систематизированное знание, теория изучения экономических явлений и процессов, функционирования хозяйства, экономических отношений, основанная, с одной стороны, на логике, на историческом опыте, а с другой – на теоретических концепциях, взглядах ученых-экономистов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЧИСТАЯ – экономическая теория, основанная только на абстрактных предпосылках.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ– теория, согласно которой собственностью является не сам ресурс, а право на его использование.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ – 1) способность экономической системы в процессе функционирования производить экономический эффект; 2) такое состояние экономики, когда нельзя увеличить производство одного товара, не уменьшив производство другого; 3) такое распределение ресурсов, когда невозможно улучшить положение одного субъекта, не ухудшив положение другого.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА – 1) блага, дефицитные в определенной экономической системе и характеризующиеся тем, что их большее количество предпочитается экономическими субъектами меньшему количеству; 2) блага, приносимые людям экономикой, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ– 1)сумма явных и неявных издержек, включая нормальную прибыль;2) вмененные издержки.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ – см. категории экономические

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ – показатели, отражающие зависимости между элементами, регулирующими экономические отношения.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ – связи между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – включают: абсолютные (количественные), относительные (качественные), роста, прироста, индексы, предельные (маржинальные), натуральные, стоимостные, нормативные, единичные (индивидуальные), групповые (агрегированные).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (ресурсы от фр. ressources вспомогательное средство) – 1) труд, средства производства, денежные средства, природные ресурсы; 2) все природные, людские и капитальные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – 1) разработка правовых норм функционирования экономики (законов); 2) защита конкуренции; 3) производство благ для общественного пользования; 4) перераспределение дохода и богатства (налоги); 5) распределение ресурсов на общественные блага; 6) стабилизация экономики (сдерживание безработицы и инфляции).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ – следующие друг за другом подъемы и спады уровней экономической активности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ– выведение экономических закономерностей на основе исследования соответствующих фактов экономической действительности, разложение экономики на отдельные части, именуемые экономическими категориями и их анализ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН – устойчивые связи, взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями, характеризующимися их величинами и показателями. Выявляется на основе опыта, практической деятельности и путем научных исследований.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ –см. хозяйственный механизм.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ – 1) любой объект, который может принять решение, получить задание; 2) объект любой природы, рассматриваемый в экономическом исследовании.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПТИМУМ – траектория развития (в динамике) или состояние (в статике) экономической системы, наилучшие для достижения ее конкретных целей в данных условиях места и времени.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ – способность экономической системы производить продукцию, решать другие задачи экономического развития.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ – 1) качественное изменение в экономике, выражающееся в улучшении всех показателей экономического развития; 2) улучшении показателей производства во времени.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ – лицо, осуществляющее экономическую деятельность (человек, семья, предприятие, государство).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК – общее условное понятие, представление о человеке как о рациональном мыслящем субъекте, строящем свои планы и осуществляющем действия в целях получения максимальной выгоды.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО – благо, являющееся редким по отношению к общей потребности в нем.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ К ТРУДУ – личная материальная заинтересованность в труде.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ – такое состояние, когда совокупный спрос по объёму и по структуре равен совокупному предложению по объёму и структуре.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – регулирование экономических процессов государством.

ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА – см. эффект масштаба.

ЭКОНОМИЯ ОТ РАЗНООБРАЗИЯ – экономия, возникающая в результате производства широкого ассортимента товаров и услуг. Она имеет место, если дешевле производить одновременно и благо А, и благо Б, чем каждое из них в отдельности.

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ – количественные и качественные оценки экономических явлений и процессов, выполняемые экспертами на основе суждений.

ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ – один из способов государственного стимулирования экспорта за счёт бюджета.

ЭКСТЕРНАЛИИ – воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре и проявляющееся в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (от лат. extra сверх, вне и polio приглаживаю, изменяю) – распространение выводов по одной части явления на другую часть, явление в целом, на будущее.

ЭКСТЕНСИВНЫЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА – рост производства, происходящий в результате увеличения объема используемых ресурсов.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ (др.- греч. гибкий) – 1) мера реагирования одной переменной величины на изменение другой; 2) способность покупательского спроса изменяться в определенных границах под влиянием каких-либо факторов (дохода, цены и др.); 3) мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ЗАМЕЩЕНИЯ РЕСУРСОВ – величина, количественно характеризующая скорость изменения предельной нормы замещения при движении вдоль изокванты, т.е. при фиксированном объеме выпуска. Она показывает, на сколько процентов должно изменяться отношение между анализируемыми факторами производства, чтобы при этом предельная норма замещения изменялась на один процент.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – прирост объема предложения товара на один процент при условии, что все остальные факторы, влияющие на уровень предложения, остаются неизменными.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ОТ ДОХОДА – реакция, чувствительность величины спроса к изменению дохода покупателей товара.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ОТ ЦЕН – 1) реакция, чувствительность величины спроса к изменению цены; 2) коэффициент, показывающий относительное изменение объема спроса при изменении цены.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ – степень изменения объема предложения одного товара как результат изменения цены на другой товар при прочих равных условиях.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПЕРЕКРЕСТНАЯ – степень изменения объема спроса на один товар как результат изменения цены на другой товар при прочих равных условиях.

ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС – спрос, при котором коэффициент эластичности будет больше единицы.

ЭМИССИОННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ – акциииоблигации.

ЭМИССИЯ (лат. emissio испускание, излучение, выпуск) – выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, денег, акций, облигаций и т.п.

ЭМИТЕНТ – юридическое лицо, выпускающее ценные бумаги.

ЭМИТЕНТЫ – государство, банки, инвестиционные фонды, предприятия.

ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА – увеличение спроса потому, что товар имеет более высокую или более низкую цену.

ЭФФЕКТ ВЛАДЕНИЯ – более высокая оценка людьми того, чем они владеют, по сравнению с тем, что им пока не принадлежит.

ЭФФЕКТ ДОХОДА – реакция покупателя на повышение (или понижение) уровня цен, которое отражает возникшие в результате этого изменения в его реальных доходах. Например, снижение цены на конкретный товар увеличивает реальный доход покупателя, позволяющий ему купить большее количество этого товара.

ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ – адаптация объемов спроса на товары к изменению их цен. Например, повышение цен на один товар приводит к тому, что покупатель приобретает чаще другой товар, который способен заменить первый при неизменной степени удовлетворения.

ЭФФЕКТ МАСШТАБА (ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА) – 1) экономия, обусловленная ростом масштабов производства и проявляющаяся в снижении издержек производства по мере увеличения объемов выпуска продукции; 2) соотношения между показателями изменения объемов используемых ресурсов и показателями изменения результатов производства. Например, чем больше масштабы производства, тем при прочих равных условиях ниже средние издержки, выше производительность труда и т.д.

ЭФФЕКТ ПАРЕТО – состояние экономики, при котором нельзя изменить распределение ресурсов так, чтобы повышение удовлетворения потребностей одного субъекта не приводило к снижению удовлетворения потребностей другого.

ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ – ситуация, когда возрастает спрос на товар, потому, что его покупают другие.

ЭФФЕКТ СНОБА– падение спроса из-за того, что другие тоже покупают этот товар.

ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА – 1) тенденция повышения уровня цен в случае возрастания совокупного спроса; 2) тенденция к сохранению стабильности цен в случае сокращения совокупного спроса.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ – характеристика качества экономической системы: 1) характеристика системы с точки зрения соотношения затрат и результатов; 2) наибольшая степень достижения цели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ – соотношение между затратами на воспроизводство основных фондов и получаемыми результатами.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ – мера использования полезных свойств потребляемых благ в процессе их потребления.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА – отношение конечных результатов к объему затраченных ресурсов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ – эффективность, при которой предельные издержки производства товара равны его цене.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА – способность факторов производства давать экономический эффект.

ЭФФЕКТИВНЫЙ РЫНОК – рынок, на котором вся новая информация быстро доходит до участников рыночного процесса и немедленно учитывается в рыночных ценах.

ЭФФЕКТИВНЫЙ СПРОС – спрос, поддержанный средствами, позволяющими действительно купить соответствующее количество товаров (платежеспособный спрос).



Ю, Я



ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО – организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающая по обязательствам этим имуществом, являющаяся истцом и ответчиком в суде.

ЮТИЛЬ – теоретическая мера, единица полезности товара.

ЯВЛЕНИЕ – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования.

Ссылка на страницу: Словарь по экономической теории
Теги: Словарь по экономической теории
Просмотров: 465 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 45035

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close