16:15 Словарь экспериментатора | |
Настоящая книга — хорошее учебное пособие по экспериментальной психологии. Чтобы успешно использовать ее в учебном процессе (и, прежде всего, самому начинающему психологу), удобно иметь общую сводку определений терминов, применяемых при описании планирования и проведения психологического эксперимента, автор назвал их «Словарем экспериментатора»—базовым условием полноценного обсуждения и усвоения материала. Перечислить основные термины (а здесь их около ста) и дать им краткую характеристику—главная цель словаря. Описание содержания используемых понятий позволяет также уточнить особенности перевода, терминов. В некоторых случаях полезно знать их эквиваленты на языке оригиналах, а если перевод термина не буквален, в словаре можно найти соответствующее разъяснение. Как обычно, термины представлены раздельно, в алфавитном порядке. Однако большинство из них довольно тесно связаны между собой. В первую очередь это относится к таким фундаментальным понятиям книги, как «безупречный эксперимент», «валидность», «обобщение», «контроль»., «экспериментальная схема» и др. Эти связи учтены я отражены в словаре: содержательно близкие героины сгруппированы в единые блоки, (иногда довольно крупные), в тексте каждого блока другие термины, вошедшие в словарь, выделены полужирным шрифтом. Кроме того, не случайно словарь открывается термином «валидность». При работе со словарем хорошо пользоваться следующим за ним «Предметным указателем», где приведены все термины, выделенные курсивом в тексте книги, а также названия экспериментов-иллюстрации. ВАЛИДНОСТЬ (validity) — достоверность (если степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. «В.»—Центральное понятие словаря экспериментатора: оно объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процедурами проведения эксперимента'. Глобальной целью любого экспериментального исследования является обобщение полученных результатов и вывода об экспериментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возможно лишь в мысленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реальный эксперимент в той или иной мере репрезентирует (представляет) безупречный, и чем лучше эта' репрезентативность, тем выше В. эксперимента. Таким образом, повышение В, т. е. планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом, является конкретной задачей исследователя, успешность решения которой зависит, во-первых, от характера, реальных условий и, во-вторых, от адекватности выбора средств. Так, источники нарушения В (прежде всего, ненадежность в смешение) отдаляют реальный эксперимент от безупречного, а способы их контроля позволяют приблизиться к нему, т. е. обеспечить высокую В. для обобщения экспериментальных результатов. В. полученных данных можно оценить статистически: например, В. теста (в корреляционном исследовании) определяется степенью корреляции результата его 'выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых. В соответствии с разными типами безупречного эксперимента различают внутреннюю и внешнюю В.: — внутренняя В. — достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеального и бесконечного экспериментов, Повышение внутренней В. связано с устранением результатов действия побочных переменных и о усреднением их изменчивости и нестабильности. Внутренняя В. — первое и необходимое требование к экспериментальным условиям: эксперимент, не обладающий внутренней В., назван автором просто неудачным -, — внешняя В. — достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента, по сравнению с результатами эксперимента полного соответствия. Повышение внешней В. обеспечивается достижением соответствия уровней дополнительных переменных в эксперименте уровням этих переменных в. изучаемой реальностисти. Эксперимент, не обладающий внешней В., является неверным, несоответствующим поставленной гипотезе (но, быть может, пригодным для проверки другой гипотезы). Следует отметить, что любую переменную (фактор), отличную от независимой, также оказывающую влияние на зависимую переменную, автор 1Н'азыв'ает просто «other»—другая. При переводе для обозначенных таких переменных используются два разных термина: «побочная» — применительно к переменной, нарушающей внутреннюю В. и «дополнительная»—переменная, уровень которой входит в экспериментальную гипотезу. Он должен быть адекватно представлен с целью достижения внешней В. Иногда одни я те же факторы могут выступать в эксперименте как побочные (нарушающие внутреннюю В.) и как дополнительные (влияющие на внешнюю В.). Устранение и унификация побочных факторов, повышаются внутреннюю В., может приводить к несоответствию уровней дополнительных переменных, что снижает внешнюю В. (см. Соответствие). — операциональная В.—разновидность внешней В. для лабораторного эксперимента; соответствие (или степень соответствия) применяемых методическйх процедур тем теоретическим понятиям, которые входят в экспериментальную гипотезу. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких 'независимых переменных, выделенный в факторном эксперименте. Вычисляется как разность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии разных условий первой, второй и т. д. переменных, и иллюстрируется графически. По графическому изображению В. выделяют три его вида: нулевое (zero), или отсутствие В., расходящееся (spreading) и пересекающееся (crossing) В.; — В. 1-го порядка—В. между двумя независимыми переменными (факторами), В. 2-го порядка — В. трех независимых переменных и т. д. ВООПРОИЗВОДИМОСТЬ (replicating) эксперимента—возможность повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяемых методических процедур в экспериментальном отчете (раздел «Методика»). ВЫБОРКА (sample) —испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. В. разделяют на экспериментальную и контрольную группы. Эксперименты с привлечением В. являются, как правило, межгрупповыми„ но в принципе могут проводиться и по индивидуальным схемам. Основное качество В., необходимое для полноценного эксперимента, — ее репрезентативность (см.), которая определяет внешнюю валидность эксперимента и, достигается адекватными методами отбора испытуемых (ом.). Внутренняя валидность зависит от степени взаимного соответствия экспериментальной и контрольной групп и обеспечивается с помощью различных стратегий распределения испытуемых по группам (см.). ВЫВОД (inference) СТАТИСТИЧЕСКИЙ—нахождение такой величины различия между значениями зависимой переменной, которая в случае подтверждения нуль-гипотезы может быть превышена только с вероятностью, задаваемой правилом статистического решения (decision) (например, р.= 0,05). В. С. определяет значимость полученных различий, служит условием для экспериментальных выводов (conclusions), зависит от числа испытуемых и величины стандартного отклонения. ВЫДЕЛЕНИЕ (isolation) независимой переменной — отделение независимой переменной, входящей в экспериментальную гипотезу, от 'сопутствующих ее воздействию побочных влияний, достигаемое с помощью специальных методических процедур, в лабораторном эксперименте. В отличие от практических экспериментов, где независимая переменная фактически всегда представляет собой группу факторов, в лабораторных (или собственно научных) ее стремятся выделить, т. е. сделать единичной, чтобы имеет возможность исследовать только ее воздействие на' зависимую переменную. В. независимой переменной вместе с очищением ее условий позволяет ставить и проверять точные экспериментальные гипотезы, касающиеся механизмов изучаемого поведения. ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — конкретизация некоторой догадки, или идеи, с целью ее проверки в эксперименте. Г. 3. включает B себя: независимую переменную, зависимую переменную, отношение между ними и уровни дополнительных переменных. Т. о., Г. Э. — это предположение об отношении между независимой и зависимой переменными при определенном уровне дополнительной переменной. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и дополнительных переменных, Г. Э. может становиться все более обобщенной; —контр гипотеза — Г. Э., альтернативная к основному предположению; возникает автоматически; — третья конкурирующая Г. Э. — Г. Э. об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную; проверяется только в лабораторном эксперименте (см. Нуль-гипотеза); — точная Г. Э. — предположение об отношении между независимой единичной переменной и зависимой переменой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и очищения ее условий; — Г. Э. о максимальной (или минимальной) величине—предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая переменная принимает максимальное (или минимальное) значение. Основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную: при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной «негативный» процесс становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом эксперименте; —Г. Э. об абсолютных и пропорциональных отношениях—точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой переменной (см. Отношение); проверяется в многоуровневом эксперименте; —Г. 'Э. с одним отношением—предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки Э. не одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной; — комбинированная Г. Э. — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной, стороны, и зависимой переменной—с другой (см. также Взаимодействие); проверяется только в факторном эксперименте. ДАННЫЕ — первоначальные, еще не обработанные результаты эксперимента, зафиксированные в протоколе (например, время выполнения задачи, субъективный отчет испытуемого и т. и.). Наиболее важная часть Д. служит материалом для определения значений зависимой переменной. См. Протоколирование, Показатели измеряемые. Способ представления результатов. ЗНАЧЕНИЕ (meaning) — единица измерения зависимой переменной полученных данных. Конечный результат обработки полученных данных, каждому из словий, или уровней, независимой переменной соответствует пределенное Совокупность 3. представлена обычно на таблицах или графиках. ЗНАЧИМОСТЬ (significance) результатов—статистическая достоверность полученных различий между средними значениями зависимой переменной (при воздействии разных условий независимой переменной), отвечающих экспериментальной гипотезе. Для повышения внутренней валидности эксперимента проводится проверка 3.—проверка отвержения (или не отвержения) нуль-гипотезы. 3. результатов — необходимое (иногда' — недостаточное) условие достоверности вывода - об исследуемой гипотезе. ИЗМЕНЧИВОСТЬ (variability) НЕСИСТЕМАТИЧЕСКАЯ—одно из свойств любой переменной, проявляющееся в непостоянстве ее изменений и приводящее к широкому разбросу экспериментальных данных (ср. «variability» я .«variable»—переменная). Основной источник ненадежности эксперимента, нарушения внутренней валидности. В практических (естественных) индивидуальных экспериментах — это И. Н. побочных переменных с течением времени (см. Фактор времени), для усреднения которой применяются способы первичного контроля (в частности, увеличение числа проб). В условиях искусственных экспериментов с относительной унификацией побочных факторов И. Н. сокращается, а благодаря возможности предъявить все необходимое число проб за сравнительно короткое время уменьшается и разброс данных. Внутреннюю валидность группового эксперимента, может нарушить И. Н. (здесь — изменения, или вариации) индивидуальных различий испытуемых; для контроля следует либо увеличивать количество испытуемых, либо добиваться взаимного соответствия экспериментальной и контрольной групп. Возможность И. Н. необходимо учитывать даже в лабораторных экспериментах, ведь полная стабилизация всех побочных факторов (т. е. проведение идеального эксперимента) неосуществима на практике. ИСПЫТУЕМЫЙ (subject) — субъект, привлеченный к участию . в эксперименте для испытания воздействия независимой переменной. Эксперименты могут быть индивидуальными (здесь — с одним И.) и групповыми. Потенциальными И. являются специально отобранные или имеющиеся в наличии (available) представители изучаемой популяции. Индивидуальные различия И. могут нарушать внутреннюю валидность эксперимента. ИССЛЕДОВАНИЕ (study) КОРРЕЛЯЦИОННОЕ — исследование соотношения двух (или нескольких) переменных, характеризующих наличные индивидуальные различия людей и их поведения. В отличие от эксперимента, т. е. активного управления состояниями независимой переменной, в И. К. проверяются гипотезы о взаимосвязи уже существующих характеристик. И. К. необходимо также для определения диагностической ценности тестов, измеряющих эти характеристики. И. К. проводятся, как правило, на большом количестве испытуемых, с применением статистических способов контроля (для выделения возможных детерминант изучаемых различий используется, в частности, факторный анализ). И. К. разделяют по следующим параметрам) возможность интерпретации одной из переменных в качестве независимой: либо эта переменная предшествует другой во времени (что позволяет высказывать эмпирические предположения об их причинно-следственной связи), либо нет; 2) возможность вычисления коэффициента корреляции (см. Корреляция) и 3) цель — либо собственно познавательная, теоретическая, либо чисто прикладная. КВАДРАТ ЛАТИНСКИЙ—наиболее распространенная схема кросс-индивидуального многоуровневого эксперимента, основанная на позиционном уравнивании предъявления уровней независимой переменной (см. Уравнивание позиционное). «К. Л.»—это набор таких последовательностей уровней независимой переменной, в которых каждый из уровней встречается в каждой позиции только один раз. Схема К. Л.—случайный выбор и использование экспериментатором одного из вариантов этих наборов, когда каждая последовательность уровней предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Способ контроля эффектов однородного и, главное, неоднородного переноса при основательно небольшом числе испытуемых. Возможность возникновения эффектов ряда и центрации сохраняется; —К. сбалансированный—редуцированный вариант латинского К., в последовательностях которого каждому уровню независимой переменной только один раз непосредственно предшествует каждый из остальных уровней. Позволяет контролировать эффекты неоднородного переноса, с несложной статистической обработкой. КОНТРОЛЬ, СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ (controls) —способы усовершенствования эксперимента, приближающие его к безупречному. При обозначении С. К. учитывается, во-первых, та общая или частная цель, которая достигается с их применением, и, во-вторых, — общий или частный фактор, подлежащий К. (т. е. устранению или усреднению). Так, с одной стороны, любые С. К. являются в итоге К. обобщения полученных результатов и выводов, а также К. внутренней или внешней валидности. С другой стороны, они выступают как С. К. основных источников нарушения валидности—ненадежности и смешения, и порождающих их конкретных факторов (например, фактора времени, фактора задачи, индивидуальных различий испытуемых, эффектов последовательности проб, предубеждений экспериментатора и др.). Конкретные С. К. приводятся в словаре вместе с описанием этих контролируемых факторов. Для общей характеристики С, К. их можно организовать так. Во-первых, С. К. могут быть непосредственно связаны с самим типом эксперимента. Некоторые источники нарушения валидности устраняются либо в результате «улучшения» реальности (например, К. систематического смешения и ненадежности в искусственном и лабораторном экспериментах), либо благодаря другом преимуществам, которые дает каждый новый тип эксперимента. Не случайно, поэтому некоторые виды экспериментов автор рассматривает как С. К.: многоуровневый эксперимент—К. неполноты независимой переменной и др. факторный— К. сопутствующего смешения базисной переменной при проверке гипотез с одним отношением. В корреляционных исследованиях оказывается возможным только статистический К. Во-вторых, С. К. побочных и дополнительных влияний, неизбежно возникающих при проведении эксперимента, является любая экспериментальная схема. В соответствии с центральным параметром классификации экспериментальных схем — основанием сравнения условий (или уровней) независимой переменной, выделяют интраиндивидуальный, межгрупповой и кросс индивидуальный К. О возможностях применения конкретных экспериментальных схем для К. внутренней валидности см. Последовательность, Стратегия построения групп, Распределение, Отбор, Уравнивание позиционное и др. Нужно добавить, что для К. сопутствующего смешения в лабораторных экспериментах требуются специальные схемы, не входящие в основную классификацию. С. К. внешней валидности, связанные о решением проблем соответствия привлекаемых переменных, приведены в табл. 1. И, наконец, существуют универсальные меры по К. побочных факторов, не зависящие от типа эксперимента и применяемых экспериментальных схем и названные, поэтому С. первичного К.. Эти меры могут быть общими, например, выбор адекватного количества проб, испытуемых, уровней независимой переменной, и частными—подбор задач, предварительные меры по распределению испытуемых и т. п.. Сюда же относятся и сами условия проведения любого эксперимента (см. Планирование действий, Протоколирование), a также строгое соблюдение экспериментальных процедур. КОРРЕЛЯЦИЯ—реально наблюдаемый факт, пример, взаимосвязи того или иного состояния независимой переменной с определенным значением зависимой переменной. Без наличия и использования плана эксперимента исследователь может получить только отдельные К., не позволяющие проверить гипотезу. В тех случаях, когда управлять независимой переменной невозможно, привлекается корреляционный подход, т. е. установление статистического соотношения исследуемых переменных на большом числе испытуемых (см. Исследование корреляционное). Если распределение полученных значений каждой из этих переменных имеет куполообразную форму, то можно вычислить коэффициент К. между ними. Коэффициент К. используется также для проверки надежности экспериментальных результатов, валидности тестов. ЛИНИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ — линия на диаграмме разброса данных, полученных в корреляционном исследовании двух переменных (например, при апробации нового теста: ось абсцисс—тестовые оценки, ось ординат—оценки диагностируемых различий): Л. П., соединяет средние оценки исследуемой переменной и тем самым позволяет в дальнейшем предсказывать ее значения по тестовым оценкам. Достоверность предсказания определяется величиной коэффициента корреляции переменных, которая и задает угол наклона Л. П. (от нуля — горизонтальная линия — до единицы — 4,5°). МЕТОДИКА (method) — совокупность конкретных операций, процедур проведения эксперимента. Одним из условий достижения внутренней валидности является точность (precision) соблюдения. Пря проведении лабораторных экспериментов особо обсуждается вопрос о соответствии компонентов М. теоретическим понятиям, привлекаемым для определения независимой переменной (например, может ли резкий звук зуммера расцениваться как «наказание» и т.п.) (см. Операциональная валидность). М. подробно излагается в соответствующем разделе экспериментального отчета. НЕНАДЕЖНОСТЬ (unreliability) — одно из основных нарушений внутренней валидности эксперимента. Источником Н. является, главным образом несистематическая изменчивость побочных переменных, прежде всего фактора времени в индивидуальном эксперименте и индивидуальных различий испытуемых (в групповом), а также нестабильность всех привлекаемых переменных. Н. экспериментальных данных означает, что при каждом новом повторении эксперимента, результаты оказываются иными. Аналогично оценивается надежность (или Н.) тестов в корреляционных исследованиях: при каждом новом испытании одни и те же испытуемые должны получать одни и те же оценки. Способами обеспечения надежности результатов является увеличение числа проб и испытуемых (эталон — бесконечный эксперимент), выбор адекватных измеряемых показателей изучаемого поведения, искусственная стабилизация побочных факторов и др. Одна из форм Н.—неполнота независимой переменной, преодолеваемая с помощью введения большого числа уровней в многоуровневом эксперименте. НУЛЬ-ГИПОТЕЗА—гипотеза об отсутствии различия между условиями независимой переменной (по их действию на зависимую переменную), Проверка Н.-г. возможна только в лабораторном эксперименте и необходима для установления статистической значимости экспериментальных результатов. Вероятности отвержения j неотвержения Н.-г. задаются альфа- и бета-уровнями (см. также Вывод статистический). ОБОБЩЕНИЕ (generalilation)—главная цель любого эксперимента: на основании ограниченного числа полученных данных сделать выводы, распространяющиеся на более широкую область практики. В индивидуальных практических экспериментах О. совершается так же, как и в жизни', — это общее заключение на основании ограниченного числа опытов, справедливое только для данного конкретного испытуемого. Возможность О. результатов связана с репрезентативностью эксперимента и его валидность и зависит от контроля побочных факторов (внутренняя валидность) и от соответствия (и полоты представленности.) дополнительных переменных в эксперименте. Выделяют О. экспериментальных результатов на - изучаемую реальную .ситуацию .(искусственный эксперимент), на других представителей популяции (групповой эксперимент), распространение теоретических представлений (лабораторный эксперимент). Для контроля О. привлекают также новые уровни дополнительной переменной в факторном эксперименте. Наиболее широкое О. исследуемой гипотезы требует проведения целого ряда экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных. ОСНОВАНИЕ СРАВНЕНИЯ—первый и определяющий параметр классификации экспериментальных схем. Выделяются три, глобальных типа О. С. между условиями независимой переменной, необходимого для проверки экспериментальной гипотезы: интраиндивидуальное (within-subject), межгрупповое (between-groups) и кросс индивидуальное (across-subject). В первом случае сравнение данных, полученных при предъявлении исследуемых условий, проводится по каждому испытуемому. Во втором случае условия сравниваются по данным соответствующих групп испытуемых. А в третьем — для получения средних оценок каждого из сравниваемых условий (здесь—уровней) необходимы данные всех участников эксперимента, т. е. подсчет, проходит по всем испытуемым. Интраиндивидуальными, межгрупповыми и кросс-ндивидуальными называют экспериментальные схемы, а также сами типы эксперимента и используемые в них способы контроля. ОТБОР (selection) — способ привлечения испытуемых, позволяющий обеспечить представленность изучаемой популяции и тем самым—высокую внешнюю валидность межгруппового эксперимента, Для О. испытуемых используются две из основных стратегий построения групп, т. е. две эффективные схемы межгруппового сравнения — случайный О. групп и случайный О. групп о предварительным выделением, слоев (или случайный послойный О.). Последняя схема (при условии адекватности принципа выделения слоев изучаемой деятельности). позволяет достичь более высокой внешней валидности при одинаковом числе испытуемых. В указанных схемах. О. сочетается с распределением испытуемых по группам, поэтому они обеспечивают не только внешнюю, но—автоматически и высокую внутреннюю валидность (см. Распределение). ОТНОШЕНИЕ между независимой и зависимой переменными — центральная составная часть экспериментальной гипотезы. С достоверностью полученного О. связана внутренняя валидность эксперимента. В многоуровневом эксперименте становится возможным проверять точные гипотезы об определенном типе количественных О. — абсолютных и пропорциональных, и выражать их в виде математической зависимости'. Существуют три типа О. между независимой и зависимой переменными: — абсолютно-абсолютное О.: равные абсолютные изменения независимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (математически — линейная зависимость); — относительно-абсолютное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (логарифмическая зависимость); — относительно-относительное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными относительными изменениями зависимой переменной (степенная зависимость). Количество входящих в гипотезу О. определяет ее вид: различают гипотезы с одним О. я комбинированные, (purifying) условий— отделение условий независимой переменной от сопутствующих их предъявлению, но не входящих в экспериментальную гипотезу влияний, достигаемое с помощью специальных методических процедур в. лабораторном эксперименте. О. условий необходимо для проверки точных экспериментальных гипотез (см. также Выделение независимой переменной). ПЕРЕМЕННАЯ {variable) — основной термин словаря экспериментатора,: любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте; — независимая П. (или фактор) — П., изменяемая экспериментатором; включает в себя два или несколько состояний (условий) или уровней; — зависимая П. — П., изменяющаяся при действии независимой П„ принимает различные значения; — побочная П. — П. (или фактор), порождающая ненадежность или систематическое смешение; совокупностями побочных П. являются, например, фактор времени (см.), фактор задачи (см.), индивидуальные различия испытуемых (или субъективный фактор) (см.); — дополнительная П. — одна из составных частей экспериментальной гипотезы; для адекватной проверки частной экспериментальной гипотезы необходимо, чтобы уровень дополнительной П. соответствовал ее уровню в изучаемой реальности, а для проверки общей экспериментальной гипотезы — проведение экспериментов при разных уровнях дополнительной П.; — ключевая П. — дополнительная Ï„ наиболее важная для проверки экспериментальной гипотезы и ее обобщения; — единичная (unitary) независимая П. — независимая П. в лабораторном эксперименте (см. Выделение независимой П.); .— вторичная П.—любая П., привлекаемая в лабораторном эксперименте для контроля действия первичной (независимой) П.; —расширенная (wider) П.—результат введения нового, условия независимой П. для контроля сопутствующего смешения; — качественная (qualitative, ungraded) П. — независимая П., условия состояния) которой отличаются друг от друга качественным образом; — количественная (quantitative, graded) — независимая П., различия между уровнями которой можно количественно измерить; привлекается в многоуровневом эксперименте; — базисная (underlying, «лежащая в основе») П. — П., на которую (и только на нее), согласно теоретическим предположениям, оказывает свое действие независимая П.; точное определение результата этого действия требует проведения факторного эксперимента; — контрольная П. — одна из дополнительных П., ставшая второй независимой П. в факторном эксперименте, проведенном для контроля сопутствующего смешения базисной П. или обобщения результатов. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИИ (planned manipulation—«запланированная манипуляция») эксперимента — первое необходимое условие его проведения, возможность самостоятельного управления независимой переменной. На практике—заранее составленный план предъявления условий или уровней независимой переменной, т. е. экспериментальная схема. ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЯЕМЫЕ (assessment) — количественная характеристика деятельности испытуемого в эксперименте, материал для определения значений зависимой переменной. Адекватный выбор П. И. повышает надежность я тем самым внутреннюю валидность эксперимента: чем больше отдельных реакций или действий испытуемого характеризуется одним П. И., тем меньше несистематическая изменчивость получаемых результатов. От степени соответствия П. И. изучаемой реальной деятельности испытуемого зависит внешняя валидность. ПОПУЛЯЦИЯ — контингент потенциальных испытуемых, объединенных общей возрастной, профессиональной или другой принадлежностью, изучаемый в экспериментальном исследовании. Распространение экспериментальных результатов на П. (обобщение) — основное преимущество эксперимента с привлечением большого числа испытуемых. Необходимым условием такого эксперимента является представленность П. исследуемой выборкой испытуемых, достигаемая с помощью их правильного отбора. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (order)—порядок предъявления испытуемым условий или уровней независимой переменной в экспериментах, проводимых по индивидуальным схемам. С последовательным характером предъявления проб связаны эффекты П. (в частности, эффекты переноса). Выделяют три типа П., которым соответствуют основные схемы интраиндивидуального эксперимента': — схема случайной П. — предъявление испытуемому условий (или уровней) независимой переменной в случайном порядке. Эффективный Способ контроля факторов времени. Для использования схемы (я повышения надежности) требуется большое количество проб. Систематическое смешение практически устраняется (за счет усреднения эффектов переноса), кроме случаев асимметричного взаимовлияния предъявляемых условий. Случайная П. применяется также для распределения экспериментальных задач по разным условиям независимой переменной; — схема регулярного чередования — поочередное предъявление испытуемому двух условий независимой переменной; способ интраиндивидуального контроля факторов времени. При достаточно большом количестве проб повышается надежность эксперимента, усредняются эффекты однородного, симметричного и неоднородного переноса,. Регулярный характер предъявления условий не позволяет устрашить ряд источников систематического смешения: предубеждения экспериментатора, асимметричные взаимовлияния условий независимой переменной, а также последствия периодических событий, происходящих (по объективным причинам) во время предъявления одного из этих условий; — схема позиционно уравненной (counterbalanced) Т1.—П. предъявления условий (или уровней) независимой переменной, в которой позиции (номера) каждого .из них составляют в среднем равные числа. Применяется при относительно небольшом количестве проб (или блоков проб). Эффективна как способ контроля факторов времени, если его изменения линейны, а также однородных и асимметричных влияний П. В случаях неоднородного и асимметричного переноса схема не обеспечивает контроля систематического смешения. Возможность усреднения последних видов эффектов П. проб возникает при использовании позиционного уравнивания для сразу нескольких П. уровней в кросс-индивидуальных экспериментах (см. Уравнивание позиционное). ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА (experimenter bias)— один из источников систематического смешения, оказывающий побочное благоприятное (или неблагоприятное) влияние на действие одного из условий независимой переменной. П. Э. (в отношении этого условия) могут передаваться испытуемым и влиять на их деятельность в эксперименте, приводить к необъективности учета экспериментальных данных и т. п. Способы контроля П. Э. связаны с повышением точности соблюдения экспериментальных процедур (B частности, с применением автоматических устройств). Если снятие показателей необходимо включает субъективный элемент, то используется схема случайной последовательности предъявления условий, привлекаются методы экспертных оценок я т. п. Эффективным средством устранения П. Э. (и испытуемых) является постепенное и точно фиксируемое изменение независимой переменной в многоуровневом эксперименте. П. Э. и испытуемых—основные (и трудно контролируемые) побочные переменные в корреляционных исследованиях. В специальной литературе термин «bias» часто переводится буквально — «байес», причем выделяются его различные виды, каждый из которых представляет собой побочное систематическое влияние. ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ (documentation — «подтверждение документами») — второе необходимое условие проведения эксперимента. П. плана эксперимента и хода его проведения обеспечивает полный учет данных для составления экспериментального отчета. Ссылка на страницу: Словарь экспериментатора Теги: Словарь экспериментатора | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |