18:40 Словарь морских терминов | |
А АВТОНОМНОСТЬ длительность плавания без пополнения запасов. АЗИМУТ (астронавигация) угол между северной частью плоскости истинного мередиана наблюдателя и вертикалом светила. АКВАТОРИЯ участок водной поверхности. АНКЕРОК бочеёнок без крана для пресной воды. Внутри к пробке подвешен стакан. АНТИЦИКЛОН область высокого атмосферного давления с движением воздуха вокруг ее центра по часовой стрелке в с Северном полушарии (в Южном - против). АПСЕЛЬ бизань-стаксель на двухмачтовых яхтах (кээчах, иолах). АРМОЦЕМЕНТ (фероцемент) разновидность железобетона с высокой степенью армирования, конструкционный материал для постройки яхт и судов. АУТРИГЕР 1.Боковой поплавок на судах типа проа". 2.Выстрел полурей с нокомпяткой на шарнире у мачты, для отвода брасов от вант. (см.выстрел). АХТЕРПИК крайний кормовой, нежилой отсек яхты. АХТЕРШТАГ снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту от топа в корму АХТЕРШТЕВЕНЬ кормовой элемент продольного набора копуса яхты, вертикально или с наклоном скрепленный с килем Б БАБОЧКА - способ несения парусоа на яхтах с косым парусным вооружением, когда на полных курсах носовые паруса выносят на противоположный, по отношению к кормовым парусам, борт для повышения скорости и устойчивости на курсе яхты. БАК - надстройка в носовой оконечности яхты. Часто баком называют носовую часть палубы (см. фордек). БАКАН(БАКЕН) - плавучий знак навигационной обстановки, устанавливаемый на якоре на границе фарватера или судового хода, преимущественно на реках. БАКС - штука дерева, соединяющая киль с форштевнем. БАКШТАГ- 1. Курс, когда угол между ДП яхты и направлениемлинией ветра более 90* и менее 180*; 2. Снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту к борту и в корму; 3. Для бушприта - см. ватер-бакштаги 180*. БАКШТОВ - трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления (взятия на бакштов) другого судна. БАЛАСТ - груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для обеспечения необхо БАЛЛАСТ - груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для обеспечения необходимой осадки и остойчивости. Разделяют на жидкий (топливо, вода) и твердый (укладываемый в корпус, заливаемый в фальшкиль и т.д.). БАЛЛЕР - конструкция с осью вращения или вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней с румпелем. БАЛУН - передний, дополнительный, полно-скроенный парус для слабых ветров на полных курсах. Паруса аналогичного назначения-гнуя, дрифтер, ричер. БАЛЯСИНА -ступенька в виде точеного рейка. БАНКА - 1. Сиденье на небольших беспалубных лодках, одновременно служащее для расспорки бортов; 2. Отдельно расположенная мель ограниченных размеров. БАНТ - поглоса парусины, нашитая на парус с целью его подкрепления в местах пробивки рифлюверсов. БАР - 1.Единица давления. 2.Валообразная наносная отмель в прибрежных районах. БАРБАРА - дополнительная оттяжка шкотового угла стаксея к палубе. БАРХОУТ - утолщенный пояс наружней обшивки в районе ватерлинии. БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ - снасти, служащие для постановки подвижного рангоута и парусов, а также для управления ими. БЕЙДЕВИНД - курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра меньше 90*. Крутой бейдевинд - если угол меньше 45*, полный-больше 60*. БЕЙФУТ - 1.Кольцо из обшитого кожей троса или железа для крепления рея или гафеля к мачте или стеньге; 2. Простой ракс-бугельё, если гик (гафель) имеет усы. БЕНЗЕЛЬ- перевязка двух толстых тросов линем или каболкой. БЕРМУДСКИЙ ПАРУС- прямоугольный, треугольный, косой косой парус, обладает высокими аэродинамическими характеристиками, позволяет идти яхте в бейдевинд. БЕСЕДКА- подвешенное сиденье (доска) для подъема человека на мачту или для работы за бортом яхты. БИЗАНЬ- нижний косой парус на бизань-мачте. БИЗАНЬ-МАЧТА-к кормовая мачта на многомачтовых парусниках, а также на двухмачтовых яхтах, если она ниже передней (на иоле, кеэче). БИМС- подпалубная балка поперечного набора корпуса яхты. БИТЕНГ-металлическая тумба на палубе крейсерской яхты для крепления тросов. БЛИНД- прямой парус, ставившийся на старинных парусниках под бушпритом. БЛИНДОУС- распорный шест для отклонения бакштагов. БЛОК- шкив с фиксированной осью и желобом по окружности для изменения направления тяги троса, цепи. БЛУПЕР(БИГБОЙ)- вспомогательный, косой, летучий, пузатый парус, поднимаемый с подветра от спинакера. БОКАНЦЫ-небольшие выстрелы на баке для выноса фока-галсов или выстрелы наБОКАНЦЫ- небольшие выстрелы на баке для выноса на ветер фока-галсов или на юте для отвода и сохранения от перетирания о корпус и такелаж брасов. БОН- закрепленное на месте (к берегу, на якоре, за палы) плавучее, малопогруженное сооружение с настилом, предназначенное для швартовки маломерных судов или дру-гих специальных целей (заграждение, переправа и т.д.). БОРА- сильный, порывистый, холодный ветер, дующий со склонов гор у моря. БОРГ- снасть стоячего такелажа, на которой висит нижний рей. БОРДСЭЙЛИНГ- плавание на доске под парусом (виндсэрфинг, виндгляйдер и т.д.). БОРТ- боковая стенка (сторона) корпуса яхты от форштевня до ахтерштевня. БОРТОВЫЕ ОГНИ- судовые навигационные огни обозначающие борт судна(правый - зеленый, левый - красный). БОУТ- усиливающая, вертикальная, косая или секторная накладка на парусе из парусины или ленты в местах особых нагрузок, перетирания, пробивки (вшивания) лю-версов, кренгельсов, гатов. БРАМ-СТЕНЬГА- рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги. БРАНДЕР-ЩИТ- вертикальный щит, закрывающий основной вход в каюту яхты. БРАС- снасть бегучего такелажа, закрепленная на ноке спинакер-гика или рея и служащая для их разворота в горизонтальной плоскости и удержания под нужным углом. БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. БРЕШТУК- связь, соединяющая клямсы с форштевнем или ахтерштевнем. БРИДЕЛЬ- якорная цепь (трос), прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке (бую, плав.пирсу, бону и т.д.). БРИЗ- ветер в прибрежных районах, который в течении суток меняет свое направление под влиянием разностей температур поверхностей суши и воды (днем - с моря на сушу, ночью - с суши на море). БРИФОК- четырёхугольный парус со свободной нижней шкаториной, поднимаемый на передней мачте на брифок-рее. В отличии от фока, брифок не привязывают к рею. БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ - легкий трос с грузом (легостью) на конце. С его помощью подаются швартовы. БРОЧИНГ - явление полной потери управляемости при попутнных ветрах, когда яхта резко заваливается через скулу, а руль выходит из воды. БРЮКАНЕЦ - защитный зонт из водонепроницаемой ткани вокруг мачты в районе пяртнерса, прерпятствующий попаданию воды в корпус яхты. БУГЕЛЬ - железный обруч, надеваемый на рангоут для его укрепления или соединения составных частей. БУЕР - 1.Небольшое (до 20 м.), плоскодонное, одномачтовое голландское судно прибрежного плавания со шпринтовым или гафельным вооружением и шверцами.м и шверцами. 2.Парусная яхта на коньках для скольжения по льду, снежному насту. БУЙ - 1.Плавучий знак навигационной обстановки, стоящий на мертвом якоре. Служит, как правило, для ограждения опасных мест, а также для указания осей, сторон, и поворотов рекомендованных фарарватеров. 2.Плавучесть, соединенная через буйреп с мертвым якорем. Используется для швартовки яхт. БУЙРЕП - 1.Трос, связывающий буй с мертвым якорем. 2.Трос с плавучестью (томбуем) на поверхности и коренным концом на тренде якоря, для обозначения места отдачи якоря, и, по необходимости, для облегчения его отрыва от грунта. БУКСИРОВКА - тяга одного судна (буксируемого) другим судном (буксиром) с помошью буксирного троса (буксира), или методом толкания, или лагом (буксировка судна ошвартованного бортом к буксиру). БУКСИРОВОЧНЫЙ ОГОНЬ - желтый огонь на корме буксирующего судна. БУЛЬБОКИЛЬ - консрукция плавникового яхтенного киля с прикрепленным к нижней кромке тяжелым балластом (бульбом) обтеканемой формы. БУЛИНЬ - 1. Тонкий трос (линь) внутри задней шкаторины косого паруса, служащий для регулировки профиля паруса. 2.Снасть для выноса вперед наветренной, боковой шка-торины прямого паруса. БУХТА - небольшой залив, отделенный от моря мысами или островами. БУХТА ТРОСА - 1. Трос или снасть, свернутая кругами или восьмерками. 2. Упаковка нового троса в виде полого цилиндра. БУШПРИТ- горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с носа яхты и служащее для выноса штагов и галсовых углов кливеров. БЫК-ГОРДЕНЬ- см.Гордень. В ВАНТЫ-снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов. Нижние концы вант крепятся к талрепам (юферсам), через которые нагрузки передаются на вант-путенсы (специальные оковки, палубные фитинги), скрепленные с набором корпуса. ВАТЕР-БАКШТАГИ - снасти, раскрепляющие бушприт к бортам яхты. ВАТЕРВЕЙС- 1.Толстые, деревянные брусьья, идущие по бортам яхты и составляющие часть палубного настила. 2. Водопроток на открытой палубе вдоль бортов. ВАТЕР-ВУЛИНГ - скрепление бушприта с водорезом (тросовое, цепное и т.д.). ВАТЕРЛИНИЯ- 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом яхты и разделя- ВАТЕРЛИНИЯ - 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом яхты, разделяющая борт на надводный и подводный. 2. Кривая теоретического чертежа корпуса судна, образуемая пересечением поверхности корпуса горизонтальной плоскостью. ВАТЕР-ШТАГ- снасть стоячего такелажа, раскрепляющая бушприт книзу (форштевню). ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА (ВАХТА)- основной вид дежурства на судах, обеспечивающий их плавание, безопасность и живучесть. Все сведения об эксплуатации судна, работе его механизмов, изменениях в личном составе и т.д. заносятся в вахтенный журнал. ВЕЛЬПСЫ- рёбра на барабане шпиля (брашпиля), препятствующие скольжению троса. ВЕРЕТЕНО ЯКОРЯ- продольный стержень якоря. ВЕРП- вспомогательный, завозной якорь на судне. ВЕРПОВАНИЕ- передвижение посредством подтягивания к верпу, который завозят в нужное место на шлюпке. ВЕРТИКАЛ(светила)- большой круг на небесной сфере, проходящий через зенит, надир, и светило. ВЕРТЛЮГ- 1. Креуговой шарнир. 2. Винтовой стяжной механизм (см. талреп). ВЕХА- плавучий знак навигационной обстановкиё, предназначенный для ограждения опасностей и указания сторон фарватера. Состоит из шеста на шприт-бакене и голика или другой топовой фигуры. ВЗЯТИЕ РИФОВ - Уменьшение площади парусаё для косых парусов - путем увязывания нижней части рифштертами или наматыванием ее на гикёе, а для прямых парусов - путем увязывания верхней части паруса к рею. ВИНДГЛЯЙДЕР, ВИНДСЕРФИНГ- см. бордсэйлинг. ВИНДЗЕЙЛЬ- поворотнаяё, наискось срезанная вентиляционная труба на палубе. ВОДОРЕЗ- передняя часть форштевня, защищающая его от повреждений. ВООРУЖЕНИЕ ПАРУСНОГО СУДНА- совокупность парусовё, рангоутаё, такелажаё, палубных механизмов и дельных вещейё, предназначенных для постановкиё, уборки и управления парусами. Различается два основных вида парусного воооружения: косое- с парусами параллельно диаметральной плоскости (ДП) корпуса ё и прямое-с парусами на реях, перпендикулярно ДП судна. ВОССТАНОАВЛЕНИЕ ШВЕРТБОТА (КАТАМАРАНА)- подъем швертбота (катамарана) на ровный кильё, когда он лег парусами на воду или совершил поворот оверкиль. ВУЛИНГ- 1. Шлаги троса, положенные тесноё, рядом друг с другом на однодревковой мачте для ее укрепления. 2. См. ватер-вулинг. ВЫБИРАТЬ- подтягивать снасть (трос), обеспечивая ее натяжение. Противоположное действие - травить. ВЫБЛЕНКА- 1. Ступенька из троса на вантах. 2. Выбленочный морской узел. ВЫМБОВКА- деревянный рычаг для вращения шпиля вручную. ВЫПИНГ- волновая вибрацияё, неустановившиеся упругие колебания корпусаё, вызываемые ударами днища и бортов о воду - слемингом и накатом воды на палубу. ВЫСОТА СВЕТИЛА- угол между плоскостью истинного горизонта и направлением на светило. ВЫСТРЕЛ- рангоутное деревоё, упирающееся в другое рангоутное деревоё, борт или корпусную конструкцию для отвода снастей или такелажа. См. так же - аутригер. Г ГАВАНЬ- защищенная от волн прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов. ГАК- крюк, служащий для подъёма или закрепления груза. ГАКАБОРТ- верхняя часть кормы или кормовой надстройки, от раковины до планширя.ная для стоянки судов. ГАК- крюкё служащий для подъема или закрепления груза ГАКАБОРТ- верхняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна от раковины до планширя. ГАКАБОРТНЫЙ ОГОНЬ- буксировочный огонь (желтый)ё, выставляемый на корме буксирующего судна. ГАЛС- 1. Курс яхты относительно ветра без учета угла к ветру. Различают правый и левый галсыё, по названию бортаё, в который дует ветер. 2. Снасть,ё талиё, с по-мощью которыхой удерживается нижнийё, наветренный угол паруса- галсовый. ГАЛФВИНД- курс относительно ветраё ,когда угол между ДП яхты и направлением ветра составляет 90* (полветра). ГАЛЬЮН- 1. Туалет на яхте. 2. Площадка над водорезом служившая гальюном на старинных парусных судах. ГАЛЬЮННАЯ ФИГУРА- носовое украшение (скульпрура) на парусниках. ГАНДИКАП- коэффициент или измеряемая в секундах величинаё, используемые для сравнительной оценки результатовё показанны, показанных в гонках х в гонках яхтами с различны-ми гоночными баллами. ГАРДЕЛЬ- снасть бегучего такелажа для подъема нижних реев и гафелей. ГАТ- отверстие в парусеё, рангоутном дереве или корпусной конструкции для проводки снастейё, размещения шкивов и т.д. ГАФЕЛЬ- наклонное рангоутное деревоё, поднимаемое по мачте и упирающееся в нее пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней шкаторины косых четырехугольных парусовё, а также для крепления шкотовых углов топсе-лей. Паруса, поднимаемые на гафелеё, называют- гафельнымиё, а оснастку суд-на с такими парусами - гафельным вооружением. ГЕЛЬМПОРТ- вырез в нижней части кормы или ахтерштевне судна для проводки баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается (водонепроницаемо) гелмпортовая трубаё, в которой и завешивается баллер руля. ГЕНУЯ- большойё, широкий стаксель со шкотовым угломё, заходящим за мачту яхты. ГИК- горизонтальное рангоутное деревоё, опирающееся пяткой в мачту через вертлюг (для парусов - в корму от мачты). Служит для растягивания нижней шкаторины косого поруса и носит его название ( грота-гикё, бизань-гик и т.д.). Оснащается : гика-шкотомё, топенантомё, оттяжкой гикаё, завал-талями. Для рас-тягивания нижней шкаторины гик оснащается шкотом (грота-шкотё, бизань-шкот и т.д.)ё, а для взятия рифов - шкентелями и риф-талями. Особая оснастка у гика с патент-рифом. Гик для передних парусов (стаксель-гикё, кливер-гик) опирается через вертлюг на фитинг у своего штага. См. также спинакер-гик. ГИНИ- тали с увеличенными размерами блоковё, числом шкивов и толщиной лопарей. Гиниё, как минимумё, имеют два трехшкивных или двух- и трехшкивный блоки. ГИТОВЫ- снасти бегучего такелажа для подтягивания к рею шкотовых углов прямого паруса или шкаторин косого паруса к гафелю и мачте при его уборке. ГЛАГОЛЬ-ГАК- откидной гакё, удерживаемый в рабочем положении особым звеном цепи. ГЛИССИРОВАНИЕ- режим движения яхтыё, при котором под действием динамических сил воды изменяется ее посадка - нос поднимается а корма оседаетё, скороть хода при этом увеличиваетя (судно выходит на глиссирование). ГОЛАНИТЬ- придавать шлюпке ход вперед с помощью особых винтообразных движений кормового весла. ГОНГ- металлическое устройство в форме тарелки для подачи звуковых сигналов. ГОЛИК- плетеная топовая фигура на вехе. ГОНКИ- соревнования яхт. Разделяются на классные гонки - для яхт одного класса (или с равными гоночными баллами) и гадикапные - с раличными гон. баллами. ГОНОЧНЫЕ ЯХТЫ- парусные яхты предназначенные для участия в гонках. Подразделяются на яхты международногоё, олимпийского и национальных классов. ГОНОЧНЫЙ БАЛЛ- величинаё, выражаемая в метрах или футах и обозначающая скоростной потенциал - гоночную силу" яхты. Получается в результате обмера корпусаё, парусов и расчета по специальным формулам. ГОРДЕНЬ- 1. подъемное приспособлениеё состоящее из закрепленного одношкивного блока и пропущенного через него троса (шкентеля). 2. Снасть бегучего такелажа для подтягивания шкаторины прямого паруса к рею. Горденьё, подтягива-ющий парус за середину шкаториныё, называется бык-гордень. ГРЕП- нижняя часть водореза. ГРОТ- косой парусё, поднимаемый на грот-мачте (в корму) яхты с косым вооружениемё, или прямойё, самый нижний парус на грот-мачте яхты с прямым вооружением. ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа и последующиеё, кроме кормовойё, мачты на многомачтовом парусном судне; средняя мачта на трехмачтовом судне; более высокая или втораяё, при равной высотеё. на двухмачтовом судне; мачтаё, если она - одна. ГРОТА-ШКОТ- снастьё, растягивающая нижнюю шкаторину грота вдоль гика. ГРУНТОВ- отрезок тросаё, крепящий по походному шлюпку на шлюп-балках . Д ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ- максимальное расстояниеё на котором можно увидеть предмет в море. Различают геометрическуюё, оптическую и метеорологическую дальности видимости. ДЕВИАЦИЯ- (у магнитного компаса) отклонение чувствительного элемента (магнитной стстрелки, картушки) компаса от направления магнитного меридиана под дейстствием собственного магнитного поля судна. ДЕЙДВУД- подводная часть кормового или носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем или форштевнем. На яхтах плотно заполняется деревом, пластиком, цементом, цисцернами и т.д. ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ- общее название некоторых съемных элементов оборудования на яхте (иллюминаторы, двери, трапы, леерные стойки, скобы, блоки и т.д.). ДИНГИ- тип гоночного швертбота-одиночки (экипаж - 1 человек). ДП- диаметральная плоскость (яхты). ДИРИК-ФАЛ- снасть бегучего такелажа для подъёма и удержания гафеля под углом. ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна. ДОБИРАТЬ- см. выбирать. ДРЕК- шлюпочный якорь. ДРЕКТОВ- якорный канат шлюпочного якоря. ДРЕЙФ- снос движущейся яхты с линии её курса под влиянием ветра, без учета течения. Дрейф измеряется углом дрейфа , заключённым между кильватерной струей (линией пути) и ДП яхты. Ж ЖВАКА-ГАЛС- специальное устройство или узел крепления коренного конца якорного каната (цепи) на судне. ЖИВУЧЕСТЬ- способность судна при повреждении сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств и подготовленностью экипажа. З ЗАВАЛ-ТАЛИ- снасть для удержания гика, предотвращающая его самопроизвольный переброс на другой борт на полном курсе. ЗАЛОЖИТЬ- 1.Закрепить конец, трос. 2.Заложить галс (жарг.)- продолжительное движение одним галсом. ЗЕНИТ- на вертикале, точка пересечения перпендикуляра через наблюдателя к плоскости горизонта. ЗНАКИ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ- ориентиры и сооружения, служащие для обеспечения безопасности плавания судов (маяки, створные знаки, буи, бакены, вехи). И ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту, надстройке, верхней палубе яхты. ИОЛ- тип вооружения двух-мачтовой парусной яхты с бизань-мачтой позади рулевого устройства. ИСТИНЫЙ КУРС- курс яхты с учетом магнитного склонения и девиации. К КАБЕЛЬТОВ- расстояние в 1\10 часть морской мили (= 185,2 м). КАБОЛКА- исходная, составная часть растительного троса, скрученная из растительного волокна. КАЛЫШКА (кеньга)- случайный завиток или закруток троса, препятствующий его свободному прохождению через шкив блока, клюз и т.д. КАМБУЗ- кухня на яхте. КАНИНХЕМ- мягкая, галсовая оттяжка парусов Бермудского покроя (грот, бизань). КАРЕТКА- переставляемое или подвижное устройство на погоне для переноса направления тяги гика-шкота. КАРТУШКА- чувствительный элемент магнитного компаса, определяющий направление магнитного мередиана. КАТ- тали или шкентель для подъёма якоря на борт, обычно через кат-балку. КАТ-БАЛКА- выстрел на фордеке для подъёма якоря на борт. КАТАМАРАН- яхта с двумя соединенными по палубам, параллельно расположенными корпусами. Обладает повышенной поперечной остойчивостью. КАЧКА- колебания яхты под воздействием волн, разделяется на продольную (килевую), и поперечную (бортовую). КАЮТА- яхтенное жилое помещение. КЭЧ- тип вооружения двух-мачтовой парусной яхты с бизань-мачтой перед рулевым устройством. КИЛЕВАНИЕ- 1.Искусственное наклонение яхты до обнажения киля на стоянке (для очистки корпуса, ремонта и т.д.) 2. Протаскивание провинившегося моряка на конце под килем судна. КИЛЬ - основная балка продольного набора, лежащая в ДП судна. КИЛЬБЛОК- элемент опорного устройства для выставления яхты на суше. КИЛЬВАТЕР- строй судов, идущих в одной линии друг за другом. КИЛЬВАТЕРНАЯ СТРУЯ- след на поверхности воды позади идущей яхты. КИЛЬСОН - (флор-тимберс) продольная связь днищевой части шпангоутов. КИПА - отводное устройство на палубе для проводки шкота переднего паруса (стакселя) на лебедку, утку. КИПОВАЯ ПЛАНКА- приспособление для изменения направления снастей и предохранения их изломов. КЛАМП- стопор в виде накладки на рангоутном дереве, препятствующий проскальзыванию охватывающей это дерево снасти. КЛЕВАНТ- деревянный брусок цилиндрической формы для крепления сигнальных флагов к фалам и прочих соединений линей. КЛЕТЕНЬ- тонкий линь, накладываемый вокруг троса при его клетневании. КЛЕТНЕВАНИЕ- вид такелажных работ, при которых на трос кладут тонкие полоски про смоленной парусины (клетневину), а затем клетень. КЛИВЕР- 1.Косой, треугольный парус, который ставится перед стакселем.Следующий перед ним парус называется бом-кливер. Если кливер ставится без крепления к штагу (со свободной передней шкаториной), то его называют летучим. 2.Передний парус на шлюпке, оснащенной разрезным фоком. КЛОТИК- деревянная или металлическая глухая шайба, надеваемая на топ. КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи. КЛЯМСЫ- толстые поясья, укрепляемые с внутренней стороны борта судна, на которые кладут бимсы. КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками. КНИЦА- пластина (штука дерева) треугольной или трапецевидной формы, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна. КНОП- узел в виде утолщения на конце троса. КНЯВДИГЕД- верхняя часть водореза. КОКПИТ- открытое сверху, замкнутое пространство на яхте для работы экипажа на ходу. Распространенный самоотливной кокпит- небольшое углубление в палубе. КОМИНГС- вертикальное, водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также порог у входа в помещение. КОМПАС (магнитный)- навигационный прибор, работа которого основана на использовании свойсва магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий внешнего магнитного поля. КОМПАСНЫЙ КУРС- курс яхты по компасу. КОМПРОМИС-тип корпуса балластированной (килевой) яхты со швертом. КОНЕЦ- 1.Не металлический трос на яхте. 2.Собственно концы снасти, один из которых коренной (закрепленный), а другой - ходовой (перемещаемый). КОНТРАТИМБЕРС- наклонная балка продольного набора, являющаяся продолжением ахтерштевня при наличии кормового свеса. КОНТРАФОРС- 1.Распорка в звене якорной цепи. 2.Распорка у стоек фальшборта или леерных стоек. КОРЕННОЙ КОНЕЦ- см. Конец. КОРМА- оконечность яхты, начинающаяся от ахтерпиковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем (контратимберсом) и транцем (при его наличии). КОРМОВОЙ ОГОНЬ- белый огонь на корме судна (МППСС-72). КОРПУС ЯХТЫ-основа яхты, состоящая из внешней оболочки (наружней обшивки, настила верхней палубы, надстроек и рубок), подкреплённая набором и переборками. КОСОЙ ПАРУС- см.Вооружение. КОУШ- металлическая внутренняя оправа петли троса (огана). КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬ- металлический или деревянный штырь для закладывания снастей. КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬНАЯ ПЛАНКА- массивная,жесткозакрепленная планка у мачты или борта с отверстиями для кофель-нагелей. КРАМБОЛ- см. Кат-балка. КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта яхты о причал или другое судно на швартовках и стоянках. КРАНЦЕВАЯ ДОСКА- доска, подвешенная с борта яхты между причалом и кранцами. КРАСПИЦА- 1.Распорка, отводящая ванты от мачты. 2.Поперечный брус, положенный на лонго-салинг. 3.Выступ на битенге для поддержания шлага цепи. КРЕЙСЕРСКОЕ ПЛАВАНИЕ- плавание (хождение) на яхте от порта до порта, по определенному маршруту. КРЕН- наклонение яхты в поперечной плоскости (вокруг продольной оси). КРЕНГЕЛЬС- кольцо, петля, полукольцо, вшитое в парус у шкаторины или в шкаторину. КРУТОЙ КУРС (ОСТРЫЙ КУРС)- бейдевинд. Круто (остро) ходить- возможность удерживать яхту на крутом бейдевинде не теряя хода. Противопожное- полно ходить. КРУГОВОЙ ОГОНЬ- белый огонь кругового свечения, выставляется, как правило, на судне, стоящем на якоре. Подробнее см. МППСС-72 и якорные огни. КРЮЙС-ПЕЛЕНГ- определение места яхты по пеленгам на ориентир, курсу и пройденному расстоянию. КУБРИК- помещение на яхте для размещения экипажа и оборудования. КУРСОВОЙ УГОЛ- горизонтальный угол между ДП яхты и направлением на ориентир. КУРС ЯХТЫ- горизонтальный угол между северной частью меридиана и направлением движения. Различают компасный (КК), магнитный (МК) и истинный (ИК) курсы. КУРС ЯХТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА- угол между направлением ветра и ДП яхты. Различают: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд (правого или левого галса). КУТТЕР- см. тендер. КЭТ- лодка с косым гротом и вращающейся мачтой, вынесенной на фордек. Л ЛАВИРОВКА- передвижение яхты к цели, находящейся наветру" курсами бейдевинд, периодически меняя галсы (зигзагом). ЛАГ- прибор (устройство) для измерения скорости (пройденного расстояния) судна. ЛАГЛИНЬ- линь со специальной разметкой для ручного, забортного лага. ЛАГОМ- положение ошвартованых судов или на ходу" относительно друг друга, когда они выставляются борт к борту". ЛАТА- тонкая, плоская гибкая рейка из дерева или пластика, вставляемая в латкарман, нашитый от задней шкаторины на парусе Бермудского покроя. Служит для придания парусу правильного аэродинамического профиля. ЛАТИНСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ- косое вооружение с треугольным парусом, крепящимся к длинному, наклонному рейку (рю). ЛЕБЕДКА- механизм для увеличения тяги при выбирании снастей за счет передачи усилий через шестерни различных диаметров. ЛЕВЕНТИК- положение яхты носом против ветра, когда паруса перестают работать. ЛЕДЖЕС- полубимс, брус между карлингсами. ЛЕЕР- 1.Металлический прут или трос вдоль рангоутного дерева для привязывания парусов. 2.Ограждение верхней палубы яхты. Состоит из металлических леерных стоек и тросов или прутьев-лееров, протянутых между ними. См. также - релинг. ЛЕЖАТЬ В ДРЕЙФЕ- находиться под воздействием внешних сил (ветер, течение), не используя их для целенаправленного движения. ЛЕТУЧИЕ ПАРУСА- те носовые паруса, которые не крепятся по передней шкаторине к штагам и ,обычно, ставятся при слабых ветрах. ЛЁГОСТЬ- оплетённый сверху парусиновый мешочек с песком. Привязывается к бросательному концу и облегчает его прицельное бросание. ЛИКПАЗ- полузакрытый жёлоб на (в) рангоутном дереве, в который заводится ликтрос или ползуны шкаторины паруса, что обеспечивает быструю и удобную постановку и уборку паруса. Ликпаз также является основным элементом штаг-пирса. ЛИКТРОС- растительный или синтетический трос пологой свивки, который пришивают к кромке паруса (шкаторине) для повышения его прочности и крепления к рангоуту. Для кливеров (стакселя) на яхтах применяют гибкие, стальные тросы, которые вшивают в передние шкаторины парусов. ЛИНЁК- короткий кончик, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте. ЛИНЬ- растительный или синтетический, обычно, плетёный трос окружностью до 25 мм. Широко используется в парусном деле (для шнуровки чехлов, флагофалов, лотов, бросательных концов ит.д.). ЛИНИЯ ПУТИ- линия, по которой фактически перемещается судно относительно грунта, с учетом дрейфа и сноса. ЛИСЕЛЬ- нижний летучий парус прямого вооружения, ставится на специальном рангоутном дереве - лисель-спирте. На яхтах ставится под гиком на полных курсах. ЛОКСОДРОМИЯ- линия на земной поверхности, пересекающая все мередианы под одним и тем же углом. На морских картах в меркаторской проекции локсодромия изображается прямой линией. ЛОНГА-САЛИНГИ- продольные брусья на нижней части топа мачты или стеньги, служащие вместе с краспицами и чиксами основой марса или салинга. ЛОПАРЬ- часть троса основанная между блоками или юферсами. ЛОТ- прибор (устройство) для измерения глубин с борта судна. ЛОТЛИНЬ- линь со специальной разметкой ручного лота, к которому прикрепляют груз. ЛОЦИЯ- 1.Раздел судовождения, изучающий условия плавания в водном бассейне. 2.Название навигационного пособия, содержащего подробное описание отдельных районов водных бассейнов, их берегов, навигационной обстановки и т.д. ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коей мере не подменяет капитана. ЛЬЯЛО- углубление в трюме судна для сбора воды, масел и т.д. - льяльных вод. ЛЮВЕРС- круглое отверстие в парусе, тенте и т.д., оплетённое тросом или обжатое металлическим кольцом. ЛЮГЕР- 1.Косой трапецевидный парус, поднимаемый на рейке. 2.Судно с люгером. ЛЮК- отверстие в палубе яхты для прохода людей, освещения и вентиляции помещений. М МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ- угол между географическим и магнитным меридианами в рассматриваемой точке земной поверхности. Положителен при восточном склонении, отрицателен при западном. МАГНИТНЫЙ КУРС- курс с учетом магнитного склонения. МАРКА-1.Способ заделки конца троса. 2.Отметка на снасти, лине. МАРКИЗОВА ЛУЖА- ироническое название Невской губы- восточной части Финского залива вблизи устья р. Невы. Под командованием маркиза де-Траверсе (Х1Х в.) Российский Балтийский флот никогда не выходил дальше Кронштадта. МАРС- площадка на топе мачты для разноса стень-вант и работы с парусами. МАРСЕЛЬ- второй снизу прямой парус, ставящейся между марса-реем и нижним реем. МАРТИН-ГИК- рангоутное дерево, подвешенное вертикально под ноком бушприта для утлегарь- и бом-утлегарь-штагов и мартин-бакштагов. Уст.назв.-выстрел бушприта. МАРТИН-БАКШТАГ- трос, идущий от нока мартин-гика к борту судна. МАРТИН-ШТАГ- трос, идущий от нока мартин-гика к ноку утлегаря. МАТ- циновка или коврик, изготовленный из мягкого троса. МАЧТА- вертикальное рангоутное дерево, возвышающееся над верхней палубой и расположенное, как правило, в ДП судна. На яхте служит для постановки парусов. МАЯК- навигационное сооружение с источником света и своей характеристикой огня, служащее для опеделения местоположения судна . МЕЛКОВОДЬЕ- часть водного бассейна с малыми или относительно малыми глубинами. МЕЛЬ- участок дна, отделенный от берега глубокой водой. МЕРКАТОРСКАЯ ПРОЕКЦИЯ- нормальная, равноугольная цилиндрическая проекция, наиболее распространённая при составлении морских карт. МЕРНАЯ ЛИНИЯ (МИЛЯ)- участок прибрежной акватории со специальными створными знаками на берегу, предназначенный для замеров скоростей и ошибок лагов. МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ(МИДЕЛЬ)-линия пересечения наружней поверхности корпуса судна с вертикальной, поперечной плоскостью, делящей пополам его теоретическую длину Ссылка на страницу: Словарь морских терминов Теги: Словарь морских терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |