18:40 Словарь морских терминов | |
МИЛЯ (морская)- единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана (1852 м.). МОРЕХОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ- сборник различных таблиц, необходимых для решения навигационных и астрономических задач. МППСС-72 - Международные правила предупреждения столкновения судов, 1972 г. МУСИНГ- утолщение (узел) на середине или конце висящего вертикально троса, служащее опорой для ног. МУШКЕЛЬ- деревянный молоток, используемый при такелажных и отделочных работах. Н НА ХОДУ- термин на ходу" означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели, (МППСС-72). НАБОР КОРПУСА ЯХТЫ- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов яхты и опору для обшивки. НАВАЛ- касание корпусом судна причала или борта другого судна, не погасив предварительно собственную инерцию. НАВЕТРЕННЫЙ (борт, шкот и т.д.)- находящийся ближе к ветру. Противоположный борт подветренный. Находиться наветру - быть с той стороны, откуда дует ветер. НАВИГАЦИЯ- 1.Мореплавание, судоходство. 2.Раздел курса судовождения. НАГЕЛЬ- 1.Деревянный или металлический стержень для скрепления элементов корпуса и рангоута яхты. 2.См. кофель-нагель. НАДИР- точка пересечения вертикала и линии горизонта. НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. НАЙТОВ- снасть для закрепления оборудования и имущества. Найтовить - крепить. НАСТИЛ ПАЛУБЫ- её жёсткое покрытие деревом, металлом, пластиком и т. д. НАУТОФОН- электромагнитный звукоизлучатель, работает в тумане на отдельных маяках. НАШИВКА- усиление по шкаторине паруса из парусины. НЕВЯЗКА МЕСТА- расхождение счислимого и обсервованного места судна. НЕДГЕРСЫ- брусья с обоих сторон форштевня, между которыми крепится бушприт. НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ- способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков. НИРАЛ - снасть бегучего такелажа для уборки косых парусов. НОК- свободный конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева. Другой конец, который упирается в мачту, называется пяткой. НОС- передняя оконечность судна. НУЛЬ ГЛУБИН- условная поверхность, от которой исчисляютсь глубины, приведенные на морских картах. За н.г. принимают средний многолетний уровень моря, а в приливных водах - наименьший возможный уровень. На большинстве Европейских карт за н.г. принимают средний уровень сизигийных малых вод. О ОБВОДЫ КОРПУСА- внешние очертания корпуса яхты, во многом определяющие ходовые качества, остойчивость и мореходность, массу корпуса, водоизмещение, вместимость и т.д. В основном подразделяются на традиционные (с удлинённым килем) и современные плавниковые (швертботного типа) обводы. ОБЛИКОВАТЬ- пришить ликтрос. ОБМЕР ЯХТЫ- специальная, контрольная проверка размерений корпуса, парусного вооружения, элементов конструкций и оборудования яхты на предмет установления её соответствия конкретному классу яхт или для расчета гоночного балла. ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.). ОБШИВКА- материал поверхности борта яхты. ОВЕРКИЛЬ- перевёртывание (опрокидывание) яхты через (вверх) киль (килём), как результат неудачного маневра или падения с крутой волны. Оверкиль- частая авария спортивных швертботов. Отработаны приёмы их быстрого восстанавления. ОВЕРШТАГ- поворот, когда яхта меняет галс с пересечением линии ветра носом. ОГНИ И ЗНАКИ- 1.Часть С в составе МППСС-72. 2.Судовые навигационные огни и знаки, обязательные к несению на судах согласно МППСС-72, являются источником взаимной информации судов, необходимой для оценки ситуации и безопасного, грамотного маневрирования и расхождения. ОГОН- петля на конце троса. ОДЕРЖИВАТЬ- замедлять поворот яхты, инерцию при швартовке, не допускать навал. ОПЛЁТКА- заделка (обвязка) концов, сплесней, снастей или рангоута тонким линем для предотвращения раскручивания или зацепления снастей. См.также - клетневание. ОРТОДРОМИЯ- дуга большого круга на поверхности земного шара - кратчайшее расстоянин между двумя точками. ОСАДКА- заглубление яхты. ОСНАСТКА- 1.Система снастей на яхте - стоячий и бегучий такелаж. См. также-вооружение яхты. 2.Процесс крепления коренных и проводка ходовых концов снастей. ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность яхты, получившей по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает яхту валкой, склонной к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой качке, опасной для корпуса и рангоута. ОСТРЫЙ КУРС- бейдевинд. См.также - крутой курс. ОТВАЛИТЬ- отойти на яхте от причала или другого судна. ОТДАТЬ- отвязать, открепить, полностью растравить снасть, конец. Отдать якорь - бросить его в воду и растравить якорный конец (цепь). ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ- см. огни и знаки. ОТМЕЛЬ- мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты. ОТТЯЖКА- снасть, устройство с тягой,как правило, к палубе. Предназначена для управления подвижными элементами рангоута (гики, аутригер и т.д.) или для обеспечения нужной тяги на шкаторины косых парусов (канинхем, барбара и т.д.). ОТШЕСТВИЕ- разность между мередианами начального и конечного пунктов плавания, расчитываемая по средней параллели в морских милях. П ПАЙОЛ- настил трюма яхты. Как правило, делается полностью или частично съёмным. ПАЗ- щель между досками обшивки или палубы. Пазы законопачивают, зашпаклёвывают или заливают герметиком. ПАЛ- 1.Гидротехническое сооружение в виде отдельной опоры, предназначенное для ошвартовки бонов, судов. 2.Металлический брусок, препятствующий обратному вращению шпиля. ПАЛГУН- фундамент шпиля с зубчатой рейкой по окружности. ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие основного корпуса яхты по всей её длине. ПАНЕР- момент при подъёме якоря, когда якорный канат (цепь) стоит вертикально, а якорь ещё не отделился от грунта. ПАРУС- движетель, преобразующий энергию ветра в работу полезной тяги яхты ( по типу крыла в воздушном потоке). Паруса бывают жёсткие (профилированные) и мягкие, из растительных или синтетических материалов. ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ- см. вооружение парусного судна. ПАТЕНТ-РИФ- устройство, позволяющее наматывать парус на гик или на стержень внутри гика для взятия рифов. ПЕЛЕНГ- угол между вертикальной плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект. Аналогично курсам, различают компасный (КП), магнитный (МП) и истинный (ИП) пеленги. ПЕНТЕР-ГАК- гак, закладываемый за лапу или за скобу на веретене якоря при его подъёме на рустов или на палубу. ПЕРЕБОРКА- стенка, разделяющая внутреннее пространство яхты на отсеки (помещения), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка учасвует в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении непотопляемости судна. ПЕРО РУЛЯ- плоский или профилированный элемент руля, обеспечивающий создание поперечной силы и момента, необходимых для управления яхтой. Распологается в районе кормы и жестко соединяется с баллером руля. ПЕРТУЛИНЬ- снасть (цепь), удерживающая якорь за скобу в убранном положении. ПЕРТЫ- тросы, натянутые под реем, на которых стоят матросы при работе с парусами. ПИЛЛЕРС- вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна. ПИРС- пристань на сваях, установленная под углом к линии берега. ПЛАВУЧЕСТЬ- положительная, если яхта остается на плаву при полном затоплении. ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке. ПЛАСТЫРЬ- обликованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по по периметру, для закрытия пробоины в борту (наложить, подвести пластырь). ПОГОН- планка (рельс) для перемещения по ней ползунов, каретки или кипы. ПОДВЕТРЕННЫЙ- см. наветренный. ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении. ПОДЗОР- свес кормы яхты. ПОДОБРАТЬ (ПОДБИРАТЬ)- см. выбирать. ПОЛВЕТРА- курс галфвинд. ПОЛНЫЙ КУРС- курсы фордевинд и бакштаг. В свою очередь, такие курсы, как бейдевинд и бакштаг, могут быть ещё и полными (ближе к ветру) и крутыми (острыми). ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ- определённый район, в пределах которого установлено одностороннее движение судов. ПОЛУКЛЮЗ- накладной клюз с разрезом для вкладывания троса. ПОМПА- механизм для перекачивания жидкостей. ПОНТОН- плавучее сооружение дя поддержания на воде различных устройсв. ПОСАДКА НА МЕЛЬ-аварийная остановка судна из-за касания грунта килем или днищем. ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС- брус, укрепляемый вдоль надводного борта, предохраняет борт при навалах и во время стоянки. ПРИВЕСТИСЬ (к ветру)- изменить курс яхты ближе (круче) к направлению ветра. ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна. ПРИЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ- горизонтальные движения частиц воды, вызываемые действием приливо-образующих сил Луны и Солнца. ПРОА- тип катаматана с аутригером-поплавком, отнесенным от основного корпуса. ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад. ПРЯДЬ -составная часть троса, у растительного свитая из каболок, у стального троса свитая из одинаковых проволок. ПРЯМОЙ ПАРУС- см. вооружение парусного судна. ПУТЕВОЙ УГОЛ (ПУ)- горизонтальный угол между северной частью истинного мередиана и линией пути. ПЯРТНЕРС- отверстие в палубе яхты, через которое проходит мачта. ПЯТКА- 1.Упертый в мачту конец рангоутного дерева. Другой, свободный конец - нок. 2. Внешняя (нижняя) часть тренда у якоря. Р РАЗРЕЗНОЙ ФОК- парус, состоящий из двух частей: передней - кливера и задней фока, поднимаемых на общем рейке (шлюпочный парус). РАКОВИНА- боковой свес в кормовой части судна. РАКСЫ- металлические кольца или полукольца, одетые на штаг и привязанные к передней шкаторине стакселя или кливера. На современных яхтах заменены карабинами или штаг-пирсом. РАКС-БУГЕЛЬ- 1.вариант тросового исполнения бейфута, когда он дополнен ракс-слизами (деревинными пластинами) и ракс-клотами (точёными шарикам). 2.Кольцо с крюком, ходящее по мачте и служащее для подъёма рейка паруса. РАНГОУТНОЕ ДЕРЕВО- традиционное название яхтенного рангоута, совокупности надпалубных конструкций и деталей яхтенного вооружения, предназначенного для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, реи, гики, бушприт и т.д.). РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления усилия механического движетеля на противоположное (винта, водомёта). РЕГАТА- соревнование парусных судов, состоящее из серии гонок для различных яхт. РЕЁК- 1.Рангоутное дерево, служащее для подъёма за верхнюю шкаторину косого, четырёхугольного, рейкового паруса фалом, заложенным за ракс-бугель. В отличии от гафеля, реёк выходит за мачту в нос. 2.Стаксель (кливер)-гик. 3. Любой тонкий и длинный элемент рангоута, используемый впервые для несения парусов на яхте. РЕЙ- горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для приязывания к нему прямых парусов. Сигнальный рей предназначен для подъёма на нём сигнальных флагов и знаков (фигур). РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях. РЕЛИНГ- 1.Жесткое, металлическое ограждение палубы в носу или в корме яхты. 2.Релинги- стойки с продольными связями, заменяющие или наращивающие фальшборт. РЕПКА- особая заделка конца троса плетением прядей. РИДЕРСЫ- железные полосы, наложенные крест-накрест поверх внутренней обшивки или шпангоутов для повышения прочности деревянного корпуса. РИФ- подводная, или находящаяся чуть выше уровня воды, скала на мелководье. РИФ-БАНТ- полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно нижней шкаторине для увеличения его прочности в местах основания риф-сезней (люверсов). РИФ-ГАТЫ- (люверсы) отверстия в парусе, через которые пропускаются риф-сезьни. РИФ-СЕЗЬНИ- см. риф-штерты. РИФ-ТАЛИ- тали для притягивания шкаторины к рею (гику) при взятии рифов. РИФ-ШКЕНТЕЛЬ- снасть для притягивания к гику задней или передней шкаторины косого паруса при взятии рифов. РИФ-ШТЕРТЫ (ШКЕРТЫ)- (риф-сезни) короткие снасти, основанные в риф-гатах (люверсах), для привязывания паруса к рангоуту (лееру) при взятии рифов. РИФИТЬ ПАРУСА- (брать, взять рифы), уменьшать площади парусов с помощью специальных устройств, снастей и приёмов. См. также патент-риф. РИЧЕР- полно скроенный, сшитый из легкой ткани парус с высоко поднятым шкотовым углом и большим серпом по задней шкаторине. Ставится на место стакселя. РОМБОВАНТЫ- ванты, проходящие через краспицы и закрепленные обоими концами на мачте. Ромбокркаспицы, как правило, заваливают немного вперед. РОСТР-БЛОКИ- подставки для установки шлюпок на борту судна. РОСТРЫ- 1.Совокупность запасных рангоутных дерев на судне. 2.Ряд бимсов на парусниках, опирающихся на рубку, а по бортам на стойки, служат для размещения судовых шлюпок. РОУЛЬС- вращающийся на оси барабан с жёлобом под трос, используется в составе кип, клюзов, блоков и т.д. РУБКА- сооружение на палубе яхты, не доходящее до бортов, с окнами, дверями и т.д. РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля. РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности (11,25*). РУМПЕЛЬ- рычаг, жесто закреплённый в верхней части баллера, перпендикулярно оси. РУНДУК- 1.Закрытый ящик для личных вещей, встроенный в койку. 2.Помещение на берегу для хранения яхтенного имущества. РУСЛЕНЬ- небольшая площадка с внешней стороны борта для крепления юферсов вант. РУСТОВ- цепь или трос, удерживающий якорь за пятку в убранном положении. РЫБИНСЫ- деревянные рейки, нашиваемые поверх шпангоутов для предотвращения повреждения, как помещенного в трюм груза, так и бортов. РЮ- 1. Реёк в латинском парусном вооружении. 2.Предшественник гафеля на парусных судах, когда он выходил вперед за мачту. РЫНДА- особый звон (в 2 удара) в судовой колокол. Этот звон используется для указания времени (отбивания склянок). РЫНДА-БУЛИНЬ- короткий трос с кнопом на конце, привязанный к языку колокола. С САЛИНГ- узел рангоута в виде рамы, состоящий из продольных (лонга-салингов) и поперечных (краспиц) брусьев, их крепления к мачте (чиксов) и служит для отвода брам и стень-вант. СВАЙКА- инструмент для такелажных работ, пробивки прядей при сплетении тросов. СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе яхты, огражденный комингсом. СЕГАРСЫ- кольца, свободно ходящие по мачте (гафелю) и служащие для крепления шкаторины паруса к рангоуту. СЕЗНИ- концы для увязывания (сезневания) парусов или их части в собранном виде. СЕЙ-ТАЛИ- тали, основанные мжду одношкивным и двухшкивным блоками. СЕКСТАН- угломерный инструмент отражательного типа для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности. СКАЙ ЛЯЙТ- палубный, световой люк. СКЕГ- ограждающий, вертикальный профиль перед пером руля на некоторых яхтах. СКЛИЗ- простейшее подъёмно-спусковое устройство с деревянными дорожками для яхт. СКЛОНЕНИЕ-см. магнитное склонение. СКЛЯНКИ- см. рында. СКУЛА- место перехода от днища к борту в носовой части обшивки. Существуют острые, криволинейные и"ломаные" скулы. СКУЛОВОЙ КИЛЬ- ребро, установленное параллельно ДП яхты, от скулы в корму, перпендикулярно обшивке, для снижения (успокоения) качки. СЛАБЛИНЬ- линь для крепления паруса (чаще триселя) к мачте или шлюпочного паруса к рейку. СЛЕМИНГ- вибрация корпуса при ударах днищевой части носовой оконечности яхты о встречные волны. СНАСТЬ- растительный, синтетический или стальной трос, имеющий название и ипользуемый для постановки, уборки и управления парусами и рангоутом на яхте. СНОС- отклонение яхты с линии курса под влиянием течения. Измеряется углом между ДП яхты и линией пути, без учета ветрового дрейфа. СОРЛИНЬ- трос для подъёма пера руля, отсоединяемого от баллера, или трос (цепь), соединяющий перо руля с корпусом, во избежание потери руля при его поломке. СПИНАКЕР- треугольный, равнобедренный, полноскроенный из легкой ткани, передний парус, который ставится на курсах от галфвинда до фордевинда с выносом наветренного угла с помощью спинакер-гика и браса. Подветренный брас называют шкотом. СПИНАКЕР-ГИК- выстрел от мачты для выноса брасового угла спинакера на ветер. СПЛЕСЕНЬ- соединение двух тросов одинаковой толщины. СТАКСЕЛЬ- ближайший к мачте, передний, косой парус. СТАКСЕЛЬ-ГИК- см. гик. СТАНОВОЙ ЯКОРЬ- основной, отдаваемый с носа якорь. СТАР-КНИЦА- кница, связывающая ахтерштевень с кильсоном. СТВОРНЫЕ ЗНАКИ- береговые, парные знаки навигационной обстановки (маяки, фермы со щитами, пирамиды и т.д.), предназначенные для указания направления, ширины фарватера, а также для разметки мерной линии. СТЕМ- форштевень на деревянных судах. СТЕНЬГА- рангоутное дерево, служащее продолжением мачты, поднимаемое с помощью стень-вынтрепа и удерживаемая с боков стень-вантами, а сзади стень-фордунами. СТЕПС- деревянное или металлическое гнездо (опора) на киле, в (на) которое ставится мачта своим шпором. СТОП-АНКЕР- вспомогательный, запасной якорь, обычно уложенный на юте. СТОПОР- 1.Устройство для зажима ходового конца. 2.Узел (кноп) на конце снасти, для предотвращения её выхлёстывания из блока (кипы). СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ- см. такелаж. СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер (карлингс). СТРОП- 1.Приспособление из тросов для захвата (обхвата) и подвешивания к гаку грузов. 2. Короткий конец для подвязывания чего-либо. СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными, должностями на яхте, фиксацией времени и порта прибытия\убытия, на бланке, где указано название судна и порт его приписки. СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которуе должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой. См. огни и знаки. СХОДНЯ- переносной трап, используемый для схода на берег. СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ- вычисление координат и направления движения яхты с учётом дрейфа и сноса. Отсюда- счислимое место. Т ТАБЛИЦЫ ПРИЛИВОВ- пособия, служащие для определения моментов наступления и высот полных и малых вод в каждые сутки, а также высоты уровня вод в любой момент времени в прибрежных пунктах. ТАКЕЛАЖ- совокупность снастей для крепления и управления рангоутом и парусами. Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления рангоута (ванты, бакштаги, фордуны, штаги), и бегучий. Последний, в свою очередь, разделяют на бегучий такелаж рангоута (фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий такелаж парусов ( фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.). ТАЛИ- тяговое, грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из двух одношкивных блоков (подвижного и неподвижного), через которые прводится трос. Наличие одного лопаря в талях уменьшает прилагаемое усилие вдвое. См. также хват-тали, сей-тали, гини и лопарь. ТАЛРЕП- 1.Вертлюг, состоящий из корпуса, в который ввинчиваются два стальных прутка с фитингами для крепления стягиваемых элементов (снастей, рангоута и пр.). 2. Юферсы и трос, основанный между ними, для обтягивания стоячего такелажа ТЕНДЕР(КУТТЕР)- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт, несущих более одного передних парусов. ТОЛБОЙ- узкий, крыловидный парус, который ставится в паре с ричером на курсах 45*120* к ветру, или со спинакером на острых бакштагах. ТОМБУЙ- буёк, привязанный тонким тросом (буйрепом) к тренду якоря, для указания места отдачи якоря и обеспечения возможности поднять буйреп на борт. См.буйреп. ТОП- верхняя оконечность вертикального рангоутного дерева (мачты, флагштока и т.д.). ТОПОВЫЙ ОГОНЬ- светящий вперёд, белый огонь на мачте, по ДП судна. См.МППСС-72. ТОПЕНАНТ- снасть бегучего такелажа, для удержания под нужным углом к палубе деталей рангоута (реев, гиков и т.д.). ТОПРИК (ТОПРЕП)- трос или цепь, соединяющая верхнии концы двух шлюпбалок. ТРАВЕРЗ- положение, когда пеленг на ориентир перпендикулярен ДП яхты. ТРАВИТЬ- ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая его. Обратное действие - выбирать. ТРАНЕЦ- (транцевая доска) плоская, срезанная поперек корма судна. ТРАНЦЕВАЯ ПЛИТА- пластина, шарнирно закреплённая под кормой глиссирующего судна, как продолжение его днища, для регулировки дифферента и крена. ТРАП- лестница для сообщения между помещениями на яхте. Забортный - для подъёма со шлюпки, из воды. ТРАПЕЦИЯ- страховочный трос с мачты гоночного швертбота, для вывешивания зкипажа за борт при откренивании (противодействии ветровому, кренящему моменту). ТРЕЙЛЕР- прицеп к автомобилю для транспортировки яхт, их спуска и подъёма из воды. ТРЕНД- узел соединения лап и веретена якоря. ТРИМАРАН- трёхкорпусная яхта. ТРИСЕЛЬ- 1.Штормовой, косой парус уменьшенной площади, сшитый из прочной парусины. Ставится вместо грота, со свободной нижней шкаториной (без гика). 2.На парусниках, косой, четырёхугольный парус, привязанный к гафелю, гику и мачте или к (тонкой) трисель-мачте позади основной. ТРОС- канатно-верёвочное изделие из естественных или искусственных ,волокнистых материалов или из стальной проволоки. ТРЮМ- пространство в корпусе яхты между внутренней обшивкой и пайолами. ТУЗИК- небольшая шлюпка на яхте, раскрепляемая на палубе. ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля. У УВАЛИТЬСЯ (под ветер)- изменить курс так, чтобы угол между ДП яхты и направлением ветра увеличился. УГОЛ ДРЕЙФА- см. дрейф. УГОЛ СНОСА- см. снос. УДАВКА- морской узел. УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час. УИШБОН- гнутый гик с обоих сторон паруса ( например, на виндсерфере). УПРАВЛЯЕМОСТЬ- способность яхты подчиняться управлению рулём и парусами. Во многом зависит от погоды и грамотной работы экипажа. УСТОЙЧИВОСТЬ (на курсе)- способность яхты не отклоняться от основного курса. Зависит от конструктивных особенностей и квалификации экипажа. УСЫ- изогнутые, деревянные планки на пятке гафеля или гика, обшитые кожей и обхватывающие мачту. УТКА- двурогая планка небольшого размера, для крепления свободного конца троса. Ф ФАЛ- снасть, служащая для подъёма отдельных деталей рангоута, парусов, флагов и пр. ФАЛИНЬ- трос, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки. ФАЛЬШБОРТ- пояс выше палубы яхты, выполненный как продолжение борта. ФАЛЬШКИЛЬ- 1.Тяжёлая отливка или загруженная полость обтекаемой формы, прикреплённая к килю, для обеспечения (повышения) остойчивости. 2.Брусья, набиваемые снизу на килевую балку, для предохранения её от повреждений о грунт. ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов. ФИТИНГ-фиксированный металлический обух (устройство), для крепления к нему снасти. ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы. ФОК- 1.Самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте. 2.Косой, треугольный парус (фока-стаксель), поднимаемый на фока-штаге тендера, шлюпа. ФОК-МАЧТА- передняя мачта на парусном судне с тремя мачтами и более. На двухмачтовых парусниках передняя мачта - фок, если она ниже или равна задней. ФОРДЕВИНД- 1.Курс яхты относительно ветра, совпадающий с его направлением. 2.Поворот, когда яхта пересекает линию направления ветра кормой при смене галса. ФОРДЕК- носовая часть палубы судна. ФОРДУНЫ- 1.Снасти стоячего такелажа, проведённые с топа мачты к бортам и в корму, дополняющие бакштаги и ,порой, заменяющие ахтерштаг. 2.Снасти стоячего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и в корму. ФОРПИК- крайний носовой отсек судна. ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём. Х ХАРАКТЕРИСТИКА ОГНЯ- характер цвета и изменения свечения навигационного знака. ХВАТ-ТАЛИ- тали, состоящие из одношкивного и двухшкивного блоков. ХОДИТЬ (на яхте)- находиться на борту яхты во время плавания. См. также - на ходу. ХОДОВОЙ КОНЕЦ- см. конец. ХОДОВЫЕ ОГНИ- уст. название судовых навигационных огней судна на ходу. ХРАП (ХРАПЦЫ)- складной гак из двух, расположенных навстречу друг другу, гаков. Ц ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ- точка приложения равнодействующей гидродинамических сил сопротивления воды боковому дрейфу яхты. ЦЕНТРОВКА ЯХТЫ- уменьшение расстояния по горизонтали между центром парусности и центром бокового сопротивления яхты. ЦИКЛОН- обширный вохдушный вихрь вокруг области пониженного давления, движущийся против часовой стрелки в Северном полушарии (по часовой в Южном). Ч ЧИКСТЕЙ- устройство (тали), для регулировки натяжения бакштагов (фордунов), при сведении более чем одного бакштага в одну снасть у палубы. ЧИКСЫ- наделки в виде коротких брусьев на мачте, для поддержания лонга-салингов. Ш ШВАРТОВ- трос (швартовный трос), предназначенный для закрепления яхты у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги. ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению яхты к месту швартовки. ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки. ШВЕРТ- устройство в виде плавника, убирающегося в корпус яхты (швертовый колодец), и обеспечивающего в опущенном положении устойчивость и уменьшение дрейфа. ШВЕРТБОТ- мелкосидящая яхта со швертом и подъёмным, навесным пером руля. ШВЕРЦЫ- шверты, навешиваемые с бортов яхты. ШИРСТРЕК- верхний пояс наружной обшивки. ШКЕНТЕЛЬ- короткий, мягкий трос с огоном, коушем или блоком на конце, предназначенный для поднятия грузов. ШКЕРТ (ШТЕРТ)- короткий и тонкий трос для вспомогательных работ. ШКИМУШГАР- однопрядный линь из пеньки. ШКОТ- снасть, закреплённая за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкот удерживает в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Для гика-шкотов оснащаются тали, позволяющие выставить гик под нужным углом к ветру. ШЛАГ- один полный оборот троса вокруг чего-либо. ШЛАГТОВ- стальной брус, вставляемый в шпор стеньги, для удержания её на месте. ШЛЮП- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт с одним передним парусом - стакселем (фока-стакселем). ШЛЮП-БАЛКИ- устройство в виде двух балок с механизмом для вывешивания, удержания и спуска за борт шлюпки. ШПАНГОУТ- основная криволинейная балка поперечного набора, основа для обшивки. ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами. Различают конструктивную и теоретическую. ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды в горизонтальной плоскости. ШПИЛЬ- большой ворот с вертикальной осью, для выбирания якорь-цепи и швартовов. ШПОР- нижний конец любого вертикального рангоутного дерева, а также внутренний конец бушприта. ШПРИНГ- продольный швартов с носа в сторону кормы или с кормы в сторону носа. ШПРИНТОВ (ШПРИНТ)- реёк, растягивающий по диагонали четырёхугольный, шпринтовый, косой парус. ШПРИТ-БАКЕН- плавучесть вехи. ШПРЮЙТ- тросовая оттяжка, разносящая нагрузку на две и более точки. ШПУНТОВЫЙ ПОЯС- пояс обшивки корпуса, примыкающий к килю. ШТАГ- снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП яхты и раскрепдяющая мачту с носа. На яхтах самый нижний штаг - основной, идущий от топа мачты - топ-штаг, между ними - промежуточные штаги. Если штаг используется для постановки паруса, то он получает наименование по названию паруса. Штаг, соединяющий топы мачт, называется штаг-карнагом. См. также ахтерштаг. ШТАГ-ПИРС -профиль с ликпазом ( для ликтроса стакселя), охватывающий штаг. ШТЕВНИ- форштевень и ахтерштевень. ШТЕРТ- см. шкетр. ШТОК- стержень поперек веретена якоря. ШТУРВАЛ- орган управления движением по курсу в виде колеса, соединённого с рулём. ШТУРТРОС- стальной трос (цепь), служащий для передачи усилия от штурвала на руль. ШТЫК- элемент морского узла. ШХУНА- парусное судно с косым вооружением и двумя или более мачтами. На двухмач-товых шхунах передняя мачта равна или ниже задней. Э ЭЗЕЛЬГОФТ- окованная деревянная штука или поковка для скрепления двух рангоутных дерев, имеет два отверстия - четырёхугольное и круглое. Четырёхугольным он надевается на топ или нок рангоутного дерева, а круглое служит для пропускания добавочного дерева. (мачта - стеньга, бушприт - утлегарь и т.д.). ЭРНСТ-БАКШТАГИ- снасти, для удержания гафеля за нок (с боков и в корму). ЭСТУАРИЙ- залив в устье реки, в районе приливо-отливных течений. Ю ЮТ- надстройка в кормовой части. На яхтах ютом называют кормовую часть палубы. ЮФЕРС- круглый, деревянный блок без шкива, с тремя сквозными отверстиями, для проводки лопарей талрепа. Я ЯКОРНЫЕ ОГНИ- (белые, круговые), судовые отличительные огни на якорной стоянке. ЯЛ- многовёсельная (более двух) шлюпка военного флота. ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное), без ограничения тонажа. Ссылка на страницу: Словарь морских терминов Теги: Словарь морских терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |