20:27 Автомобильные термины и определения | |
Гидропередача – передача, в которой движение ведомого звена осуществляется рабочей жидкостью. См.также гидродинамическая передача, гидротрансформатор Гидропневматическая подвеска – подвеска, в которой упругими элементами являются сжатый газ и взаимодействующая с ним жидкость, давление которой может регулироваться для изменения характеристик подвески и клиренса (при загрузке авто клиренс может не уменьшаться) Гидропневматический элемент – упругий элемент подвески автомобиля, в котором упругие свойства обеспечиваются сжатым газом, давление которого через резиновую диафрагму меняется за счет давления жидкости, создаваемого насосом или гидроаккумулятором Гидротрансформатор – гидродинамическая передача, преобразующая передаваемый крутящий момент. По простому - гидравлическая КПП. Различают гидротрансформаторы: блокируемый; комплексный; одноступенчатый и многоступенчатый; непрозрачный, с прямой прозрачностью и с обратной прозрачностью; прямого и обратного хода; реверсируемый (полностью реверсируемый) и реверсирующий Гидротрансформатор обратного хода – гидротрансформатор, у которого на тяговых режимах работы ведомый вал вращается в направлении, обратном направлению вращения ведущего вала. См.также гидротрансформатор прямого хода Гидротрансформатор прямого хода – гидротрансформатор, у которого на тяговых режимах работы ведущий и ведомый валы вращаются в одном направлении. См.также гидротрансформатор обратного хода Гидротрансформатор с обратной прозрачностью – гидротрансформатор, у которого при увеличении скорости ТС после равномерного движения частота вращения ведущего вала уменьшается. См.также гидротрансформатор с прямой прозрачностью, непрозрачный гидротрансформатор Гидротрансформатор с прямой прозрачностью – гидротрансформатор, у которого при увеличении скорости ТС после равномерного движения частота вращения ведущего вала увеличивается. См.также гидротрансформатор с обратной прозрачностью, непрозрачный гидротрансформатор Гидроудар – происходит при попадании воды в горшок через воздухозаборник или из-за прорыва ПГБЦ. Поршень, доходя до ВМТ ударяется в находящуюся в горшке воду, что приводит к выходу двигла из строя Гидроусилитель Руля (ГУР) - (Система, состоящая из насоса и шлангов, облегчающих поворот руля. Особенно помогает ГУР при повороте колес на неподвижном автомобиле и с низкопрофильной резиной, т.к. в этом случае "пятно контакта" резины с дорогой максимально, а качения нет. Из минусов ГУРа можно отметить то, что при быстром вращении рулевого колеса насос может не успевать перекачивать жидкость и перегреться, что приведет к сопротивлению во вращении. К счастью, на современных автомобилях это маловероятно. Гильза – стакан для поршня у некоторых авто (Москвич, Волга) Гипоидная передача – коническая зубчатая передача со скрещивающимися осями Гипоидное масло – специальное трансмиссионное масло с высокими притивоизносными и противозадирочными свойствами для зубчатых передач с высокими удельными нагрузками Главная дорога - Дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой. Главная передача - Зубчатый механизм трансмиссии автомобилей и других самоходных машин, служащий для передачи и увеличения крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, а следовательно, и для увеличения тягового усилия. Главный тормозной цилиндр – главный цилиндр, передающий создаваемое в нем давление (при нажатии на педаль тормоза и работе ВУТ) на передние и задние рабочие цилиндры тормозных механизмов и регулятор тормозов. Для повышения надежности тормозов применяют двухполостные ГТЦ Главный цилиндр – цилиндр гидравлический, используемый для создания давления в системе - за счет преобразования механического движения поршня в цилиндре, связанным с нажатием на педаль, в давление жидкости в цилиндре. С главного цилиндра давление по трубкам (шлангам) передается на рабочие цилиндры Главный цилиндр сцепления – главный цилиндр, передающий создаваемое в нем давление (при нажатии на педаль сцепления) на РЦС Глушитель – устройство для снижения шума выхлопных газов в автомобиле, гашения искр и (в глушителях с катализатором) для уменьшения токсичности выхлопных газов Головка двигателя -головка цилиндра - верхняя деталь двигателя, устанавливаемая на блок цилиндров; в головке располагается верхняя часть цилиндров и детали механизма газораспределения (клапана, распредвалы…) Городской цикл – режим движения авто по городу. Имитация проводится по специальной методике по ГОСТ 20306-90 «Топливная экономичность АТС. Номенклатура показателей и методы испытаний» Горючая смесь – топливно-воздушная смесь, поступающая в цилиндры ДВС. Состав смеси определяется коэффициентом избытка воздуха Горячий клапан – выпускной клапан Гравийная ловушка – засыпанная гравием зона с внешней стороны поворотов. Чаще всего располагается в местах, где наиболее вероятны сходы с трассы. Попав на гравий, болид в нем вязнет, теряя скорость Градус – 1) единица измерения углов (1/360 окружности); 2) единица измерения температуры; 3) единица измерения концентрации спирта Гражданская ответсвенность - Причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего при использовании автотранспортного средства. Граната – привод колеса переднеприводного автомобиля - ШРУС или привод Графитовая щетка с/о – щетка стеклоочистителя с графитовой резинкой Графитовая резинка щетки с/о – резинка щетки стеклоочистителя, выполненная из резины с добавлением графита. Такая резинка легко определяется из-за характерного загрязнения графитом на пальцах (как от простого карандаша). Графит облегчает скольжение щетки по стеклу, предохраняет стекло от затирания грязью. Однако, в поверхостном слое графит быстро вытирается и такие щетки служат около полгода Грибок – привод трамблера ВАЗ-2101 и ВАЗ-21213. Название дала форма - шестеренка с длинной ножкой - похожа на гриб. Гриппер – резиновая полоса, надевающаяся на колеса, имеет грязевой протектор и шипы Грузик балансировочный – устанавливаемый при балансировке на колесный диск грузик. Может быть обычным - зажимным (на штампосварные диски) и самоклеющиеся (на литые и кованные диски) Грузоподъемность – предельная масса груза в авто (без водителя и пассажиров) Грунт – промежуточный слой краски, выполняющий роль порозаполнителя, защитного слоя и выравнивателя цвета Грунтовать – покрывать грунтом Групповое страхование - Страхование группы лиц со схожими интересами. Групповой полис выдается работодателю или другому представителю группы, а каждый член группы получает сертификат, подтверждающий факт его страхования. Грыжа – местное повреждение покрышки - выступ сбоку гудрон – (tar / sludge) черная смолянистая масса для дорожных работ - остаток, образующийся в результате прямой атмосферно-вакуумной перегонки нефти после отделения фракций, выкипающих до 450-600°С в зависимости от углеводородного состава нефти. Выход гудрона обычно составляет от 10% до 45% от переработанной нефти и зависит от ее состава и технологического режима. Состав гудрона зависит от состава нефти и меняется в широких пределах. Содержание парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов изменяется от 45% до 95%, асфальтенов - от 3% до 17%, смол - от 2% до 38%, серы - от 0.2% до 6.3%. В гудроне концентрируются почти все содержащиеся в нефти металлы, поэтому содержание ванадия может достигать 0.5%, а никеля - 0.14%. Плотность гудрона меняется от 0.95 г/см3 до 1.03 г/см3. Применяется для производства битумов и как сырье для вторичной переработки. В результате вторичной переработки получают горючие газы, моторные топлива, смазочные масла и кокс Густая смазка – смазка (1), не обладающая текучестью при рабочих температурах. Обычно это минеральное масло с загустителем - солями жирных кислот различных металлов или углеводородами. Более научное определение - это трехкомпонентная коллоидная система, состоящая из базового масла (дисперсионной среды), загустителя (дисперсной фазы) и модификаторов - маслорастворимых присадок, наполнителей и др., например, литол, солидол…. Смотри консистентная смазка, пластичная смазка. См.также жидкая смазка Д Давление в шинах – регламентируемый показатель давления воздуха в шинах, измеряемый манометром (для Жигулей - 1,9 кгс/кв.см). Для легковых автомобилей и малотоннажных грузовых автомобилей (и автобусов), изготовленных на базе агрегатов легковых автомобилей и прицепов к ним, допускается отклонение от указанных значений на 0,1 кгс/кв.см, а для грузовых автомобилей, автобусов и прицепного состава к ним - на 0,2 кгс/кв.см. Существуют автомобили с системой контроля давления в шинах, его поддержания (при проколах) и сигнализации о неисправностях в шинах. В настоящее время ведутся активные разработки шин, которые позволяют непродолжительное время использовать их без давления воздуха внутри. Смотри также единицы измерения давления Давление масла – создаваемое масляным насосом в масляной системе (системе смазки) давление масла (ну и выразился - масло масляное). У ряда автомобилей отображается на панели приборов. Практически у всех автомобилей замеряется аварийным датчиком, который сигнализирует о снижении давления ниже минимума (потеря или порча масла, неисправность масляного насоса или порча масляных каналов) Дальний свет – 1) пучок света, освещающий дорогу не менее чем на 100 м перед ТС. В ночное время приводит к ослеплению водителей встречных а/м, поэтому необходимо его переключение на ближний при разъезде со встречками. Смотри также ближний свет Датчик б/бака – элемент топливопровода, обеспечивающий забор топлива из б/бака, снабжен поплавком, который обеспечивает замер уровня топлива в б/б. Уровень топлива переводится в электрический сигнал, воспринимаемый указателем уровня топлива. Смотри также топливомер Датчик давления масла -датчик, измеряющий давление масла в системе смазки и передающий информацию на указатель давления масла панели приборов Датчик давления масла аварийный -датчик, измеряющий давление масла в системе смазки и передающий информацию на аварийную лампу давления масла панели приборов при падении давления ниже минимального Датчик кислорода -датчик, используемый в инжекторном двигателе, для определения количества кислорода в выхлопном газе и оценки степени сгорания горючки (чем меньше кислорода - тем лучше сгорело). Данные кислородного датчика используются для регулировки состава топливно-воздушной смеси. Устанавливается обычно в выпускном коллекторе. Называют также лямбда-зондом Датчик удара -датчик сигнализации на удар Датчик Холла -датчик БКСЗ, работающий на принципе Холла (функционально заменяет контакт трамблера контактного зажигания). В этом датчике изменяется проводимость полупроводникового элемента под действием магнитного поля при прохождении рядом с ним магнита, закрепленного на валу трамблера. Магнит функционально заменяет кулачок вала трамблера контактного зажигания. Изменение проводимости использует коммутатор для осуществления реальной коммутации первичной обмотки катушки модуля зажигания Двигатель -машина, которая преобразует какой-либо вид энергии в механическую работу. Двигатели делятся по используемой энергии на тепловые, гидравлические, электрические, реактивные (обычно также тепловые) и гибридные двигатели. Наиболее массовое применения на автомашинах нашли тепловые двигатели, в последнее время все большее внимание уделяется применению электрических двигателей. Реактивные двигатели устанавливаются на автомобилях, используемых для установления рекордов скорости. Гидравлические двигатели на автомобилях не применяются. Различают также холодные и горячие двигатели Двигатель автомобиля -сердце любого авто - обычно используются двигатели преобразующие энергию сгорания горючего в механическую энергию. В большинстве автомобилей используются ДВС - четырехтактные бензиновые или дизельные двигатели. В таком двигателе создается однородная горючая смесь топлива и воздуха в камере сгорания, затем она сжимается, воспламеняется, сгорает и, расширяясь, вызывает перемещение поршня в цилиндре. Поступательное движение поршня преобразуется (через шатуны) во вращательное движение коленчатого вала, который - посредством передачи вращательного движения через трансмиссию на колеса - перемещает автомобиль. Двигатель Ванкеля -тип двигателя - роторно-поршневой двигатель, который изобрел Ванкель. Внутри примерно цилиндрической камеры по сложной траектории движется трехгранный ротор-поршень. Он постоянно разделяет камеру на рабочие зоны, в которых и происходят впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск, при этом роль поршней выполняют три стороны ротора, а на углах ротора установлены уплотнения. Ротор-поршень установлен свободно на эксцентрике вала и соединен с зубчатым колесом с внутренними зубьями, обкатывающимися вокруг неподвижной шестерни с наружными зубьями, ось которой совпадает с осью эксцентрикового вала. Двигатель Ванкеля не обременен деталями, потому отличается высокой мощностью и приемистостью при нажатии педали газа (ротор-поршень заменяет поршень, шатуны и коленвал). К тому же РПД значительно компактней и легче, поэтому, при установке его на автомашину, центр тяжести оказывается значительно ниже, а устойчивость автомобиля - выше. Однако конструкция предопределила и врожденные болезни: уплотнения - грани ротора должны плотно соприкасаться со стенками камеры в условиях высоких температур и значительного давления, - и неполное сгорание топлива в камере (из-за формы последней - плоская и широкая). Все это приводит к высокому расходу топлива и снижению долговечности. В настоящее время РПД активно занимается Мазда и когда-то занимался ВАЗ Двигатель внешнего сгорания – тепловой двигатель, в котором сгорающее топливо не проходит в рабочую полость. Различают двигатели внешнего сгорания: паровой двигатель, паротурбинный двигатель, двигатель Стирлинга Двигатель внутреннего сгорания – тепловой двигатель, в котором горючка воспламеняется непосредственно в рабочей внутренней полости двигателя (например, в горшке) или сгорающее топливо проходит в рабочую полость. ДВС делятся на поршневые, роторно-поршневые и газотурбинные Двигатель с боковыми клапанами – нижнеклапанный двигатель Двигатель с наддувом – поршневой двигатель с наддувом - с подводом необходимого для сгорания топлива воздуха под избыточным давлением. Часто для этих целей используется энергия выхлопных газов. Различают высоконаддувные и низконаддувные двигатели. См. также двигатель с турбонаддувом Двигатель с непосредственным впрыском топлива – поршневой двигатель, в котором топливо (бензин, дизтопливо) впрыскивается непосредственно в цилиндры. Бензиновый двигатель такой конструкции называют также двигателем с распределенным впрыском (в отличие от моновпрыска) Двигатель Отто – двигатель с принудительным воспламенением рабочей смеси Двигатель Стирлинга – поршневой двигатель (2) внешнего сгорания, работающий по термодинамическому циклу с изотермическим сжатием и расширением. Изобретен в 1816 г., Шотландия, Робертом Стирлингом Двигатель с турбонаддувом – поршневой двигатель с турбонаддувом - турбокомпрессором, подающим необходимый для сгорания топлива воздух под сильным избыточным давлением. Обычная схема современных дизелей. См. турбированный двигатель. См также двигатель с наддувом Двойное страхование Страхование у нескольких страховщиков одного и того же интереса от одних и тех же опасностей, когда общая страховая сумма превышает страховую стоимость. При двойном страховании страховщики несут ответственность в пределах страховой стоимости, и каждый из них отвечает пропорционально страховой сумме по заключенному им договору страхования. Двойное страхование может использоваться в целях обогащения, поэтому запрещено законом. Двухвальный газотурбинный двигатель – газотурбинный двигатель, у которого тяговая турбина закреплена на одном отдельном валу, а компрессор (4) с турбиной компрессора (для нагнетания воздуха) - на другом, обычно соосном, валу Двухзоновый датчик удара – на оживленной улице в ответ на небольшую вибрацию подаст лишь несколько коротких предупредительных сигналов, если же удар по автомобилю окажется достаточно сильным, то система включит полноценный режим тревоги Двухобъемник – автомашина с двумя объемами, например, универсал или хэтчбек Двухосник – машина с двумя ведущими осями Двухполостный ГТЦ – ГТЦ, имеющий два раздельных поршня, действующих на два самостоятельных тормозных контура (обычно переднего и заднего тормоза) Двухскатный – по два колеса (ската) с каждой стороны на одной оси Двухтактный двигатель – поршневой двигатель, в котором рабочий цикл совершается за два хода поршня (вниз-вверх), т.е. за один оборот коленчатого вала Двухэлектродная свеча – многоэлектродная свеча с двумя отрицательными электродами Деасфальтизация – этап переработки нефти при производстве масла - во время этой операции удаляются асфальты. Это осуществляется в экстракционной колонне с пропаном. Получающееся масло очень густое с высоким содержанием ароматсоединений, а это значит, что оно подвержено окислению День автомобилиста и дорожника – День автомобилиста и дорожника стали отмечать в бывшем СССР во второй половине XX века. Профессиональный праздник работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства отмечается с 1996 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.11.96 N 1435 «Об установлении Дня работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства». Отмечается в последнее воскресенье октября. Этот праздник называют также Днем работника автомобильного транспорта Депарафинизация – этап переработки нефти при производстве масла - после второго выделения (деасфальтизация), очищенный продукт имеет высокое содержание линейных парафинов со слишком высокой температурой застывания. Масло смешивается с растворителями, затем охлаждается, при этом кристаллы парафина выпадают в осадок. В качестве растворителя применяется метилэтилкетон (МЕК) Депрессорная присадка – (pour point depressant) - присадка, снижающая температуру застывания нефтепродукта Держатель щетки стеклоочистителя – деталь щетки стеклоочистителя, при помощи которой она крепится к поводку Детергенты – моющие присадки Детонация – неконтролируемое самовоспламенение части бензовоздушной смеси, сопровождающееся горением взрывного характера (скорость распространения фронта пламени возрастает с 15-20 до 1500-2500 м/с). Ее признаками являются характерные металлические стуки (результат многократного отражения ударных волн от поверхностей цилиндров), вибрации и снижение мощности двигателя, увеличение расхода топлива, повышение дымности отработавших газов. Детонация приводит к перегреву и оплавлению поршней, прогару ПГБЦ, разрушению поршневых колец, износу подшипников коленвала - это самопроизвольное возгорание топлива в камере сгорания. Возможные причины: превышение допустимого сжатия топливно-воздушной смеси в камере сгорания (залит бензин с более низким октановым числом, чем тот на который рассчитан двигатель) или неправильное калийное число установленной свечи. Важнейшим условием бездетонационной работы двигателя является применение топлива с ОЧ, рекомендуемым заводом-изготовителем . Детонация может привести к порче двигателя, т.к. не предсказуем момент поджига топлива. Если топливо поджигается в момент, когда поршень не дошел до ВМТ, то он будет толкаться в обратную сторону, что может вызвать поломки. Также детонация повышает токсичность отработанных газов Дефлектор – 1) спойлер 2) деталь для забора, выброса или изменения направления воздушного потока Джуба – эластичная муфта кардана ВАЗ-2101 Диагональ, диагональное вывешивание – вывешивание диагонально по одному из колес на каждой оси на неровностях. При отутствии блокировок дифференциалов, приводит к обездвиживанию даже внедорожного автомобиля, например, «поймать диагональ» Диагональная шина – пневматическая шина с углом наклона нитей корда в каркасе и брекере 30-40 град к плоскости, проходящей через ось шины. Нити корда перекрещиваются, имеется равновесная конструкция профиля шины. См.также радиальная и опоясанная диагональная шина, обычный брекер Диалонально-рычажная подвеска – независимая рычажная подвеска колеса ТС с перемещением колеса в двух плоскостях - продольной и поперечной Диагональный рычаг подвески – рычаг подвески, обеспечивающий перемещение оси колеса в плоскости, расположенной под углом к продольной оси ТС, т.к. сам расположен по диагонали Диапазон радиоволн вещательный – принятый в какой-либо стране набор диапазонов радиоволн, используемый для радиовещательных станций. В России выделяют: ДВ, СВ и УКВ (включая FM). В Японии используется только промежуток 78,0-90,0 МГц, поэтому магнитолы в японских машинах не ловят почти все наши станции (только в диапазоне 87,5-90,0 МГц). Во всей Америке вещательными дапазонами являются только СВ и верхний УКВ и на приёмниках пишут просто - AM/FM, т.к. СВ использует АМ, а УКВ - ЧМ, что по английски пишется как FM. Диафрагма - Пластина (перегородка) с отверстием (или без него). Устанавливается, напр., в трубопроводах для замера расхода жидкости или газа; в гидротехнических сооружениях для придания жесткости подвижной части гидротехнического затвора. Дизельное топливо – солярка; топливо, предназначенное для дизельного двигателя. Представляют собой смесь углеводородов с температурой кипения 180 - 360°С. В некоторые марки дизтоплива вводятся присадки для улучшения его эксплуатационных свойств. Дизельное топливо, впрыснутое в сжатый и нагретый в цилиндре воздух (500-700°С), должно распылиться, частично испариться и самовоспламениться за очень короткий (0,002-0,003 с) промежуток времени - ПЗС. Бывает летним и зимним. Характеризуется цетановым числом, прокачиваемостью, вязкостью и низкотемпературными свойствами Дизельный двигатель – поршневой ДВС с воспламенением от сжатия - двигатель, изобретенном Р.Дизелем. В этом двигателе топливо впрыскивалось непосредственно в цилиндр и воспламенялось теплом сжатия. Это позволило достичь намного больших степени сжатия и давления продуктов сгорания, чем у обычного двигателя внутреннего сгорания с воспламенением искрой, а также уменьшить расход топлива на 20-30%, хотя и ценой некоторого увеличения массы конструкции и снижения скорости вращения. Дизельные двигатели работают на дизтопливе. В зависимости от ЦЧ дизтоплива говорят о жесткой и мягкой работе дизеля. Различают также газодизельные двигатели Динамика – характеристика автомобиля, отражающая разгонные способности авто и быструю реакцию на гашетку, например, хорошая динамика - быстрый разгон и быстрая реакция Динамическая балансировка – балансировка, выполняемая на балансировочном станке при сообщении вращения балансируемой детали. Только при этом виде балансировки учитывается толщина колеса и возможный дисбаланс его сторон Динамическая вязкость – (dynamic viscosity) - характеризует текучесть масла в реальных условиях работы масла, обычно при крайних значениях температур и скорости сдвига. Противоположность динамической вязкости - текучесть. Измеряется сантипаузами cP= mPa.s. Динамический код – код, меняющийся с каждым нажатием брелка (защита от кодграбера) Динамометр – ключ с измерителем усилия закручивания Диодный мост – деталь генератора в виде полукруглой пластины с расположенными на ней диодами для выпрямления тока, созданного в генераторе Диск колесный – часть колеса между ободом и ступицей - деталь колеса, на которую одевается покрышка; в свою очередь само колесо крепится к ступице колеса через диск; диски бывают штампосварными, литыми и кованными Дисковая тормозная система – тормозная система с использованием тормозных дисков. Эта система более эффективна, чем барабанная Дисковые тормозные колодки – Смотри тормозные колодки Дисковый синхронизатор – синхронизатор, обеспечивающий выравнивание угловых скоростей соединяемых деталей за счет многодискового фрикционного устройства Диск сцепления ведомый – деталь сцепления, находящаяся в зацеплении с корзиной сцепления (прикрепленной к маховику двигателя) и с первичным валом КПП; при нажатии на педаль сцепления диск выходит из зацепления с корзиной, что приводит к рассоединению двигателя и КПП. То же что диск сцепления Диск сцепления ведущий – корзина сцепления Диспергирование – распыление Дисперсные присадки – дисперсанты - сохраняют в виде суспензии все твердые примеси, которые образуются в результате работы двигателя автомобиля: несгоревшие углеводороды, смолы, грязь, сажу и примеси, полученные в результате применения моющих присадок. Тем самым предотвращают скопление твердых примесей, уменьшают риск образования примесей (грязи) в не прогреваемых частях двигателя автомобиля (например, у коленвала). Обычно состоят из основных компонентов группы алкениловых сукценимидов, янтарных эфиров или их производных Дистанция – расстояние до впереди идущей машины Дистиллированная вода – вода, очищенная путем испарения и последующего осаждения в специальном устройстве - дистилляторе. Отличается отсутствием примесей и применяется: для приготовления электролита (для получения необходимой плотности), доливки обслуживаемых АКБ (т.к. из АКБ испаряется вода, то доливать электролит запрещается), разбавления импортных антифризов (1) Дистиллят нефтяной – (distillate) - получают в результате конденсации паров нефти, перегоняемой при атмосферном давлении или под вакуумом при давлении 4-6 кПа (30-45 мм рт.ст.). Нефтяные дистилляты условно делят на ряд фракций: газы, бензины, нафту, керосины, газойли и масляные фракции. Остаток после завершения процесса перегонки (мазут и гудрон) может использоваться как сырье для вторичных процессов переработки нефти (крекинга, коксования и т.д.). Атмосферные дистилляты имеют границы кипения от 15°С до 370°С, вакуумные - от 370 °С до 600°С максимум. Выход дистиллятов отличается для разных нефтей. В среднем при атмосферной перегонке получают 50% дистиллятов от объема перерабатываемой сырой нефти, 20% составляют вакуумные дистилляты и 30% - мазуты и гудроны. Смотри также производство масла, выход нефтепродуктов Дистиллятор – устройство, в котором обеспечивается испарение воды, затем ее осаждение и сбор для получения дистиллированной воды; используется также в опреснителях Дисульфид молибдена – наполнитель в смазках и добавка в некоторых маслах Дифферент – продольный угол наклона автомобиля, замеряется кренометром Дифференциал – шестеренное устройство, передающее вращательное движение на ведущие колеса и обеспечивающее их разную скорость вращения для обеспечения поворота а/м и езды по неровным дорогам без износа покрышек (у внутреннего колеса путь короче, чем у внешнего; у колеса, переезжающего через бугор, путь длиннее, чем у колеса, которое едет по ровной дороге). Однако у дифференциала есть и отрицательное качество - при пробуксовке одного из колес, дифференциал передает ему всю мощность, а второе колесо, находящееся в зацеплении с дорогой - неподвижно. Изобретен в 1828 г. во Франции Пеке, а в современном виде в 1877 г. (Старлей и Пекер) Дифференциальный механизм - Механизм, в котором результирующее перемещение равно сумме или разности исходных перемещений (напр. зубчатые механизмы в транспортных машинах, обеспечивающие вращение ведущих колес с различными скоростями на поворотах). Д. м. в приборах, металлорежущих станках обеспечивают малые точные перемещения или большие силы. Диффузор – 1) расширяющийся участок трубопровода, в котором происходит уменьшение скорости потока жидкости или газа. Используется в карбоне. См.также конфузор 2) задняя часть днища болида, сконструированная таким образом, чтобы, используя законы аэродинамики, обеспечить максимальную прижимную силу при прохождении поворотов. Она достигается за счет разрежения воздуха под днищем машины, которое создаётся с помощью диффузора Длинная передача – передача КПП, которая работает на большом диапазоне скоростей и с большим диапазоном перекрытия с соседними передачами. Противоположность - короткая передача Длинные волны – диапазон радиоволн - 150-280 кГц, используется АМ Доверенность - Письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Дождевые шины – пневматические шины, устраняющие эффект аквапланирования, особенно в сильный дождь. Рисунок протектора спроектирован таким образом, чтобы, во-первых, обеспечивалось выдавливание воды из зоны контакта шины с дорогой, а, во-вторых, ламели обеспечивали вакуумное присасывание покрышки к дороге. Впервые появились в 1956 году. Маркируются как aqua, rain, water. См.также универсальная, дорожная, повышенной проходимости, псевдослик, микст (2) и типа «РС» Докатка – запасное колесо уменьшенного размера, чтобы занимало меньше места; служит для доезда (докатки) до шиномонтажа Домкрат – устройство подъема автомобиля для замены колеса или для ремонта. Различают домкраты следующих конструкций: гидравлические (бутылочные и подкатные, электрогидравлические), винтовые, реечные, рычажные (в том числе ромбические) и эластичные надувные подушки - аирджеки, работающие от выхлопных газов. Дополнительное оборудование – 1) дополнительное - не штатное, т.е не предусмотренное заводом-изготовителем; 2) вид страхового случая - хищение, повреждение или уничтожение дополнительного оборудования либо его частей, причиной которых явились противоправные действия третьих лиц, ДТП (столкновение, опрокидывание), падение инородных предметов, взрыв, стихийные бедствия Допустимая (конструктивная) полная масса – сумма осевых масс, допускаемых конструкцией авто Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (из ПДД). Включает в себя: одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары (возможно с газонами), обочины и разделительные полосы при их наличии. Ограничена дорога бровкой, за которой следует откос насыпи и придорожная канава. Различают: по покрытию - грунтовка (большак, проселок), щебенка (грейдер), бетонка, асфальт, бездорожье; по расположению - городская, загородная, внутренняя, курортная; по значению - магистральная, областная, районная; по СНиП 2.05.02-85 - 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой и 5-ой категории; по ЕЭК ООН - обычная дорога, скоростная, автомагистраль (высшей категории); хорошая - хайвей, автобан, автострада; вид - серпантин, карман, ветка; по приоритету - главная, равнозначная и второстепенная; по количеству направлений движения - односторонняя и двухсторонняя; по количеству полос движения - одно-, двух-, трехполосная Дорога 1 категории – автомобильная дорога по СНиП с интенсивностью движения более 7000 автомобилей в сутки, основной расчетной скоростью 150 км/ч, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения - 4 и более Дорога 2 категории – автомобильная дорога по СНиП с интенсивностью движения 3000-7000 автомобилей в сутки, основной расчетной скоростью 120 км/ч, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения - 2 Дорога 3 категории – автомобильная дорога по СНиП с интенсивностью движения 1000-3000 автомобилей в сутки, основной расчетной скоростью 100 км/ч, усовершенствованным облегченным покрытием, числом полос движения - 2 Дорога 4 категории – автомобильная дорога по СНиП с интенсивностью движения 200-1000 автомобилей в сутки, основной расчетной скоростью 80 км/ч, усовершенствованным облегченным или переходным покрытием, числом полос движения - 2 Дорога 5 категории – автомобильная дорога по СНиП с интенсивностью движения менее 200 автомобилей в сутки, основной расчетной скоростью 60 км/ч, переходным или низшим покрытием, числом полос движения - 1 Дорога высшей категории –автомагистраль Дорожная шина – пневматическая шина с дорожным рисунком протектора, обеспечивающим хорошее сцепление с поверхностью дороги на больших скоростях. См.также универсальная, повышенной проходимости, дождевая, псевдослик, микст (2) и типа «РС» Дорожный знак – знак определенной формы, размеров и окраски, с определенным рисунком, устанавливаемый на дороге и информирующий водителей и пешеходов об условиях и режимах движения на дорогах Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения либо причинен материальный ущерб (из ПДД) Дорожные испытания – (road tests) - проводятся при эксплуатации конкретного автомобиля или другой техники в течение определенного времени и в строго регламентированных условиях Дроссельная заслонка – заслонка карбюратора, расположенная за диффузором и регулирующая количество горючей смеси, подаваемой в цилиндры двигателя. В карбе может быть две дроссельные заслонки. Тогда сначала открывается одна дроссельная заслонка, а затем другая. См.также воздушная заслонка Дуга безопасности – ограждение в виде дуги, установленной внутри кузова над водителем, предохраняющее его от травм при опрокидывании автомобиля. Наиболее актуальны дуги безопасности для кабриолетов (т.к. у них отсутствует крыша как таковая), где они выполняются обычно над подголовниками кресел Думпер – тип авто, самосвал с одноместной кабиной и дублирующим управлением, позволяющим водителю поворачиваться на 180 град для работы без разворота автомобиля в обоих направлениях движения с одинаковой скоростью Дуоконтроль – тип амортизатора - комбинированный амортизатор Дымность дизельного двигателя – характеристика дизельного двигателя - дымность, определяемая оптической плотностью выхлопных газов на холостом ходу, на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения Дышло прицепа – сцепное устройство прицепа, обычно в виде удлиненной стержневой конструкции, соединяемой с ТСУ автомобиля тягача. Может быть переменной длинны, например, у роспуска Дюйм – единица длины в системе английских мер, равная 1/12 фута или 2,54 мм Е Евро-I, Евро-II, Евро-III – нормы по экологическим показателям автомобилей (в порядке их ужесточения) Европейская компановка АКБ – компановка АКБ в автомобиле, при которой АКБ установлена сбоку (слева или справа) в моторном отсеке со свободным доступом к клеммам (в отличие от американской компановки). Компановка российских автомобилей соответствует европейской Европейская комплектация – оснащение автомобиля по заказу покупателя, когда на простой автомобиль можно установить системы, агрегаты и аксессуары от дорогого, например, небольшой по мощности двигатель может быть укомплектован АКПП Европейская специфика езды – характеризуется повышенными скоростями движения, частыми ускорениями и замедлениями из-за специфики дорог, имеющих перекрестки и светофоры Европейский луч – система распределения светового потока фары автомобиля, при котором нить дальнего света расположена выше оптической оси рефлектора и пучок света от нее отклоняется вниз на дорогу, исключая ослепление водителя встречного автомобиля, световой поток смещен вправо на обочину. Соответствует стандартам России. См.также японский луч Европейский тест – определение количества вредных веществ, выделяемых в атмосферу, по правилу №15 ЕЭК ООН Европейский цикл – комплекс режимов испытаний автомобиля на роликовом стенде для прохождения европейского теста Ссылка на страницу: Автомобильные термины и определения Теги: Автомобильные термины и определения | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |