Главная » БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ


14:06
БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА
вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино. Возникновение производства из папье-машеПроизводство изделий из папье-маше возникло в 1798, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козыречное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера в Браушвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завел на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти 19 в. табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.Лукутинская фабрикаПосле смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину 19 в., когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют "лукутинскими". Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них - С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.Особенности федоскинской миниатюрыФедоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются "сканью" (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), "цировкой" (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), "шотландкой" (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен - ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных - Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.Федоскинская артельВ мае 1910 десять мастеров учредили "Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных". Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х гг. оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко. В 1930-50-х гг. художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий - "скань", "цировка", "шотландка", "малахит", роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришелся лишь на конец 1950-х гг.Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскина внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества - природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х гг. артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются как на фабрике, так и в небольших мастерских, а также художниками, работающими самостоятельно. Среди них - Г. И. Ларишев, А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев, Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов и др.В 1931 при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950-80-х гг. школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.Литература:Василенко В. М., Артамонов М. Федоскино. М.; Л., 1935.Яловенко Г. В. Федоскино. М., 1959.Уханова Е. И. Русские лаки в собрании Эрмитажа. Л., 1964.Чижов М. С. Среди миниатюристов. Л., 1982.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский

ФЕДОСОВ Евгений Александрович (р. 1929)
российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), Герой Социалистического Труда (1983). Труды по анализу и синтезу сложных многоуровневых систем управления. Ленинская премия (1976).

ФЕДОСОВА Ирина Андреевна (1831-99)
сказительница. Ее плачи-импровизации ("О старосте", "О писаре" и др.) записаны русскими фольклористами, в т. ч. Е. В. Барсовым.

ФЕДОТОВ Александр Васильевич (1932-84)
заслуженный летчик-испытатель СССР (1966), генерал-майор авиации (1983), Герой Советского Союза (1966), мастер спорта международного класса (1976). Испытания ряда опытных сверхзвуковых самолетов, в т. ч. МиГ-21, Е-266. Мировой рекордсмен - высота полета 37 650 м (1977). Ленинская премия (1981). Погиб при испытании самолета.

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951)
российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала "Новый град" (1931-39). В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека ("Святые Древней Руси", "Русское религиозное сознание", т. 1-2, сборник статей "Лицо России" и др.).

ФЕДОТОВ Григорий Иванович (1916-57)
российский спортсмен (футбол), заслуженный мастер спорта (1940). Чемпион СССР (1946-48). В 1964 учрежден переходящий приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР по футболу (с 1992 - России).

ФЕДОТОВ Леонид Гаврилович (1847-94)
российский изобретатель, специалист в области взрывчатых веществ. Один из авторов проекта первого в России пироксилинового завода, пущенного в 1881. Создал конструкцию ручной пироксилиновой гранаты. В 1890-91 вместе с Д. И. Менделеевым и И. М. Чельцовым участвовал в разработке бездымного пороха для русского флота.

ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815-52)
российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Свежий кавалер", 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851-52).

ФЕДОТОВ Павел Андреевич [22 июня 6 (4 июля) 1815
Москва - 14 (26) ноября 1852, Петербург], российский художник. По праву может считаться основоположником реализма в русском изо-искусстве 19 в., где в пору Федотова господствовали романтические тенденции.Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал своих сверсников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835-45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни ("Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка", "Бивуак лейб-гвардии Павловского полка", 1841-42, Русский музей); в некоторых из них нарастают сатирические нотки ("Брань под Смоленским (кладбищем)", около 1840, Третьяковская галерея). Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи, но затем всецело отдается "страсти к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни" (из "Записки П. А. Федотова о его жизни", написанной около 1849 года). Пользовался советами К. П. Брюллова, но особое значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У. Хогарта, а также голландской бытовой живописи "золотого" 17 в. Жил преимущественно в Петербурге.Творческое кредо. Живописный "анекдот"Творческое кредо художника, четко проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели "Передняя частного пристава накануне большого праздника" (1837, Третьяковская галерея), закрепляется в сатирических сериях, исполненных в 1844-46, по выходе в отставку ("Следствие кончины Фидельки", "Бедной девушке краса - смертная коса"; обе - там же). В первой картине маслом ("Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик", 1846, там же) - сцене с мелким чиновником, который с похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, - ирония достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по выражению самого художника из его записных книжек) "ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости", - иными словами, поэтически детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск. То же добродушие живописного анекдота, перед которым зритель "не зябнет", господствует в "Сватовстве майора" (1848, там же) и "Завтраке аристократа" (1849-50, там же). В обоих случаях комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего "антигероев" картин маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая "облагородиться", выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь. Бытовая мельтешня обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене сватовства горбуна в картине "Разборчивая невеста", написанной на сюжет басни Крылова (1847, там же). Закрепляя успех, Федотов порой пишет варианты своих картин. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским он готовит специальное сатирическое издание в виде тетрадей (создав для него около 30 карандашных рисунков с текстом); однако арест Бернардского, примыкавшего к петрашевцам, разрушил этот замысел.Эволюция стиля художникаНо чем уверенней Федотов ощущает драматическую силу красок и форм, тем решительней он отходит от нравоучительного юмора и сатиры. Веселая пестрота колорита сменяется стремлением к тональному единству светоцветовой среды. В картине "Вдовушка" (1851, Ивановский художественный музей) живописная режиссура отнюдь не анекдотична, претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском одиночестве. Последние картины художника все более напоминают уже не обстоятельно-бытописательский "физиологический очерк", характерный для русской литературы 1840-х годов, но ключевые мотивы творчества Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Подобно чтимому им Хогарту, Федотов начинает прозревать зловещий абсурд, который таится под смешными житейскими нелепицами. Чувством роковой безысходности полна картина "Анкор, еще анкор!" (1851-52, Третьяковская галерея), где отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Атмосфера духовного тупика сгущена до предела благодаря мастерскому тональному решению тесного, сумрачного интерьера избы, озаренного неверным пламенем свечи. То же сумрачно-тупиковое настроение царит в "Игроках" (1852, Киевский музей русского искусства); картежники-полуночники уподоблены гротескным манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках, где фигуры лишены голов.Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию, - сперва обстоятельно-описательному [акварель "Прогулка" (портрет самого художника с родителями), 1837, Третьяковская галерея], затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели ("Писательница Е. П. Ростопчина", около 1850, там же). К шедеврам русской живописи середины 19 в. принадлежит "Портрет Н. П. Жданович за клавесином" (1849, Русский музей), полный светлой, лирической грации.Автобиографические тексты, записные книжки, письма Федотова демонстрируют и его незаурядный литературный талант. Он также писал стихотворные пояснения к своим картинам, басни, лирические стихотворения, сочинил несколько романсов и музыку к ним. Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме. Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) "смехом сквозь слезы" стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества передвижников.Литература:Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов. М., 1969.Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века. М., 1973.Загянская Г. А. П. А. Федотов. М., 1977.Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов. Л., 1985.М. Н. Соколов

ФЕДОТОВ Сергей Александрович (р. 1931)
российский ученый, академик РАН (1992). Труды по сейсмичности Земли и долгосрочным сейсмическим прогнозам, а также по вулканологии.

ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна (1846-1925)
российская актриса, педагог, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). Ведущая актриса Малого театра (1863-1905). Играла в пьесах А. Н. Островского (Катерина - "Гроза" и др.) и У. Шекспира (Беатриче - "Много шума из ничего", Катарина - "Укрощение строптивой" и др.).

ФЕДОТОВА КОСА
низменная песчаная коса на северном побережье Азовского м. (Украина). Длина ок. 50 км, ширина ок. 5 км. Южная, расширенная ее часть называется Бирючий о-в.

ФЕДОТЬЕВ Павел Павлович (1864-1934)
российский химик-технолог и металлург, один из создателей отечественной алюминиевой и магниевой промышленности, член-корреспондент АН СССР (1933). Труды по технологии минеральных веществ, технической электрохимии и электрометаллургии.

ФЕДР (Phaedrus) (ок. 15 до н. э. - ок. 70 н. э.)
римский баснописец; писал на латинском языке. Переложения традиционных эзоповских басен (см. Эзоп) с сильной моралистической окраской.

ФЕДРА
в греческой мифологии дочь критского царя Миноса, жена Тесея, воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей, Федра покончила с собой.

ФЕДРОВИ Павел Яковлевич (1902-84)
летчик-испытатель, генерал-майор авиации (1943). Участник Гражданской, Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В 1934-40 летчик-испытатель опытных истребителей Як. Летал на самолетах св. 300 типов.

ФЕДЧЕНКО Алексей Павлович (1844-73)
российский естествоиспытатель. Путешествуя по Ср. Азии (1868-71), собрал материал по ее флоре, фауне, физической географии и этнографии. Труды по паразитологии и энтомологии. Открыл Заалайский хр. Погиб на Монблане.

ФЕДЧЕНКО ЛЕДНИК
в Зап. Памире, в Таджикистане. Длина 77 км; ширина от 1700 до 3100 м. Начало на северном склоне Язгулемского хр.; протекает вдоль восточного склона хр. Академии Наук. Толщина льда в средней части до 1000 м. На высоте 4169 м гидрометеорологическая станция им. академика Н. П. Горбунова. Назван по имени А. П. Федченко.

ФЕДЧЕНКО Ольга Александровна (1845-1921)
российский ботаник, член-корреспондент Российской АН (1917; член-корреспондент Петербургской АН с 1906). Совместно с мужем - А. П. Федченко путешествовала по Ср. Азии (1868-71). Труды по флористике и географии растений.

ФЕДЫНСКИЙ Всеволод Владимирович (1908-78)
российский геофизик, член-корреспондент АН СССР (1968). Труды по гравиметрии, разведочной геофизике, геологической интерпретации геофизических данных. Государственная премия СССР (1951).

ФЕДЬКО Иван Федорович (1897-1939)
командарм 1-го ранга (1938). В Гражданскую войну командующий армией на Сев. Кавказе, дивизией, группой войск. В 30-х гг. командующий армией, войсками ряда ВО. С 1938 заместитель наркома обороны СССР. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

ФЕДЬКОВИЧ Осип-Юрий Адальбертович (1834-88)
украинский писатель. Жил в Зап. Украине. Лирические стихи, поэмы ("Лукьян Кобылица", 1865), повести, рассказы, пьесы.

ФЕДЮНИНСКИЙ Иван Иванович (1900-77)
генерал армии (1955), Герой Советского Союза (1939). В Великую Отечественную войну командующий рядом армий, заместитель командующего войсками Волховского и Брянского фронтов. В 1951-54 заместитель и 1-й заместитель главнокомандующего Группой советских войск в Германии. В 1954-65 командующий войсками ряда ВО.

ФЕЕРИЯ (франц. feerie
от fee - фея, волшебница),..1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в...2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

ФЕЙДЕР (Feyder) Жак (1888-1948)
французский кинорежиссер. Был близок движению Народного фронта (с сер. 30-х гг.). Фильмы: "Новые господа" (1928), "Большая игра" (1934), "Пансион "Мимоза" (1935), "Героическая кермесса" (1935) и др.

ФЕЙДО Жорж (1862-1921)
французский драматург, пользовавшийся широкой популярностью. Водевили "Дамский портной" (1887), "Дама от "Максима" (1899), "А ты не гуляй нагишом" (1912) и др.

ФЕЙДТ (Вейдт) (Veidt) Конрад (1893-1943)
немецкий и американский киноактер. Снимался в фильмах: "Кабинет доктора Калигари", "Багдадский вор", "Мужчины в ее жизни" и др. С 1933 работал в Великобритании и США.

ФЕЙЕ Октав (1821-90)
французский писатель. Автор пользовавшихся популярностью романов из великосветской жизни.

ФЕЙЕРАБЕНД (Feyerabend) Пауль (Пол) (р. 1924)
американский философ науки. Родился в Австрии. С 1952 в Великобритании, с 1958 в США. В концепции "эпистемологического анархизма" обосновывает плюрализм в методологии научного познания и тезис о несоизмеримости теорий (ученый может выдвигать свои собственные теории, игнорируя критику). Наука, по Фейерабенду, иррациональна, не отличается от мифа и религии и является одной из форм идеологии. Фейерабенд резко критиковал позитивистскую методологию.

ФЕЙЕРБАХ Ансельм (1829-80)
немецкий живописец. Стремился возродить монументальное искусство в огромных полотнах на темы античных легенд ("Ифигения", 1862).

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Ансельм (1775-1833)
немецкий криминалист, представитель классической школы уголовного права, составитель Баварского уголовного уложения 1813.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804-72)
немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством "религии любви" (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1851).

ФЕЙЕРВЕРК (нем. Feuerwerk
от Feuer - огонь и Werk - дело, работа),..1) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий (ракеты и др.) во время увеселений, торжеств и т. д...2) В переносном смысле - стремительный поток, обилие чего-либо (напр., фейерверк слов).

ФЕЙЕРВЕРКЕР (от нем. Feuer - огонь и Werker - работник)
..1) звание унтер-офицеров в артиллерии русской и некоторых иностранных армий; в русской артиллерии (19 - нач. 20 вв.) звания старшего и младшего фейерверкеров соответствовали званиям старшего и младшего унтер-офицеров в др. родах войск;..2) звание старших подофицеров в ракетных войсках и артиллерии вооруженных сил Польши.

ФЕЙНБЕРГ Евгений Львович (р. 1912)
российский физик-теоретик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1966). Труды по распространению радиоволн, акустике, физике атомного ядра, элементарных частиц, космических лучей. Государственная премия СССР (1983).

ФЕЙНБЕРГ Самуил Евгеньевич (1890-1962)
российский пианист и композитор, заслуженный деятель искусств России (1937), доктор искусствоведения. Профессор Московской консерватории (с 1922). Государственная премия СССР (1946).

ФЕЙНИНГЕР (Feininger) Лайонел (1871-1956)
немецкий и американский художник. Уроженец США, много работал в Германии, в 1938 окончательно вернулся на родину. Примыкал к экспрессионизму, активно сотрудничал с "Баухаузом". В его живописи и графике, для которых характерны мотивы полуфантастической архитектуры удлиненных, "готических" пропорций, авангардные поиски тесно переплетаются с традициями романтизма.

ФЕЙНМАН (Feynman) Ричард Филлипс (1918-88)
американский физик-теоретик, один из основателей квантовой электродинамики. Создал новую, 3-ю форму квантовой механики в виде функциональных интегралов по траекториям (1948). Разработал (1949) т. н. метод диаграмм Фейнмана в квантовой теории поля. Предложил партонную модель нуклона (1969), теорию квантованных вихрей. Нобелевская премия (1965, совместно с С. Томонагой и Дж. Швингером).

ФЕЙРА-ДИ-САНТАНА (Feira de Santana)
город на северо-востоке Бразилии, штат Баня. 340 тыс. жителей (1991). Мясохладобойные, кожевенные, керамические предприятия.

ФЕЙСАЛ ибн Абд аль-Азис ас-Сауд (1906-1975)
король Саудовской Аравии с 1964. Убит.

ФЕЙСАЛАБАД (б. Лайалпур)
город на северо-востоке Пакистана, в Пенджабе. 1,75 млн. жителей (1981, с пригородами). Транспортный узел. Крупный торгово-промышленный центр в районе хлопководства. Хлопчатобумажная, швейная, пищевая, химическая промышленность; машиностроение и металлообработка. Ремесла.

ФЕЙТ (Fut
Fijt) Ян (1611-61), фламандский живописец. Декоративно-эффектные, тонкие по колориту натюрморты и анималистические картины ("Фрукты и попугай", 1645).

ФЕЙХОА
род деревьев и кустарников семейства миртовых. 2 вида. Выращивают фейхоа Селлова в Средиземноморье, Индии, США, в Азербайджане, Грузии, Крыму. В плодах с запахом земляники и ананаса - сахароза, органические кислоты, иод. Употребляют в пищу в основном свежими. Урожайность 60-90 ц с 1 га.

ФЕЙХО-И-МОНТЕНЕГРО (Feijoo y Montenegro) Бенито Херонимо (1676-1764)
испанский просветитель, писатель-энциклопедист. Монах ордена бенедиктинцев. Сборник трактатов "Универсальный критический театр" (1726-39).

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион (1884-1958)
немецкий писатель. После 1933 в эмиграции. В исторических романах ("Безобразная герцогиня", 1923; "Еврей Зюсс", 1925; "Иудейская война", 1932; "Лисы в винограднике", 1947; "Гойя", 1952; "Мудрость чудака", 1952 - о Ж. Ж. Руссо) разум, осознаваемый Фейхтвангером как двигатель прогресса и залог гуманного миропорядка, утверждает себя в борьбе с варварством и бездуховностью, воплощение которых в современном мире Фейхтвангер видит в фашизме [романы "Успех", 1930, "Семья Опперман" ("Семья Оппенгейм"), 1933, "Братья Лаутензак", 1943]. Пьесы. Книга "Москва 1937" (1937; о посещении СССР, вскоре после издания запрещена) фактически явилась оправданием сталинизма.

ФЕЙЯНЫ
см. Фельяны.

ФЕКЕТЕ (Fekete) Лайош (1891-1969)
венгерский тюрколог. Труды по истории, палеографии, дипломатике и археографии Турции.

ФЕКЛА Иконийская
Селевкийская (1 в.), равноапостольная, христианская первомученица, ученица апостолов Павла и Варнавы. Память в Православной церкви 24 сентября (7 октября), в Католической 23 сентября.

ФЕКЛА Персидская (ум. ок. 345)
христианская мученица, дева, пострадавшая в гонение царя Шапура II. Память в Православной церкви 20 ноября (3 декабря).

ФЕКЛИСТОВ Александр Васильевич (р. 1955)
российский актер. В 1982-88 работал в МХАТе, театре-студии "Человек", Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского, играл в двух проектах агентства "Богис" - "N" и "Башмачкин". На экране дебютировал в фильме "Соучастники" (1984). Снимался в фильмах: "Плюмбум, или Опасная игра" В. Ю. Абдрашитова, "Ближний круг" А. С. Михайлова-Кончаловского, "Луна-парк" П. С. Лунгина и др.

ФЕЛАН (Phelan) Джим (1895-1960)
ирландский писатель. Рассказы, повесть "...И винтовками, и дубинами" (1944) из крестьянской жизни; роман "Зеленый вулкан" (1938) о национально-освободительной борьбе ирландского народа; документальные повести о преступниках и бродягах.

ФЕЛДМЕН (Feldmen) Мортон (1926-87)
американский композитор. Испытав влияние А. Веберна, Дж. Кейджа, Э. Вареза и живописи абстракционизма (которой он занимался), работал в технике музыкального пуантилизма, сонорики, алеаторики (для которой разработал специальную нотацию, см. Нотное письмо); стиль Фелдмена подготовил американское музыкальное течение - т. н. минимализм. Серии сочинений для различных инструментальных составов "Проекции", "Пересечения", "Структуры", "Длительности", "Вертикальные мысли" и др., опера "Никто" (1977), фортепианные и вокальные сочинения.

ФЕЛИБРЫ (felibres)
участники литературного движения 2-й пол. 19 в. в южной Франции (Прованс). Стремились возродить прованскую литературу, ее язык, изучали старину и фольклор. Ассоциацией фелибров (основана в 1854) руководили поэты Ж. Руманиль, Ф. Мистраль.

ФЕЛИКИССИМ Римский (ум. 258)
священномученик, диакон в Риме, пострадал вместе с папой Сикстом II в гонение императора Валериана. Память в Православной церкви 10 (23) августа, в Католической - 7 августа.

ФЕЛИНГ (Fehling) Герман Христиан (1812-85)
немецкий химик-органик и технолог. Основное направление исследований - анализ и идентификация органических соединений. Впервые синтезировал ряд органических соединений, в т. ч. бензойную кислоту (1844). Предложил (1850) реактив для определения моносахаридов (реактив Фелинга). Работы по дубильным веществам, хлебопечению и др.

ФЕЛИЦА (Фелицитас) (лат. счастье)
в римской мифологии богиня успеха и счастья.

ФЕЛЛАХИ
в арабских странах оседлое население, занятое земледелием, крестьяне.

ФЕЛЛЕМА (от греч. phellos - пробковое дерево
пробка), то же, что пробка.

ФЕЛЛИН
официальное название г. Вильянди в Эстонии до 1917.

ФЕЛЛИНИ (Felini) Федерико (1920-93)
итальянский сценарист и кинорежиссер. Фильмы: "Дорога" (1954), "Ночи Кабирии" (1957), "Сладкая жизнь" (1959), "8 1/2" (1963), "Амаркорд" (1974), "Город женщин" (1980), "И корабль плывет" (1983), "Интервью" (1987), "Голос луны" (1991) и др. Для стиля Феллини характерны масштабность образов, мифологический подтекст. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в творчестве Феллини художественный сплав, в котором доминирует захватывающая эмоциональность.

ФЕЛЛОГЕН (от греч. phellos - пробка и ...ген) (пробковый камбий)
вторичная образовательная ткань растений, откладывающая кнаружи слои пробки, внутрь феллодерму. Может возникать из клеток первичной коры, луба и др. тканей стеблей и корней.

ФЕЛЛОДЕРМА (от греч. phellos - пробка и derma - кожа)
внутренний слой покровной ткани растений - перидермы; возникает из феллогена и состоит из живых клеток.

ФЕЛНЕР (Fellner) Уильям (1905-83)
американский экономист, представитель неокейнсианства. Сочинения по проблемам экономического роста и цикла.

ФЕЛПС (Phelps) Антони (р. 1928)
гаитянский писатель. Пишет на французском языке. С 1964 в Канаде. Антидиктаторская пьеса "Условное" (1967), сборник поэм "Ты, страна моя" (1968). Романы "Минус бесконечность" (1973), "Игра в жмурки" (1976).

ФЕЛЬДБАУМ Александр Аронович (1913-69)
российский ученый в области автоматического управления, доктор технических наук (1953). Основные труды связаны с разработкой теории линейных систем, созданием методов оптимизации управления системами с неполной информацией. Один из создателей первых в СССР аналоговых вычислительных машин. Государственная премия СССР (1953).

ФЕЛЬДИН (Falldin) Турбьерн (р. 1926)
премьер-министр Швеции в 1976-78 и в 1979-1982. С 1969 заместитель председателя, в 1971-87 председатель Партии центра.

ФЕЛЬДМАРШАЛ (нем. Feldmarchall)
высшее воинское звание в армиях некоторых государств. В 16 в. в германских государствах, в 1700 в России введено воинское звание генерал-фельдмаршал. Звание фельдмаршал сохранилось в Великобритании и некоторых др. государствах.

ФЕЛЬДФЕБЕЛЬ (нем. Feldwebel)
звание старшего унтер-офицера в вооруженных силах ряда стран. Появилось в полках немецких ландскнехтов в 15 в. В русской армии (пехоте, артиллерии, инженерных войсках) и на флоте существовало в 18 - нач. 20 вв.; в кавалерии, конной артиллерии и казачьих войсках ему соответствовало звание вахмистра.

ФЕЛЬДЦЕЙХМЕЙСТЕР (от нем. Feldzeugmeister - начальник вооружения)
чин полного генерала в австрийской армии до 1918.

ФЕЛЬДШЕР (нем. Feldscher
от Feldscherer, первоначально - полевой цирюльник, хирург), медицинский работник со средним специальным образованием, имеющий право самостоятельно оказывать первую медицинскую и доврачебную помощь на фельдшерско-акушерском пункте; помощник врача в лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждениях.

ФЕЛЬДШПАТОИДЫ (фельдшпатиды)
минералы группы каркасных алюмосиликатов, недосыщенных кремнекислотой, к которым относятся нефелин, лейцит, содалит и др. В щелочных магматических горных породах фельдшпатоиды в качестве породообразующих минералов занимают место полевых шпатов.

ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ (нем. Feldjager)
военный курьер по доставке важнейших государственных документов. Фельдъегери имеются в государственном аппарате и армиях многих государств.

ФЕЛЬЕТОН (франц. feuilleton
от feuille - листок), художественно-публицистический газетно-журнальный жанр, основная особенность которого - острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу. Фельетоны печатались впервые во Франции на отдельных листках (отсюда название). В современных фельетонах - элементы сатиры и юмора. Ср. Памфлет.

ФЕЛЬЗЕНШТЕЙН (Felsenstein) Вальтер (1901-75)
немецкий оперный режиссер. По происхождению австриец. Работал во многих городах Европы. Основатель и руководитель театра "Комише опер" (с 1947). Принципы Фельзенштейна близки оперной режиссуре К. С. Станиславского.

ФЕЛЬЗИТ (нем. Felsit)
эффузивная кислая горная порода, разновидность липарита афировой структуры.

ФЕЛЬМАН (Faehlmann) Фридрих Роберт (1798-1850)
эстонский писатель, фольклорист, просветитель-демократ. Собирал материал для создания сводного варианта эпоса "Калевипоэг".

ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич (1730 или 1732-1801)
российский архитектор. Представитель раннего классицизма. Старый Эрмитаж (1771-87), ограда Летнего сада (1771-84) в Санкт-Петербурге, участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769). Обращался также к формам псевдоготики (Чесменская церковь в Петербурге, 1777-80).

ФЕЛЬЦМАН Оскар Борисович (р. 1921)
композитор, народный артист России (1989). Оперетты, оратории. Песни: "Черное море мое" (1957), "Баллада о красках" (1971), "Мир дому твоему" (1975) и др.

ФЕЛЬЯНЫ
политическая группировка в период Французской революции конца 18 в. (названа по месту заседаний своего клуба в бывшем монастыре ордена фельянов в Париже); выступала за конституционную монархию. Лидеры: М. Лафайет, А. Барнав, А. Ламет.

ФЕМЕЛИЙ Мелитинский (ум. 298)
один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 7 (20) ноября.

ФЕМИДА
в греческой мифологии богиня правосудия. Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках. В переносном смысле "весы Фемиды" - правосудие, "жрец Фемиды" - служитель закона.

ФЕМИЙ
у Гомера в "Одиссее" певец на о. Итака.

ФЕМИНИЗАЦИЯ (от лат. femina - женщина)
..1) развитие у особи мужского пола женских вторичных половых признаков (напр., появление у петухов оперения, свойственного курам). Связана с нарушением деятельности желез внутренней секреции. Ср. Маскулинизация...2) Возрастание роли и влияния женщин в каких-либо областях общественной жизни, в обществе в целом.

ФЕМИНИЗМ
..1) в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в...2) Параллельные явления в современном изо-искусстве и искусствознании. Периодом расцвета женского творчества в России явились 1910-20-е г г., когда выдвинулась блестящая плеяда художниц-авангардисток (Л. С. Попова, О. В. Розанова, В. Ф. Степанова, Н. А. Удальцова, А. А. Экстер и др.), однако особым художественным направлением российский феминизм стал лишь в годы перестройки.

ФЕМИСТО (Темисто)
в греческой мифологии супруга Афаманта. Покончила с собой, узнав, что вместо детей бывшей жены Афаманта Ино убила собственных детей.

ФЕМИСТОКЛ (ок. 525 - ок. 460 до н. э.)
афинский полководец, вождь демократической группировки, в период греко-персидских войн с 493/492 архонт и стратег (неоднократно). Сыграл решающую роль в организации общегреческих сил сопротивления. Добился превращения Афин в морскую державу и создания Делосского союза.

ФЕМИСТОКЛ (Themistokles) (около 525
Афины - около 460 до н. э., Магнесия на Меандре), древнегреческий государственный деятель и полководец. Его отец принадлежал к знатному роду, а мать была иностранкой. Родившийся от брака, не признаваемого в тогдашних Афинах законным, Фемистокл с юных лет мечтал прославиться на государственном поприще и старательно готовил себя к этому. С конца 490-х гг. Фемистокл уже занимал высшие посты в государстве. Когда в Аттике высадился персидский экспедиционный корпус, посланный царем Дарием I (см. Греко-персидские войны), Фемистокл в качестве рядового воина сражался в рядах афинского ополчения, проявив стойкость и мужество в битве при Марафоне (480). Фемистокл понимал, что нашествие может повториться, и считал, что эллины, безнадежно уступая персам в численности сухопутных сил, должны для успешной обороны обладать сильным флотом. Чтобы получить средства, необходимые для строительства военных кораблей, Фемистокл в 482 предложил афинянам использовать доходы от государственных Лаврийских серебряных рудников, которые прежде распределялись между гражданами. Его идея получила одобрение, и вскоре Афины располагали внушительным числом боевых судов. В 480 начался поход на Грецию персидского царя Ксеркса. Фемистокл был поставлен во главе афинских вооруженных сил. Много усилий приложил он для прекращения давних распрей между эллинскими полисами и объединения их в общий оборонительный союз. Большое союзное войско под его командованием пыталось преградить путь персам в Темпейской долине (в Фессалии, на северо-востоке Греции), но, получив известие о переходе фессалийцев на сторону врага, было вынуждено отступить. Пройдя Фермопилы, полчища Ксеркса вторглись в Центральную Грецию и разорили Афины. СаламинПо настоянию Фемистокла греческий флот навязал персидскому бой в узком проливе между Аттикой и островом Саламин (20 сентября 480). Более легкие и маневренные корабли греков, среди которых преобладали афинские (с экипажами, хорошо знавшими тамошнюю акваторию, изобиловавшую подводными камнями и мелями), дружно и решительно атаковали противника, нанеся ему сокрушительное поражение. В подготовке и успешном проведении этого сражения решающую роль сыграл Фемистокл. За свои заслуги он получил от греков высшие почести. В дальнейшем Фемистокл последовательно проводил политику, нацеленную на усиление афинского влияния в Эгеиде, подготавливая почву для создания Делосского союза (478). Но в Афинах постепенно возобладали его политические противники. В 471 Фемистокл подвергся остракизму и отправился в изгнание. Обвиненный заочно в тайных сношениях с персами, он не пожелал явиться на общеэллинский суд. Не найдя нигде надежного убежища, он отправился к персидскому двору, от царя Артаксеркса I получил владения в Малой Азии, где и окончил свои дни. Литература:Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т. 1. Биографии Фемистокла и Аристида. Геродот. История. Л., 1972.Фукидид. История. Л., 1981.Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. М., 1992. Биография Фемистокла.Bickel E. Themistokles. Bonn, 1943.Hignett Ch. Xerxes invasion in Greece. Oxford, 1963.А. А. Молчанов

ФЕМОНОЯ
в греческой мифологии прорицательница, дочь Аполлона, первая жрица храма в Дельфах. Считалась изобретательницей гекзаметра.

ФЕМТО... (от лат. femten - пятнадцать)
приставка к наименованию единицы физической величины, служит для образования дольной единицы, равной 10-15 от исходной. Обозначается фм; пример: 1 фм = 10-15 м.

ФЕМЫ
военно-административные округа в Византии 7-12 вв., во главе которых стояли стратиги (имели судебную, фискальную, военную власть). Фемы выставляли государству ополчение стратиотов. В 8-11 вв. фемы подверглись раздроблению, в 12 в. власть в них перешла к гражданским чиновникам - судьям; вместо фемов появились крупные пограничные военно-территориальные единицы - дукаты и катепанаты. В 13 в. фемы сохранились в Никейской империи.

ФЕН (от греч. phaino - являю
обнаруживаю), в биологии - дискретный, генетически обусловленный признак организма. Ср. Ген.

ФЕН (нем. Fohn
от лат. favonius - теплый западный ветер), сухой и теплый (часто сильный) ветер, дующий с гор в долины. Эти свойства фена обусловлены адиабатическим нагревом воздуха при его нисходящем движении.

ФЕН (англ. fan
от лат. vannus - веялка), электрический аппарат для сушки волос. Температура струи теплого воздуха 60-70 °С. Может использоваться и для др. целей.

Ссылка на страницу: БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Теги: БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Просмотров: 314 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 41520

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close