20:10 FAQ по ипотеке группы компаний НЕСТ | |
FAQ по ипотеке группы компаний НЕСТКОНСУЛЬТАЦИИ ПО ИПОТЕКЕ Вопрос: Вы не могли бы рассказать о программе обеспечения жильем молодых семей? Ответ: В качестве ответа предлагаем Вам ознакомиться с материалом, приведенным в газете «Налоги» №35 за 2009 год: С 2002 г. в нашей стране реализуется подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Ранее, еще Постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в РФ", предусматривалось, что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых условий жизни молодой семьи, от окружающей ее природной и культурной среды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и народов РФ, физическое и духовное здоровье новых поколений. С этой целью предполагалось разработать и осуществить государственные программы поддержки молодых семей, предусматривающие меры по решению острых бытовых проблем таких семей, прежде всего в период строительства и приобретения собственного жилья. Жилищный вопрос для молодых семей не перестает быть актуальным и в наше время. В сущности, любая молодая семья не имеет достаточных средств для приобретения собственного жилья по договору купли-продажи, сомневается в долевом строительстве и может надеяться только на помощь родителей и государства в обеспечении жильем. Остается ипотека... Однако сейчас в условиях финансово-экономического кризиса даже при помощи родителей, родственников и собственных средств банки отказывают большинству молодых семьей в выдаче ипотечного кредита. К примеру, на 25 августа 2009 г. ипотеку в Волгограде представляют 20 ипотечных банков, предлагающие ставки по ипотеке в диапазоне 11,00 - 24,00% годовых по рублевым кредитам и 7,35 - 18,00% годовых по валютным кредитам. Однако еще в начале финансовой нестабильности в октябре 2008 г. банков, работающих с ипотекой в Волгограде, было 29, ипотечных программ - 225, а ставки колебались в диапазоне 10,00 - 21,00% годовых по рублевым кредитам и 8,20 - 23,00% годовых по валютным кредитам. Отсутствие у большинства молодых семей денежных средств на первоначальный взнос и высокие процентные ставки не позволяют рассчитывать на ипотечный кредит. В этих условиях особую роль приобретают социальные выплаты на приобретение или строительство жилья. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Подпрограмма) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Основной целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В рамках реализации Подпрограммы Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила). Детально рассмотрим условия и механизм реализации Подпрограммы. I. Кто может стать участником Подпрограммы Участницей Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. До 1 марта 2005 г., т.е. до вступления в силу ныне действующего Жилищного кодекса РФ, основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий содержались в ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР. В частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались следующие граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади; 7) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. В настоящее время согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. С учетом изложенного сейчас перечень категорий граждан, которые могут быть признаны в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сократился по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Также условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ. В настоящее время администрацией Волгоградской области указанный правовой акт не принят. II. Размер социальной выплаты Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы Подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников Подпрограммы. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет: - для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м; - для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей), - по 18 кв. м на одного человека. Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле: СтЖ = Н x РЖ, где СтЖ - расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты; Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными в п. 10 Правил; РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с п. 11 Правил. Пунктом 9 Правил установлена минимальная планка размера социальной выплаты: - 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей; - 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более. Однако социальная выплата состоит из средств федерального, областного и местного бюджетов. Таким образом, в каждом муниципальном образовании размеры социальных выплат различны. В частности, Законом Волгоградской области от 9 января 2007 г. N 1404-ОД "Об областной целевой программе "Жилище" на 2007 - 2010 годы" предусмотрено, что размер социальной выплаты составляет: - не менее 45 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Подпрограммы для молодых семей, не имеющих детей; - не менее 50 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Подпрограммы для молодых семей, имеющих одного ребенка или двух детей; - не менее 60 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Подпрограммы для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более (далее - неполные молодые семьи), а также для молодых семей, имеющих троих и более детей. Согласно решению Волгоградской городской Думы от 27 февраля 2008 г. N 58/1469 "О комплексной муниципальной целевой программе "Жилище" на 2008 - 2010 годы" доля местного бюджета в размере социальной выплаты молодой семье составляет 5%. Таким образом, в Волгограде доля федерального бюджета в размере социальной выплаты молодой семье составляет 29%, областного бюджета - от 11 до 26% в зависимости от категории семьи, местного бюджета - 5%. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты при формировании списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2009 г. установлен Постановлением главы Волгограда от 29 августа 2008 г. N 1707 в размере 28 тыс. 850 руб. С учетом приведенных данных таблица размеров социальных выплат для молодых семей Волгограда выглядит следующим образом. Состав семьи Размер социальной выплаты (руб.) 2 человека (молодые супруги) 545 265 1 молодой родитель и ребенок 727 020 3 человека (молодые супруги и ребенок) 778 950 4 человека 1 038 600 III. Процедура получения социальной выплаты молодой семьей - участницей Подпрограммы Для наглядности представим последовательную схему приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты. Cхемf приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты 1. Молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников Подпрограммы и документы, предусмотренные п. 15 Правил. 2. Органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат семьям, утвержденным в списке претендентов на получение социальных выплат, выдается свидетельство, в котором указывается размер социальной выплаты. При получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству. 3. Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участницам Подпрограммы (далее - Банк). 4. Банк в течение 5 рабочих дней с даты получения документов осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов или уплаты оставшейся части паевого взноса. 5. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от Банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, Банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет Банк. 6. Социальная выплата считается предоставленной участнику Подпрограммы с даты исполнения Банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, в том числе путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена жилищного накопительного кооператива. Перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления молодой семьи - участницы Подпрограммы из списков участников Подпрограммы. Порядок и условия реализации каждого этапа регулируются Правилами и правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Кроме того, дополнительная информация может быть получена на официальных интернет-сайтах органов местного самоуправления. К примеру, подробная информация для молодых семей Волгограда размещена на интернет-сайте управления по жилищной политике администрации Волгограда http://www.zhil.volgadmin.ru. При прохождении каждого из вышеперечисленных этапов у молодых семей возникает множество вопросов. Ответы на самые популярные из них позволят молодым семьям избежать ошибок и сэкономить время. На приобретение какого жилья можно получить деньги по этой программе? Выплаты по данной Подпрограмме предоставляются для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, они могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Какой документ подтверждает право на участие в данной программе? Право молодой семьи - участницы Подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством, которое не является ценной бумагой. Кто выдает такой документ? Где его можно получить? Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников Подпрограммы. Есть ли у данного свидетельства ограничение по сроку действия? Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Сколько раз молодая семья может получить помощь от государства на улучшение жилищных условий? Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз. Сейчас стоимость жилья - величина не постоянная. Если цена на жилье изменилась, можно ли получить доплату? Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия. Какие факторы могут повлиять на изменение размера социальной выплаты? Молодой семье - участнице Подпрограммы при рождении (усыновлении) одного ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата в размере не менее 5 процентов расчетной стоимости жилья, которая определяется в соответствии с Правилами. Что нужно сделать молодой семье, чтобы стать участником программы? Для участия в Подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по утвержденной форме в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета. Как долго рассматриваются представленные документы? Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в поданных документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. При получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству. По каким причинам могут отказать в участии в данной программе? Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи имеющимся требованиям; б) непредставление или представление не в полном объеме указанных документов; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Можно ли подать документы повторно в случае отказа? Повторное обращение с заявлением об участии в Подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа. В заключение стоит отметить, что согласно Протоколу N 1 от 19 мая 2009 г. заседания конкурсной комиссии Министерства регионального развития РФ по проведению отборов в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы 80 субъектов РФ признаны победителями конкурсного отбора для участия в реализации Подпрограммы в 2009 г. За время реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" администрацией Волгограда 552 молодые семьи признаны участниками Подпрограммы, выдано 217 свидетельств, подтверждающих право молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, на общую сумму 68 146, 19 тыс. руб., еще 32 свидетельства планируется выдать в текущем году. Широкое распространение Подпрограммы в регионах, востребованность молодыми семьями социальных выплат на приобретение или строительство жилья свидетельствуют о необходимости продления срока действия Подпрограммы после 2010 г. Вопрос: По ипотеке куплена квартира. За что можно вернуть деньги? Ответ: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется лицу при строительстве или приобретении жилья. Законодатели установили закрытый перечень имущественных объектов, на которые можно получить вычет. К ним относятся только жилые дома, квартиры, комнаты, а также доли в них. Обратите внимание, что на объекты, которые не упомянуты в данной норме, вычет предоставлен не будет (Письма ФНС России от 15.01.2007 N 04-2-02/19@, от 20.06.2006 N 04-2-03/129@). Так, не подпадают под вычет жилые строения, сараи, гаражи и т.п. А вот суммы расходов на приобретение не завершенного строительством жилого дома учесть в составе имущественного налогового вычета можно (Письмо Минфина России от 24 июня 2008 г. N 03-04-07-01/102). Интересно, что налоговая инспекция далеко не на каждую покупку доли в доме/квартире даст вычет. По мнению налоговиков, такое право имеют только граждане, подтвердившие, что доля является отдельным жилым помещением с отдельным входом. А подтвердить это можно зарегистрированным в региональном Управлении федеральной регистрационной службы договором о приобретении доли в жилом доме, а также планом бюро технической инвентаризации (БТИ), подтверждающим, что доля является отдельным жилым помещением (Письмо ФНС России от 24.10.2007 N 04-2-03/003055). Вопрос: На какую сумму можно рассчитывать при возврате денег по имущественному налоговому вычету? Ответ: Дело в том, что вернуть вы можете только реально поступившие в бюджет деньги, то есть налог, уплаченный в период, в котором вы претендуете на вычет, а не 13% от стоимости квартиры, приобретенной по ипотечному договору. Следовательно, граждане, которые получали зарплату "в конвертах" или не работали в год приобретения жилья, имущественного вычета не получат. Следует иметь в виду, что право на вычет на предыдущие налоговые периоды не распространяется. Кроме того, по существующим правилам получить имущественный вычет вы вправе лишь один раз в жизни. Однако срока давности на получение вычета нет, можно обращаться с заявлением в любое время. На какую сумму можно рассчитывать? После недавно внесенных изменений ст. 220 Налогового кодекса говорит о том, что налогоплательщики, которые приобрели жилье, имеют право получить налоговый вычет на сумму до двух миллионов рублей. Но это не значит, что государство вам вернет два миллиона рублей. Покупатель ипотечной квартиры имеет право на возврат лишь максимум 260 000 руб. (13% x 2 000 000 руб.). Если же квартира стоила менее двух миллионов, то сумма, соответственно, будет меньше. Если дороже, то сумма вычета останется прежней. Многие не знают, что при покупке квартиры или дома с помощью ипотечного кредита в сумму, предъявляемую к вычету, можно включить не только стоимость жилья, но и расходы на проценты по кредиту. Причем ограничение в размере двух миллионов рублей на сумму ипотечных процентов не распространяется - их можно учесть в полном объеме. Отметим, что вычет в размере расходов на уплату процентов будет предоставлен только в случае целевого кредита. Другими словами, в договоре обязательно должно быть указано, что кредит выдан именно на приобретение жилья. Об этом сказано в Письме Минфина России от 30.11.2006 N 03-05-01-05/264). Вопрос: Каждый ли гражданин, купивший квартиру по ипотеке, имеет право на имущественный налоговый вычет? Ответ: Нет, ведь это должно быть физическое лицо, которое получает доходы и уплачивает с них НДФЛ. А как тогда быть индивидуальному предпринимателю? Если он уплачивает НДФЛ по ставке 13%, жилье принадлежит ему на праве собственности и не связано с ведением предпринимательской деятельности, он также имеет право на вычет. Обратите внимание: индивидуальный предприниматель, перешедший на уплату ЕНВД или "упрощенки", освобожден от уплаты НДФЛ в отношении доходов, полученных от осуществления им предпринимательской деятельности. Если же оплата покупки жилья была произведена за счет средств работодателя (иных лиц), материнского капитала и бюджетных средств, а также если договор купли-продажи был заключен с взаимозависимым лицом, то право на вычет у вас не возникнет. Справка. Взаимозависимыми признаются физические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц (ст. 20 НК РФ). К ним относятся граждане, состоящие в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого. А также если одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению. Признать лица взаимозависимыми может только суд, причем и по иным основаниям, если отношения между ними могли повлиять на результаты сделки. Следует иметь в виду, что взаимозависимость не всегда исключает получение вычета. Если отношения между лицами не оказали влияния на условия и экономические результаты заключенной сделки купли-продажи жилого дома, квартиры или доли (долей), инспекция в вычете не откажет. Но если цена сделки существенно отклоняется от среднерыночной или продавец сохраняет за собой право пользования жильем, являющимся предметом сделки, вычета не будет. Об этом говорится в Письме ФНС России от 21.09.2005 N 04-2-02/378@. Вопрос: Каким способом можно получить налоговый вычет? Ответ: Получить вычет можно двумя способами: через налоговую инспекцию либо по месту работы. В первом случае в налоговую инспекцию по месту регистрации до 30 апреля года, следующего за отчетным, необходимо подать следующий пакет документов: 1. Декларацию по налогу на доходы физических лиц за прошлый год. 2. Заявление в ИФНС с просьбой предоставить имущественный налоговый вычет и заявление с просьбой возвратить уплаченный НДФЛ из бюджета. В заявлении надо указать: - свои паспортные данные, место проживания, контактные телефоны; - основания получения имущественного налогового вычета (покупка квартиры); - сумму, на которую он претендует; - перечислить прилагаемые к заявлению документы; - а также указать номер банковского счета, на который следует перечислить сумму, причитающуюся к возврату. 3. Копии документов, подтверждающих право собственности на купленную по ипотеке недвижимость. Если вы приобрели квартиру в строящемся доме, то в инспекцию необходимо подать договор о приобретении квартиры или договор на право приобретения квартиры в строящемся доме и акт о передаче квартиры. Если квартира уже оформлена в собственность, то необходимо подать копию свидетельства о регистрации права собственности на нее. Об этом говорится в Письмах Минфина России от 25.12.2007 N 03-04-05-01/428 и УФНС России по г. Москве от 15.02.2008 N 28-10/015435@. 4. Копии платежных документов, подтверждающих произведенные расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств, товарные и кассовые чеки, акты приемки-передачи о закупке материалов). Какие расходы учитываются при приобретении жилья? Если речь идет о доме либо доле в нем, то в расходы включаются затраты: - на разработку проектно-сметной документации; - на приобретение строительных и отделочных материалов; - на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством; - расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке; - на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации. Если же речь идет о квартире, комнате или доле в них, то в расходы включаются: - расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме; - на приобретение отделочных материалов; - на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты. Помните, что учесть перечисленные выше расходы можно только в случае правильного оформления договора. Во-первых, кредит обязательно должен быть целевым и в договоре должно быть указано, на что направляются средства (приобретение квартиры и отделка). Во-вторых, в договоре купли-продажи квартиры/дома обязательно должно быть указано, что приобретается право на квартиру без отделки или не завершенный строительством жилой дом. В этом случае расходы на достройку и отделку приобретенного дома, квартиры, комнаты будут приняты к вычету. В-третьих, обязательно указывайте в договоре все элементы ремонтно-отделочных работ. По мнению налоговиков, нельзя учесть в расходах затраты на перепланировку и реконструкцию помещения, на покупку сантехники и иного оборудования (Письма Минфина России от 28.04.2008 N 03-04-05-01/139, ФНС России от 18.04.2006 N 04-2-02/301@). Следует избегать слова "улучшение" жилища, а ремонт и отделка, напротив, в договоре должны быть указаны. 5. В некоторых случаях налоговый инспектор может потребовать оригинал справки по форме 2-НДФЛ от работодателя с подтверждением полученных доходов и уплаченного с них налога. 6. Если вы хотите получить и вычет на уплаченные проценты, то помимо копии кредитного договора и копии графика погашения кредита и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору следует запросить у банка заверенную руководителем отдела справку, в которой должны быть указаны: дата погашения кредита, сумма частичного погашения по кредиту и сумма погашенных процентов за пользование кредитом в отчетном налоговом периоде (Письмо УФНС России по г. Москве от 29.12.2007 N 28-10/125911). Если договор заключен в условных единицах, то в справке необходимо указать и сумму в валюте, и сумму в рублях по курсу Центробанка РФ. Отметим также, что в зависимости от ситуации перечень документов может быть дополнен. Например, если подаете их не вы лично, а ваш представитель, то необходима будет еще и доверенность на представителя. Копии всех перечисленных документов необходимо представить в налоговую инспекцию с оригиналами так, чтобы инспектор смог проверить их соответствие. Налоговый кодекс ограничивает срок камеральной проверки документов тремя месяцами и еще месяц дает на перечисление денег из бюджета. Когда перечисление на счет налогоплательщика сделано, инспекция высылает ему уведомление об этом. Как видим, получить на руки вычет вы сможете не позднее чем через четыре месяца после представления документов в налоговую инспекцию. Если сумма уплаченного за год налога окажется меньше той, которую вы планируете вернуть, то через год придется повторить всю рассмотренную процедуру, т.е. подать документы в налоговую инспекцию. Второй способ - менее хлопотный - получить налоговый вычет по месту работы. В этом случае не придется заполнять налоговую декларацию по НДФЛ. Однако посещения налоговой инспекции не избежать - необходимо получить уведомление с подтверждением права на вычет. Поэтому собрать все вышеперечисленные документы нужно будет и в этом случае, а в заявлении попросить подтвердить налоговый вычет. Инспектор обязан это сделать всего за 30 дней. Приняв положительное решение по заявлению, налоговик выдаст уведомление, которое необходимо будет отнести в бухгалтерию по месту работы. Вместе с уведомлением следует написать заявление на имя руководителя организации с просьбой предоставить имущественный налоговый вычет. Если вы совмещаете несколько мест работы, заключив трудовой договор, то получить вычет можно по любому из них. А если вы успеваете оформить документы под конец года, до момента начисления зарплаты за декабрь, то вычет вам вернут за весь год полностью. Получив заявление и уведомление, бухгалтерия должна перечислить работнику сумму удержанного за этот год налога на доходы физических лиц и в дальнейшем не начислять НДФЛ на зарплату и все остальные начисления (премии, бонусы, гонорары, компенсации и т.п.) до тех пор, пока сумма уплаченного налога не будет полностью возмещена. А как быть, если налоговый вычет не был возвращен полностью в этом году? Остаток переходит на следующие годы, но не автоматически. Для его переноса на следующий год вам придется еще раз сходить в налоговую инспекцию и получить уведомление из ИФНС. Вопрос: В 2007 г. физлицо (пенсионер) приобрело квартиру в новостройке с привлечением ипотеки. В октябре - ноябре 2009 г. были подписаны основной договор купли-продажи, акт о полной оплате цены основного договора, акт приема-передачи квартиры и зарегистрировано право собственности. В связи с увольнением с 01.01.2009 единственным доходом физлица является пенсия. Имеет ли право физлицо получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ? Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 10 февраля 2010 г. N 03-04-05/9-47 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 2 000 000 руб. Имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, предоставляются за тот налоговый период, в котором возникло право на его получение, или в последующие налоговые периоды вне зависимости от периода, когда налогоплательщик нес расходы по приобретению вышеуказанного имущества. В соответствии с абз. 22 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса правоустанавливающим документом, необходимым для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры в строящемся доме, является акт о передаче квартиры. Поскольку, как следует из письма, правоустанавливающий документ (акт приема-передачи квартиры) получен в 2009 г., имущественный налоговый вычет в размере до 2 000 000 руб. может быть получен налогоплательщиком при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009 г. и последующие годы. Согласно п. 3 ст. 210 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в виде уменьшения дохода, подлежащего налогообложению. В своем письме Вы указываете, что начиная с 2009 г. не имеете доходов, кроме доходов в виде пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Пунктом 2 ст. 217 Кодекса установлено, что пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, освобождаются от налогообложения. Следовательно, поскольку с доходов в виде пенсии сумма налога не удерживается и в соответствующий бюджет не перечисляется, то ставить в этом случае вопрос о получении имущественного налогового вычета представляется некорректным. В случае если у Вас будут иные доходы, подлежащие налогообложению по ставке 13 процентов, Вы будете иметь возможность получить имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса. Вопрос: Каковы особенности обращения взыскания на заложенное недвижимое имущество (ипотеку)? Ответ: При обращении взыскания на заложенное имущество начальная продажная цена, с которой начинаются торги, определяется решением суда. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге" указано, что нарушение обязанности суда по определению начальной продажной цены реализуемого заложенного имущества является основанием для отмены судебного акта. В случае отсутствия в исполнительном документе начальной продажной стоимости заложенного имущества судебному приставу-исполнителю рекомендуется в соответствии со статьей 32 Закона ставить перед судом, вынесшим решение, вопрос о разъяснении такого судебного акта с целью определения начальной продажной цены. Публичные торги по продаже заложенного имущества проводятся по месту нахождения этого имущества. В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Закона "Об ипотеке" в течение 10 дней после объявления публичных торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества. Ипотека в этом случае прекращается. Если указанное соглашение о приобретении имущества залогодержателем достигнуто не было, повторные публичные торги проводятся не позднее чем через месяц после первых публичных торгов. В случае признания повторных публичных торгов несостоявшимися залогодержатель вправе приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на двадцать пять процентов ниже его начальной продажной цены на первых публичных торгах, за исключением земельных участков, указанных в пункте 62.1 Закона "Об ипотеке", и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой имущества. Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет залога за собой после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, договор залога прекращается. Если предметом залога, на который обращается взыскание, является государственное или муниципальное имущество, суммы, подлежащие перечислению залогодателю в порядке и очередности, которые определены статьей 61 Закона "Об ипотеке", зачисляются в соответствующий бюджет. Согласно пункту 1 статьи 78 Закона "Об ипотеке" обращение залогодержателем взыскания на заложенный жилой дом или квартиру и реализация этого имущества являются основанием для прекращения права пользования ими залогодателя и любых иных лиц, проживающих в таких жилом доме или квартире, при условии, что такие жилой дом или квартира были заложены по договору об ипотеке либо по ипотеке в силу закона в обеспечение возврата кредита или целевого займа, предоставленных банком или иной кредитной организацией либо другим юридическим лицом на приобретение или строительство таких или иных жилого дома или квартиры, их капитальный ремонт или иное неотделимое улучшение, а также на погашение ранее предоставленных кредита или займа на приобретение или на строительство жилого дома или квартиры. Освобождение таких жилого дома или квартиры осуществляется в порядке, установленном федеральным законом (пункт 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, для освобождения таких жилого дома или квартиры заинтересованным лицам следует в установленном законом порядке обратиться в суд с требованием о выселении проживающих там лиц. Вопрос: Является ли препятствием для установления ипотеки факт наличия в свидетельстве о праве собственности на земельный участок условного, а не кадастрового номера? Ответ: По договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, указанное в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в частности земельные участки (за исключением указанных в ст. 63 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"). Об этом говорится в пп. 1 п. 1 ст. 5 данного Закона. Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории РФ и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) его государственного учета (далее - кадастровый номер). В случае если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в области юстиции (абз. 3 ч. 3 ст. 12 Закона N 122-ФЗ). Пунктом 1 ст. 45 Закона N 221-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Таким образом, в случае отсутствия у объекта недвижимого имущества кадастрового номера его идентификация осуществляется по условному номеру, присвоенному органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом указанный объект недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано, признается учтенным в соответствии с Законом N 221-ФЗ. Следовательно, наличие в свидетельстве о праве собственности на земельный участок условного, а не кадастрового номера препятствием для совершения сделок с данным объектом, и в частности для установления ипотеки, не является. Ссылка на страницу: FAQ по ипотеке группы компаний НЕСТ Теги: FAQ по ипотеке группы компаний НЕСТ | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |