17:18 Литературный словарь. Термины. Определения. | |
АНТИДА́КТИЛЬ (ο αντίδάκτυλος πους, antidactylus) - в античной метрике, простая стопа, трёхсложная, четырёхморная; краткий + краткий + долгий слог, UUŪ; то же, что анапест. АНТИКЛИМАКС - в риторике предложение (или период), части которого представляют ряд нисходящих по силе выражений, например "он стучал кулаком, требовал, просил, уговаривал"; противоположен климаксу. АНТИКРИТИКА - возражение автора или его сторонника на неблагоприятную критику в целях ее опровержения. АНТИМЕТАБОЛА - антиметатеза, антиметалепса; повторение во второй части предложения слов, которые в первой части стоят в ином порядке, c целью изменения смысла, например: «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть». АНТИСПА́СТ (ο αντίσπαστος πους, antispastus, растянутый в противоположные стороны) - в античной метрике, простая стопа, четырёхсложная, шестиморная: краткий + долгий + долгий + краткий слог, UŪŪU. АНТИСТРОФА (гр. antistrophe) - часть текста в драматических хорах древних греков, следовавшая после строфы. АНТИТЕЗА (гр.antithesis противоположение) - в стилистике - сопоставление противоположных мыслей или образов для усиления впечатления, например: "я знаю, что ничего не знаю", "Война и мир" (Толстой), "Бедняк богач" (И. Шоу). АНТИТЕЗИС - риторическое противопоставление в одном и том же периоде, в одной и той же фразе двух совершенно противоположных выражений или слов, например: «». АНТИФРАЗИС - определение, данное кому-либо в противоположном, ироническом смысле. Например называют слабого - Гераклом, океан - лужей; говорят: «какой вы чистый» - грязному. Вообще - употребление слов в противоположном смысле. АНТОЛОГИ́ЧЕСКИЙ (гр.) - 1) написанный в духе древнегреческой лирической поэзии; 2) относящийся к антологии. АНТОЛОГИЯ (гр. anthologia букв. собирание цветов) - сборник избранных произведений, преимущественно стихотворений, разных авторов. АНТОНОМАЗИЯ (гр. antonomasia) - род метонимии, замена имени нарицательного собственным (или наоборот), например: "Крез" вместо "богач". АОНИДЫ (гр. Aonides) - то же, что музы. АПАРТЕ - разговор про себя, в драматических жанрах употребляется как речь «в сторону»; произносится и в присутствии других лиц и условно считается неслышным для присутствующих. Основная функция апарте - сообщение зрителю всех внутренних состояний, движений, намерений и взаимоотношений действующих лиц. АПЕЛЛЯТИВ - то же, что нарицательное существительное. АПЕЛЛЯТИВАЦИЯ - деонимизация, переход собственного имени (онима) в имя нарицательное (апеллятив) без изменения формы: п-ов Ньюфаундленд - ньюфаундленд (порода собак); Георг Симон Ом - ом (единица сопротивления). АПОКАЛИПСИС (гр. apokalypsis букв. откровение) - часть библии, одна из книг "Нового завета", содержащая мистические пророчества о "конце света". АПОКОПА (гр. apokope усечение) - отпадение одного или нескольких звуков в конце слова, например: "чтоб" вместо "чтобы". АПОКРИФ (гр.apokryphos тайный) - 1) произведения религиозной литературы с библейскими сюжетами, содержание которых не вполне совпадало с официальным вероучением, поэтому они не признавались церковью "священными" и были запрещены; 2) ложное сочинение, выдаваемое за подлинное. АПОЛОГ (гр.apologos) - басня, иносказательное повествование из жизни животных, большей частью поучительного содержания. АПОЛОГИЯ - речь или письменное произведение, направленное к оправданию или защите кого-либо или чего-либо; апологетические моменты встречаются в творчестве Достоевского, В. Соловьева и др. АПОСИОПЕЗА - умолчание, перерыв в конце фразы, многоточие, подчеркнутое несоответствие между объемом мысли, подлежащей выражению, и характером этого выражения, например: "Это ужас, это ... Это нужно видеть." АПОСТРОФА (гр. apostrophe) - стилистическая фигура, представляющая собой обращение к отсутствующему лицу как к присутствующему или к неодушевленному предмету как к одушевленному и т.д. АПОФАЗИЯ - риторический прием, состоящий в опровержении только что высказанного положения самим высказывающим. АПОФЕГМА, АПОФТЕГМА (гр. apophthegma) - краткое, меткое и остроумное изречение, афоризм. АРГО (фр. argot) - социальный диалект определенной замкнутой группы лиц, например, воровское арго. АРГОТИЗМ - слово, заимствованное литературным языком из какого-либо арго. АРИСТОФА́НОВ СТИХ (μέτρον Αριστοφάνειον, versus Aristophaneus) - стих античной метрики, введённый Аристофаном (греческий комедиограф, ок. 446-385 до н.э.). Хориямб + каталектический ямбический метр, ŪUUŪ|UŪ¦U; например, ‘sānguine vīperīno’ (Hor. Carm. I VIII, 13). Широко употреблялся в аттической комедии. АРКАДИЯ (фр. Arkadia) - в идиллической поэзии - "счастливая пастушеская страна". А́РСИС (αρσις, поднятие) - в античной метрике после V-VI вв., сильная, ударная доля стопы, на которую падает икт, ритмическое ударение; например, в дактилическом каталектическом гекзаметре арсис всегда первая стопа: ‘Quī mōdō per totām flāmmīs stimulātus harēnam’ (Ū́Ū|Ū́UU|Ū́Ū|Ū́UU|Ū́UU|Ū́U, Mart. Spect. 19, 1). До V-VI вв. арсисом называлась, наоборот, доля стопы, на которую приходился подъём ноги при пляске; отсюда термин. АРХАИЗМ - устаревшее и вышедшее из употребления слово; в художественной речи - стилистическое средство, изучаемое в особом отделе стилистики. АРХЕОГРАФИЯ - вспомогательная дисциплина литературной науки; изучение документов, рукописных источников. АРХИЛО́ХОВ СТИХ (versus Archilochius) - стих античной метрики, введённый Архилохом (греческий поэт с о-ва Парос, ок. 680-640 до н.э.). Акаталектический дактилический тетраметр + каталектический трохеический диметр, ŪUU|ŪUU|ŪUU|ŪUU||ŪU¦ŪU|ŪU, например, ‘Nūnc decet āut viridī nitidūm caput īmpedīre myrto’ (Hor. Carm. I 4, 19). АРХИТЕКТОНИКА - построение художественного произведения, композиция, в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. АСИНАРТЕТ - стихи, состоящие из двух равных, но различных по своим размерам частей, обычно дактили и ямбы. АСИНДЕТОН (гр. asyndeton) - б е с с о ю з и е - стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для оживления и усиления речи, например: "пришел, увидел, победил". АСКЛЕПИА́ДОВ СТИХ (μέτρον Ασκληπιάδειος, versus Asclepiadeus) - стих античной метрики, введённый Асклепиадом (греческий поэт-эпиграмматист с о-ва Самос, III в до н.э.). Существует два А.с.. 1) Малый (ο ελαττον Ασκληπιάδειος στίχος, versus Asclepiadeus minor); первый каталектический феректратей + второй каталектический феректратей, ŪŨ|ŪUUŪ||ŪUUŪ|UŨ; например, ‘Nōn ōmnīs moriār mūltaque pārs meī’ (Hor. Carm. III 30, 6). 2) Большой (ο μείζων Ασκληπιάδειος στίχος, versus Asclepiadeus maior); первый каталектический феректратей + хориямб + второй каталектический феректратей, ŪŨ|ŪUUŪ||ŪUUŪ||ŪUUŪ|UŨ; например, ‘Tū nē quāesierīs, scīre nefās, quēm mihi, quēm tibī’ (Hor. Carm. I 11, 1). Оба А.с. относятся к логаэдам. АССОНАНС (фр. assonance) - 1) созвучие; 2) в стихосложении - неточная рифма, в которой созвучны только гласные, например: заросли - жалости (Брюсов). АСТЕИЗМ - в риторике язвительное замечание, насмешка. АСТРОНИМ (гр. astron звезда + onoma, onyma имя) - обозначение имени автора какими-либо типографскими знаками, например звездочками; вид псевдонима. АСТРОФИЧЕСКИЙ СТИХ (гр. а частица отрицания + строфа) - стих, лишенный строфической организации, не членящийся на строфы. АТТИЧЕСКИЙ (гр. от attikismos утонченнность) - интеллектуальная образность речи, свойственные в древней Греции жителям Аттики; а т т и ч е с к а я с о л ь - тонкая острота, насмешка. АФОРИЗМ (гр. aphorismos) - изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль; для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы, например: "Человек - это звучит гордо" (М. Горький). АЭДЫ - певцы, древнегреческие сказители народных песен, легших в основу древнейшего эпоса. Б БАЙТ (букв. дом, палатка) - по-арабски стих, являющийся вместе с тем и древнейшей строфой (т. к. он состоит из двух полустиший: шатр или мисра - букв. половина, створка двери), а с европейской точки зрения скорее двустишием, иногда равным 30 и более слогам. БА́КХИЙ (ο βακχειος, bacchius, вакхический) - в античной метрике, простая стопа, трёхсложная, пятиморная; краткий + долгий + долгий слог, UŪŪ. Употреблялся преимущественно в гимнах в честь бога Вакха и у латинских поэтов. БАЛЛАДА (фр. ballade) - первоначально - небольшая незамысловатая песенка для сопровождения танцев; позднее форма небольшого лирического стихотворения; баллада как жанр претерпела ряд изменений и в разное время и в разных странах характеризовалась различными признаками; в настоящее время - лиро-эпическое стихотворное сюжетное произведение (типа рассказа), написанное строфами. БАРД (кельт. bard) - поэт и певец у древних кельтов; в торжественном стиле - поэт. БАСА - анакруса со второстепенным ритмическим ударением. БАСНЯ - жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи или аполога басня отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования, например аллегорического романа, единством действия и сжатостью изложения. БАТРАХОМИОМАХИЯ (война лягушек и мышей) - древнегреческая поэма в 304 стиха; написана в начале V в. до христианский эры в духе одержавшей победу демократии; карикатура на высокий стиль гомеровского эпоса, прославлявшего героев свергнутой аристократии. БЕДНАЯ РИФМА - рифма, в которой согласные звуки совпадают только после ударного гласного, например: «страх» и «размах». БЕЛЛЕТРИСТ - писатель, работающий в области беллетристики. БЕЛЛЕТРИСТИКА (фр. belleslettres) - художественные произведения в прозе - романы, повести, рассказы. БЕОВУЛЬФ (VIII в.) - англосаксонская эпопея о герое Беовульфе, который побеждает Бреку в плавании, поражает морских чудовищ, освобождает датчан от великана-людоеда Гренделя (похищавшего воинов из палат короля Хродгара) и его свирепой матери, затем он становится королем, обороняет свой народ от дракона, но сам погибает от яда убитого им чудовища; написан древнегерманским аллитерированным стихом; является эпическим памятником мирового значения наряду с песнями о Нибелунгах, Роланде, Сиде и т.п. БЕСТИАРИЙ (лат. bestiarius) - средневековый литературный жанр, содержащий описание зверей с аллегорическим их истолкованием. БЕСТСЕЛЛЕР (англ. bestseller) - ходкая книга, изданная большим тиражом. БИБЛИОГНОЗИЯ (руководство к познанию книг) - то же что и книговедение или библиология. БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - история литературы; существует наряду с критикой и теорией литературы. БИБЛИОФИЛИЯ (гр. букв. любовь к книгам) - собирание книг, особенно редких. БИБЛИЯ (гр. biblia книги) - название собрания произведений религиозной литературы, признаваемого в христианской и иудейской религиях священным. Различаются христианская и еврейская Библии; первая, кроме книг, входящих в состав еврейской Библии, содержит еще ряд произведений древнехристианской литературы, так называемый Новый завет; еврейская часть христианской Библии называется Ветхим заветом. Как целое Библия представляет собой сборник, состоящий из разносторонних частей и написанный в разные времена, в котором представлены почти все литературные жанры (ритуальные и юридические трактаты, хроники и космогонические мифы, саги и народные песни, религиозная и эротическая лирика, собрания притч и изречений и т. д.). Объединяющим началом для отдельных частей Библии является одна общая религиозная идея. БИСПЕЛЬ (ср.в. нем. bîspel, новонемецк. Beispiel) - форма средневековой немецкой дидактической поэзии, изложенная в двустишиях краткая притча о людях, животных или растениях. БИТНИК (англ. beat бить, разбить) - представитель литературного движения, возникшего в США в 50-х гг., характеризующегося субъективизмом, анархическими настроениями. БОГАТАЯ РИФМА - рифма, в которой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного, например: «страх» и «кострах». БРАХИГРАФИЯ (гр.brachys короткий + grapho пишу) - общее название всякой системы сокращенного письма. БРА́ХИЙ (ο βραχος πους, brachys, краткий) - в античной метрике, псевдо-стопа (т.е. не имеющая ритм. ударения), односложная, одноморная; краткий слог, U. Употребляется в анакрузе. БРАХИКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, усеченный на стопу по сравнению с предыдущим, например: «До рассвета поднявшись, коня оседлал знаменитый Смальгольмский барон» - второй стих короче. БРАХИКОЛОН - короткочленное стихотворение, каждая строка которого состоит из одного слога, например: Гол Бес Шел В лес. Вдруг Стоп. Жук В лоб. Бес Рад: Влез В ад. БРАХИТ - античный метр, образуемый одним кратким словом; в русском стихосложении невозможен. БРАХИХОРЕ́Й - в античной метрике, производная стопа, образуется брахием и хореем в том случае, когда хорей вводит анакруза из одного краткого слога, брахия, U|ŪU. БРАХМАНЫ - древнейшая форма индийской прозаической литературы, толкование предписанных ведами ритуала жертвоприношений, собрание мифов: космогонические мифы, миф о потопе, миф о жертвоприношении отцом сына и т. д. БРЕВИАРИЙ (Breviarium) - первоначально конспект, впоследствии - римско-католический молитвенник на латинском языке, содержащий псалмы, отрывки из священного писания отцов церкви, жития святых, гимны и др. С XVI в. эти молитвенники стали обязательными для всех католиков. БУКОЛИКА, БУКОЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ (гр. bukolikos пастушеский) - жанр античной поэзии, изображающий пастушескую жизнь (идиллия, пастораль). БУЛЬВАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (фр.) - произведения, лишенные художественного значения и рассчитанные на невзыскательный, дурной вкус; изобилуют похождениями преступников, любовными приключениями и т.п. БУРИМЕ (фр. bouts rimes рифмованные концы) - стихотворение, составляемое на заданные рифмы, большей частью в порядке общей игры. БУРЛЕСК (фр. burlesque; ит. burla шутка) - в литературе - преувеличенно-комическое изображение; жанр комической, шуточной поэзии (б у р л е с к н а я п о э з и я). БУРЯ и НАТИСК (нем. «Sturm und Drang») - революционное литературное течение в немецкой литературе второй половины XVIII в. БЫЛИНЫ - русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старѝн», «ста̀рин» и «старинок»; термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30-х годах XIX века любителем ученым Сахаровым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» (кон. XII в.) «былинах сего времени»; у северных «сказителей» (исполнителей, певцов) именем старин обозначаются иногда также некоторые эпические духовные стихи и многие исторические песни, гл. обр., XVI—XVII вв., в научной литературе обычно эти произведения рассматриваются отдельно. В ВАГАНТЫ (от clerici vagantes, иначе голиарды от прованс. gualiador шутник, мистификатор, франц. gaillard малый, молодой человек) - зап.-европейская корпорация «бродячих людей», способных к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. ВАРВАРИЗМ (гр. babrbarismos) - заимствованное слово или выражение, несвойственное нормам данного языка. ВАРИАНТ (лат. varians изменяющийся) - другая передача одной и той же литературной или художественной темы. ВАРЛААМ И ИОАСАФ - средневековый роман-житие индийского происхождения, восходящий к преданиям о Будде. ВВЕДЕНИЕ - предварительные сообщения общего характера, предшествующие произведению, обычно научного характера, с целью ввести читателя в курс предмета. ВЕДЫ (санскр. veda знание) - древнейшие памятники индийской литературы, написанные стихами и прозой. Веды состоят из 4 сборников, содержащих религиозные гимны, песни, заклинания, обрядовые предписания, мифы, а также чисто светские стихи. ВЕКОВЫЕ ОБРАЗЫ - мировые, общечеловеческие, вечные образы; образы искусства, которые утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое значение и из социальных категорий превратились в психологические категории, например Дон-Кихот, Гамлет. ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО - русский перевод западно-европейского сборника рассказов нравоучительного религиозно-моралистического характера. ВЕРБАЛИЗМ (лат. vebum слово) - пустословие; прикрытое мишурой научных терминов отсутствие настоящего знания и серьезной мысли. ВЕРИЗМ (фр. verisme от лат. verus истинный, правдивый) - близкое к натурализму направление в литературе, гл. обр. в Италии во 2-ой половине 19 в. ВЕРЛИБР (фр. vers libre) - с в о б о д н ы й с т и х - один из видов стиха, строящийся главным образом на интонационно-синтакcической основе, без учета числа слогов и ударений в стихотворной строке (Уитмен, Верхарн и др. поэты). ВЕРСИФИКАТОР (лат. versificator) - человек, легко и искусно слагающий стихи, но лишенный поэтического и художественного дара. ВЕРСИФИКАЦИЯ (лат. versificatio) - стихосложение. ВИДЕНИЯ - повествовательно-дидактический жанр; cюжет излагается от имени лица, которому он открылся в сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. ВИЛЛАНЕЛЬ (villanelle) - деревенская песня любовного характера, культивировавшаяся во Франции и в Италии; характеризуется трехстрочной строфой, однообразной рифмовкой и рядом повторов (припевов). ВИНЬЕТКА (фр. vignette) - украшение в книге или рукописи в виде небольшого рисунка или орнамента в начале или конце текста (части, главы, раздела и т.п.). ВИРЕЛЭ (virelai) - старофранцузская стихотворная форма с трехстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом. ВИРШИ (от латинского versus стих, польское wiersz) - один из видов тонического стиха - духовного, а затем и светского, содержания, развивавшийся на Украине с конца XVI до начала XVIII в., а затем перешедший и в русскую литературу (конец XVII—XVIII в.). ВОЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ (licentia poetica) - лиценция, право поэта в целях большей художественности «нарушать» как нормы общепринятого литературного языка, так и канонические формы развертывания сюжета, например "всходит месяц обнаженный при лазоревой луне" (Брюсов). ВОКАБУЛА (лат. vocabulum) - 1) отдельное слово иностранного языка с переводом на родной язык; 2) заголовок словарной статьи. ВОЛЯПЮК, ВОЛАПЮК (иск. от англ. world мир + speak говорить) - 1) искусственный международный язык, изобретенный в 1880 году Иог. Шлейером; распространения не получил; 2) набор пустых, бессодержательных фраз. ВУЛЬГАРИЗМ - термин традиционной стилистики; обозначение слов или оборотов, применяемых в просторечии, но не допускаемых стилистическим «каноном» в литературном языке. Г ГАЗЕЛЬ (ар. gazal) - двустишная строфа восточного стихосложения с постоянной рифмой на конце каждого двустишия; применяется и в европейской поэзии. ГЕБРАИЗМ - слово или оборот речи, заимствованный из древнееврейского языка, преимущественно из языка Библии; один из видов варваризма. ГЕКЗА́МЕТР (ο εξλάμετρος, hexameter, шестимерный) - стих античной метрики, состоящий из шести метров; например, дактилический каталектический гекзаметр, ŪUU|ŪUU|ŪUU|ŪUU|ŪUU|ŪU; например, ‘nōn ego; nām satis ēst equitēm mihi plāudere, ut āudax’ (Hor. Serm. I 10, 76). Дактилический каталектический гекзаметр - наиболее распространённый в античности стих, им написаны например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В русском стихосложении - нерифмованный шестистопный дактило-хореический стих (дактиль в сочетании с хореем, т.е. русский дактиль ÚUU может заменяться русским хореем ÚU, после которого для соблюдения ритма необходима обязательная цезура). ГЕО́РГИКИ (гр. georgike земледелие, сельское хозяйство) - античные стихотворения, воспевающие сельский быт и сельское хозяйство. ГЕПТА́МЕТР (ο επτάμετρος, heptametrum, семимерный) - стих античной метрики, состоящий из семи метров. ГЕРМАНИЗМ - слово или оборот речи, заимствованные из немецкого языка и противоречащие нормам русской речи. ГЕРМЕНЕ́ВТИКА (гр. hermeneutike толкование, объяснение) - теория и искусство истолкования текста древних литературных произведений (рукописей, книг, памятников). ГЕРОИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, употреблявшийся в героических или эпических произведениях, например гекзаметр (см.), александрийский стих ложноклассических трагедий (шестистопный ямб); в Англии и Италии Г. С. называют и пятистопный ямб, в России и Польше - силлабический тринадцатисложник и т. д. ГИАТУС или ГИАТ (зияние) - неудобопроизносимое стечение подряд нескольких гласных звуков в стихе на стыке двух слов, например,: «Анастасии и Ирины», см. хиатус. ГИМН (гр. хвалебная песнь) - жанр религиозной лирики, выделяемый по тематическим признакам - хвалебная песнь, славословие, объединяемое тождеством восхваляемого объекта. ГИПЕРБАТОН (гр. hyperbaton) - стилистическая фигура, состоящая в изменении естественного порядка слов и в отделении их друг от друга вставными словами, например: "В восторге только Музы томном" (Державин); см. также инверсия. ГИПЕ́РБОЛА (гр. hyperbole) - оборот речи, состоящий в чрезмерном преувелечении для более сильного впечатлении, например: безбрежное море. ГИПЕРДАКТИЛИ́ЧЕСКАЯ РИФМА (гр. hyper над, сверх + дактиль) - рифма, в которой после последнего ударного слога идут три и более безударных слога (см. рифма). ГИПЕРКАТАЛЕКТИЧЕСКОЕ ОКОНЧАНИЕ - наличие в последней стопе стихотворной строки лишних (против нормального их числа) безударных слогов. ГИСТЕРОЛО́ГИЯ или ГИ́СТЕРОН-ПРО́ТЕРОН (гр.) - особый стилистический прием или логическая ошибка, состоящая в том, что последующее (hysteron) явление ставится перед предыдущим (proteron), например: "он умер и испустил дух". ГИТАГОВИНДА (древнеиндийская «Песнь о пастухе Кришне») - знаменитая лирическая драма бенгальского поэта XII в. Джайядевы, написанная на классическом литературном языке Индии - санскрите. Сюжет Гитаговинды - восхваление бога Вишну в его воплощении в образе пастуха Кришны; тематическое ядро - ссора Кришны с его возлюбленной Радхой, разгневанной на него за его вольные игры с пастушками, разлука влюбленных, их томление и муки, примирение и любовная встреча. ГЛАВА - важная единица композиционного членения литературного произведения, обозначающая обычно временной перерыв в течении событий или, при многопланности сюжета, - переход от одной сюжетной линии к другой; стилистически показательно членение частей романа или поэмы на равное и круглое число глав приблизительно одинаковой величины. ГЛАГОЛИЦА - одна из славянских азбук; в настоящее время глаголица употребляется в письме и в печатных книгах в немногих славяно-католических пунктах Далматинского побережья и на близлежащем от северной части этого побережья острове Кърке (Veglia). ГЛО́ССА (от гр. glossa устаревшее или малоупотребительное слово) - 1) филолог. толкование непонятного слова или места в рукописи (преимущественно древней), сделанное на полях переписчиком или комментатором; 2) стихотворение, написанное на тему стихотворного отрывка, помещенного в эпиграфе, причем каждый стих темы вплетается в соответствующую строфу; пишется обычно определенной строфой децимой. ГЛОССА́РИЙ (от лат. glossarium словарь) - филолог. толковый словарь устарелых и малоупотребительных слов к какому-либо тексту, преимущественно древнему. ГЛОССА́ТОР (ср.-лат. glossator) - толкователь старинных и малоупотребительных слов и выражений, встречающихся в каком-либо древнем (главным образом юридическом) произведении. ГЛОССОЛА́ЛИЯ (гр. glossa непонятное слово + laleo говорю) - в фольклоре (в заговорах, припевах и т.д.) - лишенные смысла звукосочетания, например: "Юли-юли стояла". ГНО́МА (гр. gnome) - краткое изречение (чаще в стихотворной форме). ГОВОРНОЙ СТИХ (sprechvers) - стих, требующий - в отличие от стиха декламационного - произношения, близкого к интонации обычной разговорной речи. ГОЛЕМ (евр. Goilom) - весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке Големе, созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и гл. обр. для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения. ГОНОРАР - гонорар литературный - вознаграждение, получаемое литератором за его труд. ГРАДА́ЦИЯ (лат. gradatio постепенное возвышение, усиление) - климакс, в риторике - нанизывание выражений со все усиливающимся значением, например: "победил, разгромил, уничтожил". ГРАФОМА́НИЯ (гр.) - болезненная страсть к писанию, к многословному, пустому, бесполезному сочинительству. ГРОТЕ́СК (от фр. grotesque причудливый, затейливый; комический, смешной) - в литературе изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Ссылка на страницу: Литературный словарь. Термины. Определения. Теги: Литературный словарь. Термины. Определения. | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |