Главная » Литературный словарь. Термины. Определения.


17:19
Литературный словарь. Термины. Определения.
КОМПИЛЯ́ЦИЯ (лат. compilatio грабить) - литературная компиляция - несамостоятельная работа, основанная на использовании чужих произведений; заимствование.
КОМПОЗИ́ЦИЯ - (от лат. compositio - сочинение, составление; соединение, связь) - в художественной литературе - построение (структура) литературного произведения, расположение и взаимосвязь его частей (компонентов), обусловленных идейным замыслом и назначением произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).
КОМПОНЕНТ - как термин поэтики, в учении о литературной композиции обозначает такие части произведения, которые могут быть выделены как существенные для его строения и состава; в качестве внешних компонентов произведения могут рассматриваться: глава, строфа, даже иногда отдельная фраза, стопа и пр.; или - стилистически обособленные моменты, как повествовательные, описательные части, прямые и косвенные характеристики, диалог, лирические отступления, поскольку они характерны в своих сочетаниях для композиции целого; или - такого рода части, как вступление, заключение, эпилог и т. п.; компонентами могут обозначаться и элементы внутренней структуры: сюжет, тема, мотив, отдельные персонажи в их группировках.
КОНСОНА́НС - (фр. consonance от лат. consonans) - рифма с различными ударными гласными (кедр - бодр).
КОНСПЕЌТ - (от лат. conspectus обзор) - краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи и т.п.
КОНСТРУКТИВИЗМ (construo - строю) - возникшее в двадцатые годы нынешнего века направление, которое провозглашает целью всякого творчества - устроение жизни, преобразование общественного быта; в современном конструктивизме заметны два течения: одно - отрицающее искусство, как автономную деятельность человеческого духа; другое - не отрицающее искусства.
КОНТАМИНА́ЦИЯ - (от лат. contaminatio смешение) - возникновение нового слова или выражения в результате смешения частей двух слов или выражений, а также слово или выражение, возникшее таким образом; например, неправильное выражение "играть значение" - контаминация двух выражений: "играть роль" и "иметь значение".
КОНТЕ́КСТ - (от лат. contextus тесная связь, соединение) - законченный в смысловом отношении отрывок письменной речи (текста), необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.
КОНЦОВКА - повторение заключительных строк первой строфы во всех других строфах с целью в сжатой форме выразить тему стихотворения, или противопоставить одному ряду мыслей другую мысль.
КОНЪЕКТУ́РА - (лат. conjectura) - исправление или восстановление испорченного или не поддающегося прочтению текста на основании догадок.
КОРА́Н - (от ар. quran чтение) - основная "священная" книга ислама, сборник религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов.
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - передача речи другого лица, поставленная в формальную зависимость от речи лица, ее передающего, в противоположность прямой речи, переданной дословно, вне зависимости от речи лица, служащего передатчиком; примеры: прямая речь: Он сказал: «Я завтра приду»; косвенная речь: Он сказал, что он завтра придет»; в русском языке косвенная речь связывается с речью лица передающего с помощью союзов что и будто с изменением форм лица прямой речи применительно к лицу передающему.
КОСВЕННЫЙ ВОПРОС - вопросительное предложение, связанное с другим предложением и относящееся, как зависимое, к глаголу или глагольному слову, входящему в это другое предложение: «Расспроси хорошенько, что за приезжий»; «Его мучила мысль, останется ли он жив».
КРИ́ТИК - (гр. kritikos) - писатель, занимающийся критикой художественных, научных, публицистических и др. произведений.
КРИ́ТИКА - (гр. kritike) - разбор, обсуждение какого-нибудь предмета, явления, теории, книги, художественного произведения и т.д. с целью оценить достоинства, указать недостатки.
КСЕ́НИИ - (гр. xenia) - короткие стихотворения в форме эпиграмм и афоризмов; первым так назвал свои застольные эпиграммы древнеримский поэт Марциал.
КУПЛЕ́Т - (фр. couplet) - строфа в песне; иногда завершается припевом.
КУПЮ́РА - (фр. coupure от couper резать, отрезать) - сокращение в тексте.
КУРТУА́ЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА - (фр. courtois любезный, вежливый) - литература западноевропейского средневековья, посвященная воспеванию рыцарской чести, любви и т.д.
КУСТО́ДЫ - (от лат. custos страж) - в старинных рукописных и печатных книгах - помещенные в конце страницы первое слово или первый слог следующей страницы; заменяет колонцифру - цифру, указывающую порядковый номер страницы книги, журнала и т.д.

Л

ЛИРИКА (гр. lyrikos лирический, поющийся под звуки лиры, чувствительный) - 1) один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой); отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, ею вызванных; характерной особенностью лирики является стихотворная форма.
ЛИТЕРАТУРА (лат. lit(t)eratura) - 1) в широком смысле слова - совокупность письменных и печатных произведений (научных, художественных, философских и т.п.) того или другого народа, эпохи или всего человечества; 2) в узком смысле - художественное творчество, выраженное в слове, т.е. художественная литература; 3) совокупность печатных произведений по определенному предмету, вопросу.
ЛИТОТА, ЛИТОТЕС (гр. litotes - простота) - вид метонимии: а) оборот речи, обратный гиперболе, преуменьшение, например: "лошадь величиной с кошку"; б) замена какого-либо выражения другим, равнозначным, поставленным в отрицательной форме; например, вместо "согласен" говорят "не возражаю".
ЛИЦЕНЦИЯ (лат. licentia) 1) позволение; 2) поэтическая лиценция - поэтическая вольность - отступление от общепринятых правил грамматики, стилистики и стихосложения с той или иной художественной целью, например перенос ударения в слове и т.п., например: "Только версты полосаты попадаются одне" (Пушкин).
ЛОГОГРАФЫ (гр. logographoi) - древнегреческие писатели, излагающие в прозе народные предания и эпические поэмы.
ЛОГОГРИФ (гр. logos слово + griphos сеть; загадка) - род шарады или загадки, в которой задуманное слово превращается в другое слово путем перестановки или выбрасывания слогов или букв, например: целое - часть дерева, без одной буквы - река, без двух - местоимение, без трех - предлог (крона, Рона, она, на).

М

МАНУСКРИПТ (лат. manuscriptum) - рукопись, гл. обр. древняя.
МЕСОБРА́ХИЙ (гр. mesobrachys) - в античной метрике, сложная, пятисложная, девятиморная стопа; два долгих + короткий + два долгих слога, ŪŪUŪŪ.
МЕСОМА́КР (гр. mesomacros) - в античной метрике, сложная, пятисложная, шестиморная стопа; два коротких + долгий + два коротких слога, UUŪUU.
МЕТАТЕЗА (гр. metathesis перестановка) - перестановка звуков внутри слова, например "тарелка" вместо "талерка" (польск. talerz, нем. Тeller).
МЕТАФОРА (гр. metaphora перенос) - оборот речи, троп: а) в широком смысле - всякое иносказание, образное выражение понятия; б) употребление слова или выражения в переносном смысле, то есть перенесение на данный предмет (явление) характерных признаков другого предмета (явления), например "угрызения совести", "железная воля"; перенос значения основан на сходстве или на контрасте; в метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
МЕТОНИМИЯ (гр. metonymia переименование) - оборот речи, троп - замена одного слова другим на основании смежности двух понятий, например "лес поет" вместо "птицы в лесу поют"; "читать Пушкина" вместо "читать сочинения Пушкина".
МЕТР (το μέτρον, мера) - в античной метрике, группа стоп в стихе, объединённая главным ритмическим ударением. В анапестических, трохеических и ямбических стихах метр состоит из двух стоп (из диподии), например, три ямбических метра в составе ямбического триметра, UŪ́¦UŪ|UŪ́¦UŪ|UŪ́¦UŪ. В дактилических и прочих стихах - их одной стопы, например, четыре дактилических метра в составе дактилического акаталектического тетраметра, Ū́UU|Ū́UU|Ū́UU|Ū́UU.
МЕТРИКА (гр.metrike, metron мера, размер) - поэт. учение о стихотворных размерах и ритме стихов.
МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ (couleur locale) - литературный прием состоит в изображении тех особенностей и признаков природных явлений, быта, нравов, обычаев, психологии жителей, какие свойственны данной местности, в противоположность другим местам, и являются, таким образом, ее характерным, индивидуальным отличием, например: "Посмотри: в тени чинары | Пену сладких вин | На узорные шальвары | Сонный льет грузин; | И, склонясь в дыму кальяна | На цветной диван, | У жемчужного фонтана | Дремлет Тегеран" (Лермонтов).
МОЛО́СС (гр. molossus) - в античной метрике, простая, трёхсложная, шестиморная стопа; три долгих слога, ŪŪŪ; то же, что экстенсипес (extensipes).
МО́РА (лат. mora, промежуток; гр. χρόνος προτος, первое время) - в античной метрике, единица измерения долготы стопы. За мору принимается время, требуемое для произнесения краткого слога U, длительность долгого слога Ū составляет две моры. Соответственно этому античная метрика разделяет стопы на двухморные (например, пиррихий, UU), трёхморные (например, ямб, UŪ; трибрахий UUU); четырёхморные (например, прокелевсматик UUUU; дактиль, ŪUU; анапест, UŪU; спондей, ŪŪ), пятиморные (например, 1-й пеон, ŪUUU), шестиморные (например, нисходящий ионик, ŪŪUU), семиморные (например, 1-й эпитрит, UŪŪŪ), восьмиморные (например, париамбод UŪUŪŪ), девятиморные (например, месобрахий ŪŪUŪŪ). На основе равнодлительности разносложных стоп возникает явление ипостасы, т.е. замены одной стопы другой; например, дактиля (три слога, четыре моры, ŪUU) спондеем (два слога, четыре моры, ŪŪ).

О

ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.
ОККАЗИОНАЛИЗМ - неологизм одноразового использования (в конкретном тексте или акте речи); как правило выполняют художественную функцию (индивидуально-авторские неологизмы), например: кюхельбекерно и тошно (А.С. Пушкин); выфлажить, вызмеить, расфабричить (В. Маяковский); смеясь, итальянясь, русея (О. Мандельштам).

П

ПАЛЕЯ (гр. palaia (biblia) древние книги) - памятник древнерусской письменности, содержащий краткое изложение ветхозаветной истории с апокрифическими сказаниями и толкованиями.
ПАЛИНДРОМ(ОН) (гр. palindromeo бегу назад) - "перевертень" - слово, фраза или стих, одинаково читающиеся слева направо и обратно, например "искать такси", "чин зван мечем назвничь" (Хлебников).
ПАЛИНОДИЯ (гр. palinodia песнь, противоположная прежней) - в древнегреческой поэзии - стихотворение, в котором автор отрекается от сказанного им в других стихотворениях.
ПАРАБОЛА (гр. parabole приближение) - иносказание, притча, небольшой иносказательно изложенный рассказ нравственно-поучительного содержания.
ПАРАПИ́К или ПАРАПИ́КН (гр. parapycnos) - в античной метрике, сложная, четырёхсложная, пятиморная стопа; короткий + долгий + два коротких слога, UŪUU.
ПАРАПЛЕРОМА - см. плеоназм.
ПАРАФРАЗА (гр. paraphrasis описательный оборот, описание) - передача своими словами, пересказ чужих текстов, мыслей и т.п. (см. перифраза).
ПАРИАМБО́Д (гр. pariambodes) - в античной метрике, сложная, пятисложная, восьмиморная стопа; короткий + долгий + короткий + два долгих слога, UŪUŪŪ.
ПЕО́Н или ПЕА́Н (гр. paean) - в античной метрике, сложная, пятиморная стопа, три кратких и один долгий слог в разных сочетаниях: 1-й пеон, ŪUUU; 2-й пеон, UŪUU; 3-й пеон, UUŪU; 4-й пеон, UUUŪ.
ПЕСНЯ - первичный вид музыкально-словесного высказывания; фольклорный жанр, который в широком своем значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении - малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
ПИРРИ́ХИЙ (гр. pyrrhichius) - в античной метрике, простая стопа, двухсложная, двухморная, UU; то же, что. дибрахий.
ПЛЕОНАЗМ (гр. pleonasmos излишество) - 1) многословие; 2) стилистический оборот речи, содержащий однозначные и как бы излишние слова, например: "темный мрак" (плеонастический эпитет); речевое излишество, вкрапление в речь слов, ненужных со смысловой точки зрения: "самый лучший", "толпа людей", "никогда не был" (тавтология); плеоназм часто используется как стилистический прием, например в фольклоре - "грусть-тоска", "путь-дорога", "во саду ли, в огороде" (параплерома) и др.
ПЛЕОНАСТИЧЕСКИЙ - относящийся к плеоназму, содержащий плеоназм, например, п. стиль, п. эпитет.
ПОЭЗИЯ (гр. poiesis) - 1) искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество; 2) в узком смысле - стихотворная, ритмически построенная речь (противополагается прозе); 3) совокупность стихотворных произведений какого-либо народа, времени, какого-либо поэта или группы; 4) * очарование, обаяние.
ПОЭМА (гр. poiema) - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах, стихотворная повесть или рассказ, например "Медный всадник" Пушкина.
ПОЭТ (гр. poietes) - стихотворец, писатель, создающий произведения в стихах.
ПОЭТЕССА (фр. poetesse < гр. poietes поэт) - женщина, пишущая стихи, женщина-поэт.
ПОЭТИЗИРОВАТЬ (фр. poetiser < гр.) - представлять что-либо в идеальном виде, в поэтических красках, приукрашивать, идеализировать.
ПОЭТИКА ( гр. poietike) - 1) раздел науки о художественной литературе, теория литературы; 2) теория поэзии; 3) совокупность и система художественных принципов и особенностей какого-либо направления или поэта.
ПОЭТИЧЕСКИЙ - относящийся к поэзии, исполненный поэзии; п - а я в о л ь н о с т ь - см. лиценция.
ПОЭТИЧНЫЙ - проникнутый поэзией.
ПРОБРАХИЙ (гр. probrachys) - девятиморная стопа из короткого и четырёх долгих слогов; UÚÚÚÚ.
ПРОЗА (лат. prosa) - 1) нестихотворная речь; нестихотворная литература; 2) * обыденность, повседневность.
ПРОЗАИЗМ (лат., см. проза) - оборот, характерный для обыденной, повседневной, деловой, научной речи, вставленный в поэтическое произведение.
ПРОЗАИК (лат. prosaicus) - 1) автор литературных произведений, пишущий прозой (романы, рассказы и т.п.); 2) * человек с мелочными, узко практическими интересами.
ПРОЗАИЧЕСКИЙ - 1) написанный прозой, не стихотворный; не поэтический; 2) * будничный, обычный.
ПРОКЕЛЕВСМА́ТИК (гр. proceleumaticus) - в античной метрике, сложная, четырёхсложная, четырёхморная стопа, четыре коротких слога, UUUU.

Р

РАССКАЗ - в жанровом значении небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение с реалистической окраской, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т. п.
РУБАИ (неправильная транскрипция с персидского (фарси) - РУБОИ)) - возникшее и распространившееся на Востоке в VII…XII веках строение стиха, содержащего в себе законченную мысль в четырех строках. У более поздних авторов наблюдается написание стихов с классическим строем РУБАИ, но содержащих более одного четверостишия; cуществует несколько канонических способов написания (строения) РУБАИ: наиболее общий (классический) (третья строка не рифмуется) ХХХХХ-U | XXXXX-U | XXXXXXX | XXXXX-U, золотой канон (наиболее ценится на языке оригинала) (третья строка рифмуется обратно-перекрестно с остальными) ХХХ-V XXX-U | ХХХ-V XXX-U | XXX-U ХХХ-V | ХХХ-V XXX-U, cтрой, содержащий повторяющийся риторический вопрос (утверждение) при каждом повторении которого (вопроса (утверждения)) его смысл либо меняется, либо усиливается (третья строка не рифмуется) XXX-U-W | XXX-U-W | XXXXХХХ | XXX-U-W, где U и V – рифмующиеся слова, Х – нерифмующиеся слова, W – повторяющийся риторический вопрос (утверждение). (Источник: Сергей Стукало).

С

СИНЕКДОХА (гр. synekdoche) - вид метонимии, стилистический оборот, состоящий в употреблении большего вместо меньшего, целого вместо части, общего вместо частного, например: "защита требует оправдания подсудимого" (вместо защитник), или наоборот - меньшего вместо большего и т.д., например: "к нему и птица не летит и зверь нейдет" (вместо "птицы", "звери"), "- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? " (вместо "французам").
СИНОПСИС (гр. sinopsys обозрение) - 1) сборник сведений, статей, материалов по какому-либо вопросу (гл. образом по истории), чаще всего расположенных хронологически; 2) в богословской литературе - свод отрывков или сокращенное изложение толкований священного писания.
СРАВНЕНИЕ - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой («сильный, как лев», «сказал, как отрезал»). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» и т.д.
СТИЛИСТ - человек, владеющий искусством литературного стиля, пишущий хорошим стилем.
СТИЛИСТИКА - 1) раздел теории литературы, рассматривающий свойства языка художественной литературы; 2) в языкознании - раздел, посвященный изучению выразительных средств языка.
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА - оборот речи, применяемый для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.
СТИЛЬ (фр. style < гр. stylos палочка (у древних греков для письма)) - 1) единство основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве писателя. В более широком смысле - то же, что течение в искусстве, т.е. единство основных идейно-художественных особенностей ряда писателей; 2) слог писателя; 3) прием, способ, метод работы.
СТИХ (гр. stichos ряд) - отдельная строка стихотворения.
СТИХОМИТРИЯ (гр. stichomythia) - распределение стихов между говорящими лицами драмы с таким расчетом, чтобы каждый ответ состоял из одного стиха.
СТОПА́ (πους, pes) - в античной метрике, группа слогов, объединённая собственным ритмическим ударением, т.е. сильной долей. Таким образом, стопа делится на сильную долю (арсис) и слабую долю (тесис; до IV-V вв. до н.э. термины имели противоположные значения). Как правило, сильная доля формируется первым долгим слогом, или первым из долгих слогов, если слогов несколько. Количественный состав стопы колеблется от двух до девяти мор, качественный - от двух до пяти слогов. В русском стихосложении, термин С., вместе с другими понятиями античной метрики, был перенесен для обозначения ритмической группы из одного ударяемого и одного или нескольких неударяемых слогов (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Однако С. в русском стихе (особенно двусложная) не является закономерно повторяющейся ритмической единицей, вследствие частых пропусков ритмических ударений (см. ипостаса) и несоизмеримости этих ударений по силе. Поэтому в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия С. и считать основной ритмической единицей стих.

Т

ТАВТОЛОГИЯ (гр. tauto то же самое + logos слово) - 1) содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в повторении одних и тех же или близких по смыслу или звуковому составу слов (например,, лежмя лежать, истинная правда); 2) в логике - логическая ошибка в определении понятия, состоящая в том, что определение подменяется изменением словесной формы определяемого понятия; в математической логике - высказывание, функция истинности которого является положительной для всех ее переменных значений.
ТРОП (гр. tropos - поворот, оборот речи) - слово или фраза в переносном, иносказательном значении, образное выражение, важный элемент художественного мышления (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.).

Х

ХИА́ЗМ (гр. chiasmos расположение чего-либо в виде греческой буквы Х [хи]) - 1) лингв. перестановка главных частей предложения; 2) один из видов синтаксического параллелизма, при котором вторая половина фразы построена в обратном порядке членов (например: "В жаркое лето и в зиму метельную").
ХИА́ТУС (лат. hiatus отверстие) - лингв. зияние, стык гласных; неблагозвучие, получающееся при встрече нескольких гласных, особенно одинаковых, например: "о оазис!".
ХОРЕ́Й (ο χορειος πους, от «для хоровой пляски») или ТРОХЕ́Й (ο τροχαιος πους, от «бегущий») - 1) в античной метрике, простая, двухсложная, трёхморная стопа; долгий + короткий слог, ŪU. В русском стихосложении - ударный + неударный слоги; например, «Бу́ря | мгло́ю | не́бо | кро́ет» (Пушкин); 2) стих, составленный хореями (трохеями).

Э

ЭВФЕМИЗМ - см. евфемизм.
ЭЛЛИПСИС (гр. elleipsis) - опущение в речи слов, легко подразумеваемых, например: "я домой" вместо "я иду домой".
ЭПИСТРОФА (гр. epistrophe поворот назад, вращение) - риторическая фигура, состоящая из повторения одного и того же слова или оборота.
ЭПИТЕТ (гр. epitheton букв. приложение) - определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть его характерное свойство, придать ему художественную выразительность, поэтическую яркость (например: "шелковые кудри").
ЭПОС (гр. epos слово, рассказ, песня) - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные жанры эпоса: рассказ, баллада, повесть, поэма, роман, эпопея.
ЭРАТО (гр. Erato) - в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница поэзии.
ЭССЕ (фр. essai букв. опыт) - очерк (научный, исторический, публицистический).
ЭССЕИСТ (фр. essayiste) - автор очерков (см. эссе).

Я

ЯМБ (ο ιαμβος πους, от ιαμβύκη названия музыкального инструмента) - 1) в античной метрике, простая, двусложная, трёхморная стопа, краткий + долгий слог, UŪ. В русском стихосложении - неударный + ударный слоги; например, «Она́ | в семье́ | свое́й | родно́й» (Пушкин); 2) cтих, составленный ямбами; в античной поэзии ямбами обычно писались произведения насмешливого или сатирического характера.
ЯМБИЧЕСКИЙ - относящийся к ямбу; состоящий из ямбов.
Я́МБОХОРЕ́Й или ЯМБХОРЕ́Й - в античной метрике, сложная, четырехсложная, шестиморная стопа, короткий + два долгих + короткий слог, UŪŪU; то же, что антиспаст.

Ссылка на страницу: Литературный словарь. Термины. Определения.
Теги: Литературный словарь. Термины. Определения.
Просмотров: 357 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 22886

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close