Главная » Сборник терминов и определений - ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ


16:47
Сборник терминов и определений - ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ -
к числу основных внешних угроз информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники следует отнести:
 стремление развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;
 создание льготных условий на российском рынке для иностранной научно-технической продукции и стремление развитых стран в то же время ограничить развитие научно-технического потенциала России (скупка акций передовых предприятий с их последующим перепрофилированием, сохранение экспортно-импортных ограничений и тому подобное);
 политику западных стран, направленную на дальнейшее разрушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов;
 активизацию деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб [25].

УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ -
основными угрозами информационной безопасности Российской Федерации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:
 деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций и групп, противозаконная деятельность отдельных лиц, направленная на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля за функционированием информационных и телекоммуникационных систем;
 вынужденное в силу объективного отставания отечественной промышленности использование при создании и развитии информационных и телекоммуникационных систем импортных программно-аппаратных средств;
 нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;
 использование не сертифицированных в соответствии с требованиями безопасности средств и систем информатизации и связи, а также средств защиты информации и контроля их эффективности;
 привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий на осуществление этих видов деятельности [25].

УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ СФЕРАХ -
внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах, являются:
 разведывательная деятельность специальных служб иностранных государств, международных преступных сообществ, организаций и групп, связанная со сбором сведений, раскрывающих задачи, планы деятельности, техническое оснащение, методы работы и места дислокации специальных подразделений и органов внутренних дел Российской Федерации;
 деятельность иностранных государственных и частных коммерческих структур, стремящихся получить несанкционированный доступ к информационным ресурсам правоохранительных и судебных органов;
 внутренними угрозами, представляющими наибольшую опасность для указанных объектов, являются:
 нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, содержащейся в картотеках и автоматизированных банках данных и использующейся для расследования преступлений;
 недостаточность законодательного и нормативного регулирования информационного обмена в правоохранительной и судебной сферах;
 отсутствие единой методологии сбора, обработки и хранения информации оперативно - розыскного, справочного, криминалистического и статистического характера;
 отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;
 преднамеренные действия, а также ошибки персонала, непосредственно занятого формированием и ведением картотек и автоматизированных банков данных [25].

УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ -
из внешних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:
 информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;
 распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;
 нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;

 попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;
из внутренних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:
 нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
 информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации;
 недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации [25].

УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ -
наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации:
 нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;
 недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;
 распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;
 деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации [25].

УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ -
наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации:
 деформация системы массового информирования как за счет монополизации средств массовой информации, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации в отечественном информационном пространстве;
 ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, музейные фонды, библиотеки, памятники архитектуры, ввиду недостаточного финансирования соответствующих программ и мероприятий;
 возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект;

 использование зарубежными специальными службами средств массовой информации, действующих на территории Российской Федерации, для нанесения ущерба обороноспособности страны и безопасности государства, распространения дезинформации;
 неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны [25].

УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ -
внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере обороны, являются:
 все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;
 информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети) со стороны вероятных противников;
 диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;
 деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны;
внутренними угрозами, представляющими наибольшую опасность для указанных объектов, являются:
 нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;
 преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;
 ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;
 возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных Сил Российской Федерации и их боеготовность;
 нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов;
 нерешенность вопросов социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Перечисленные внутренние угрозы будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки [25].

УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ -
угрозы создают:
 бесконтрольная деятельность отечественных и зарубежных коммерческих структур - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
 бесконтрольное привлечение иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб;

 критическое состояние предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств;
угрозы составляют:
 возникновение технологической зависимости России от иностранных государств;
 компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций;
 недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и тому подобном;
 разглашение информации, содержащей коммерческую тайну;
 в системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов исполнительной власти, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации [25].

УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ -
 сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней отдельных лиц или групп лиц могут привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанных с особенностями информационного воздействия в экстремальных условиях:
 к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс;
 к быстрому возникновению и распространению среди них паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации [25].

УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
угрозами информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации могут являться:
 монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
 блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;
 низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики [25].

УГРОЗЫ КОНСТИТУЦИОННЫМ ПРАВАМ И СВОБОДАМ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОМУ, ГРУППОВОМУ И ОБЩЕСТВЕННОМУ СОЗНАНИЮ, ДУХОВНОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИИ -
угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:
 принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
 создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;
 противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;
 нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;
 противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
 неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
 неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;
 дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;
 нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;
 вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;
 девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
 снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных;
 манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации) [25].

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ -
 стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;
 разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем; а также сохранности информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним [24].

УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ -
угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:
 противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
 закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
 вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;
 увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности [25].
УГРОЗЫ СИСТЕМЕ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ -
угрозы системе передачи данных означают следующее:
 разрушение информации или других ресурсов;
 искажение или модификацию информации;
 хищение, удаление или потерю информации и/или других ресурсов;
 раскрытие информации;
 прерывание обслуживания [59].

УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ -
данные, передаваемые для установления заявленной подлинности логического объекта [59].

УПРАВЛЕНИЕ ДОСТУПОМ -
предотвращение несанкционированного использования какого-либо ресурса, включая предотвращение использования ресурса неполномочным способом [59].

УПРАВЛЕНИЕ МАРШРУТИЗАЦИЕЙ -
применение правил в процессе маршрутизации по выбору или исключению конкретных сетей, звеньев данных или ретрансляторов [59].

УРАВНЕНИЕ ЗАШИФРОВАНИЯ -
соотношение, выражающее процесс преобразования зашифрованных данных из открытых данных в результате преобразований, заданных алгоритмом криптографического преобразования [48].

УРАВНЕНИЕ РАСШИФРОВАНИЯ -
соотношение, выражающее процесс преобразования открытых данных из зашифрованных данных в результате преобразований, заданных алгоритмом криптографического преобразования [48].

УРОВЕНЬ ПОЛНОМОЧИЙ СУБЪЕКТА ДОСТУПА -
совокупность прав доступа субъекта доступа [63].

УСЛУГА ЗАЩИТЫ -
Услуга, предоставляемая каким-либо уровнем взаимосвязанных открытых систем, которая обеспечивает адекватную защиту систем или процедур передачи данных [59].

УСЛУГА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЗАИМОУВЯЗАННОЙ СЕТИ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
продукт деятельности системы обеспечения информационной безопасности Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации по решению определенной задачи, направленной на противодействие той или иной угрозе информационной безопасности Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации [62].

УСЛУГА СЕТИ СВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ -
продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке сообщений электросвязи в системе связи общего пользования [62].

УСЛУГА ЭЛЕКТРОСВЯЗИ -
продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке сообщений электросвязи [62].

УСЛУГИ СВЯЗИ -
продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи [9], [62].

УТЕЧКА ИНФОРМАЦИИ -
неконтролируемое распространение защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками [52].

УТРАТА ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ -
преступление, подлежащее наказанию в соответствии со ст.284 Уголовного Кодекса Российской Федерации:
нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [3].

УЧЕТНОСТЬ -
свойство, обеспечивающее однозначное отслеживание собственных действий любого логического объекта [59].

УЯЗВИМОСТЬ -
некая слабость, которую можно использовать для нарушения системы или содержащейся в ней информации [59].

ФАКТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ -
последовательность фактически выполняемых функциональных объектов при определенных условиях (входных данных) [71].

ФАКТОР, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ НА ЗАЩИЩАЕМУЮ ИНФОРМАЦИЮ -
явление, действие или процесс, результатом которых могут быть утечка, искажение, уничтожение защищаемой информации и блокирование доступа к ней [54], [55].

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ДОКУМЕНТОВ РЕФЕРЕНДУ-МА -
преступление, подлежащее наказанию - в соответствии со ст.142 Уголовного Кодекса Российской Федерации:
фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет [3].

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
федеральный орган исполнительной власти, непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление [15].

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ -
являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти. Федеральные органы правительственной связи и информации обеспечивают высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности Российской Федерации (далее - государственные органы), организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации, а также организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляют государственный контроль за этой деятельностью [18].

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА -
средства, используемые для физической защиты ресурсов от преднамеренной или случайной угрозы [59].

ФИЗИЧЕСКАЯ ОХРАНА СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ -
система мер, предусматривающая контроль доступа в помещения посторонних лиц, наличие надежных препятствий для несанкционированного проникновения в помещения АС и хранилище носителей информации, особенно в нерабочее время [65].

ФИСКАЛИЗАЦИЯ -
включение фискального режима контрольно-кассовой машины [70].

ФИСКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ МАШИНЫ -
комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой машины обеспечивающий некорректируемую, ежесуточную (ежемесячную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, проведенных на контрольно-кассовой машины , необходимой для правильного начисления налогов [70].

ФИСКАЛЬНОЕ ЯДРО -
программно-аппаратный узел контрольно-кассовой машины, имеющий закрытую архитектуру и обеспечивающий реализацию фискальных функций [70].

ФИСКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ -
сведения о денежных расчетах с населением, проведенных контрольно-кассовыми машинами, необходимые для правильного исчисления налогов и контроля со стороны налоговых органов, подлежащие ежесуточной и/или ежемесячной регистрации и долговременному хранению [70].

ФИСКАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ (ОПЕРАЦИИ С ФИСКАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ) -
 формирование и накопление фискальных данных в суточных (сменных) счетчиках и регистрах с оформлением и печатью финансовых документов;
 запись (регистрация) фискальных данных в фискальную память с оформлением и печатью финансовых документов;
 хранение фискальных данных в фискальной памяти;
 чтение фискальных данных из фискальной памяти с оформлением и печатью документов [70].

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ -
маркер, используемый в качестве идентификатора какого-либо ресурса, овладение которым дает право на доступ к этому ресурсу [59].

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ -
элемент программы, осуществляющий выполнение действий по реализации законченного фрагмента алгоритма программы. В качестве функциональных объектов могут выступать процедуры, функции, ветви, операторы [71].

ЦЕЛИ ЗАЩИТЫ (ИНФОРМАЦИИ И ПРАВ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ) -
установленные в ст.20 закона "Об информации, информатизации и защите информации" цели защиты:
 предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
 предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
 предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
 защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
 сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
 обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения [7].

Ссылка на страницу: Сборник терминов и определений - ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
Теги: Сборник терминов и определений - ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
Просмотров: 452 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 28208

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close