20:41 Словарь автомобильных терминов | |
Подвижной состав — совокупность средств передвижения автомобильного (автомобили, прицепы, полуприцепы и др.) и железнодорожного (локомотивы, моторные и прицепные вагоны и др.) транспорта. Подшипник — Опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают П. качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения шарики или ролики) и скольжения (напр., втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины). Ползун — (крейцкопф), деталь кривошипно-ползунного механизма, совершающая возвратно-поступательное движение по неподвижным направляющим. Полис — Документ, удостоверяющий заключение договора страхования на определенных условиях. Полис служит юридическим доказательством наличия договора страхования и может быть предъявлен в суд в случае необходимости. Полная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами. Полоса Движения — Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Полуось — Вал ведущего моста транспортных, сельскохозяйственных и других машин, передающий вращение от дифференциала на ведущее колесо. Помехоустойчивость технического устройства — (системы)- его способность выполнять свои функции при наличии помех. Оценивается максимальной интенсивностью помех, при которой нарушение функций еще не превышает допустимых пределов. Поршень — подвижная деталь, плотно перекрывающая цилиндр в поперечном сечении и перемещающаяся вдоль его оси. Поршень предназначен для циклического восприятия давления расширяющихся газов и преобразования его в поступательное механическое движение, воспринимаемое далее кривошипно-шатунным механизмом. Поул-позишн — (англ. pole position), самая выгодная стартовая позиция гоночного автомобиля (с внутренней стороны трассы); гонщик занимает такую позицию по итогам квалификационных состязаний перед гонкой. Предохранитель — Простейшее устройство для защиты электрических цепей и потребителей электрической энергии от перегрузок и токов короткого замыкания. П. состоит из одной или нескольких плавких вставок, изолирующего корпуса и выводов для присоединения плавкой вставки к электрической цепи. Некоторые П. наполняют кварцевым песком для лучшего охлаждения плавкой вставки и гашения дуги; иногда П. имеют индикаторы срабатывания. Плоские вставки имеют зауженные участки, которые расплавляются в первую очередь. П. включается последовательно в электрическую цепь и при расплавлении вставки размыкает её. Преимущество — (приоритет) (в правилах дорожного движения) , право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. Привод — устройство для приведения в действие машин. Состоит из двигателя, силовой передачи и системы управления. Различают приводы групповой (для нескольких машин) и индивидуальный. Приводной ремень — бесконечный (замкнутый) ремень, применяемый в ременной передаче. Прилегающая Территория — Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595) Прицеп — Транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. Проезжая Часть — Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Протектор — (от лат. protector - прикрывающий, защищающий), Толстый слой резины на наружной части пневматической шины с канавками и выступами, увеличивающими сцепление шины с поверхностью дороги. Пульт управления — устройство в виде стола, колонки, стенда и т. д. с размещенными на его лицевых частях (панелях) органами управления, средствами отображения информации, с помощью которых оператор воздействует на управляемый объект, его качественные или количественные характеристики. Пусковой двигатель — карбюраторный двигатель внутреннего сгорания небольшой мощности для пуска главным образом тракторных дизелей. РАБОЧИЙ ОБЪЁМ ДВИГАТЕЛЯ — Объем, образуемый в цилиндре (или цилиндрах) двигателя между крайними верхним и нижним положениями поршня или поршней. Этот объем выражается в кубических сантиметрах, и при его расчете число "пи" принимается равным 3,1416. РАДИАТОР — Двигателей внутреннего сгорания, устройство для отвода тепла от жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя. Р. состоит из сердцевины (охлаждающей части), верхней и нижней коробок (бачков) с патрубками. Трубчато-пластинчатую сердцевину выполняют в виде нескольких рядов латунных трубок овальной формы, расположенных в шахматном порядке; к трубкам припаяны ребра охлаждения; трубчато-ленточную сердцевину составляют из одного ряда плоских латунных трубок с припаянными к ним пластинами. В верхней коробке находится заливная горловина с герметически закрывающейся пробкой, имеющей впускной и выпускной клапаны. В нижней коробке расположен кран для слива охлаждающей жидкости. Развал колес — наклон управляемых колес автомобиля наружу на угол до 2° от вертикали для компенсации отклонения колес внутрь при устранении зазоров во втулках шкворней и подшипниках ступиц. Развал колес облегчает их поворот и разгружает внешние подшипники колес. Раздаточная коробка — агрегат для распределения крутящего момента от двигателя на несколько приводных механизмов. Напр., в автомобилях повышенной проходимости распределяет крутящий момент между ведущими мостами. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА — Элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1 ПДД, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. Разрешенная Максимальная Масса — Масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав. Ралли — (англ. rally, букв. - слет, сбор), спортивные соревнования на специально подготовленных автомобилях или мотоциклах на точность соблюдения заданного графика движения по определенному маршруту. Рама — геометрически неизменяемая стержневая система, элементы которой (стойки и ригели) во всех или в нескольких узлах жестко соединены между собой. Рама является несущей конструкцией. Распределитель Зажигания — Прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания. Распределительный Вал — Имеет кулачки, которые при вращении вала взаимодействуют с толкателями и обеспечивают выполнение машиной (двигателем) операций (процессов) по заданному циклу. Реактивный двигатель — (двигатель прямой реакции), двигатель, тяга которого создается реакцией (отдачей) вытекающего из него рабочего тела. Подразделяются на воздушно-реактивные и ракетные двигатели. Регенератор — (от лат. regenero - вновь произвожу), теплообменник, в котором передача теплоты осуществляется поочередным соприкосновением горячего и холодного теплоносителей с одними и теми же поверхностями аппарата. Служат для утилизации теплоты отходящих газов теплотехнических устройств. Регресс — Право страховщика на предъявление к стороне, виновной в наступлении страхового случая, претензии с целью получения возмещения убытка, понесенного в связи с выплатой страхового возмещения. Регулирование автоматическое — (от лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок), разновидность автоматического управления; автоматическое поддержание постоянства или изменение по требуемому закону некоторой физической величины, характеризующей управляемый процесс. Осуществляется приложением управляющих воздействий к исполнительным механизмам, непосредственно определяющим ход процесса. Наиболее распространено автоматическое регулирование параметров технологических процессов, напряжения электрических сетей, скорости движения транспортных средств и т. д. Регулировщик — Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. Редуктор — Зубчатая (в т. ч. червячная) или гидравлическая передача, предназначенная для изменения угловых скоростей и вращающих моментов. Режим "ПАНИКА" — (в сигнализации) - экстренное включение сирены автосигнализации, габаритных огней автомобиля и запирания дверей. В зависимости от противоугонной системы возможны дополнительные действия. РЕЗОНА́НС - (фр. resonance, от лат. resono «откликаюсь») — частотно-избирательный отклик колебательной системы на периодическое внешнее воздействие, который проявляется в резком увеличении амплитуды стационарных колебаний при совпадении частоты внешнего воздействия с определёнными значениями, характерными для данной системы Рейс — (от нем. Reise - путешествие, от англ. race - гонка), маршрут корабля, самолета, автобуса и т. п. в один конец. Реле — Устройство для автоматической коммутации электрических цепей по сигналу извне; состоит из релейного элемента (с двумя состояниями устойчивого равновесия) и группы электрических контактов, которые замыкаются (или размыкаются) при изменении состояния релейного элемента. Различают Р. тепловые, механические, электрические, оптические, акустические. Р. используются в системах автоматического управления, контроля, сигнализации, защиты, коммутации и т. д. Ремень приводной — см. Приводной ремень. Ремонт — (франц. remonte, от remonter - поправить, снова собрать), исправление повреждений, замена элементов, починка. Различают текущий ремонт (замена или восстановление сменных деталей), средний (частичная разборка устройства и его восстановление), капитальный (полная разборка устройства с заменой всех изношенных частей). Ремонт двигателя — Процесс изменения, восстановления, улучшения двигателя, доведения его до первоначальных характеристик. Репликары — (англ. replicar, replica - копия и car - автомобиль), название автомобилей, внешне представляющих собой копии старинных (напр. , , и др.). Рессора — вид амортизирующего устройства, упругий элемент подвески автомобиля, передающий нагрузку кузова на колёса, смягчающий толчки и удары при прохождении по неровностям пути. Рессоры бывают металлические, гидравлические и пневматические. Наибольшее распространение получили металлические рессоры, которые разделяются на листовые, торсионные и пружинные.Рессора является элементом рессорной подвески – это стальная пластина (или набор) соединяющая ось (мост) авто с кузовом. Набор пластин скрепляется хомутами рессоры. Концы рессоры прикреплены к кузову через подвижное соединение (т.к. при изгибе рессоры меняется ее длина), а к центру прикреплена ось. Рефрижератор — (англ. refrigerator, от лат. refrigero - охлаждаю), транспортное средство с холодильной установкой (автомобиль, поезд, судно) для перевозки продуктов при пониженных температурах, достигаемых искусственным охлаждением. Риск Страховой — Вероятностное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование (личное, имущественное, страхование ответственности). Родстер — (англ. roadster), пассажирский кузов со складывающимся верхом, двумя боковыми дверями и одним или двумя рядами сидений. Роспуск — одно- или двухосный прицеп для перевозки длинномерных грузов. Вместо кузова имеет поворотное приспособление (коник) для крепления груза. Ротор — (нем. Rotor от лат. roto - вращаюсь), вращающаяся деталь машин, обычно расположенная внутри статора, напр. в электродвигателях, двигателях внутреннего сгорания, турбинах. РПД — Роторно-Поршневой Двигатель (Рус.) - Рулевой вал — вал (стержень, вращающийся на опорах), передающий вращение с руля на рулевой механизм (на его ведущий вал) и позволяющий (у некоторых авто) производить регулировку положения руля в некоторых пределах (вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад). Руль — безрельсовых колесных машин - элемент рулевого управления. РХХ — Регулятор холостого хода Рыскание — угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси. САЛЬНИК — Сальниковое уплотнение, уплотнение, применяемое в соединениях машин с целью герметизации зазоров между вращающимися и неподвижными деталями; осуществляется манжетами, воротниками и другими деталями, надеваемыми на вал, или различными набивками (асбестовые, асбестопроволочные, резинотканевые и др.), закладываемыми в выточки или углубления (также называемые обычно С.) крышек, корпусов и т. п. деталей. Самосвал — разновидность грузового автомобиля с опрокидывающейся (назад, вбок или вбок и назад) для разгрузки платформой. Механизм опрокидывания (как правило, гидравлический подъемник) приводится в действие от двигателя самосвала. Сапун — (дыхательный клапан, суфлер), клапан для удаления газов из картера поршневого двигателя внутреннего сгорания. Снабжен уловителем масла и противопыльным фильтром. Светофор — устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улицах и автомобильных дорогах, подвижного состава на железной дороге. Различают светофоры цветные (зеленый, желтый и красный), позиционные (сигнализируют расположением одноцветных огней) и комбинированные. Первое устройство светофорного типа было установлено в 1868 на улицах Лондона, электрический трехцветный светофор появился в 1918 в Нью-Йорке, в 1930 в Москве. Свеча зажигания — прибор для воспламенения горючей смеси в двигателях внутреннего сгорания при помощи искры. Напряжение на центральном электроде свечи зажигания 10-30 кВ в поршневых и до 16 кВ в реактивных двигателях. Свободного хода механизм — служит для передачи вращения от ведущего звена к ведомому лишь при определенном направлении их относительного вращения. Часто используется как обгонная муфта, которая автоматически сцепляет или расцепляет валы в зависимости от направления их относительного вращения. Седан — (по названию французского города Седан, Sedan), название кузова легкового автомобиля с 4 дверями, с 2 или 3 рядами сидений. Седельное устройство — поворотный механизм, находящийся над задней осью тягача, обеспечивающий закрепление полуприцепа и его поворот относительно тягача. Седельный тягач — Тягач, имеющий седельное устройство для буксировки полуприцепов. СЗ — Свеча зажигания Сиамский фаэтон — (доз-а-до) (от франц. phaeton - экипаж с открытым верхом), кузов автомобиля (конец 19 - начало 20 в.) с двусторонним диванчиком . Сигнализация — преобразование информации о ходе контролируемого процесса или о состоянии объекта наблюдения в сигнал, обычно световой или звуковой (напр., мигание лампочки, звонок, сирена); процесс передачи сигналов; совокупность устройств, обеспечивающих передачу сигналов. Смесеобразование — (в двигателях внутреннего сгорания), образование горючей смеси. Внешнее смесеобразование (вне цилиндра) осуществляется карбюратором (в карбюраторных двигателях) или смесителем (в газовых двигателях), внутреннее смесеобразование - форсункой непосредственно в камере сгорания (напр., в цилиндре дизеля). Соединение деталей — скрепление деталей для образования из них механизмов, агрегатов, приборов и др. Различают соединения подвижные (вал в подшипнике, винт в гайке и т. п.) и неподвижные (разъемные и неразъемные). Состав топливной смеси — мелкодисперсная смесь атмосферного воздуха и жидкого топлива с небольшим включением парообразной фазы называется топливно-воздушной смесью или ТВС. Именно она, сгорая в цилиндрах двигателя, придает поступательное движение поршням и обеспечивает движение автомобиля. Спайдер — (англ. spider - паук), кузов автомобиля (конец 19 - начало 20 в.), в котором второй ряд сидений разворачивался вперед (в отличие от сиамского фаэтона) и в буквальном смысле слова висел позади рамы. Спидометр — (англ. speedometer, от англ. speed - скорость), прибор, указывающий скорость (км/час) движения транспортных машин. Спидометры бывают магнитоиндукционные, реже механические, привод - механический и электрический от трансмиссии либо от колеса. Спидстер — (англ. speedster), гоночный спортивный автомобиль. Срок службы — (в технике), предельное время от начала эксплуатации технического объекта, в течение которого он функционирует с требуемой эффективностью, включая время работы объекта по прямому назначению, а также время простоев из-за ремонтов, по организационным причинам и т. д. Стандарт — (англ. standard - норма, образец), образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. . Стартер — (англ. starter), устройство, которое служит для пуска двигателя внутреннего сгорания. Стартеры могут быть электрическими, пневматическими и механическими. Статор — (англ. stator), неподвижная часть машины роторного типа. Степень сжатия — отношение полного объема цилиндра двигателя внутреннего сгорания к объему камеры сгорания. Степень сжатия дизелей 12-20, карбюраторных двигателей 5-10. Повышение степени сжатия (до определенного предела) увеличивает КПД двигателя. Степень сжатия — Отношение объема цилиндра в нижней мертвой точке к объему в верхней мертвой точке Стоп-сигнал — световой сигнал торможения, расположенный в заднем фонаре автомобиля, троллейбуса, мотоцикла, иногда трамвая, включающийся при нажатии тормозной педали. Стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой и высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. СТРАХОВАНИЕ — (СУЩНОСТЬ) Замкнутая раскладка возможного ущерба между заинтересованными физическими и юридическими лицами. СТРАХОВАТЕЛЬ — Сторона в договоре страхования, страхующая свой имущественный интерес или интерес третьей стороны. По договору страхования на страхователе лежит обязанность уплаты страхового взноса страховщику за принятые на себя обязательства возместить страхователю убыток при наступлении страхового случая. СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА — Сумма, выплачиваемая страховщиком страхователю в возмещение убытков, вызванных наступлением страхового случая, предусмотренного договором страхования. СТРАХОВАЯ СУММА — Объявленная страхователем при заключении договора денежная сумма, на которую страхователь страхует свой интерес. Страховая сумма не должна превышать страховой стоимости объекта страхования. СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ — Сумма выплаты в покрытие ущерба при имущественном страховании и страховании гражданской ответственности страхователя за материальный ущерб перед третьими лицами. Страховое возмещение может быть равно или меньше страховой суммы, исходя из конкретных обстоятельств страхового случая и условий договора страхования (например, наличие франшизы). СТРАХОВОЕ ПОКРЫТИЕ — Перечень рисков, от которых защищает договор страхования. СТРАХОВОЕ СОБЫТИЕ — Потенциально возможное причинение ущерба объекту страхования на случай которого заключен договор страхования. СТРАХОВОЙ АГЕНТ — Нештатный работник страховой организации, который от имени и по поручению страховщика заключает договоры страхования. Страховой Брокер — Юридическое или физическое лицо, выступающее посредником между страхователем и страховщиком. Брокер является представителем страхователя и должен найти ему компанию, которая должна быть финансово устойчивой и обеспечить оптимальные условия страхования по объему ответственности и размеру ставок. Страховой Взнос (Страховая Премия) — Плата страхователя за страхование, которую он обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Иначе говоря, это плата за страховую услугу. В международной практике страховой взнос называется еще страховой премией или страховым платежом. Страховой Полис (Договор Страхования) — Соглашение (юридическая сделка) между страховщиком и страхователем, регулирующее их взаимные обязательства в соответствии с условиями данного вида страхования. Страховой Портфель — Совокупность страховых взносов (платежей, премий), принятых данной страховой компанией, или число заключенных и оплаченных договоров. Страховой Риск — Опасности и случайности, вследствие возможного наступления которых, страховщик берет на себя обязательства выплатить пострадавшей стороне страховое возмещение. Страховой Случай — Фактически произошедшее страховое событие, в связи с негативными или иными оговоренными последствиями которого наступает обязанность страховщика выплатить страховое возмещение или страховую сумму. Страховой Тариф — Нормированный по отношению к страховой сумме размер страховых платежей. По экономическому содержанию это цена страхового риска. Определяется в абсолютном денежном выражении или в процентах от страховой суммы. Страховой Ущерб — Стоимость полностью погибшего или обесцененной части поврежденного имущества по страховой оценке. Исходя из подсчитанной суммы страхового ущерба определяют величину страхового возмещения, подлежащего выплате. При этом во внимание принимаются условия, на которых был заключен договор страхования. Сумма страхового ущерба равна сумме страхового возмещения. Процедурой определения страхового ущерба занимается страховщик или назначенный по его поручению доверенный эксперт (аджастер). При этом во внимание принимаются условия, на которых был заключен договор страхования. Изучается страховая сумма, исходя из которой исчисляют страховое возмещение. Страховщик — Организация (юридическое лицо), производящая страхование, принимающая на себя за определенное вознаграждение обязательство возместить страхователю или другому лицу, в пользу которого заключено страхование, убытки или выплатить страховую сумму, возникшие в результате наступления страхового случая, обусловленных в договоре. В Российской Федерации страховщиками в настоящее время выступают акционерные страховые компании. В международной страховой практике для обозначения страховщика также используется термин андеррайтер. Страховщик вступает в конкретные отношения со страхователем. В своих действиях, формируя эти отношения, он руководствуется имеющимися у страхователя и в обществе в целом страховыми интересами. Ступица — Центральная, обычно утолщенная часть колеса, маховика и т. п. деталей. Имеет отверстие для оси или вала, соединена с ободом колеса спицами или диском. СУПБ — Evaporative (Англ.) Система Улавливания Паров Бензина – система отсоса паров (из бензобака) Схождение колес — установка передних колес автомобиля симметрично под углом к его продольной оси так, что расстояние между колесами спереди меньше, чем сзади. Необходимость схождения колес вызвана развалом колес. Сцепление — Сцепная муфта, механизм транспортных машин для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. С. обеспечивает кратковременное разъединение вала двигателя и вала трансмиссии, безударное переключение передач и плавное трогание машины с места. В зависимости от числа ведомых дисков различают одно-, двух- и многодисковые С. Устанавливаемые в автомобилях С. обычно представляют собой одно- или двухдисковую муфту, диски которой сжаты пружинами. Для обеспечения мягкости включения С. и уменьшения крутильных колебаний трансмиссии между фрикционными накладками дисков часто устанавливают плоские пружины, а крепление дисков к их ступицам производят через упругую муфту с витыми пружинами и т. п. Такси — (франц. taxi) (таксомотор), автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов с оплатой проезда обычно по таксометру. Маршрутные такси осуществляют перевозки по определенным маршрутам. Тахометр — Прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Темное время СУТОК — Промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. Термостат — прибор для поддержания постоянства температуры. В интервале температур от -60 до 500 °С применяют жидкостные термостаты (теплоизолированные сосуды с жидкостью, в которой находятся нагреватель и терморегулятор): - спиртовой (от -60 до +10 °С), - водяной (10-95 °С), - масляный (100-300 °С), - солевой (300-500 °С); в области от 300 до 1200 °С электрической печи. Техника безопасности — система технических мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда. Правила по технике безопасности содержат обязательные требования, которым должны удовлетворять предприятия в целом, производственного помещения, все виды оборудования и технологические процессы с точки зрения безопасности труда. ТНВД — Топливный Насос Высокого Давления (Рус.) Топливный насос для дизельных двигателей (преимущественно грузовиков и автобусов) ТННД — Топливный Насос Низкого Давления (Рус.) - ТО — Технический осмотр, техническое обслуживание Товарный знак — (знак обслуживания), обозначение, способное соответственно отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Один из объектов промышленной собственности. Подлежит специальной регистрации. Тонно — (от франц. tonne - большая бочка), кузов одноосного конного экипажа с боковыми сиденьями и одной дверью в заднем борту. Автомобили с такими кузовами выпускались во множестве разновидностей. Топливо — горючие вещества, основной составной частью которых является углерод, Применяются с целью получения при их сжигании тепловой энергии. Тормоз — (от греч. tormos - отверстие для гвоздя, препятствующее вращению колеса), механизм или устройство для уменьшения скорости движения машины. Может иметь механический (в т. ч. пневматический или гидравлический) и электрический привод. Торможение обычно осуществляется силами трения или при взаимодействии магнитных полей. Тормозная колодка — деталь тормозной системы, которая непосредственно обеспечивает процесс торможения за счет прижатия к тормозному диску (дисковые тормозные колодки) или к тормозному барабану (барабанные тормозные колодки). Обычно на каждое колесо применяют две тормозные колодки. Тормозной путь — Расстояние, проходимое транспортным средством от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки. Полный Т. п. включает в себя также расстояние, проходимое за время от момента восприятия водителем (машинистом) необходимости торможения до приведения в действие органов управления тормозами. Длина Т. п. пропорциональна квадрату скорости движения, быстроте срабатывания тормозов, нагрузке, приходящейся на затормаживаемые колёса, коэффициенту сцепления колёс с дорогой, а также зависит от реакции водителя. На длину Т. п. автомобилей большое влияние оказывает состояние протектора шин и дорожного покрытия. Торпедо — приборная доска автомобиля. Торпедо-боди — (англ. torpedo-body), сигарообразный кузов, кузов . Торсион — стальной стержень определенной длины, работающий на скручивание,выполняющий функции пружины. Изготовляется из термически обработанной стали, допускающей большие напряжения кручения и значительные углы закручивания (десятки градусов). Применяется, главным образом, в подвесках автомобилей, в многопоточных редукторах для выравнивания моментов между параллельными передачами и т.д. Один из концов торсиона жестко закреплен на раме или несущем кузове автомобиля, а на другом конце установлен рычаг. Усилие на свободном конце рычага создает момент, закручивающий торсион. Трамблер — Прерыватель-распределитель зажигания, прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания. Трансмиссия — Устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим машинам (станкам, мельницам, дробилкам и др.). Т. называют также всю совокупность передач в тракторах, автомобилях и других самоходных машинах. Транспорт — (от лат. transporto - перемещаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, подземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный. Подразделяется на транспорт общего пользования, необщего пользования, а также транспорт личного пользования. Транспортное средство — Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Трейлер — (англ. trailer, от trail - тащить), прицеп, предназначенный для перевозки тяжеловесных неделимых грузов. Грузоподъемность обычно до 100 т. Трицикл — название трехколесного мотоцикла, выпускавшегося в конце 19 - начале 20 века. Тронковый двигатель — (от франц. tronc - ствол), бескрейцкопфный двигатель внутреннего сгорания. Применяется в автомобилях, мотоциклах и других транспортных машинах (кроме судов). Тротуар — Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. ТС — Транспортное средство Турер — (англ. tourer), тяжелый и многоместный автомобиль с открытым (иногда с мягким складным) кузовом. Тяга — Часть машины или сооружения, подверженные растягивающим нагрузкам. Обычно стержень круглого или прямоугольного сечения, а также уголкового, таврового или другого профиля. Тягач — машина для буксировки прицепов, полуприцепов, роспусков и др. Тяговая мощность — развивается самоходной машиной на буксирном устройстве. Тяговое усилие — горизонтальная составляющая силы сопротивления движению, преодолеваемой самоходной машиной. Угловая скорость — Векторная величина, характеризующая быстроту вращения твердого тела. Угол опережения зажигания — один из параметров регулировки зажигания - момент проскакивания искры между электродами свечи в зависимости от угла поворота коленвала (и расположения поршней). Называется так, потому что устанавливается до прихода поршня в ВМТ, что обеспечивает полноту сгорания топливно-воздушной смеси. Регулируется вручную небольшим поворотом трамблера и автоматически - октан-корректором. Угон хищение транспортного средства — Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездные изъятия и/или обращение транспортного средства в пользу виновно или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества Универсал — (англ. universal, от лат. universalis - общий), закрытый кузов автомобиля с двумя или тремя рядами сидений, с тремя или пятью дверьми, с багажным отделением, находящимся за спинкой заднего сиденья внутри пассажирского помещения. Управляемость — эксплуатационное свойство транспортного средства, определяющее его способность изменять направление движения в соответствии с воздействием водителя на рулевое управление. Устойчивость движения — способность движущейся под действием приложенных сил механической системы почти не отклоняться от этого движения при каких-нибудь незначительных случайных воздействиях (легкие толчки, слабые порывы ветра и т. п.). Движение, не обладающее этой способностью, является неустойчивым. Условия, при которых имеет место устойчивость движения, называются критерием устойчивости. Устойчивостью движения должны обладать автомобиль, самолет, снаряд, ракета и другие используемые в технике движущиеся объекты. Уступить Дорогу (Не Создавать Помех) — Требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Участник Дорожного Движения — Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Ущерб — Гибель или повреждение транспортного средства, либо его отдельных частей, деталей, узлов, агрегатов, а также дополнительного оборудования в результате дорожно-транспортного происшествия; противоправных действий третьих лиц (за исключением хищения и угона транспортного средства); пожара, взрыва; аварии инженерных коммуникаций на месте стоянки; просадки грунта, провала дорог или мостов, обвала тоннелей; стихийных бедствий; удара молнии; падения на транспортное средство каких-либо инородных предметов, в том числе снега, льда; боя стекол транспортного средства, стекол внешних световых приборов в результате попадания какого-либо предмета в процессе дорожного движения. Фара — (франц. phare), электрический фонарь в передней, а иногда и в задней части транспортной, сельско-хозяйственной, дорожно-строительной и др. машины. Фастбек — (англ. fast - спорый, быстрый и back - спина), автомобиль с крышей, плавно спускающейся к заднему бамперу. Фаэтон — (франц. phaeton, от имени мифологического Фаэтона), кузов легкового автомобиля с мягким открывающимся верхом, с двумя или тремя рядами сидений и двумя или четырьмя дверями. Фаэтоном называется также и легковой автомобиль с таким кузовом. Фиа — (FIA), международная автомобильная федерация. Определяет правила гонок, календарь соревнований и прочие условия, поддерживающие порядок; в ее обязанности входит штрафование нарушителей (даже за превышение скорости). Фланец — Соединительная часть труб, резервуаров, валов и др., выполняемая, как правило, заодно с основной деталью; обычно плоское кольцо или диск с отверстиями под болты или шпильки. Обеспечивает герметичность или (и) прочность соединения. Форсунка — механический распылитель топлива (например, мазута, дизельного топлива, бензина), состоит из одного или двух каналов. По первому на выход подается топливо, по второму пар, который служит для распыла топлива. Чистая, качественная форсунка дает конусообразный распыл, а факел получается ровный и непрерывистый. Форсунки, используемые в двигателях внутреннего сгорания, осуществляют распыление за счёт высокого давления топлива (несколько атмосфер для бензина и сотни и тысячи атмосфер для дизельного). Фривэй — (англ. freeway, букв - свободный путь), то же, что хайвэй. Фура — (от нем. Fuhre - длинная телега для клади, тяжелого груза), большегрузный автомобиль или прицеп для междугородных и международных перевозок. Хампы — (от англ. hump, «возвышение, бугор») - кольцевые выступы вдоль закраин колесного диска, предназначенного для бескамерной покрышки. Основное назначение хампов – надежная фиксация борта покрышки в поворотах, чтобы не допустить разгерметизации колеса. Хампы бывают обычными (обозначаются "Н") и усеченными (обозначаются "Х"). Цапфа — Опорная часть оси или вала. Ц. на конце называют шипом, а в середине - шейкой. ЦЗ — Центральный замок (Рус.) - Цилиндр — одна из основных деталей машин и механизмов: полая деталь с цилиндрической внутренней поверхностью, в которой движется поршень. Цилиндровая мощность — мощность, развиваемая в одном рабочем цилиндре двигателя внутреннего сгорания. Четырёхтактный двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором рабочий процесс в каждом из цилиндров совершается за два оборота коленчатого вала, то есть за четыре хода поршня (такта). Чип-тюнинг — перепрограммирование контроллера системы управления двигателем. Это достигается заменой в контроллере микросхемы флэш-памяти или ее перепрограммированием. Изначальные (заводские) калибровки контроллера настроены на усредненные значения эксплуатационных характеристик автомобиля. Изменением калибровок можно влиять на динамические характеристики, расход топлива автомобиля и др. Существует много вариантов тюнинговых программ, самыми распространенными из которых являются «Спорт» и «Экономия». Шарнир — Подвижное соединение деталей, конструкций, допускающее вращение только вокруг общей оси или точки. Шасси — (франц. chassis), совокупность частей транспортных средств, служащих для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для передвижения транспортного средства и для управления им. Шестерня — Меньшее колесо сопряженной пары зубчатых колес. Шимми — (англ. shimmy от shimmy – от названия темпового танца), интенсивные колебания в системе управляемых колес и передней подвески автомобиля при движении по неровной дороге. Может привести к аварии. Шина — (пневматическая) (нем. Schiene), резиновая или резинотканевая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля и других колесных машин; обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает удары и толчки. Различают камерные и бескамерные шины. Шоссе — (франц. chaussee), распространенное название автомобильной дороги с твердым покрытием, иногда – автомобильной дороги вообще. ШРУС — Шарнир Равной Угловой Скорости Штифт — Цилиндрический или конический стержень для неподвижного соединения деталей, часто в строго определённом положении, а также для передачи относительно небольших нагрузок. Для постановки Ш. детали соединяются и закрепляются. Затем в них просверливается и развёртывается отверстие, куда и вставляется Ш. Конический Ш., в отличие от цилиндрического, может использоваться многократно без уменьшения точности расположения деталей. Шток — Обычно цилиндрический стержень (сплошной или полый) для соединения поршня с ползуном, напр. в паровой машине, поршневом насосе. Штуцер — Деталь трубопровода или его соединительного узла, представляющая собой втулку, один из концов которой имеет внутреннюю или наружную резьбу для крепления к различным ёмкостям или трубопроводам. Форма другого конца Ш. зависит от способа присоединения к последующим деталям. Ш. называют также отрезок трубы небольшого диаметра (10-20 мм) для выпуска. ЭБН — Электро Бензо Насос (Рус.) Бензонасос, топливный насос ЭБУ — Electronic Control Unit, MCU, ЭБУ, DME (Digitale Motor-Elektronik (Digital Motor Electronics (Gas ECU))), CPU (Central Processing Unit), DEE (Digital Engine Electronics), PCM, Control Module, ECM, "компьютер", "мозги", Электронный Блок Управления Экономайзер — Приспособление в карбюраторе для обогащения горючей смеси при полном открытии дроссельной заслонки или положениях, близких к этому. Электронный кодовый ключ — это чип, в котором при изготовлении записан уникальный код, достаточно длинный для того, чтобы сделать невозможным его подбор за разумное время. ЭСП — Электростеклоподъемники = электрические стеклоподъемники ЭСУД — Электронная Система Управления Двигателем Юз — явление, при котором колеса автомобиля не вращаются, несмотря на ее движение, например при резком торможении (особенно на мокрой, скользкой дороге).
Ссылка на страницу: Словарь автомобильных терминов Теги: Словарь автомобильных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |