Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


16:59
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

БЕЛИЗ (до 1973 г. - Британский Гондурас) - государство в Центральной Америке. Независимость провозглашена 21 сентября 1981 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Бельмопан. Административное деление: 6 округов.
Конституция вступила в силу 21 сентября 1981 г.
Британская Королева назначает генерал-губернатора, при котором созывается Консультативный совет. Законодательный орган - Национальное Собрание - двухпалатный:
Сенат в составе назначаемых генерал-губернатором восьми сенаторов (пять - по рекомендации премьер-министра, два - по рекомендации лидера оппозиции, один - по рекомендации Консультативного совета) и Палата Представителей из 30 депутатов, избираемых всеобщим голосованием.
Правительство во главе с премьер-министром ответственно перед парламентом. Генерал-губернатор назначает премьер-министром лидера партии парламентского большинства. (А. К.)

БЕЛЬГИЯ (Королевство Бельгия) - государство в Западной Европе. Образовано в 1830 г. Член-учредитель Общего рынка и Европейского Сообщества (ныне - Европейского Союза). Столица - г. Брюссель. По новой редакции (1990, 1993 гг.) Конституции Б. от 7 февраля 1831 г. - федеративное государство. По Эгмонтскому пакту 1977 г. страна разделена на три культурно-лингвистических сообщества - фламандско-говорящее; французско-говорящее; гарантированы также права 1% немецко-говорящего населения; а также на 3 региона: Фландрию, Валлонию и Брюссель. Сохранено прежнее административное деление страны: 10 провинций.
По форме правления Б. - конституционная наследственная монархия." Без согласия парламента король не вправе назначить себе преемника в случае отсутствия мужского потомства. С 9 августа 1993 г. "Король бельгийцев" (официальный титул) - Альберт II, сменивший скончавшегося Бодуэна I. Конституция 1831 г. провозглашает принцип разделения властей, причем законодательная власть осуществляется Королем и парламентом, исполнительная - Королем и правительством, судебная - судами.
Парламент Б. - двухпалатный. Срок полномочий обеих палат - 4 года. Согласно поправкам 1994 г. к Конституции, верхняя палата - Сенат - состоит из 71 сенатора (вместо прежних 184), из которых 40 избираются всеобщим голосованием, по 10 сенаторов из состава Фламандского совета и Совета Французского сообщества, 1 - из Совета Германоязычного сообщества, 6 кооптируются избранными сенаторами-фламандцами, 4 - сенаторами-валлонцами. Кроме того, в состав Сената могут по праву входить члены королевской семьи. Палата представителей состоит из 150 депутатов (вместо прежних 212), избираемых всеобщим прямым голосованием по пропорциональной системе. Правом законодательной инициативы обладают депутаты обеих палат и правительство. Спецификой законодательного процесса является необходимость одобрения законопроекта, особенно относящегося к сфере национальных или языковых проблем, "специальным большинством" (не менее двух третей) присутствующих от каждой лингвистической группы, французской и фламандской. Правительство - Совет Министров, включая премьер-министра - назначается Королем. Он же отправляет отдельных министров или все правительство в отставку. Однако Конституция требует, чтобы правительство пользовалось доверием парламента (если программа вновь образованного правительства не получает одобрения хотя бы одной из палат, оно должно уйти в отставку). Помимо этого, при формировании правительства требуется соблюдение пропорций между представителями фламандской и валлонской частей.
Хотя Король и назначает министров, ни один королевский акт не имеет силы без контрассигнации несущего ответственность за исполнение этого акта министра. Решения, подготовленные правительством, принимают форму королевского указа или министерских декретов; Конституция дает правительству широкие законодательные полномочия, причем представляемые правительством законопроекты принимаются в парламенте по упрощенной процедуре.
Роль верховной судебной инстанции отводится Кассационному суду, состоящему из 25 судей. В пяти крупнейших городах действуют апелляционные суды, рассматривающие жалобы на постановления трибуналов первой инстанции по гражданским, уголовным делам и на решения коммерческих трибуналов, а также апелляционные суды по трудовым спорам, рассматривающие жалобы на решения трибуналов первой инстанции по трудовым спорам. Трибуналы первой инстанции функционируют в каждом из 26 судебных округов.
В 1988 г. Арбитражный суд получил функции Конституционного суда, осуществляющего контроль за соблюдением конституционных прав как отдельных граждан, так и национально-лингвистических сообществ и меньшинств.
Назначение на все судейские должности производится Королем по представлению Министерства юстиции из числа дипломированных юристов не моложе 30 лет.
(А. К.)

БЕНИН (Республика Бенин, до 1975 г. - Дагомея, в 1975-1990 гг. - Народная Республика Бенин)- государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 1 августа 1960 г. Столица - г. Порто-Ново.
Административное деление: 6 департаментов, которые делятся на округа.
Форма правления - республика.
В результате военного путча 1972 г. в стране был установлен "народно-демократический режим", в качестве государственной идеологии провозглашен марксизм-ленинизм,что было закреплено Конституцией 1977 г. С 1989 г. руководство страны, лишившись помощи социалистических стран, отказывается от марксизма-ленинизма. 2 декабря 1990 г. на всенародном референдуме принята новая Конституция, парламент распущен, создано правительство переходного периода.
Глава государства - Президент - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. 28 марта 1995 г. проведены парламентские выборы. Парламент страны - Национальное Собрание - состоит из 83 депутатов, избираемых на 4 года.
Президент является одновременно и главой правительства, которое формируется им и подотчетно ему.
В стране действует Конституционный Суд.
С 1990 г. разрешена деятельность различных политических партий. {А. К.)

БЕРМУДСКИЕ ОСТРОВА - самое старое (с 1684 г.) британское владение в Вест-Индии. Административный центр - г. Гамильтон.
Состоит из 380 островов и рифов.
На 15 августа 1995 г был назначен референдум о предоставлении независимости, который фактически был сорван из-за бойкота оппозиции.
С 8 июля 1968 г. действует Конституция (с поправками 197:3 и 1979 гг.).
Главой государства является британская Королева, представленная генерал-губернатором, имеющим до провозглашения независимости исключительную компетенцию в вопросах внешней политики, обороны, внутренней безопасности и полиции.
Законодательным органом является двухпалатный парламент. В Сенат назначаются 11 сенаторов (три - непосредственно по инициативе генерал-губернатора, пять - по рекомендации лидера оппозиции). В Палату собрания всеобщим голосованием избираются 40 депутатов.
В правительство, премьер-министром которого назначается лидер парламентского большинства, входят не менее шести членов парламента. (А. К.)

БИКАМЕРАЛИЗМ - создание двух палат в парламенте государства (см.: Двухпалатная система (структура).
(С. А.)

БИЛИНГВИЗМ - использование в государстве (в работе парламента, исполнительной власти, иных органов) двух языков, являющихся равными и имеющих одинаковый государственный статус (статус государственных, или официальных, языков). Лицо вправе выступать в соответствующих органах на предпочтительном для него языке, при этом обеспечивается перевод его выступления на другой язык, если он непонятен слушателям. На любом из этих языков могут быть также поданы документы, заявления, ходатайства и т. д. Использование нескольких языков имеет место в таких странах, как Бельгия, Швейцария и др. Кроме того, во многих странах двуязычие применяется в местностях с национальными меньшинствами. В ряде бывших республик Союза ССР, ставших независимыми государствами, на первом этапе государственными языками были объявлены национальный и русский языки. Однако затем государственным языком был сделан только национальный язык, хотя в ряде республик гарантируется применение русского языка во всех официальных учреждениях.
В Российской Федерации о своеобразном Б. можно говорить применительно к республикам в составе РФ. Согласно ст. 68 Конституции РФ, государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Вместе с тем республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наравне с государственным языком РФ.
(С. А.)

БИЛЛЬ - наименование закона (законопроекта) в Великобритании, США. (С. А.)

БИНОМИНАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - см: Избирательный округ.
БИПАТРИД - лицо, обладающее гражданством (подданством) двух государств (см.: Двойное гражданство). (С. А.)

БИРМА - см.: Мьянма.
БЛОК - в политико-государственном аспекте объединение государств, партий, движений для достижения определенных целей и совместных действий в этом направлении. (С. А.)

БЛОК ГОСУДАРСТВ - международно-правовое объединение государств, как правило, с военно-политическими целями. Государства, создавая свои объединения, предпочитают именовать их "договорами", "союзами" и т. п. Характеристика объединения государств как "блока" обычно имеет место в специальной литературе и периодике. Например, НАТО - Организация Североатлантического договора - называется средствами массовой информации Североатлантическим блоком.
(С. А.)

БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ - объединение двух и более избирательных объединений с целью участия в выборах посредством выдвижения кандидатов в депутаты или кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности и борьбы за их избрание способами, установленными законодательством.
Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются:
участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов РФ, а его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования.
Если общественное объединение входит в состав Б. и., оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой Б. и.
Избирательные объединения и Б. и. создаются с учетом уровня выборов. Например, на выборах депутатов Государственной Думы избирательными объединениями могут стать общероссийские политические общественные объединения. Соответственно они и образуют Б. и.
Чтобы создать Б. и., согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы от 2 июня 1999 г., каждое избирательное объединение сначала принимает решение о необходимости его образования и вхождении в блок (с указанием наименований тех избирательных объединений, с которыми предполагается создать Б. и.). Затем принимается совместное решение избирательных объединений о создании Б. и., подписываемое их представителями. Далее следует зарегистрировать Б. и. в Центральной избирательной комиссии РФ. Для этого представляются протоколы съездов (конференций) избирательных объединений с решениями о вхождении в Б. и., совместное решение избирательных объединений о создании блока и другие документы, указанные в Законе. Только с регистрацией ЦИК РФ Б. и. считается созданным и может участвовать в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы.
Важнейшие права и возможности Б. и.: выдвигает избирательный список по федеральному избирательному округу и кандидатов в депутаты Государственной Думы по территориальным избирательным округам; направляет своих представителей в избирательные комиссии, которые участвуют в работе комиссий в качестве их членов с правом совещательного голоса; имеет право вести предвыборную агитацию в пользу своих кандидатов; вправе финансировать в определенных размерах избирательную кампанию своих кандидатов в депутаты; направляет в день выборов своих наблюдателей в участковые избирательные комиссии.
Сходные статус и права имеют Б. и. по Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г. Возможность и порядок создания Б. и. на региональных и муниципальных выборах, их права определяются законодательством субъектов РФ.
(С. А.)

БОЛГАРИЯ (Республика Болгария) - до 1990 г. была "народной республикой". После отставки Т. Живкова и отмены упоминания в Конституции о руководящей роли коммунистической партии парламент выработал новую Конституцию, вступившую в силу 12 июля 1991 г. Она заменила Конституцию 1971 г. Конституцией 1991 г. Б. провозглашается демократической республикой. Нынешняя Конституция воспроизводит ряд положений Тырновской Конституции 1879 г. Столица - г. София.
Административное деление: 9 областей (в том числе София), которые разделены на общины.
Глава государства - Президент - избирается на 4 года всеобщим голосованием с правом переизбрания еще на один срок. Одновременно избирается вице-президент.
Парламент - Народное Собрание - однопалатный, состоит из 240 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим прямым голосованием. В случае принятия новой Конституции, решения вопроса об изменении территории или формы государственного устройства и управления страной по решению Народного Собрания избирается Великое народное собрание из 400 народных представителей, полномочия которого прекращаются после принятия решения, для которого оно созывалось.
Правительство по поручению Президента формируется лицом, предложенным на пост премьер-министра партией, располагающей наибольшим числом мест в законодательном органе. В случае неудачи этих попыток Президент предлагает Народному Собранию самому избрать кандидатуру на должность премьер-министра.
По новой Конституции существует Высший судебный совет, назначающий судей всех уровней. В то же время Президент назначает одну треть судей Конституционного суда, а по представлению Высшего судебного совета - председателя Кассационного суда и председателя Высшего административного суда. (А. К.)

БОЛИВИЯ (Республика Боливия) - государство в Южной Америке. Независимость провозглашена 6 августа 1826 г. Столица - г. Ла-Пас.
Административное деление: 9 департаментов, 98 провинций. Форма правления по Конституции 13 августа 1994 г. - республика. После длительного периода военных путчей и революционной партизанской войны в 1982 г. с приходом к власти Президента X. С. Суазо (кандидата левых сил) политическая ситуация стабилизируется.
Глава государства - Президент - избирается Национальным конгрессом сроком на 4 года. Одновременно избирается и вице-президент.
Парламент - Национальный конгресс - состоит из двух палат: Сената (27 сенаторов, избираемых на 4 года) и Палаты депутатов (130 депутатов, избираемых также на 4 года).
Исполнительная власть осуществляется Президентом и правительством.
Судебная система строится по вертикали: Верховный суд, окружные суды, участковые суды. (А. К.)

БОЛЬШИНСТВО - понятие, используемое в конституционном праве в связи с проведением различных голосований. Различаются категории абсолютного, простого, относительного и квалифицированного Б.
В избирательном праве: абсолютное Б. - это избрание депутата или должностного лица при условии получения им 50% плюс один голос от общего числа избирателей, включенных в избирательные списки; простое Б. - получение кандидатом более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Чаще всего сами выборы считаются при этом состоявшимися, если на избирательные участки пришло не менее половины избирателей, внесенных в избирательные списки ("не менее половины" означает 50%; избирателей и более). Таким образом, простое Б. в данном случае означает, что победитель получил 2590 плюс один голос от общего числа избирателей (правило простого Б. действует, например, при выборах Президента РФ); относительное Б. - получение победившим кандидатом большего числа голосов по отношению к своим соперникам ("относительно" конкурентов, откуда и происходит наименование данного вида Б.). Принцип относительного Б. применяется при выборах в Государственную Думу по территориальным избирательным округам - победителем считается тот кандидат в депутаты, который получил голосов больше, чем его соперники (насколько конкретно - не имеет значения); сами выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей; квалифицированное Б. - избрание депутата или должностного лица наиболее высоким числом голосов избирателей (например, 2/3, 3/4 и т. д.) от общего числа избирателей, включенных в списки, или от числа избирателей, принявших участие в голосовании, При принятии законов и иных актов в парламенте те же термины имеют следующие значения: абсолютное Б. - принятие решения парламентом или его палатой большинством голосов от общего числа депутатов (т. е. 50% плюс один голос), установленного Конституцией. В Государственной Думе возникал вопрос о том, считать ли общее число депутатов по числу фактически избранных депутатов. Однако по запросу Государственной Думы Конституционный Суд РФ постановлением от 12 апреля 1995 г. дал толкование ряда статей Конституции РФ и определил, что под общим числом депутатов надо понимать их конституционное число - 450. Абсолютное Б. требуется при принятии парламентом или палатой законов или иных решений по вопросам их материальной компетенции; простое Б. - принятие решения парламентом или палатой большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов (естественно, при условии, что имеется кворум для проведения заседания) или даже большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в данном голосовании; такое Б. чаще всего требуется при принятии решений по процедурным вопросам; относительное Б. - определение путем голосования предпочтения по тому или иному варианту разрешения возникшего вопроса. Например, Регламент Государственной Думы предусматривает несколько видов голосования, где результат определяется по числу голосов, поданных за один из нескольких обсуждаемых вариантов: рейтинговое (депутаты последовательно голосуют по предложенным вопросам, при этом видно, какой из них какую поддержку имеет); альтернативное (голосование только за один из вариантов поставленного вопроса); качественное (то же альтернативное голосование, но с оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из вариантов -"очень плохо", "плохо", "удовлетворительно", "хорошо", "очень хорошо"); квалифицированнос Б. - принятие парламентом или палатой решения большим числом поданных за него голосов. Например, если Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой закон, а она не согласна с решением Совета Федерации, то при повторном голосовании закон должен получить не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если Президент наложил вето на принятый палатами Федерального Собрания закон, а они настаивают на своей редакции, при повторном голосовании и в Государственной Думе, и в Совете Федерации закон должен получить не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Квалифицированное большинство требуется при принятии федеральных конституционных законов - не менее 3/4 в Совете Федерации и не менее 2/3 в Государственной Думе.
ГС. А.)

БОЛЬШИНСТВО ПАРЛАМЕНТСКОЕ - см.: Парламентское большинство.
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА (Республика Босния и Герцеговина) - бывшая республика в составе Югославии. Независимость признана 5 апреля 1992 г., после чего государственность фактически была разрушена войной. Столица - г. Сараево. По Конституции, разработанной в ноябре 1995 г. в Дейтоне (США) на переговорах по мирному урегулированию на Балканах и по Парижским мирным соглашениям от 14 декабря 1995 г., Б. и Г. состоит из двух "общностей": мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины, провозглашенной 18 марта 1994 г., и Республики Сербской, созданной 7 апреля 1992 г. Сохраняется гражданство каждой из общностей, равно как и общее гражданство Б. и Г. Ограниченный круг полномочий центрального правительства (международные отношения, внешняя торговля, таможенная политика, денежная эмиссия, финансирование центральных институтов власти и международных обязательств), реально весьма слабо обеспеченных, дает основание характеризовать Б. и Г. как конфедеративное, близкое к унии, государственное образование. По "дейтонской" Конституции 1995 г. высшим коллегиальным органом власти является Президиум - Президентский совет из трех членов (босниец, хорват и серб), избираемых прямым голосованием от каждой национальной общины на два года на первый, переходный, период, а в дальнейшем - на четыре года. Фактический с декабря 1990 г. Президент Б. и. Г. Илия Изетбегович стал главой Президиума. Президиум назначает Совет Министров (состоящий из министра иностранных дел, министра внешней торговли и ряда других министров), ответственный перед парламентом. Состав Президиума и Совета Министров должен быть сбалансирован по национальному принципу.
Парламент страны - Парламентское собрание - задуман как двухпалатный. Палата народов состоит из 15 "делегатов" (две трети от Федерации и одна треть от Республики Сербской), избираемых депутатами парламентов обеих общностей. Палата представителей состоит из 42 депутатов: две трети избираются от территории Федерации, одна треть - от Республики Сербской прямыми всеобщими выборами. Полномочия Парламентского собрания ограничены принятием законов по узкому кругу компетенции Б. и Г., утверждением решений Президиума, голосованием бюджета Б. и Г. в рамках, определенных Конституцией, ратификацией международных соглашений и договоров республики. Важная роль отводится Конституционному Суду Б. и Г.: рассмотрение споров по толкованию Конституции между общностями, между центральными институтами власти; оценка конституционности решений, вытекающих из конституционного права каждой из двух общностей устанавливать ''параллельные привилегированные отношения" с соседними странами; проверка соответствия Конституции Б. и Г. конституций и законов каждой общности и т. д. Состав Конституционного Суда по "дейтонской" Конституции не имеет аналогов в мировой практике: четыре судьи назначаются Палатой представителей Федерации, два - Собранием Республики Сербской, три других - Председателем Европейского суда по правам человека по согласованию с Президентским советом, причем эти трое судей не могут быть гражданами ни Б. и Г., ни соседних государств. Судьи назначаются вначале на 5 лет, при этом они могут быть смещены до истечения срока их полномочий с общего согласия других судей. В дальнейшем этот срок может быть продлен. "Дейтонские" соглашения предусматривают также создание большого числа международных и смешанных комиссий (комитетов) по проведению выборов, по гражданским правам, по беженцам и т. д., что несомненно ограничивает суверенитет, каковым должна обладать Республика Б. и Г.
(А. К.)

БОТСВАНА (Республика Ботсвана) - государство в Южной Африке. До получения независимости от Великобритании 30 сентября 1996 г. именовалась как Бечуаналенд. Член Британского Содружества. Столица - г. Габороне.
Административное деление - 10 провинций.
Действует Конституция от 30 сентября 1966 г. (с последующими изменениями).
Форма правления - президентская республика. Б. - одна из немногих африканских стран с достаточно стабильным политическим режимом. Выборы президента и парламента на основе многопартийности проводятся регулярно.
Глава государства - Президент, избирается Национальным собранием сроком на 5 лет. Вице-президент назначается самим Президентом и входит в состав правительства.
Парламент - Национальное собрание - состоит из 45 депутатов, причем 40 избираются на прямых выборах всеобщим голосованием, четыре кооптируются Президентом, Генеральный прокурор является депутатом по праву. Срок полномочий депутатов - 5 лет.
Особенностью законодательной власти является созыв консультативного органа - Палаты вождей, состоящего из 15 вождей.
Исполнительная власть осуществляется президентом, вице-президентом и правительством, члены которого назначаются Президентом. (А. К.)

БРАЗИЛИЯ (Федеративная Республика Бразилия) - государство в Южной Америке. С 1500 г. - колония Португалии. Независимость провозглашена в 1822 г. Столица - г. Бразилиа.
Форма государственного устройства - федеративное государство, состоящее из 26 штатов, включая 3 бывшие федеральные территории и 1 федеральный столичный округ. Конституция предусматривает перечень вопросов, отнесенных к компетенции Союза, совместную компетенцию Союза, штатов и муниципалитетов, а также остаточную компетенцию штатов. Каждый штат имеет свою Конституцию, законодательное собрание, правительство во главе с губернатором, судебную систему. Федеральные территории имеют территориальную палату с консультативными функциями, администрацию и судебные органы. Их полномочия - меньшего объема, чем полномочия штатов. Достаточной автономией пользуются муниципалитеты, управляемые муниципальными советами и префектами.
Форма правления - республика. Действующая Конституция выработана Учредительным (Конституционным) Собранием с участием общественности и иностранных экспертов и принята в 1988 г. после 21 года (1964-1985 гг.) авторитарного правления военных, действует с поправками 1994 г. Конституция провозглашает разделение властей и предусматривает широкие полномочия Президента.
Глава государства - Президент, избирается всеобщим голосованием сроком на 4 года. Одновременно избирается вице-президент. Возможно проведение второго тура, если в первом туре не получил абсолютного большинства ни один кандидат. Президент не может быть избран на второй срок.
Президенту принадлежит право вето на принимаемые законы, право назначения и увольнения федеральных министров, заключения международных договоров и соглашений с последующим уведомлением Конгресса, право введения осадного положения и так называемого федерального вмешательства (фактически введения президентского правления в штатах).
При Президенте действуют консультативные органы - Совет республики и Совет национальной обороны. В Совет республики входят по должности вице-президент, председатели обеих палат, лидеры парламентского большинства и оппозиции, министр юстиции, а также шесть бразильских граждан старше Зэ лет. В Совет национальной обороны, помимо вице-президента, председателей палат Конгресса, входят министры юстиции, планирования, внешних сношений, военные министры. Первый орган дает заключения по вопросам стабилизации демократических институтов, второй - по вопросам национальной безопасности и обороны. Президент вправе испросить заключения обоих Советов в случае необходимости введения состояния обороны, осадного положения или федерального вмешательства.
Президент может быть подвергнут импичменту: в случае присвоения им полномочий, принадлежащих, согласно Конституции, другим органам власти; за неисполнение законов; за посягательства на личные и социальные права граждан.
Законодательная власть --Национальный конгресс - состоит из двух палат. Федеральный сенат включает 81 сенатора, избираемых на 8 лет, по три сенатора от каждого штата и федерального округа. Верхняя палата обновляется каждые 4 года, сначала на одну треть, затем на две трети. Палата депутатов состоит из 513 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года: от каждого штата - пропорционально численности населения, а также по 3 депутата от каждой федеральной территории. Для избрания депутатов нижней палаты применяется пропорциональная система.
Особенностью законодательного процесса в Национальном конгрессе является рассмотрение законопроектов не только в порядке обычной законодательной инициативы депутатов или Президента, но и в порядке народной инициативы, вносимой в Палату депутатов не менее чем одной сотой частью национального избирательного корпуса, представляющего, как минимум, пять штатов.
Контрольные функции бразильского парламента выражаются в обсуждении и принятии представляемого Президентом бюджета, в контроле за законностью и эффективностью правительственных органов власти, а также других органов власти, обладающих властно-распорядительными полномочиями. Для осуществления контрольных полномочий при Национальном конгрессе образован Счетный трибунал, сообщающий парламенту о замеченных нарушениях и имеющий право налагать административное взыскание.
Национальный конгресс дает разрешение Президенту и вице-президенту покидать страну более чем на 15-дневный срок. Он также ратифицирует международные договоры и соглашения, разрешает проведение референдумов и плебисцитов.
Судебная федеральная система представлена Федеральным Верховным Судом, выполняющим функции конституционного контроля и функции суда первой инстанции при рассмотрении дел об уголовных преступлениях высших должностных лиц, а также Высшим трибуналом правосудия. Действуют также федеральные региональные трибуналы, выполняющие среди прочих функций и апелляционные функции. Гражданские и уголовные дела разбираются федеральными судьями. Имеются специализированные трибуналы и судьи по трудовым спорам и иным важным делам, а также избирательные трибуналы.
(А. К.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 167 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 30208

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close