Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:00
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) - государство в Западной Европе на Британских островах. Член Европейского Союза. Учредитель Британского Содружества. Столица - г. Лондон.
Составные части В.: Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер). В самостоятельные административные единицы выделены о. Мэн и Нормандские острова вблизи берегов Франции в проливе Ла-Манш. Англия и Уэльс делятся на графства и города-графства, Шотландия - на области. Северная Ирландия - на округа.
Писаной Конституции в В. нет. Неписаная Конституция, согласно традиции, состоит прежде всего из актов, принятых парламентом, - статутов; к источникам конституционного права относят также судебные прецеденты, конституционные обычаи и доктринальные источники. Статутное право составляют акты парламента по вопросам конституционного права, принятые в 1215 г., когда была провозглашена Великая хартия вольностей. К наиболее важным нормам статутного права относятся такие акты, как Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.), Закон о престолонаследии (1701 г.), Законы о парламенте (1911 и 1949 гг.), Акт о пэрах (1963 г.). Акт о палате общин (1978 г.), Акты о народном представительстве (1949, 1969, 1974, 1983 гг.), Акты о местном правлении (1972 и 1985 гг.) и др.
Форма правления - конституционная монархия. С 1952 г. Королевой является Елизавета II из династии Виндзоров. Глава государства - Король (Королева) - формально обладает большими полномочиями: созыв и роспуск парламента, назначение и смещение премьер-министра и членов правительства, других высших должностных лиц и судей, а также высших церковных иерархов, право вето на акты парламента, определение основных направлений внутренней и внешней политики в тронной речи при открытии парламента, объявление войны и мира, заключение международных договоров и т. д. Практически же все эти и многие другие полномочия Короля (Королевы) осуществляются правительством, которое несет ответственность за издаваемые монархом акты, поэтому все эти акты контрассигнуются премьер-министром.
Являясь главой Британского Содружества (49 государств), британский монарх признается главой 18 государств Содружества (Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны Карибского бассейна, некоторые государства Африки и Океании). По традиции он является также главой англиканской и пресвитерианской церкви.
Монархия - древнейший институт британского государства, лишь с 1649 по 1660 г. существовала республика Кромвеля.
Парламент В. - также один из древнейших в мире. Нижняя палата - Палата общин - избирается сроком на пять лет всеобщим голосованием на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 659 депутатов. Верхняя палата - Палата лордов - не избирается, членство в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы. В настоящее время в нее входят более 1100 лордов, баронов, пэров.
Важнейшая функция парламента - законодательная, реализуется в основном через постоянные и временные комитеты парламента. Правом законодательной инициативы пользуются как члены парламента, так и члены правительства (которые обязательно должны быть депутатами одной из палат), причем законопроекты правительства имеют приоритет и могут быть внесены в любое время. Законопроект проходит три чтения. Будучи одобренным Палатой общин в третьем чтении, он направляется в Палату лордов.
Предусмотрены также специальные законодательные процедуры: делегированное законодательство (постановления, издаваемые правительством на основании законов), рассмотрение финансовых законопроектов по так называемой финансовой процедуре и рассмотрение частных законопроектов, поданных в форме петиций.
Другая важнейшая функция британского Парламента - контроль над правительством. Согласно традиции и конституционным соглашениям, правительство формируется Парламентом и ответственно перед ним. Проводятся общие прения по политике правительства в виде так называемых предложении, вносимых обычно оппозицией, имеющей право на открытие подобного обсуждения, на которое выделяется 20 дней в сессию. Широко практикуются парламентские вопросы правительству как письменные, так и устные ("час вопросов" транслируется по телевидению). Парламентская проверка расходования правительством уже утвержденных Парламентом денежных средств проводится Комитетом по публичной отчетности (15 членов), которому оказывает содействие и предоставляет необходимую информацию Национальное ревизионное ведомство (более 900 ревизоров). Доклады Комитета ежегодно обсуждаются Палатой общин.
Правительство формируется после парламентских выборов лидером партии, получившей парламентское большинство в Палате общин. По рекомендациям премьер-министра Королева назначает остальных членов правительства. Премьер-министр и основные министры входят в Кабинет (18-25 членов правительства), состав правительства - шире и может доходить до 100 человек, включая государственных министров и парламентских секретарей.
Разработкой основных законопроектов, деятельностью государственного аппарата, определением внешней и внутренней политики руководит Кабинет. Правительство широко пользуется не только своим правом законодательной инициативы, но и правом издавать подзаконные акты и акты делегированного законодательства.
Судебная система несет на себе печать вековых традиций и особенностей британской правовой системы. Высшей судебной инстанцией Соединенного Королевства является Палата лордов, от имени которой дела рассматриваются судом Палаты лордов, состоящим из возглавляющего его лорда-канцлера, ординарных лордов по апелляциям и пэров, занимавших в прошлом судебные должности. Палата лордов принимает к рассмотрению апелляции на постановления по гражданским и уголовным делам (для Шотландии - только по гражданским).
Верховный суд Англии и Уэльса включает в себя: Апелляционный суд (с гражданским и уголовным отделениями), Высокий суд (с несколькими специализированными отделениями и иными составными частями), Суд короны (суд присяжных для наиболее серьезных преступлений, а также апелляции на приговоры нижестоящих судов). К судам, в которых рассматривается основная масса дел, относятся суды графств (в которых рассматриваются гражданские дела) и магистратские суды (в которых рассматриваются без присяжных уголовные дела).
Существуют также специализированные суды (трибуналы): промышленные трибуналы, апелляционные суды по трудовым спорам.
Судебная система Шотландии, присоединенной к Соединенному Королевству в 1707 г., отличается от английской. Высшей инстанцией по уголовным делам остается Высокий суд юстицинариев в Эдинбурге. Высшей судебной инстанцией по гражданским делам является Сессионный суд. Систему низших судов образуют шерифские суды и окружные суды.
Высшей судебной инстанцией Северной Ирландии является Верховный суд Северной Ирландии, включающий в себя Высокий суд, Апелляционный суд и Суд короны с функциями, аналогичными функциям высших судов Соединенного Королевства.
Для судов колоний, доминионов и признающих суверенитет британской короны стран Британского Содружества высшей апелляционной инстанцией стал Судебный комитет Тайного совета, чьи решения по спорным вопросам носят рекомендательный характер.
Судебная система В. претерпевает некоторые изменения: так, в 1967 г. создана Служба парламентского уполномоченного по делам администрации, с 1983 г. создаются службы правовой помощи беднякам.
ВЕНГРИЯ (Венгерская Республика) - государство в Центральной Европе. Образовано в 1918 г. в результате распада Австро-Венгрии. Столица - г. Будапешт.
Административное деление: 19 областей (медье), к статусу которых приравнены Будапешт, Дебрецен, Мишкольц, Печ, Сегед, выделенные в отдельные административные единицы.
Действует Конституция в редакции от 1994 г.
Форма правления - парламентская республика. Президент избирается парламентом по представлению не менее пятидесяти депутатов. Срок исполнения полномочий - 4 года с возможностью переизбрания еще на один срок.
Парламент - Государственное собрание - избирается в составе 386 депутатов сроком на 5 лет. Имеет достаточно широкие полномочия, включая избрание высших должностных лиц государства, ратификацию международных договоров, приостановление действия любого декрета, изданного Президентом в условиях чрезвычайного положения.
Премьер-министр избирается парламентом. Кандидатуры министров предлагаются премьер-министром и назначаются на должность Президентом.
Конституционный суд В. обладает исключительным правом судебного надзора. Десять судей избираются депутатами парламента; из своего состава они избирают председателя сроком на 3 года с правом переизбрания. (А. К.)

ВЕНЕСУЭЛА (Республика Венесуэла) - государство в Южной Америке. Независимо с 5 июля 1811 г. Столица - г. Каракас.
Федеративное государство, состоит из 20 штатов, одного федерального округа, двух федеральных территорий и федеральных владений (острова в Карибском море). Каждый штат имеет губернатора и однопалатный парламент - Законодательную ассамблею.
Действует Конституция от 23 января 1961 г. Форма правления - республика.
Глава государства - Президент, избирается на 5 лет прямым всеобщим голосованием относительным большинством полученных голосов. Он может быть вторично переизбран только 10 лет спустя после окончания срока его предыдущих полномочий. Действующая Конституция предоставляет Президенту широкие полномочия: созыв парламента, назначение и смещение министров, объявление чрезвычайного положения, приостановление конституционных гарантий гражданских прав (мера, принятая Президентом Р. Кальдера на период с 27 июня 1994 г. по 4 июля 1995 г. "для выравнивания экономики" и "борьбы с коррупцией").
Двухпалатный парламент - Конгресс Республики - состоит из Сената (49 сенаторов, из них три пожизненных) и Палаты депутатов, 199 депутатов которой избираются всеобщим голосованием на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется Президентом, который возглавляет правительство и назначает министров.
Судебная система образуется Верховным судом, избираемым Конгрессом сроком на 5 лет, апелляционными и окружными судами. Верховные суды имеют также образующие федерацию штаты.
{А. К.)

ВЕРА - в праве данный термин используется при регулировании вопросов, связанных с обозначением отношения человека к религии.
Например, в Декрете СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 2 февраля (20 января) 1918 г. говорилось: "Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются" (п. 3).
В последующем для аналогичных ситуаций используются термины "верование". "вероисповедание", исповедование религии, принадлежность к религии. (С. А.)

ВЕРДИКТ - решение по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, принимаемое присяжными заседателями (см.: Заседатель присяжный) при разбирательстве дела судом с их участием. Он является основанием для постановления приговора судьей-профессионалом.
По действующему с 1993 г. российскому законодательству В. выносится присяжными заседателями самостоятельно, в отсутствие судьи-профессионала, председательствовавшего в ходе судебного заседания.
Обсуждение вопросов, которые ставятся перед присяжными заседателями, происходит при закрытых дверях. За обвинительный В. должно проголосовать не менее семи (из двенадцати) присяжных. Оправдательный В. считается принятым, если за него проголосовали как минимум шесть (из двенадцати) присяжных.
Оправдательный В. в любом случае обязателен для судьи, председательствующего при разбирательстве дела, и он обязан постановить оправдательный приговор. С обвинительным В. при определенных обстоятельствах он может не согласиться. В таком случае возможно, при наличии соответствующих предусмотренных законом оснований, прекращение производства по данному делу, вынесение оправдательного приговора или назначение нового судебного разбирательства с участием другого состава присяжных заседателей.
Объявляя свой вердикт, присяжные заседатели вправе высказать суждение о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения. Это суждение должно учитываться судьей-профессионалом при определении меры наказания, которая назначается лицу, признанному виновным в совершении преступления. (К. Г.)

ВЕРОВАНИЕ - слово, используемое в конституционно-правовых документах в сочетании с другими словами, в частности при закреплении гарантий прав верующих. Например, в ст. 52 Конституции СССР 1977 г., посвященной свободе совести как праву гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду, также говорилось: "Возбуждение вражды или ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается". (С. А.)

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - термин, посредством которого обозначается отношение человека к религии. Используется в современном конституционном праве России. Например, прежний Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г., регулировавший общественные отношения данной сферы, назывался "О свободе вероисповеданий". Конституция РФ 1993 г. гарантирует каждому свободу В. Более подробные правила содержит Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г. (см.: Свобода вероисповеданий). (С. А.)

ВЕРУЮЩИЕ - обобщенное поименование всех лиц, исповедующих какую-либо религию, используемое в праве, в том числе конституционном. (С. А.)

ВЕРХОВЕНСТВО - термин, применяемый в конституционном праве в нескольких значениях:
1) В. закона, т. е. более высокая юридическая сила акта, имеющего форму закона, по сравнению с другими нормативными правовыми актами, а в федеративном государстве - более высокая юридическая сила закона федерации перед законом субъекта федерации;
2) территориальное В. - невозможность изменения территории государства или территории субъекта федерации без его согласия.
В Конституции РФ оба аспекта В. отражены в ст. 4, согласно которой суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют В. на всей территории РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. (С. А.)

ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - понятие, используемое в конституционном праве. Конституция РФ 1993 г. говорит о том, что Президент РФ является В. Г. В. С. РФ (ст.87).
Одними из первых актов, вводящих в Российской Федерации пост В. Г. В. С. РФ, были Указы Президента РФ от 7 мая 1992 г. "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" и "О вступлении в должность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации". Затем положение о том, что В. Г. В. С. РФ является Президент РФ, было введено в Закон РФ "Об обороне" от 24 сентября 1992 г. А в Конституцию РФ положение о Президенте РФ как Верховном Главнокомандующем Вооруженными Силами РФ впервые было включено 9 декабря 1992 г.
Функции В. Г. В. С. РФ переплетаются с его действиями как Президента РФ. Конституция говорит о том, что Президент утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания, вводит на всей территории РФ и в отдельных ее местностях военное положение.
Согласно Федеральному закону "Об обороне" от 24 апреля 1996 г., Президент РФ (выступающий одновременно как В. Г. В. С. РФ) имеет обширные полномочия: он определяет основные направления военной политики РФ; утверждает военную доктрину РФ; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской федерации, объявляет общую и частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (согласно ст. 102 Конституции РФ, Совет Федерации утверждает соответствующий указ Президента), отдает приказ В. Г. В. С. РФ о ведении военных действий; вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении (пока не принят); принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по предназначению; утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны; утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; утверждает программы ядерных испытаний и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний; утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами I ранга) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, от соединения и выше; утверждает общевойсковые уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
утверждает положения о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов; утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны; утверждает планы размещения на территории РФ объектов с ядерными запасами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом; утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти; осуществляет иные полномочия в области обороны, предусмотренные законодательством.
В. Г. В. С. РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы В. Г. В. С. РФ, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. (С. А.)

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ - наименование высшего органа государственной власти СССР, союзных республик и автономных республик после 1936 г. (С. А.)

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР - высший орган государственной власти РСФСР по Конституциям 1937 и 1978 гг. После изменения названия государства (декабрь 1991 г.) - Верховный Совет Российской Федерации.
Депутаты ВС РСФСР избирались по территориальным избирательным округам сначала по норме представительства, охватывавшей определенную численность населения. В связи с ростом населения росло и число депутатов ВС РСФСР, поэтому было решено установить твердую численность ВС РСФСР. По Конституции 1978 г. он состоял из 975 депутатов.
Согласно ст. 104 Конституции, ВС РСФСР был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией РСФСР к ведению РСФСР. Его исключительными правами были: принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений, представление на утверждение ВС РСФСР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР, утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их исполнении, образование подотчетных ВС РСФСР органов. Законы РСФСР принимались либо ВС РСФСР, либо референдумом, проводимым по решению ВС РСФСР. ВС РСФСР проводил две сессии в год продолжительностью два-три дня. ВС РСФСР образовывал постоянные комиссии, которые работали в течение более длительного срока.
При конституционной реформе 27 октября 1989 г. ситуация в республике существенно изменилась. В качестве высшего органа государственной власти РСФСР был учрежден Съезд народных депутатов РСФСР, состоявший из 1068 депутатов. А ВС РСФСР определялся как орган Съезда, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР. Он формировался из числа народных депутатов РСФСР Съездом и был ему подотчетен (ст. 107).
Хотя в Конституции по-прежнему говорилось, что очередные сессии ВС РСФСР проводятся два раза в год, работать он стал постоянно - каждая сессия длилась по 3-4 месяца. Постепенно ВС РСФСР приобретал черты, характерные для парламента государства. Изменилась внутренняя структура ВС РСФСР - он стал двухпалатным. Совет Республики и Совет Национальностей равны по своему численному составу и равноправны. Численный состав палат исходил из параметров Совета Национальностей: в него входили 3 депутата от каждой автономной республики, 1 депутат от каждой автономной области и каждого автономного округа (всего от автономий - 63) и 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Таким образом, Совет Национальностей, как и Совет Республики, включал 126 депутатов. Вместе с Председателем ВС РСФСР, его первым заместителем и тремя заместителями ВС РСФСР состоял из 257 депутатов. Это позволило организовать работу депутатов на постоянной профессиональной основе.
ВС РСФСР стал основным законодательным органом, хотя отдельные законы принимал также и Съезд народных депутатов. ВС РСФСР также утверждал государственные планы экономического и социального развития РФ. государственный бюджет РФ и отчеты об их выполнении, осуществлял функции контроля в отношении других государственных органов. Вначале ВС РСФСР назначал Председателя Совета Министров РСФСР (утверждаемого Съездом), по предложению Председателя утверждал состав Правительства. С учреждением поста Президента у ВС РСФСР сохранилось право давать согласие на назначение Председателя Совета Министров.
Съезд и ВС РСФСР вели постоянную борьбу с Президентом РФ за усиление своих позиций, особенно в части формирования исполнительных органов и контроля за их деятельностью. В декабре 1992 г. в Конституции было установлено, что Верховный Совет РФ дает согласие на назначение не только Председателя Правительства, но и министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, безопасности. Закреплялась подотчетность Правительства не только Президенту, но и Съезду народных депутатов и Верховному Совету РФ. 21 сентября 1993 г. Президент прекратил деятельность Съезда и Верховного Совета.
По Конституции 1993 г. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ вообще не предусмотрены.
Парламентом РФ стало Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 210 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 24662

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close