17:01 СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА г. Новосибирск | 2010 г. Редакция: Мандрик Р.А. ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ - см.: Обсуждение. ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - один из основополагающих принципов избирательного права - права участия в выборах. Оно распадается на две возможности: избирать и быть избранным. Право избирать именуется активным избирательным правом, оно предоставляется гражданам РФ по достижении 18 лет, независимо от видов выборов. Право быть избранным называется пассивным избирательным правом. По некоторым выборам гражданин РФ имеет это право с 18 лет, но чаще - по достижении более старшего возраста (см.: Пассивное избирательное право). Согласно законодательству, гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ не имеют права участвовать в выборах депутатов и в референдумах. Однако Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. допускает участие иностранных граждан в выборах органов местного самоуправления и в местных референдумах, если заключены соответствующие международные договоры и в их развитие приняты федеральные законы, законы субъектов РФ. Для российских граждан законодательство исключает цензы, ведущие к ограничениям избирательного права, позволяя лишь некоторые ограничения по возрасту (см.: Избирательные цензы). Основанием для включения в список избирателей и предоставления возможности проголосовать является проживание на территории соответствующего избирательного участка. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, по Закону о гражданстве от 28 ноября 1991 г. может быть и паспорт, и иное удостоверение личности (ст. 10). Однако факт местожительства пока еще наиболее убедительно удостоверяет штамп прописки, хотя она и не предусмотрена по Закону РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. (вместо этого установлена регистрация гражданина по месту жительства). Гражданин, у которого в паспорте нет штампа прописки или регистрации, но он имеет место жительства на территории соответствующего избирательного участка, должен документально (например, ордер на квартиру, договор купли-продажи жилой площади и т. п.) подтвердить факт проживания. Тот же порядок распространяется на граждан РФ, прибывших из других государств, в том числе бывших республик СССР. Но прежде они должны доказать принадлежность к гражданству РФ. Гарантируя всеобщность избирательного права, российское законодательство позволяет участвовать в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ гражданам РФ, проживающим за пределами РФ или находящимся в длительных заграничных командировках. Тем, кто окажется в день выборов вне места своего жительства, обеспечивалось на выборах в Государственную Думу в 1995 г. досрочное участие в голосовании (системой конверта, в который запечатывался избирательный бюллетень), а на выборах 1999 г., а также выборах Президента РФ в 1996 г. - выдачей открепительных удостоверений, дающих право проголосовать по месту нахождения в день выборов. Не имеют права избирать и быть избранными в Российской Федерации: граждане, признанные судом недееспособными; граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Под гражданами, содержащимися в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, понимаются отбывающие наказание за совершение уголовного преступления. Следует пояснить, что в данном случае можно говорить не о лишении, а о приостановлении избирательных прав граждан. Причем - это временная мера; гражданин имеет возможность так называемого условно-досрочного освобождения из места лишения свободы. Впоследствии он считается отбывающим наказание условно, т. е. в случае повторного совершения преступления в течение определенного времени неотбытый срок по предыдущему приговору будет ему добавлен. И тем не менее сразу по освобождении из места лишения свободы гражданину дано право и избирать, и быть избранным. Кроме того. уголовное наказание с самого начала может быть не связано с лишением свободы (исправительные работы, штраф, условная мера). Эти лица и голосуют, и могут быть избранными. Для лиц, находящихся в таких местах лишения свободы, как следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, совершивших административные правонарушения, а также задержанных или арестованных по подозрению в совершении уголовного преступления и привлеченных к уголовной ответственности, но не взятых под стражу, закон не приостанавливает избирательных прав, т. е. они могут избирать и быть избранными. Администрация следственных изоляторов и изоляторов временного содержания представляет в участковую избирательную комиссию по месту своего нахождения список задержанных. Члены комиссии выезжают в это учреждение и организуют там голосование. (С. А.) ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ - начало исполнения полномочий в должности, на которую должностное лицо избрано или назначено. Для некоторых должностных лиц днем вступления в должность является день принесения присяги. Должностные лица, избираемые населением, для которых принесение присяги не предусмотрено, могут вступать в должность со дня официального объявления избирательной комиссией результатов голосования, со дня вручения удостоверения об избрании либо со дня, объявленного распоряжением избранного лица днем вступления в должность. Для назначаемых должностных лиц днем вступления в должность является день подписания постановления, указа или приказа об их назначении. (С. А.) ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СУДЕЙ - высший орган судейского сообщества, созываемый в соответствии со ст. 17 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. В его работе участвуют судьи, делегированные от всех судов, входящих в судебную систему РФ. На нем обсуждаются наиболее важные вопросы, отнесенные законом к ведению органов судейского сообщества. Он избирает Совет судей РФ, который в период между В. с. с. занимается проведением в жизнь их решений, и Высшую квалификационную коллегию судей. Первый В. с. с. состоялся в октябре 1991 г. (К. Г.) ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - обобщенное наименование подразделений государственных органов или органов местного самоуправления, обеспечивающих текущую повседневную деятельность органа, выполнение его функций и(или) функций его руководителей. Обычно к В. а. относятся канцелярии, приемные, общие и организационные отделы, управления делами, административно-хозяйственные отделы, секретариаты и помощники руководителей, отделы по связям с общественностью, аналитические центры, пресс-центры и т. п. (С. А.) ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ - начало действия нормативного правового акта. День В. в с. может быть оговорен либо общим правилом, либо в связи со вступлением в силу конкретного акта. В последнем случае он должен быть назван в данном документе, т. е. акт завершается статьей или пунктом, где сказано, что он вступает в силу со дня подписания либо с какой-то конкретной даты. Федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок В. в с. Акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер. вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной порядок введения его в действие. (С. А.) ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ - см.: Чтение. ВЫБОРНАЯ ДОЛЖНОСТЬ - должность в государственном аппарате или системе местного самоуправления, занимаемая в результате избрания либо населением, либо представительным органом государственной власти или местного самоуправления. В частности, это должности Президента РФ, президентов, губернаторов и глав администраций субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ. конституциями и уставами субъектов РФ, избираемых населением. Выборными являются должности глав городов, районов и других муниципальных образований, которые согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. избираются населением или соответствующим представительным органом местного самоуправления. Не относятся к числу выборных должности членов Правительства РФ (назначаются Президентом РФ), руководителей федеральных органов исполнительной власти (назначаются либо Президентом, либо Правительством РФ). Судейские должности тоже не являются выборными: судей высших федеральных судов (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ) назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ; остальных судей назначает Президент РФ.(С. А.) ВЫБОРНОСТЬ - один из способов образования и конституирования (внутренней самоорганизации) государственных органов и органов местного самоуправления, заключающийся в избрании депутатов населением, и соответствующих должностных лиц - населением или представительными органами. Например, депутаты Государственной Думы избираются населением, а Председатель ГД и его заместители избираются Думой путем тайного голосования. Другими способами могут быть формирование (например, верхняя палата Федерального Собрания РФ - Совет Федерации - формируется (состоит) из двух представителей от каждого субъекта РФ, одним из которых является руководитель представительного органа, другим - руководитель исполнительного органа власти) и назначение (например, весь состав Правительства РФ назначается Президентом РФ). В. применяется нередко в отношении руководителей государственных учреждений (например, ректоров вузов). В. - также характерный способ внутренней самоорганизации общественных объединении: их руководящие органы и лица избираются на съездах, конференциях, пленумах и иных коллективных мероприятиях. В акционерных обществах имеют место как В. руководящих органов, так и назначение управляющих и других руководящих лиц. На определенных этапах применялась В. судей районных и городских народных судов населением, затем - соответствующими или вышестоящими Советами народных депутатов, т. е. представительными органами государственной власти того времени. Однако затем В. судей уступила место назначению. В. применяется при избрании советов трудовых коллективов. (С. А.) ВЫБОРНЫЙ - изредка используемое понятие, синоним - ''депутат". ВЫБОРНЫЙ ОРГАН - государственный орган, орган местного самоуправления, общественный орган, создаваемый путем выборов населением или иным органом. (С. А.) ВЫБОРЫ - способ создания государственных органов, органов местного самоуправления, органов общественных объединений и др., состоящий в их избрании населением или иным органом. Чаще всего понятие В. применяется по отношению к избранию депутатов и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления. В. могут быть: прямыми - когда депутаты или выборные должностные лица избираются непосредственно населением. Например, прямыми являются В. депутатов Государственной Думы, Президента РФ. представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей исполнительной власти субъектов РФ; косвенными - когда население избирает выборщиков, а они избирают соответствующих лиц. Например, избиратели в США избирают выборщиков, а последние - Президента США. Большинство членов Совета Штатов - верхней палаты парламента Индии - избираются членами законодательных собраний штатов и союзных территорий. Своеобразными косвенными В. можно считать в Российской Федерации формирование верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации: членами СФ по должности становятся председатель представительного органа субъекта РФ, сначала избранный населением депутатом, а затем своими коллегами - на пост председателя, и избранный населением глава исполнительной власти субъекта; многостепенными - когда население прямо избирает депутатов только низовых представительных органов, а те избирают депутатов (делегатов) следующих по уровню представительных органов. Такими были, в частности, выборы в нашей стране в 20-30-е годы, когда население избирало депутатов сельских и городских Советов. Сельские Советы избирали делегатов на волостной съезд Советов, последний - делегатов на уездный съезд Советов. Городские Советы и уездные съезды Советов избирали делегатов на губернский съезд Советов. Последний избирал делегатов на Всероссийский съезд Советов - высший (верховный) орган государственной власти РСФСР. Многостепенные выборы применяются в некоторых зарубежных странах (например, в Китае вышестоящие собрания народных представителей, включая и Всекитайское, избираются нижестоящими собраниями народных представителей). (С. А.) ВЫБОРЩИК - гражданин, избираемый населением для того, чтобы избрать должностных лиц государства или местного самоуправления. В частности, избиратели в США избирают выборщиков, а последние - Президента США. (С. А.) ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ, НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ - часть избирательного процесса, в ходе которой различные общественные объединения, группы граждан и отдельные граждане выдвигают кандидатов, организуют сбор подписей в их поддержку и затем представляют кандидатов или их списки на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию. Покажем особенности выдвижения на примере выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ. 1. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов ГД от 2 июня 1999 г. право на выдвижение кандидатов в депутаты имеют: а) для выдвижения списков кандидатов, избираемых в ГД по федеральному избирательному округу (т. е. по пропорциональной системе), - избирательные объединения и избирательные блоки; б) для выдвижения кандидатов в депутаты по территориальному одномандатному избирательному округу - избирательные объединения, избирательные блоки или непосредственно граждане. Избирательными объединениями, согласно Федеральному закону "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., являются политические общественные объединения (политические партии, организации, движения). Цели этих объединений по ФЗ "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. (в редакции от 2 июля 1998 г.) - участие в политической жизни общества путем формирования политической воли граждан, в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. В качестве избирательного объединения Устав политического общественного объединения должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования в органе юстиции. Поскольку в выборах депутатов ГД участвуют общероссийские политические объединения, их уставы положено регистрировать Министерству юстиции РФ. Избирательный блок (см.: Блок избирательный) может образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями. Если избирательное объединение вошло в избирательный блок, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Решение о вхождении в блок принимается на съезде (конференции) общественного объединения. Избирательные блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем в 5-дневный срок после представления протоколов съездов (конференций) с решениями о вхождении в блок и совместного решения общественных объединений о создании блока, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений. Решение избирательного объединения или блока о выдвижении и федерального списка, и списка кандидатов по одномандатным округам принимается только тайным голосованием их съездов (конференций). Объединение, блок вправе выдвигать в список кандидатов, не являющихся членами соответствующих общественных объединений. Состав федерального списка и порядок размещения в нем кандидатов определяются самим избирательным объединением, блоком. Список можно полностью разбить на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или группам субъектов - с их указанием в списке). Вместе с тем в списке может быть его центральная часть - не более чем 18 кандидатов, не входящих в региональные группы. Если избирательное объединение, избирательный блок проходят 5-процентный барьер, депутатами становятся кандидаты из центральной части списка, а затем - представители из региональных групп. В региональную группу можно включать не только кандидатов, живущих в регионе: так, на выборах 1995 г. в региональных группах было много лиц, местом жительства которых является столица России. На выборах в ГД место жительства кандидатов юридического значения не имеет. Закон разрешает включать в федеральный список кандидатов, выдвигаемых тем же избирательным объединением, блоком в одномандатных округах. Общее число кандидатов по федеральному списку избирательного объединения, блока не может превышать 270 человек. Федеральный список и список кандидатов по округам представляются в Центральную избирательную комиссию РФ с приложением целого набора документов, в том числе заявлений от каждого кандидата о согласии баллотироваться и с указанием сведений о себе. ЦИК оставляет у себя оригиналы списков, а избирательному объединению, блоку выдает их заверенные копии. После получения копий начинается сбор подписей в поддержку избирательного объединения, блока, при этом каждый избиратель вправе ознакомиться с федеральным списком, который должен быть единым. Вносить изменения в состав и порядок размещения кандидатов в федеральном списке после его представления в ЦИК РФ нельзя, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидата (фамилия выбывшего кандидата исключается из списка, но не заменяется другой фамилией). Получив от ЦИК РФ копии двух своих списков (федеральный и кандидатов, выдвигаемых по одномандатным избирательным округам), объединение, блок начинают сбор подписей избирателей в поддержку соответственно федерального списка и каждого кандидата по округу. До получения списков от ЦИК РФ начинать сбор подписей запрещается. Так, в поддержку федерального списка на выборах 1995 г. и 1999 г. необходимо было собрать не менее 200 тыс. подписей (на выборах 1993 г. - 100 тыс.), причем в одном субъекте РФ - не более 14 тыс. (в 1995 г. - 7%, в 1993 г. - 15%) от требуемого общего числа. Для сбора подписей изготавливаются подписные листы по особой форме, установленной Законом. В каждом из них указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства первых трех кандидатов, возглавляющих федеральную часть списка, а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную часть списка. Любой избиратель вправе поддержать сколько угодно списков разных избирательных объединений, блоков, но в поддержку конкретного списка он может поставить свою подпись только один раз. В одномандатных округах избирательные объединения, блоки могут выдвигать своими решениями целые списки таких кандидатов по округам - но только по одному на конкретный округ, причем они могут быть как включены, так и не включены в федеральный список. Наряду с этим избирательный Закон разрешает каждому гражданину РФ, обладающему активным избирательным правом и достигшим 21 года, выдвинуть себя кандидатом в депутаты ГД. Кроме того, право выдвинуть кандидата в депутаты по одномандатному округу принадлежит также избирателям. Закон о выборах депутатов ГД 1995 г. добавлял - по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного округа, но разрешал выдвигать кандидатов не трудовым коллективам как таковым, а работникам в качестве избирателей округа. Закон 1999 г. оставил лишь указание о том, что право выдвижения кандидатов принадлежит гражданину (гражданам), обладающему (обладающим) активным избирательным правом на территории соответствующего избирательного округа. В окружную избирательную комиссию помимо уведомления о выдвижении его кандидатом, он направляет заявление о согласии баллотироваться и с указанием сведений о себе. После выдвижения кандидата по округу - и списком избирательного объединения, блока, и на собрании избирателей, и путем самовыдвижения - следует собрать в поддержку кандидата подписи избирателей в количестве не менее 1% от общего числа избирателей данного округа. На последних выборах сбор подписей облегчен: в 1993 г. он разрешался только по месту жительства, с 1995 г. - также и по месту работы, службы (в том числе и в воинских частях по согласованию с командирами), учебы избирателей и в общественных местах. Данные о себе избиратель вносит лично. Причем недействительны подписные листы с уже внесенными данными избирателей (т. е. составленные по данным отдела кадров, учебной части, домоуправления и т. п.), когда им остается лишь расписаться. Такие подписные листы не учитываются, так же как и подписи, сделанные карандашом либо подписи избирателей, не указавших необходимых данных. Каждый подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи (с указанием тех же данных), а также уполномоченным представителем избирательного объединения, блока, а при выдвижении избирателями округа - кандидатом в депутаты. После сбора подписей осуществляется регистрация кандидатов и их списков. Собрав необходимое число подписей в поддержку своего федерального списка, избирательное объединение, избирательный блок представляют не позднее 55 дней до дня выборов в ЦИК РФ: подписные листы в поддержку федерального списка; протокол об итогах сбора подписей избирателей; сведения об изменениях, происшедших в списке и в данных о каждом кандидате; сведения о размере и источниках доходов каждого кандидата; сведения об имуществе, принадлежащем каждому кандидату на праве собственности: первый финансовый отчет избирательного объединения, блока. Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения списка требованиям Закона о выборах в ГД и принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Любой вариант решения может быть обжалован в Верховный Суд РФ, жалоба рассматривается в течение пяти дней. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному округу непосредственно избирателями или избирательным объединением, блоком, также за 55 дней до дня выборов кандидат либо уполномоченный представитель объединения, блока представляют в окружную избирательную комиссию аналогичные названным выше документам: подписные листы, сведения об изменении данных о кандидате, сведения о его доходах и имуществе и т. д. Окружная избирательная комиссия осуществляет свою проверку в течение десяти дней со дня принятия документов и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Решение окружной избирательной комиссии может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию РФ или соответственно в Верховный Суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа. Жалоба рассматривается в течение пяти дней. 2. Согласно Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г., право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ имеют избирательные объединения, блоки и осуществляют его в том же порядке, как и при выдвижении федеральных списков при выборах в ГД. Кроме того, каждый гражданин РФ или группа граждан могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента РФ. Инициативная группа обращается в ЦИК РФ с ходатайством о ее регистрации. В своем ходатайстве она указывает фамилию, имя, отчество и другие данные своего кандидата на должность Президента РФ; фамилии, имена, отчества и другие данные членов инициативной группы. Как избирательные объединения, блоки, так и инициативные группы обязаны собрать в поддержку своего кандидата на должность Президента РФ не менее 1 млн. подписей избирателей. Сбор подписей производится по правилам, приведенным выше. В ЦИК РФ представляются: подписные листы; итоговый протокол; заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Президента РФ; декларация о доходах кандидата за последние два года, предшествующих году выборов. Документы представляются не позднее чем за 60 дней до дня выборов. ЦИК РФ проверяет соответствие порядка выдвижения требованиям Закона и не позднее чем за 50 дней до дня выборов принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Любое решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, жалоба рассматривается в течение трех дней, решение ВС РФ окончательно. Регистрация как завершающий шаг процесса выдвижения кандидатов имеет важное юридическое значение. Прежде всего только со дня регистрации начинается предвыборная агитация, до регистрации ни избирательные объединения, блоки, ни претенденты на депутатские мандаты заниматься этим не вправе. Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения может быть основанием для отказа в регистрации кандидатов, а также административной ответственности виновных лиц. Кроме того, только с регистрацией кандидаты получают право на использование части государственных средств на мероприятия по подготовке выборов (например, транспортные расходы). И лишь после регистрации у кандидатов возникают гарантии трудовых прав и личной неприкосновенности. (С. А.) Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |