17:02 СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА г. Новосибирск | 2010 г. Редакция: Мандрик Р.А. ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВА - мера административного взыскания (принуждения), применяемая по отношению к иностранцу и лицу без гражданства и выражающаяся в их высылке за пределы государственной границы данной страны. В Российской Федерации указанная мера предусматривается Законом СССР о правовом положении иностранных граждан 1981 г., сохраняющим свое действие до принятия аналогичного российского закона, и КоАП РСФСР. Согласно названному Закону, иностранный гражданин может быть выдворен за пределы государства, если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов других лиц; если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, таможенное, валютное или иное национальное законодательство. Решение о выдворении принимается компетентными государственными органами. Выдворяемое лицо обязано покинуть страну в срок, указанный в их решении. Уклоняющиеся от выезда лица подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке; при этом задержание допускается на срок, необходимый для выдворения. (С. А.) ВЫЕЗД ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - согласно ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Эта норма соответствует правилу, давно нашедшему отражение в общепризнанных нормах международного права. Например, согласно ч. 2 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., "каждый имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну". Аналогичные положения отражены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 12). В Российской Федерации принят Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 18 июля 1996 г. (с изменениями от 18 июля 1998 г. и 2 июня 1999 г.), регулирующий соответствующие вопросы. Закон устанавливает, что выезд из Российской Федерации граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами РФ. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется данным Законом. Документами, на основании которых осуществляются выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию наших граждан, признаются: паспорт (слова "заграничный паспорт" Закон не использует, вероятно. исходя из концепции, что для внутреннего потребления граждане должны получать "удостоверение личности", и только документ для заграницы называется "паспортом", как это принято во многих странах); дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Для оформления паспорта гражданин заполняет заявление установленного образца и представляет основной документ, удостоверяющий его личность; прилагаются личные фотографии и документы об уплате госпошлины или консульского сбора, а также об оплате стоимости бланка паспорта. Паспорт оформляется соответствующим государственным органом в срок не более 1 месяца со дня подачи заявления и выдается сроком на 5 лет. При наличии документально подтвержденных экстренных обстоятельств (тяжелая болезнь близкого родственника и т. п.) срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней. Заявление подается гражданином лично или через своего законного представителя. Гражданину РФ со дня его рождения и до достижения 18 лет паспорт выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, если иное не предусмотрено законом. Право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено, если он: 1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение на выезд - не более 5 лет со дня последнего ознакомления со сведениями, а при сохранении соответствующей степени секретности - не более 10 лет; 2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания их срока (остальные военнослужащие, кроме лиц, проходящих военную службу по призыву, могут выезжать за границу, но с разрешения командования); 3) задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда; 4) осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; 5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; 6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы. Решения об ограничении выезда по мотивам доступа к соответствующим сведениям могут быть обжалованы гражданином в Межведомственную комиссию при Правительстве РФ. Отказ гражданину РФ в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд. Несовершеннолетние граждане РФ выезжают за границу, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Если несовершеннолетний выезжает без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие указанных лиц на его выезд из РФ и согласие государства, которое он посещает, а если выезжает на срок более трех месяцев, согласие должно быть заверено также органами опеки и попечительства. Иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие на территории РФ на законных основаниях, имеют право свободного выезда из Российской Федерации. Их выезд может быть ограничен в случаях, если они: задержаны по подозрению в совершении преступления или привлечены в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда; осуждены за совершение преступления на территории РФ - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; не выполнили предусмотренных законодательством РФ обязательств по уплате налогов - до выполнения этих обязательств. (С. А.) ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ - один из органов судейского сообщества. Избирается тайным голосованием на Всероссийском съезде судей. Ее членами должны быть судьи, представляющие все суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В составе В. к. к. с. образуются секции из судей гражданских, военных и арбитражных судов, каждая из которых призвана решать большинство вопросов, связанных с организацией и деятельностью судов соответствующих подсистем судебной системы. На пленарных заседаниях В. к- к. с. должны решаться вопросы приостановления или прекращения полномочий председателей судов среднего звена и их заместителей, членов квалификационных коллегий судей; дачи согласия на возбуждение уголовных дел против судей, привлечения их к уголовной ответственности, заключения под стражу или привода (в том числе рассмотрение жалоб на решения нижестоящих коллегий). Остальные вопросы, подведомственные В. к. к. с., решаются на заседаниях секций (вопросы присвоения квалификационных классов, рекомендации на занятие должностей председателей судов среднего звена и их заместителей, их квалификационной аттестации и т. д.). Основными актами, регламентирующими организацию и полномочия В. к. к. с., являются Закон РФ "О статусе судей в Российской федерации'' от 26 июня 1992 г. и Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. (К. Г.) ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - понятие, использовавшееся конституциями советского периода развития нашего государства, т. е. Конституциями СССР, РСФСР, других союзных республик в составе СССР и автономных республик. В то время по общему правилу к числу органов государственной власти относили не все органы государства, а только представительные органы, т. е. органы, избираемые населением. В свою очередь органы государственной власти делили на две группы - В. о. г. в. и местные органы государственной власти. К В. о. г. в. конституции относили Верховный Совет СССР, Верховный Совет союзной республики (в РСФСР -Верховный Совет РСФСР), Верховный Совет автономной республики. Остальные Советы (краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов) были отнесены к местным органам государственной власти. С учреждением в 1988 и 1989 гг. Съездов народных депутатов СССР и РСФСР эти органы были отнесены к числу В. о. г. в. Смысл категории В. о. г. в. состоял в том, что эти органы призваны были занимать верховенствующее положение в государстве, им принадлежали ключевые полномочия. Кроме того, они были вправе принять к своему рассмотрению любые вопросы, отнесенные к ведению соответствующего государства, т. е. как бы изъять их из ведения того органа, на который полномочия возлагались для постоянного осуществления. Иные органы были подотчетны В. о. г. в., которые формировали состав этих органов и при необходимости могли отменить их акты. Действующая Конституция РФ не использует категории В. о. г. в., так как построена на концепции разделения властей и не предусматривает верховенствующего положения каких-либо органов в государстве. (С. А.) ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ - судебный орган, возглавляющий подсистему арбитражных судов. В соответствии с Конституцией РФ его основными функциями являются: осуществление полномочий высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, реализация в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за их деятельностью и дача разъяснении по вопросам судебной практики. ВАС РФ может выступать в роли двух судебных инстанций - первой инстанции и инстанции, осуществляющей проверку законности и обоснованности решений всех арбитражных судов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. По первой инстанции этот суд уполномочен рассматривать экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ; дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. ВАС РФ наделен также рядом других полномочий, в том числе полномочием обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, давать арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики, осуществлять организационное обеспечение деятельности этих судов, решать в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров. Ему принадлежит право законодательной инициативы. Основные структурные подразделения ВАС РФ - его Пленум, Президиум, судебные коллегии и судебные составы. При суде действуют Научно-консультативный совет и Совета председателей арбитражных судов. В суде формируется также квалификационная коллегия сулей ВАС РФ. Печатным органом ВАС РФ является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Общее руководство работой этого суда осуществляют Председатель и его заместители. Председатель ВАС РФ, его заместители и все судьи этого суда назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. (К. Г.) ВЫХОД ИЗ ГОСУДАРСТВА - предусматриваемое в некоторых федеративных государствах право выхода субъекта федерации из данного государства, т. е. отделения от него (право сецессии). Например, право выхода предусматривалось за союзными республиками в Союзе ССР. Отношение к данному праву неоднозначное. У него есть и сторонники, и противники. Однако в большинстве федеративных государств мира федеральные конституции не фиксируют права субъектов на выход из федерации. В Российской Федерации федеральная Конституция также не признает за субъектами РФ права на выход. Отдельные субъекты закрепили право выхода в своих конституциях, что не соответствует положениям Конституции РФ, которая гласит, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. (С. А.) ВЫХОД ИЗ ГРАЖДАНСТВА - один из способов прекращения гражданства государства. В соответствии с российским Законом о гражданстве 1991 г. выход из гражданства РФ может иметь место: а) по ходатайству гражданина - вопрос решается Президентом РФ (документы подаются на его имя через органы внутренних дел РФ, а для проживающих за границей - через дипломатические и консульские учреждения РФ); б) в порядке регистрации (по заявлению гражданина) - вопрос решается самими органами системы МВД РФ или МИД РФ (для проживающих за границей), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке. Срок рассмотрения ходатайства - не более 9 месяцев, заявления - 6 месяцев. Гражданство считается прекращенным со дня издания указа Президента РФ или принятия решения иным полномочным органом. Закон предусматривает ситуации, при которых ходатайство о выходе из российского гражданства может быть отклонено (т. е. может быть и не отклонено) и при которых выход из гражданства вообще не допускается. Согласно ч. 2 ст. 23 Закона, ходатайство о выходе из гражданства РФ может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом РФ. В ч. 3 ст. 23 Закона предусмотрено, что выход из гражданства РФ не допускается: а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. (С. А.) ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ - согласно ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, "гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию". Эта норма соответствует правилу, давно нашедшему отражение в общепризнанных нормах международного права. Например, согласно ч. 2 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ''каждый имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну". Аналогичные положения отражены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.12). Исходя из Конституции, гражданин РФ не может быть ограничен в праве на въезд в РФ, осуществляемый по действительным документам. Согласно Федеральному закону "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 18 июля 1996 г. (с изменениями от 18 июля 1998 г. и 2 июня 1999 г.) документы для выезда из РФ и въезда в РФ одни и те же: пас порт: дипломатический паспорт: служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). (См.: Выезд из Российской Федерации.) По упомянутому Закону иностранные граждане и лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за границей, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они: 1) при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств; 2) в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушили правила пересечения границы, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения; 3) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если: 1) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; 2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке, - в течение 5 лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение 1 года со дня выдворения в принудительном порядке; 3) они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством РФ, - до их представления; 4) они ходатайствуют о российской визе на срок более 3 месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата. (С. А.) ВЬЕТНАМ (Социалистическая Республика Вьетнам) - государство в Юго-Восточной Азии на полуострове Индокитай. До 1945 г. - протекторат Франции. 2 сентября 1945 г. провозглашена Демократическая Республика Вьетнам, правительство возглавил Хо Ши Мин. Франция, стремясь восстановить власть своего ставленника, "императора" Бао Дай, способствует развязыванию гражданской войны. В 1954 г. мир в стране восстановлен ценой раздела страны по 17 параллели (Женевское соглашение). Намеченные на июнь 1956 г. всеобщие выборы сорваны в 1955 г. переворотом на юге и провозглашением Республики Вьетнам со столицей в г. Сайгон. В ответ на севере провозглашена Демократическая Республика Вьетнам со столицей в г. Ханой. В 1960 г. создан Фронт освобождения Южного Вьетнама, началась многолетняя война, принявшая характер международного конфликта со вступлением в него американских войск. В соответствии с Парижскими соглашениями 1973 г. был начат вывод американских войск. 30 апреля 1975 г. пал Сайгон, вся территория Юга перешла под контроль Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам. 25 апреля 1976 г. в обеих частях Вьетнама состоялись выборы Национального собрания единого Вьетнама. 2 июля 1976 г. Национальное собрание провозгласило единое государство - Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ). Столица - г. Ханой. Административное деление: 52 провинции (тинь) и 3 города, выделенные в отдельные административные единицы (Ханой, Хошимин - бывший Сайгон - и Хайфон). Провинции делятся на уезды (хюен), уезды - на волости (са). Действует Конституция СРВ 1992 г. По Конституции высшим органом государственной власти и одновременно высшим законодательным органом является Национальное собрание СРВ. Оно избирает главу государства - Президента - и вице-президента сроком на 5 лет. Оно также вправе осуществлять контроль за всеми органами государственной власти. Национальное собрание состоит из 450 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, которого избирает Национальное собрание и утверждает Президент. Правительство несет ответственность перед Национальным собранием. (А. К.) ГАБОН (Габонская Республика) - государство в Центральной Африке. Независимость провозглашена 17 августа 1960 г. Столица - г. Либревиль. Административное деление: 9 провинций, которые разделены на округа. Форма правления - республика. По Конституции 1990 г. (с изменениями и дополнениями последующих лет, включая поправки, внесенные в апреле 1997 г.) Президент, являющийся главой государства и правительства, избирается всеобщим голосованием сроком на 7 лет с возможным переизбранием. Президент наделен широкими полномочиями. Согласно поправкам к Конституции, внесенным в апреле 1997 г., парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание состоит из 120 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим прямым голосованием. Сенат (91 сенатор) избирается коллегией выборщиков, состоящих из муниципальных и региональных советников. Формируемое Президентом правительство не ответственно перед парламентом. При правительстве и парламенте учрежден по французскому образцу Экономический и Социальный совет, дающий заключения по планам и проектам правительства, по законопроектам и социальным вопросам. Верховный суд, апелляционный суд и суды первой инстанции образуют судебную систему Г. Верховный суд осуществляет также конституционный контроль и контроль за проведением выборов. (А. К.) Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |