Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:07
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ГОСУДАРСТВО ФЕОДАЛЬНОЕ (а вместе с ним и право) исторически двумя путями приходит на смену рабовладельческому государству и праву. Первый путь - постепенное разложение рабовладельческого (экономического и социально-политического) строя и зарождение в его недрах зачатков феодального строя. Этот процесс происходил во всех рабовладельческих государствах и общественно-политических системах. Второй путь - постепенное развитие, а затем разложение первобытнообщинного строя и возникновение на его основе феодального строя. По этому пути, в частности, шло развитие государства и права у восточных и западных славян. Оно было связано с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельную аристократию, а эксплуатируемые соплеменники - в полностью зависимых от них крестьян.
В России Г. ф. существовало с IX по XIX век. Реформа 1861 г. отменила крепостное право.
Экономической основой Г. ф. является феодальная собственность на землю, составляющая также материальную основу взаимоотношений феодалов-земледельцев (помещиков) и крепостных крестьян. Наряду с феодальной собственностью существовала также единоличная собственность крестьян и ремесленников на орудия труда и на часть производимой ими продукции.
Социальная сущность Г. ф. заключалась в защите интересов феодалов, в установлении и сохранении их практически неограниченной власти. Выполняя волю и интересы феодалов, крепостническое государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри господствующего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоев населения.
Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политической надстройки, вассальной зависимости менее могущественных феодалов от более могущественных позволяли феодальному государству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану существующего экономического и социально-политического строя, сохранять социально-классовую солидарность феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти безраздельное господство в духовной сфере жизни феодального общества церкви, осуществлявшей на протяжении многих веков управление образованием и культурой.
Внешние функции Г. ф. соответствовали внешнеполитическому курсу господствующего класса, отражали характер его активности на международной арене, выступали как основные направления деятельности Г. ф. вовне. Эти функции состояли в захвате и ограблении феодальным государством чужих территорий, в установлении и поддержании торгово-экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападения извне.
Действовавшее право, особенно в раннефеодальный период, практически не ограничивало феодалов в вопросах ведения захватнических войн и присвоения чужих территорий. При подготовке и ведении войн каждый феодал опирался на помощь, получаемую от своих вассалов в виде живой силы, денег или оружия.
Внутренние и внешние функции Г. ф. осуществлялись с помощью органов, составляющих его государственный механизм. Его важнейшими составными частями являлись армия, феодальные дружины, полиция, жандармерия, военно-административный и судебный аппарат. Характерной чертой Г. ф. было соединение в одних руках земельной собственности и политической власти, аппарата управления хозяйством и отправления административных, фискальных, полицейских и судебных функций.
Сложный, непрерывно разраставшийся по мере развития феодального общества государственный механизм содержался за счет огромных налогов, различных штрафов, податей и пошлин, налагавшихся на ремесленников и городских жителей, за счет нещадной эксплуатации крепостных крестьян.
Наиболее распространенной формой правления Г. ф. была монархия - абсолютная и ограниченная (в России - сословно-представительная). Своеобразной формой Г. ф. была аристократическая республика. Она существовала лишь в отдельных странах и при этом распространялась на небольшую, относительно замкнутую территорию. В качестве примеров таких республик могут служить торгово-промышленные республики, существовавшие в некоторых городах России (Великий Новгород и Псков), Италии (Венеция, Флоренция и др.), Нидерландах, Германии и др.
Высшими органами власти и управления феодальных республик были городские советы, в состав которых входили в основном представители городской знати. Важнейшие рычаги власти и управления при республиканской форме правления феодального государства находились в руках богатой верхушки городского населения - духовенства, купцов, богатых ремесленников, помещиков-феодалов. Советы ведали всеми делами городов-республик: военными, торговыми, ремесленными и др.
Каждый город-республика имел войско, во главе которого нередко стоял приглашенный князь, городские трибуналы, ведавшие судебными делами, свой управленческий аппарат, обычаи и законы, территорию, суверенную власть и денежную систему. В Новгороде и некоторых других городах-республиках существовали также вече - собрания всех свободных горожан, на которых обсуждались и решались многие вопросы организации внутренней жизни и деятельности всего города-республики. Однако решающее слово в управлении государственными делами неизменно принадлежало советам феодальной аристократии в лице духовенства, купечества, зажиточных ремесленников и бояр. (М. М.)

ГРАЖДАНИН - в конституционном праве физическое лицо, официально принадлежащее (т. е. имеющее документальное подтверждение) к данному государству и обладающее его гражданством. У Г. возникает постоянная связь с данным государством. В силу этого он обладает полным объемом прав, свобод и обязанностей, предусмотренных конституцией. законами и иными нормативными правовыми актами государства.
Категория "гражданин" предполагает возможность лица участвовать в политической жизни данного общества у государства, управлении общественными и государственными делами, что не характерно для иных категорий физических лиц, находящихся на территории государства, - иностранных граждан и лиц без гражданства.
Наряду с категорией "гражданин" российская и мировая теории и практика выделяют категорию "человек", связывая с нею права и свободы, характерные для личности как физического существа и необходимые любому индивиду (т. е. не только гражданину данного государства, но и иностранному гражданину, и лицу без гражданства) для нормальной жизнедеятельности, например, право на жизнь, свобода личности, достоинство личности и др. В совокупности принято говорить об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.
Категория "гражданин" связана с категорией "государство". Это выражается не только в гражданстве. Г. имеет определенные права по отношению к государству (может требовать от него защиты своих законных интересов, обеспечения и создания условий для реализации прав и свобод) и обязанности перед государством. Государство обязано действовать в интересах Г., но вместе с тем оно вправе требовать от него определенного поведения и выполнения своих обязанностей. (С. А.)

ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА - форма коллективного волеизъявления граждан, посредством которой мнение определенной их группы доводится до компетентного государственного органа или органа местного самоуправления и требует его реагирования.
Чаще всего Г. и. реализуется посредством сбора необходимого числа подписей граждан либо принятием решения на собрании граждан по месту их жительства или работы.
В конституционном праве Г. и. рассматривается как один из консультативных институтов непосредственной демократии, то есть Г. и. побуждает соответствующий орган к рассмотрению поставленного вопроса. Например, согласно ст. 25 "Народная правотворческая инициатива" Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ 1995 г. население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Мнение населения, выраженное в порядке гражданской инициативы, не является обязывающим для органа. (С. А.)

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ - понятие, используемое в гражданском и конституционном праве, причем в несовпадающих трактовках.
В гражданском праве, как это следует из гл. 2 ГК РФ, "гражданскими правами и обязанностями" считаются имущественные права, а также личные неимущественные права субъектов гражданских правоотношений, в то время как в науке конституционного права понятием "гражданские права" (а также свободы и обязанности) обозначаются те права, которые относятся к сфере личной жизни и индивидуальной свободы граждан. Название "гражданские" обозначает с одной стороны их личный характер, т. е. принадлежность каждому гражданину, с другой стороны - то, что эти права и обязанности существуют в обществе определенного качественного состояния (оно именуется тогда "гражданским обществом").
Использование словосочетания "гражданские права и обязанности" в дан
ном понимании имеет место в литературе по конституционному праву и в публицистике. Однако в конституционном законодательстве РФ понятие "гражданские права" (а также свободы и обязанности) не используется.
Конституционно-правовое понимание "гражданских прав и обязанностей" опирается на трактовку видов прав, свобод и обязанностей граждан в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.). В соответствии с этими документами к числу гражданских прав можно отнести: право на жизнь, достоинство личности, свободу от принудительного или обязательного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение, право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, право покидать любую страну, включая свою собственную, право возвращаться в свою собственную страну, равенство перед судом, презумпцию невиновности, право на признание правосубъектности лица, право на защиту от произвольного и незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь человека, свободу мысли, совести и религии, право на защиту семьи со стороны общества и государства, право мужчин и женщин, достигших определенного возраста, на вступление в брак и создание семьи, право ребенка на меры защиты со стороны семьи, общества и государства и право на гражданство. Нормы о праве индивида владеть имуществом (она была включена еще во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.) в Международных пактах 1966 г. не содержится, хотя это - также одно из его гражданских прав. Таким образом, международные документы связывают гражданские права и свободы в большей мере с предпосылками и условиями личной жизни, неприкосновенности и свободы индивида, а не с его правами и возможностями, вытекающими из материальных сделок и действий соответствующих органов и должностных лиц. (С. А.)

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ - основной федеральный закон, призванный определять правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности(интеллектуальной собственности), регулировать договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному основному закону. Его Часть первая была принята 30 ноября 1994 г и вступила в действие с 1 января 1995 г., а Часть вторая - соответственно 26 января и 1 марта 1996 г.
Структура: Часть первая состоит из трех разделов ("Общие положения"; "Право собственности и другие вещные права"; "Общая часть обязательственного права"), включающих 29 глав. Часть вторая состоит из одного раздела ("Отдельные виды обязательств"), включающего 30-60 глав. Всего в обеих частях ГК РФ 1109 статей.
(К. Г.)

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР - федеральный закон, регламентирующий производство по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции. В настоящее время действует ГПК РСФСР, принятый 11 июня 1964 г., неоднократно изменявшийся и дополнявшийся впоследствии.
Основные структурные единицы (разделы): "Общие положения"; "Производство в суде первой инстанции";
"Производство в кассационной инстанции"; "Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу"; "Исполнительное производство"; "Гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства";
"Иски к иностранным государствам, судебные поручения и решения иностранных судов, международные договоры". (К. Г.)

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - общество, в котором существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности, все предпосылки для проповедования различных идеологических постулатов (граждане могут свободно выражать свои мнения, создавать для распространения своих взглядов различные, в том числе политизированные объединения), а также определенное единство индивидуальных и общественных (коллективных) интересов. И как общество заботится о каждом своем члене, так и индивид считается с общественными интересами.
С учетом такого понимания Г. о. в раздел о Г. о. проекта Конституционной комиссии в включены следующие вопросы: собственность, труд, предпринимательство; общественные объединения; воспитание, образование, наука, культура; семья; массовая информация. Однако в текст действующей Конституции 1993 г.категория Г. о. не включена.
Следовательно, Г. о. надо трактовать как обеспечение определенного уровня экономического, социального, организационного, духовно-нравственного, межличностного и информационного состояния общества. При наличии этих компонентов в совокупности можно говорить о том, что Г. о. существует. (С. А.)

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО - отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основной источник данной отрасли права - Гражданский кодекс РФ 1994 г., а также многочисленные законы и нормативные акты.
Гражданское законодательство (ст. 2 ГК) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Наиболее крупные блоки Г. п. - возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; граждане (физические лица) и юридические лица как участники гражданского оборота; сделки и представительство; право собственности и другие вещные права; обязательственное право, договор; авторское право; право наследования; семейное право и др. (С. А.)

ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - отрасль права, устанавливающая порядок разбирательства и разрешения судами (общей юрисдикции и арбитражными) гражданских дел, а также исполнения принятых ими решений (данная отрасль зачастую именуется также гражданским процессом). По общим правилам гражданского судопроизводства рассматриваются кроме того и споры, вытекающие из трудовых, семейных, административно-правовых отношений.
В последнее время по тем же правилам рассматриваются многие споры, вытекающие из конституционно-правовых отношений. Например, в судах общей юрисдикции оспариваются отказы в регистрации кандидатов в депутаты, иные решения избирательных комиссий, принимаются решения о снятии кандидатов с регистрации при нарушении ими закона, обжалуются отказы в регистрации общественных объединений, рассматриваются споры представительных и исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления о законности принимаемых актов и др. (С. А.)

ГРАЖДАНСТВО - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (преамбула Закона о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г.).
Г. - понятие, свойственное для государства с республиканской формой правления. Корреспондирующее Г. понятие в государстве с монархической формой правления (где есть царь, император, король и т. д.), - подданство. Понятия "гражданство" и "подданство" могут теоретически воплощать два разных состояния человека. Граждане - это практически свободные люди в свободном государстве - республике, сами решающие свои дела и управляющие собой. Подданный - человек, не принадлежащий только себе, а подчиненный воле другого человека - монарха, причем не обычного человека, а "божества" или "полубожества", стоящего -над всеми. Борьба за свободу в истории была зачастую и борьбой против королей, императоров, царей, за республиканское правление, считавшееся по-настоящему демократическим. Отсюда и отказ от подданства в пользу Г. Безусловно, история и нашей страны, и других стран показывает, что такую степень свободы, как у подданных в Великобритании, Швеции и других монархиях, имеют граждане далеко не каждой республики. Но научная традиция остается: если государство именуется республикой, оно имеет "гражданство", в монархиях же существует "подданство".
Г. РФ приобретается и прекращается в соответствии с указанным Законом 1991 г. (с изменениями от 17 июня 1993 и 18 января 1995 гг.). Имеется Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. (действует в редакции Указа от 27 декабря 1993 г.). Наряду с Г. РФ существует еще и Г. республик в составе РФ: им обладают граждане РФ, постоянно проживающие на территории данной республики. Ряд республик принял свои законы о Г.
Гражданин РФ не может быть лишен своего Г. или права изменить его (ст. 6 Конституции РФ). Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61 Конституции РФ).
С разрешения государства гражданин РФ может иметь Г. иностранного государства (см.: Двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.
Приобретение, прекращение и выход из Г. РФ осуществляются в соответствии с указанными Законом и Положением. (С. А.)

ГРАФСТВО - единица административно-территориального деления в ряде зарубежных стран. Например, в США Г. - основная единица всех штатов, за исключением Коннектикута и Род-Айленда. В одних штатах они подразделяются на низовые административно-территориальные единицы - тауншипы, в других - на тауны, являющиеся компактными городскими и сельскими общинами. Г. в основном охватывают сельские территории. Крупные городские поселения имеют статус муниципальных корпораций (сити, бороу, вил-лижис), в которых проживает две трети населения страны.
В Великобритании территория Англии и Уэльса делится на Г., которые, в свою очередь, делятся на округа. В Северной Ирландии также имеются Г. Шотландия делится на регионы, последние - на округа. (С. А.)

ГРЕНАДА - островное государство в архипелаге Малых Антильских островов. Независимость провозглашена 7 февраля 1974 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Сент-Джорджес. Административное деление: 7 районов.
В мае 1973 г. на конференции в Лондоне была выработана Конституция. Номинально главой государства является британская Королева Елизавета II, представленная генерал-губернатором.
Премьер-министр назначается генерал-губернатором с последующим утверждением парламента (обычно им становится лидер победившей на парламентских выборах партии).
Парламент - двухпалатный. В Сенате заседают 13 сенаторов, назначаемых генерал-губернатором. В Палате представителей - 15 депутатов, избираемых на всеобщих выборах сроком на 5 лет.
Премьер-министром правительства становится лидер партии, получившей большинство мест в парламенте. (А. К.)

ГРЕНЛАНДИЯ - остров в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах в Северной Америке. В XIII-XVIII вв. фактически принадлежал Норвегии. С 1814 г. (после расторжения норвежско-датской унии 1380 г.) по 1953 г. Г. была колонией Дании. В 1953 г. объявлена частью Королевства Дании. На референдуме 17 января 1979 г. большинством населения острова одобрен законопроект о расширении внутренней автономии Г.
Административный центр - г. Готхоб. Административное деление - 3 инспектората и 18 коммун.
На острове действует Конституция Дании (принята о июня 1953 г.). В компетенции Дании остаются вопросы внешней политики, обороны, валютных операций. Официальные языки - датский и эскимосский (гренландский).
Дания представлена на острове губернатором.
На основании Закона о внутренней автономии от 17 ноября 1978 г. законодательный орган - Ландсстинг (парламент), состоящий из 31 члена. Органы самоуправления в коммунах - муниципалитеты - избираются сроком на 4 года и имеют широкие полномочия.
Орган исполнительной власти - правительство (Ландсстюре) ведает внутренними вопросами острова. (А. К.)
ГРЕЦИЯ (Греческая Республика) - государство в Юго-Восточной Европе на Балканском полуострове и прилегающих островах. Столица - г. Афины.
Административное деление - 10 областей (области делятся на 51 ном). Особая административная единица - район Святой горы Афон.
Конституция принята 7 июня 1975 г. (вступила в силу 11 июня).
В результате военных переворотов и плебисцитов в течение XX в. несколько раз изменялась форма правления. По Конституциям 1952 и 1968 гг. Г. являлась конституционной монархией. Фактически после государственного переворота 21 апреля 1967 г. был установлен режим военной диктатуры, который 1 июня 1973 г. объявил об упразднении монархии и учреждении президентской парламентской республики. В результате внутренней политической борьбы, внешнего давления стран НАТО в июле 1974 г. военную диктатуру сменило гражданское правительство. На референдуме 8 декабря 1974 г. большинство населения высказалось за республиканскую форму правления.
По Конституции 1975 г. и поправкам к ней 1986 г. глава государства - Президент - избирается парламентом открытым голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Первоначально президент имел широкие полномочия: назначать и смещать премьер-министра, распускать парламент, налагать вето на принятые парламентом законы, объявлять чрезвычайное положение. Конституционные поправки 1986 г. ограничили полномочия президента, лишив его права смещения премьер-министра, права вето на принятые законы. Реализация права роспуска парламента возможно лишь в том случае, если отставка двух правительств подряд подтверждает отсутствие политической стабильности. Ограничено также право Президента объявлять референдумы. Право введения чрезвычайного положения передано парламенту.
Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов, избираемой путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Число депутатов колеблется от 200 до 300 человек. Сессия парламента длится не менее 5 месяцев. Часть законов принимается депутатами на пленарных заседаниях, часть - на секциях.
Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым партией, получившей большинство мест в парламенте; премьер-министром обычно назначается лидер партии большинства. В течение 15 дней после присяги и объявления своей программы правительство обязано поставить перед парламентом вопрос о доверии (впоследствии парламент может принять резолюцию порицания правительства либо отозвать доверие отдельным министрам или всему правительству). Министры образуют Совет министров. Кроме того, в состав правительства входят государственные секретари.
Верховный суд (Ареопаг) состоит из 55 судей, образующих 6 палат (четыре - по гражданским и две - по уголовным делам). Надзорные функции исполняет Прокурор Верховного суда. Он также поддерживает обвинения в судах через прокуроров при апелляционных судах и окружных прокуроров. Верховный суд является, в основном, апелляционной инстанцией. Существуют также специальные апелляционные суды. Гражданские и уголовные дела в первой инстанции рассматривают 60 окружных судов. Более 300 мировых судов (ряд из них - специализированные) рассматривают основную массу гражданских и часть уголовных дел (малозначительные преступления). Имеются также суды по делам несовершеннолетних и церковные суды.
Систему административной юстиции возглавляет Государственный совет, который вправе отменять принятые в нарушение закона административные акты. Существуют также административные и налоговые суды, чьи решения могут быть обжалованы в Государственный совет.
Финансовый суд, помимо рассмотрения дел, входящих в его компетенцию, выполняет функции контроля за расходованием государственных средств.
Функции конституционного правосудия, споры по толкованию Конституции и законов входят в компетенцию Особого верховного суда, в который входят судьи Верховного суда, Государственного совета и Финансового суда, а также известные специалисты в области права.
Координирующие функции выполняет Судебный совет, по рекомендации которого Президент республики назначает пожизненно всех судей, кроме судей церковных судов, входящих в юрисдикцию греческой православной церкви. (А. К.)

ГРУЗИЯ - в соответствии с Конституцией от 24 августа 1995 г. независимое, единое и неделимое государство, формой политического устройства которого является демократическая республика. Столица - г. Тбилиси.
Конституция Г. устанавливает возможность приобретения грузинского гражданства по рождению и путем натурализации, запрещает двойное гражданство. Не допускается лишение гражданства и выдворение из Г. гражданина Г.
В Конституции содержится традиционный набор норм об основных правах и свободах человека с некоторыми особенностями их формулирования и содержания. В Г. введен институт Народного Защитника, осуществляющего надзор за защитой прав и свобод личности, который избирается парламентом Г. сроком на 5 лет.
Государственная власть в Г. осуществляется на основе принципа разделения властей (ст. 5 Конституции Г.).
Высший представительный орган страны - Парламент Г., который осуществляет законодательную власть, определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, контролирует в установленных Конституцией пределах деятельность Правительства и осуществляет другие полномочия. Парламент избирается на основе всеобщих выборов сроком на 4 года и состоит из 235 членов (150 избираются по пропорциональной и 85 - по мажоритарной системе выборов).
Как говорится в ст. 4 Конституции Г., после создания на всей территории Г. надлежащих условий и формирования органов местного самоуправления Парламент будет состоять из двух палат - Совета Республики и Сената. Совет Республики формируется из членов, избранных по пропорциональной системе выборов. Сенат - из членов, избранных в Абхазии, Аджарии и в других территориальных единицах Г., а также назначенных Президентом Г. пяти сенаторов (как известно, вопрос о внутреннем устройстве Г. является сложным. В частности, несмотря на вооруженные действия Г. в отношении Абхазии, последняя остается фактически вне Г., хотя и обсуждается вопрос о ее вхождении в Г. как федеративное государство. В Конституции Г. говорится также о вхождении в состав Г. "бывшей" Юго-Осетинской автономной области, хотя последняя считает себя республикой).
Президент Г. является главой грузинского государства и главой исполнительной власти (ст. 69 Конституции Г.). Он направляет и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, обеспечивает единство и целостность страны, а также деятельность государственных органов в соответствии с Конституцией. Президент Г. является высшим ее представителем во внешних отношениях; заключает международные договоры и соглашения, ведет переговоры с иностранными государствами;
назначает с согласия Парламента членов Правительства - министров, освобождает их от должности; представляет Парламенту проект государственного бюджета; представляет Парламенту, назначает и освобождает от должности должностных лиц в случаях и порядке, определенных Конституцией и законом; в случае вооруженного нападения на Г. объявляет военное положение, при наличии соответствующих условий заключает мир и не позднее 48 часов вносит это решение на утверждение Парламента; объявляет чрезвычайное положение; вправе с согласия Парламента приостановить деятельность или распустить представительные органы самоуправления или территориальных единиц, если их действия создают угрозу для суверенитета, территориальной целостности страны, осуществления государственными органами своих конституционных полномочий; подписывает и публикует законы; обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено 3/5 списочного состава Парламента (если Президент не опубликовывает закон, его подписывает и публикует Председатель Парламента); на основе Конституции и законов издает указы и распоряжения; назначает выборы Парламента и других представительных органов и др. По требованию Парламента, не менее чем 200 тысяч избирателей или по собственной инициативе Президент Г. назначает референдумы по вопросам, определенным Конституцией и органическим законом.
Президент Г. избирается путем всеобщих выборов по традиционной двухтуровой системе сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд. Президентом может быть избран обладающий избирательным правом гражданин Г., достигший 35 лет, проживший в Г. не менее 15 лет и ко дню назначения выборов проживающий в Г.
Президент может быть отрешен от должности Парламентом в случае государственной измены, совершения других преступлений или нарушения Конституции. Нарушение Конституции должно быть подтверждено решением Конституционного Суда, а признаки преступлений - заключением Верховного Суда.
Президент после принесения присяги принимает отставку Правительства. В течение двух недель он обязан подобрать состав нового Правительства и представить его Парламенту. После обсуждения в соответствующих комитетах Парламент утверждает его большинством списочного состава. По предложению Президента Парламент утверждает структуру и порядок деятельности исполнительной власти.
Судебная власть в Г. осуществляется посредством конституционного контроля, правосудия и в иных формах, установленных законом. Созданы и действуют Конституционный Суд, Верховный Суд, Прокуратура Грузии.
Конституционный Суд Г. осуществляет судебную власть в порядке конституционного судопроизводства и состоит из 9 судей - членов Конституционного Суда: трех судей назначает Президент, трех - Парламент, трех - Верховный Суд. Срок полномочий судей - 10 лет. Повторное назначение невозможно.
К ведению Конституционного Суда относятся решения о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, высших органов власти Абхазии и Аджарии; споры по разграничению компетенции между государственными органами; вопросы конституционности создания и деятельности политических объединений граждан; споры, связанные с конституционностью референдумов и выборов; вопросы конституционности международных договоров и соглашений; рассмотрение на основании исков граждан нормативных актов, регулирующих вопросы основных прав и свобод граждан. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 210 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 32745

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close