Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:08
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ДЕКРЕТ - вид нормативных правовых актов, особенно распространенный в России в первые месяцы и годы после Октябрьской революции 1917 г. Д. принимали практически все высшие государственные органы: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК), Президиум ВЦИК и Совет Народных Комиссаров (Правительство) РСФСР. Д. всех этих органов имели силу закона (надо также иметь в виду, что термин "закон" тогда вообще не имел распространения, акты предпочитали именовать декретами или постановлениями).
(С. А.)

ДЕЛЕГАТ - член органов государственной власти в нашей стране в 20-30 гг. В то время применялась система многостепенных выборов (см.:
Выборы. Многостепенные выборы). Население избирало депутатов сельских и городских Советов. Все вышестоящие органы государственной власти именовались съездами Советов, на которые делегаты избирались соответственно Советами, а далее - нижестоящими съездами Советов. (С. А.)

ДЕЛЕГАЦИЯ - в наиболее частом употреблении группа лиц, направленная каким-либо органом для участия в переговорах, торжествах, иных мероприятиях. Но в конституционном праве Д. имеет другое значение: поручение (передача) одним органом другому рассмотрения и разрешения вопросов своей компетенции (на постоянной основе, на определенное время, на один раз). Отсюда выражение - Д. полномочий (см. также: Делегирование полномочий). (С. А.)

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИИ - то же, что и делегация полномочий (см.: Делегация). Проблема Д. п. приобрела остроту в особенности в ряде зарубежных стран в связи с передачей парламентами разрешения многих важных вопросов правительствам. Акты правительств по переданным вопросам получили в литературе наименование делегированного законодательства. При этом оппозиция часто выражает озабоченность: передавая вопросы исполнительной власти, парламенты тем самым ослабляют свои позиции в государстве и одновременно возвышают роль государственной администрации, что также не содействует развитию демократии в политической жизни.
Один из аспектов Д. п. - договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - см.: Делегирование полномочий.
ДЕЛИМИТАЦИЯ ГРАНИЦЫ - определение общего направления линии границы между государствами, осуществляемое в процессе переговоров их полномочных представителей. Линия обозначается на карте с составлением описания прохождения линии границы. Постановления о Д. г. включаются в договоры государств или соглашения по пограничным вопросам. Описание линии дается в отдельной статье документа или в приложении. Карта прилагается. В последующем осуществляется проведение границы на местности (см.: Демаркация границы). (С. А.)

ДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦЫ - следующий этап после делимитации границы: проведение границы между государствами на местности с обозначением ее пограничными знаками. Д. г. осуществляется представителями обоих государств с проведением съемки местности (топографической или аэрофотосъемки) и составлением топографической карты пограничной полосы. Одновременно устанавливаются пограничные знаки и определяются их координаты. Составляется протокол о Д. г., к нему прилагаются карта и схемы. Документы утверждаются компетентными органами соответствующих государств. (С. А.)

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА - обозначение существующей в данном государстве республиканской формы правления, при которой органы власти формируются народом или его представителями. Глава государства избирается либо непосредственно народом, либо парламентом, либо специальной коллегией выборщиков. Периодически назначаются новые выборы, что позволяет гражданам обновлять властные структуры, оказывая доверие другим партиям и движениям. При необходимости проводятся референдумы - всенародные голосования по важнейшим вопросам государственной жизни.
Д. р. - это также широкие общественно-политические права и свободы граждан: свобода слова, печати, собраний, манифестаций и др. Это позволяет гражданам участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждать проекты законов и другие важные вопросы жизни страны. В Д. р. существует общественный контроль за властными структурами, чтобы не допускать произвола и беззакония. (См. также: Демократия.) (С. А.)

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ - организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных объединений; наличие у населения права выбирать государственные органы и должностных лиц; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции; публичность и гласность деятельности государственных органов; режим законности и др. (См.: Демократия. Демократическая республика). (С. А.)

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ - один из принципов руководства государственными делами, проповедовавшийся в период советской власти. Нашел свое закрепление в ст. 3 Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г.: "Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело". Исключен из Конституции РФ 21 апреля 1992 г. (С. А.)

ДЕМОКРАТИЯ - понятие, широко распространенное в общественных науках. Как конституционно-правовая категория Д. включает в себя следующие элементы:
1) Такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами: и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять. Органы законодательной власти и руководящие лица системы исполнительной власти избираются народом и ответственны перед ним. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Таким образом, в конституционно-правовом аспекте Д. - это демократическое государство, имеющее необходимый набор институтов: действующие публично органы государственной власти; распределение между ними ответственности по принципу разделения властей, учет общегосударственных и территориальных, а также национальных интересов в управлении; избирательная система, дающая состязательность и конкуренцию, обеспечивающая свободное волеизъявление избирателей;
совершенная правовая система, в том числе развитое законодательство и гибкий законодательный процесс, органы, стоящие на страже законности, и т. д.
2) Свобода личности, наличие у каждого человека широкого круга закрепляемых в конституции и других юридических актах личных, общественно-политических и социально-экономических прав и-свобод, их гарантий и средств защиты.
3) Основанный на конституции политический плюрализм, т. е. возможность существования и участия в формировании политических институтов и государственных решений разнообразных общественных объединений граждан. В обществе должны обеспечиваться гласность, полная информация, право граждан обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов.
4) Внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни в форме обсуждения проектов законов, участия в референдумах и т. д.
о) Как основа конституционного строя, Д. - это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Д. несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей. (См. также: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие. Представительная демократия. Производственная демократия.) (С. А.)

ДЕМОКРАТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ - см.: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие.
ДЕМОКРАТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ - см.: Представительная демократия.
ДЕМОКРАТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ - см.: Производственная демократия.
ДЕМОНСТРАЦИЯ - с точки зрения конституционного права один из способов осуществления права на собрания и манифестации, закрепленного в ст. 31 Конституции РФ. Согласно названной статье, граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Д. - разновидность так называемых публичных мероприятий, проводимых гражданами для выражения своих интересов, требований, взглядов путем движения по проезжей части улиц и площадей с плакатами или без них, с призывами через звукоусилители. Чаще всего Д. прямо связаны с политикой, но могут иметь к ней и опосредованное отношение.
Проведение Д. возможно только при условии предварительного уведомления о ней соответствующего территориального органа исполнительной власти. Отказ органа принять уведомление означает невозможность (т. е. запрет) проведения Д.
Более подробные правила должны содержаться в федеральном законе о порядке осуществления права на собрания и манифестации, который находится в стадии принятия. (С. А.)

ДЕНАТУРАЛИЗАЦИЯ - отмена решения о натурализации, т. е. о приеме иностранца или лица без гражданства в гражданство данного государства. Как правило, отмена решения имеет место в случае представления лицом недостоверных данных, послуживших основанием его приема в гражданство. В частности, подобное правило установлено Законом РСФСР о гражданстве 1991 г. (С. А.)

ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА - государственный денежный знак, существующий в данном государстве, установленный его конституцией или законом.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 75) денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ст. 75 Конституции РФ). (С. А.)

ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ - производство и выпуск в обращение денежной единицы данного государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 75) денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается. (С. А.)

ДЕНОНСАЦИЯ - официально оформленный отказ государства от ранее заключенного международного договора. Возможность Д. договора обычно предусматривается в нем самом. Право Д. закрепляется, как правило, за парламентом государства в его конституции. Процедура Д. устанавливается законом.
В Российской Федерации согласно ее Конституции (см., например, ст. 106) ратификация и Д. международных договоров РФ осуществляются федеральным законом, поэтому данный вопрос относится к компетенции обеих палат российского парламента - Федерального Собрания - Государственной Думы (ГД) и Совета Федерации (СФ).
Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" 1995 г. использует более широкое понятие: он говорит о прекращении международных договоров РФ или о приостановлении их действия. Д. рассматривается в Законе как один из видов прекращения договора. Например, в ч. 1 ст. 37 Закона говорится: "Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международного договора Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации".
Если решение о согласии на обязательность международного договора РФ принималось в форме федерального закона (договор ратифицировался парламентом), предложение о прекращении или приостановлении действия такого договора вносится в ГД Президентом или Правительством РФ. Предложение должно содержать заверенную копию официального текста договора, обоснование целесообразности его прекращения или приостановления его действия, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий такого шага. Если предложение внесено иным субъектом, права законодательной инициативы, оно направляется Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. Предложение рассматривается по правилам законодательного процесса: сначала - в ГД, далее - в СФ.
Принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон о прекращении (в том числе о Д.) или приостановлении действия международного договора направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для РФ принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием СФ и ГД и внесением в ГД проекта соответствующего федерального закона.
Прекращение и приостановление действия международных договоров межведомственного характера производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых были заключены такие договоры, по согласованию с МИД РФ, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ и с разрешения Правительства РФ. По договорам, имеющим важное значение для Российской Федерации, решение может принять само Правительство РФ. Это решение - окончательно, т. е. Д. таких договоров парламентом не осуществляется.
Последствия: прекращение (в том числе Д.) договора освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения; приостановление действия договора освобождает Российскую Федерацию от обязательства выполнять его в течение соответствующего периода времени и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения РФ с другими участниками договора. (С. А.)

ДЕПАРТАМЕНТ - 1) административно-территориальная единица в отдельных странах (например, во Франции); 2) государственный орган (например, государственный Д. США - аналог Министерства иностранных дел в ряде стран). В дореволюционной России - государственный орган либо подразделение государственного органа.
В годы советской власти понятие "департамент" не использовалось. В настоящее время в Российской Федерации снова имеет применение. На федеральном уровне Д. - чаще всего подразделение федеральных органов исполнительной власти, ведающее одним из направлений деятельности органа. На уровне субъектов РФ Д. обычно называют отраслевые органы управления (т. е. прежние главные управления, управления, отделы). (С. А.)

ДЕПОРТАЦИЯ - принудительный вывоз одного лица или группы граждан из страны пребывания либо с места постоянного проживания по решению государственных органов. Д. может быть актом произвола и беззакония, как это имело место, в частности, в истории нашей страны, когда целые народы (крымские татары, чечены, ингуши, калмыки и др.) по обвинению в пособничестве немецко-фашистским войскам были высланы с мест своего проживания.
Д. может проводиться по решению государств-победителей в войне для переселения определенных групп граждан и снятия таким способом напряженности в отдельных районах (например, депортация немцев с территории Восточной Пруссии, Польши, Чехословакии).
Д. применяет сегодня ряд стран для высылки за пределы государств отдельных нелегально проникающих на их территорию лиц или групп таких лиц, не имеющих официально оформленного разрешения на проживание. Перед проблемой Д. стоит и Российская Федерация, особенно в связи с нелегальным пребыванием на ее территории иностранных граждан (граждан Китая, Вьетнама, Северной Кореи и др.). (С. А.)

ДЕПУТАТ - лицо, избранное населением в состав представительного органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа.
Д. может быть избран либо от территориального избирательного округа либо по списку избирательного объединения. Д. может быть гражданин данного государства в возрасте, обычно, 18 лет для местных представительных органов, 21 года и более - для парламента государства, представительного органа субъекта федерации.
Значительная часть деятельности Д. осуществляется в представительном органе, в состав которого он избран. Д. участвует в сессиях (заседаниях) представительного органа, имеет право вносить вопросы на его рассмотрение, проекты решений, участвовать в обсуждении вопросов, обладает правом решающего голоса и т. д. Д. может входить в состав комитетов, комиссий и других подразделений, образуемых представительным органом. Кроме того, часть своих задач в представительном органе Д. осуществляет индивидуально: готовит проекты документов, работает с ними, принимает избирателей и представителей различных органов и объединений, участвует в парламентских слушаниях и др. Д. может также входить в депутатские объединения - фракции или депутатские группы, если их образование признано целесообразным в данном представительном органе. На заседании представительного органа Д. имеет право запроса (см.: запрос депутатский) и индивидуального депутатского обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.
Д. обязан поддерживать связь с избирателями. Он принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан;
изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Д. взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями, государственными органами и органами местного самоуправления.
В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели, существуют так называемые императивный и сводный мандаты Д.
При императивном мандате Д. связан волей и поручениями своих избирателей: а) при избрании он получает от них наказы - поручения общественно значимого характера; б) в ходе работы он обязан не только информировать избирателей, но и регулярно отчитываться перед ними как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей; в) избиратели могут отозвать Д., не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание Д. В Российской Федерации в настоящее время наказов избирателей и отчетов депутатов на федеральном уровне не существует. Что касается отзыва, он не применяется к депутатам Государственной Думы (ГД), многих представительных органов субъектов РФ; однако в некоторых субъектах, а также на уровне местного самоуправления право отзыва депутатов избирателями нередко закрепляется.
При свободном мандате Д. считается представителем в соответствующем представительном органе не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя и информирует их о своей деятельности), а полномочия депутата не могут быть прекращены по решению избирателей досрочно путем отзыва.
В Российской Федерации в настоящее время свободный мандат существует в наиболее четком виде для Д. ГД: они не получают наказов избирателей, не отчитываются перед ними (вместо этого практикуется информирование избирателей), не могут быть отозваны голосованием избирателей. Некоторые политические партии при подготовке проекта закона о статусе Д. ГД настаивали на том, чтобы полномочия Д., избранного в ГД по спискам политических партий и движений, досрочно прекращались по решению руководства этих общественных объединений, если Д. утратил доверие партии, движения, вышел из них и т. п. Однако это предложение не прошло.
У Д. многих законодательных собраний субъектов РФ - также свободный мандат. Однако у Д. ряда законодательных собраний субъектов, а также у Д. представительных органов местного самоуправления мандат имеет элемент императивности: они могут быть отозваны досрочно голосованием избирателей, если не оправдали их доверия либо совершили неблаговидные поступки.
Д. обладает депутатской неприкосновенностью (депутатским иммунитетом), не может нести ответственность за свои высказывания, связанные с выполнением депутатских полномочий (см.: депутатский индемнитет). Законодательство может предусматривать несовместимость мандата Д. с какой-либо иной должностью: например, запрет для Д. ГД находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст.97 Конституции РФ).
Д. имеет определенные материальные гарантии своего статуса: право на возмещение расходов, связанных с выполнением обязанностей Д.; на освобождение от основной работы на период выполнения депутатских функций с сохранением рабочего места, на возвращение на прежнее место работы, если Д. выполнял свои полномочия в представительном органе на постоянной освобожденной основе, на зачет соответствующего времени в общий и непрерывный трудовой стаж; на бесплатный проезд на общественном транспорте (кроме такси) на территории представительного органа и др.
Должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение законных требований Д., неправомерное воздействие на Д., посягательство на честь и достоинство Д., нарушение неприкосновенности Д.
Д. имеет удостоверение и нагрудный знак, образцы которых утверждаются законом или решением соответствующего представительного органа. (С. А.)

ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - лицо, избранное населением в состав Государственной Думы российского парламента и призванное участвовать в осуществлении законодательной власти и иных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ и законом, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа РФ.
Основы статуса Д. ГД заложены в Конституции РФ, более подробно соответствующие вопросы регулируются в Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 1994 г. (в редакции 1999 г.). Мандат Д. ГД - это свободный мандат, т. е. Д. ГД не получают наказов избирателей, не отчитываются перед ними (вместо этого практикуется информирование избирателей), не могут быть отозваны избирателями.
225 Д. ГД избираются по территориальным избирательным округам, еще 225 - по спискам избирательных объединений, т.е. политических партий и движений. Д. ГД может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Одно и то же лицо не может быть одновременно Д. ГД и членом Совета Федерации. Кроме того, Д. ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 97 Конституции устанавливает принцип несовместимости мандата Д. ГД и должности. Все Д. ГД работают на профессиональной постоянной основе, т. е. работа в ГД является единственным местом их постоянной работы, Д. ГД получают денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра. Д. ГД не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. В ГД первого созыва (1993-1995 гг.) Д. ГД разрешалось входить в состав Правительства РФ, теперь это положение исключено.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом 1994 г. Д. ГД обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия ГД, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность Д. ГД распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении Д. ГД неприкосновенности решается ГД по представлению Генерального прокурора РФ.
Д. ГД не несет уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу Д. ГД, в том числе и по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны Д. ГД были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством.
Д. ГД вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им депутатских обязанностей.
Закон 1994 г. называет следующие формы деятельности Д. ГД: участие в заседаниях ГД; участие в работе комитетов и комиссий ГД; участие в выполнении поручений палаты; участие в парламентских слушаниях;
обращение с депутатским запросом;
участие в работе фракций и депутатских групп; обращение с вопросом к членам Правительства на заседании ГД; работа с избирателями.
Конституция наделяет Д. ГД правом законодательной инициативы. Он вправе обращаться по вопросам депутатской деятельности в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям. Д. ГД должен быть дан ответ или представлены необходимые материалы. В случае необходимости дополнительной проверки полагается сообщить об этом Д. ГД, а окончательный ответ представить ему не позднее 30 дней со дня получения обращения.
Д. ГД обязан поддерживать связь с избирателями. Он рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. ГД информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
В деятельности ГД особенно ощущается пульс политической жизни страны. Поэтому важное значение имеет участие Д. ГД в работе фракций и депутатских групп. Д. ГД взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями, от которых в немалой степени зависят успешное выполнение им своих задач и перспективы переизбрания на следующий срок.
Д. ГД имеет ряд материальных и организационных гарантий своего статуса. В частности, прибывшие из других мест в Москву Д. ГД получают служебную квартиру на себя и семью 1.либо бесплатный номер в гостинице. Д. ГД имеет право бесплатного проезда на всех видах транспорта (кроме такси) в пределах РФ, а также право внеочередного приобретения проездных документов, внеочередного поселения в гостинице. Д. ГД получает на весь срок полномочий дипломатический паспорт.
Время выполнения депутатских функций засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а по окончании срока полномочий Д. ГД предоставляется прежняя либо другая равноценная работа (должность). Эта гарантия распространяется и на супругу (супруга) Д. ГД. Ежегодный оплачиваемый отпуск - 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере его двойного ежемесячного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение Д. ГД предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.
На время выполнения депутатских функций Д. ГД предоставляется отдельное служебное помещение в помещении ГД, оборудованное мебелью, оргтехникой (включая компьютер), средствами связи. Д. ГД имеет 5 штатных помощников (не более двух - в ГД, остальные - по работе в округе или регионе) и до 30 внештатных помощников. Д. ГД снабжается информационными изданиями ГД, получает все необходимые материалы по обсуждаемым вопросам. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 188 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 29053

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close