Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:09
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ - субъект РФ, входит непосредственно в состав РФ, относится к разряду автономий. Это - национально-государственное (или национально-территориальное) образование.
ЕАО образована постановлением ЦИК СССР от 7 мая 1934 г. Согласно Конституциям СССР и РСФСР, автономные области были в составе РСФСР с одновременным вхождением в состав краев (ЕАО входила в Хабаровский край). И только при конституционной реформе 15 декабря 1990 г. в Конституции РСФСР сохранено положение о том, что автономная область находится в составе РСФСР, и исключены слова и входит в край. Таким образом, с этого времени ЕАО состоит непосредственно в составе РФ. Другие четыре автономные области в составе РСФСР в 1991 г. были преобразованы в автономные республики (позже стали республиками в составе РФ).
Государственным языком в ЕАО в соответствии с Конституцией РФ является русский язык. Идиш является национальным языком области. Административный центр ЕАО - г. Биробиджан.
Законодательное Собрание (ЗС) является постоянно действующим законодательным органом государственной власти области- ЗС избирается сроком на 4 года и состоит из 15 депутатов. Они работают на постоянной основе (число таких депутатов определяет само ЗС) либо совмещают депутатскую деятельность с трудовыми или служебными обязанностями.
ЗС принимает устав области, дает толкование устава и законов области, утверждает бюджет и отчет о его исполнении,программы социально-экономического развития области, устанавливает областные налоги, определяет порядок распоряжения и пользования землей и другими природными ресурсами на территории области, утверждает схему управления областью и др.
Губернатор области является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти ЕАО. Губернатор: представляет область в отношениях с РФ и ее субъектами, а также в международных отношениях;
вправе участвовать в заседаниях ЗС, вносит проекты законов на рассмотрение ЗС, подписывает и обнародует законы области, обладает правом отлагательного вето; формирует исполнительный орган - администрацию области, утверждает структуру и штаты органов исполнительной власти области, назначает руководителей областных органов управления; отменяет противоречащие законодательству акты местных исполнительных органов государственной власти на территории области и др. (С. А.)

ЕГИПЕТ (Арабская Республика Египет) - государство в Северной Африке. Столица - г. Каир.
Административное деление - 27 губернаторств (мухафаз). Губернаторства делятся на округа (марказы), округа - на районы (нахии).
Форма правления - республика (до 1952 г. Е. - монархия, 18 июня 1953 г. провозглашен республикой). Действующая Конституция одобрена референдумом 11 сентября 1971 г. (впоследствии приняты изменения).
Глава государства - президент. Кандидат на этот пост выдвигается парламентом с последующим утверждением на всеобщем референдуме. Кандидат в президенты считается избранным, если получил одобрение абсолютного большинства голосов, принявших участие в голосовании избирателей. Срок полномочий президента - 5 лет с правом неограниченного переизбрания (Мохаммед Хосни Мубарак - Президент с 1981 г.).
Однопалатный парламент - Народное собрание - состоит из 454 депутатов. Из них 444 избираются путем прямых всеобщих выборов сроком на 5 лет, 10 - назначаются президентом. В Закон о выборах 1990 г. внесены поправки, согласно которым парламент избирается по индивидуальным спискам.
Исполнительная власть по Конституции Е. осуществляется президентом, который назначает и смещает премьер-министра и министров. (А. К.)

ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - один из принципов, на которых согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основывается Российская Федерация. Исходя из этого, п. "н" ст. 72 Конституции РФ относит к совместному ведению РФ и ее субъектов "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления". Система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно "в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом" (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).
Принцип Е. с. г. в. имеет несколько проявлений.
1) Единство сути органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ. "государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти". Вместе с тем эти органы должны учитывать и положение ст. 10 Конституции: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, не только федеральные, но и образуемые в субъектах органы государственной власти должны по своей природе и функциям соответствовать одной из групп этих органов.
2) Соответствие видов органов государственной власти РФ и субъектов РФ обозначенным в Конституции Федерации. То есть для осуществления законодательной деятельности создается представительный орган государственной власти; исполнительную власть осуществляет соответствующий орган этой ветви власти (что касается судебной системы, она в целом устанавливается федеральным конституционным законом). Не должны создаваться органы, в которых соединялись бы законодательные и исполнительные, тем более - судебные функции, поскольку это противоречило бы Конституции РФ.
3) Единообразный порядок образования органов, устанавливаемый федеральным законом (например, выборы населением депутатов законодательного собрания, президентов или глав исполнительной власти).
4) Наделение органов государственной власти едиными основными полномочиями. Представительный орган власти принимает законы, исполнительная власть осуществляет задачи оперативного управления хозяйственным и социально-культурным строительством на данной территории и т. д.
5) Характер взаимоотношений между ветвями государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ. Они не подменяют друг друга, занимаясь своими делами в соответствии с принципом разделения властей. Органы законодательной и исполнительной власти используют систему сдержек и противовесов в воздействии друг на друга. Право взаимной отмены актов отсутствует, все спорные вопросы решаются согласительными процедурами либо в судебном порядке.
(С. А.)

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - категория, пришедшая в конституционный лексикон из учений французских гуманистов XVIII в., согласно которым каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат (должны принадлежать) ему всю жизнь. Одним из первых конституционных документов, отразивших идею естественных прав, явилась французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Цель всякого политического Союза, записано в ст. 2 Декларации, обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Идея естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина с того времени вошла в чиcло ценностей цивилизации. Она находит отражение во многих международных документах нового времени, актах отдельных государств. Правда, далеко не всегда можно найти само слово "естественные" применительно к правам и свободам человека и гражданина. Обусловлено это неоднозначными подходами к тому, какие из прав и свобод считать "естественными", т. е. в первую очередь принадлежащими человеку. Каталог прав и свобод расширяется, соответственно меняется понимание того, какие из них являются самыми важными для человека и поэтому не могут у него быть изъяты ни при каких условиях.
В нашей стране идея естественных (и неотчуждаемых) прав также признана и находит отражение в конституционно-правовых актах. Например, в принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. "Декларации прав и свобод человека" записано, что "каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами. Они закрепляются в законах, которые должны соответствовать Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, другим международным нормам и настоящей Декларации".
В России 22 ноября 1991 г. Верховным Советом была принята "Декларация прав и свобод человека и гражданина", положения которой вошли в текст Конституции РФ 21 апреля 1992 г.
Действующая Конституция РФ не применяет термин "естественные" по отношению к правам и свободам. Однако в принципе их закрепление в Конституции РФ в полной мере соответствует идее принадлежности прав и свобод человеку от рождения и их неотчуждаемости. В ст. 17 Конституции говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.
Конституция РФ допускает возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, однако лишь в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным законом и с указанием пределов и срока действия ограничений. При этом Конституция РФ запрещает ограничения определенных прав и свобод, из чего можно сделать вывод о том, что они-то и относятся в первую очередь к числу естественных прав человека. Это - право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на защиту от незаконного сбора персональных данных о человеке, свобода совести, свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод, на справедливое правосудие, на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, право на защиту интересов пострадавших от преступления и на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями, на запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность.
Хотя естественные права и свободы существуют как бы объективно и независимо от того, отражены ли они в законе, очевидно, что их реализация и защита в полной мере обеспечиваются в том случае, если они закреплены в конституции государства. (С. А.)

ЖАЛОБА - один из видов обращений гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц (другими видами обращений могут быть предложения, заявления, ходатайства).
Ж. подается тогда, когда ее автор считает, что его право, интересы нарушены состоявшимся решением, действием самого адресата жалобы или иного органа, должностного лица, по отношению к которому адресат Ж. занимает положение вышестоящей инстанции. Цель Ж. - добиться принятия решения, действия, которыми восстанавливались бы нарушенное право, законные интересы гражданина.
Подача Ж. является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ. В уголовном и гражданском процессуальном праве существует специальный порядок обжалования решений, принятых судами (см.: Кассационное обжалование. Кассация). (С. А.)

ЖЕНСКОЕ РАВНОПРАВИЕ - юридическое установление равенства женщины и мужчины, т. е. их равных прав. Основной исходный принцип Ж. р. закреплен в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ: "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации." (С. А.)

ЗАДЕРЖАНИЕ - мера принуждения, применяемая к лицам, подозреваемым в совершении преступления или административного правонарушения, а также к осужденным, уклоняющимся от отбывания назначенного судом наказания. Как правило, это - краткосрочное ограничение свободы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, службы безопасности, пограничной службы. Допускается содержание задержанных на гауптвахтах, а в случаях задержания капитанами морских судов, находящихся в плавании, или начальниками зимовок - в помещениях, приспособленных для этих целей.
По подозрению в совершении преступления 3. может быть предпринято в отношении лица, подозреваемого в наказуемом лишением свободы преступлении, при наличии одного из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, 3. может состояться лишь в том случае, если такое лицо покушалось на побег, когда оно не имеет постоянного места жительства или его личность не установлена.
О любом случае 3. составляется протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола. Подписывается протокол лицом, его составившим, и задержанным. В течение не более двадцати четырех часов направляется письменное сообщение прокурору. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.
Все задержанные по подозрению в совершении преступления приобретают предусмотренные Уголовно-процессуалъным кодексом РСФСР права по защите своих законных интересов, в том числе право иметь защитника, встречаться с ним наедине и без ограничения количества свиданий, пользоваться его помощью и т. д.
Административное задержание допускается в целях пресечения административного правонарушения (см.: Административное взыскание), когда исчерпаны другие меры воздействия, а также с целью установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если протокол является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления об административном правонарушении.
Об административном 3. составляется протокол, по содержанию сходный с протоколом, о котором было сказано выше. Он подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного подписать протокол в нем делается об этом запись.
По просьбе лица. задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники. администрация по месту работы или учебы. Уведомление о 3. несовершеннолетнего его родителей или лиц, их заменяющих, - обязательно.
Административное 3. может производиться лишь уполномоченными на то органами (должностными лицами), например, органами внутренних дел, пограничной службы, таможенной службы, военной автомобильной инспекции, государственного горного надзора.
Административное 3. может длиться не более трех часов. В исключительных случаях - более продолжительное время. Органы пограничной и таможенной служб вправе прибегать к административному 3. для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения на срок до трех суток с сообщением об этом в письменном виде прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушитель не имеет документа, удостоверяющего его личность.
Лица, совершившие, к примеру, мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, занимающиеся незаконной торговлей товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, торговлей с рук в неустановленных местах, могут быть задержаны до рассмотрения дела районным судьей (мировым судьей) или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел.
Срок административного 3. исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - его вытрезвления.
Предусматривается также возможность задержания лиц, уклоняющихся от отбывания наказания по приговору суда в виде ограничения свободы. В случае уклонения осужденного от получения предписания о следовании к месту отбывания наказания или невыезда туда в установленный срок, орган внутренних дел с санкции прокурора может подвергнуть его задержанию на срок до 15 суток. Допускается 3. такого рода осужденных и тогда, когда они на длительное время покидают без уважительных причин пределы территории исправительного центра. В таком случае 3. с санкции прокурора может длиться до 30 суток.
Обжалование 3. допускается не только руководству того органа, сотрудники которого его произвели, руководству вышестоящего органа или прокурору, но и в суд. Последний обязан принять и своевременно рассмотреть жалобу на 3. в соответствии со ст. 46 Конституции РФ. (К. Г.)

ЗАИР - см.: Конго.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ - см.: Арест.
ЗАКЛЮЧЕННЫЙ - лицо, находящееся по решению уполномоченных органов или должностных лиц под стражей в связи с задержанием, применением меры пресечения, административного или дисциплинарного ареста, а также в связи с арестом либо лишением свободы по приговору суда.
Независимо от оснований и поводов помещения под стражу, 3. является не только носителем обязанностей, но и обладателем прав. Круг и объем его прав и обязанностей подробно определяются законодательными актами - к примеру, ст. 21 Конституции РФ, У головно-исполнительным кодексом РФ, Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г., Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Дисциплинарным уставом Вооруженных
Сил Российской Федерации (для военнослужащих и лиц,приравненных к ним), Кодексом торгового мореплавания РФ (для лиц, помещаемых под стражу по решению капитанов судов, находящихся в дальнем плавании).
Существуют и признаваемые Российской Федерацией международные документы - например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению под стражу в какой бы то ни было форме.(К. Г.)

ЗАКОН - нормативный правовой акт, принимаемый парламентом или непосредственно народом путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий общеобязательную силу. 3., будучи принятым парламентом, тем не менее считается не его актом, а актом государства. Тем самым подчеркивается всеобщий характер 3L аккумуляция в нем интересов и воли народа.
В РФ на федеральном уровне существуют три вида законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ. В каждом субъекте РФ принимаются свои законы законодательным (представительным) органом власти или референдумом субъекта. (С. А.)

ЗАКОН ЮРИДИЧЕСКИЙ - понятие, посредством которого хотят подчеркнуть отличие нормативных правовых актов государства, официально принимаемых парламентом или на референдуме, от законов общественного развития или природы, которые существуют объективно. Законы общественного развития и природы не надо принимать, а попытки изменить их волевым путем, как правило, приводят к отрицательным последствиям. 3. ю. не только принимаются, но также изменяются, дополняются и отменяются, что, в принципе, считается нормальным явлением общественно-политического развития. (С. А.)

ЗАКОННОСТЬ - один из универсальных общеправовых принципов, основным содержанием которого является требование неуклонного соблюдения Конституции РФ, законов и соответствующих им правовых актов всеми государственными и негосударственными организациями, должностными и частными лицами.
Наиболее авторитетная юридическая формулировка этого принципа содержится в ст. 4 и 15 Конституции РФ. В них закреплены основные исходные положения данного принципа:
- верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
- высшая юридическая сила Конституции РФ;
- ее прямое действие и применение на всей территории РФ;
- требование, чтобы ни один принимаемый в Российской Федерации закон или иной правовой акт не противоречил Конституции РФ;
- обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
граждан и их объединений неуклонно соблюдать Конституцию РФ.
Реализация принципа 3. должна обеспечиваться с помощью разнообразных средств, в том числе юридических. Одним из них является закрепленное в Конституции РФ положение о том, что все законы подлежат официальному опубликованию. В его основе лежит посылка, что 3. возможна в условиях, когда всем, кто должен исполнять, соблюдать законы, доступно их точное содержание. В отношении нормативных актов, в том числе подзаконных (приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.), в которых регламентируются права, свободы и обязанности человека и гражданина, установлены более жесткие требования:
они не подлежат применению, если не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
Важным средством обеспечения 3. являются полномочия, которыми наделены суды. Конституционный Суд РФ вправе признать любой закон или иной нормативный акт, в том числе и федеральный, полностью или частично противоречащим Конституции РФ, и это влечет за собой признание соответствующего закона или иного нормативного акта полностью или частично не действующим. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют право не применять закон либо любой иной нормативный акт, противоречащий Конституции РФ или федеральному закону. В таких случаях при рассмотрении конкретных судебных дел им надо руководствоваться непосредственно предписаниями Конституции РФ либо соответствующих законов.
После принятия Конституции РФ 1993 г. существенно изменилась роль принципов и норм международного права в российской правовой системе: они стали ее составной частью. И те из них, которые зафиксированы в договорах РФ, наделены приоритетом по отношению к законам РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применяются правила международного договора. Этот момент обязательно следует учитывать при характеристике принципа законности. (К. Г.)

ЗАКОННОСТЬ КОНСТИТУЦИОННАЯ - см.: Конституционная законность.
ЗАКОНОДАТЕЛЬ - распространенное в литературе (в том числе юридической) наименование парламента государства, т. е. органа законодательной власти, обладающего исключительным правом принятия законов государства. Соответственно депутатов парламента журналисты именуют порой законодателями, что, конечно, можно воспринимать с известной долей условности.(С. А.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ,- разновидность государственной власти. Осуществляется парламентом государства. Главное выражение 3. в. - принятие законов государства, это - ее основная функция. Однако наряду с этим парламент может осуществлять и другие функции:
представительство народа; участие в верховном руководстве (управлении) делами государства (особенно в формировании внутренней и внешней политики, ее осуществлении, утверждении бюджета и др.); участие в формировании других государственных органов и назначении некоторых высших государственных должностных лиц; парламентский контроль; объединение и координация деятельности всех представительных органов государства.
Если в государстве взята за основу система разделения властей. 3. в. называется первой среди них (т. е. законодательная, исполнительная, судебная власти, а не в иной последовательности). По мнению одних исследователей, все три власти являются равными в системе разделения властей. По мнению других, в определенных отношениях 3. в. все-таки занимает главенствующее (определяющее) положение, поскольку только она принимает главные акты государства - законы, на основе которых действуют две другие ветви власти, имеет право формирования органов, относящихся к другим ветвям власти, а также право контроля в отношении органов исполнительной власти. Если даже в государстве не проповедуется теория разделения властей, все равно на практике парламент называют законодательной властью.
В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в Конституции (ст. 10). Законодательную власть РФ осуществляет Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган РФ (ст. 11 и 94 Конституции РФ). (С. А.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - см.: Право законодательной инициативы.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА - совокупность приемов, методов и правил разработки проектов нормативных правовых актов (и прежде всего законов), включая правильный выбор правовой формы акта с учетом предмета правового регулирования (закон, указ, постановление, положение и т. д.), изложения содержания акта (в том числе язык нормативного акта, его внутренняя логика, четкость определений, связь с другими нормативными документами), а также правильное оформление проектов и принятых актов.(С. А.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - один из способов осуществления права законодательной инициативы в соответствии с Регламентом Государственной Думы 1994 г. По этому Регламенту право законодательной инициативы осуществлялось в форме внесения в ГД: законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Как можно видеть, 3. п. не было связано с представлением текста законопроекта. Это, образно говоря, - идея, модель, концепция будущего закона.
В Регламенте ГД 1998 г. 3. п. не предусмотрено. Право законодательной инициативы осуществляется внесением в ГД законопроектов и поправок к законопроектам. (С. А.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ - понятие, вызывающее в науке права различные подходы. По мнению одних авторов, 3. а. - это только принимаемые парламентом законы государства. По мнению других, в число 3. а. следует включать не только законы государства, но также и иные нормативные акты, принимаемые парламентом, главой государства и правительством. Минусы такого подхода состоят в том, что в этом случае на одном уровне стоят как сами законы, так и те акты, которые должны издаваться в соответствии не только с конституцией государства, но и самими законами. (С. А.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС - понятие, которым охватываются все депутаты парламента государства. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 206 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 27887

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close