Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:11
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ЗАПРОС ДЕПУТАТСКИЙ - обращенное к определенным органам или должностным лицам предложение (требование) депутата дать информацию по тому или иному вопросу, входящему в компетенцию представительного органа, в который входит депутат. 3. д. вносится на заседании представительного органа; ответ адресуется не депутату - автору 3. д., а представительному органу.
3. д. - средство, с помощью которого депутат привлекает внимание представительного органа, как правило, к злободневной, но не решаемой проблеме. 3. д. отличается от депутатского обращения, ответ на которое дается органом, должностным лицом самому депутату. В отличие от вопросов, которые депутаты задают по обсуждаемому на заседании представительного органа пункту повестки дня и на которые тут же получают ответы, 3. д., как правило, не связаны с повесткой дня данного заседания. Единственное условие - они должны быть в рамках компетенции представительного органа.
Депутат вносит 3. д. как в письменной, так и в устной форме. Для оглашения 3. д. в устной форме депутат получает слово на заседании представительного органа. Письменный 3. д. может быть оглашен как самим депутатом, так и председательствующим на заседании, которому депутат передает 3. д.
Ответ на 3. д. представляется в срок, указанный в законе, регламенте представительного органа либо установленный представительным органом для данного 3. д. Ответ на 3. д. дается в устной или письменной форме. В палатах Федерального Собрания РФ наряду с запросом соответственно члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможен и так называемый Парламентский запрос (П. з.). Он направляется не от имени отдельных парламентариев, а от всей палаты. Адресуется Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, другим высшим должностным лицам. Ответ на П. з. дается палате. (С. А.)

ЗАСЕДАНИЕ - распространенная форма работы многих государственных органов и органов местного самоуправления. В частности, представительные органы собираются на сессии, состоящие из заседаний всего представительного органа, заседаний его комитетов и комиссий, а также иных мероприятий (парламентские слушания, заседания фракций и др.). 3. представительного органа правомочно при наличии определенного числа депутатов (кворум). Решения принимаются путем проведения голосования присутствующих депутатов. В форме заседаний работают такие коллегиальные органы исполнительной власти,как правительства. 3. - форма разрешения дел судебными органами. На 3. могут присутствовать приглашенные или допущенные представители общественности, специалисты, журналисты.
3. бывают, как правило, открытыми. По решению соответствующих органов проводятся закрытые 3., если это обусловлено государственными интересами, необходимостью сохранения конфиденциальности, соблюдения интересов конкретных лиц. (С. А.)

ЗАСЕДАТЕЛЬ АРБИТРАЖНЫЙ - лицо, привлекаемое к разбирательству дел в арбитражных судах первой инстанции. Им может быть тот, кто обладает специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кандидатуры 3. а. включаются в списки, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Из этих списков и отбираются те заседатели, которые принимают участие в разбирательстве конкретных дел. При принятии решений 3. а. пользуются равными правами с профессиональными судьями. (К. Г.)

ЗАСЕДАТЕЛЬ НАРОДНЫЙ - представитель народа, призванный участвовать в разбирательстве по первой инстанции гражданских и уголовных дел в судах общей юрисдикции. 3. н. может быть гражданин Российской Федерации, достигший, как правило, двадцатипятилетнего возраста (3. н. в военных судах могут быть лица достигшие восемнадцатилетнего возраста) и отвечающий достаточно высоким нравственным требованиям. Полномочия 3. н. граждане приобретают в результате их избрания на собраниях по месту работы или жительства, а также на собраниях военнослужащих (3. н. военных судов). По результатам выборов составляются сводные списки 3. н. и передаются в соответствующие суды. 3. н. судов среднего уровня и Верховного Суда РФ должны избираться (назначаться) законодательными (представительными) органами субъектов РФ или Советом Федерации.
К исполнению своих обязанностей 3. н. привлекаются в порядке очередности, как правило, - не более чем на две недели в течение года. Они участвуют в рассмотрении всех вопросов, возникающих в ходе разбирательства дел, и полностью равноправны с профессиональными судьями при принятии решений.
За время участия в осуществлении правосудия 3. н., как и заседателям арбитражным и присяжным, выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. (К. Г.)

ЗАСЕДАТЕЛЬ ПРИСЯЖНЫЙ - представитель народа, призванный участвовать в разбирательстве уголовных дел в тех судах, где допускается такое разбирательство с привлечением 3. п. (см.: Суд присяжных).
3. п. наделяется полномочиями не путем избрания (назначения), а путем отбора из списков избирателей, создаваемых в районах и городах комиссиями с использованием методов случайной выборки. Подобные методы отбора продиктовали необходимость тщательной регламентации требований, которым должны отвечать кандидаты в 3. п. Закон предусматривает немало таких требований. Присяжными, в частности, не могут быть граждане Российской Федерации, фамилии которых не значатся в списках избирателей, составляемых при подготовке к выборам в представительные органы, высших должностных лиц (и к проведению референдумов). Из числа присяжных исключается также тот, кто имеет не снятую или не погашенную судимость, не достиг возраста 25 лет, является недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Нельзя обязывать выполнять функции присяжных лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности, достигших возраста 70 лет, неспособных в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинским документом, успешно выполнять обязанности присяжного, занимающих перечисленные в законе должности (например, судьи, прокурора, следователя, руководящего или оперативного работника органов внутренних дел или службы безопасности, нотариуса). являющихся военнослужащими, священнослужителями, а также Других лиц, о которых сказано в ст. 80 Закона о судоустройстве РСФСР.
Составленные в городах и районах списки передаются главе администрации субъекта РФ. Там они сводятся воедино и направляются в соответствующий суд. Одновременно таким же образом составляется запасный список 3. п. из числа избирателей, проживающих в административном центре субъекта РФ. Из этих списков берутся фамилии примерно 30-40 кандидатов в 3. п., которые вызываются в суд для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела. Из них и отбираются с учетом результатов рассмотрения отводов и самоотводов, а также проведения жеребьевки те двенадцать комплектных (и два запасных) 3. п., которым доверяется вынесение вердикта.
В отличие от заседателей арбитражных и народных, 3. п. при разбирательстве уголовных дел наделены полномочием принимать решение лишь по двум вопросам - о виновности или невиновности подсудимого и о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения при определении меры наказания, если будет признан виновным. От решения вопросов о конкретной мере наказания и других юридических последствиях признания подсудимого виновным 3. п. отстранены. Решение таких вопросов отдано полностью судье, председательствующему при рассмотрении дела. (К. Г.)

ЗАХВАТ ВЛАСТИ - приход к власти неконституционным путем, т. е. организация переворота, роспуск (и тем более - свержение) конституционно образованных органов и назначенных лиц при отсутствии на то полномочий, с применением или угрозой применения силы вместо избрания или назначения в порядке, определенном конституцией или законом. Согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ:
"Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".
Уголовный кодекс РФ содержит статью 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти", предусматривающую наказание за эти деяния в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет. (С. А.)

ЗАЩИТА И ПОКРОВИТЕЛЬСТВО - усилия государства и его органов по обеспечению интересов своих граждан, находящихся за границей. Часть 2 ст. 61 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация "гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами". Из такого же рода задач государства исходит и российский Закон о гражданстве 1991 г.
Покровительство - это своего рода патронаж Российского государства по отношению к своим гражданам, находящимся за рубежом, т. е. предоставление каждому возможности жить там и действовать с учетом местных законов, осознавая в то же время свою принадлежность к российскому гражданству.
Защита - более конкретные шаги органов государственной власти страны, дипломатических и консульских представительств в соответствующих странах в целях обеспечения прав граждан РФ, в том числе в отношении детей, личной неприкосновенности, должного обращения при задержании, подозрении в совершении правонарушения, при проведении судебного разбирательства, отбытии наказания и т. д. (С. А.)

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА - согласно ст. 59 Конституции РФ, долг и обязанность гражданина РФ. Конституционное положение о 3. О. - многопланово, распространяется на любого гражданина РФ независимо от его физического состояния, годности к несению военной службы и т. д. Ведь участвовать в 3. О. можно, с учетом обстоятельств соответствующего времени, работая на оборонном предприятии, в госпитале, изобретая образцы военной техники, оказывая сопротивление врагу на захваченной им территории и т. д.
Особой формой 3. О. является несение военной службы. Согласно ст. 59 Конституции РФ, гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. (С. А.)

ЗАЩИТА ОТ ОБВИНЕНИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ - Конституция РФ (ст. 45, 48), другие законы дают широкую формулировку данного принципа. Они не просто провозглашают, что у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, есть право на защиту, но и делают при этом акцент на гарантированность этого права. Статья 48 Конституции РФ, к примеру, предусматривает:
"1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения".
Столь широкое понимание рассматриваемого принципа опирается на признание трех исходных положений.
Во-первых, положения о том, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы. Именно на это ориентирует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где говорится, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав: знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение и т. д.
Во-вторых, положения о праве обвиняемого пользоваться помощью защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить защитника сам (а в некоторых случаях иметь назначенного). Пригласить защитника вправе также его родственники или иные лица. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступает адвокат, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного.
В-третьих, положения о возложении на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается только их личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК названные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав.
Все названные и многие другие права и обязанности в совокупности призваны обеспечить право на защиту от обвинения в преступлении. (К. Г.)

ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА - один из видов ненормативных правовых актов, принимаемых рядом государственных органов с целью изложить (объявить) свою позицию по важному вопросу внешней политики и внутренней жизни страны, в связи с действиями и актами других органов. В Российской Федерации на федеральном уровне наиболее часто 3. г. о. принимаются Государственной Думой, Советом Федерации. (С. А.)

ЗАЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА - один из видов обращения (именуемый также жалобой, ходатайством, предложением) в государственный орган или орган местного самоуправления. Подача жалобы является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ.
Как правило, 3. г. называется обращение: с просьбой о предоставлении ему какого-то блага или о решении в его пользу какого-то вопроса (назначение пенсии, выделение жилой площади, предоставление земельного участка, выдача документа и т. д.); обращение с выражением мнения (в том числе и несогласия) по принятому решению, касающемуся других лиц, общественно значимых вопросов, в опосредованной форме - также и лично гражданина (например, изменение расписания транспорта, пере-.. именование улицы и др.); обращение с сообщением о фактах, требующих реакции соответствующих органов и должностных лиц (например, о совершении правонарушения, о непорядках в каком-либо учреждении и т. п.).
В гражданском процессуальном праве используется понятие "исковое заявление" (см.: Иск). (С. А.)

ЗВАНИЯ ПОЧЕТНЫЕ - см.: Почетные звания.
ЗВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ - одна из разновидностей званий, присваиваемых в установленном порядке конкретным лицам с учетом их заслуг, занимаемой должности, уровня профессиональной подготовленности, отношения к порученным служебным и иным обязанностям, выслуги лет и т. д.
3. с. присваивают служащим ряда государственных органов, наделенных властно-распорядительными полномочиями. К ним относятся органы внутренних дел, федеральной налоговой полиции и таможенные органы. Виды 3. с., условия и правила их присвоения определяются нормативными актами (законами, положениями) о порядке прохождения службы в соответствующих органах либо о порядке присвоения таких званий.
3. с. служащих органов внутренних дел весьма похожи на воинские звания: для лиц начальствующего состава предусматриваются звания от младшего лейтенанта до генерал-полковника. Но к их наименованию добавляются слова, свидетельствующие о принадлежности носителя звания к конкретному органу или службе: милиции, следственному аппарату либо другим службам системы органов МВД. К званию первых из них добавляется слово "милиции", вторых - "юстиции", а третьих - слова "внутренней службы".
В налоговой полиции такой дифференциации 3. с. нет: к званию всех ее служащих добавляются два слова - "налоговой полиции". К примеру, служащий какого-то из учреждений федеральной службы налоговой полиции может иметь, скажем, звание "капитан налоговой полиции", независимо от того, кем он является - оперативным работником, дознавателем или следователем.
Подобным же образом решен вопрос в отношении работников таможенных органов: лицам младшего состава присваиваются звания прапорщиков и старших прапорщиков;
среднего начальствующего состава - от младшего лейтенанта до капитана; старшего начальствующего состава - от майора до полковника, а высшего начальствующего состава - от генерал-майора до генерал-полковника. Ко всем званиям добавляются слова - "таможенной службы". Самым высоким 3. с. является звание действительного государственного советника таможенной службы РФ.
Законодательство и ведомственные акты предусматривают и порядок присвоения 3. с. Например, в органах внутренних дел 3. с. рядового состава присваиваются начальниками, принимающими решение о зачислении конкретного лица в штат соответствующего учреждения; младшего начальствующего состава - начальниками органов внутренних дел среднего уровня (республика, край, область и т. д.); среднего и старшего начальствующего состава (от младшего лейтенанта до подполковника включительно) - министром внутренних дел РФ либо по его поручению другими руководящими работниками системы этих органов (заместители министра, начальники подразделений центрального аппарата, начальники органов внутренних дел субъектов РФ). 3. с. полковника присваивается министром, а высшего начальствующего состава (генералы) - Президентом РФ.
Примерно такие же правила присвоения 3. с. установлены в налоговой полиции и органах таможенной службы.
3. с. присваиваются пожизненно. Лишение 3. с. происходит, как правило, в случае утраты гражданства Российской Федерации или по приговору суда при осуждении за совершенное преступление.
Некоторые виды 3. с. называются классными чинами (см.: Классные чины). (К. Г.)

ЗИМБАБВЕ (Республика Зимбабве, до 1980 г. - Южная Родезия) - государство на юге Африки. Независимость провозглашена 18 апреля 1980 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Хараре (до 1982 г. назывался Солсбери).
Административное деление - 8 провинций.
Действующая Конституция принята 18 апреля 1980 г. (поправки - в 1987 и 1989 гг.).
Президент как глава государства избирается путем прямого всеобщего голосования сроком на 6 лет с правом неограниченного переизбрания.
Законодательная власть - однопалатный Парламент - состоит из 150 депутатов: 120 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием, 8 губернаторов провинций, 10 племенных вождей и 12 депутатов, назначаемых президентом. Срок полномочий - 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. Президент возглавляет правительство, назначает двух вице-президентов, а также министров.
(А. К.)

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ (служебными полномочиями) - в широком смысле слова является проступком, проявляющимся в неправомерном использовании должностным лицом своих прав.
При определенных обстоятельствах 3. в. может быть квалифицировано как преступление. Таковым оно признается, когда должностное лицо умышленно использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстных побуждений или личной заинтересованности, и это влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Отягчающим вину обстоятельством считается совершение такого рода действий лицом, занимающим государственную должность в Российской Федерации или ее субъекте, а равно являющимся главой органа местного самоуправления. Усугубляющим вину обстоятельством могут стать и тяжкие последствия содеянного.
Диапазон мер наказания, которые могут быть применены к лицам, допустившим преступное 3. в., - широк:
от штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда до лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Ненадлежащее использование должностными лицами своих прав, которое не может быть расценено как преступление, а равно и такое использование своих прав иными лицами может повлечь административную и имущественную ответственность. (К. Г.)

ЗНАЧЕНИЕ - слово, весьма распространенное в конституционном праве в некоторых сочетаниях: вопросы государственного 3. - касаются Федерации в целом и подлежат разрешению органами государственной власти РФ; вопросы регионального 3. - касаются интересов субъекта РФ и подлежат разрешению его органами; вопросы межрегионального 3. - касаются нескольких субъектов РФ и подлежат разрешению или ими сообща, или федеральными органами; вопросы местного 3. - касаются территорий муниципальных образований и подлежат разрешению населением непосредственно или органами местного самоуправления. Слово используется также в характеристике двух субъектов РФ - городов федерального 3. - Москвы и Санкт-Петербурга. (С. А.)

ИЗБИРАТЕЛЬ - гражданин государства, обладающий избирательным правом, т. е. правом участия в голосовании на выборах депутатов и выборных должностных лиц. Именно данное право является предопределяющим для других возможностей И. Это - дача согласия на его выдвижение кандидатом в депутаты или на выборную должность; участие в выдвижении кандидатов; самовыдвижение (т. е. выдвижение самого себя кандидатом); внесение своей фамилии в подписные листы в поддержку выдвижения и регистрации того или иного лица кандидатом в депутаты и на выборную должность; агитация "за" или "против" избрания кандидата депутатом или выборным должностным лицом; участие в иных предвыборных мероприятиях; финансирование кандидатов; выполнение функций доверенного лица кандидата, наблюдателя; вхождение в состав избирательных комиссий и др.
В Российской Федерации И. являются граждане, достигшие 18 лет, поскольку с этого возраста они вправе участвовать в голосовании (см.:
Активное избирательное право). Возраст кандидата в депутаты или выборного должностного лица обычно должен быть выше (см.: Пассивное избирательное право). (С. А.)

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ - характеристика разделения территории государства, субъекта федерации, административно-территориальной единицы на избирательные округа.
Некоторые правила, связанные с И. г., могут вытекать из законодательства: например, запрет образовывать избирательные округа по выборам депутатов Государственной Думы из территорий разных субъектов РФ, запрет образовывать округа из не граничащих между собой территорий, возможность создания избирательных округов с отклонением от средней нормы избирателей в сторону как увеличения, так и уменьшения.
Однако чаще понятие "избирательная география" используют в связи с практическими мероприятиями по удачной или неудачной "нарезке" округов. Наиболее "безобидный" пример: создание на территории субъекта РФ одного избирательного округа по выборам депутатов Государственной Думы при численности населения, почти дотягивающей до создания двух округов (см.: Избирательный округ).
Но подоплекой И. г. могут быть и обстоятельства политического плана. К примеру, в один избирательный округ можно включить территории с населением, настроенным более радикально по отношению к правящим слоям, в другой - менее радикально; можно "разбросать" оппозиционную часть избирателей по нескольким соседним избирательным округам. Можно, далее, использовать предоставляемую законодательством возможность образовать округ с несколько большей или меньшей численностью населения, вследствие чего в оппозиционных районах округа по числу избирателей (населения) будут больше, чем в лояльных районах, что, соответственно, усложнит или облегчит избирательную кампанию и победу той или иной партии. (С. А.)

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ - совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов депутатов или выборных должностных лиц. Наиболее важные составляющие И. к.: назначение даты выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение кандидатов в депутаты и на выборные должности, сбор подписей в их поддержку, регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования и определение результатов выборов. (С. А.)

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА - 1) Количество мандатов (мест) в представительном органе, которое выделяется какой-либо национальной или социальной группе населения, субъекту федерации, другой территории, имеющей специфические особенности, и т. д. Принцип квотирования применяется для того, чтобы в более полной мере учесть чьи-либо интересы.
Указанный принцип (хотя и без использования самого понятия "избирательная квота") применялся и применяется в тех или иных формах в нашей стране. Например, по учреждении Конституцией СССР 1936 г. Верховного Совета СССР одна из его палат - Совет Национальностей - состояла из депутатов, избираемых по избирательным округам, образованным на территориях соответственно союзных, автономных республик, автономных областей, автономных округов. При учреждении в 1988 г. Съезда народных депутатов СССР одна треть его состава - 750 депутатов - избиралась общесоюзными общественными организациями, причем для каждой участвующей общественной организации была установлена своя квота (численность) избираемых ею депутатов. Еще 750 депутатов избирались по национально-территориальным округам, образованным на территориях союзных, автономных республик, автономных областей и округов.
В Российской Федерации квотный принцип применялся при избрании Съезда народных депутатов, учрежденного в 1989 г. 168 его депутатов избирались по национально-территориальным округам, образованным на территории республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, а также краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.
В определенной мере квотный принцип применяется и сейчас. Например, при выборах депутатов Государственной Думы каждому субъекту РФ, имеющему число избирателей меньше единой нормы представительства, гарантируется образование одного избирательного округа, т. е. на территории субъекта РФ обязательно избирается хотя бы один депутат ГД.
В некоторых субъектах РФ (в частности, автономных округах) обеспечивается избрание в представительные органы определенной части представителей коренных народов.
Однако вопрос о квотировании при формировании различных государственных органов и органов местного самоуправления нельзя отнести к числу решенных в нашем государстве.

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 193 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 26458

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close