Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:17
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ЛЕЧЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ - лечение, осуществляемое в недобровольном порядке. Оно допускается в отношении лиц, которые в силу своего болезненного состояния являются опасными для себя и окружающих или из-за беспомощного состояния нуждаются в уходе медицинского персонала (см. также: Принудительные. меры}. Возможность такого лечения в действующем законодательстве специально оговорена в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, больных инфекционными заболеваниями, граждан с подозрением на такие заболевания, а также лиц, контактировавших с инфекционными больными.
Помещение в психиатрический стационар без согласия лица, страдающего психиатрическим расстройством, или его законного представителя допускается до принятия соответствующего решения судом, если лечение возможно только в стационарных условиях, а расстройство здоровья является тяжелым и обусловливает: непосредственную опасность такого лица для самого себя или окружающих; его беспомощность (неспособность удовлетворять свои основные жизненные потребности); возможность ухудшения психического состояния лица, если оно будет оставлено без психиатрической помощи (ст. 29 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г.).
Обязательное лечение, госпитализация и изоляция (карантин) лиц, страдающих инфекционными заболеваниями или являющихся возможными распространителями таких заболеваний, предусмотрены статьей 24 Закона РФ "О санитарно-эпидемио-логическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г.
Закон допускает также возможность Л; п. в отношении отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы лиц, которые страдают токсикоманией, поражены ВИЧ-инфекцией, больны туберкулезом в открытой форме или не прошли полного курса лечения венерического заболевания. Решение о Л. п. таких лиц принимается комиссиями, образуемыми администрацией соответствующих исправительных учреждений (ст. 18 УИК РФ). (К. Г.)

ЛИБЕРИЯ (Республика Либерия) - государство в Западной Африке. Образовано 26 июля 1847 г. Столица - г. Монровия.
Административное деление: 9 графств и 6 территорий.
Государственный строй последних двух десятилетий нестабилен. 12 апреля 1980 г. произошел государственный переворот, в результате которого главой государства и правительства провозглашен Председатель Совета народного спасения старший сержант Сэмюел Доу (свергнут в сентябре 1990 г.). Так называемый переход к гражданскому правлению официально завершился 6 января 1986 г. провозглашением новой Конституции. Однако начавшееся вскоре повстанческое движение свело на нет конституционный порядок в Л.
В результате усилий соседних стран 19 августа 1995 г. пятью враждующими группировками в Абуд-же (Нигерия) подписано соглашение о мирном урегулировании и сформирован высший орган власти на переходный период - Государственный совет. Несколько раньше, в сентябре 1994 г., сформировано временное Законодательное собрание из 35 депутатов.
Возобновившиеся в начале 1996 г. боевые действия ставят под вопрос начатый процесс урегулирования.
19 июля 1997 г. в Л. под международным контролем состоялись президентские и парламентские выборы. Сформирован двухпалатный парламент: Сенат (26 сенаторов) и Палата представителей (64 депутата). Тогда же было сформировано правительство, возглавляемое президентом. (А. К.)

ЛИВАН (Ливанская Республика) - государство в Западной Азии, на побережье Средиземного моря. Независимость провозглашена 22 ноября 1943 г. (с 1920 г. - подмандатная территория Франции). Столица - г. Бейрут.
Административное деление: 6 гу-бернаторств (мухафаз).
Действует Конституция от 23 мая 1926 г. (с изменениями и дополнениями).
Глава государства - президент, избирается парламентом сроком на 6 лет. Однопалатный парламент - Палата депутатов - состоит из 128 депутатов, избираемых прямым голосованием сроком на 4 года по принципу представительства религиозных общин.
Исполнительная власть осуществляется президентом и назначаемым им Советом Министров.
Все высшие должности в государстве занимают, в соответствии с документом о национальном согласии 1943 г., представители различных религиозных общин. Так, президентом страны может быть только хри-стианин-маронит, премьер-министром - мусульманин-суннит, председателем парламента - мусульманин-шиит. Нарушение этого принципа неоднократно вызывало серьезные внутренние конфликты.
Начавшийся в 1975 г. политический кризис перерос на фоне столкновений христианских и мусульманских вооруженных отрядов в гражданскую войну, усугубляемую столкновениями с палестинскими отрядами, а также прямой агрессией Израиля в марте 1978 г. в южных районах страны. По договору 3 июля 1991 г. между Ливаном и Сирией последняя взяла на себя роль гаранта обеспечения безопасности Ливана. В последние годы обстановка в стране нормализуется. В августе-сентябре 1996 г. прошли выборы в парламент. (А. К.)

ЛИВИЯ (Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахи-рия. До 1969 г. - королевство Ливия, затем до 1977 г. - Ливийская Арабская Республика ) - государство в Северной Африке. Независимость провозглашена 24 декабря 1951 г. Столица - г. Триполи.
Административное деление: 13 муниципалитетов.
1 сентября 1969 г. ликвидирована монархия и провозглашена республика. 3 марта 1977 г. сессия законодательного органа - Высшего народного конкресса - приняла декрет оо установлении "режима народной власти" и "прямой народной демократии".
Согласно декрету 1977 г.. главой государства является полковник Му-аммар Каддафи, получивший официальный титул Руководителя ливийской революции, главы Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии (СНЛАД). Решением чрезвычайной сессии Всеобщего народного конгресса М. Каддафи возглавил Революционное руководство СНЛАД, находящееся официально вне системы государственной власти и состоящее, помимо М. Каддафи, из трех членов руководства.
Высший орган законодательной и исполнительной власти - Всеобщий народный конгресс (ВНК), избираемый косвенными выборами в составе 750 делегатов сроком на 3 года. ВНК формирует из своего состава Секретариат ВНК, являющийся по своим функциям исполнительным органом ВНК. Правительство - Высший народный комитет - состоит из секретарей (министров).
Судебная система основана на "народном правосудии", руководствующемся законами шариата и народными представлениями о справедливости. В столице заседает Народный суд - высшая судебная инстанция страны. (А. К.)

ЛИТВА (Литовская Республика) - государство на побережье Балтийского моря. В XIII в. создано Великое княжество литовское, в 1569 г. - Польско-Литовское государство. С 1795 г. большая часть Литвы вошла в состав России. После немецкой оккупации 1915 года 16 февраля 1918 г. провозглашено "независимое" литовское государство под суверенитетом Германии,а 11 ноября 1918 г. страна получила полную независимость. С декабря 1918 по август 1919 г. существовала советская власть и в стране находились части Красной Армии.
В июле 1920 г. правительство РСФСР признало независимость Литвы. По литовско-советскому договору от 10 октября 1939 г. в стране размещены советские войска. 21 июля 1940 г. провозглашена Литовская Советская Социалистическая Республика,которая 3 августа 1940 г. вошла в состав СССР.
На выборах в Верховный Совет Литвы 24 февраля 1990 г. большинство мест получило Движение "Са-юдис". 11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы провозгласил независимость Литвы и выход из состава СССР в одностороннем порядке. После введения в Литву дополнительного контингента советских войск, экономической блокады (18 апреля - 2 июля 1990 г.) и столкновений войск с населением (январь 1991 г.) исход проходившего 9 февраля 1991 г. референдума был предрешен: 90,5% участников референдума высказались за независимость Литвы. 6 сентября 1991 г. Государственный Совет СССР признал независимость Литвы. Столица - г. Вильнюс. Административное деление: 10 уездов и 11 городов центрального подчинения.
Действующая Конституция одобрена на референдуме 25 октября 1992 г.
Глава государства - президент, избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок.
Парламент - Сейм, состоит из 141 депутата, избираемых (71 - в одномандатных округах, 70 - по партийным спискам) сроком на 4 года. Депутатами избираются полноправные граждане Литвы, достигшие 27-летнего возраста.
Исполнительная власть осуществляется президентом совместно с правительством. Премьер-министра назначает президент с одобрения Сейма. Кандидатуры других министров и программу деятельности правительства представляет на обсуждение Сейма премьер-министр. (А. К.)

ЛИЦО - 1) физическое - любой человек; 2) юридическое; 3) должностное, 4) лицо без гражданства (см.:
Юридическое лицо. Должностное лицо. Лицо без гражданства). (С. А.)

ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА - человек, проживающий постоянно или временно на территории какого-то государства и не имеющий документов о принадлежности ни к гражданству данного государства, ни к гражданству какого-либо другого государства.
Как правило, состояние безграж-данства возникает, если: лицо вышло из гражданства своего государства и обратилось с ходатайством о приобретении гражданства другого государства, но еще не получило его;
лицо лишено гражданства своего государства и не приобрело нового; государство, к гражданству которого относился человек, прекратило существование, а с его правопреемником он не оформляет отношений;
лицо утратило документы о принадлежности к гражданству какого-то государства и не может получить дубликаты или доказать иным путем свою принадлежность к определенному гражданству.
Подавляющее большинство людей в мире обладает гражданством (подданством) какого-то государства. Отсутствие гражданства (подданства) - состояние без гражданства - скорее исключение, чем правило. В принципе государства выступают за сокращение безгражданства.
Конвенция о сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961т., исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов: государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Поскольку это делается либо в силу закона, либо по ходатайству заинтересованных лиц перед соответствующими властями, интересы самого государства, следовательно, тоже учитываются.
Свою политику в области сокращения безгражданства государства осуществляют по-разному. Некоторые в целях сокращения безгражданства предлагают лицам самим определить - приобрести гражданство этой страны или оформить отношения с другой в установленный для этого срок. Но чаще все-таки государства проявляют гибкость. И Россия следует той же тактике: ст. 7 Закона о гражданстве ''Сокращение безгражданства" 1991 г. гласит, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. (С. А.)

ЛИХТЕНШТЕЙН (Княжество Лихтенштейн) - государство в Центральной Европе. Как самостоятельное государство существует с 1719 г. Внешние связи, таможенный контроль, денежную эмиссию, почтово-теле-графную связь осуществляет Швейцария. Столица - г. Вадуц.
Административное деление: 2 исторические области - Оберланд и Ун-терланд, подразделяемые на 11 общин.
Действует Конституция от 5 октября 1921 г. (с изменениями и поправками 1938, 1939, 1965 и 1990 гг.). Форма правления - конституционная монархия.
Глава государства - князь. 15 августа 1990 г. на престол возведен Князь Ханс Адам II фон Лихтенштейн из династии Лихтенштейнов.
Законодательная власть принадлежит князю и парламенту - Ландтагу, - состоящему из 25 депутатов, избираемых прямым всеобщим (с 1984 г.) голосованием по системе пропорционального (политического и географического) представительства сроком на 4 года. Женщины получили право голоса лишь в 1984 г. в результате общенационального референдума.
Исполнительную власть осуществляет правительство, избираемое ландтагом на срок его полномочий и утверждаемое князем. С учетом небольших размеров государства правительство состоит из пяти членов: главы правительства (по совместительству - министра юстиции), заместителя главы правительства (по совместительству - министра образования, внутренних дел, охраны окружающей среды, сельского и лесного хозяйства) и трех министров: министра внешних сношений, культуры, по делам молодежи и спорта; министра экономики, по вопросам семьи, благосостояния, здравоохранения; министра общественных работ. Правительство, как правило, формируется на коалиционной основе, включающей партии, представленные в Ландтаге. (А. К.)

ЛИЧНОСТЬ - в правовом смысле человек как физическое лицо. Кроме того, употребляется и в более широком смысле, объединяя в единое целое категории "человек" и "гражданин" (см. также: Гражданин. Основные права и свободы). (С. А.)

ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - см.: Основные права и свободы.
ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА - прекращение гражданства данного государства у конкретного физического лица по решению государственных органов (чаще всего) вопреки желанию этого лица. Лишение гражданства - это крайняя мера, к которой прибегает государство обычно тогда, когда поведение гражданина не согласуется с интересами и законами государства. Как правило, лишение гражданства - это санкция в отношении определенного человека в связи с его поведением. Лишь изредка лишение гражданства может быть определено как мера в отношении более широкого круга лиц: если они подпадают под ситуацию, которая обозначена актом государственного органа (например, отказ лиц, эмигрировавших из государства, до определенного срока вернуться на родину может означать, что они лишаются гражданства данного государства).
Лишение гражданства как санкция в отношении конкретного лица не вызывает аналогичных негативных последствий для его жены, детей и иных родственников.
Отношение к такой мере, как лишение гражданства, в различных странах мира неодинаковое. Есть страны, где эта санкция не применяется. Другие от нее не отказываются, хотя применяют ее в крайних случаях (например, служба в армии иностранного государства, государственная служба в другой стране, совершение враждебных действий по отношению к своему государству).
В СССР (и, соответственно, РСФСР) такая мера, как лишение гражданства, существовала. И только Законом РСФСР о гражданстве от 28 ноября 1991 г. впервые в отечественной истории была введена норма о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства.
Акты РСФСР о гражданстве 1918- 1921 гг., положения о гражданстве СССР 1924, 1930, 1931 гг., законы СССР о гражданстве СССР 1938, 1978, 1990 гг. предусматривали такую возможность. Документы 20-х годов связывали лишение гражданства главным образом с контрреволюционными выступлениями против советской власти. Закон 1938 г. не называл никаких оснований для лишения гражданства СССР, указав только, что оно может иметь место по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого (в каждом случае) Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Закон 1978 г. определил, что лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка - даже если отнестись с пониманием к праву государства защищать свои интересы - давала простор усмотрению компетентных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан. Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 г. существенно смягчил формулировки, указав, что лишение гражданства СССР может иметь место в отношении лица, проживающего за границей. Иначе говоря, лишение гражданства с одновременным выдворением из СССР исключалось. Закон также снял указания на то, что основой лишения должны быть действия, "порочащие высокое звание гражданина СССР", исключил упоминание о "престиже" СССР, уточнил, что лишаемое гражданства лицо совершило действия, наносящие "существенный" ущерб "государственным интересам" или государственной безопасности СССР (ст. 23).
С принятием Закона РСФСР о гражданстве 1991 г. ни при каких условиях нельзя прибегать к такой крайней мере, как лишение человека Родины. Это и закреплено в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, которая гласит, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. (С. А.)

ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ - мера конституционно-правовой ответственности, устанавливаемая законодательством отдельных государств. Может иметь место лишение права быть избранным либо лишение как права избирать, так и права быть избранным. Лишение избирательных прав - специальная мера, предусматриваемая конституцией или избирательным законом государства. Применяется эта мера по решению избирательных комиссий, не допускающих участия лиц соответствующих категорий в голосовании, а также их выдвижения канди
датами в депутаты; возможно лишение избирательных прав по решению суда - в качестве дополнительной меры уголовного наказания.
В истории нашего государства лишение избирательных прав применялось по классово-политическим мотивам. В Конституции РСФСР 1918 г. было установлено, что не избирают и не могут быть избранными лица следующих категорий: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служители и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
В 30-е годы принимаются шаги к восстановлению в избирательных правах ряда названных категорий. В частности, до 1930 г. бывших кулаков и торговцев могли восстанавливать в правах центральные исполнительные комитеты республик, краевые, областные и губернские исполкомы (с 1930 г. - также и районные исполкомы). Согласно постановлению Президиума ЦИК СССР "О порядке восстановления в гражданских правах выселенных кулаков" от 3 июля 1931 г., они по истечении 5 лет с момента выселения восстанавливались в гражданских и избирательных правах, если доказывали в течение этого срока, что прекратили борьбу против колхозного крестьянства и.стали честными и добросовестными тружениками. По постановлению Президиума ЦИК СССР ''О порядке восстановления в избирательных правах детей кулаков" от 17 марта 1933 г. совершеннолетние дети высланных кулаков, занимающиеся общественно-полезным трудом и добросовестно работающие, восстанавливались в избирательных правах непосредственно по месту их жительства районными исполнительными комитетами.
Конституция СССР 1936 г. отменила всякие ограничения всеобщего избирательного права. Однако юридически оставалась такая мера, как лишение избирательных прав в качестве меры уголовного наказания, хотя и не применявшаяся на практике. Законом СССР от 25 декабря 1958 г. она была отменена.
По действующему избирательному законодательству РФ в выборах не участвуют (т. е. не избирают и не могут быть избраны) лица, признанные судом недееспособными, а также лица, находящиеся в местах лишения свободы по обвинительному судебному приговору, вступившему в законную силу. Неучастие последних в выборах принято считать не лишением их избирательных прав, а их приостановлением на период нахождения в местах лишения свободы.
В отдельных зарубежных странах также имеют место факты отстранения от выборов лиц, принадлежащих к определенным политическим организациям и силам, а также неучастия в выборах лиц, осужденных к лишению свободы и даже находящихся под следствием, если в отношении них в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей. (С. А.)

ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ - один из видов уголовного наказания, состоящий в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно может быть установлено на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
В качестве дополнительного такой вид наказания допускается и в тех случаях, когда он не предусматривается соответствующей статьей УК РФ, но суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления признает в своем приговоре невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При сочетании данного вида наказания с наказанием, связанным с лишением свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы), его срок исчисляется с момента отбытия основного наказания.
Обеспечение надлежащего исполнения данного вида наказания возложено на у головно- исполнительные инспекции, а также на администрацию организаций, где работает осужденный, и органы, выдавшие разрешение (лицензию) на занятие определенной деятельностью. (К. Г.)

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ - один из предусмотренных УК РФ видов наказания, заключающийся в изоляции осужденного от общества путем помещения его в колонию-поселение, в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (см. также: Колония исправительная. Следственный изолятор. Тюрьма). В особо оговоренных в законе случаях и в ограниченных пределах отбывание Л. с. возможно в следственном изоляторе. Осужденные к Л. с., не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.
Л. с. может быть назначено на определенный срок или пожизненно.
Л. с. на определенный срок может длиться от шести месяцев до двадцати лет. При замене исправительных работ или ограничения свободы этим видом наказания оно может быть назначено на срок менее шести месяцев. В случае частичного или полного сложения сроков Л. с. при назначении наказаний по совокупности преступлений его максимальный срок не может быть более двадцати пяти, а по совокупности приговоров - более тридцати лет.
Л. с. пожизненное устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь. Оно не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятилетнего возраста. (К. Г.)

ЛОКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - регулирование общественных отношений на уровне местного самоуправления или отдельного субъекта хозяйственной деятельности (например, в коллективном договоре, заключаемом профсоюзом от имени трудового коллектива, и работодателем). (С. А.)

ЛЮКСЕМБУРГ (Великое Герцогство Люксембург) - государство в Западной Европе. Член-учредитель Общего рынка и Европейских Сообществ (ныне Европейского Союза). Столица - г. Люксембург.
Административное деление: 3 округа, подразделяемые на кантоны и коммуны.
Действующая Конституция принята 17 октября 1868 г. (изменения внесены в 1918, 1948, 1956 гг.). Форма правления - конституционная наследственная монархия.
Глава государства - великий Герцог. 12 ноября 1964 г. на престол вступил Великий Герцог Люксембургский Жан.
Палата депутатов формируется из 60 депутатов, избираемых путем прямого всеобщего голосования по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет. Принятые законы утверждаются Великим Герцогом и подписываются министром, к компетенции которого относится закон.
Исполнительную власть, принадлежащую по Конституции Великому Герцогу, осуществляет назначаемое им ответственное перед Палатой депутатов правительство (как правило, коалиционное), Особенностью политической системы Л. является Государственный совет, состоящий из 21 члена, назначаемых пожизненно (с правом мотивированного отзыва) Герцогом из числа высокопоставленных чиновников, судей, видных политических деятелей. В функции этого органа входит предварительное обсуждение законопроектов с правом отлагательного вето, осуществление высшей административной юрисдикции.
Во главе системы общих судов стоит Верховный суд правосудия - универсальная судебная инстанция, которая функционирует либо как Апелляционный суд, который рассматривает жалобы на постановления окружных судов, вынесенные по первой инстанции, либо как Кассационный суд, рассматривающий в последней инстанции жалобы по вопросам права на приговоры и решения всех судов. Для рассмотрения дел о наиболее опасных уголовных преступлениях председатель Верховного суда формирует Суд ассизов, состоящий из шести членов: судей Верховного суда и судей окружных судов.
Кроме того, действуют два окружных суда первой инстанции, а также мировые суды, в которых судьи единолично рассматривают незначительные проступки и гражданские споры. (А. К.)

ЛЮСТРАЦИЯ - сплошная проверка граждан на предмет их нелегального сотрудничества со спецслужбами прежнего государства, режима либо выборочная, но обязательная проверка лиц, которые претендуют на то, чтобы занять государственный пост, стать депутатом и т. п. Осуществляется на основе действующего в государстве закона о Л.(С. А.)

МАВРИКИЙ (Республика Маврикий) - островное государство в Западной части Индийского океана. Независимость провозглашена 12 марта 1968 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Порт-Луи.
Административное деление: 9 округов и 5 городов с особым статусом.
Действующая Конституция принята в 1968 г.
М. - республика (с 12 марта 1992 г.). Глава государства - президент, избирается сроком на 5 лет депутатами Национальной ассамблеи. Одновременно избирается вице-президент.
Однопалатный парламент - Национальная ассамблея - состоит из 70 депутатов, из которых 62 депутата избираются сроком на 5 лет прямым всеобщим голосованием, 8 мест выделяются для проигравших кандидатов, набравших наибольшее число голосов. В парламент по должности входит также Генеральный прокурор.
Исполнительная власть осуществляется Советом Министров. Премьер-министр и министры назначаются президентом. (А. К.)

МАВРИТАНИЯ (Исламская Республика Мавритания) - государство на северо-западе Африки. Независимость провозглашена 28 ноября 1960 г. Столица - г. Нуакшот.
Административное деление: 12 областей, столица выделена в автономный округ.
По действующей Конституции 1991 г. М. - республика. Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 6 лет.
Парламент - двухпалатный. Сенат в составе 56 сенаторов избирается непрямым голосованием сроком на 6 лет. Национальная ассамблея, состоящая из 59 депутатов, избирается прямым всеобщим голосованием в два тура сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется президентом и назначаемым им правительством. (А. К.)

МАДАГАСКАР (Республика Мадагаскар, 1975-1992 гг. - Демократическая Республика Мадагаскар) - островное государство в Индийском океане, у юго-восточного побережья Африки. Независимость провозглашена 26 июня 1960 г. Столица -г. Антананариву.
Административное деление: 6 провинций (фаритани).
Конституция одобрена всенародным референдумом 19 августа 1992 г. Форма правления - республика.
Глава государства - президент, избирается прямым всенародным голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок.
Парламент - двухпалатный. Сенат формируется следующим образом: часть сенаторов назначается президентом, другая часть избирается выборщиками от территориальных органов власти. Национальное собрание, состоящее из 138 депутатов, , избирается сроком на 4 года прямым всеобщим голосованием.
Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. Премьер-министр назначается президентом, министры назначаются президентом по предложению премьер-министра. Правительство ответственно перед парламентом.
В сентябре 1996 г. парламент отстранил от должности Президента страны А. Зафи, Высший конституционный суд утвердил импичмент. (А. К.)

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - один из видов избирательной системы, применяемый во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Другим видом является пропорциональная избирательная система. М. и. с. имеет свои разновидности.
Суть М. и. с. состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы - избирательные округа, от каждого из которых избирается чаще один, а иногда два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию или движение он представляет.
Если для победы кандидату необходимо набрать голосов не только больше чем у соперников, но и не меньше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это принято называть М. и. с. абсолютного большинства. Если победителем считается кандидат, набравший большее число голосов, чем его соперники (т. е. большинство "относительно" своих конкурентов), и при этом неважно, какой процент (или часть) оно составит от количества проголосовавших избирателей, это принято называть М. и. с. относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 2э%, 30%, 40%, 2/3 числа участвующих в выборах избирателей), это - М. и. с. квалифицированного большинства.
Голосование по М. и. с. относительного большинства проводится в один тур, по другим разновидностям - в два тура. Победившим в первом туре считается тот, кто перешагнул установленную законом планку. В противном случае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем во втором туре будет считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо большее число голосов, чем соперник.
Плюсами М. и. с. считаются ее результативность (всегда есть победитель) и предметность голосования (избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку на следующих выборах). Минусом М. и. с. является низкая репрезентативность (представительность) депутата, победившего в выборах.
В Российской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 г. применяется принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. При этом М. и. с. выглядит следующим образом. Установлено, что 225 (т. е. половина) депутатов ГД избираются на основе М. и. с. по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федерации, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного ЦИК РФ для одномандатного избирательного округа (см.: Избирательный округ). Для победы по округу надо набрать большее число голосов, чем у других кандидатов (относительное большинство), т. е.это - М. и. с. относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выборы в ГД по М. и. с. подтверждают сделанный выше вывод о невысокой репрезентативности. Представим, что в избирательном округе - 1 млн. избирателей. Для того чтобы выборы состоялись, достаточно явки на избирательные участки 250 тыс. избирателей. Допустим, что в округе выдвинуто 10 кандидатов в депутаты. При примерно равном распределении голосов победителю необходимо получить ориентировочно чуть больше 25 тыс. голосов.
По М. и. с. проводились выборы половины депутатов ГД в 1993 и 1995 гг. В 1993 г., когда был учрежден российский парламент - Федеральное Собрание, - в его верхнюю палату - Совет Федерации - также избиралось по два депутата от каждого субъекта РФ. Использовалась М. и. с. относительного большинства с той разницей, что округ был двухмандатным (т. е. от него избиралось не по одному, а по два депутата) и избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ.
Представительным органам власти субъектов РФ в 1993 г. была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако все предпочли проводить выборы в парламенты субъектов РФ по территориальным избирательным округам. Кое-где образовывались одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (округом становился, соответственно, район или город, от которого избирался депутат в парламент субъекта РФ). В настоящее время большинство субъектов РФ применяет М. и. с. и лишь некоторые - смешанную избирательную систему.
На выборах в представительные органы местного самоуправления (т. е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по М. и. с. Правда, кое-где не образовываются отдельные избирательные округа, а вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для М. и. с. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 257 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 33800

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close