Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:20
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА - закрепленная в Конституции РФ гарантия для граждан и принцип деятельности соответствующих государственных органов. Как говорится в ст. 54 Конституции, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, новый закон применяется.(С. А.)

ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА - один из видов ненормативных актов государственных органов, адресуемых народу, другим органам, зарубежным государствам и их органам, общественным объединениям. В О. г. о. могут быть выражены: позиция по какому-либо вопросу внешней политики и внутренней жизни; озабоченность действиями и решениями соответствующих органов и должностных лиц;
объяснение позиции автора, его просьба к адресату обращения (особенно если это - обращение к народу государства) поддержать линию, проводимую соответствующим органом.
О. г. о. могут также приниматься в связи с событиями, юбилеями и иными памятными датами.(С. А.)

ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА - обобщенное наименование различных видов индивидуальных или коллективных обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, должностных лиц - заявлений, жалоб, предложений, ходатайств.
Право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.(С. А.)

ОБРАЩЕНИЕ ДЕНЕЖНОЕ - существующий в государстве оборот денежной единицы данного государства, а также валют иностранных государств.(С. А.)

ОБРАЩЕНИЕ ДЕПУТАТСКОЕ - см.: Депутатское обращение.
ОБСУЖДЕНИЕ - один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии, суть которого заключается в рассмотрении населением проектов решений государственных органов и органов местного самоуправления, а также важных вопросов жизни государства или соответствующей территории.
Основы института О. могут устанавливаться конституцией государства. Например, ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. гласила, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное О. Могут приниматься специальные акты, составляющие основу института О.:
например, Закон РСФСР "О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни" от 20 апреля 1988 г. Аналогичные акты принимают и субъекты РФ.
Институт О. не исключен и в настоящее время. Например, действующий Регламент Государственной Думы (ГД) 1998 г. (ст. 119) предусматривает, что ГД может принять решение о всенародном О. законопроекта, принятого палатой в первом чтении.
С точки зрения территориальных масштабов, О. может быть: всенародным (для всей территории РФ; в период существования СССР всенародным являлось О., проводимое в масштабах всего СССР, а российское О. называлось народным, теперь оно приняло на себя наименование всенародное); по вопросам жизни субъекта РФ; местным - по вопросам жизни муниципального образования. Но в принципе не исключено, что в масштабах субъекта или муниципального образования обсуждается проблема, имеющая значение соответственно для всей территории РФ или субъекта РФ.
С точки зрения размаха, О. может быть: всеохватывающим - когда участником О. является весь народ страны; О. общественностью - когда в нем участвуют преимущественно общественные объединения и некоторые средства массовой информации (СМИ); О. специалистами - когда оно организуется в профилирующих научных и практических учреждениях.
Участие в О. является сугубо добровольным делом гражданина. Оно может осуществляться индивидуально, выражением своего мнения в письменной форме (направление по почте или передача лично своих предложений по обсуждаемому вопросу) или в устной форме с обращением в компетентные органы, в СМИ. Граждане могут осуществлять право на участие в О. и коллективно - проведением собраний, митингов с обсуждением соответствующего вопроса. В этом случае их коллективно выработанные мнения, оценки передаются в виде решений и резолюций в компетентные органы или СМИ.
С точки зрения народовластия, О. относится к консультативным формам непосредственной демократии, поскольку высказываемые в ходе О. позиции не имеют формально обязывающего значения для органов, которым предстоит принимать решение или закон, хотя и подлежат учету, если нашли поддержку у значительной группы участников О. Конечно, с этим связана и эффективность О. Его роль ослабляется, если у граждан нет уверенности, что их предложения имеют какое-либо значение; к тому же организаторы О. не связаны обязанностью дать ответ каждому гражданину, выразившему свое мнение в ходе обсуждения.(С. А.)

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - см.: Общественные объединения.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - см.: Мера общественного воздействия.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ - см.: Общественное объединение.
ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - внутреннее управление в организациях, не являющихся государственными, - общественных объединениях, религиозных объединениях, органах территориального общественного самоуправления.(С. А.)

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - сущность власти и государства, его политическая и экономическая основы, характер хозяйственной жизни и исходные начала положения личности в государстве. Так, в гл. 1 "Общественное устройство" Конституции СССР 1936 г. закреплялись природа СССР как социалистического государства рабочих и крестьян, принадлежность власти трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, положение Советов как политической основы СССР, экономическая основа СССР, формы и виды собственности, плановый характер народного хозяйства, провозглашение труда обязанностью и делом чести каждого.(С. А.)

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - см.: Общественное объединение.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - согласно Конституции РФ и Федеральному закону "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями 1997 и 1998 гг.), существующие обособленно от государства самодеятельные и самоуправляемые (самоуправляющиеся) объединения граждан для удовлетворения их общих интересов (запросов) внутри объединения и для достижения целей во внешней среде методами и средствами, отвечающими природе объединения и не противоречащими закону.
Создание О. о. есть реализация имеющегося у граждан права на объединение. В соответствии с названным Законом реализация данного права предполагает учет многих факторов. Во-первых, содержание права граждан на объединение включает возможности: а) создавать О. о.; б) вступать в существующие О. о.; в) воздерживаться от вступления; г) беспрепятственно выходить из О. о. Во-вторых, в основе данного права - добровольность, т. е. все названные возможности реализуются на добровольной основе. В-третьих, создание О. о. или вступление в него используется для защиты общих интересов и достижения общих целей, но в то же время способствует реализации прав и законных интересов граждан (их индивидуальных запросов). В-четвертых, граждане создают О. о. по своему выбору, для этого им не требуется предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Граждане самостоятельно выбирают О. о., в которое хотят вступить, с соблюдением его устава. В-пятых, право на создание О. о. реализуется как путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - О. о. Иначе говоря, в некоторых случаях новая организация может быть объединением граждан, а в некоторых - ранее созданных ими общественных структур. В-шестых, создаваемое гражданами О. о. может быть зарегистрировано и приобрести права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (однако дополнениями, внесенными в названный Закон в 1998 г., предусмотрено, что политические О. о. подлежат обязательной регистрации).
О. о. могут быть: политические партии; профессиональные союзы;
политические, патриотические, экологические и иные массовые движения; женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации;
научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества; творческие союзы; землячества; фонды; ассоциации и другие объединения граждан.
Закон 1995 г. отказался от перечня О. о. по их отраслевой или социальной окраске, хотя из положений Закона видно, что и он предполагает данный фактор как основу их существования: естественна конкретная направленность О. о. (политическая жизнь, сфера труда, социальные дела и т. д.). Но все-таки основой для типизации О. о. по Закону 1995 г. стали организационно-правовые формы их существования.
Статья 7 Закона так и именуется - "Организационно-правовые формы общественных объединений". Она гласит, что О. о. могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самостоятельности.
В 1998 г. в Закон включено понятие "политического общественного объединения". Им является О. о., в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах путем выдвижения кандидатов, участия в организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Данный Закон различает: учредителей; членов; участников О. о. Ими могут быть граждане, достигшие 18 лет, и О. о. Членами и участниками (но не учредителями) молодежных О. о. могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - 8 лет. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками О. о.
Учредители - это инициаторы создания О. о., созыва учредительного съезда (конференции), собрания. Для обычного О. о. - это как минимум 3 физических лица, для партий и профсоюзов число учредителей устанавливается законами о данных видах О. о. Закон разрешает выступать в качестве учредителей как физическим лицам, так и юридическим лицам - О. о. Учредители - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами О. о., согласно ст. 6 Закона 1995 г., являются физические и юридические лица - О. о., чья заинтересованность в совместном решении задач данного О. о. в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов О. о. в целях обеспечения их равноправия.
Участниками О. о. являются физические и юридические лица, выразившие поддержку целям и(или) конкретным акциям данного О. о., принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.
Создание О. о. проходит несколько этапов. Начальные контакты происходят в виде встреч, собраний, дискуссий, образования инициативных групп и т. д. Таким образом, происходит пропаганда идей. целей О. о., и одновременно вырисовывается его образ, модель. Далее собираются учредители и публично провозглашают свое намерение создать О. о. Затем они созывают учредительные съезд (конференцию) или общее собрание.
Однако О. о. считается созданным только тогда, когда на съезде (конференции), общем собрании принимаются решения: о создании; утверждении устава и формировании руководящих и контрольно-ревизион-ных органов О. о.
Как уже говорилось выше, О. о. может и не ходатайствовать о государственной регистрации и действовать в своих уставных целях. Часть 3 ст. 18 Закона гласит: "С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом".
По территориальной сфере деятельности в РФ возможны следующие виды О. о.:
общероссийское - осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;
межрегиональное - действует на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения (в названном выше наборе);
региональное - его деятельность осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ;
местное - действует в пределах территории органа местного самоуправления, т. е. в районе (уезде), волости (сельском округе, сельсовете), городе, сельском населенном пункте.
На территории РФ возможно функционирование и международных О. о. Ими считаются международные О. о., имеющие организации, филиалы или представительства в Российской Федерации, или О. о., имеющие подразделения в иностранных государствах.
Одним О. о. - политическим партиям и движениям - запрещено создавать ячейки по производственному принципу (на заводах, фабриках, в государственных учреждениях и т. д.), для других - профессиональных союзов - деятельность без создания таких ячеек попросту немыслима. Для третьего вида О. о. создание или запрет создания первичных ячеек по предприятиям и учреждениям (независимо от форм собственности) обусловлен их мерой политизированности. Если О. о. политически нейтральны, они могут создаваться и функционировать по производственному принципу, в том числе собираться на свои мероприятия в нерабочее время.
Для регистрации О. о. должно утвердить свой устав. Согласно ст. 20 Закона 1995 г., в нем должны быть отражены: название, цели, организационно-правовая форма О. о.; структура, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территория, в пределах которой данное О. о. осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в О. о. (если в О. о. предусмотрено членство), права и обязанности его членов; компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа О. о.; порядок внесения изменений и дополнений в устав О. о.; источники формирования денежных средств и иного имущества, права О. о. и его структурных подразделений по управлению имуществом; порядок реорганизации и(или)ликвидации О. о. Устав может содержать описание символики данного О. о. Кроме того, в уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности О. о., не противоречащие законам.
Поскольку регистрация является государственной, ее, согласно Закону 1995 г.. осуществляют органы системы Министерства юстиции РФ. Общероссийские и международные О. о. регистрирует непосредственно МЮ РФ. Межрегиональные О. о. регистрируются органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа О. о. Региональные и местные О. о. регистрируются в органе юстиции соответствующего субъекта РФ.
Документы, поданные на регистрацию, должны быть рассмотрены в месячный срок. Зарегистрированные О. о. включаются в Государственный реестр юридических лиц. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. О. о., являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности:
земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности данного О. о., указанной в его уставе. Имущество О. о. формируется на основе вступительных и членских взносов, если они предусмотрены уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом О. о. лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности О. о.; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности О. о.; других не запрещенных законом поступлений.
Доходы от предпринимательской деятельности О. о. не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование О. о. своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в уставе.
Согласно Закону 1995 г., орган, регистрирующий О. о., осуществляет контроль за соответствием его деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений законодательства РФ или совершения действий, противоречащих уставным целям, он может вынести руководящим органам О. о. письменное предупреждение с указанием конкретных оснований. Это предупреждение может быть обжаловано О. о. в судебном порядке.
В случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ Закон 1995 г. (ст. 42) содержит также такую санкцию по решению суда, как приостановление деятельности О. о. Возможны два варианта приостановления деятельности. При первом инициатором выступает соответствующий прокурор. Сначала он вносит в руководящие органы данного общественного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность О. о. приостанавливается на срок до шести месяцев решением суда на основании заявления прокурора. При втором варианте инициатором выступает регистрирующий орган юстиции. Сначала он должен сделать О. о. два письменных предупреждения. После этого, если предупреждения в установленном порядке не были обжалованы в суд или не признаны судом не основанными на законе, регистрирующий орган вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности О. о.
С приостановлением деятельности приостанавливаются права О. о. как учредителя средств массовой информации: запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.
Закон 1995 г. предусматривает вариант "мирной" реорганизации и ликвидации О. о. по его решению, а также ликвидацию О. о. по решению суда, которая может произойти исключительно в случаях нарушения закона. Заявление в суд о ликвидации О. о. вносится прокурором. Ликвидация О. о. по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (ст. 44 Закона 1995 г.). (С. А.)

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ - категория, связанная с конституционным правом граждан на свободный труд и на защиту от безработицы.
О. р. - оплачиваемые работы, организуемые органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в организациях, находящихся в их собственности, и на договорной основе - в иных организациях. О. р. организуются по предложению органов службы занятости населения в целях обеспечения временной занятости граждан.
С лицами, желающими участвовать в О. р., заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше б месяцев. Безработные, помимо заработка, получают также и доплату в размере причитающегося им пособия по безработице.(С. А.)

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ - см.: Контроль.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ - сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Конституции СССР 1977 г., в разделе 1 "Основы общественного строя и политики СССР" было пять глав: гл. 1 "Политическая система", гл. 2 "Экономическая система", гл. 3 "Социальное развитие и культура", гл. 4 "Внешняя политика", гл. 5 "Защита социалистического Отечества".
В действующей Конституции РФ используется категория "конституционный строй".(С. А.)

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД - см.:
Общественное объединение.
ОБЩИНА - муниципальное образование, состоящее из одного, реже - из нескольких населенных пунктов. Население О. считается единым территориальным коллективом, который владеет муниципальной собственностью, сам решает отдельные вопросы жизни О. на собраниях либо путем местных референдумов, а также избирает органы местного самоуправления. Размеры населенного пункта не играют принципиального значения: О. может быть и небольшая деревня, и город.(С. А.)

ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ - государство в Азии, в восточной части Аравийского полуострова. Бывший британский протекторат Договорный Оман. 2 декабря 1971 г. создано федеративное государство из 6 княжеств, к которому 11 февраля 1972 г. присоединилось княжество Рас-эль-Хайма. Столица - г. Абу-Даби.
Форма государственного устройства - федеральное государство семи эмиратов-княжеств: Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра, Шарджа.
Временная Конституция принята в 1971 г.
Высшим органом государственной власти и законодательным органом является Высший совет Федерации, в который входят правители княжеств. Его члены избирают сроком на 5 лет президента и вице-президента ОАЭ, представляющих разные княжества.
Парламент - Федеральный национальный совет - является совещательным органом и состоит из 40 членов, назначаемых сроком на 2 года от княжеств по отдельным квотам, причем представители Абу-Даби и Дубая имеют право вето.
Правительство возглавляется вице-президентом ОАЭ. Места в нем распределяются между представителями правящих династий княжеств.
Деятельность политических партий и общественных организаций запрещена.(А. К.)

ОБЯЗАННОСТЬ - необходимость определенного поведения.
ОБЯЗАННОСТЬ КОНСТИТУЦИОННАЯ - см.: Основная обязанность.
ОБЯЗАННОСТЬ ОСНОВНАЯ - см.: Основная обязанность.
ОБЯЗАННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ - необходимость определенного поведения, закрепленная правовой нормой. (С. А.)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ - введенная с 1 января 1997 г. мера наказания, заключающаяся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Срок О. р. - от шестидесяти до двухсот сорока часов. Дневная норма - не свыше четырех часов. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания О. р. они заменяются ограничением свободы или арестом.
Исполнение данного вида наказания должно обеспечиваться уголовно-исполнительными инспекциями, на которые возлагается обязанность ведения учета соответствующих осужденных, разъяснения им порядка и условий отбывания наказания, согласования с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы, контроля за поведением осужденных, ведения суммарного учета отработанного осужденными времени и т. д.
О. р, не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.(К. Г.)

ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ - введенная с 1 января 1997 г. мера наказания, заключающаяся в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществляемого за ним надзора. Учреждения, где должна отбываться такая мера наказания, - исправительные центры.
О. с. назначается: лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного года до трех лет; лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет. При замене обязательных или исправительных работ может быть назначено О. с. на срок менее одного года.
В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к О. с., оно заменяется лишением свободы. При этом время отбытого О. с. засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день О. с.
Эта мера наказания не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.(К. Г.)

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина; защиты собственности;обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В процессе О.-р. д. могут выполняться следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности;
обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Этот перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим. Он может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
О.-р. д., ограничивающая конституционные права и свободы человека и гражданина, должна производиться с соблюдением дополнительных гарантий. К примеру, прослушивание телефонных переговоров допускается, как правило, при наличии соответствующего судебного решения, полученного по ходатайству руководства того органа, которому требуется произвести такое действие. Данные, полученные в ходе О.-р. д., могут быть использованы в качестве доказательства по уголовному делу в том случае, если законность их получения будет проверена в порядке, установленном уголовно-процес-суальным законодательством.
Право осуществлять О.-р. д. предоставляется оперативным подразделениям: органов внутренних дел; органов службы безопасности; органов налоговой полиции; Федеральной службы охраны; органов пограничной службы; таможенных органов;
Федеральной службы внешней разведки, Министерства юстиции РФ, а также оперативным подразделениям органа внешней разведки Министерства обороны РФ и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.(К. Г.)

ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Избирательный округ.
ОКРУГ - понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях:
1) автономный округ - национально-государственное (национально-тер-риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. - национальный О.;
2) административно-территориальная единица в ряде зарубежных стран, а в последнее время и в России. Например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. предусматривает в качестве территорий местного самоуправления в сельской местности сельские О., сельсоветы и волости. Москва делится на административные О.. в свою очередь они делятся на единицы, ранее именовавшиеся муниципальными О., затем муниципальными районами, а теперь - районами;
3) военно-административная территориальная единица - военный О.;
4) территория управления или осуществления надзора в некоторых отраслях: школьные (учебные) О., горные О. и др.:
5) территория осуществления правосудия - судебный О.;
6) избирательная единица. Например, для выборов одной половины депутатов ГД страна делится на территориальные избирательные О., для выборов другой половины представляет собой единый федеральный избирательный О. В РСФСР и СССР образовывались национально-территориальные избирательные О. (см.:
Съезд народных депутатов РСФСР. Съезд народных депутатов СССР). (С. А.)

ОКРУГ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ - см.: Избирательный округ.
ОМАН (Султанат Оман) - государство в Азии, на юго-востоке Аравийского полуострова. Столица - г. Маскат.
Административное деление: 59 провинций (вилаятов), объединенных в 8 районов.
Форма правления - абсолютная монархия во главе с султаном. Конституции в султанате нет.
Глава государства - султан (20 июля 1970 г. на престол вступил Султан Кабус бен Сайд Асид). При султане действует консультативный и законодательный орган - Совет шуры, в который входят по одному представителю от каждой провинции, назначаемых султаном из числа трех кандидатов, избираемых от провин^ ции. Члены Совета шуры имеют полномочия сроком на три года с правом назначения на последующие сроки. Кроме того, в 1994 г. султан увеличил состав Совета до 80 членов, назначив в него ряд губернаторов, министров.
Правительство формируется и возглавляется султаном, который совмещает функции премьер-министра, министра иностранных дел, обороны и финансов.
Политические партии и общественные организации запрещены. (А. К.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 195 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 29657

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close