Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:22
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ПАСПОРТ - основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ и за ее пределами.
На практике граждане РФ внутри страны пока еще используют П. гражданина СССР (разработка нового паспорта затянулась). 13 марта 1997 г. Президент РФ принял Указ об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ. В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ и впредь до принятия соответствующего федерального закона Президент РФ ввел в действие П. гражданина РФ, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Правительству РФ поручено утвердить образец бланка и описание П., а также положение о нем. В первую очередь планируется выдавать новые П. гражданам, получающим их впервые, а затем - и всем остальным.
Согласно Положению о П. гражданина РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., П. обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста, проживающие на территории РФ. В П. вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В П. производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ. По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в П. также производится отметка о его группе крови и резус-факторе.
Срок действия П.: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижении гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста П. подлежит замене.
Согласно Федеральному закону ''О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 18 июля 1996 г., основными документами, по которым осуществляются выезд и въезд, являются: П., дипломатический П.,служебный П., П. моряка. В Указе Президента РФ об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ, от 21 декабря 1996 г. и в постановлении Правительства РФ об утверждении образцов и описании бланков указанных документов от 14 марта 1997 г. они определены (это видно даже из названия актов) не просто как выездные и въездные документы, а как основные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ за границей.
Согласно Закону, П. (в обиходе часто именуемый по-прежнему заграничным П.) выдается гражданину РФ по достижении 18 лет по его письменному заявлению, а со дня его рождения и до достижения 18 лет - по ходатайству одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.
Дипломатический П. выдается МИД РФ гражданам РФ, обладающим дипломатическим иммунитетом, а также Президенту РФ, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, членам Правительства РФ и приравненным к ним должностным лицам, дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам МИД РФ. Членам семьи, проживающим совместно с лицом, имеющим дипломатический П. и командируемым за границу в официальное представительство РФ, также выдаются дипломатические П.
Служебный П. выдается должностным лицам административно-технических и специальных служб Администрации Президента, аппаратов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной (представительной)и исполнительной власти субъектов РФ, сотрудникам административно-технических служб официальных представительств РФ за рубежом (и членам семей последних при командировке на период более одного года).
П. моряка выдается гражданину РФ, работающему на российском судне заграничного плавания или командируемому российским судовладельцем для работы на иностранном судне, а также некоторым другим лицам.(С. А.)

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право гражданина быть избранным депутатом представительного органа либо на выборную государственную должность, либо должность в системе местного самоуправления. П. и. п. - понятие не только науки конституционного права, но и законодательства: например, оно используется в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1997 г.
Гражданин, желающий быть избранным, вправе, согласно законодательству РФ, проявлять личную активность - агитировать за себя и т. д., иначе говоря - быть отнюдь не пассивным участником избирательной кампании. Поэтому понятие "пассивное избирательное право" связано не с личным поведением кандидата, а с конечным результатом - избранием голосами других лиц, т. е. избирателей. И в день выборов кандидату остается лишь "пассивно" ждать этого результата, тем более что в этот день он не вправе агитировать за свое избрание (законодательство запрещает в день голосования любую агитацию).
Согласно Федеральному закону 1997 г., возраст для депутата и выборного должностного лица местного самоуправления не может превышать 21 год, для депутата законодательного органа власти субъекта РФ - 21 год, для главы исполнительной власти субъекта РФ (президента, губернатора, главы администрации) - 30 лет. Соответствующие правила устанавливаются законодательством субъектов, но без превышения указанных цифр (на практике некоторые субъекты ранее установили более высокие возрастные планки, эти противоречия пока не устранены).
Для избрания депутатом Государственной Думы Конституцией РФ установлен возраст 21 год, Президентом РФ - 35 лет. В прежней Конституции существовала для избрания президента верхняя возрастная планка - 65 лет. Из действующей Конституции она исключена. В ряде республик в составе РФ возрастное ограничение для президента установлено (65 или 60 лет), хотя Федеральный закон 1997 г. устанавливать верхнюю возрастную планку запрещает.
Право быть избранным может быть связано со сроками проживания на соответствующей территории (так называемый ценз оседлости), но только при условии, если это установлено Конституцией РФ. Так гласит Федеральный закон 1997 г. Однако раньше некоторые субъекты РФ завышали сроки проживания для избрания глав исполнительной власти, а отдельные - и для избрания депутатов.
Для избрания депутатов Государственной Думы вообще не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ).
Не имеют права избирать и быть избранными в РФ: граждане, признанные судом недееспособными:
граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.(С. А.)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ - см Чтение.
ПЕРЕДАВАЕМЫЙ ГОЛОС - понятие, связанное с избирательной системой. Система П. г.- разновидность пропорциональной избирательной системы, когда избиратель отмечает в избирательном списке, во-первых, того кандидата, которому он отдает предпочтение, во-вторых, того кандидата (кандидатов), кото-рому(ым) он хотел бы отдать свой голос в случае, если первый кандидат не будет избран (например, Ирландия, Австралия).(С. А.)

ПЕРУ (Республика Перу) - государство в западной части Южной Америки. Независимо с 28 июля 1821 г. Столица - г. Лима.
Административное деление: 12 регионов и одна провинция.
Ныне действующая Конституция одобрена на референдуме 31 октября 1993 г., вступила в силу 29 декабря 1993 г. По Конституции П. - республика.
В течение XX столетия диктатуры в стране сменялись либеральными режимами. Избранный в 1990 г. Президент А. Фухимори (переизбран в 1995 г.) в 1992 г. в целях "укрепления демократии" распустил парламент и приостановил действие конституционных гарантий. После неудавшейся попытки государственного переворота президентом назначены и проведены выборы в Учредительное собрание, подготовившее проект Конституции, а затем 9 апреля 1995 г. - президентские и парламентские выборы.
Глава государства - президент, избирается всеобщим голосованием сроком на о лет с правом переизбрания на второй срок.
Однопалатный парламент - Национальный конгресс, состоит из 120 депутатов, избираемых всеобщим голосованием по пропорциональной системе сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом Министров. Президент назначает председателя правительства и по его рекомендации - министров.(А. К.)

ПЕТИЦИЯ - форма коллективного обращения граждан в компетентный орган государства или местного самоуправления с предложением принять определенный нормативный акт или решение (как правило, с приложением проекта) либо рассмотреть соответствующий вопрос на заседании органа. П. содержит определенное количество подписей граждан с указанием их местожительства (возможно, и других данных). Наличие этого количества подписей заставляет компетентный орган рассмотреть поставленный вопрос, хотя он может и не согласиться с предложениями и проектами решений, содержащихся в П.(С. А.)

ПИКЕТИРОВАНИЕ - с точки зрения конституционного права, один из способов осуществления права на собрания и манифестации, закрепленного в ст. 31 Конституции РФ. Согласно названной статье, граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и П.
Согласно Указу Президента РФ о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и П. от 25 мая 1992 г., а также утвержденному Указом Президента РФ Временному положению о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, шествий, демонстраций и П. на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города от 24 мая 1993 г., под пикетированием понимается коллективное расположение с плакатами, в которых отражена позиция пикетчиков. Располагаются граждане у входа в здание (парламента, правительства, министерства и т. д.) или на какую-то территорию (предприятия, военной базы и др.).
Полной ясности в понимании П. пока нет. Например, считать ли пикетированием: если не группа, а один человек стоит с плакатом у здания;
если люди стоят не у входа в здание или на какую-либо территорию, а недалеко от него, особенно если подойти к входу вообще невозможно; чем считать голодовку, если голодающие расположились недалеко от входа, и т. д.
Более подробные правила должны содержаться в федеральном законе о порядке осуществления права на собрания и манифестации, который находится в стадии принятия. (С. А.)

ПЛЕБИСЦИТ - принятие государственного решения по важному вопросу путем голосования народа. Часто он отождествляется с референдумом, поскольку практически не отличается от последнего по процедуре проведения, форме принятия решений и их юридической обязательности.
Что касается круга вопросов, некоторые авторы в науке конституционного и международного права предлагают считать референдум голосованием по внутриполитическим вопросам, а П. - голосованием по вопросам внешнеполитического характера (например: голосование о выходе территории из какого-то государства и существовании в качестве самостоятельного государства либо вхождении в другое государство; голосование территории или независимого государства о вхождении в состав какого-то государства в качестве его составной части; голосование о вхождении государства в какую-то международную организацию, об образовании конфедерации, союза или иного объединения государств, о выходе из международной организации, конфедерации, союза, иного объединения государств).(С. А.)

ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ - понятие, используемое политологами, социологами, специалистами в области конституционного права, означающее такой характер демократии в обществе и государстве, когда важнейшие вопросы жизни общества и государства решаются путем их вынесения сначала на обсуждение, а затем - и голосование народа.(С. А.)

ПЛЕНУМ СУДА - заседание высшей судебной инстанции (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), в котором должны принимать участие все судьи этих судов, включая председателей и их заместителей.
В заседаниях П. с. вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, председатели и судьи нижестоящих судов. На заседания могут быть приглашены должностные лица иных государственных органов, представители научных учреждений и др. Присутствие Генерального прокурора РФ на заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно.
П. с. конкретных судебных дел не рассматривают. Их основные задачи - принятие решений по принципиальным вопросам, имеющим значение для обеспечения должного уровня деятельности нижестоящих судов. Среди них центральное место занимают прежде всего разъяснения по вопросам судебной практики, решения, связанные с реализацией права законодательной инициативы.
П. с. решают и некоторые организационные вопросы: распределение вновь назначенных судей по коллегиям, утверждение составов научно-консультативных советов, утверждение персональных составов президиумов арбитражных судов и т. д.
Руководят подготовкой заседаний П. с. председатели соответствующих судов. Они и председательствуют на их заседаниях. Пленум Верховного Суда РФ созывается не реже одного раза в четыре месяца, а Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ - по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Своеобразно решен вопрос об организации и функциях Пленума Экономического суда СНГ. Он должен состоять из судей, назначенных (избранных) в данный суд, и руководителей высших судов или иных органов, занимающихся в государствах - участниках Соглашения о статусе Экономического суда СНГ рассмотрением и разрешением экономических споров. Основные полномочия этого Пленума - рассмотрение жалоб на решения "своего" суда, дача рекомендаций по обеспечению единообразной практики применения соглашений и других актов СНГ при разрешении экономических споров, а также по устранению коллизий в законодательстве государств - участников Соглашения.(К. Г.)

ПЛЮРАЛИЗМ - понятие, входящее с недавних пор в российский конституционный лексикон и означающее возможность существования разнообразия мнений по тому или иному общественно значимому вопросу и различных общественных объединений граждан (см. также: Политический плюрализм).(С. А.)

ПОГРАНИЧНЫЙ ПУНКТ - пункт пересечения границы РФ, т. е. въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации. В П. п. имеются подразделения Федеральной пограничной службы РФ, таможни, Федеральной миграционной службы, санитарно-эпидемиологического надзора.(С. А.)

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - отнесение вопроса к ведению того или иного государственного органа, органа местного самоуправления.(С. А.)

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ - разграничение компетенции государственных органов по рассмотрению каких-то конкретных категорий дел (вопросов). Когда говорят о подведомственности судебных дел, имеют в виду отнесение тех или иных дел либо вопросов (споров) к ведению определенных видов (подсистем) судов - гражданских (общих) или военных судов общей юрисдикции, арбитражных судов или Конституционного Суда РФ.(К. Г.)

ПОДДАНСТВО - принадлежность лица к государству, главой которого является монарх (см.: Гражданство). (С. А.)

ПОДЗАКОННЫЙ АКТ - наименование всех правовых актов, стоящих в иерархии правовых актов ниже законов (на федеральном уровне - указы и распоряжения Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.; на уровне субъекта РФ - акты соответствующих органов субъекта и органов местного самоуправления). П. а. должны приниматься на основе законов и не могут им противоречить.(С. А.)

ПОИМЕННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - см.: Голосование в парламенте.
ПОЛИНОМИНАЛЬНЫИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Избирательный округ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ - полномочия и деятельность по управлению обществом и государством.
П. в. - это в значительной мере государственная власть, т.е. управление делами государства и общества через систему государственных органов с участием в этом процессе также негосударственных организаций, использующих те или иные средства влияния на государственные органы, а через них - на управление государством и обществом.
Однако "политическая власть" - понятие более широкое и может охватывать также систему негосударственных методов воздействия на общество и граждан. Причем зачастую, с учетом политического режима в стране, они могут иметь не меньшее значение, чем государственная власть, а то - и предопределять ее действия. Известно, в частности, какую важную роль играли в СССР программы Коммунистической партии, решения и директивы съездов КПСС как основа политического и государственного руководства жизнью страны. В политической жизни отдельных стран и регионов важную роль могут играть расстановка сил правящей партии и оппозиции, влияние социальных, территориальных, имущественных кланов, религии.
П. в. - это также средства воздействия политической партии, движения на членов партии, участников движения: это и проведение массовых демонстраций, митингов, шествий, и иных мероприятий, участники которых организованы, следуют одной команде и цели повлиять на политическое состояние общества и действия властных структур. Этот тип П. в. получил наименование "общественная власть".
На местном уровне разновидностью П. в. можно считать власть местного самоуправления, которая, согласно Конституции РФ, отделена от государственной власти, но взаимодействует с нею, используя различные средства привлечения населения к выработке, принятию и реализации решений по управлению жизнью соответствующих территорий.
П. в. называют также публичной властью исходя из того, что она осуществляется в обществе и адресована широким массам.(С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ - совокупность отношений, возникающих в связи с управлением обществом и государством, решением возникающих отсюда дел и проблем, влиянием друг на друга участников П. ж. Наиболее типичные участники П. ж. - государство, субъекты федерации, территории, государственные органы и органы местного самоуправления, политические партии, движения и иные общественные объединения, граждане и их группы, средства массовой информации. В определенных случаях участниками П. ж. могут стать также предприятия, учреждения и организации, предпринимательские структуры (например, выступая с оценками действий правительства, спонсируя избирательные объединения и кандидатов в депутаты на выборах и т. д.). См. также: Государственная жизнь.(С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - общественное объединение, ставящее своей целью влияние на общественные и государственные процессы, участие в выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц, а через них - на осуществление государственной власти и местного самоуправления. Политической организацией можно назвать также государство в целом как организацию для управления обществом.(С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА - 1) совокупность государственных и негосударственных организаций, через которые осуществляется управление обществом, всеми происходящими в нем процессами; 2) внутренняя структура общества с точки зрения совокупности указанных государственных и негосударственных организаций.(С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - характер организации власти в соответствующем обществе и государстве, система ее институтов, соотношение государственных и общественных начал в управлении публичными делами, положение личности, реальный политический режим.(С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения по управлению обществом и государством, осуществлению власти народа.
П. о. частично являются государственно-правовыми (конституционно-правовыми) отношениями, частично - неправовыми общественными отношениями. Те и другие группы отношений нередко переплетаются. Например, назначение выборов в парламент, участие в них политических партий и движений, выдвижение ими списков своих кандидатов, основные правила ведения предвыборной агитации - все это политические отношения, закрепленные законодательством. Как партии и движения будут блокироваться друг с другом для ведения борьбы, кого предпочтут выдвинуть, какие конкретно методы пропаганды изберут - это тоже политические отношения, но уже неправовые, т. е. не регулируемые правом.(С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (см. также: Основные права и свободы}. (С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБЫЧАЙ - правило политической жизни, используемое теми или иными участниками политических отношений. Одни П. о. применяются в этом качестве до тех пор, пока они не отражены в нормативном правовом акте. С этого времени они становятся правовыми нормами. Другие П. о. существуют в качестве таковых потому, что невозможно, порой нецелесообразно их правовое оформление либо в нем нет особой необходимости. Например, в ряде стран президенты не входят в политические партии (после избрания членство в партии приостанавливают), демонстрируя тем самым, что они осуществляют свою деятельность в интересах не конкретных политических сил, а всего народа.(С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ - возможность существования в Российской Федерации различных идеологических течений и представляющих их общественных объединений, в том числе политических партий и движений.
Конституционную основу П. п. составляет ст. 13 Конституции РФ, которая гласит, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.(С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - получившее в последние годы распространение в России понятие, которым охватывают все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (прежде всего конституционным - отсюда также понятие "конституционный процесс"), так и протекающие на базе иных социальных норм - политических традиций, обычаев, уставов политических партий и др.(С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - реальные характер и организация политической и прежде всего государственной власти в стране, роль тех или иных государственных институтов (президент, парламент, парламентская оппозиция, суды, конституционное правосудие, аппарат чиновничества, армия и т. д.); фактическое положение с демократическими правами и свободами граждан, политическим плюрализмом (хотя официально и провозглашенными);
роль общественного сознания, имущественных, национальных, клано-вых, религиозных и иных групп, их влияние на государственную власть, общественные дела, нравственность, обычаи; состояние законности, методы борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка,(С. А.)

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ - предоставление возможности соответствующему лицу неограниченное время пребывать (проживать) на территории государства и пользоваться его защитой как в отношении этого лица, так и членов его семьи. Предоставление осуществляется согласно Конституции РФ (ст. 63) в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Основа запрашивания и предоставления П. у. - общественно-политическая деятельность и убеждения лица. В Российской Федерации Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено "Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации", устанавливающее: Российская Федерация предоставляет П. у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
Предоставление П. у. в РФ производится указом Президента РФ. Лицо, желающее приобрести П. у., обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного местожительства, обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для предоставления П. у. направляется в ФМС. Последняя рассматривает ходатайство, запрашивает заключения МВД РФ, МИД РФ, ФСБ РФ и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления данному лицу П. у. Комиссия рассматривает ходатайства и материалы к ним и по каждому ходатайству вносит свои предложения Президенту РФ для принятия решения.
Предоставление П.у.распространяется и на членов семьи при условии их согласия. Согласия детей, не достигших 14 лет, не требуется.
Лицу, которому предоставлено П. у., а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.
Лицо, которому предоставлено П, у., утрачивает право на П. у. в случаях:
возврата в страну своей гражданской принадлежности или обычного местожительства, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от П. у. в РФ; приобретения гражданства РФ или другой страны.
Лицо может быть лишено предоставленного ему П. у. в РФ по соображениям государственной безопасности, в случае занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если это лицо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный судебный приговор.(С. А.)

ПОЛИЦИЯ - система государственных органов, призванных обеспечивать охрану общественного порядка, безопасность граждан и общества, предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения, а также выполнять некоторые другие функции: регистрацию и выдачу оружия, оказание помощи людям, оказавшимся в ситуациях, угрожающих их жизни, здоровью или имуществу, обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств и т. д. В дореволюционной России и в зарубежных странах П. выполняла и выполняет функции, во многом сходные с функциями российской милиции.
Термин "полиция" в 1993 г. начал возвращаться в Россию - была создана налоговая полиция.(К. Г.)

ПОЛНОМОЧИЯ - права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом.(С. А.)

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в ГД при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов.(С. А.)

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в КС при рассмотрении дел, относящихся к компетенции КС.(С. А.)

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации
Президента и призванное представлять его в СФ при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов.(С. А.)

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента, выполняющее свои задачи в соответствующем субъекте РФ. Его основные задачи - представлять Президента РФ в субъекте РФ, обеспечивать постоянную связь его органов государственной власти с Президентом и Правительством РФ и, наоборот, координировать деятельность подразделений федеральных органов исполнительной власти на территории данного субъекта; изучать общественное мнение, информировать Президента РФ о состоянии дел и проблемах субъекта РФ и др.
Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г. институт полномочных представителей в субъектах преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ, утверждено соответствующее Положение. Данное должностное лицо представляет интересы Президента РФ в одном или нескольких субъектах РФ.(С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 249 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 29770

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close