17:23 СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА г. Новосибирск | 2010 г. Редакция: Мандрик Р.А. ПОЛОЖЕНИЕ - 1) часто используемая форма нормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления; 2) понятие, характеризующее статус, место в системе соответствующих органов и характер деятельности различных органов. Употребляется в праве как самостоятельно, так и в словосочетаниях "правовое положение", "конституционно-правовое положение", "конституционное положение"; 3) понятие, используеПОРТУГАЛИЯ (Португальская Республика) - государство на юго-западе Европы, включающее также Азорские острова и архипелаг Мадейра в Атлантическом океане. Член Европейского Союза. Столица - г. Лиссабон. Административное деление: 22 округа и 2 автономные области (Азорские острова и архипелаг Мадейра). Исторически континентальная часть страны делится на 11 провинций. Действует Конституция 22 апреля 1976 г. (с изменениями и дополнениями 1982, 1988, 1989, 1992 гг.). По Конституции форма правления - республика. До 1910 г. - П. монархия, которая была свергнута в результате революции. Военный переворот 1926 г. подготовил почву для установления режима военной диктатуры. С 1932 по 1968 г. страной правил диктатор Салазар, далее до 1974 г. - его ставленник Каэтану. 24 апреля 1974 г. революционно настроенные офицеры совершают государственный переворот и провозглашают курс на демократические реформы и искоренение остатков фашистского режима ("революция гвоздик"). В 1978 г. принят закон, запрещающий фашистские организации. Глава государства - президент, избирается прямым всеобщим голосованием в два тура сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Президент обладает достаточно широкими полномочиями. При президенте создан Государственный Совет - постоянно действующий высший консультативный орган, в состав которого входят премьер-министр. председатель Собрания республики, председатель Конституционного трибунала, главы региональных органов управления, по пять общественных деятелей, назначаемых президентом и Собранием республики. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом - Собранием республики, состоящим из 230 депутатов (с 1991 г.), избираемых всеобщим голосованием по пропорциональной системе представительства сроком на 4 года. Помимо текущей законотворческой деятельности к полномочиям парламента относится принятие поправок к Конституции, издание статусов автономных областей, утверждение национального плана и бюджета. В перерывах между сессиями работает Постоянная комиссия, наблюдающая за деятельностью правительства и осуществляющая иные контрольные функции. Исполнительная власть осуществляется правительством - Советом Министров, - формируемым из представителей партий парламентского большинства. Президент назначает премьер-министра, а по его предложению - министров. Правительство обладает, помимо обычных полномочий управления, правом законодательной инициативы, вправе издавать декреты-законы, утверждаемые затем Собранием республики по рекомендации его Постоянной комиссии. Правительство подотчетно перед президентом и парламентом. В случае отклонения Собранием республики правительственной программы, принятия вотума недоверия или голосования дважды с интервалом в 30 дней резолюции порицания большинством голосов правительство уходит в отставку. Функции конституционного надзора исполняет Конституционный трибунал, состоящий из 13 членов (десять избираются Советом республики, три кооптируются премьер-министром), срок полномочий которых б лет. Конституционный трибунал в силу поправок к Конституции 1982 г. воспринял ряд функций бывшего Революционного совета, гаранта "обеспечения верности духу революции 25 апреля 1974 г." (формулировка Конституции 1976 г.). Высшим органом судебной власти является Верховный трибунал правосудия, состоящий из двух палат по гражданским делам, палаты по уголовным делам и палаты по социальным вопросам. Апелляционные суды состоят из трех палат - гражданской, по уголовным делам и по социальным вопросам. В стране действует 4 апелляционных суда. Основная масса судебных дел рассматривается окружными судами - судами комарки (португальское традиционное название судебного округа). Специализированными судами первой инстанции являются уголовные трибуналы, следственные трибуналы и трибуналы по исполнению наказаний. Имеются также семейные суды, входящие в систему общих судов. Помимо общих судов функционируют административные и финансовые трибуналы, трибуналы по морским делам и арбитражные суды. Функции омбудсмена осуществляет проведор юстиции, назначаемый Советом республики.(А. К.) ПОЛЬША (Республика Польша, в 1952-1989 гг. - Польская Народная Республика) - государство в Центральной Европе. Независимость воссозданного польского государства провозглашена 11 ноября 1918 г. Столица - г. Варшава. Административное деление: 49 воеводств, которые делятся на гмины. Первая Конституция П. принята 3 мая 1791 г. (эта дата отмечается с 1990 г. как национальный праздник). Действовали (до 1997 г.) Конституция от 22 июня 1952 г. с конституционными поправками от 29 декабря 1989 г., а также "Малая Конституция", вступившая в силу 8 декабря 1992 г. и регулировавшая взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью. 2 апреля 1997 г. принята новая Конституция. Глава государства - президент, избирается всеобщими выборами сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Президент обладает значительными полномочиями: назначает выборы обеих палат парламента, назначает премьер-министра, объявляет чрезвычайное положение, вправе распустить Сейм. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из Сената и Сейма, избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года и состоящих, соответственно, из 100 сенаторов и 460 депутатов. Совместные заседания Сената и Сейма образуют Национальное Собрание (ст. 114 Конституции). Исполнительная власть принадлежит президенту и Совету Министров. Президент выдвигает кандидатуру председателя Совета Министров, который предлагает состав правительства. При формировании правительства оно должно получить доверие абсолютного большинства депутатов Сейма. В случае вотума недоверия правительству Сейм вправе в течение 14 дней избрать новое правительство абсолютным числом голосов. В случае неудачи президент либо назначает временное правительство сроком на полгода, либо реализует свое конституционное право распустить Сейм.(А. К.) ПОМИЛОВАНИЕ - решение Президента РФ в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление, об освобождении от дальнейшего отбывания назначенного судом наказания либо о его сокращении или замене более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.(К. Г.) ПОСЕЛКОВЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ - местный орган государственной власти по Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. С 1991 г. - орган местного самоуправления. Осенью 1993 г. П. с. н. д., как и другие представительные органы местного самоуправления, ликвидированы указом Президента РФ. Их полномочия переданы главам соответствующих местных администраций. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. допускает создание представительных органов местного самоуправления, в том числе и в поселках. Но на практике они мало где созданы. Управляют поселками как муниципальными образованиями их главы, в большинстве случаев - назначенные сверху. В принципе моделью местного самоуправления для поселка должен стать поселковый комитет, избираемый населением и возглавляемый главой поселка, которого избирает либо население, либо комитет. (С. А.) ПОСОЛ - полномочный дипломатический представитель государства в другом государстве или в международной организации. Возглавляет посольство - соответствующее дипломатическое учреждение в другом государстве - или представительство в международной организации. В Российской Федерации П. назначаются Президентом РФ. В соответствии с Конституцией РФ (п. "м" ст. 83) Президент РФ после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.(С. А.) ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - государственный орган внешних сношений РФ, осуществляющий представительство РФ в государстве пребывания, согласно "Положению о посольстве Российской Федерации", утвержденному Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. Относится к разряду дипломатических представительств РФ. Учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основе указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств. Входит в систему МИД РФ. П. РФ обеспечивает проведение единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открытых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований. П. РФ, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетом в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания. Возглавляется П. РФ Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ, являющимся высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания. В посольстве могут создаваться отделы или группы по направлениям: внешней политики, внутренней политики, двусторонних отношений, экономической работы, науки и техники, прессы и информации, культуры, консульский, другие отделы и группы. П. РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в банках. Являющиеся собственностью РФ земельные участки, здания, сооружения и другое имущество П. РФ закрепляются за ним в порядке, установленном законодательством РФ. (С. А.) ПОСТАНОВЛЕНИЕ - правовой акт ряда органов и должностных лиц. В форме постановлений принимают акты по вопросам своего ведения Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Актами Правительства РФ, правительств субъектов РФ являются постановления и распоряжения. Итоговые решения конституционного Суда РФ по оценке конституционности актов и договоров, спорам о компетенции, жалобам граждан, запросам судов и запросам о толковании Конституции являются постановлениями. Постановлениями именуются также решения лиц, производящих предварительное следствие или дознание, прокуроров, судов. (С. А.) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - правовой акт Государственной Думы (ГД) РФ. Согласно ч. 3 ст. 103 Конституции РФ, ГД РФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Таким образом, правовую форму постановления имеют все акты ГД РФ, принятые ею в рамках своих полномочий. Иначе говоря, если ГД РФ принимает закон, заявление, обращение и др., все это оформляется постановлением ГД. П. ГД РФ принимается большинством голосов от общего числа членов палаты (от 450). Если ГД РФ не согласна с решением Совета Федерации, отклонившего принятый ею закон, или с Президентом РФ, отклонившим закон, постановление о принятии закона в ранее принятой редакции при повторном голосовании требует не менее двух третей от общего числа депутатов ГД РФ. Также не менее двух третей голосов требуется при принятии постановления об одобрении федерального конституционного закона, о возоуждении обвинения против Президента РФ. А постановление о поддержке предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должно набрать 3/5 голосов от общего числа депутатов ГД РФ.(С. А.) ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - правовой акт Конституционного Суда (КС). Федеральный конституционный закон о КС 1994 г. называет три вида решений КС - постановление, заключение и определение. Постановлением именуется итоговое решение КС РФ по существу дел об оценке конституционности актов и договоров, по спорам о компетенции, жалобам граждан, запросам судов и запросам о толковании Конституции РФ. Итоговое решение КС РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ именуется заключением. Все иные решения КС РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. Решение КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение КС РФ считается принятым, если за него проголосовало большинство участвующих в голосовании судей. В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья КС РФ не вправе воздерживаться или уклоняться от голосования. (С. А.) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНА РАССЛЕДОВАНИЯ - решение следователя либо лица, производящего дознание, принимаемое при производстве предварительного следствия или дознания (кроме обвинительного заключения), о выполнении какого-либо из следственных действий, допускаемых уголовно-процессуальным законодательством. Это может быть, к примеру, постановление о возбуждении уголовного дела, принятии такого дела к своему производству, производстве обыска, приобщении к делу какого-то предмета в качестве вещественного доказательства, об избрании меры пресечения, прекращении уголовного дела, приостановлении предварительного расследования (см. также: Дознаватель. Дознание. Предварительное следствие. Следователь. Расследование ).(К. Г.) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - правовой акт Правительства РФ, правительства субъекта РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме его постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. П. П. РФ подписываются его председателем, опубликовываются в официальных изданиях РФ. Постановления, за исключением содержащих сведения, относимые к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, подлежат опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости широкого и немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. П. П. РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Другие постановления вступают в силу со дня подписания, если самим постановлением не оговорен иной порядок его вступления в силу.(С. А.) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА - одна из форм прокурорского реагирования на установленные факты нарушения закона, документ, оформляющий властно-распорядительное решение прокурора, которое может быть принято им в ходе осуществления прокурорского надзора. П. п. выносится, например, при возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, в ходе надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного воздействия, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (см. также: Надзор прокурорский. Прокуратура. Прокурор).(К. Г.) ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ - правовой акт Совета Федерации (СФ). Согласно ч. 2 ст. 102 Конституции РФ, СФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. То есть как и для Государственной Думы (ГД), правовую форму постановления имеют все акты СФ, принятые им в рамках своих полномочий. Следовательно, одобряя закон, принимая заявление, обращение и др., СФ оформляет это постановлением. П. СФ принимается большинством голосов от общего числа членов палаты (от 178). Если Президент РФ отклонил закон, принятый обеими палатами, П. СФ об одобрении закона в ранее принятой редакции при повторном голосовании требует не менее двух третей от общего числа членов СФ. Также не менее двух третей голосов требуется при принятии постановления об отрешении Президента РФ от должности в связи с обвинением, выдвинутым ГД. П. СФ об одобрении федерального конституционного закона должно получить не менее 3/4, а постановление о поддержке предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ - 3/5 голосов от общего числа членов палаты. (С. А.) ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОЕ - 1) единоличное решение судьи по вопросу, возникшему в связи с рассмотрением или подготовкой к рассмотрению гражданского или уголовного дела (об истребовании доказательств, назначении судебного заседания, приостановлении производства по делу, направлении уголовного дела для дополнительного расследования и т. д.), по итогам разбирательства материала об административном правонарушении; 2) решение президиума суда, вынесенное в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам; 3) акт высшего суда, в котором даются разъяснения по вопросам судебной практики (см.: Пленум суда. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Разъяснение по вопросам судебной практики).(К. Г.) ПОСТАТЕЙНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ГОЛОСОВАНИЕ - проведение пра-вотворческим органом на пленарном заседании последовательного обсуждения проекта нормативного акта от первой до последней статьи (включая структуру документа, заголовки разделов, глав и др.). В законодательном органе, имеющем процедуру трех чтений, как правило, постатейное обсуждение проводится на стадии второго чтения и сопровождается голосованием по каждой статье, предлагаемым редакциям, поправкам к ней. Кроме того, постатейное голосование может проводиться также и при окончательном принятии закона на стадии третьего чтения (на данном этапе постатейное обсуждение уже не проводится, а если необходимость в нем возникает, законопроект возвращается на стадию второго чтения).(С. А.) ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА - создаваемый им на одной из первых сессий (заседаний) орган вспомогательного характера из числа депутатов. Назначение постоянной комиссии: подготовка и предварительное рассмотрение проектов решений представительного органа (законопроектов); подготовка заключений по вопросам и проектам решений, предлагаемым для рассмотрения на заседаниях представительного органа; организация парламентских слушаний; осуществление контроля за реализацией законов, иных нормативных актов, решений представительного органа, а также за деятельностью определенных органов в рамках закона; участие в подготовке проекта бюджета по профилю комиссии. В последнее время на уровне законодательных органов все предпочтительнее называют подобные органы комитетами (без слова "постоянные"). Есть и отдельные органы, именуемые себя "комиссиями" (также без слова "постоянные"), - например, мандатная комиссия.(С. А.) ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ - вид государ-ственных наград в РФ. В соответствии с Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. (в редакции от 6 января 1999 г.), установлены следующие П. з. РФ: Герой Российской Федерации; Летчик-космонавт Российской Федерации, Народный артист Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации; Заслуженный - агроном, артист, архитектор, ветеринарный врач, военный летчик, военный специалист, военный штурман, врач, геолог, деятель искусств, деятель науки, землеустроитель, зоотехник, изобретатель, конструктор, лесовод, летчик-испытатель, мастер производственного обучения, машиностроитель, мелиоратор, металлург, метеоролог, метролог, механизатор сельского хозяйства, пилот, пограничник, работник бытового обслуживания населения, работник высшей школы, работник геодезии и картографии, работник дипломатической службы, работник жилищно-коммунального хозяйства, работник здравоохранения, работник культуры, работник лесной промышленности, работник нефтяной и газовой промышленности, работник пищевой индустрии, работник рыбного хозяйства, работник связи, работник сельского хозяйства, работник социальной защиты населения, работник текстильной и легкой промышленности, работник торговли, работник транспорта, работник физической культуры, рационализатор, сотрудник органов безопасности, сотрудник органов внешней разведки, сотрудник органов внутренних дел, спасатель, строитель, учитель, химик, художник, шахтер, штурман, штурман-испытатель, эколог, экономист, энергетик, юрист РФ. Субъекты РФ могут устанавливать также и свой почетные звания.(С. А.) ПРАВА - возможности определенного поведения, совершения тех или иных действий, закрепленные в нормативных юридических актах. Права могут принадлежать физическим лицам - гражданам данного государства, иностранцам и лицам без гражданства, - государствам, субъектам федераций, административно-территориальным единицам, государственным органам и органам местного самоуправления, общественным объединениям, хозяйствующим субъектам.(С. А.) ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - категория, вошедшая в российский конституционный лексикон в последние годы (см.: Гражданин. Основные права и свободы. Основное право. Основная обязанность).(С. А.) ПРАВИЛА - 1) установленные нормативными правовыми актами или отраженные в иных социальных нормах (обычаях, традициях и др.) возможности, рамки, условия поведения участников тех или иных общественных отношений. Иногда категория "правила" вводится в стране как нормативно-правовая, но без четкого юридического наполнения ее содержания. Это нежелательно, поскольку трактовка категории остается на усмотрении правящих кругов или конкретных органов, и это может использоваться для применения меры ответственности за неясный состав правонарушения. Типичным примером на этот счет является существовавшая в прежние годы категория правила социалистического общежития"; 2) возможное наименование (форма) нормативного правового акта - например, распространены П. пользования отдельными видами транспорта или П. проезда на транспорте, П. поведения в общественных местах, П. санитарного содержания территорий, П. противопожарной безопасности и др. Довольно часто администрация предприятий и учреждений по согласованию с профсоюзом утверждает П. внутреннего трудового распорядка.(С. А.) ПРАВИТЕЛЬСТВО - центральный орган государства или субъекта в федеративном государстве. Распространенные наименования - Правительство (Россия, Чехия и др.), Совет Министров (например, Индия), Кабинет (Япония), Кабинет Министров (в ряде республик в составе РФ), Совет Министров - Правительство (ранее в Российской Федерации), Совет Министров (правительство) - Франция, Государственный Совет (КНР), Административный совет (КНДР) и др. На уровне государства П. - главный орган управления, исполнительной власти. Руководит внутренними делами, осуществлением экономической, социальной и культурной политики, обороны, безопасности, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью. В президентской республике П. подотчетно президенту и в определенной мере - парламенту, его палатам. В парламентарной республике П. подотчетно парламенту, его палатам и в определенной мере - президенту (если он есть в государстве). Вместе с тем П. обладает самостоятельностью в осуществлении полномочий, которыми его наделяют конституция и законы государства. П. состоит из председателя П. (премьер-министра), его первых и обычных заместителей, министров, а нередко - и других лиц. В президентской республике П. формируется президентом, причем может быть предусмотрено, что с парламентом или какой-то из его палат он согласовывает лишь кандидатуру председателя П. В парламентарной республике используются разные варианты: назначение председателя П. парламентом или предложение его кандидатуры для назначения президентом, утверждение всего состава правительства парламентом либо назначение членов правительства президентом по предложению премьер-министра. Форма работы П. - заседания. Акты П.- постановления, принимаемые коллегиально, и распоряжения, издаваемые от имени правительства премьер-министром или его первыми заместителями.(С. А.) Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |