Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:25
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ - см.: Арест. Мера пресечения.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ - совокупность производимых специально уполномоченными должностными лицами (следователями) в строгом соответствии с предписаниями уголовно-процессуального законодательства (см.: Уголовно-процвс-суальное право) действий, направленных на выявление и раскрытие преступлений (отличающихся, как правило, повышенной сложностью и опасностью), изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовку материалов по существу дела, необходимых для разрешения в суде.
Закон требует, чтобы П. с. осуществлялось всесторонне, полно и объективно, чтобы в ходе его принимались все предусмотренные законом меры для выявления обстоятельств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность На лиц, расследующих уголовные дела, возложена также обязанность обеспечивать подозреваемому или обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав. Юридическая доктрина и официальная практика одинаково отрицательно относятся как к оправдательному, так и обвинительному уклону при проведении П. с.
Начальным моментом П. с.является принятие решения (вынесение постановления) о возбуждении уголовного дела, а завершающим -- составление обвинительного заключения и передача материалов дела надзирающему за следствием прокурору для направления их в суд. П. с. может быть приостановлено в случаях, предусмотренных законом (например, в связи с болезнью обвиняемого, из-за того, что он скрывается от органов следствия, и т. д.). Допускается и прекращение П. с. в случаях появления, к примеру, обстоятельств, препятствующих производству по уголовному делу (акт амнистии, недостижение обвиняемым возраста уголовной ответственности и т. д.); недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления;
психического расстройства, не дающего ему возможности правильно оценивать свои поступки и контролировать их.
В ходе П. с. разрешено совершать лишь такие следственные действия, которые предусмотрены УПК, и с соблюдением того порядка, который предписывается этим Кодексом и иными правовыми актами, регламентирующими производство по уголовным делам (см.: Уголовно-процессуальное право}.(К. Г.)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - один из видов обращений гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц (существуют и другие виды обращений: жалобы, заявления, ходатайства).
П. вносится тогда, когда гражданин считает, что реализация П. улучшит порядок дел в государстве, на соответствующей территории, деятельность органа, предприятия, учреждения, организации, общественного объединения.
Подача П. является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ. ГС. А.)

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПРОКУРОРА - акт прокурорского реагирования на возможное нарушение закона. Оформляется подписываемым прокурором или его заместителем специальным документом в целях предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. При неисполнении требований, изложенных в П. п., должностное лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к установленной законом ответственности.(К. Г.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ - должностное лицо, возглавляющее высшую судебную инстанцию судов общей юрисдикции. Назначается без ограничения срока полномочий Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Основные полномочия: принесение в пределах и порядке, установленных законом, протестов на решения, приговоры, определения и постановления судов, приостановление исполнения решений, приговоров, постановлений и определений по судебным делам; организация работы по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; организация работы по осуществлению контроля за выполнением разъяснении Пленума Верховного Суда РФ; внесение материалов на его рассмотрение; созыв заседаний Пленума и председательствование на его заседаниях; созыв заседаний Президиума Верховного Суда РФ и внесение вопросов, требующих его решения, председательствование на его заседаниях; председательствование в судебных заседаниях коллегий суда при рассмотрении любого дела;
направление в Государственную Думу предложений Верховного Суда РФ в порядке реализации его права законодательной инициативы; направление запросов в Конституционный Суд РФ в связи с рассмотрением конкретных дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов или иных правовых актов; распределение обязанностей между своими заместителями; руководство организацией работы судебных коллегий и вспомогательного аппарата суда.(К. Г.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ - должностное лицо, возглавляющее высшую судебную инстанцию системы арбитражных судов. Назначается без ограничения срока полномочий Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. На него возложены и иные, не менее ответственные полномочия, в частности: организация деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов; созыв Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и председатель-ствование на их заседаниях, а также вынесение на рассмотрение Пленума и Президиума вопросов, отнесенных по закону к их ведению; общее руководство аппаратом суда, назначение на должность и освобождение от должности его работников;
распределение обязанностей между своими заместителями; формирование судебных составов; вынесение на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросов, отнесенных к его ведению; представление Высшего Арбитражного Суда РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами. Он выполняет также некоторые другие полномочия, сходные с полномочиями Председателя Верховного Суда РФ.(К- Г.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - должностное лицо, руководящее работой Государственной Думы (ГД).
Согласно Регламенту ГД, Председатель ГД, первый заместитель и заместители Председателя ГД избираются из числа депутатов ГД тайным голосованием с использованием бюллетеней. Но Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидатуры на должность Председателя ГД вносятся фракциями, депутатскими группами и депутатами. Победитель должен получить более половины голосов от общего числа депутатов ГД (от 450).
Первую ГД возглавлял избранный по списку Аграрной партии И. П. Рыбкин. Председателем ГД второго созыва стал депутат от КПРФ Г. Н. Селезнев.
Согласно Регламенту, Председатель ГД; ведет заседания палаты; ведает внутренним распорядком ГД;
организует работу Совета ГД; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата ГД; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата ГД с согласия Совета ГД и по представлению Комитета по Регламенту и организации работы ГД; представляет палату в отношениях с государственными органами РФ, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между органами государственной власти различных субъектов РФ; издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции, и др.
ГД может отменить любое распоряжение, поручение Председателя ГД. Председатель вправе по собственному усмотрению включить в проект порядка работы ГД следующие вопросы: о выборах на вакантную должность заместителя Председателя ГД;
о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях ГД.
Председатель представляет ГД доклад о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте программы ее законопроектной деятельности на следующую сессию.
Заместители Председателя ГД замещают Председателя в его отсутствие, по его поручению ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий ГД, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом ГД и согласно распределению обязанностей между ними.(С. А.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должностное лицо, избираемое Конституционным Судом (КС) для руководства его деятельностью. Согласно Федеральному конституционному закону о Конституционном Суде РФ 1994 г., в пленарном заседании КС судьи тайным голосованием, большинством голосов от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС с правом переизбрания на новый срок.
Председатель КС: 1) руководит подготовкой пленарных заседаний КС, созывает их и председательствует на них; 2) вносит на обсуждение КС вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; 3) представляет КС в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию КС выступает с заявлениями от его имени; 4) осуществляет общее руководство аппаратом КС, представляет на утверждение КС кандидатуры руководителей Секретариата КС и других подразделений аппарата, иных служб КС, а также Положение о Секретариате КС и штатное расписание аппарата; 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с Законом и Регламентом КС.
Председатель КС издает приказы и распоряжения.(С. А.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - одно из высших должностных лиц государства. Возглавляет Правительство РФ.
Назначается на должность Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ГД). Освобождается от должности Президентом РФ. Может уйти в отставку либо быть отправленным в отставку Президентом РФ в составе всего Правительства.
После вступления в должность вновь избранного Президента РФ Правительство РФ слагает перед ним свои полномочия. Президент назначает П. П. РФ с согласия ГД. По предложению П. П. РФ назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей и заместителей П. П. РФ, федеральных министров. Не позднее недельного срока после назначения П. П. РФ представляет Президенту РФ предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти.
П. П. РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.(С. А.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РАЙОННОГО СУДА - должность, которая введена в гражданских судах общей юрисдикции основного звена (районных судах), где работает более одного судьи. Назначается, в основном, в том же порядке, что и председатель суда общей юрисдикции среднего звена. В судах, в составе которых имеется один судья, функции председателя выполняет он же.
Основные полномочия П. р. с. (судьи); председательствует в судебных заседаниях; назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями; организует работу с народными заседателями; ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; руководит работой аппарата суда; организует повышение квалификации работников суда, а также повышение правовых знаний народных заседателей.(К. Г.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ - должностное лицо, руководящее работой Совета Федерации (СФ). Согласно Регламенту СФ, П. СФ и его заместители не могут избираться из числа лиц от одного и того же субъекта РФ. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней.
П. СФ имеет следующие полномочия: разрабатывает проект повестки дня заседаний СФ; ведет заседание палаты; подписывает постановления СФ; созывает, в том числе по предложению Президента РФ, Правительства РФ или по требованию, поддержанному не менее одной пятой от общего числа членов СФ, внеочередное заседание палаты;
приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ; ведает внутренним распорядком палаты; организует взаимодействие комитетов и комиссий СФ; направляет для рассмотрения в комитеты и комиссии палаты законы, принятые Государственной Думой (ГД), а также законопроекты, которые предполагается внести в ГД в порядке законодательной инициативы; направляет Президенту РФ одобренные СФ федеральные законы и федеральные конституционные законы; организует проведение парламентских слушаний; распределяет обязанности между заместителями П. СФ; представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, субъектами РФ, общественными объединениями, а также зарубежными парламентами; решает иные вопросы организации работы СФ.
П. СФ издает распоряжения индивидуально-правового характера по вопросам созыва внеочередного заседания СФ, определения комитета палаты, ответственного за подготовку заключения по закону, поступившему из ГД, внесения этого закона в повестку дня СФ, направления текста закона в случае его одобрения палатой Президенту РФ и др. Своими распоряжениями он также назначает на должность и освобождает от должности работников Аппарата СФ в соответствии с Положением об этом Аппарате; кроме того, может регламентировать деятельность Аппарата, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом СФ. Любое распоряжение П. СФ, противоречащее действующему законодательству и Регламенту СФ, палата вправе от-менить.
Заместители П. СФ замещают П. СФ в его отсутствие, выполняют другие полномочия по вопросам внутреннего порядка деятельности палаты согласно Регламенту и распределению обязанностей между ними.
П. СФ, его заместители могут быть освобождены от занимаемой должности по решению СФ, принимаемому большинством голосов от общего числа членов СФ. Вопрос рассматривается после поступления личного заявления от П. СФ или его заместителей, а также по требованию комитета, комиссии СФ или по предложению группы членов СФ численностью не менее одной пятой от числа членов палаты. Вопрос об освобождении от должности заместителя П. СФ рассматривается также по требованию П. СФ.(С. А.)'
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА - должностное лицо, возглавляющее верховный суд республики, краевой, областной, городской суд (в Москве и Санкт-Петербурге), суд автономной области или автономного округа, а также окружной (флотский) военный суд.
Назначаются они бессрочно Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Председатели военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
Их основные полномочия: могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий; приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостанавливать исполнение решений и определений по гражданским делам; руководят организацией работы судебных коллегий и аппарата суда; созывают заседания президиумов судов и председательствуют на их заседаниях; распределяют обязанности своих заместителей; организуют работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда, организуют работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики.(К. Г.)

ПРЕДСЕДАТЕЛИ СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ - должностные лица, возглавляющие работу судебных коллегий, которые образуются в гражданских судах общей юрисдикции (суды среднего звена и Верховный Суд РФ), могут быть образованы в арбитражных судах всех уровней (см. также:
судебная коллегия}. Назначаются они на должность в том же порядке, что и судьи соответствующих судов. Часто их функции возлагаются на заместителей председателей судов, а иногда (в судах с небольшим количеством судей)- на председателей судов.
Основные полномочия: председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда; осуществляют руководство работой соответствующих коллегий; образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; представляют пре-зидиуму суда отчеты о деятельности коллегии; вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.
Несколько шире полномочия председателя Военной коллегии Верхов- . ного Суда РФ: он вправе, как и заместители Председателя этого суда, приносить протесты в порядке надзора (см.: Производство в порядке надзора} и в установленных законом случаях приостанавливать исполнение приговоров и других решений военных судов.(К. Г.)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ - в российском праве, в том числе и уголовном праве, П. в. - должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (см., например, ст. 318 УК РФ). К П. в. относятся должностные лица представительных органов, в том числе депутаты и их помощники, исполнительных органов, контролирующих органов, в том числе налоговой службы, санитарно-эпидемиологического надзора, иных надзоров и др. П. в. считаются и представители общественных объединений, наделенные полномочиями П. в. на время осуществления своих полномочий, - общественные инспектора, народные дружинники и др.(С. А.)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ - понятие конституционного права, включающее в себя следующие составные части:
Во-первых, это наличие системы избираемых представительных органов государственной власти или местного самоуправления, а также выборных должностных лиц государства или местного самоуправления. То есть речь идет об органах, состоящих из лиц, каждое из которых представПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - представительство субъекта на федеральном уровне. Официально - это представительство при Правительстве или Президенте РФ. Оно возглавляется представителем исполнительной власти - чаще всего в ранге заместителя главы правительства субъекта. В принципе - это представительство не только исполнительной власти, но и законодательной (представительной) власти субъекта. Содействует учету интересов субъекта при решении вопросов в федеральных органах. Укрепляет контакты органов субъекта с федеральными органами и их подразделениями. Оказывает помощь должностным лицам субъекта при решении ими служебных вопросов в столице. Распространяет информацию о положении дел в субъекте. Содействует организации исследований, необходимых субъекту, а также привлечению научных, хозяйственных и иных структур к решению его проблем.(С. А.)

ляет часть населения либо все население соответствующей территории, является выразителем их интересов (депутат, президент, губернатор, глава муниципального образования). Многие исследователи связывают П. д. только с представительными учреждениями (парламентом, собранием депутатов и т. д.). Это не совсем точно, поскольку население в РФ избирает также и много должностных лиц, представляющих его интересы. Другое дело, что и представительные органы, и должностные лица избираются для осуществления своих специально обозначенных функций, которые они не вправе дублировать.
Во-вторых, П. д. - это система демократических институтов, отражающая связи и взаимоотношения избранных лиц с избирателями. Имеются в виду регулярные встречи депутатов и должностных лиц с населением, информирование его о своей деятельности и мероприятиях соответствующего представительного органа, исполнительного аппарата. Это - также связи депутатов и должностных лиц с политическими партиями и движениями, опора на общественность и т. д.
В-третьих, П. д. - это также система демократических форм работы, применяемых внутри представительных органов, деятельности выборных должностных лиц и приданного им аппарата. Например, это работа представительного органа на сессиях, заседаниях, проводимых публично и гласно, с широкой дискуссией по обсуждаемым вопросам, депутатскими запросами и сообщениями представителей исполнительной власти, созданием депутатских объединений, комитетов и комиссий,парламентскими слушаниями и др.(С. А.)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - то же, что и представительный орган.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН - обобщенное и издавна принятое наименование коллегиальных органов государственной власти или местного самоуправления, состоящих из депутатов (представителей), избираемых населением. Назначение коллегиального органа - выражать (представлять) интересы населения, принимать, исходя из этого, соответственно законы государства или субъекта федерации, решения органов местного самоуправления, бюджет территории; формировать или участвовать в формировании иных органов государства, местного самоуправления; выполнять функции контроля за выполнением законов и других актов, за состоянием дел на данной территории и за определенными сторонами деятельности других органов. (С. А.)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ - официальное внесение кандидатуры для назначения на какую-либо должность, без чего назначение не может состояться. Например, согласно Конституции РФ, Президент РФ представляет Совету Федерации (СФ) кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ. Государственной Думе (ГД) он представляет кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ. Без представления Президента СФ и ГД не вправе рассматривать данный вопрос.(С. А.)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА - одна из разновидностей актов прокурорского реагирования на выявленное нарушение закона. Вносится в виде специально оформленного документа прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которое полномочно устранить допущенное нарушение. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления орган или должностное лицо должны принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений. О результатах принятых мер прокурору должно быть сообщено в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.(К. Г.)

ПРЕЗИДЕНТ ГОСУДАРСТВА - единоличный (т. е. представленный одной персоной) орган государственной власти. Вместе с тем - высшее должностное лицо государства зачастую одновременно и верховный главнокомандующий вооруженными силами государства.
Статус президента обусловлен его предназначением. Могут быть следующие варианты: а) президент - глава исполнительной власти; б) президент - глава государства; в) президент - глава государства и глава исполнительной власти; г) президент - глава государства, глава исполнительной власти и глава правительства.
В качестве главы исполнительной власти президент включается в систему органов исполнительной власти, он - высшее звено данной системы. В некоторых зарубежных странах, а также республиках в составе РФ президент, помимо того что он объявлен главой исполнительной власти, является также и председателем правительства.
В качестве главы государства президент стоит несколько особняком от законодательной, исполнительной и судебной властей, поскольку он должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие других ветвей власти. Многие исследователи делают вывод, что президент как глава государства представляет собой отдельную ветвь государственной власти - президентскую власть. Причем она (именно как власть главы государства) несколько возвышается над другими властями. В реальной жизни президент - глава государства - больше тяготеет, конечно, к исполнительной власти, осуществляя определенные полномочия, типичные для этой власти, и официально либо фактически руководя центральными органами исполнительной власти государства, а то и всей системой этих органов на территории страны.
Роль президента зависит от того, какая форма правления избрана в государстве. В президентской республике - налицо сильная или даже суперсильная президентская власть, включая: руководство внутренней и внешней политикой: формирование правительства и определение направлении его работы, назначение иных высших должностных лиц системы исполнительной власти, представление парламенту, его палатам кандидатур для назначения на ряд высших должностей и судей высших судов государства: представление в парламент законопроектов, подписание и обнародование законов, право вето и право роспуска парламента: собственное правотворчество президента: обеспечение безопасности и обороноспособности государства. в том числе функции верховного главнокомандующего и руководителя совета безопасности, назначение высшего военного командования и др. В парламентарной республике президент не обладает реальной сильной властью, в большей мере осуществляет представительские функции, а если и назначает ряд высших должностных лиц или подписывает акты, то скорее в порядке формальной и заранее подготовленной процедуры.
Чаще всего президенты избираются населением путем прямых выборов. Однако могут быть также: косвенные выборы президента - коллегией выборщиков, которые избираются населением (например, США);
выборы парламентом государства (например, Израиль, Греция и др.):
выборы специальной избирательной коллегией (собранием), состоящей наряду с членами парламента также и из представителей территорий, на которые делится государство, делегируемых их законодательными собраниями или органами управления (например. Президент ФРГ избирается Федеральным собранием, которое состоит из депутатов бундестага и представителей земель ФРГ, избираемых их законодательными органами, Президент Италии - избирательной коллегией, в которую наряду с депутатами обеих палат парламента входят представители органов управления областей).
Как правило, для президентов устанавливается более высокий возрастной ценз. Например, в США и России президентом можно стать лишь по достижении 35, в ФРГ - 40, в Италии - 50 лет. В некоторых странах устанавливается и верхний возрастной предел, но, как правило, не более 65 лет. Срок полномочий президента в различных странах неодинаков, обычно предпочтение отдается 4, 5, 6 или 7 годам. В некоторых странах президент избирается лишь на один срок без права переизбрания. Однако чаще разрешается избрание на два срока вообще (например, США) или же на два срока подряд (например, Россия). В последнем случае после некоторого перерыва можно снова баллотироваться на пост президента.
Только в некоторых странах предусмотрен пост вице-президента (США, Индия, Бразилия, Коста-Рика, Колумбия). В России этот пост существовал с 1991 по 1993 г. Вице-президент выполняет поручения президента, а также замещает его в случае невозможности осуществления полномочий. В других странах функции президента в случае его кончины, отставки, невозможности выполнять обязанности по состоянию здоровья или при отрешении от должности возлагаются на премьер-министра или на председателя парламента, или на председателя верхней палаты парламента (может устанавливаться определенная очередность замещения президента, когда при невозможности выполнения функций президента данным лицом это делает следующее, указанное в перечне).
П. г. обладает личной неприкосновенностью. Прежде чем привлечь президента к ответственности за конкретное правонарушение, необходимо решить вопрос о его дальнейшем пребывании на посту президента. Для этого предусматривается такая мера конституционной ответственности президента, как отрешение его от должности. Основанием для этого может быть совершение президентом государственной измены, иного тяжкого преступления или умышленного нарушения конституции либо иного закона государства. В основном в мире применяются два процессуальных способа решения вопроса: возбуждение обвинения в отношении президента парламентом и разрешение дела по существу судом - конституционным (например, ФРГ, Италия, Болгария) или иным высшим (например, Финляндия, Португалия и др.); возбуждение обвинения нижней палатой парламента и принятие решения верхней палатой (например, Россия, США).
В республиках в составе РФ решение об отрешении от должности президента в основном принимает парламент на основании решения (заключения) конституционного суда (палаты). В некоторых республиках (Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Калмыкия) для этих целей предусмотрен референдум. Например, в Ингушетии Президент отрешается от должности в случае совершения преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда республики. Производство по делу об отрешении возбуждается парламентом республики, который тремя четвертями голосов от списочного состава депутатов выносит вопрос об отрешении президента от должности на референдум. В Адыгее парламент (Государственный Совет) выдвигает обвинение против Президента в умышленном нарушении Конституции, законов республики или данной им присяги и обращается с запросом в Конституционную Палату республики. При подтверждении ею обвинений Государственный Совет назначает референдум о доверии Президенту. Президент считается отрешTнным от должности, если за недоверие проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Это напоминает правила, действующие в некоторых зарубежных странах (например, Австрия, Исландия), где предложение парламента о смещении президента с должности также голосуется на референдуме. Но там, если предложение не поддержано, парламент распускается.(С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 214 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 30113

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close