Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:26
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - глава Российского государства.
Пост Президента был учрежден путем проведения референдума РСФСР 17 марта 1991 г. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон "О Президенте РСФСР". Законом от 24 мая 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР внес многочисленные изменения и дополнения в Конституцию РСФСР, в том числе связанные с введением поста Президента РСФСР.
По введенной тогда модели Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР. Президентом мог быть избран не более чем на два срока подряд (срок полномочий - о лет) гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.
По действующей Конституции (ст. 81) П. РФ избирается сроком на 4 года. П. РФ может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет (верхнего предела теперь нет), постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (это тоже новшество). Одно и то же лицо не может занимать должность П. РФ более двух сроков подряд (это значит, что после перерыва оно снова может претендовать на избрание). По прежней Конституции Президент не мог быть депутатом, занимать должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имел права на предпринимательскую деятельность. Действующая Конституция этих запретов не содержит.
Порядок выборов П. РФ определяется Федеральным законом "О выборах Президента Российской федерации" от 17 мая 199э г. Выборы П. РФ назначает Совет федерации (СФ). Выдвижение кандидата на должность Президента производится на съезде (конференции) избирательного объединения (партии, движения) или избирательного блока (объединения нескольких партий, движений) тайным голосованием. Кроме того, непосредственно граждане могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 чел. для выдвижения кандидата на должность П. РФ.
Как избирательное объединение, избирательный блок, так и инициативные группы избирателей обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн подписей избирателей. Кандидаты далее регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК РФ). Избирательная кампания и голосование осуществляются на основе общеизвестных правил, составляющих российское избирательное законодательство.
Выборы П. РФ считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки. Победившим объявляется кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в бюллетень для голосования включено более двух кандидатов и ни один из них не избран, ЦИК РФ назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Победившим во втором туре считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, чем его соперник, при условии, что число голосов избирателей, поданных за победителя, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.
Если выборы не выявили победителя, СФ назначает повторные выборы. Все избирательные действия, начиная с выдвижения кандидатов на должность П. РФ, повторяются, но сроки сокращаются на треть.
Избранный П. РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов. При этом Президент приносит народу присягу (ст. 82 Конституции).
В соответствии со ст. 92 Конституции РФ П. РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
Официальной резиденцией П. РФ является Московский Кремль (что определено Указом Президента РФ от 31 января 1992 г.). Указом от 15 февраля 1994 г. установлен штандарт (флаг) П. РФ как один из символов его власти.
Действующая Конституция исходит из ведущего положения П. РФ в системе государственных органов страны. По форме правления Россию можно считать президентской республикой.
В соответствии с Конституцией (ст. 80) П. РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. П. РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства П. РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Полномочия П. РФ можно разделить на несколько групп:
1. В части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц П.РФ: назначает с согласия Государственной Думы (ГД) Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; принимает решение об отставке Правительства;
представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности; представляет Совету Федерации (СФ) кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ (КС РФ), Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов; представляет СФ кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в СФ предложение об освобождении его от должности; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; формирует Администрацию П. РФ; назначает и освобождает полномочных представителей П. РФ (например, в субъектах РФ, в ГД, СФ, КС РФ и др.);
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания (ФС) дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
2 . В части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами П. РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Поэтому ему даны возможности, которые позволяют ощутимо влиять на дела в стране и многие государственные органы.
П. РФ обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Осуществляя внутреннюю политику, П. РФ подготавливает и вносит в ГД законопроекты по всем вопросам жизни страны, если считает, что их основой должны быть федеральные законы. Если же он полагает, что такой основой могут быть его собственные акты, то издает свои указы и распоряжения. Согласно Конституции, П. РФ может назначать референдумы РФ, которые обычно бывают посвящены наиболее важным вопросам жизни государства (ранее право назначать референдум принадлежало Съезду народных депутатов РФ, а между его заседаниями - Верховному Совету РФ). П. РФ назначает выборы ГД, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. П. РФ подписывает и обнародует федеральные законы, может наложить вето, т. е. отклонить закон, что потребует его повторного рассмотрения в парламенте РФ.
При осуществлении своих полномочий П. РФ тесно взаимодействует с Правительством РФ. По прежней Конституции, Президент руководил Правительством. Однако сам он возглавлял Правительство лишь непродолжительный период(ноябрь 1991 - июнь 1992 гг.). И до, и после было и есть специальное должностное лицо - Председатель Правительства (лишь в период июнь - декабрь 1992 г. был и. о. Председателя Правительства).
Действующая Конституция объявила Президента главой государства, а Правительство - органом исполнительной власти РФ. Норма о том, что Президент руководит деятельностью Правительства, теперь исключена из Конституции. Однако в конституционных положениях просматривается, что Президент все-таки осуществляет руководство Правительством РФ.
Отношения Президента с судебными органами строятся на основе конституционного принципа независимости судей. У П. РФ есть право обращения в суды в целях защиты интересов государства и обеспечения законности.
II. РФ формирует региональную политику как часть внутренней политики РФ. В дополнение к этому он. согласно Конституции (ст. 85). может пспользовать согласительные процедуры для разрешения разногласии между органами государственно!! власти РФ и субъектов РФ. а также между органами государственной власти различных субъектов РФ. П. РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ. федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина - до решения вопроса соответствующим судом.
3. В области внешне и политики, помимо определения ее основ и решения кадровых вопросов. П. РФ: осуществляет руководство внешней политикой РФ. т. е. непосредственным ее проведением, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителен.
4. В области о б е с п с- ч е н и я обороны и безопасности государства, стабильного о б щ е с т в е н н о г о порядка в стране П. РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. П. РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил. К ведению П. РФ Конституция РФ отнесла утверждение военной доктрины РФ. По Закону об обороне П. РФ объявляет состояние войны. общую и частичную мобилизацию, военное положение на всей территории РФ или в отдельных се мест-ностях. Он отдает приказ Вооруженным Силам на ведение военных действий. П. РФ вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени, издает указы о призыве граждан РФ на военную службу:
П. РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД (ст. 88 Конституции).
5. В области обеспечения конституционного статуса личности П. РФ не только является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80 Конституции). но и осуществляет ряд специальных полномочий: решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и специальные звания; осуществляет помилование.
Осуществляя свои полномочия, П. РФ издает два вида актов - указы и распоряжения (ст. 90 Конституции).
П. РФ. согласно ст. 91 Конституции, обладает неприкосновенностью. В соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" от 24 апреля 1996 г. П. РФ с момента избрания предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания. В течение срока полномочий П. РФ государственная охрана предоставляется и членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его. П. РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий П. РФ предоставляется персональная охрана пожизненно (ст. 7).
Конституция (ст. 92) предусматривает три возможности досрочного прекращения полномочий П. РФ:
в случае его отставки;
при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
отрешение П. РФ от должности. Очередные выборы П. РФ должны быть проведены не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий (ч. 2 ст. 92). Во всех случаях, когда П. РФ не в состоянии выполнять своп обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности П. РФ не имеет права распускать ГД, назначать референдумы, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.(С. А.)

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - разновидность государства с республиканской формой правления. Другой республиканской формой правления является парламентарная республика. Зачастую существуют смешанные варианты, сочетающие элементы парламентарной и президентской республик.
В П. р. сильные позиции в руководстве государством (и зачастую - более сильные, чем парламент) занимает президент, избираемый населением. Во-первых, президенту принадлежат, причем по принципу жесткого разделения властей, многие важные функции и полномочия в управлении государством. На основе конституции и законов государства он определяет, а на практике нередко даже предопределяет, реальные линии внутренней и внешней политики государства. Во-вторых, он самостоятельно формирует состав правительства, будучи в крайнем случае юридически обязанным считаться с мнением парламента по кандидатуре председателя правительства, а по остальным кандидатурам поступает по своему усмотрению. В-третьих, в П.р. правительство ответственно перед президентом и ему подотчетно. Он предопределяет программу деятельности правительства, фактически, а то и официально, руководит его работой, определяя его практические шаги, председательствует или может председательствовать на заседаниях правительства, инициирует подачу в отставку правительства в целом или отдельного его члена либо отправляет в отставку все правительство или отдельного его члена, независимо от их желания и т. п.
В П. р. президент, как правило, - главное лицо всей системы исполнительной власти государства, включая как ее центральные, так и региональные звенья. Кроме того, официально, а нередко и на практике, президент предопределяет все шаги государства в области обороны, безопасности страны, являясь верховным главнокомандующим вооруженных сил, руководителем совета безопасности, совета обороны и иных аналогичных структур.
В отношениях с парламентом президент обладает правом влиять на характер законотворчества внесением законопроектов, участием в их обсуждении, подписании и обнародовании законов, вето на принятый парламентом закон и др.
Сместить (отрешить от должности) президента в П. р. достаточно сложно, если вообще возможно. Основанием для этого могут быть государственная измена или иное тяжкое преступление, совершенное президентом, что почти немыслимо. Порой предусматриваются такие основания отрешения от должности президента, как умышленное и грубое нарушение конституции и законов государства, нарушение присяги. Решение об отрешении принимается парламентом квалифицированным большинством голосов. В некоторых республиках в составе РФ в этих целях предусматривается проведение голосования населения.(С. А.)

ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ - см.: Прямое президентское правление.
ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА - рабочий орган правительства, создаваемый по решению правительства или на основе закона о правительстве и работающий в более узком составе: председатель, его первые заместители и заместители, возможно также и некоторые ключевые министры. П. п. собирается чаще, чем правительство и решает вопросы более оперативного характера. По решению правительства или на основании закона о правительстве решения П. п. могут оформляться как акты самого правительства.(С. А.)

ПРЕЗИДИУМ СУДА - структурное образование в суде общей юрисдикции среднего звена (см.: Среднее звено гражданских судов общей юрисдикции), во всех арбитражных судах, а также в Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ.
В президиумы гражданских судов общей юрисдикции среднего звена входят председатели этих судов и их заместители по должности, а также дополнительно наиболее квалифицированные судьи соответствующих судов. Количественный состав президиумов этих судов и дополнительно вводимые в них члены определяются указами Президента РФ. Количественный состав Президиума Верховного Суда РФ зафиксирован в Законе РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. (он должен состоять из тринадцати членов). Назначаются они Советом Федерации по представлению Президента РФ. В соответствии с Законом о военных судах президиумы окружных (флотских) судов действуют в составе председателей, их заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов.
Во всех судах общей юрисдикции полномочия президиумов сходны. Они выполняют судебные и организационные функции. Их судебные функции заключаются в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Но наряду с этим они, например, в судах среднего звена утверждают по представлению председателей судов составы судебных коллегий из числа судей;
рассматривают материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивают отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривают вопросы работы аппарата судов; оказывают помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.
Иначе формируются президиумы в арбитражных судах. В федеральных арбитражных судах округов и арбитражных судах субъектов РФ в президиумы входят по должности председатели судов, их заместители, председатели судебных составов (см.:
Арбитражный суд субъекта РФ, Федеральный арбитражный суд округа), а также судьи соответствующих судов, утверждаемые в качестве членов президиумов Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Так же формируется состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Президиумы арбитражных судов основного и среднего уровней выполняют только организационные функции, а Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ - и организационные, и судебные функции (см.: Высший Арбитражный Суд РФ).(К. Г.)

ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - прекращение правовой связи лица с Российским государством на основании решений и действий компетентных государственных органов и должностных лиц.
В ст. 22 Закона о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. (с изменениями от 17 июня 1993 и 18 января 1995 гг.) названы следующие основания прекращения российского гражданства:
а) вследствие выхода из гражданства; б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство', в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
П. г. РФ влечет за собой прекращение гражданства республики в составе РФ.
Выход из гражданства может иметь место по ходатайству гражданина или в порядке регистрации.
Отмена решения о приеме в гражданство РФ может иметь место в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке.
Основанием прекращения российского гражданства могут быть территориальные изменения. Если часть территории РФ отходит другому государству, проживающим на ней лицам разрешается в течение установленного срока определиться - остаются они в гражданстве РФ или приобретают новое. Таким образом, они имеют право на выбор гражданства (оптацию). В случае принятия решения сохранить российское гражданство они обязаны об этом заявить. В противном случае эти лица переходят в гражданство другого государства, которое затем и оформит им новые документы.(С. А.)

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - преступление, которое в соответствии с уголовным законодательством охватывают три группы деяний:
- преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена;
шпионаж; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; насильственный захват власти или насильственное удержание власти; вооруженный мятеж;
публичные призывы к насильственному изменению конституционного
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР - в одних странах официальное, в других - обиходное наименование должности председателя правительства. Руководитель Правительства РФ по Конституции является Председателем Правительства. В обиходе, в средствах массовой информации и литературе его зачастую называют и премьер-министром.(С. А.)

ПРЕСТУПЛЕНИЕ - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Не является П. действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного этим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния П. подразделяются на четыре категории:
П. небольшой тяжести - умышленное и неосторожное деяние, за совершение которого максимальное наказание не может превышать двух лет лишения свободы;
П. средней тяжести - умышленное и неосторожное деяние, за совершение которого максимальное наказание не может превышать пяти лет лишения свободы;
тяжкое П. - умышленное и неосторожное деяние, за совершение которого максимальное наказание не может превышать десяти лет лишения свободы;
особо тяжкое П. - умышленное деяние, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.(К. Г.)

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ - посягательство на жизнь работника правоохранительного органа; применение насилия в отношении представителя власти; оскорбление представителя власти; разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительного или контролирующего
строя Российской Федерации: диверсия; возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды;
разглашение государственной тайны;
утрата документов, содержащих государственную тайну);
- П. п. г. в., интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий; отказ от предоставления информации Федеральному собранию РФ или Счетной палате РФ;
присвоение полномочий должностного лица; незаконное участие в предпринимательской деятельности; получение взятки; дача взятки; служебный подлог; халатность);
- преступления против правосудия (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования;
посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования; неуважение к суду;
клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя; привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; незаконное освобождение от уголовной ответственности; незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей; принуждение к даче показаний; фальсификация доказательств;
провокация взятки либо коммерческого подкупа; вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта; заведомо ложный донос; заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод; отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний; подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показании лиоо к неправильному переводу; разглашение данных предварительного расследования;
разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса; незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; уклонение от отбывания лишения свободы; неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта; укрывательство преступления).(К. Г.)

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНОЕ - в широком смысле слова это преступление, совершенное с использованием должностного положения или в ущерб ему, а в узком - одно из преступлений, отнесенных ко второй группе преступлений против государственной власти (см.: Преступление против государственной власти).(К. Г.)

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - понятие, которое современному российскому уголовному законодательству неизвестно.
В практике прошлых лет, особенно 30-х - начала 50-х гг., по политическим мотивам осуществлялись массовые репрессии в отношении, как правило, ни в чем не повинных людей, вымышленных "врагов народа", "контрреволюционеров" и т. д. (К. Г.)

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ - см.: третья группа преступлений против государственной власти.
ПРЕСТУПНОСТЬ - социальное явление, выражающееся в существовании какого-то количества противоправных деяний, квалифицируемых как преступления (см.: Преступление). П. - результат действия многих факторов: экономических, политических, социальных, культурных, нравственных, физиологических и других, так или иначе влияющих на поведение и поступки людей.(К. Г.)

ПРЕФЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА - должностное лицо системы городской администрации, руководитель указанной территориальной единицы в г. Москве. Назначается мэром г. Москвы и по должности входит в состав столичного правительства.(С. А.)

ПРЕЦЕДЕНТ - решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Существует два вида П.: судебный (решение, принимаемое по гражданским и уголовным делам) и административный (решение, принимаемое административными органами или административными судами). Наиболее распространенной формой права является судебный П.
П. как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве П. выступали устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. П. как источник права широко использовался также в средние века. В настоящее время используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США.
В дореволюционной России отношение к П. было неоднозначным:
одни юристы признавали его в качестве дополнительной, вспомогательной по отношению к закону формы права, другие - отрицали.
Впоследствии отечественная юридическая наука не признавала П. в качестве самостоятельной формы (источника права).(М. М.)

ПРИВОД - принудительное доставление в орган дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, эксперта, переводчика, которые не являются без уважительных причин по вызову названных органов или соответствующих должностных лиц. Решение (постановление) о П. принимается должностным лицом, в производстве которого находится дело. Исполняется оно работниками милиции.(К. Г.)

ПРИГОВОР - решение, вынесенное судом по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о применении или неприменении к нему наказания. По закону возможны два вида П. - обвинительный и оправдательный.
Вступивший в законную силу обвинительный П. является единственным официальным документом, дающим основание считать человека виновным в совершении преступления и применить к нему ту или иную меру уголовного наказания. Он не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана. Суд выносит такой П. без назначения наказания, если к моменту рассмотрения дела в суде деяние потеряло общественную опасность или лицо, его совершившее, перестало быть общественно опасным. Суд может также, назначив осужденному меру наказания (см.: Арест. Мера наказания. Наказание), освободить его от ее отбывания (например, в связи с амнистией).
Оправдательный П. постановляется в случаях, если: 1) не установлено событие преступления: 2) в деянии подсудимого нет состава преступления; 3) не доказано участие подсудимого в совершении преступления. Ссылка на любое из этих оснований означает полную реабилитацию лица, привлекавшегося к уголовной ответственности.
При разбирательстве уголовного дела в суде присяжных постановлению П. предшествует вынесение вердикта.
Закон предписывает, чтобы любой П. был законным, обоснованным и справедливым, т. е. чтобы он строго соответствовал требованиям, установленным материальным или процессуальным законам, все содержащиеся в нем выводы и решения опирались на проверенные в судебном заседании доказательства, а избранная мера наказания полностью соответствовала содеянному и данным о личности осужденного. П. - общеобя
зательный акт правосудия: после вступления в законную силу он становится обязательным для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами в установленном законом порядке. В соответствии с законодательством стран - это высшие и местные органы государственной власти, судебные, прокурорские органы, органы управления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица разных органов, а также органы местного самоуправления, общественные органы и объединения по поручению (с санкции) государства.
П. п. является одним из важнейших видов государственной деятельности, имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, имеют не только моральную, но и юридическую силу, так как их неисполнение влечет за собой государственное принуждение. П. п. осуществляется от имени государства в двух формах: оперативно-исполнительной (организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака и др.) и правоохранительной (охрана норм права от нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем).
Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных. административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Порядок деятельности судеиных органов, рассматривающих гражданские и уголовные дела. или прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, регламентируется соответствующими гражданско-процессуальными и уго-ловно-процессуальными отраслями права.
П. п. осуществляется в определенной последовательности. В государственно-правовой теории и практике наиболее типичными признаются следующие стадии: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия во времени, пространстве, и по кругу лиц:
в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
П. п. всегда связано с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. На этой завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и ос}эормляют-ся юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу. Основные требования к актам применения заключаются в том. чтобы они:
а) строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они создаются; б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер.(М. М.)

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ МЕРА - в широком смысле это мера, применяемая помимо воли лица, против которого она направлена. По закону они чаще всего применяются к лицам, совершающим или совершившим общественно опасные деяния. либо с целью обеспечения выявления и расследования преступлений.
При производстве по уголовным делам допускается довольно широкий круг П. мL называемых м е р а -ми процессуального принуждения (привод, задержание, мера пресечения, принудительное помещение в судебно-медицинское или судебно-психиатрическое учреждение в связи с необходимостью производства судебной экспертизы, отстранение должностного лица, обвиняемого в совершении преступления, от занимаемой должности и др.). Условия и порядок их применения жестко регламентируются уголовно-про-цессуальным законодательством. В частности. для их производства требуется мотивированное постановление компетентного должностного лица.
К лицам, в отношении которых установлен факт совершения ими общественно опасного деяния, возможно применение П. м. медицинского или П. м. воспитательного воздействия.
П. м. медицинского характера могут применяться к лицам:
а) совершившим деяния (наказуемые по УК РФ) в состоянии невменяемости; б) у которых после совершения преступления наступили психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; г) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Этим лицам названные меры назначаются только в случаях, когда их психические расстройства связаны с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. В отношении тех, кто не представляет опасности по своему психическому состоянию, суд (или прокурор) может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса об их лечении или направлении в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке,предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.
В виде П. м. медицинского характера судом могут быть назначены амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, а также принудительное лечение в психиатрических стационарах общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением. Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, наряду с наказанием могут быть назначены амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.
П. м. воспитательного воздействия допускаются в отношении несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести. К ним относятся: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В некоторых случаях суд может применить такую меру, как направление в воспитательное учреждение закрытого типа.(К. Г.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 202 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 35362

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close