17:26 СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА г. Новосибирск | 2010 г. Редакция: Мандрик Р.А. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - получение российского гражданства в соответствии с законодательством РФ, на основании решений и действий компетентных государственных органов и должностных лиц. Закон о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 и 18 января 1995 гг.) называет следующие способы П. г. РФ: 1) в результате его признания. Гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.), если в течение одного года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ; 2) по рождению. Согласно ст. 14 названного Закона, ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. При разном гражданстве родителей, когда один из них на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка решается следующим образом: если другой родитель - лицо без гражданства, ребенок считается гражданином РФ независимо от места рождения; если другой родитель имеет иностранное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории РФ; в ином случае он становится лицом без гражданства; 3) в порядке регистрации. Согласно ст. 18 Закона о гражданстве, в порядке регистрации гражданство РФ приобретают: а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ; б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению, - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; в) дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; г) граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г., если они до 2000 г. включительно заявят о своем желании приобрести гражданство РФ; д) лица без гражданства, постоянно проживающие на день вступления в силу Закона на территории РФ или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу Закона они заявят о своем желании приобрести гражданство РФ; е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ (после 6 февраля 1993 г., когда истек указанный срок, этот пункт утратил свою актуальность). Регистрация - это упрощенный порядок приобретения российского гражданства, основанный на связях с РФ родственников либо самого ходатайствующего. Если такие связи очевидны или доказаны, решение о предоставлении российского гражданства в порядке регистрации принимают на местах компетентные органы системы МВД или МИД РФ. Специального обращения в адрес Президента РФ не требуется; 4) в результате приема в гражданство РФ. Согласно ст. 19 Закона о гражданстве, дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычным условием приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории РФ; для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом или договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на три месяца (ч. 2 ст. 19 Закона о гражданстве). Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство РФ, т. е. дающими право на сокращение вплоть до снятия требований, указанных выше, являются (ч. 3 ст. 19): а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; б) усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ; в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ; г) наличие заслуг перед народами, объединенными в РФ, в возрождении РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; д) получение убежища на территории РФ; е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые (ч. 4 ст. 19 Закона): а) выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ: б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ. Перечисленные положения ч. 4 ст. 19 распространяются также на лиц, которые приобретают гражданство РФ в порядке регистрации (ст. 18 Закона) или восстановления в российском гражданстве по их ходатайству (ч. 3 ст. 20); 5) в результате восстановления в гражданстве РФ. В гражданстве РФ, согласно ч. 1 ст. 20 Закона, восстанавливаются в порядке регистрации: а) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; б) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о гражданстве считаются восстановленными в гражданстве РФ бывшие граждане РФ, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления; 6) путем выбора гражданства (оптации). Согласно ст. 21 Закона о гражданстве, при изменении границы в порядке, определенном законодательством РФ, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, определяемые международным договором РФ. Если судить по тому, как это делалось прежде, при включении какой-то территории в состав РФ проживающие там граждане в установленный компетентным органом срок должны определиться и заявить, не отказываются ли они от российского гражданства. Если в течение данного срока отказа не последовало, значит, они согласны быть гражданами РФ. По окончании срока они будут считаться гражданами РФ (с выдачей соответствующих документов) или иностранными гражданами. Естественно, в последнем случае это отнюдь не означает необходимость покинуть Российскую Федерацию; 7) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве. Хотя данное положение включено в Закон 1991 г., иных оснований приобретения российского гражданства, помимо перечисленных выше, он не называет.(С. А.) ПРИСЯГА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - присяга, которая, согласно ст. 82 Конституции РФ, приносится им народу при вступлении в должность. Представляет собой следующий текст: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.(С. А.) ПРИСЯГА РАБОТНИКА ПРОКУРАТУРЫ - торжественная клятва впервые назначенного на должность прокурора или следователя следующего содержания: "Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры"(К. Г.) ПРИСЯГА СУДЬИ - торжественное обещание впервые назначенного судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие. подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть". Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приносят присягу на собраниях суден этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.(К. Г.) ПРИСЯГА СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ - торжественное обещание следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более". Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге на заседании Совета Федерации его Председателем.(К. Г.) ПРИСЯЖНЫЙ ЗАСЕДАТЕЛЬ - см.: Заседатель присяжный. ПРИСЯЖНЫЙ ПОВЕРЕННЫЙ - употреблявшееся до революции 1917 г. наименование тех, кого после судебной реформы 1922-1924 гг. стали называть и называют по настоящее время адвокатами (см.: Адвокат. Адвокатура). Институт П. п. был введен в России актом, утвержденным Императорским указом от 20 ноября 1864 г., называвшимся Учреждением судебных установлении.(К. Г.) ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ - система форм и средств, обеспечивающих участие работников в управлении производственной единицей (заводом, фабрикой, цехом и т. д.), в частности, создание и избрание совета трудового коллектива, комитета рабочего самоуправления и т. п. При развитой системе П. д. предполагается вынесение администрацией предприятия ряда вопросов (например, изменение профиля производства, режима работы, переход на новые модели изделий и др.) на обсуждение органов производственного самоуправления, мнение которого хотя и является рекомендательным, но максимально принимается во внимание. В Российской Федерации П. д. в настоящее время не имеет совершенных конституционно-правовых основ. (С. А.) ПРОИЗВОДСТВО В КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ - см Кассация. ПРОИЗВОДСТВО В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА - см.: Надзорное производство. ПРОИЗВОДСТВО ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ - один из предусмотренных процессуальным законодательством способов проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров по уголовным делам или решений по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Поводом для такого производства, как правило, могут послужить обстоятельства, которые не были и не могли быть известны в момент вынесения судом приговора, решения по гражданскому делу, определения или постановления. К числу вновь открывшихся обстоятельств процессуальное законодательство относит, к примеру, выявление после состоявшегося приговора или иного судебного решения факта преступных злоупотреблений лица, производившего расследование по уголовному делу, прокурора либо судьи, а также фальсификации доказательств. Изъятие из этого правила составляют постановления Президиума Верховного Суда РФ по уголовным делам, вынесенные в порядке надзорного производства. Они могут быть пересмотрены, как решил Конституционный Суд РФ, самим Президиумом названного суда при выявлении и любых других обстоятельств "в случаях исчерпания возможностей судебного надзора по исправлению судебных ошибок, нарушающих права и свободы человека и гражданина''. По уголовным делам вновь открывшиеся обстоятельства могут служить основанием для пересмотра оправдательного приговора, определения и постановления суда о прекращении дела, а равно и пересмотра обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам мягкости наказания или необходимости применения к осужденному закона о более тяжком преступлении лишь в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности и не позднее одного года со дня открытия новых обстоятельств. Пересмотр обвинительного приговора по таким обстоятельствам в пользу осужденного сроками не ограничен. Смерть осужденного не препятствует возобновлению дела по вновь открывшимся обстоятельствам в целях реабилитации этого осужденного. По гражданским делам ограничения сроков не установлены.(К. Г.) ПРОКУРАТУРА - система государственных органов, предусмотренная Конституцией РФ. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 10 февраля 1999 г.) на П. возложены прокурорский надзор(см.: Надзор прокурорский), а также иные функции (направления деятельности): - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - участие по правилам, установленным процессуальным законодательством, в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. Основными принципами организации и деятельности П. являются: - единство и централизация ее органов и учреждений на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; - осуществление полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими законами; - гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; - информация федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Систему П. составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранительные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях), научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.(К. Г.) ПРОКУРОР - должностное лицо прокуратуры. Согласно ст. 54 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"(в редакции ФЗ от 10 февраля 1999 г.), к прокурорам относятся: Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции. В соответствии с Конституцией РФ и названным законом Генеральный прокурор РФ назначается на пять лет Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заместители Генерального прокурора РФ также назначаются Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора РФ без ограничения срока полномочий. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ тоже без ограничения срока полномочий. Кандидатуры на должности прокуроров субъектов Федерации должны предварительно согласовываться с их органами государственной власти.(К. Г.) ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР - см.: Надзор прокурорский. ПРОКУРОРСКИЙ ПРОТЕСТ - акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт. П. п. направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. П. п. подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления; в случае принесения П. п. на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения П. п. Результаты рассмотрения незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.(К. Г.) ПРОМУЛЬГАЦИЯ - подписание и обнародование закона главой государства (см.: Обнародование закона. Опубликование закона). ПРОПИСКА - система учета места жительства граждан, длительное время применявшаяся и фактически еще применяемая органами внутренних дел (милицией) в России. Сопровождается проставлением в паспорт или заменяющий его документ штампа П., в котором указывается место постоянного или временного проживания гражданина (отсюда - выражения "постоянная прописка", "временная прописка"). Законом РФ о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ от 25 июня 1993 г. вместо П. предусмотрена система регистрационного учета. Но по существу это больше походит на изменение терминологии, практика же при этом остается прежней.(С. А.) ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Другим видом является мажоритарная избирательная система. П. и. с. имеет много разновидностей. Но если говорить о системе в целом, ее суть состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (в избирательном законодательстве - избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков, исходя из симпатий к партии, движению, их лидерам и участникам. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, в ФРГ, России; может быть и другой процент действительных голосов: в частности, 4% - в Швеции, 3% - в Аргентине, 2% - в Дании, 1% - в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П. и. с. Получается так называемое избирательное частное. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так партии, движения узнают, сколько они получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная с первого. Если список разбит на центральную часть и так называемые региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей. поданных за данный список в соответствующем регионе. Плюсом П. и. с. является то, что голоса избирателей не пропадают, пропорционально им партии и движения все же получают мандаты в представительном органе, за исключением тех, кто не прошел э%-ук> или иную установленную планку. Минусом П. и. с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные - ему неизвестны. Кроме того, у избранных депутатов нет такой прямой связи с избирателями конкретного округа, как это имеет место при мажоритарной избирательной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части - тогда избиратели лучше знают кандидатов из своего региона и голосуют за них. Ряд стран отказался от так называемых связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешел к системе свободных списков - избиратель вправе отдавать предпочтение кандидатам из списка партии, движения и даже дополнять список. П. и. с. применяется на выборах половины Государственной Думы (225 депутатов). Вся страна является единым федеральным избирательным округом. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек. Возможно выделение в списке центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки, получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. таковыми стали КПРФ, ЛДПР, движения "Наш дом Россия" и "Яблоко".(С. А.) ПРОСТОЕ БОЛЬШИНСТВО - см.: Большинство. ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право гражданина непосредственно избирать депутатов любых представительных органов и выборных должностных лиц (см.: Выборы).(С. А.) ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ - перевод в непосредственное управление (под юрисдикцию) президента какой-либо части территории государства. Основанием введения П. п. п. могут быть нестабильное положение на данной территории и неспособность местных органов обеспечить порядок, нормальную жизнь граждан. Введение П. п. п. означает ограничение деятельности местных органов представительной и исполнительной власти, а то и вообще ее временное прекращение с формированием после стабилизации положения новых органов. В Российской Федерации вопрос о П. п. п. обычно возникает тогда, когда в каком-то субъекте РФ положение становится нестабильным, в особенности из-за сепаратистских настроений отдельных групп населения, нежелания властей считаться с центром, появления незаконных вооруженных формирований, создания угрозы для жизни отдельных групп граждан, в силу чего они вынуждены покидать родные места, и т. д. Однако российское законодательство в прямой форме пока не оперирует категорией "прямое президентское правление". Правда, в условиях введения чрезвычайного положения допускается формирование администрации, подчиненной центру, однако местные представительные и исполнительные органы при этом не ликвидируются, хотя и действуют в специфических условиях.(С. А.) ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ - см.: Выборы ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ - см.: На-родовластие. Политическая власть. ПУЭРТО-РИКО (Свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико) - государственное образование в восточной части Больших Антильских островов в Карибском море, в Центральной Америке. Административный центр - г. Сан-Хуан. Административное деление: 8 округов и 77 муниципий. В 1917 г. остров присоединен к США, в 1952 г. обрел статус "свободно присоединившегося государства", который подтвержден референдумом 1993 г. Действует Конституция, принятая 3 июля 1952 г. Губернатор острова избирается всеобщими прямыми выборами сроком на 4 года. Конгресс США, в котором П.-Р. представлено комиссаром-резидентом (без права голоса), ведает вопросами внешней политики, обороны, одобрением законов, касающихся территории П.-Р. В рамках предоставленной автономии законодательным органом является двухпалатное Законодательное собрание. Сенат (27 сенаторов) и Палата представителей (53 депутата) избираются всеобщим прямым голосованием сроком на 4 года. Исполнительная власть осуществляется губернатором, назначающим министров, входящих в Консультативный совет (правительство).(А. К.) РАВЕНСТВО - одна из наиболее распространенных социально-философских категорий и политических идей, вокруг которой многие столетия разгораются непримиримые споры и борьба, особым предметом которых является Р. человека с человеком. Р. имеет два основных аспекта: фактическое Р. и юридическое Р. Основой многих социально-политических учении является идея достижения фактического Р. людей, т. е. их равного положения независимо от богатства, ума. образования, других природных данных и благоприобретений. История одновременно свидетельствует об утопичности попыток достижения фактического Р. людей, поскольку все они различаются по своим индивидуальным параметрам. Поэтому в законодательстве находит отражение принцип Р. всех перед законом (перед законом и судим), или юридического Р., т. е. равноправия. В этом смысле Р. означает предоставление каждому равного объема юридических прав и свобод и возложение одинакового объема юридических обязанностей. Используя возможности, предоставленные конституцией и законами, индивид строит свою жизнь и добивается того или иного фактического положения в обществе и государстве. (С. А.) РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - принцип, означающий, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, - их голоса, как и возможности осуществления избирательного права, - равны. Равенство избирательных прав обеспечивается тем, что каждый избиратель включается только в один избирательный список и голосует только один раз. В зависимости от вида выборов он может иметь один или два голоса. Например, на выборах в Государственную Думу (ГД) избиратель имеет два голоса, т. е. получает на избирательном участке два избирательных бюллетеня. Один он использует по территориальному одномандатному избирательному округу; другой - по спискам избирательных объединений, блоков. Эти два голоса имеет любой избиратель, в чем и проявляется Р. и. п. Принцип Р. и. п. обеспечивается также равной или примерно равной численностью избирательных округов, т. е. количеством избиратели, приходящихся на одного депутата. Но как раз в этой части Р. и. п. имеет серьезные проблемы. Например, при выборах депутатов ГД по одномандатным избирательным округам последние образуются с примерно равным числом избирателей в пределах одного субъекта РФ. Следовательно, уже допускается неравенство избирательных округов по численности избирателей в различных субъектах. Кроме того, законодательство допускает в пределах избирательных округов по выборам в один и тот же представительный орган взаимное отклонение числа избирателей до 109с', в труднодоступных и отдаленных районах - до 15%. Поэтому в одном и том же субъекте один избирательный округ может иметь на 20% избирателей больше, чем другой избирательный округ. Естественно, для достижения победы это требует, соответственно, больших усилий от кандидатов в депутаты и их сторонников-избирателей. Р. и. п. проявляется и в том, что при избрании каждого депутата одного и то же представительного органа требуются одинаковый процент участия избирателей в выборах, чтобы они считались состоявшимися, и один и тот же способ определения результатов выборов и победителя. (С. А.) РАВНОПРАВИЕ - один из конституционных принципов положения человека и гражданина в РФ, специально закрепленный в ст. 19 Конституции РФ, которая гласит, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Кроме того, Конституция определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Исходя из Конституции РФ, можно выделить несколько аспектов Р.: человека с человеком; женщины и мужчины (Р. полов); национальное Р. Во многих аспектах можно также говорить о Р. независимо от государственной принадлежности (российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства), поскольку многие права и свободы гарантируются в Российской Федерации любой личности (это отражается в упомянутой формуле "все равны перед законом и судом", а также в словах "каждый имеет право", "каждому гарантируется", которые используются в некоторых конституционных нормах). Не следует путать Р. и фактическое равенство. С помощью норм права в целом и конституционного права можно гарантировать именно Р., т. е. равное положение любой личности перед законом, равные права, свободы и обязанности. Фактическое же равенство или неравенство людей в жизни зависит от их материального положения, занятий, сознания, психологии и т. д. Более того, многие конституционные нормы составлены с учетом возможного фактического неравенства людей или не исключают его возникновения. Например, из закрепления за каждым права частной собственности, свободы предпринимательской деятельности (ст. 26-27 Конституции РФ) вполне следует допускать разные размеры личного богатства людей, социальное расслоение общества. Но дело именно в том, что Конституция дает любому человеку равные возможности реализации указанных прав и свобод, а уж кто как их использует - зависит от конкретного индивида. Но добившись какого-то материального благополучия, человек не может использовать его в ущерб другим. Поэтому Конституция и гласит, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан, в частности, по признакам социальной принадлежности. Идея Р. проходит прямо или как бы в виде фона по нормам конституционного и других отраслей права. Прежде всего это выражается в наделении граждан одинаковым объемом соответствующих прав, свобод и обязанностей; если вводятся ограничения, они одинаковы для всех; гарантии реализации прав, свобод и выполнения обязанностей - тоже равны. Повышенное внимание законодательства к отдельным категориям лиц (дети, инвалиды, ветераны и др.) является не нарушением принципа Р., а проявлением социальной природы Российского государства. (С. А.) Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |