Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:27
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - совокупность методов и способов осуществления государственной власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями. Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагируя на происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде наиболее важные процессы и изменения, в частности, в соотношении социально-классовых сил.
Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.
О характере режима в той или иной стране могут свидетельствовать разнообразные факторы: способ и порядок формирования органов государственной власти, управления и правосудия; порядок распределения компетенции между различными органами и характер их взаимоотношений; степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан;
роль права в жизни общества и в решении государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур: степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др.
Как показывает политическая практика, стоящий у власти слой или класс во всех странах неизбежно вырабатывает два метода борьбы отстаивания своего господства, то сменяющих друг друга, то переплетающихся в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия и, во-вторых, метод "либерализма" - метод расширения политических прав граждан, метод уступок. В зависимости от того, какой из них в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический ("либеральный"). (М. М.)

РЕЗЕРВНЫЕ ДЕПУТАТЫ - лица, избранные в состав представительного органа, участвующие в его работе, а также в работе комитетов и комиссий представительного органа, в обеспечении контактов с избирателями и объединениями граждан, однако не обладающие правом решающего голоса при принятии органом решений.
Как правило, система избрания Р. д. выглядит следующим образом. Территория, на которой действует представительный орган, делится на несколько многомандатных избирательных округов. От каждого округа избирается не более 5 депутатов, а выдвигается кандидатов, например, 8. Все они включены в один избирательный бюллетень. Избиратель вычеркивает в бюллетене тех кандидатов, против которых голосует. Все кандидаты, получившие более определенной планки голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считаются избранными. Но поскольку по округу должно быть избрано твердо установленное число депутатов, те из кандидатов, которые набрали голосов больше остальных, становятся основными депутатами, остальные из избранных - резервными депутатами.
Система избрания Р. д. может быть и такой: в представительный орган надо избрать определенное число депутатов, например, 21; вся территория представительного органа является единым избирательным округом, по которому выдвигаются кандидаты в депутаты. Допустим, кандидатов выдвинуто 28. При выборах избиратели вычеркивают кандидатов, против которых голосуют. Избранными в представительный орган считаются те кандидаты, которые преодолели определенную планку. Допустим, все 28 кандидатов набрали необходимое число голосов. Тогда 21 кандидат, набравший больше голосов, чем остальные, становятся основными депутатами, остальные 7 будут Р. д. Правда, в будущем этот вариант не может быть использован. Федеральный закон 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ не разрешает избрание в многомандатном округе более пяти депутатов.
Если кто-то из основных депутатов выбывает, его место занимает Р. д. Первым на мандат претендует тот из Р. д., который на выборах получил больше голосов, чем остальные.
Институт Р. д. использовался в РФ на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в 1995-1996 гг. (С. А.)
РЕПАТРИАЦИЯ - возвращение на (историческую) родину лиц, в силу различных обстоятельств оказавшихся вне ее. Наиболее типичны случаи Р.:
1) возвращение военнопленных по окончании войны на родину в соответствии с решением властей государства, где они находились в плену, и по согласованию с принимающей стороной сроков и этапов приема военнопленных. Государство, имеющее военнопленных, обязано не препятствовать их возвращению на родину, что предусмотрено Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.;
2) возвращение на родину беженцев, а также перемещенных лиц (последними считаются лица, вывезенные в ходе боевых действий с территории противника, как правило, насильственно, однако для некоторых групп - возможно, по их желанию или согласию, например, пособники чужой армии и администрации). Государство, где находятся такие лица, не вправе чинить препятствий к их возвращению на родину, однако не может и насильственно отправлять их обратно в соответствующее государство, если эти лица подпадают под действие международных документов о беженцах и перемещенных лицах, кроме случаев нарушения ими законодательства данного государства;
3) возвращение на историческую родину (или на ее часть) лиц, предки которых, родители либо они сами проживали на соответствующей территории. Например, после Октябрьской революции 1917 г. и особенно гражданской войны многие лица эмигрировали из России либо оказались за границей в остатках потерпевших поражение белых армий. В связи с геноцидом Турции в отношении армян, проживавших на территории Западной Армении, а также в некоторых городах Турции, оставшиеся в живых армяне оказались в различных странах и частях света. После окончания Второй мировой войны, когда авторитет СССР в мире был весьма высок, многие из этих граждан решили вернуться на родину. Президиум Верховного Совета СССР в 1945-1947 гг. принял ряд указов о восстановлении в гражданстве и возвращении в СССР указанных категорий лиц. В отличие от случаев единичного возвращения при Р. имеет место, как правило, довольно массовое возвращение лиц на родину. (С. А.)

РЕФЕРЕНДУМ - голосование всего народа государства или населения какой-либо территории по важному вопросу жизни государства или соответствующей территории. Голосование на Р. - тайное посредством бюллетеня, в котором сформулированы) вопрос(ы) Р. и варианты голосования - "за" и "против" либо "да" и "нет". Гражданин оставляет вариант, который он поддерживает, вычеркивая другой.
В зависимости от того, на какой территории Р. проводится, он может быть общегосударственным или территориальным (местным). В Российской Федерации - это, соответственно, Р. РФ, Р. субъекта РФ, местный Р., т. е- проводимый на территории муниципального образования.
Исходным документом по вопросам Р. является Федеральный закон РФ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Р. граждан РФ 1997 г. Субъекты РФ принимают свои законы о Р.
Р. по юридической силе и последствиям делят на императивные и консультативные.
Императивным считается Р., результат которого является окончательным, обязательным, приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменен (отменен), как правило, только новым Р.
Консультативным является Р., результат которого далее оформляется актом, принимаемым компетентным органом государства или соответствующей территории, но который не вправе ни изменить волю народа, населения, выраженную по вопросу, вынесенному на Р., ни отказаться от принятия нормативного акта. Консультативный Р. именуют также опросом народа, населения. (С. А.)

РЕСПУБЛИКА - см.: форма государства. Форма государственного устройства. Форма правления. Парламентарная республика. Президентская республика.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - понятие российского конституционного лексикона. Используется в ст. 1 Конституции РФ, которая гласит, что РФ - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с Р. ф. п. Означает принадлежность народу всей полноты власти в стране; избрание народом для осуществления государственной власти и власти местного самоуправления соответствующих органов; невозможность получения власти в порядке ее наследования либо захвата или присвоения власти. (С. А.)

РЕФЕРАТ - структурное подразделение органа управления в некоторых зарубежных странах (например, ФРГ). (С. А.)

РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - в соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" 1995 г. - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 3) Р. РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
Р. РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый гражданин обладает одним голосом и участвует в нем лично. Участие в Р. РФ является свободным; контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В Р. РФ участвует каждый гражданин РФ, достигший 18 лет на день его проведения. Не имеет права участвовать в Р. РФ гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
На Р. РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание (КС) принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.
На Р. РФ не могут выноситься вопросы: 1) изменения статуса субъекта РФ; 2) досрочного прекращения или продления полномочий Президента РФ, Совета Федерации (СФ), а равно проведения досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы (ГД) или досрочного формирования СФ либо отсрочка таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на Р. РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3-х месяцев после их отмены. Повторный Р. РФ не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию формулировкой вопроса.
Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: 1) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющим право на • участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ проживают не более 10% из них - эта инициатива реализуется путем сбора подписей граждан;
2) КС РФ.
Сбором подписей занимается инициативная группа, образованная гражданами или общественными объединениями и зарегистрированная избирательной комиссией одного из субъектов РФ. Подписные листы передаются ею в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ вместе с формулировкой вопроса, предлагаемого на Р. РФ. Эта комиссия проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания (ФС) и инициативную группу.
КС принимает решение о вынесении на Р. РФ проекта новой Конституции РФ большинством от общего числа членов КС. Решение КС о проведении референдума по проекту новой Конституции РФ направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты ФС.
Р. РФ в соответствии с Конституцией РФ назначает Президент РФ. Согласно закону, до принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд РФ проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.
В случае признания Конституционным Судом РФ соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда РФ. В случае отрицательного решения Конституционного Суда РФ все процедуры, предусмотренные законом, прекращаются.
Президент издает указ о назначении Р. РФ, в котором определяет дату его проведения. При этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Не допускается одновременно с Р. РФ проведение каких-либо выборов.
В бюллетене для голосования на Р. РФ точно воспроизводится текст вынесенного на него вопроса и указываются варианты волеизъявления словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на Р. РФ нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются.
В бюллетене также должно содержаться разъяснение о порядке заполнения.
Если на Р. РФ выносится проект закона, ЦИК РФ, выступающая как центральная комиссия референдума, решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню текстов выносимых на референдум проекта закона и действующего закона, который предлагается изменить или отменить. В ином случае тексты вывешиваются в помещении каждого участка для голосования.
Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит любой знак в квадрате под словом "за"; если - против, знак ставится в квадрате под словом "против".
Р. РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в нем. Число проголосовавших устанавливается по количеству бюллетеней установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
Решение считается принятым на Р. РФ, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Если на Р. РФ выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.
Результаты Р. РФ определяет Центральная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дня его проведения. Принятое на Р. РФ решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума не позднее 3-х дней после определения его результатов. Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) указанной Комиссией, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на нем.
Решение, принятое на Р. РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом Р. РФ.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. (С. А.)

РЕФЕРЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 1, 2 И 3-ГО КЛАССА - один из пяти квалификационных разрядов, установленных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. Присваивается государственным служащим, замещающим младшие государственные должности. Следующие разряды (по восходящей): советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса; советник РФ 1, 2 и 3-го класса; государственный советник РФ
1, 2 и 3-го класса и действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса. (С. А.)

РЕШЕНИЕ - 1) обобщенное наименование правовых актов, принимаемых различными органами государственной власти или органами местного самоуправления, должностными лицами; 2) вид правовых актов, принимаемых в настоящее время представительными органами местного самоуправления (думами, собраниями представителей, советами и др.), в предшествующий период - местными Советами народных депутатов или их исполнительными комитетами. (•С. А.)

РОЗЫСК - комплекс мероприятий, осуществляемых должностными лицами органов предварительного следствия, дознания и органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность по установлению места нахождения скрывающихся от расследования или суда обвиняемых (подсудимых) и уклоняющихся от отбывания наказания или сбежавших из мест лишения свободы осужденных, а также лиц, пропавших без вести.
Р. осуществляется по инициативе должностного лица, в производстве которого находится конкретное уголовное дело (следователя, лица, ведущего дознание, суда либо по указанию прокурора); по решению начальника учреждения, исполняющего наказания, а равно и по запросу другого российского органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Р. может быть местным (по месту жительства скрывающегося обвиняемого или осужденного), региональным (на определенной территории за пределами места жительства разыскиваемого) и общегосударственным, выполняемым органами внутренних дел. (К. Г.)

РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА - понятие, известное в международном праве, некоторых гуманитарных науках и постепенно приобретающее конституционно-правовые характеристики. В принятой 8 декабря 1995 г. Государственной Думой Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам говорится, что Российская Федерация рассматривает Р. д. всех выходцев из Союза ССР и России и их прямых потомков независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являющихся гражданами РФ и признающих свою духовную или культурно-этническую связь с РФ или любым из ее субъектов (см. также: Российский соотечественник). (С. А.)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РОССИЯ) - согласно Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия - равнозначны (ст. 1 Конституции).
Прежнее наименование государства - РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Наименование "Российская Федерация (Россия)" введено Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г.; 21 апреля 1992 г. - включено в Конституцию.
Россия как федерация состоит из равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции): республик (21), краев (6), областей (49), городов федерального значения (2), автономной области (1), автономных округов (10). Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и, соответственно, конституцией, уставом субъекта; может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 66 Конституции РФ).
Как государство РФ имеет все необходимые атрибуты (символы) - государственные флаг, герб, гимн. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Столица - г. Москва.
РФ имеет единое гражданство. Оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (Закон 1991 г. о гражданстве РФ с изменениями 1993 и 1995 гг.). Территория РФ включает территорию субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.
РФ имеет также все иные признаки государства:
- наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации;
- федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ;
- единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях;
- единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ);
- единая система служб внутренних дел, безопасности;
- денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.);
- наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции.
У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов);
вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства.
Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы.
В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ.
В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ;
установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография;
наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ;
оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия:
судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;
гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.
В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп.
В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование;
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)

РОССИЙСКИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИК - понятие, вошедшее в обиход после распада СССР и постепенно приобретающее конституционно-правовые характеристики. В последнее время Президент РФ, Государственная Дума (ГД), Правительство РФ издали ряд документов, направленных на поддержку Р. с. и российской диаспоры в зарубежных странах. Эта задача стала особенно актуальной потому, что за пределами РФ после упразднения СССР осталось примерно 25 млн. русских, большое число лиц, относящихся к другим титульным нациям в РФ, а также иных лиц, для которых русский язык является родным и связи с Россией имеют важное значение.
8 декабря 1995 г. ГД приняла Декларацию о поддержке российской диаспоры и о покровительстве Р. с., в которой говорится, что Российская Федерация "рассматривает как российских соотечественников всех выходцев из Союза ССР и России и их прямых потомков независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являющихся гражданами Российской Федерации и заявивших явным образом о своей духовной или культурно-этнической связи с Российской Федерацией или любым из субъектов Российской Федерации и подтвердивших эту связь".
В РФ принят ФЗ от 5 марта 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Он исходит из того, что: РФ - правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР; институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности российской государственности; отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики РФ; защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами;
соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку РФ в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности;
советы (комиссии) соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах государственной власти РФ и субъектов РФ; деятельность РФ в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ с учетом законодательства государств проживания соотечественников.
Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Под понятием "соотечественники за рубежом" по данному ФЗ подразумеваются: граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства. Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.
Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, состоявшими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников должно быть актом свободного выбора. Принадлежность к соотечественникам подтверждается специальным документом (свидетельством) установленного Правительством РФ образца.
Цели государственной политики РФ в отношении соотечественников заключаются в оказании им государственной поддержки и помощи в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе права:
свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал;
устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с РФ, получать информацию из РФ;
создавать национально-культурные автономии, общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;
участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и РФ;
осуществлять свободный выбор места жительства или права на возвращение в РФ.
Соотечественники - граждане РФ, проживающие за границей, имеют такие же права, как и граждане РФ, проживающие в РФ, реализуемые с учетом специфики их проживания за рубежом. Отношения с иными соотечественниками строятся с учетом обладания ими гражданством других государств или состояния безгражданства, РФ оказывает различную поддержку этим категориям лиц в рамках законов. Во время пребывания на территории РФ соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти РФ предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников.
Органы государственной власти РФ и субъектов РФ стимулируют сотрудничество российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских организаций независимо от форм собственности с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством РФ и законодательством иностранных государств.
Указанные органы государственной власти могут оказывать в социальной области поддержку социально незащищенным категориям соотечественников на основании международных договоров РФ и в соответствии с законодательством РФ. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 211 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 33747

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close