17:28 СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА г. Новосибирск | 2010 г. Редакция: Мандрик Р.А. РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО - в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с изменениями от 6 сентября 1996 г.) - один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Создание Р. а., его реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Р. а. возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Однако следует иметь в виду, что руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Существуют следующие Р. а.: авиационно-космическое; по боеприпасам; по обычным вооружениям; по системам управления; по судостроению; по государственным резервам; статистическое; дорожное; правительственной связи и информации при Президенте РФ. (С. А.) РСФСР - аббревиатура, т. е. сокращенное наименование нашего государства с января 1918 по декабрь 1991 гг. В период с октября 1917 по январь 1918 гг. в документах органов советской власти можно встретить наименования: Российская Республика, Российская Советская Республика (Советская Российская Республика), Российская Социалистическая Советская Республика. Федеративным государством Россию провозгласил III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25 (12) января 1918 г. и в резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики" от 28 (15) января 1918 г. В последнем документе говорилось: "Российская Социалистическая Советская Республика учреждается на основе добровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов". Таким образом, с этого времени и существует аббревиатура РСФСР. Ее расшифровка по Конституции РСФСР 1918г. - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Так же называется государство в Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1925 г. С принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. слова "Советская" и "Социалистическая" поменялись местами, и наименование государства стало: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В связи с упразднением СССР и отказом от концепции советской и социалистической организации власти в России, Верховный Совет РСФСР принял Закон "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" от 25 декабря 1991 г. Оно стало называться "Российская Федерация - Россия". 21 апреля 1992 г. это наименование нашло отражение в Конституции РФ, а затем и в действующей Конституции РФ 1993 г. (С. А.) РОССИЯ - см.: Российская Федерация. РОТАЦИЯ - частичное обновление (переизбрание) состава парламента или палаты парламента по истечении определенного периода времени его деятельности. Например, Сенат (верхняя палата) во Франции избирается сроком на 9 лет и обновляется на 1/3 каждые три года. В США сенаторы избираются сроком на 6 лет и каждые два года обновляется 1/3 состава палаты. Совет штатов индийского парламента имеет срок полномочий 6 лет и обновляется на 1/3 каждые два года. Федеральный сенат - верхняя палата Национального конгресса бразильского парламента - состоит из сенаторов, избираемых сроком на 8 лет; обновление палаты происходит каждые 4 года: сначала на 1/3, затем на 2/3. Палата советников - верхняя палата японского парламента - избирается сроком на 6 лет, и каждые 3 года половина состава переизбирается. Естественно, Р. затрагивает тех парламентариев, срок полномочий которых истек. (С. А.) РУАНДА (Руандийская Республика) - государство в Центральной Африке. Независимость провозглашена 1 июня 1962 г. Столица - г. Кигали. Административное деление: 10 префектур, которые делятся, в свою очередь, на коммуны. Действующая Конституция принята 5 мая 1995 г. переходным парламентом. Противостояние двух этнических групп - хуту и тутси - вылилось в октябре 1990 г. в вооруженный конфликт и массовые убийства мирных граждан с обеих сторон. В соответствии с мирными соглашениями, подписанными в августе 1993 г. в танзанийском г. Аруша, на временные органы власти возлагалась ответственность за создание условий для мирного урегулирования конфликта и перехода к демократическому режиму в течение двух лет. Начатый процесс мирного урегулирования вскоре был нарушен. В апреле 1994 г. самолет с Президентом страны Ж. Хабиаримана был сбит повстанцами. 9 апреля 1994 г. кризисный комитет, созданный руандийской армией, назначил председателя парламента Т. Синдикубвабо временным Президентом страны. Однако 17 июля 1994 г. Руандийский патриотический фронт назначил Президентом сроком на 5 лет Пастера Бизимунгу, выходца из народности хуту, представляющей большинство населения страны. Одновременно было сформировано Переходное правительство национального единства. В ноябре 1994 г. созван временный парламент - Переходное национальное собрание, - состоящий из 70 депутатов. Срок их полномочий - 5 лет. (А. К.) РУМЫНИЯ (до 1989 г. - Социалистическая Республика Румыния) - государство на юго-востоке Европы. Независимость и суверенитет государства провозглашены парламентом Р. 9 (21) мая 1877 г. в результате освобождения балканских народов от господства Османской империи. 1 декабря 1918 г. образовано единое румынское национальное государство в результате объединения Трансильвании с Румынией (1 декабря отмечается национальный праздник - Национальный день Румынии). Столица - г. Бухарест. Административное деление -- 40 уездов (джудет) и муниципия Бухарест. приравненная по статусу к уезду. Действует Конституция от 22 ноября 1991 г.. одобренная всенародным референдумом 8 декабря 1991 г. (заменила прежнюю Конституцию 1965 г.). Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 4 года с возможностью переизбрания еще на один срок. В случае нарушения президентом Конституции предусмотрена процедура временного отстранения от власти путем голосования обеих палат парламента либо снятия с должности путем ре4зерендума. Двухпалатный парламент состоит из Сената (143 сенатора) и Палаты депутатов (340 депутатов), избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года. Исполнительная власть осуществляется правительством, премьер-министр которого назначается президентом. Правительство утверждается парламентом и подотчетно ему. (А. К.) САЛЬВАДОР (Республика Эль-Сальвадор) - государство в Центральной Америке. Независимо с 15 сентября 1821 г. Столица - г. Сан-Сальвадор. Административное деление: 14 департаментов. Действует Конституция, вступившая в силу в декабре 1983 г. (в 1991 г. внесены поправки). По Конституции С. -республика. Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет без права переизбрания на следующий срок. Одновременно избирается вице-президент. Законодательное собрание состоит из 84 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием по пропорциональной системе сроком на 3 года. Исполнительная власть осуществляется президентом, который назначает министров правительства и их заместителей. (А. К.) САМОУПРАВЛЕНИЕ - категория ряда общественных наук, включая политологию, философию, а также конституционное право. Может использоваться и в конституционно-правовом регулировании, особенно в таких понятиях, как ''народное самоуправление", "местное самоуправление", "территориальное общественное самоуправление" и др. С. - это самоорганизация населения территориальной единицы, жителей населенного пункта (его части), членов или участников общественного объединения, членов трудового коллектива и т. д. По большому счету в демократическом обществе самоуправлением можно назвать самоорганизацию всего народа. Суть С. состоит в том, что граждане совместно управляют общими делами, решают жизненно важные вопросы (одни - непосредственно путем голосования, для решения Других - избирают постоянные органы или должностных лиц). С. строится на основе правил, принимаемых самими участниками процесса С. либо оформляемых компетентными органами государства на основе сложившихся обычаев и традиций, причем в любом случае повышенное внимание уделяется формам участия граждан в процессе С. Решения С. или органов С. могут носить общественный характер и исполняться гражданами добровольно. Однако, учитывая, что С. есть выражение власти народа и может принимать государственно-властные формы либо выглядеть как переплетение общественных и государственных начал, возможно обеспечить государственную обязательность решений С. Если С. принимает государственную форму,оно сохраняет свою природу в том случае, если осуществляется выборными представителями народа и опирается на широкие слои населения. Важно также иметь в виду, что С., если оно осуществляется самими гражданами либо общественными формированиями, - независимо от диктата государственных органов, хотя и обязано считаться с юридическими законами. (С. А.) САНКЦИЯ - часть правовой нормы, в которой определяются последствия ее нарушения или неисполнения и предусматриваются определенные меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей. С. всегда выражает реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение граждан или организаций. В зависимости от характера мер государственного воздействия С. подразделяются на штрафные (карательные) и правовосстановительные. Суть штрафных С. заключается в лишении правонарушителя определенных благ, в наказании его путем лишения свободы, ссылки, высылки, путем осуждения его на выполнение принудительных работ и т. д. Это может сопровождаться возложением на виновное лицо особых обязанностей (пени, штраф), а также официально-властным осуждением и порицанием (условное осуждение, выговор, предупреждение и т. п.) противоправного поведения. Цель п р а -вовосстановительных С. состоит в восстановлении нарушенного права: в принуждении к исполнению невыполненной обязанности или возмещении незаконно причиненного ущерба. Согласно российскому гражданскому законодательству, лицо, причинившее вред другому лицу, обязано совершить в его пользу определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить долг и т. п.) либо воздержаться от действия (ст. 307 ГК РФ). С. различаются также по степени определенности. Абсолютно-определенные С. отличаются фиксированной, строго определенной мерой государственного воздействия (например, штраф в определенном размере). Относительно-определенные С. - указанием на пределы допустимости этих мер. Альтернативные С. предоставляют возможность государственным органам и должностным лицам в процессе правоприменительной деятельности выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. Выбор той или иной меры в каждом случае обусловливается конкретными обстоятельствами данного дела. Сложные, или кумулятивные С. допускают возможность одновременного применения за одно и то же противоправное деяние нескольких мер государственного воздействия (основной и дополнительных). (М. М.) САМОУПРАВСТВО - самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку, совершение каких-либо действий, причинивших существенный вред, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином. С. наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. Если С. совершается с применением насилия или угрозы его применения, то оно может быть наказано ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. (К. Г.) САН-МАРИНО (Республика Сан-Марино) - государство в Европе, на Апеннинском полуострове, окружено территорией Италии. Древнейшее государство с республиканской формой правления в Европе и в мире. Создано по преданию в 301 г. н. э. христианином из Далмации святым Марино. Впервые название "Республика Сан-Марино" появляется в документах Х в. Территориальную целостность и безопасность этого небольшого государства гарантирует Договор о дружбе и добрососедстве от 1862 г. между Италией и С.-М. Столица - г. Сан-Марино. Административное деление - 9 округов (замков). Действует Конституция - "Статут" - свод законов о системе государственного устройства, одобренный Большим Генеральным советом 8 октября 1600 г. Решением общего собрания глав семейств 26 марта 1906 г. и ряда последующих указов Большого Генерального совета в Конституцию внесены изменения. Форма правления - республика. Верховная власть принадлежит однопалатному парламенту - Большому Генеральному совету в составе 60 депутатов, избираемому всеобщим голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет. Функции главы государства выполняют два капитана-регента, избираемые БОЛЬШИМ Генеральным советом из числа его членов сроком на 6 месяцев, причем они могут быть вновь избраны на этот пост не ранее чем через 3 года со времени окончания их мандата. Капитаны-регенты принимают решения совместно, обладая взаимным правом вето по отношению друг к другу. Их действия должны быть согласованы. Исполнительная власть осуществляется капитанами-регентами совместно с правительством - Государственным конгрессом, который избирается Большим Генеральным советом из числа его членов на коалиционной основе на весь срок полномочий парламента. Состоит из трех государственных секретарей и семи министров. (А. К.) САН-ТОМЕ И ПРИНСИПИ (Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи) - островное государство в Гвинейском заливе, у западного побережья Центральной Африки. Независимость провозглашена 12 июля 1975 г. Столица -г. Сан-Томе. Административное деление: 7 округов. По действующей Конституции 1990 г. - республиканская форма правления. Президент страны избирается прямыми всеобщими выборами сроком на 5 лет. Однопалатный парламент - Национальное собрание - состоит из 55 депутатов, также избираемых сроком на 5 лет. Исполнительная власть осуществляется правительством; премьер-министра назначает президент, министров - премьер-министр, он же принимает отставку членов правительства. САУДОВСКАЯ АРАВИЯ (Королевство Саудовская Аравия) - государство в Азии, на Аравийском полуострове. Единое государство создано в 1902-1925 гг. в результате объединения аравийских княжеств. Основатель государства - Король Ион Дауд. С сентября 1932 г. государство обрело нынешнее название. Столица - г. Эр-Риад. Административное деление: 13 административных округов. Форма правления - абсолютная теократическая монархия. Глава государства - король, которому принадлежит духовная,законодательная и исполнительная власть. Писаной конституции нет. Территориальное устройство и управление страной регулируют акты короля, прежде всего 3 Указа от 29 февраля 1992 г. - "Основы системы власти", "Положение о Консультативном совете", "Система территориального устройства". Указом Короля Фахда 1 марта 1992 г. создан Консультативный совет - Маджлис аш-Шура в составе 61 члена, выполняющий функции экспертного органа. Срок полномочий - 4 года. Король обладает полномочиями формировать правительство, назначать отдельных министров. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. Король занимает пост премьер-министра, наследный принц - его первый заместитель. В августе 1993 г. королевским декретом утвержден внутренний кодекс правительства, ограничивающий его полномочия четырьмя годами. Высшим судебным органом является Верховный суд. Верховным судьей является король. Деятельность политических партий, профсоюзов запрещена. (А. К.) СВАЗИЛЕНД (Королевство Свазиленд) - государство в Южной Африке. Независимость провозглашена 13 октября 1978 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Мбабане. Административное деление: 4 округа. По действующей Конституции 1978 г. С. - конституционная монархия. С 26 апреля 1986 г. правит Король Мовати III, являющийся главой государства. Имеет право частично формировать парламент и налагать вето на его решения. Парламент - Либандла - состоит из двух палат: Сенат (30 сенаторов) и Палата собрания (65 депутатов). Выборы парламента двухступенчатые: в первом туре избиратели определяют наиболее популярных кандидатов от избирательных округов, во втором туре из их числа избираются 65 депутатов. Избранные депутаты нижней палаты избирают из своего состав 10 сенаторов, а на освободившиеся места король назначает 10 депутатов. Он же назначает остальных 10 сенаторов. Исполнительная власть осуществляется правительством, все министры которого должны быть депутатами парламента; премьер-министр назначается королем. В состав правительства на ключевых постах, включая премьер-министра, входит несколько принцев. (А. К.) СВОБОДА - 1) философская и правовая категория, означающая самостоятельный выбор индивидом или организацией варианта своих образа жизни и деятельности, не связанных какими-либо нормами и правилами, кроме тех, которые относятся к разряду общеобязательных и отражены либо в нормах государства, либо в обычаях, тех, которые они сами объявили для себя обязательными; 2) закрепленная в конституции или ином нормативном правовом акте возможность определенного поведения человека. В отношении закрепленных в конституции прав и С. используется понятие "основные права и свободы". Возможно их определение и как конституционных прав и С. В соотношении категорий основное, конституционное "право" и основная, конституционная "свобода" целесообразно исходить из того, что и право, и С. - это возможность определенного поведения личности, т. е. совершения действий, поступков, соответствующих ее пониманию данного права, С. в обществе и их отражению в конституции;границы между "правом" и "свободой" человека и гражданина подвижны, порой - условны. Но в понятийном плане можно исходить из следующего. "Право" - юридически более четкая категория, т. е. варианты его использования обозначаются в нормативных актах, нередко даже исчерпывающим образом. "Свобода" - понятие более широкое, может иметь много вариантов осуществления, причем одни возможно, а другие -зачастую немыслимо отразить в юридических нормах. Так, некоторые способы реализации С. слова можно юридически зафиксировать (в частности, возможность создания средств массовой информации, распространения информации), однако очень многие не поддаются правовой фиксации (например, как гарантировать С. слова на дружеских встречах, в семейных делах и т. п.). В тех случаях, когда переплетение строгих правил с творческими возможностями предполагается или не может быть исключено, оба понятия используются совместно. Например, согласно ст. 28 Конституции РФ, каждому гарантируется С. совести, С. вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. (С. А.) СВОБОДА ЛИТЕРАТУРНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО, НАУЧНОГО, ТЕХНИЧЕСКОГО И ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА, ПРЕПОДАВАНИЯ - в качестве одной из основных (конституционных) свобод закреплена в ст. 44 Конституции РФ. Данная свобода имеет разные формы проявления. В частности, это - возможность как профессионального, так и любительского (самодеятельного) творчества. Кроме того, граждане могут создавать различные творческие объединения. Конституция гласит: интеллектуальная собственность охраняется законом (имеются в виду объекты авторского права и результаты интеллектуальной деятельности в индустрии и других хозяйственных сферах). (С. А.) СВОБОДА ЛИЧНОСТИ - философская и конституционно-правовая категория, означающая возможность самостоятельного выбора человеком своего образа жизни, деятельности. поведения в условиях данного государства и общества. В Российской Федерации С. л. обеспечивается всем строем нашего общества и государства, гарантируется в целом Конституцией РФ. С. л. - это установление определенных пределов, границ, дальше которых общество и государство не могут воздействовать на личность, вмешиваться в ее жизнь. Таким образом, каждое сообщество, членом которого является индивид, вправе оказывать на него влияние, но до определенных границ. Конституционное право обеспечивает создание условий защиты личности от произвола не только государства и его должностных лиц, но и тех негосударственных объединений, к которым может принадлежать индивид. С. л. является предпосылкой многих основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ (см., в частности: Право на жизнь. Достоинство личности. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на защиту персональных данных. Основные права и свободы). (С. А.) СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - одна из основных свобод, закрепленная в Конституции РФ, ч. 5 ст. 29 которой гласит: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями) под массовой информацией понимает предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а под средствами массовой информации (СМИ) - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео- и кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Продукцией СМИ являются: тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программ, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Фундаментом С. м. и. является конституционное право на информацию, закрепленное также в ст. 29 Конституции РФ. Запрещенная Конституцией РФ цензура понимается в названном Законе как недопущение предъявлять требования к редакциям СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений предварительно согласовать весь материал (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), запрет на распространение подготовленного материала, его отдельных частей. (С. А.) СВОБОДА МЫСЛИ И СЛОВА - одна из основных свобод любого человека на территории РФ, закрепленная в ч. 1, 2 ст. 29 Конституции РФ. Свобода мысли как одна из конституционных свобод - специфична. Как можно обеспечить свободу мысли? Конституция РФ по этому поводу предполагает следующее. Во-первых, речь идет о создании такого климата в обществе, который бы исключал давление на личность (сознание, образ жизни), когда человек даже подумать боится иначе, чем требует официальная идеология, когда не только действия индивида, но даже внешние факторы оценивают как "крамольный" образ жизни или повод для подозрений. Во-вторых, свобода мысли - это, практически, свобода ее выражения. Говорят, что на этот случай есть свобода слова. Но слово - это одно из средств выражения взглядов человека. Ведь он может воспользоваться и иными средствами: например, выразить свое отношение к чему-либо глазами, мимикой, рисунком, письменным текстом, исполнением какого-то музыкального произведения и т. д. В-третьих, свобода мысли - это исключение использования психотропных средств воздействия на сознание человека (хоть сегодня это в большей мере предмет фантастических книг и фильмов, однако в будущем нельзя исключать появление таких средств). Свобода слова -это свобода публично излагать свои взгляды. Свобода слова может проявляться в обиходе или деловом общении людей. Вместе с тем свобода слова может иметь место в пропаганде и агитации, т. е. в средствах, которые дают возможность человеку целенаправленно и публично проповедовать свои взгляды, в том числе политические, религиозные и др. Но Конституция РФ (ст. 29) содержит ограничения: не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Кроме того, Конституция РФ не позволяет насилия в связи со свободой слова: никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них. (С. А.) СВОБОДА ПЕЧАТИ - одна из традиционных политических (публично-политических) свобод, как правило, закрепляемая в нормах конституционного права. Конституция РФ отдала предпочтение иной формулировке - свобода .массовой информации. (С. А.) СВОБОДА РЕЛИГИОЗНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ - см. Свобода совести и свобода религиозного вероисповедания. СВОБОДА СЛОВА - см.: Свобода мысли и слова. СВОБОДА СОБРАНИЙ, УЛИЧНЫХ ШЕСТВИЙ И ДЕМОНСТРАЦИЙ - см.: Право на собрания и манифестации. СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА РЕЛИГИОЗНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ - одна из свобод, закрепленная в ст. 28 Конституции РФ, которая гласит, что каждому в Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Очень часто свободу совести считают тождественной свободе религиозного вероисповедания. В принципе - это близкие, хотя и самостоятельные понятия. Свобода совести - это свобода морально-этических воззрений человека (что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т. д.). Свобода вероисповедания - это возможность верить в существование какого-то необычного (божественного) существа - самого честного, справедливого, гуманного, думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему (все это и сближает ее со свободой совести). Свобода вероисповедания как юридическая категория выражается в праве гражданина либо отдать предпочтение какой-то религии (конфессии), либо вообще не исповедовать никакой. Права верующих в России гарантируются Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях от 19 сентября 1997 г. Согласно ст. 14 Конституции РФ, Россия - светское государство. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Детализируя данные положения, указанный Закон называет основные гарантии свободы вероисповедания. Все граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни, независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Воспрепят-ствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, пропагандой религиозного превосходства, уничтожением или повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с Законом. Указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается. Вместе с тем отказ граждан от исполнения обязанностей по религиозным мотивам не допустим. Однако законодательство может предусмотреть для таких случаев замену выполнения одной обязанности другой, в том числе, согласно Конституции РФ (ст. 59) и указанному Закону, возможна замена военной службы альтернативной гражданской. Отделение религиозных объединений от государства означает, в частности, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Государство не возлагает на религиозные объединения осуществление функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, согласно Закону, не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Таким образом, религиозные объединения не могут выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности, не ведут предвыборной агитации. Разумеется, в личном качестве члены религиозных объединений вправе наряду с другими гражданами участвовать в политической жизни, быть депутатами, выборными должностными лицами, высказываться за или против кандидатов. Согласно Закону, отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения права их членов участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений. Закон разрешает религиозным организациям создавать свои образовательные учреждения. Согласно Закону, религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповеданием; совершением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучением религии и религиозным воспитанием своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Религиозная группа - это такое добровольное объединение верующих, которое осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ст. 7 Закона). Помещения и необходимое для ее деятельности имущество предоставляются в пользование религиозной группы ее участниками. Если граждане, образовавшие религиозную группу, намерены в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, они уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозная организация - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, которое в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности. Для создания местной религиозной организации учредителями должны выступить не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, имеющую подтверждение ее существования на протяжении последних 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной религиозной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций в соответствии с собственными установлениями. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. Государственная регистрация религиозной организации осуществляется федеральными органами юстиции и органами юстиции субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. В судебном порядке религиозные организации или религиозные группы могут быть ликвидированы, их деятельность может быть запрещена по следующим основаниям: нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; создание вооруженных формирований; пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения: воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом -гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозной организации, а также органы местного самоуправления. Религиозные организации самостоятельны в своей внутренней деятельности. Государство уважает их внутренние установления, если эти установления не противоречат законодательству РФ. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях. Возможны религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах и интернатах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. Закон предусматривает, что в собственности религиозных объединений могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное им в собственность государством либо приобретенное иными законными способами. Причем государство передает в собственность религиозных организаций для использования в функциональных целях культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения безвозмездно. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. (С. А.) Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |