Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:28
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА - см.: Особая экономическая зона.
СВОБОДНЫЙ МАНДАТ - см.: Депутат.
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ - республика в составе РФ. Согласно ст. 1 Конституции С. О. - А., принятой ее Верховным Советом 12 ноября 1994 г., - демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы ее многонационального народа, а согласно ст. 61 - суверенное государство, добровольно входящее в состав РФ. Государственные языки - осетинский и русский. Столица - г. Владикавказ (Дзауджикау).
Помимо Северной Осетии есть и Южная Осетия, входящая в состав Грузии. Согласно Конституции С. О. - А., (ст. 16), она строит свои отношения с Республикой Южная Осетия на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономической и культурной интеграции.
Парламент С. О. - А. является ее представительным и законодательным органом. Он избирается в составе 75 депутатов сроком на 4 года. Парламент является постоянно действующим органом, в котором депутаты могут работать на профессиональной постоянной основе.
К ведению Парламента относятся:
принятие Конституции С. О. - А., внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов С. О. - А. и контроль за их выполнением; толкование Конституции и законов С. О. - А.;
утверждение республиканского бюджета и контроль за его исполнением; установление республиканских налогов, других обязательных платежей и сборов; определение административно-территориального устройства С. О. - А.; назначение референдумов, выборов в местные органы государственной власти; назначение выборов и отрешение от должности Президента С. О. - А.;
дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства С. О. - А.; утверждение программы деятельности Правительства С. О. - А., решение вопроса о доверии Правительству С. О. - А.; назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и членов Комитета конституционного надзора (ККН) С. О. - А.; утверждение указа Президента С. О. - А. о введении чрезвычайного положения; приостановление или отмена по заключению ККН С. О. - А. указов и постановлений Президента С. О. - А., противоречащих Конституции и законам С. О. - А.;
ратификация и денонсация договоров с РФ, ее субъектами, иностранными государствами и международными организациями; дача согласия на дислокацию в С. О. - А. воинских формирований и др.
Президенте. О. - А. является главой государства и главой исполнительной власти. Президентом может быть избран сроком на 4 года и не более чем на два срока подряд гражданин С. О. - А. не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и владеющий осетинским и русским языками.
Президент является гарантом Конституции С. О. - А., прав и свобод человека и гражданина. В установленных Конституцией С. О. - А. формах он принимает необходимые меры по охране государственности и территориальной целостности С. О. - А., обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и управления республики. Президент в соответствии с Конституцией и законами С. О. - А. определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет С. О. - А. в Российской Федерации и международных отношениях.
Президент С. О. - А.: осуществляет общее руководство органами исполнительной власти и может председательствовать на заседании Правительства С. О. - А.; назначает с согласия Парламента С. О. - А. Председателя Правительства С. О. - А.;
утверждает структуру Правительства; назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, министров, председателей государственных комитетов и других должностных лиц в соответствии с законом; принимает решение об отставке Правительства С. О. - А.; представляет Парламенту С. О. - А. кандидатуры для назначения в состав ККН С. О. - А.;
назначает выборы в Парламент, распускает Парламент в случаях, предусмотренных Конституцией; назначает референдумы С. О. - А.; обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы С. О. - А., обладает правом отлагательного вето; представляет не реже одного раза в год доклады Парламенту С. О. - А. о положении в республике, обращается с посланиями к народу и к Парламенту С. О. - А.; ведет переговоры и подписывает межгосударственные договоры и соглашения; приостанавливает или отменяет действие актов органов исполнительной власти, противоречащих Конституции С. О. - А.; вводит и отменяет режим чрезвычайного положения на территории С. О. - А. или в отдельных ее местностях и др.
Согласно Конституции С. О. - А., Президент вправе распустить Парламент в случае пересмотра последним основ конституционного строя С. О. - А., закрепленных гл. 1 Конституции С. О. - А. Закон о поправках к гл. 1 представляется Президентом на рассмотрение вновь избранного Парламента. Если Парламент подтверждает необходимость пересмотра положений Конституции, он не может быть распущен на этом основании, а закон остается в силе.
Правительство С. О. - А. определяется в Конституции С. О. - А. как орган, несущий ответственность за экономическое, социальное и культурное развитие в республике, управление республиканской собственностью, руководство нижестоящими органами исполнительной власти.
Органом конституционного контроля С. О. - А. является ККН. Он принимает заключения и решения о соответствии Конституции С. О. - А. законов С. О. - А., нормативных постановлений Парламента, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, актов министерств, государственных комитетов, других органов государственной власти и общественных объединений, органов местного самоуправления, не вступивших в силу договоров С. О. - А. Заключение ККН о несоответствии Конституции С. О. - А. актов, принятых Парламентом или Президентом С. О. - А., направляется им для устранения допущенных нарушений. По другим актам соответствующее заключение ККН влечет утрату силы акта или его отдельных положений.
Правосудие в С. О. - А. осуществляют Верховный Суд. Арбитражный Суд, районные (городские) и иные суды С. О. - А. Надзор за исполнением законов осуществляет прокуратура.
Конституция С. О. - А. предусматривает местное самоуправление, осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления. (С. А.)

СЕЙШЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА (Республика Сейшельские острова) - островное государство (92 острова) в Индийском океане, у восточного побережья Африки. Независимость провозглашена 28 июня 1976 г. Член Британского Содружества. Столица - г.Виктория.
Административное деление: 5 округов.
Действующая Конституция одобрена на референдуме 18 июля 1993 г. Конституцией закреплена республиканская форма правления.
Глава государства - президент, избирается путем прямого всеобщего голосования сроком на 5 лет с возможным переизбранием на три срока подряд.
Парламент - Национальное собрание - состоит из 33 депутатов: из них 22 избираются на всеобщих выборах, 11 - назначаются президентом.
Исполнительная власть осуществляется Советом Министров во главе с президентом. (А. К.)

СЕКРЕТАРЬ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ - см.: Совет Безопасности Российской Федерации.
СЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ - избираемый жителями села (деревни) орган территориального общественного самоуправления. Организует местное самоуправление населения, т. е. обсуждение и решение жизненно важных вопросов населенного пункта. С. к. вправе самостоятельно решать те вопросы, которые возложены на него собранием жителей села, деревни (сельским сходом). (С. А.)

СЕЛЬСКИЙ ОКРУГ - муниципальное образование, т. е. территория, на которой осуществляется местное самоуправление. Понятие введено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. То же самое, что и волость, сельсовет. (С. А.)

СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ - низовой представительный орган государственной власти в советский период, один из видов местных Советов - таковыми по Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. являлись краевые, областные, окружные, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов. С возобладанием в Российской Федерации теории местного самоуправления районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы с 1991 г. характеризуются в Конституции как органы местного самоуправления, а с 1992 г. они отделены от органов государственной власти, т. е. перестают быть государственными органами. Осенью 1993 г. сельские Советы, как и иные представительные органы местного самоуправления, указом Президента РФ упраздняются с возложением их функций на назначенных сверху глав сельских администраций.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. допускает существование представительных органов местного самоуправления в таких муниципальных образованиях, как волость, сельский округ, сельсовет. Но на практике такие органы почти нигде не созданы. (С. А.)

СЕЛЬСКИЙ СТАРОСТА - избираемое жителями села (деревни) общественное должностное лицо системы местного самоуправления. Если избирается также сельский комитет, то С. с. возглавляет его. С. с. занимается вопросами торговли, снабжения топливом, благоустройства населенного пункта, культурного досуга, обучения детей и др., содействует их разрешению, организует общественные инициативы населения и т. д. (С. А.)

СЕЛЬСКИЙ СХОД - институт непосредственной демократии, используемый в системе местного самоуправления; общее собрание жителей села, деревни, части сельского населенного пункта, группы сельских населенных пунктов, созываемое сельским старостой или главой волости, сельского округа, сельсовета.
Поскольку всех жителей волости, сельского округа, сельсовета трудно собрать на один С. с., для обсуждения и решения вопросов местного значения, отнесенных уставом муниципального образования к ведению данного муниципального образования, могут быть созваны несколько С. с. или же конференция жителей, состоящая из представителей нескольких С. с. Единообразные решения всех С. с. или конференции будут иметь обязательную силу на территории данной единицы местного самоуправления.
С. с. в отдельном населенном пункте обсуждает вопросы, жизненно важные для данного населенного пункта и его жителей, а также иные вопросы, в том числе отнесенные к ведению вышестоящих органов. Решение С. с. будет обязательным для жителей данного населенного пункта. По остальным вопросам предложения и обращения С. с. должны быть рассмотрены компетентным органом и приняты им либо отклонены с обязательной мотивировкой. Представителей С. с. положено приглашать на заседание органа при обсуждении поставленных С.с. вопросов. (С. А.)

СЕЛЬСОВЕТ - единица административно-территориального устройства в субъекте РФ, муниципальное образование, т. е. территория, на которой осуществляется местное самоуправление. Включает территории нескольких сел и деревень (от о до 17 в разных субъектах РФ) и прилегающие к ним земли (см. также: Волость. Сельский округ). (С. А.)

СЕНАТ - 1) в царской России высшее правительствующее учреждение. Правительствующий Сенат был учрежден 22 февраля 1711 г. Петром I в качестве законосовещательного органа, в отдельных чрезвычайных случаях при отсутствии царя - законодательного органа. Основные задачи: забота о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, надзор за правительственным аппаратом и должностными лицами и др. Судебные и надзорные функции в отношении управления государством (в том числе за службой в аппарате государства, законностью деятельности коллегии и их оперативностью, финансовый контроль)- стали преобладающими в деятельности С. особенно после того, как во главе его в 1722 г. был поставлен генерал-прокурор. В конце XVIII в. роль С. снизилась, а его департаменты выполняли, в основном, роль высших судебных инстанций. Вместе с тем Павел I в 1799 г. поручил С.ревизовать местное управление, дабы преобразовать и улучшить его. С. по итогам ревизий отрешил от должности несколько десятков чиновников, однако это мало что изменило. Александр I своими указами якобы хотел повысить роль С. как высшего органа, власть которого ограничивается единою властью Императорского Величества. Но на практике это не было сделано: С. оставался органом "повсеместного наблюдения правосудия". Первый департамент С. осуществлял надзор за правительственным аппаратом, охранял права и преимущества различных сословий, осуществлял обнародование законов. Остальные департаменты были апелляционными судами для губерний.
В последней трети XIX в. с проведением судебной реформы эти департаменты были ликвидированы. Большую роль стали играть открытые в 1866 г. кассационные (уголовный и гражданский) департаменты С. Первый департамент С. осуществлял надзор за местным управлением и судом. С 1884 г. в С. появился департамент, который принимал и рассматривал жалобы на губернские по крестьянским делам присутствия. В 1885 г. в С. был учрежден Высший дисциплинарный суд, рассматривавший дела об упущениях и противонравственных поступках судей. В 1872 г. в С. было учреждено "особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах". С. также издавал Собрание узаконении и распоряжений правительства, которое рассылалось по центральным и местным учреждениям.
В начале XX в. сохранилось назначение С. как высшей судебной инстанции, а также органа надзора за аппаратом, включая и право проведения сенатских ревизий. Кроме того, некоторые департаменты С. давали разъяснения относительно порядка применения законов, которые имели большое значение;
2) в настоящее время наименование одной из палат (чаще верхней) парламентов многих зарубежных государств (С. Конгресса США, С. Конгресса Бразилии, С. Франции, С. Генеральных кортесов Испании, С. итальянского парламента, С. польского парламента и т. д.). (С. А.)

СЕНЕГАЛ (Республика Сенегал) - государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 20 августа 1960 г. Столица - г. Дакар.
Административное деление: 10 областей, которые подразделяются на департаменты.
Действует Конституция от 7 марта 1963 г. (с последующими изменениями), провозглашающая С. республикой. Глава государства - президент, избирается сроком на 7 лет и с правом переизбрания еще на один срок.
Однопалатный парламент - Национальное собрание - состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по смешанной системе: 60 депутатов путем всеобщего прямого голосования по пропорциональной системе, 60 депутатов - по мажоритарной системе.
Исполнительная власть осуществляется президентом и назначаемым им правительством. (А. К.)

СЕНТ-ВИНСЕНТ И ГРЕНАДИНЫ - государство в архипелаге Малых Антильских островов, Центральная Америка. Независимость провозглашена 27 октября 1979 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Кингстаун.
Конституция выработана в сентябре 1978 г. на Лондонской конференции. По Конституции - конституционная монархия (глава государства - Королева Великобритании, которая назначает генерал-губернатора).
Орган законодательной власти - однопалатный парламент - Палата собрания состоит из 12 депутатов, избираемых всеобщим голосованием, а также из шести сенаторов, из которых четыре назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра, два - по рекомендации лидера оппозиции.
Исполнительная власть осуществляется правительством. Премьер-министр назначается генерал-губернатором, им становится лидер партии парламентского большинства. (А. К.)

СЕНТ-КИТС И НЕВИС (Федерация Сент-Китс и Невис) - островное государство в восточной части Карибского моря, Центральная Америка. Независимость провозглашена 19 сентября 1983 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Бастер.
По Конституции, утвержденной 16 марта 1982 г., форма правления - конституционная монархия, главой государства признается Королева Великобритании, представленная назначаемым ею генерал-губернатором.
Однопалатный парламент - Национальное собрание, состоит из 11 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет, и трех сенаторов, назначаемых генерал-губернатором (два - по рекомендации премьер-министра, один - по рекомендации лидера оппозиции).
Исполнительную власть осуществляет правительство. Премьер-министром становится депутат, получивший поддержку большинства членов парламента. Правительство ответственно перед парламентом. (А. К.)

СЕНТ-ЛЮСИЯ - государство в архипелаге Малых Антильских островов, Центральная Америка. Независимо с 22 февраля 1979 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Кастри.
Конституция выработана в 1978 г. на Лондонской конференции.
По Конституции - конституционная монархия. Главой государства признается Королева Великобритании, которая представлена генерал-губернатором.
Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом. Сенат состоит из 11 сенаторов, назначаемых генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра и лидера оппозиции. Палата собрания (17 депутатов) избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет.
Исполнительная власть принадлежит правительству. Премьер-министр - лидер партии парламентского большинства - назначается генерал-губернатором. (А. К.)

СЕССИЯ - организационная форма работы представительного органа. Во время С. проводятся заседания представительного органа (если он состоит из палат, работающих сообща, это - их раздельные и совместные заседания), заседания совета, президиума представительного органа, депутатских комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах, комиссиях, фракциях, депутатских группах, а также с избирателями (как по месту нахождения представительного органа, так и с выездом в округа, на территории). (С. А.)

СЕЦЕССИЯ - отделение части территории от данного государства по решению ее населения или органов власти, действующих на данной территории; выход из государства какой-либо административно-территориальной единицы, а из федеративного государства - его субъекта по решению населения, принятому на референдуме, или органов власти данной единицы, субъекта (см. также:
Выход из государства). (С. А.)

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА - то же, что и атрибуты государства. Дают представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживается. Главными С. г. являются государственные флаг, герб и гимн. Они устанавливаются конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения. Государство имеет исключительное право на установление своих символов. Их установление кем-либо еще, помимо государства, - невозможно. Нарушение порядка использования С. г., а также неуважительное отношение к ним и, тем более, их осквернение влекут административное или уголовное наказание.
Согласно ст. 70 Конституции РФ, государственные флаг, герб и гимн России, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Однако он еще не принят. Пока применяются утвержденные указами Президента РФ Положения о Государственном флаге РФ от 11 декабря 1993 г., о Государственном гербе РФ от 30 ноября 1993 г., о Государственном гимне РФ и его музыкальной редакции от 11 декабря 1993 г. (см. также: Государственный флаг Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации). (С. А.)

СИНГАПУР (Республика Сингапур) - государство в Юго-Восточной Азии. Образовано 9 августа 1965 г. в результате выхода Сингапура из состава Федерации Малайзии. 22 декабря 1965 г. провозглашен республикой в составе Британского Содружества. Столица - г. Сингапур.
Действует с последующими поправками Конституция 1965 г.
Глава государства - президент, избирается всеобщим голосованием сроком на 6 лет. Парламент, состоящий из 83 депутатов, избирается всеобщим голосованием на основе мажоритарной системы представительства сроком на 5 лет.
Правительство во главе с премьер-министром формируется на основе парламентского большинства и ответственно перед парламентом. (А. К.)

СИРИЯ (Сирийская Арабская Республика) - государство в Юго-Западной Азии. Независимость достигнута в 1943 г. 17 апреля 1946 г. завершен вывод иностранных (французских) войск (17 апреля - национальный праздник День эвакуации). Столица - г. Дамаск.
Административное деление: 14 губернаторств (мухафаза).
Действует Конституция 12 марта 1973 г.
Глава государства - президент. Избирается путем выдвижения его кандидатуры парламентом (по предложению правящей Партии арабского социалистического возрождения - БААС), представляемой затем на утверждение всенародного референдума. Срок полномочий - 7 лет с правом последующих переизбраний. Одновременно избираются три вице-президента.
Парламент - Народный совет, состоящий из 250 депутатов, избирается всенародным голосованием сроком на 4 года.
Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом Министров. Правительство ответственно перед президентом. (А. К.)

СИСТЕМА ПРАВА - внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. С. п. выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране общественные отношения. Все составляющие ее нормы находятся между собой в такой же по своему характеру взаимосвязанности, как и все регулируемые ими общественные отношения.
Системность является неотъемлемым свойством любого типа права. Наличие ее указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием. В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. В повседневной жизни они постоянно переплетаются и взаимно дополняют друг друга.
К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства С. п., следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые обусловливают не только процесс ее возникновения и существования, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования. Законодатель стремится к созданию и развитию такой С. п., которая отличалась бы монолитностью и органическим единством или, по крайней мере, элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. Это - субъективный фактор, ибо от того, как создана и внутренне организована С. п., зависят ее социально-политическая, юридическая и даже идеологическая значимость и эффективность.
С. п. следует рассматривать под углом зрения характера взаимосвязей и взаимодействия составляющих ее элементов, уровня целостности правовой материи, особенностей формирующей ее и постоянно воздействующей на нее экономической, социальной, политической и иной среды.
В реальной жизни С. п. существует и функционирует как весьма сложный многоуровневый комплекс, структурными элементами которого являются отрасли права, правовые институты и нормы права.
Нормы права являются первичными элементами С. п. Они представляют собой общеобязательные правила поведения, санкционированные государством. С помощью норм права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и отдельных граждан отношения.
Следующий уровень системы - институты права. Это - относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности однородных общественных отношений. Каждым институтом права в зависимости от вида и особенностей опосредуемых им отношений охватываются отдельные, качественно определенные, относительно самостоятельные и автономные совокупности правовых норм.
Институты права существуют и функционируют в пределах отдельных отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права. Например, конституционное право состоит из таких институтов, как институт гражданства, институтов, определяющих место и роль отдельных государственных органов в общей системе государственных органов, институтов, устанавливающих порядок формирования и деятельности политических партий, общественных организаций и движений, и др. Гражданское право включает в себя множество институтов, касающихся обязательственных прав граждан, купли-продажи, контрактации, порядка поставки товаров, аренды, проката, найма, займа, перевозки, страхования, хранения товаров, дарения и пр. В трудовом праве существуют институты, касающиеся заключения и осуществления трудовых договоров, начисления и выплаты заработной платы, соблюдения трудовой дисциплины, оформления и ухода на пенсию, и др.
Наряду с институтами, действующими в пределах отдельных отраслей права, существуют немногочисленные правовые институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.
К таковым относится, например, институт дисциплинарной ответственности. Данный институт, согласно всем свойственным ему признакам, является институтом трудового права. Администрация предприятия или учреждения вправе применить к виновным дисциплинарные взыскания. Однако если дисциплинарные взыскания оспариваются в судебном порядке, то рассмотрение трудовых споров осуществляется уже в рамках другой отрасли - гражданского процессуального права.
Отрасли права как самые крупные составляющие части С. п. - совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, опос-редующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права; система норм права, опосредующих финансовые отношения, формирует отрасль финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права и т. д. В зависимости от значимости регулируемых общественных отношений для жизнедеятельности государства, общества и отдельных граждан все отрасли права занимают в С. п. определенное положение. Ведущую роль занимает конституционное (государственное) право. В С. п. выделяют также административное, финансовое, гражданское, земельное, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и другие отрасли права.
Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права, предметом его регулирования являются межгосударственные отношения.
С. п. не следует смешивать с другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями - правовой системой и системой законодательства. Под правовой системой понимается правовая структура страны, правовая организация всего общества, складывающаяся из совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, функционирующих в его пределах. Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативно-правовых актов (законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части. Система законодательства в значительной мере подвержена целенаправленному воздействию со стороны правотворческих органов:
она не только создается, но и направляется ими. (М. М.)

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - деятельность государственных органов, должностных лиц или граждан, направленная на упорядочение и дальнейшее совершенствование действующих нормативно-правовых актов и правовых норм. В процессе С. з. устраняются противоречия между ними, отменяются или изменяются устаревшие акты и нормы, создаются новые, сводные, более совершенные акты в виде кодексов собраний законодательства, положений и других систематизированных актов. В отечественной и зарубежной науке и практике выделяют две основные формы С. з.: кодификацию и инкорпорацию.
Кодификация представляет собой деятельность законодательных органов государства по созданию нового, сводного закона на основе глубокой и всесторонней переработки ранее действовавших, но устаревших законов, внесения в них существенных изменений. В процессе кодификации наряду с внесением изменений в действующие, но не утратившие своего значения нормативные акты, в проект вновь создаваемого сводного закона включаются также и новые нормы. Они придают качественно иной характер как создаваемому нормативному акту, так и процессу регулирования с помощью норм, содержащихся в данном акте, общественных отношений. Кодификация является наиболее сложной и вместе с тем наиболее совершенной формой, имеющей законодательный характер. Она может осуществляться только уполномоченными на то законодательными органами. Результатом кодификации является нормативно-правовой акт.
Инкорпорацией является обработка действующих нормативно-правовых актов с целью их последующего объединения в сборники, собрания законодательства и пр.В процессе проведения инкорпорации не допускается какое бы то ни было изменение сущности или содержания инкорпорируемых актов. Существует официальная инкорпорация, которая проводится компетентными государственными органами. Результатом ее являются подготовка и издание сборников действующих нормативно-правовых актов, имеющих официальный характер (на них допускается ссылка в процессе правотворчества и правоприменения). Неофициальная инкорпорация осуществляется различными негосударственными органами и организациями, отдельными лицами или группами людей без какого-либо уполномочения со стороны правотворческих органов. Результатом могут быть сборники законодательных актов, справочники и пр. (М. М.)

СЛЕДОВАТЕЛЬ - должностное лицо органов прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности или налоговой полиции, уполномоченное производить предварительное следствие.
В ходе предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий С. принимает самостоятельно (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора) и несет полную ответственность за законность и своевременность их проведения. По перечисленным в законе принципиальным вопросам С. при несогласии с указаниями прокурора вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по данному делу другому следователю.
С. вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий по расследуемому им делу и требовать от них содействия. Поручения и указания даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными.
Постановления С., вынесенные в соответствии с законом по находящемуся в его производстве уголовному делу, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Должности, занимаемые С. любой ведомственной подчиненности, могут называться единообразно: следователи (кое-где вводятся должности младших следователей), старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам. С учетом опыта работы, уровня квалификации и занимаемой должности С. присваиваются воинские (военная прокуратура и служба безопасности), специальные (органы внутренних дел и налоговая полиция) звания (см.:
Звания специальные) или классные чины (прокуратура).
Независимо от наименования занимаемой должности, воинского или специального звания либо классного чина, а также ведомственной подчиненности, все С. при производстве предварительного следствия в одинаковой мере, без каких-либо изъятий и преимуществ, обязаны подчиняться велениям Конституции РФ, уголовнопроцессуальных и других законов. (К. Г.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 207 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 32282

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close