Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:38
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - это общественно-политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и права различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых общественно-экономических формаций и цивилизаций.
Круг конкретных вопросов как предмет Т. г. и п. постоянно изменялся. Так, раньше в рамках отечественного курса Т. г. и п. особое внимание уделялось "государству диктатуры пролетариата", "общенародному" государству и праву, "государству всеобщего благоденствия", "государству - ночному сторожу" и другим актуальным явлениям и понятиям. В настоящее время вместо этих теорий и доктрин выдвигаются концепции "правового государства", "социального государства", естественно-правовые теории прав и свобод граждан и др.
Не случайно в новой Конституции России, отражающей официальный взгляд и оценку государственно-правовых явлений,акцент ставится на то, что Российская Федерация "есть демократическое федеративное правовое государство" (ст. 1), что это - "социальное государство", политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
При этом основы предмета Т. г. и п. - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права - как ядро науки и учебной дисциплины сохраняются на протяжении всего периода ее существования.
Как и любая наука, Т. г. и п. выполняет определенные функции,указывающие на ее место и роль в жизни общества: познавательную, эвристическую и прогностическую. (М. М.)

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА - см.: Административно-территориальная единица. Административно-территориальное устройство.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ - см.: Государственная целостность.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО - невозможность изменения территории государства или субъекта федерации без их согласия.
В Конституции РФ принцип Т. в. отражен в ст. 4, согласно которой суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (см. также: Верховенство). (С. А.)

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы Т. о. с., согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. В соответствии с уставом муниципального образования органы Т. о. с. могут являться юридическими лицами.
Наиболее типичные органы Т. о. с. - комитеты (советы) Т. о. с. в микрорайонах городов, уличные, квартальные, домовые, а также сельские комитеты в деревнях и селах, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями. (С. А.)

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Избирательный округ.
ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ - используемая в гуманитарных науках, в том числе в конституционном праве, характеристика нации, по наименованию которой названо соответствующее государство или национально-государственное образование. (С. А.)

ТОГО (Тоголезская Республика) - государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 27 апреля 1960 г. Столица - г. Ломе.
Административное деление: 5 областей, подразделяются на 21 префектуру.
Действующая Конституция одобрена на референдуме 27 апреля 1992 г. Глава государства - президент республики - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Парламент - Национальное собрание - состоит из 81 депутата, избираемого всеобщим голосованием. Президент обладает правом роспуска парламента.
Исполнительная власть осуществляется правительством, подотчетным Национальному собранию. Премьер-министр назначается президентом от партии парламентского большинства. (А. К.)

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ - особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, отдельных граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли. В процессе толкования уясняются конкретные элементы нормы и обстоятельства, необходимые для осуществления пра-воприменительной деятельности.
Т. п. н. складывается из двух составляющих, взаимосвязанных между собой: уяснения смысла нормы права, подлежащей применению, и разъяснения ее сущности и смыслового содержания.
Толкование - уяснение норм права представляет собой процесс получения полного и исчерпывающего представления о каждой из них. Существует ряд широко известных и традиционно используемых приемов или методов толкования-уяснения.
Грамматическое (или текстовое) толкование заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи нормативно-правового акта. Особое внимание при этом обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, смысловое значение общеупотребительных и технических терминов, заимствованных из различных отраслей знания, а также на специальную юридическую терминологию.
Систематическое толкование состоит в использовании системного подхода при анализе различных норм права, отдельной статьи и закона в целом. Основное внимание исследователя при этом сосредоточивается на уяснении сущности и содержания нормы права путем сопоставления ее с другими, ранее изданными нормами, установления ее места и роли в системе этих норм, определения характера ее многосторонних связей с данными нормами. Систематический метод содействует выявлению и устранению пробелов и коллизий (противоречий) в законодательстве, а также избавлению правовой системы от формально не отмененных, но фактически уже не действующих в силу исчезновения прежних общественных отношений правовых норм.
Систематическое толкование иногда рассматривается, несмотря на его важность и относительную самостоятельность, как частная форма логического толкования, применяемого для выяснения логического смысла правовых предписаний во всех тех случаях, когда сущность и содержание правовой нормы, статьи или целого акта невозможно определить путем систематического или грамматического (текстового), толкования.
Основной смысл и содержание историко-политического толкования сводится к определению социально-политической ситуации, в которой принималась данная норма, установлению социально-политических мотивов и целей ее издания. Одновременно выясняется вопрос о связи и преемственности издаваемой нормы и предшествующих норм.
Важное значение при этом имеет толкование по объему как логическое продолжение и завершение процесса уяснения смысла и содержания нормы права. Суть его заключается в определении степени соответствия содержания нормы права ее текстовому оформлению и выражению.
Когда смысл и содержание нормы полностью совпадают с ее текстовым оформлением и выражением, говорят о буквальном толковании, наиболее распространенном в большинстве стран. Если текстовое выражение и оформление нормы права оказываются шире ее логического смысла и содержания, используется метод ограничительного толкования (норма права должна трактоваться ограничительно). В случае когда словесная формулировка закона уже его логического смысла, применяется метод расширительного толкования.
Толкование-разъяснение представляет собой совокупность выработанных государственными органами, общественными объединениями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания отдельных норм или закона в целом и не имеющих обязательного характера.
Учитывая юридические последствия, которые наступают в результате толкования-разъяснения, их подразделяют на два вида: официальные и неофициальные.
В зависимости от субъекта толкования официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное. Аутентичное толкование осуществляется теми же. органами, которые издают данный правовой акт. Это могут быть высшие органы государственной власти, органы государственного управления и другие правотворческие органы. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке в целях разъяснения существующих норм права, а не в целях создания новых норм. Легальное толкование дается не органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им полномочий, имеющих как постоянный, так и разовый характер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.
Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется авторитетными негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами. Выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций, которые не носят обязательного характера и не влекут за собой юридических последствий.
Различают также обыденное толкование, осуществляемое гражданами в их повседневной жизни, профессиональное (компетентное) толкование, осуществляемое специалистами в области государства и права (судьями, адвокатами и др.) в их повседневной деятельности, и доктринальное (научное) толкование в виде книг, лекций, брошюр, научных статей, подготовленных учеными-юристами комментариев к действующему законодательству.
При казуальном толковании, используемом и при официальном, и при неофициальном толковании, уполномоченные государственными органами (суд, исполнительные органы и др.) и негосударственными организациями и лицами (научные учреждения, адвокаты, эксперты и др.) толкуют нормы права лишь в связи с рассмотрением конкретного дела (казуса). Официальное казуальное толкование имеет юридическую силу лишь по отношению к конкретным случаям или делам. Неофициальное казуальное толкование такой силой вообще не обладает. Наиболее распространенными видами казуального толкования являются судебное и административное толкование. (М. М.)

ТОНГА (Королевство Тонга) -островное государство в юго-западной части Тихого океана. Бывший протекторат Великобритании. Централизованно государство существовало с 1845 г. Независимость обретена 4 июня 1970 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Нукуалофа.
Административное деление: 5 округов.
Продолжает действовать с незначительными изменениями и дополнениями Конституция, принятая в 1875 г. Форма правления - конституционная монархия. Глава государства - король (с декабря 1965 г. - Тауфаахау Тупоу IV).
Законодательный орган - однопалатное Законодательное собрание, состоящее из короля, 12 членов Кабинета министров, 9 лиц знатного происхождения, 9 депутатов, избираемых населением, - всего 30 членов. Срок полномочий - 3 года.
В период между сессиями парламента действует Личный совет при короле, имеющий право издавать указы и вносить их в качестве законопроектов на рассмотрение парламента. В Личный совет входят спикер парламента, премьер-министр, министры, губернаторы округов.
Правительство - Кабинет министров - формируется королем. (А. К.)

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД - образуемая по соглашению спорящих сторон коллегия (как правило, из числа пользующихся доверием специалистов), которой поручается этими сторонами принятие решения по существу возникшего спора. Не допускается образование Т. с. лишь по спорам, вытекающим из трудовых и семейных отношений, подведомственным судам общей юрисдикции.
Обычно в состав Т. с. включаются три арбитра (посредника): каждая сторона назначает по одному, а они определяют третьего. Т. с., удостоверившись в наличии и действительности соглашения о передаче спора на рассмотрение Т. с., производит разбирательство спора по существу. Процедура такого разбирательства определяется спорящими сторонами и арбитрами. Решение принимается большинством голосов арбитров и облекается в письменную форму. Арбитр, не согласный с решением, излагает особое мнение, которое прилагается к решению.
Решение Т. с. исполняется добровольно в порядке и сроки, установленные им. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению. При неисполнении проигравшей стороной решения в установленный срок происходит принудительное исполнение:
исполнительный лист или приказ о принудительном исполнении выдается по заявлению стороны, в пользу которой вынесено решение, соответственно районным, мировым или арбитражным судом, на территории которого находится Т. с.
Допускается оказание услуг по третейскому разбирательству споров организациями, действующими на постоянной основе. Такими наиболее известными организациями являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия. Часто практикуется передача в Т. с. споров, возникающих на основе межгосударственных экономических соглашений. Возможно также обращение в зарубежные или международные организации, специализирующиеся на оказании услуг по третейскому разбирательству споров. (К. Г.)

ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ - см.: Чтение.
ТРИБУНАЛ - заимствованный из французского юридического лексикона термин, имеющий широкое употребление вместо слова "суд". В России увлечение этим термином было вызвано событиями 1917-1922 гг., когда существовали революционные, военно-революционные и тому подобные трибуналы. Вплоть до 1992 г. военные суды тоже назывались военными трибуналами. В наши дни такое наименование судов не используется. (К. Г.)

ТРИНИДАД И ТОБАГО (Республика Тринидад и Тобаго) - островное государство у северо-восточного побережья Южной Америки в Карибском море. Независимо с 31 августа 1962 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Порт-оф-Спейн. Административное деление: 9 графств.
Действует Конституция от 31 августа 1962 г. с поправками 1976 г. Форма правления - республика, провозглашена 1 августа 1976 г.
Глава государства в соответствии с "республиканскими" конституционными поправками 1976 г. - президент, избираемый коллегий выборщиков из числа членов обеих палат парламента сроком на 5 лет.
Парламент состоит из двух палат. Сенат (31 сенатор) формируется следующим образом: 16 сенаторов назначаются президентом по рекомендации премьер-министра, шесть - по рекомендации лидера оппозиции и девять - самим президентом из числа известных государственных и общественных деятелей. Палата представителей состоит из 36 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым лидером партии, получившей большинство на парламентских выборах. (А. К.)

"ТРОЙКА" - существовавшее в 1929-1953 гг. орудие политических репрессий, состоявшее обычно из представителей органов НКВД, партийных и советских органов. Объявленная задача "троек" заключалась в "рассмотрении дел" о крупных хозяйственных злоупотреблениях и преступлениях политического характера. Процедура разбирательства для них не устанавливалась.
Фактически вскоре после учреждения они стали активным средством применения политических репрессий в массовых масштабах в отношении граждан, объявлявшихся "врагами народа". Их жертвами стали многие тысячи невиновных людей. (К. Г.)

ТУВАЛУ - островное государство в юго-западной части Тихого океана, на архипелаге Тувалу. Бывший протекторат Великобритании. Независимость провозглашена 1 октября 1978 г. Ассоциированный член Британского Содружества. Столица - г. Фунафути.
Административное деление: 8 островных территориальных единиц - советов.
Действует Конституция от 1 октября 1978 г.
Форма правления - парламентская монархия. Глава государства - королева Великобритании - назначает генерал-губернатора, кандидатуру которого выдвигает парламент Тувалу по согласованию с премьер-министром.
Законодательный орган - парламент Тувалу, состоит из 12 депутатов, избираемых населением сроком на 4 года.
Премьер-министр избирается парламентом. Кабинет министров формируется премьер-министром из числа депутатов парламента, его состав утверждается генерал-губернатором. Правительство ответственно перед парламентом. (А. К.)

ТУНИС (Тунисская Республика) -
государство в Северной Африке. Независимость провозглашена 20 марта 1956 г. Столица - г. Тунис.
Административное деление: 23 провинции.
Действует Конституция от 1 июня 1959 г. с последующими изменениями.
Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. В 1956 г. главой государства становится Хабиб Бургиба, лидер партии Новый Дус-тур (в 1970 г. провозглашен пожизненным президентом, смещен в 1987 г.). С 1987 г. выборы президента проводятся регулярно.
Парламент - Палата депутатов - состоит из 163 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Парламент имеет полномочия контролировать деятельность правительства и выносить ему вотум недоверия.
Исполнительная власть осуществляется президентом республики, формирующим правительство. (А. К.)

ТУРКМЕНИСТАН - демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики (ст. 1) в соответствии с Конституцией, принятой Верховным Советом (Меджлисом) Т. 18 мая 1992 г. Государственным языком Т. является туркменский язык. Столица - г. Ашгабат.
Согласно Конституции, собственность - неприкосновенна. Т. утверждает право частной собственности на средства производства, землю, иные материальные и интеллектуальные ценности. Они могут принадлежать гражданам, объединениям граждан и государству. Но законом устанавливаются объекты, являющиеся исключительной собственностью государства.
Конституция закрепляет широкий круг основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Граждане вправе создавать политические партии и иные общественные объединения, действующие в рамках Конституции и законов.
Государство основывается на принципе разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, - которые действуют самостоятельно в соответствии с принципом сдерживания и уравновешивания друг друга (ст. 4 Конституции). Высший представительный орган народной власти Т. - Халк маслахаты (Народный Совет). Высшую государственную власть и управление в Т. осуществляют президент, Меджлис, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Кабинет Министров Т. В Халк маслахаты (ХМ) входят:
президент; депутаты Меджлиса; халк векиллери (условно: делегаты. -С. А.), избираемые народом по одному от каждого этрапа (района) (их срок полномочий - пять лет, выполняют свои обязанности безвозмездно); Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор, члены Кабинета Министров, главы администраций велаятов (областей), арчыны (мэры муниципальных советов) шахеров (городов), а также поселков, являющихся административными центрами этрапов.
ХМ рассматривает и принимает решения по вопросам: целесообразности внесения поправок и дополнений в Конституцию или принятия новой Конституции; проведения всенародных референдумов; выработки рекомендаций по основным направлениям экономического, социального, политического развития страны; изменения государственной границы и административно-территориального деления; ратификации и денонсации договоров о межгосударственных союзах и иных образованиях; объявление состояния войны и мира, по другим вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией и законами.
Решения ХМ реализуются президентом, Меджлисом и другими государственными органами в соответствии с их полномочиями. ХМ созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год по инициативе президента, Меджлиса или одной трети установленного числа членов ХМ. Работой ХМ руководит президент либо избираемый ХМ любой из его членов. Порядок созыва ХМ и его работы определяется утверждаемым им регламентом.
Президент Т. является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Т., выступает гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения Конституции и международных соглашений.
Президентом может быть гражданин Т. из числа туркмен не моложе 40 лет, проживающий в Т. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент избирается путем всеобщих выборов сроком на 5 лет. Президент Т.:
проводит в жизнь Конституцию и законы Т., обеспечивает их точное исполнение; руководит осуществлением внешней политики, представляет Т. в отношениях с другими государствами; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, отдает распоряжения с последующим утверждением этих действий ХМ о всеобщей или частичной мобилизации, использовании Вооруженных Сил, назначает высшее командование Вооруженных Сил; представляет ХМ ежегодные доклады о положении страны, информирует о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики; представляет на рассмотрение и утверждение Меджлиса государственный бюджет и отчет о его исполнении; подписывает законы, обладает правом отлагательного вето (кроме законов об изменениях и дополнениях Конституции); назначает по решению ХМ референдумы, вправе досрочно созвать сессию Меджлиса; по предварительному согласованию с Меджлисом назначает и освобождает от должности председателей Верховного суда. Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора и др.
Президент Т. издает указы, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Т.
В случае нарушения президентом Конституции и законов ХМ может выразить президенту недоверие и вынести вопрос о его смещении на народное голосование.
Меджлис (парламент) является законодательным органом Т. Меджлис (М.) состоит из 50 депутатов, избираемых по территориальным округам сроком на 5 лет. Депутатами М. (а также халк векиллери) могут быть избраны граждане Т.,. достигшие ко дню выборов 25-летнего возраста. М. может быть досрочно распущен: по решению референдума; по постановлению о самороспуске; президентом в случае несформирования в течение 6 мес. руководящих органов М. либо выражения дважды в течение 18 мес. недоверия Кабинету Министров.
К ведению М. относятся: принятие и изменение Конституции и законов, их толкование; назначение выборов президента, М., халк векил-лери; образование ЦИК; одобрение деятельности Кабинета Министров, выражение ему недоверия; одобрение или отклонение кандидатов на должности председателей Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора, а также представлений об их освобождении; утверждение бюджета Т. и отчета о его исполнении; определение соответствия Конституции и законам нормативных актов органов государственной власти и управления и др.
Кабинет Министров (КМ), согласно ст. 75 Конституции Т., является исполнительным и распорядительным органом. Возглавляет КМ президент Т. КМ формируется президентом в течение месяца после вступления его в должность. КМ, судя по его полномочиям, ведущий орган руководства экономической политикой, социальной сферой и другими делами государственного управления.
Т. состоит из административно-территориальных образований: велаятов (областей), этрапов (районов), шахеров (городов), приравненных к этрапам, в которых образуются органы государственного управления, а также шахеров, поселков и оба, в которых учреждаются органы местного самоуправления.
Исполнительную власть осуществляют хякими: в велаятах - велаят хякими, в шахерах - шахер хякими, в этрапах - хякими арчыны. Они являются представителями главы государства на местах, назначаются и освобождаются от должности президентом и ему подотчетны.
Систему местного самоуправления образуют генгеши и органы территориального общественного самоуправления. Генгеши являются представительными органами народной власти на территории шахеров, поселков и оба. Они избираются непосредственно гражданами сроком на 5 лет и не связаны отношениями административной соподчиненности. Генгеши избирают из своего состава арчына, который руководит работой генгеши и подотчетен ему.
Судебная власть в Т. принадлежит только судам. Осуществляется Верховным судом, Высшим хозяйственным судом, военными и другими судами, предусмотренными законом. Судьи всех судов назначаются президентом сроком на 5 лет. Надзор за точным и единообразным соблюдением законов, актов президента возложен на Генерального прокурора Т. и подчиненных ему прокуроров. (С. А.)

ТУРЦИЯ (Турецкая Республика) -
государство, расположенное на полуострове Малая Азия и в Европе. Азиатская часть называется Анато-лией, европейская - Восточной Фракией. Столица - г. Анкара.
Административное деление: 8 районов (белые), которые делятся на 76 провинций (вилайеты).
Действует с последующими изменениями и дополнениями Конституция от 7 ноября 1982 г. Форма правления - республика (с 29 октября 1923 г.).
Глава государства - президент. По Конституции 1982 г., избирается парламентом из числа его депутатов сроком на 7 лет. В будущем, согласно изменениям, внесенным в Конституцию, президент будет избираться всеобщим голосованием в два тура сроком на 5 лет.
Парламент - Великое национальное собрание Турции, состоящее из 550 депутатов, - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом Министров. Премьер-министр назначается президентом, министры - премьер-министром. Утверждаются президентом.
Имеется Конституционный суд. (А. К.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 206 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 26113

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close