17:39 СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА г. Новосибирск | 2010 г. Редакция: Мандрик Р.А. ТЫВА (Республика Тыва) - входит в состав РФ. В Конституции Т., принятой Верховным Советом 21 октября 1993 г.. Т., пожалуй, в гораздо большей мере, чем другие республики, подчеркивает свое независимое положение в РФ. Согласно ст. 1 - суверенное демократическое государство в составе РФ, имеет право на самоопределение и выход из состава РФ путем всенародного референдума Т. (следует заметить, что Конституция РФ не предусматривает права субъекта на выход из РФ). Основой государственного суверенитета, согласно Конституции Т., является право республики на свою территорию, природные богатства, определение государственного устройства, внешней и внутренней политики. Статус Т. не может быть изменен без ее согласия. Изменение конституционно-правового статуса республики осуществляется на основе волеизъявления двух третей граждан Т., обладающих избирательным правом, с принятием соответствующего закона Т. (ст. 1). В период чрезвычайных ситуаций, политического и государственного кризиса в РФ, говорится в ст. 2 Конституции Т., на территории Т. действуют Конституция и законы Т. При этом вся власть переходит к Верховному Хуралу, Президенту, Правительству Т., приводится в действие Закон Т. "Об обеспечении безопасности и государственного суверенитета Республики Тыва". Согласно Конституции Т., государственным языком Т. является язык тыва. Русский язык на территории Т. действует как общефедеральный государственный язык. Тыва и русский языки равноправно употребляются во всех сферах общения, регулируемых законодательством, в том числе - на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в органах власти и управления (ст. 33). Столица Т. - г. Кызыл. В Конституции Т. закреплены основы статуса ее граждан и экономики Т. В некоторых положениях нормы не соответствуют федеральному законодательству. Например, правомерно заявляя, что Т. устанавливает свое гражданство и что граждане Т. являются одновременно гражданами РФ, ст. 31 Конституции далее гласит: гражданин Т. обладает правом принимать гражданство иностранного государства в соответствии с законом Т. На самом же деле такие вопросы решаются в соответствии с действующим законом РФ о гражданстве. Согласно ст. 31 Конституции Т., основания и порядок приобретения, утраты и восстановления гражданства Т. определяются законом Т. с учетом демографической ситуации в Т. и способствуют обеспечению устойчивого преобладания коренной нации, защите ее этнического, культурного и духовного наследия и достояния (ст. 31). Разумеется, интересы коренной нации необходимо учитывать, однако российский закон о гражданстве запрещает дискриминацию в приобретении гражданства. Согласно ст. 14 Конституции Т., земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы и все виды собственности, находящиеся на территории Т., являются ее достоянием (собственностью). Однако на территории субъекта может быть и федеральная собственность. Владение, пользование и распоряжение собственностью, землей и природными богатствами регулируются законодательством Т., но, по Конституции РФ (ст. 72),- это вопрос совместного ведения РФ и субъекта РФ. В ст. 9 Конституции Т. говорится, что на территории Т. не допускается частная собственность на землю (что допускается Конституцией РФ), она может передаваться в пожизненное наследуемое владение. определяемое законом. В Т. народ является носителем суверенитета и источником государственной власти, осуществляющим власть непосредственно и через органы власти - местное самоуправление. Конституция Т. предусматривает Великий Хурал (съезд) парода Т. - орган всенародного свободного волеизъявления, который наделяется исключительным правом принимать изменения и дополнения в Конституцию Т. на основе итогов всенародного референдума, а также согласованных предложений Верховного Хурала и Президента Т. Законодательную власть в Т. осуществляет Верховный Хурал(парламент). Согласно ст. 62 Конституции Т., Верховный Хурал (ВХ) - представительный и законодательный орган государственной власти - действует на постоянной основе. Он состоит из 32 депутатов, избираемых населением. Срок полномочий ВХ - 4 года. К числу основных полномочий ВХ относятся: принятие Конституции и законов Т., их толкование; определение внешней и внутренней политики, принятие мер по обеспечению безопасности и государственного суверенитета Т.; рассмотрение вопросов территориального устройства Т., по представлению Президента и Правительства Т. - образование и упразднение административно-территориальных единиц; с согласия Президента - назначение и организация проведения всенародных референдумов и всенародных обсуждений проектов законов и других наиболее важных вопросов государственной жизни Т.; утверждение бюджета Т., осуществление контроля за его исполнением, установление налогов и сборов; рассмотрение ежегодного послания Президента Т., ежегодного отчета Председателя ВХ, Правительства, председателей высших судов Т.; по итогам отчетов в случае признания работы неудовлетворительной - выдвижение требований к Президенту Т. об отставке Правительства Т. в целом или отдельных его членов, смещение с должности председателей ВХ или высших судов; отрешение от должности Президента Т. на основании решения Конституционного Суда Т.; дача согласия Президенту на назначение и освобождение от должности членов Правительства Т., по представлению Президента Т. - образование и упразднение министерств и государственных комитетов Т.; избрание и освобождение судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Т., избрание и освобождение председателей этих судов; по представлению Президента Т. - назначение и освобождение Прокурора Т. и членов коллегии прокуратуры, а также председателя Следственного комитета и директора Департамента налоговой полиции Т.; утверждение республиканских программ экономического, социального, национально-культурного развития, учреждение республиканских фондов социально-экономического развития и осуществление контроля за их исполнением; ратификация и денонсация международных и межреспубликанских договоров Т. и др. Некоторые полномочия ВХ сформулированы без учета законодательства РФ. Это касается как названных выше полномочий относительно Верховного и Высшего Арбитражного Судов и Прокурора республики, так и ряда других вопросов. В частности: ВХ по представлению Президента Т. и в порядке, согласованном им с соответствующими органами управления РФ, утверждает либо отклоняет назначение на должность военного комиссара Т., начальника штаба Гражданской обороны Т., начальника подразделения транспортной милиции, командиров пограничных, внутренних и других родов войск, определяет порядок их деятельности на территории Т.; на основании рекомендаций Верховного Хурала (съезда), Совета безопасности Т. и по предложению Президента Т. принимает решения по вопросам войны и мира, объявляет военное положение; контролирует денежную эмиссию в республике. Однако все перечисленные вопросы относятся к ведению РФ. ВХ приостанавливает действия законодательных и правительственных актов РФ, если они выходят за пределы предметов ведения и полномочий РФ. Но в этом случае у ВХ есть лишь право обратиться с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ, который и определит, вышли ли федеральные акты за пределы Конституции РФ. Президент Т. является главой государства и исполнительной власти Т. (ст. 69 Конституции Т.). Президент Т. как глава государства является его высшим должностным лицом, представляющим Т. внутри государства, в отношениях с РФ, в межреспубликанских и международных отношениях. Он выступает гарантом прав и свобод граждан, соблюдения Конституции и законов Т., принимает меры по обеспечению безопасности и государственного суверенитета, направляет и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов. Президент Т. избирается гражданами Т. сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд. Президентом может быть гражданин Т. не моложе 35 и не старше 60 лет, проживающий в Т. не менее 15 лет, свободно владеющий тыва и русским языками. Основные прерогативы Президента Т.: определяет и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику Т.; возглавляет Правительство Т.; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы, обладает правом вето; участвует в работе ВХ; в случае нарушения ВХ Конституции и законов Т. Регламента ВХ при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда Т., а также невозможности деятельности ВХ из-за многократного отсутствия кворума на сессиях ВХ - имеет право распустить ВХ и объявить досрочные выборы; имеет право объявить референдум о недоверии ВХ; обладает правом обращения к народу, к ВХ; принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности Т., законности и правопорядка на ее территории, образует и возглавляет Совет безопасности Т.; ведет переговоры и подписывает договоры от имени Республики Тыва с последующей их ратификацией ВХ; с согласия ВХ назначает и освобождает от должности Государственного секретаря, министров, заместителей Председателя Правительства Т. ; назначает и освобождает председателей государственных комитетов; назначает некоторых других высших должностных лиц республики либо представляет их ВХ для утверждения или дает согласие на их утверждение (избрание) или освобождение от должности; освобождает руководителей органов местного самоуправления; вводит чрезвычайное положение на территории Т. или в отдельных ее местностях; отменяет акты Правительства Т., приостанавливает или отменяет акты министерств и ведомств, местных администраций, должностных лиц в случае их противоречия законодательству РФ и Т. и др. Одновременно с Президентом Т. избирается и вице-президент. Он осуществляет по поручению Президента Т. отдельные полномочия, замещает его в случае отсутствия, отставки и др. Правительство Т. является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Т. и действует под руководством Президента Т. Правительство формируется в составе главы Правительства, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов, председателя Национального банка Т., председателя Пенсионного фонда, председателя Комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, начальника республиканской налоговой инспекции, начальника республиканского управления статистики, начальника таможни и руководителей органов местного самоуправления кожуунов (районов) и г. Кызыла. В Т. предусмотрены Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, кожуунные, городские суды и мировые судьи. Конституция Т. устанавливает несколько правил, не согласующихся с федеральным законодательством: предельный возраст для судьи (для женщины - 55, для мужчины - 60 лет), не предусмотренный Конституцией РФ; стаж работы для судьи по юридической специальности не менее 3-х лет (по Конституции РФ - 5 лет); избрание кожуунных и городских судей сроком на пять лет (по российскому законодательству срока пребывания в должности у всех судей, кроме КС, не существует) и не более двух раз в одном кожууне (городе). Конституционный Суд (КС) определяется Конституцией Т. как высший орган судебной власти по защите конституционного строя в Т. КС рассматривает дела: о конституционности законов и иных актов, принятых ВХ, указов Президента Т., постановлений и распоряжений Правительства Т., решений, распоряжений органов и руководителей местного самоуправления, решений общественных организаций и объединений граждан; о конституционности межреспубликанских и международных договоров и соглашений Т.; о конституционно-правовых спорах между общественными организациями и государственными органами. Тыва самостоятельно устанавливает систему местного самоуправления (ст. 98 Конституции Т.). Оно осуществляется в кожуунах, городах, сумонах, поселках, арбанах органами местного самоуправления. Это - хуралы представителей, избираемые населением, а также местные администрации, возглавляемые председателями, избираемыми населением сроком на 4 года. (С. А.) ТЮРЬМА - вид исправительного учреждения, в котором отбывают определенную судом часть назначенного наказания лица, приговоренные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. В Т. могут отбывать лишение свободы и лица, переведенные туда на срок до трех лет в судебном порядке из колоний общего, строго и особого режимов за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, а также иные категории осужденных, оставленные в тюрьме с их согласия решением начальника тюрьмы для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Для Т. установлено два вида режимов - общий и строгий. На строгом режиме должны содержаться осужденные, поступившие в данное учреждение и переведенные с общего режима в связи с допущенными злостными нарушениями. Перевод на общий режим может быть осуществлен по истечении не менее года отбытия наказания на строгом режиме. Условия содержания в Т. регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ и Правилами внутреннего распорядка в исправительных учреждениях. На лиц, осужденных к лишению свободы в исправительных колониях и оставленных в Т. для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, тюремные режимы не распространяются. Условия содержания таких лиц должны быть сходными с теми, которые установлены для исправительных колоний общего режима. (К. Г.) УБЕЖИЩЕ - см.: Политическое убежище. УГАНДА (Республика Уганда) - государство в Восточной Африке. Независимость провозглашена 9 октября 1962 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Кампала. Административное деление: 4 области. 8 сентября 1967 г. в У. провозглашена республика. В 1971 г. государственный переворот привел к власти Амина Дада, свергнувшего законного президента Милтона Оооте. Действие Конституции 1967 г. было приостановлено, политические партии - распущены. В 1979 г. свергнута тирания Амина Дада. В 1980 г. М. Оботе вновь становится главой государства, но в 1985 г. его повторно смещает генерал Т. Окелло, который, в свою очередь, был свергнут в январе 1986 г. силами Национальной армии сопротивления. 26 января 1986 г. высшим законодательным органом провозглашен Национальный совет сопротивления, сформированный из лидеров Национальной армии сопротивления и членов правительства. Был взят курс на поэтапное возвращение к гражданскому правлению, учрежден пост президента У., сформирован Кабинет Министров. На состоявшихся 2й марта 1994 г. выборах был сформирован новый парламент - Конституционная ассамблея, - состоявший из 288 депутатов, из которых 214 были избраны всеобщим голосованием, остальные - назначены президентом, общественными организациями и армией. На Конституционную ассамблею была возложена задача подготовки новой Конституции и назначения президентских и парламентских выборов. Одобренная ею 22 сентября 1995 г. Конституция вступила в действие 8 октября 1995 г. По новой Конституции президент У. избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. 27 июня 1996 г. состоялись выборы в парламент - Национальное собрание. При этом 214 депутатов избраны всеобщим прямым голосованием, 62 - коллегией выборщиков. Правительство - Кабинет Министров - возглавляется президентом и премьер-министром. Возобновили свою деятельность политические партии страны и профсоюзы. (А. К.) УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - 1) обязанность лица, совершившего преступление, ответить за это деяние; 2) допустимые по закону неблагоприятные последствия, в том числе - лишение или ограничение прав и свобод, которые наступают в отношении лица, признанного судом виновным в совершении преступления. Такие последствия могут выразиться не только в применении меры уголовного наказания, но и в признании виновным в совершении преступления без определения такой меры либо с освобождением от ее реализации. С другой стороны, требование ответа за совершенное преступление не является безусловно обязательным, поскольку закон допускает освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности при определенных обстоятельствах (небольшая тяжесть содеянного, примирение с потерпевшим при совершении преступления небольшой тяжести впервые, изменение обстановки, истечение сроков давности, акт амнистии, добровольное освобождение похищенного лица, добровольный отказ от участия в незаконном вооруженном формировании и т. д.). Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. (К. Г.) УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА - определяемые государством основные направления деятельности по борьбе с преступностью, связанные с использованием возможностей, предоставляемых уголовным законодательством и практикой его применения. У. п. включает в себя усилия как в сфере правотворчества, так и правоприменения (в том числе - совершенствование организации и основ деятельности правоохранительных органов, улучшение их кадровой, материальной и технической оснащенности и т. д.). Формулируются ее направления в различного рода государственно-правовых актах (законах, указах, постановлениях, утверждаемых ими программах, концепциях, планах мероприятий и других документах). (К. Г.) УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ - см.: Наказание. Мера наказания. Лишение свободы. Мера лишения свободы. Ограничение свободы. Обязательные работы. Исправительные работы.. Арест. УГОЛОВНОЕ ПРАВО - 1) совокупность юридических норм, определяющих преступность деяний и их наказуемость. Главными источниками норм такого рода являются Конституция РФ и Уголовный кодекс РФ; 2) отрасль юридической науки, изучающая содержание уголовно-пра-вовых норм, практику их применения, исторический и зарубежный опыт в данной сфере, а также разрабатывающей пути и средства совершенствования законодательства и соответствующего правоприменения; 3) учебная дисциплина, познание которой позволяет усваивать содержание уголовного-законодательства, практики его применения, соответствующего исторического и зарубежного опыта, достижений науки в данной области. (К. Г.) УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - система органов и учреждений, включающая в себя: учреждения, исполняющие наказания (см.: Исправительное учреждение); территориальные органы управления У.-и. с. (такие органы создаются на территориях республик, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; для руководства учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности могут быть образованы специальные органы, подчиняющиеся непосредственно Министерству юстиции РФ); центральные органы управления У.-и. с. Министерства юстиции РФ. В У.-и. с. входят следственные изоляторы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Задачами У.-и. с. являются: исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Иные задачи могут быть возложены на У.-и. с. только законом. Основные вопросы организации и деятельности У.-и. с. регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ и Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. (с последующими дополнениями и изменениями). В соответствии с Указом Президента РФ "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" от 28 июля 1998 г. ¦ 904 органы и учреждения У.-и. с. после многолетнего вхождения в систему органов внутренних дел изменили свою ведомственную подчиненность. (К. Г.) УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ - орган, призванный обеспечивать исполнение назначаемых приговорами судов наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также контроль за поведением условно осужденных. Для реализации этих полномочий У.-и. и. наделены широкими правами. Например, в целях обеспечения надлежащего исполнения наказания в виде исправительных работ они могут запретить осужденному пребывание вне дома в определенное время суток, покидать место жительства в выходные дни либо в период отпуска, посещать определенные места района (города), а также обязать его до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации. Основные правовые акты, определяющие организацию и деятельность У.-и. и., - Уголовно-исполнителъный кодекс РФ, одобренное постановлением Правительства РФ Положение об У.-и. и., а также Инструкция о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания, утвержденная приказом МВД РФ от 1 июля 1997 г. (К. Г.) УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ - основной федеральный закон, который в сочетании с другим законодательством устанавливает: общие положения и принципы исполнения наказания, применения иных мер уголовно-правового характера; порядок и условия исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам. Принят 8 января 1997 г., введен в действие с 1 июля 1997 г. Структура: Общая часть, включающая один раздел (основные положения уголовно-исполнительного законодательства РФ), и Особенная часть, состоящая из семи разделов: исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в .виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих; освобождение от отбывания наказания и помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, контроль за ними; исполнение наказания в виде смертной казни; контроль за условно осужденными. (К. Г.) УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - совокупность норм, правил поведения, санкционированных государством и предназначенных для регламентации производства по уголовным делам (см.: Уголовный процесс). Главными источниками таких норм являются Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, ряд других федеральных законов, а также нормы международных договоров РФ. (К. Г.) УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР - основной федеральный закон, регламентирующий производство по уголовным делам (см.: Уголовный процесс). Принят 27 октября 1960 г., введен в действие с 1 января 1961 г. За время своего существования он неоднократно (около 500 раз) подвергался изменениям и дополнениям под воздействием различного рода факторов. Прежде всего это относится к ст. 126 (о подследственности уголовных дел): ее изменяли и дополняли почти сорок раз. Структура: общие положения; возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие; производство в суде первой инстанции; производство в кассационной инстанции; исполнение приговора; пересмотр приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу; производство по делам несовершеннолетних; производство по применению принудительных мер медицинского характера; протокольная форма досудебной подготовки материалов; производство в суде присяжных. (К. Г.) УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ - федеральный закон, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности, определяющий, какие деяния опасные для личности, общества или государства признаются преступными, и устанавливающий виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Принят 13 июня 1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г. Структура: уголовный закон; преступление; наказание; освобождение от уголовной ответственности и от наказания; уголовная ответственность несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против государственной власти; преступления против военной службы; преступления против мира и безопасности человечества. (К. Г.) УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС - 1) осуществляемая в установленном законом и иными правовыми актами порядке деятельность (система действий) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, и применению к ним мер уголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в связи с этой деятельностью многообразные правовые отношения между всеми органами и лицами, участвующими в ней; 2) отрасль юридической науки, изучающая У. п. В значительной мере - это наука о гарантиях прав и свобод личности и об обеспечении правомерных интересов общества и государства в ходе борьбы с преступностью. Познавая отечественный, исторический и зарубежный опыт, она разрабатывает рекомендации по совершенствованию соответствующего законодательства и практики его применения: 3) учебная дисциплина, дающая полные сведения об уголовно-процессуальном праве и достижениях науки о нем. (К. Г.) УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК - одна из служб системы органов внутренних дел, призванная обеспечивать выявление и расследование, как правило, тех преступлений, в отношении которых должно производиться предварительное следствие. К ведению У. р. отнесены все преступления, кроме тех, которыми по закону должны заниматься другие службы органов внутренних дел (по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков), а также подразделения прокуратуры, ФСБ, ФСНП и др. (см.: Предварительное следствие. Дознание. Оперативно-розыскная деятельность). Подразделения У. р. входят в состав криминальной милиции (см.: Милиция) и имеются практически во всех территориальных органах милиции. Центральным органом является Главное управление У. р. МВД РФ. Основные задачи подразделений У. р. - осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, производство дознания в виде неотложных следственных действий, а также розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов или без вести пропавших. (К. Г.) УДМУРТИЯ (Удмуртская Республика) - государство в составе РФ, согласно ее Конституции, принятой Верховным Советом У. 7 декабря 1994 г. Государственные языки - русский и удмуртский языки. Столица - г. Ижевск. Согласно Конституции, государственную власть в У. осуществляют Государственный Совет (ГС) У., правительство и суды У. ГС У. является высшим представительным, законодательным и контрольным органом. Избирается сроком на 4 года. Структура ГС У., порядок его деятельности и количество депутатов, в том числе работающих по желанию на постоянной основе, определяются Законом о ГС У. К ведению ГС У. относятся: принятие Конституции У. и внесение в нее изменений; утверждение государственной символики, учреждение государственных наград и установление почетных званий У.; определение внутренней и внешней политики У.; законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, местных налогов и сборов, а также других отношений в соответствии с полномочиями У.; установление порядка решения вопросов административно-территориального устройства У., образование новых районов и городов; утверждение республиканских программ экономического и социального развития, республиканского бюджета, осуществления контроля за ходом выполнения программ и бюджета, утверждение отчетов об их выполнении; избрание и освобождение от должности председателя ГС У. и его заместителей; принятие решений о проведении республиканского референдума; назначение по представлению председателя ГС У. председателя правительства У., а также по представлению председателя правительства У. - его заместителей, министров финансов и внутренних дел; выражение недоверия правительству У., что влечет его отставку в полном составе; избрание судей, согласование кандидатуры Прокурора У.; назначение выборов депутатов ГС У. и органов местного самоуправления; образование внебюджетных и валютного фондов У., утверждение их руководителей и отчетов об их исполнении; утверждение состава Центральной избирательной комиссии У.; отмена постановлений и распоряжений правительства У., противоречащих Конституции и законам У.; осуществление контроля за соблюдением Конституции и законов У., а также федеральных законов на территории У.; регистрация уставов о местном самоуправлении; официальное толкование законов У.; объявление чрезвычайного положения на территории У. либо в отдельных ее местностях и др. У. - одна из немногих республик в составе РФ, где не учрежден пост президента. Некоторые полномочия, обычно характерные для президента, в этой республике осуществляет председатель ГС У. Вместе с тем он выполняет организационные функции в ГС У. По Конституции У. председатель ГС У. является высшим должностным лицом и представляет У. внутри страны и в международных отношениях. Он осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению ГС У.; подписывает законы и другие акты У., принимаемые ГС У.; представляет ГС У. не реже одного раза в год доклады о положении дел в У. и выполнении своих полномочий как высшего должностного лица; представляет ГС У. кандидатуры для назначения на должности председателей правительства У., Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда У., а также для согласования - кандидатуру прокурора У.; ведет переговоры и подписывает договоры с другими субъектами РФ и иностранными государствами; объявляет чрезвычайное положение на территории У. либо в отдельных ее местностях с последующим немедленным (в течение суток) созывом ГС У.; награждает государственными наградами У., присваивает почетные звания У.; может ставить вопрос о выражении недоверия председателю правительства У. и в целом правительству У. и др. Председатель ГС У. издает постановления и распоряжения. Исполнительную власть в У. осуществляет правительство У. Оно действует в пределах срока полномочий ГС У., которым оно сформировано, и слагает полномочия перед вновь избранным ГС У. на его первой сессии (ст. 89 Конституции У.). Роль правительства закрепляется в Конституции У. прежде всего как органа руководства экономическим и социально-культурным строительством. Правительство ответственно перед ГС У. и подотчетно ему. Вновь образованное правительство представляет ГС У. программу предстоящей деятельности. Правительство не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед ГС У. Постоянным органом правительства является президиум правительства. В У. входят 25 районов и 5 городов. Конституция У. закрепляет местное самоуправление, которое осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях У. В Конституции У. определен порядок внесения в нее поправок. Предложения о поправках могут вносить: не менее 50 тыс. избирателей; председатель ГС У.; правительство У.; группа депутатов ГС У. численностью не менее одной четверти установленного числа депутатов ГС У. Поправки принимаются ГС У. или на республиканском референдуме. ГС. А.) Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |