Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:43
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ЯЗЫК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - язык органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций, язык, на котором осуществляется судопроизводство, ведется обучение в школах, средних специальных и высших учебных заведениях государства.
В соответствии со ст 68 Конституции РФ Я. г. на всей территории РФ является русский язык. 25 октября 1991 г. приняты Закон (действует в редакции от 5 июня 1998 г.) и Декларация о языках народов РСФСР. Конституция РФ предусматривает, что республики в составе РФ вправе устанавливать свои Я. г. В органах государственной власти, местного самоуправления, в государственных учреждениях республик они употребляются наряду с Я. г. РФ (но не вместо него). Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
В соответствии с Законом 1991 г. (в редакции 1998 г.), регламентами Государственной Думы и Совета Федерации, документами, касающимися других федеральных органов, все они работают на Я. г. РФ. Однако если участвующее в заседании или приглашенное для выступления лицо - гражданин РФ - предварительно известит, что намерен выступать на языке одного из народов РФ, соответствующий орган обязан обеспечить перевод его выступления на Я. г.
На Я. г. публикуются федеральные законы, акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, решения Конституционного Суда РФ и иных федеральных органов. Переписка государственных органов РФ и субъектов РФ ведется на русском языке. Судопроизводство и делопроизводство в правоохранительных органах на территории республик в составе РФ ведется на государственном языке РФ или на их государственных языках. В местах компактного проживания малочисленных народов, национальных меньшинств также используются их языки наряду с Я. г. РФ или республики в составе РФ.
Я. г. РФ является языком всероссийских газет и журналов, теле- и радиовещания. Вместе с тем газеты и журналы могут по усмотрению их учредителей издаваться на других языках. В принципе не исключены передачи на иных языках на всероссийских каналах телевидения и радиовещания. На территории республик в составе РФ газеты и журналы издаются, а теле- и радиовещание осуществляется как на Я. г. республики, так и на русском языке. Для компактно проживающего иноязычного населения могут выпускаться свои газеты и журналы, проводиться теле-и радиопередачи.
В сферах транспорта, связи, энергетики, промышленности на всей территории РФ применяется русский язык как Я. г. РФ, но могут применяться и другие, в том числе местные языки в соответствии с международными и внутригосударственными договорами РФ. В сфере обслуживания и коммерческой деятельности порядок использования языков определяется законодательством РФ и субъектов РФ. Недопустим отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка.
В Вооруженных Силах РФ используется Я. г. РФ. (С. А.)

ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ - понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой-то определенной местности. Зачастую Я. м. о. является язык государственный или язык: официальный. Однако может быть и так, что государственным (официальным) языком является один язык, а Я. м. о. - другой. Например, согласно ст. 5 Конституции Республики Кыргызстан, государственным языком является кыр-гызский язык. Однако в связи с многонациональным составом населения республики, конечно, Я. м. о. остается русский язык. (С. А.)

ЯЗЫК ОФИЦИАЛЬНЫЙ - 1) используемое в некоторых случаях наименование языка, на котором работают государственные органы, осуществляется правосудие и т. д. Иначе говоря, под Я. о. подразумевается все то же самое, что в ином государстве - под языком государственным, однако использование последнего наименования считается нецелесообразным.
Например, в ст. 4 Закона СССР "О языках народов СССР" от 24 апреля 1990 г. говорится: "С учетом исторически сложившихся условий и в целях обеспечения общесоюзных задач русский язык признается на территории СССР официальным языком СССР и используется как средство межнационального общения". Конечно, русский язык выполнял функции государственного языка СССР. На Я. о. СССР велась работа государственных органов, публиковались законы и иные нормативные акты СССР, велась официальная переписка союзных органов с органами республик и административно-территориальных единиц. Я. о. использовался в Вооруженных Силах СССР, в энергетических и транспортных системах союзного значения. На Я. о. велись передачи Центрального телевидения и радиовещания, издание центральных газет и журналов.
Закон содержал гарантии использования других языков наряду с Я. о. Например, народному депутату СССР, не владевшему русским языком, предоставлялось право выступать на ином языке народов СССР. Проекты законов и иных правовых актов, вносившихся на рассмотрение Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, его палат, вручались народным депутатам СССР, по их требованию, в переводе на язык соответствующей союзной или автономной республики. Законы СССР, акты Съезда народных депутатов, Верховного Совета СССР и его палат, Президента СССР публиковались на русском языке и языках союзных республик. В период избирательных кампаний документация публиковалась как на Я. о. СССР, так и на местных языках.
Делопроизводство в союзных органах управления, на предприятиях и в организациях союзного подчинения велось на русском языке. Для органов республик и подчиненных им предприятий и учреждений язык делопроизводства и документации определялся самой республикой (кроме системы союзно-республиканских органов). Тексты бланков, печатей, наименования населенных пунктов, улиц и площадей, дорожные указатели в республиках изготовлялись на местных языках и Я. о. СССР.
Закон СССР предусматривал право союзных и автономных республик вне пределов компетенции СССР самостоятельно решать вопросы в области законодательства о развитии и использовании языков на своей территории. Закон запрещал дискриминацию трудовых прав по языковому принципу. Судопроизводство велось на языке союзной, автономной республики или на языке большинства населения данной местности. Гражданин имел право обращения на родном или любом языке народов СССР. Ответ он получал на языке обращения, а если такой возможности не было - то на Я. о. СССР;
2) язык, официально применяемый наряду с государственным языком на территории государства. Например, в соответствии со ст. 7 Конституции Казахстана 1995 г. государственным языком в республике является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. (С. А.)

ЯЗЫК РОДНОЙ - понятие, используемое Конституцией РФ. Согласно ч. 3 ст. 68 Конституции, "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". В данном случае под Я. р. подразумевается соответствующий национальный язык. Для человека Я. р. принято считать тот язык, на котором он говорит с детства. (С. А.)

ЯКУТИЯ (Республика Саха) - в соответствии с Конституцией (Основным законом), принятой Верховным Советом Я. 4 апреля 1992 г. (с изменениями от 26 января и 20 апреля 1994 г.), суверенное, демократическое и правовое государство, основанное на праве народа на самоопределение. Носителем суверенитета и источником государственной власти в Я. является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей. Государственными языками Я. являются языки саха и русский. Языки народов Севера республики, согласно ст. 46 Конституции Я., являются официальными в местах их компактного проживания. Я. (ст. 8 Конституции) является субъектом РФ. Столица Я. - г. Якутск.
К числу высших органов государственной власти Я. ее Конституция относит: Государственное Собрание (ИЛ Тумэн) Я. (ГС), Президента Я., Конституционный Суд (КС) Я., Верховный Суд Я. В соответствии с принципом разделения властей эти органы функционируют самостоятельно.
ГС является высшим представительным, законодательным и конт-, рольным органом Я., парламентом республики, избираемым сроком на 5 лет. ГС состоит из двух палат: Палаты Республики (ПР) и Палаты Представителей (ПП).
В ПР входят депутаты, избираемые по одномандатным округам от каждого улуса, города республиканского подчинения: в ПП - депутаты, избираемые от территориальных округов в количестве, равном числу депутатов ПР.
Заседания палат ГС проводятся раздельно. Совместные заседания проводятся: при оглашении посланий Президента Я.; заслушивании отчета Правительства Я.; заслушивании посланий КС Я.; принятии Конституции Я., закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Я.;
назначении республиканских референдумов, выборов Президента Я., депутатов ГС, местных органов государственной власти; заслушивании иных вопросов, предусмотренных законом. Остальные вопросы рассматриваются ПР или ПП отдельно.
Так, к ведению ПР относится: принятие конституционных законов Я., государственного и республиканского бюджетов, законов по вопросам финансового, валютного, кредитного регулирования, внесенных ПП;
принятие решений по основным вопросам внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политики республики, утверждение перспективных государственных проектов и программ; принятие решений по вопросам о доверии Правительству республики; принятие отставки, отрешение от должности Президента Я.; утверждение структуры органов государственного управления Я.; избрание судей КС Я., председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов Я.; дача согласия Президенту на назначение и освобождение от должности Председателя Правительства Я. и его заместителей, Председателя Национального банка, министров внутренних дел, финансов, внешних связей, директора Департамента пенсионной службы, начальника Государственной налоговой инспекции, директора Департамента налоговой полиции, председателя Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням; дача согласия на назначения прокурора Я., начальника службы контрразведки (в настоящее время - служба безопасности. - С. А.); утверждение в должности председателя Контрольного комитета ГС по представлению ПП; утверждение состава Центральной избирательной комиссии Я.; изменение статуса и границ административно-территориальных единиц и населенных пунктов;
контроль за исполнением бюджета, за бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней;
рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Я.; контроль за исполнением законов Я. и др.
К ведению ПП относится: разработка и принятие законов Я. по вопросам ведения палаты; ратификация законов и актов РФ по вопросам совместного ведения; ратификация и денонсация международных договоров и соглашений; принятие решений по текущим вопросам внутренней и внешней политики, экономического, социального и культурного развития республики; дача согласия на назначение и освобождение от должности министров и руководителей государственных комитетов, кроме лиц, на которых такое согласие дает ПР; представление в ПР на утверждение в должности председателя Контрольного комитета ГС; избрание судей улусных (городских) судов, Верховного Суда Я., Высшего Арбитражного Суда Я.; принятие и утверждение решений о приостановлении действия законов республики и РФ, постановлений, распоряжений и других актов Правительства Я., ведомств и предприятий Я., федеральных органов и ведомств, противоречащих Федеративному договору, Конституции и законам Я., ограничивающих суверенитет Я., ущемляющих права ее народа (это положение Конституции Я. находится в противоречии с Конституцией РФ); принятие решений по вопросам введения, приостановления и прекращения чрезвычайного положения на территории республики; рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Я.; контроль над расходной частью бюджета, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней; контроль за исполнением законов Я.; толкование законов республики и др.
Из вышеизложенного следует, что каждая палата вправе принимать законы самостоятельно. Принятый палатой закон подписывается председателем платы и направляется Президенту Я. Он имеет право вето. Отклоненный Президентом закон вторично рассматривается и принимается палатой. Если Президент вторично отклоняет закон, он поступает на рассмотрение совместного заседания палат. Принятый на совместном заседании закон подписывается председателями палат, обнародуется и вступает в действие со дня опубликования.
Президент Я. является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в республике. Президентом (ст. 66 Конституции Я.) может быть избран гражданин Я. по рождению, в возрасте не моложе 40 и не старше 60 лет, непрерывно проживший в ней не менее 15 лет, свободно владеющий обоими государственными языками республики и обладающий избирательным правом. Президент избирается (ст. 67) путем всеобщих выборов сроком на 5 лет, но не более двух раз.
Президент выступает гарантом суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения Конституции и законов Я., а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств. Он обладает правом законодательной инициативы, правом вето; осуществляет общее руководство деятельностью Правительства Я., формирует его состав с согласия палат ГС, принимает отставку Правительства; вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Я., акты министерств и ведомств республики. приостанавливать действие актов местной администрации в случае их незаконности; обладает правом законодательной инициативы: представляет ГС проект бюджета республики; обеспечивает сохранность алмазного и валютного фондов, золотого запаса республики; вводит чрезвычайное положение на территории Я. или в отдельных ее регионах; принимает решение о дислокации на территории республики воинских формирований, контролирует их передвижение и деятельность, определяет нарушения ими договорных обязательств, определяет порядок образования территориальных воинских и иных формирований, устанавливает факт нарушения государственного суверенитета республики и докладывает ГС о принятых мерах и др. Нельзя не отметить, что некоторые положения Конституции Я. о полномочиях Президента противоречат Конституции РФ.
В Конституции Я. специально определено, что Президент не имеет права роспуска либо приостановления деятельности палат ГС и местных представительных органов государственной власти, полномочия Президента не могут быть использованы для изменения конституционного строя Я.
Президент обращается с посланиями к ГС Я. и выступает с обращениями к народу. ГС вправе потребовать от Президента Я. внеочередного доклада на совместном заседании палат.
В соответствии с Конституцией Я. одновременно с Президентом избирается и вице-президент Я.
Правительство Я. является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Оно разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику, несет всю полноту ответственности за ее реализацию. Правительство, не получившее доверия ГС, уходит в отставку.
В Я. организация деятельности граждан для принятия самостоятельных решений местного значения с учетом интересов населения, его национально-этнических и иных особенностей осуществляется (ст. 84 Конституции) через систему местных органов государственной власти и органы местного самоуправления.
Правосудие в республике осуществляют Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, улусные (городские) суды Я.
Предусмотрен и Конституционный Суд - высший орган судебной власти по защите конституционного строя республики. Правда, наряду с присущими этому органу полномочиями по оценке конституционности нормативных актов, политических партий, правоприменительной практики, наличия оснований для отрешения от должности должностных лиц государственных органов власти и управления, по толкованию норм Конституции Я., КС Я. имеет и некоторые специфические (и по меньшей мере спорные) полномочия: дает заключение о конституционности не только внутрифедеральных и международных договоров Я., но и действующих на территории Я. международных договоров РФ; дает заключение о соответствии законов и иных нормативных актов РФ Федеративному договору и Конституции РФ; представляет заключение о характере нарушений государственного суверенитета Я. органами государственной власти и управления РФ; участвует в разрешении конституционно-правовых споров между Я. и РФ. (С. А.)

ЯМАЙКА - островное государство в Карибском море. Независимость провозглашена 6 августа 1962 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Кингстон.
Административное деление: 3 графства, которые делятся на 14 районов.
Действует Конституция 1962 г. Форма правления - конституционная монархия. Главой государства признается Королева Великобритании, представленная генерал-губернатором. При генерал-губернаторе действует консультативный орган - Тайный совет, состоящий из 6 советников.
Законодательный орган - двухпалатный парламент. Сенат состоит из 21 сенатора, из которых 13 назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра, 8 - по рекомендации лидера оппозиции. Палата представителей (60 депутатов) избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Генерал-губернатор назначает лидера правящего большинства премьер-министром. Назначается также лидер оппозиции.
Правительство осуществляет исполнительную власть. В его состав должны входить не менее 11 министров, назначаемых генерал-губернатором по представлению премьер-министра. (А. К.)

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - равноправный субъект в составе РФ, согласно Конституции РФ и Уставу (Основному закону) Я.-Н. а. о., принятому Государственной Думой Я.-Н. а. о. 19 сентября 1995 г. Округ входит в Тюменскую область. Административным центром округа является г. Салехард.
В Уставе округа широко отражены задачи по обеспечению социальной поддержки различных групп населения на территории округа. Предусмотрено, что органы государственной власти округа и органы местного самоуправления создают правовые, организационные и материальные предпосылки для осуществления коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями конкретных видов деятельности в жизненно важных для них сферах, в том числе предоставляют льготные права на землю, организацию традиционных промыслов, получение части дохода от деятельности промышленных предприятий.
Устав предусматривает, что экономическую основу округа составляют следующие формы собственности, находящейся на ее территории: федеральная собственность; государственная собственность округа; совместная собственность округа, РФ и других субъектов РФ; муниципальная собственность; собственность этнических семей, родов, общин; частная собственность граждан РФ и юридических лиц; собственность совместных предприятий, иностранных граждан и государств, международных организаций; собственность общественных организаций.
Законодательная (представительная) власть в округе осуществляется населением округа непосредственно путем референдумов и Государственной Думой (ГД) округа.
ГД округа, согласно Уставу, - высший и единственный постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти на территории Я.-Н. а. о. Состоит из 21 депутата, избирается населением сроком на 4 года. По Уставу, депутаты могут осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе.
К основным полномочиям ГД округа относится: принятие и толкование Устава округа, внесение в него изменений и дополнений; установление наименований окружных органов законодательной(представительной) и исполнительной власти; принятие решений о проведении окружного референдума; вопросы административно-территориального устройства округа, в том числе создание и упразднение национальных районов, утверждение бюджета округа и отчета о его исполнении; принятие законов округа о порядке распоряжения и управления государственной собственностью, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами на территории округа, о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных платежей в окружной бюджет, о порядке формирования и расходования средств фондов, создаваемых в округе; принятие законов о праве собственности представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и порядке компенсации им за причиненные потери и убытки;
принятие законов округа об установлении на территории округа отдельных зон со специальным миграционно-правовым режимом; принятие постановлений по программам социально-экономического развития округа; принятие и толкование законов округа по другим сферам общественных отношений; назначение выборов ГД и губернатора округа;
установление сроков проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления; контроль за исполнением федеральных законов и законов округа; решение вопроса об отрешении от должности губернатора округа; заслушивание ежегодного послания губернатора о положении дел в округе; обращение к губернатору с мотивированными предложениями о внесении изменений, дополнений, приостановлении или отмене принятых им постановлений или распоряжений и нормативных актов органа исполнительной власти округа; утверждение договоров и соглашений, заключенных от имени губернатора округа с правительством РФ, с органами исполнительной власти других субъектов РФ и др.
Принятые ГД округа законы подписываются губернатором и передаются для опубликования. Губернатор имеет право отлагательного вето. Закон, повторно принятый ГД округа, губернатор обязан подписать. В противном случае ГД округа самостоятельно от своего имени на основе принятого соответствующего постановления передает закон для опубликования в средства массовой информации.
Систему исполнительной власти округа составляют губернатор и формируемый им орган исполнительной власти округа. Губернатор является высшим должностным лицом округа, возглавляет орган исполнительной власти округа и несет ответственность за его деятельность. Губернатор избирается сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность губернатора более двух сроков подряд.
Губернатор: подписывает законы округа, имеет право отлагательного вето; представляет в ГД округа проект бюджета округа и отчет о его исполнении; обращается к ГД округа с ежегодным посланием о положении в округе; утверждает схему управления округом, подготавливает и вносит в ГД округа предложения по установлению и изменению административно-территориального устройства округа; назначает референдумы; определяет основные направления деятельности органа исполнительной власти округа и осуществляет общее руководство им; утверждает структуру органа исполнительной власти округа; назначает и освобождает от должности своих заместителей и других должностных лиц органа исполнительной власти округа; распоряжается средствами окружного бюджета, окружных внебюджетных, валютных и специальных фондов в порядке, установленном законами округа: обеспечивает согласование деятельности органов местного самоуправления и органа исполнительной власти округа; подписывает договоры округа с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами других субъектов РФ и иностранных государств; отменяет нормативные акты должностных лиц и органов исполнительной власти других субъектов РФ, действие которых распространяется на территорию округа, принятые ими в нарушение Устава, законов округа и заключенных договоров и соглашений (надо полагать, что это полномочие прежде всего рассчитано на отношения с властями Тюменской области. - С. А.) и др.
Устав округа предусматривает, что полномочия губернатора прекращаются досрочно в случаях: его отставки по личному письменному заявлению; утраты гражданства РФ;
признания его недееспособным решением суда, вступившего в законную силу; отрешения от должности; отзыва населением; вступления в законную силу обвинительного судебного приговора в отношении губернатора. Отрешение от должности производится ГД округа в случаях нарушения губернатором Конституции РФ, федеральных законов, Устава или законов округа, подтвержденных решением соответствующего суда. Губернатор может быть досрочно отозван населением округа путем референдума по инициативе всего населения округа или его части.
В состав Я.-Н. а. о. входят 7 районов и 6 городов окружного значения. На территории округа обеспечивается осуществление местного самоуправления. Устав использует категорию местных сообществ. Члены местных сообществ осуществляют местное самоуправление путем местных референдумов, собраний (сходов), выборов и других форм прямого волеизъявления; через представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
Отношения Я.-Н. а. о. с Тюменской областью достаточно сложны, поскольку округ склонен самостоятельно решать вопросы, касающиеся его территории, осуществлять собственное законодательное регулирование и не позволять ощутимого вмешательства области в дела округа. По Уставу, отношения округа и области осуществляются в форме договоров и соглашений в сферах совместных интересов, региональных программ с образованием совместных рабочих органов, региональных целевых фондов, общей (долевой) собственности. Устав не предусматривает верховенства актов области над актами округа, а спорные вопросы должны разрешаться путем согласительных процедур. (С. А.)

ЯПОНИЯ - государство в Азии, расположенное на группе островов в западной части Тихого океана, крупнейшие из которых - Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. Столица - г. Токио.
Административное деление: 47 префектур, включая префектуры городов Токио, Осака и Киото, а также префектуру острова Окинава. Особую административную область представляет о. Хоккайдо.
Действующая Конституция была подготовлена группой японских и зарубежных (в основном - американских) экспертов и принята парламентом Я. 24 августа 1946 г. Вступившая в силу 3 мая 1947 г. Конституция сохраняет конституционную монархию, однако в отличие от прежней Конституции 1889 г. провозглашает в преамбуле принцип народного суверенитета. Она также придает парламенту статус высшего органа государственной власти, ограничивает компетенцию императора, провозглашает принцип разделения властей. Статья 9 устанавливает, что "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". В силу этого Я. не может иметь классических вооруженных сил. В стране существуют так называемые силы самообороны.
Глава государства - император. Императорский трон наследуется только по мужской линии, при этом предпочтение отдается старшему сыну. По Закону об императорском доме 1947 г. порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора (состоит из членов императорской семьи, премьер-министра, председателей обеих палат парламента, председателя Верховного суда и одного из его членов). 7 января 1989 г. на престол вступил Император Акихито, сменивший своего отца Хирохито после его кончины.
Согласно ст. 1 Конституции, император является символом государства и единства нации, а поэтому, в силу традиции, является как бы национальным достоянием. Его статус и действия определяются волей народа и его законных избранников - парламента и Кабинета Министров. По Конституции, император обладает правом промульгации поправок к Конституции, законов, актов правительства, созыва парламента и роспуска его нижней палаты, объявления всеобщих выборов, подтверждения назначений и отставок высших должностных лиц. Он выполняет также множество протокольных и церемониальных обязанностей.
Центральное место среди институтов государственной власти занимает японский парламент. Статья 41 Конституции Я. определяет его "высшим органом государственной власти и единственным органом государства". Парламент состоит из двух палат. Палата представителей (Сю-гиин) в составе 511 депутатов избирается всеобщим голосованием сроком на 4 года. Палата советников (Сангиин) состоит из 252 членов, избираемых на 6 лет; при этом 152 члена палаты избираются от 47 префектур, а 100 - от всей страны на основе системы пропорционального представительства. Палата советников обновляется наполовину каждые три года. Палата представителей может быть досрочно распущена императором по предложению премьер-министра. Верхняя палата не может быть распущена.
Законопроекты принимаются обеими палатами простым большинством голосов. В случае разногласий между палатами решающее слово принадлежит Палате представителей, которая может провести закон при повторном голосовании большинством не менее двух третей присутствующих представителей. Палате представителей принадлежит также исключительное право законодательной инициативы в отношении бюджета и финансовых законопроектов. Все принятые законы подписываются министром, в компетенции которого они находятся, затем контрассигнуются премьер-министром, после чего направляются императору, который промульгирует их от имени народа.
Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства, прежде всего используя свое право интерпелляции, а также проведения парламентского расследования. В начале каждой сессии премьер-министр, министр иностранных дел и министр финансов выступают с изложением основных направлений своей деятельности.
Правительство - Кабинет Министров - формируется парламентом. Согласно Конституции, не менее (фактически более) половины членов правительства должны быть членами парламента. Вначале обе палаты избирают кандидата на пост премьер-министра, который после назначения 'его императором предлагает на утверждение императора кандидатуры министров, предварительно согласовав их с парламентскими партийными группами.
Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. В случае отставки премьер-министра правительство уходит в отставку в полном составе. В случае выражения правительству вотума недоверия или принятия резолюции порицания глава правительства принимает решение об отставке правительства либо предлагает императору в 10-дневный срок распустить Палату представителей.
Особенностью структуры правительства является наличие у каждого министра двух заместителей: парламентский заместитель (как правило - депутат парламента) уходит в отставку вместе с министром, в то время как административный заместитель, представляющий чиновников, в случае отставки министра остается в министерстве, обеспечивая тем самым преемственность и стабильность управления, независимо от перипетий политической борьбы.
Состав правительства небольшой:
12 министров, возглавляющих соответствующие министерства, и 8 государственных министров, возглавляющих Управление Кабинета Министров.
Судебная система современной Японии сложилась в ходе реформ 1947-1948 гг. и включает в себя Верховный суд, выполняющий функции высшей судебной инстанции страны, а также функции конституционного контроля; 8 Высших судов, выполняющих, в основном, функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам; Окружные суды (50 судов с 242 отделениями), в которых рассматривается основная масса дел. Имеются Суды по семейным делам, а также большое количество Дисциплинарных судов, в которых судья единолично рассматривает незначительные гражданские иски и мелкие уголовные дела. (А. К.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 222 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 31729

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close