13:48 Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог | |
ГИДРОФИЛЬНЫЙ - материал или грунт, обладающий восприимчивостью к смачиванию водой. ГИДРОФОБИЗАЦИЯ ГРУНТА - способ укрепления и улучшения свойств грунта введением в грунт веществ, делающих его невосприимчивым к воде. ГИДРОФОБНОСТЬ - свойство твердого тела не смачиваться водой. ГИДРОФОБНЫЙ - материал или грунт, обладающий водоотталкивающими свойствами. ГИДРОЭЛЕВАТОР - изотермический струйный насос для подъема и перемещения пульпы. ГИПС - горная порода, состоящая из двуводного сернокислого кальция, являющаяся сырьем для производства гипсовых вяжущих веществ и добавок к цементам. ГЛИНЫ - осадочные горные породы с преобладающим содержанием глинистых частиц, способные образовывать с водой пластичное тесто, сохраняющее после высыхания приданную ему форму, а после обжига приобретающее прочность камня. ГЛИНЫ ГРАВЕЛИСТЫЕ - глинистые грунты, содержащие 20-50 % окатанных зерен крупнее 2 мм. ГЛИНЫ ЖИРНЫЕ - глинистые грунты с числом пластичности более 27. ГЛИНЫ ПЕСЧАНИСТЫЕ - глинистые грунты с числом пластичности 17-27, содержащие более 40 % зерен песка. ГЛИНЫ ПЫЛЕВАТЫЕ (полужирные) - глинистые грунты с числом пластичности 17-27. ГЛИНЫ ЩЕБЕНИСТЫЕ - глинистые грунты, содержащие 20-50 % острореберных зерен крупнее 2 мм. ГЛИНОБЕТОН - тщательно утрамбованная «мятая» (жирная глина) с добавлением щебня, применяемая для изоляции фундаментов от агрессивных вод и т.д. ГЛУБИНА ПРОНИКАНИЯ [пенетрация] - показатель оценки вязкости полутвердых битумов по величине погружения стандартной иглы пенетрометра в испытываемый образец битума. ГЛУБИНА ПРОМЕРЗАНИЯ - глубина, до которой за зимний период происходит промерзание грунта. ГНЕЙСЫ - метаморфические зернисто-кристаллические горные породы, состоящие из полевого шпата, кварца, слюды и др. минералов, располагающихся во взаимно параллельном положении, придавая породе сланцеватость - отличительный признак гнейсов. ГНИЛЬ - порок древесины, возникающий под действием различных грибков и бактерий и выражающийся в начальной стадии в окраске пораженных мест (в бурый, красноватый, коричневый и т.п. цвет), а в дальнейшем - в изменении структуры древесины и постепенном ее разрушении. ГОЛОЛЕД НА ПОКРЫТИИ - обледенение поверхности покрытия, происходящее при температуре воздуха около 0° и при относительной влажности воздуха более 90 %. ГОМОГЕНИЗАТОР - машина для приготовления дорожных эмульсий, внутри цилиндрической полости которой с большим числом оборотов в секунду вращается цельный или составленный из нескольких дисков ротор, причем между ним и стенкой цилиндра остается щель с регулируемым размером около 0,5-1,5 мм, в которую поступают битум и водный раствор эмульгатора и в ней распыляются и перемешиваются. ГОРИЗОНТАЛИ - линии на карте или плане, проведенные через точки, имеющие одинаковую высотную отметку. ГРАВИЕМОЙКА - машина для промывки гравийного и щебеночного материалов, имеющая вид цилиндрического вращающегося барабана с перфорированными и частично сплошными стенками, внутрь которого загружают промываемый материал и по трубопроводу подают воду под давлением. ГРАВИЙ - осадочная обломочная рыхлая горная порода, образовавшаяся в результате естественного разрушения горных пород и состоящая из различных по крупности обломков минералов и горных пород с различной степенью окатанности. ГРАВИЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ - гравий размером от 5 (3) до 70 (120) мм, получаемый рассевом природных гравийно-песчаных смесей и предназначаемый для армированного и неармированного бетона, для приготовления искусственной гравийно-щебеночной смеси для дорожного строительства и других видов строительных работ. ГРАВИЙ КАРЬЕРНЫЙ (гравийный карьерный материал) - гравий, добываемый в месторождениях в рыхлом залегании и применяемый без обогащения с примесью валунных камней, песка, пыли и глины. ГРАВИЙ РЯДОВОЙ - гравий, получаемый после отделения от карьерного гравийного материала зерен мельче 3 (5) мм и крупнее 40 мм (средний рядовой гравий) или крупнее 70 мм (крупный рядовой гравий). ГРАВИЙ СОРТОВОЙ [фракционный] - гравий, получаемый после разгрохотки карьерного гравийного материала через набор сит: 5 (3), 10, 20, 40 и 70 мм и удаления зерен и частиц менее 5 (3) мм и зерен крупнее 70 (120) мм. ГРАДИЕНТ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ (уклон) - безразмерная величина, характеризующая потерю напора на единицу фильтрационного пути. ГРАДИЕНТ ТЕМПЕРАТУРНЫЙ (grad t) - изменение температуры тела на единицу длины по направлению распространения теплоты, т.е. по направлению нормали к изотермической поверхности (град/м). ГРАДУС КЕЛЬВИНА - единица измерения температуры по термодинамической температурной шкале, равная 1/273,16 части интервала от абсолютного нуля до температуры тройной точки воды. ГРАНИТЫ - изверженные глубинные массивные полнокристаллические горные породы, отличающиеся плотностью, твердостью и прочностью, состоящие из более или менее равных количеств калиевого полевого шпата, кислого плагиоклаза и кварца и подчиненного количества одного или нескольких цветных минералов. ГРАНИЦА РАСКАТЫВАНИЯ ГРУНТА (Wр) - нижняя граница пластичности, соответствующая переходу грунта от полутвердой к пластичной консистенции, когда грунт содержит преимущественно связанную воду. ГРАНИЦА ТЕКУЧЕСТИ ГРУНТА (Wт) - верхняя граница пластичности, соответствующая переходу от пластичной к текучей консистенции грунта. ГРЕЙДЕР - колесная землеройно-транспортная прицепная машина с ножом-отвалом в качестве рабочего органа, служащая для разработки грунтов I-III группы и планирования и профилирования земляных насыпей и других работ. ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОР - колесная прицепная, полуприцепная или самоходная землеройная машина для разработки дисковым ножом грунтов I-III групп и перемещения их ленточными транспортерами для отсыпки в насыпь или погрузки в транспортные средства. ГРЕЙФЕР - раскрывающийся ковш грузоподъемного крана, экскаватора или автопогрузчика, служащий для разработки грунтов I-II группы, погрузки и перевалки грунтов, сыпучих и кусковых материалов. ГРОХОТ - машина для сортировки (грохочения) песчаных, гравийных, щебеночных и других сыпучих материалов по крупности, имеющая сита с отверстиями различных форм и размеров. ГРОХОЧЕНИЕ - процесс разделения смеси минеральных зерен песка, гравия, щебня и других сыпучих материалов по крупности зерен, осуществляемый путем пропуска их через грохоты. ГРУНТЫ - рыхлые горные породы, слагающие верхние слои земной коры, преимущественно затронутые процессами выветривания, а в самой верхней части - почвообразованием, используемые в качестве материала для возведения земляного полотна и устройства дорожных одежд и оснований для фундаментов сооружений. ГРУНТЫ ГАЛЕЧНИКОВЫЕ - крупнообломочные несцементированные грунты с преобладающим содержанием (более 50 %) окатанных зерен крупнее 10 мм. ГРУНТЫ ГЛИНИСТЫЕ - содержащие более 25 % глинистых частиц. ГРУНТЫ ГРАВИЙНЫЕ - крупнообломочные несцементированные грунты с преобладанием окатанных зерен (более 50 %) крупнее 2 мм. ГРУНТЫ ДРЕСВЯНЫЕ - крупнообломочные несцементированные грунты с содержанием неокатанных зерен (более 50 %) крупнее 2 мм. ГРУНТЫ ЗАСОЛЕННЫЕ - содержащие в пределах верхней толщи более 0,3 % по весу легкорастворимых солей. ГРУНТЫ ОПТИМАЛЬНЫЕ - грунты оптимального гранулометрического состава, содержащие определенное количество в весовых процентах глинистых, пылеватых и песчаных частиц и зерен, обеспечивающее наибольшую плотность и относительно полное сопротивление внешним нагрузкам в переменных условиях увлажнения. ГРУНТЫ ПЕСЧАНЫЕ (пески) - нецементированные (рыхлые) грунты с преобладающим содержанием песчаных зерен; с числом пластичности равным 0. ГРУНТЫ ПОДСТИЛАЮЩИЕ - слагающие верхнюю часть земляного полотна, на которой располагают дорожную одежду. ГРУНТЫ ПУЧИНИСТЫЕ - склонные к увеличению объема при насыщении водой и ее замерзании зимой. ГРУНТЫ, УКРЕПЛЕННЫЕ ВЯЖУЩИМИ [стабилизированные] - грунты, обработанные в установке или на дороге органическими или минеральными вяжущими (грунтоцемент), применяемые для устройства дорожных оснований и дополнительных слоев оснований, а также нижних слоев покрытий. ГРУНТЫ ЩЕБЕНИСТЫЕ КРУПНООБЛОМОЧНЫЕ - несцементированные крупнообломочные грунты с преобладающим содержанием (более 50 %) острореберных зерен крупнее 10 мм. ГРУЗ НЕГАБАРИТНЫЙ - выступающий за пределы габарита подвижного состава. ГРУЗОНАПРЯЖЕННОСТЬ ДОРОГИ БРУТТО - общий вес транспортных средств с грузом, прошедших по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени (год, сутки), отнесенный к километру дороги и выраженный в тоннах. ГРУЗОНАПРЯЖЕННОСТЬ ДОРОГИ НЕТТО - общий вес грузов, перевозимых по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени (год, сутки), отнесенный к километру дороги и выраженный в тоннах. ГРУЗООБОРОТ - величина, характеризующая работу транспорта в виде суммы произведений весов грузов, перевозимых по данной дороге (участку) в обоих направлениях в единицу времени (год, сутки) на расстояние их перевозки, выраженная в т·км. ГУДРОНЫ - остатки, получаемые из нефтей при отделении от них топливных и масляных дистиллятов на атмосферно-вакуумной трубчатой установке. ГУДРОН КИСЛЫЙ - нефтяные остатки, полученные при очистке масляных дистиллятов серной кислотой. ГУДРОНАТОР (распределитель вяжущего) - ручная, полуприцепная или самоходная (автогудронатор) машина для равномерного разлива под давлением органических вяжущих материалов, снабженная оборудованием для поддержания рабочей температуры вяжущего в цистерне и его дозирования при разливе. ГУМУС (перегной) - составная часть грунта, получаемая в результате неполного распада и химического взаимодействия остатков растительности с минеральными веществами почвы, окрашивающая верхний горизонт почв в черный цвет. Д ДАВЛЕНИЕ ПОРОВОЕ - давление на грунт воды, просачивающейся через него под действием собственного веса или внешнего давления. ДАМБА - дорожное сооружение из грунта в виде вала или насыпи. ДАТЧИК - устройство, служащее для преобразования измеряемой величины в другую, более удобную для дальнейших преобразований, в целях ее регистрации или использования в системах автоматического регулирования и управления. ДВИГАТЕЛЬ - машина, преобразующая какой-нибудь вид энергии в механическую работу вращающегося вала, возвратно-поступательно движущегося поршня или поступательно движущегося реактивного аппарата. ДЕГИДРАТАЦИЯ - отнятие воды от вещества. ДЕГТИ [гудрон, смолы] - продукты разложения органических веществ, главным образом, твердых видов топлива, без доступа воздуха; в зависимости от исходного сырья различают каменноугольные, буроугольные, торфяные, древесные и сланцевые. (Таr - англ., Тееr - нем., Goudron - фр., Catrame - ит.). ДЕГТИ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ - получаемые при деструктивном разложении каменного угля и, в зависимости от целей исходного сырья, разделяемые на коксовые и газовые. ДЕГТИ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОТОГНАННЫЕ - получаемые из высокотемпературных каменноугольных сырых дегтей (смол) после отгона от них воды, легких и средних масел, а иногда и части тяжелых масел (до 250°). ДЕГТИ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ ГАЗОВЫЕ - получаемые при газификации топлива и производстве светильного газа. ДЕГТИ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ ДОРОЖНЫЕ СОСТАВЛЕННЫЕ - получаемые путем смешения пека и масел или других дегтевых материалов в пропорции, обеспечивающей необходимую вязкость дорожного дегтя, и удовлетворяющие требованиям ГОСТ. ДЕГТИ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ КОКСОВЫЕ - получаемые в результате коксования исходного сырья. ДЕГТИ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ НАПОЛНЕННЫЕ - применяемые с введением в них тонкодисперсных материалов (из угля, шлаков, известняков, доломитов) для повышения их погодоустойчивости и теплоустойчивости. ДЕГТИ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ - получаемые из низкотемпературных сырых каменноугольных дегтей (смол) после отгона из них воды, легких и средних масел. ДЕГТИ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ СЫРЫЕ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ - получаемые в результате коксования каменных углей при температуре 900-1200°. ДЕГТИ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ СЫРЫЕ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ - получаемые в результате полукоксования каменных углей при температуре 450-600°. ДЕГТИ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ СМЕШАННЫЕ - сплавы низкотемпературных дегтей марок ДН-7 или ДН-8 с высокотемпературными дегтями или маслами высокотемпературных дегтей. ДЕГТИ СЛАНЦЕВЫЕ [битумы сланцевые] - дегти, приготовленные из сырых сланцевых дегтей (смол) и применяемые для строительства дорожных одежд. ДЕГТИ СЛАНЦЕВЫЕ СЫРЫЕ - получаемые при деструктивном разложении горючих сланцев. ДЕГТИ ТОРФЯНЫЕ ОТОГНАННЫЕ - получаемые при отгонке масел из сырых торфяных дегтей (смол). ДЕГТИ ТОРФЯНЫЕ СОСТАВЛЕННЫЕ - получаемые из торфяного пека, разжиженного тяжелым торфяным или каменноугольным маслом, сырым каменноугольным жидким дегтем, нефтяными крекинг-остатками и т.п. и применяемые для строительства оснований и дорожных одежд на дорогах IV-V категорий. ДЕГТИ ТОРФЯНЫЕ СЫРЫЕ - получаемые при деструктивном разложении торфа. ДЕГТЕБЕТОН (дегтевой бетон) - дегтебетонная смесь, уложенная на основание для устройства дегтебетонного покрытия, и надлежащим образом уплотненная. ДЕЗИНТЕГРАТОР - машина для измельчения минеральных материалов. ДЕТАЛИ (строительные) - продукция промышленности или производственного предприятия строительной организации, в виде элементов сборных конструкций (балки, плиты и т.п.) дорожных сооружений, возводимых путем сборки и монтажа, отвечающих проектным требованиям, а иногда и ГОСТам. ДЕТОНАЦИЯ - распространение взрыва, обусловленное прохождением ударной волны по взрывчатому веществу и протекающее для него при данном его состоянии и определенных условиях, с постоянной сверхзвуковой скоростью (порядка нескольких тысяч метров в секунду). ДЕФОРМАЦИЯ - изменение формы или размеров тела или того и другого без изменения массы. ДЕФОРМАЦИЯ В ТОЧКЕ ЛИНЕЙНАЯ ПО ЗАДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ - предел отношения изменения расстояния между заданной точкой и точкой в ее окрестности к расстоянию между ними, если последнее стремится к нулю. ДЕФОРМАЦИЯ В ТОЧКЕ УГЛОВАЯ - изменение прямых углов выделенного у точки бесконечно малого параллелепипеда. ДЕФОРМАЦИЯ ДОПУСКАЕМАЯ - принимаемая возможной при проектировании. ДЕФОРМАЦИЯ ОСТАТОЧНАЯ - остающаяся после устранения действующих на тело сил. ДЕФОРМАЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ (λ) - применительно к дорожным одеждам отношение допускаемой остаточной деформации (l) к диаметру круга (D), равновеликого по площади следу колеса расчетного автомобиля. ДЕФОРМАЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ - остаточная деформация без макроскопических нарушений сплошности материала от воздействия внешних сил. ДЕФОРМАЦИЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ - приводящая сооружение к предельному состоянию. ДЕФОРМАЦИЯ РАЗРУШАЮЩАЯ - приводящая материал к макроскопическому разрушению. ДЕФОРМАЦИЯ УПРУГАЯ - исчезающая после устранения действующих на тело сил. ДЕФОРМАЦИЯ УПРУГО-ПЛАСТИЧЕСКАЯ - совокупность упругой и пластической деформации материала от действия внешних сил. ДЕФОРМАЦИЯ УПРУГО-ВЯЗКАЯ (эластичная) - возникающая в покрытии от действия автомобиля, обратимая, но не мгновенно, как деформации упругих тел, а постепенно, за счет влияния вязкости материала. ДИАБАЗЫ - изверженные излившиеся мелкозернистые полнокристаллические горные породы зеленовато-серого цвета, отличающиеся высокой прочностью, состоящие из плагиоклаза, авгита или оливина, роговой обманки и других минералов. ДИНАМИТ - желатинообразное нитроглицериновое взрывчатое вещество. ДИОРИТЫ - магматические глубинные горные породы кристаллического зернистого строения, состоящие из плагиоклаза, одного или нескольких цветных минералов. ДИСПЕРГИРОВАНИЕ - тонкое измельчение твердых или жидких тел в данной среде, в результате которого повышается дисперсность и образуется дисперсионная система. ДИСПЕРСИЯ - общее название двух- или многофазных систем, причем в дисперсной среде (вода, растворитель) распределена дисперсная фаза в состоянии различной степени дисперсности. Ссылка на страницу: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог Теги: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |