13:49 Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог | |
КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА - условное измерение общего запаса прочности; в методах расчета по разрушающим нагрузкам получаемое через отношение разрушающей нагрузки к действующей; в методах расчета по допускаемым напряжениям - через отношение напряжения, признаваемого опасным, к действительному напряжению. КОЭФФИЦИЕНТ ЗАЛОЖЕНИЯ - отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции (заложение откоса), характеризующее крутизну откоса. КОЭФФИЦИЕНТ ИЗНОСА ПОКРЫТИЯ (Кизн) - относительный показатель состояния слоя износа по толщине, определяющий необходимость проведения среднего ремонта, представляющий отношение величины износа покрытия к толщине покрытия, рассчитываемый на износ. КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ (Кинт) - относительный показатель соответствия дороги расчетной интенсивности, определяющий необходимость реконструкции дороги, представляющий отношение фактической суточной интенсивности движения к наибольшей интенсивности движения, установленной для данной категории дороги СНиПом. КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ (ТОННАЖА) АВТОМОБИЛЯ (Кгр) - отношение фактической загрузки автомобиля (Тср) и его паспортной грузоподъемности (Т). Служит для оценки степени использования автотранспорта по его грузоподъемности. КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЕГА АВТОМОБИЛЯ (Кпр) - отношение фактического пробега с грузом (Lф) к общему пробегу (L). Служит для оценки степени использования автотранспорта по его пробегу. КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИНЫ (АВТОМОБИЛЯ) ВО ВРЕМЕНИ (Кисп) - отношение фактического рабочего времени (Тф) к общему времени нахождения на работе (Т). Служит для оценки степени использования автомобильного или машинного парка по времени. КОЭФФИЦИЕНТ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ (Ккм) - отношение объема полностью механизированных (Qкм) к общему объему данного вида работ (Q). КОЭФФИЦИЕНТ МЕХАНИЗАЦИИ (Кмех) - отношение объема работ, выполненных механизированным способом к общему объему работ. КОЭФФИЦИЕНТ МОРОЗОСТОЙКОСТИ - отношение показателя прочности образца материала или горной породы в водонасыщенном состоянии до определения морозостойкости к прочности образца после испытания его морозостойкости. КОЭФФИЦИЕНТ ОДНОРОДНОСТИ - коэффициент, учитывающий изменчивость показателя прочности строительных материалов. КОЭФФИЦИЕНТ ОТНОСИТЕЛЬНОГО УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА [коэффициент переуплотнения грунта] - отношение объема грунта, взятого в резерве к объему того же грунта в насыпи, характеризующее плотность грунта в насыпи по сравнению с плотностью его в резерве. КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕГРУЗКИ - учитывающий возможные отклонения нагрузки. КОЭФФИЦИЕНТ ПОВТОРНОСТИ - учитывающий при расчете нежестких дорожных одежд повторяемость нагрузок (в зависимости от числа полос движения) и динамичность нагрузки с учетом расчетной приведенной интенсивности движения. КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ - величина, характеризующая совершенство любой системы по отношению к какому-либо протекающему в ней процессу превращения или передачи энергии, определяемая как отношение полезной работы, к работе, затраченной на приведение в действие. КОЭФФИЦИЕНТ ПОПЕРЕЧНОЙ СИЛЫ - отношение величины горизонтальной поперечной силы, стремящейся сдвинуть автомобиль на кривой или на поперечном уклоне покрытия в сторону, к горизонтальным сопротивляющимся силам. КОЭФФИЦИЕНТ ПОПЕРЕЧНОГО СЦЕПЛЕНИЯ (φ2) - часть общего коэффициента сцепления, соответствующая движению колеса под углом к плоскости вращения, когда колесо одновременно вращается и скользит вбок. КОЭФФИЦИЕНТ ПОРИСТОСТИ ГРУНТА (ε) - отношение объема пустот к объему твердой фазы грунта. КОЭФФИЦИЕНТ ПРОДОЛЬНОГО СЦЕПЛЕНИЯ (φ1) - часть общего коэффициента сцепления, соответствующая началу пробуксовывания или проскальзывания колеса при его качении в плоскости движения без боковой силы. КОЭФФИЦИЕНТ ПУАССОНА - абсолютная величина отношения поперечного относительного укорочения (удлинения) к относительному продольному удлинению (укорочению) при простом растяжении (сжатии) прямого стержня в пределах применимости закона Гука. КОЭФФИЦИЕНТ ПУЧЕНИЯ - отношение высоты подъема покрытия при пучении к глубине промерзания земляного полотна и дорожной одежды. КОЭФФИЦИЕНТ РАЗМЯГЧЕНИЯ - отношение показателя прочности образца материала или горной породы, насыщенного водой, к показателю прочности в сухом его состоянии. КОЭФФИЦИЕНТ РАЗРЫХЛЕНИЯ - отношение первоначального объема грунта в условиях естественного залегания к объему насыпного грунта. КОЭФФИЦИЕНТ СБЕГА - весовое отношение между группами зерен различной крупности, размер которых относится как 1:2. КОЭФФИЦИЕНТ СКОЛЬЗКОСТИ (Кск) - отношение фактического коэффициента сцепления (φф) к минимально необходимому для повышения безопасности движения; характеризует состояние покрытия по степени сцепления. КОЭФФИЦИЕНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ СДВИГУ - отношение усилия, вызывающего сдвиг к нормальному давлению. КОЭФФИЦИЕНТ СЛУЖБЫ ДОРОГИ (Ксл) - относительный показатель эксплуатационных качеств дороги по степени обеспечения расчетной (или технической) скорости движения. КОЭФФИЦИЕНТ СНИЖЕНИЯ ПРОЧНОСТИ (Кпр) - относительный показатель прочности дорожной одежды по отношению к первоначальной, определяющий необходимость проведения капитального ремонта. КОЭФФИЦИЕНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ КАЧЕНИЮ (f) - отношение суммарного сопротивления качению всех колес автомобиля к его весу. КОЭФФИЦИЕНТ СЦЕПЛЕНИЯ (φ) - отношение величины окружного тягового усилия, на ободе ведущего колеса к вертикальной нагрузке на колесо, при котором начинается проскальзывание (пробуксовывание) колеса; служит для оценки условий движения автомобиля. КОЭФФИЦИЕНТ ТЕКУЧЕСТИ - величина, обратная динамической вязкости (м2/н·сек). КОЭФФИЦИЕНТ ТЕПЛОУСТОЙЧИВОСТИ (Кт) - отношение предела прочности образцов смеси при сжатии при температуре +20° к пределу прочности при +50°; характеризует асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны по их теплоустойчивости при повышенной температуре. КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕБУЕМЫЙ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА - наименьшее значение коэффициента уплотнения, выраженное в долях от наибольшей плотности грунта при стандартном уплотнении. КОЭФФИЦИЕНТ УДЛИНЕНИЯ - отношение сумм фактических длин вариантов приложения трассы в плане к длине воздушной линии. КОЭФФИЦИЕНТ УПЛОТНЕНИЯ - отношение первоначального объема материала к его объему после уплотнения. КОЭФФИЦИЕНТ УПЛОТНЕНИЯ (СТАНДАРТНОГО) ГРУНТА - отношение фактической плотности грунта в насыпи к наибольшей плотности грунта, определяемой при стандартном уплотнении; характеризует требование к плотности грунта и степень его уплотнения. КОЭФФИЦИЕНТ УСТОЙЧИВОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА - условный коэффициент дополнительного запаса устойчивости в методе расчета по предельным состояниям, представляющий отношение сил или их моментов, удерживающих насыпь или горный склон, к силам или моментам их сдвигающих, вычисленных с учетом коэффициентов перегрузки и однородности. КОЭФФИЦИЕНТ ФИЛЬТРАЦИИ - скорость фильтрации при гидравлическом градиенте, равном единице. КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ - отношение величины ежегодного экономического эффекта, получаемого при эксплуатации дороги, к величине капитальных вложений, затраченных на ее строительство или реконструкцию. КРАН АВТОМОБИЛЬНЫЙ [автокран] - стреловой кран, смонтированный на шасси грузового автомобиля, используемый для погрузо-разгрузочных и монтажных работ. КРАН ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ - машина прерывного действия, предназначенная для перемещения груза по вертикали и по горизонтали в радиусе ее действия. КРАН КАБЕЛЬНЫЙ (кабель-кран) - грузоподъемный кран, представляющий собой однопролетную канатную дорогу, по несущему канату которой перемещают грузовую тележку. КРАСКОПУЛЬТ - аппарат для механизированного нанесения через форсунки под давлением воздуха маловязких водно-меловых и водно-известковых красочных составов и лаков при отделочных работах. КРИВАЯ В ПЛАНЕ - кривая, сопрягающая два прямолинейных участка дороги в плане, выполняемая по дуге круга или иной плавной кривой. КРИВАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ - предусматриваемая в местах резких изменений (переломов) проектной линии продольного профиля для обеспечения видимости и повышения безопасности движения, а также для устранения толчков и создания большей плавности движения. КРИВАЯ ВОГНУТАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ - обращенная выпуклостью вниз, устраиваемая для устранения толчков и создания большей плавности движения, а также улучшения видимости ночью при свете фар. КРИВАЯ ВЫПУКЛАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ - обращенная выпуклостью кверху, устраиваемая для обеспечения видимости и повышения безопасности движения. КРИВАЯ ПЕРЕХОДНАЯ - устраиваемая на сопрягаемых кривых малого радиуса, в целях создания более удобных условий движения, с переменным радиусом, постепенно уменьшающимся от радиуса, равного бесконечности (для прямой линии) до величины радиуса круговой кривой. КРИВАЯ КОМПРЕССИОННАЯ - выражающая зависимость между коэффициентом пористости грунта и давлением на грунт при сжимаемости грунта в условиях невозможности бокового расширения. КРИВАЯ КОНСОЛИДАЦИИ - характеризующая скорость деформации грунта по зависимости деформаций грунта при постоянной нагрузке от продолжительности ее действия. КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ - процесс образования кристаллов при переходе вещества из термодинамически менее устойчивого состояния в более устойчивое. КРОМКА - край дорожной одежды проезжей части. КУМУЛЯТИВНЫЙ ЭФФЕКТ (кумуляция) - существенное повышение местного (пробивного, дробящего) действия взрыва заряда взрывчатого вещества в определенном направлении. Л ЛАНДШАФТ - исторически сложившийся в результате действия природы и людей комплекс рельефа, подстилающих горных пород, поверхностных и грунтовых вод, почв и растительности. ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ [ландшафтирование] - целесообразное приложение дороги в увязке с рельефом и характером местности. ЛАТЕКС природный - млечный сок каучуконосных растений с содержанием свыше 30 % каучука; синтетический л. - водная дисперсия каучукоподобных высокомолекулярных веществ. ЛАКИ - растворы синтетических, реже природных смол и препарированных растительных масел с добавкой сиккативов и пластификаторов. ЛАК-ЭТИНОЛЬ - пленкообразующий материал, раствор высокополимеров ацетилена в ксилольной фракции, стабилизированный древесно-смоляным антиокислителем. ЛЕДОРЕЗ - отдельное сооружение или часть промежуточной опоры, служащее для защиты моста и других сооружений от удара льдин путем восприятия их ударов наклонным режущим ребром, обращенным против течения реки. ЛЕНТА БОРДЮРНАЯ - поставленный вдоль проезжей части ряд естественных или искусственных каменных материалов, служащий для укрепления кромки дорожной одежды и улучшения ее видимости. ЛЁССЫ - крупнопористые, неслоистые пылеватые грунты, палево-желтого цвета, богатые карбонатами кальция и магния, хорошо удерживающиеся в естественном сложении в вертикальных откосах. ЛИГРОИН (тяжелый бензин) - нефтяной продукт промежуточный по своим свойствам между бензином и керосином. ЛИНИЯ ВОЗДУШНАЯ - линия, соединяющая по кратчайшему направлению пункты, обязательные для прохождения трассы дороги. ЛИНИЯ НАИМЕНЬШЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ (w) - кратчайшее расстояние от центра сосредоточенного заряда до обнаженной поверхности горной породы. ЛИНИЯ ПРОЕКТНАЯ [красная линия] - соответствующая проектным отметкам оси или бровки дороги. ЛОТОК - боковая канава небольшой глубины треугольного или овального поперечного профиля. ЛОТОК ПЕРЕПУСКНОЙ - лоток с пологими, несколько углубленными мощеными откосами, устраиваемый при малой интенсивности движения на пересечении периодически действующих водотоков с глубиною воды не более 0,2 м для пропуска воды поверх проезжей части. ЛЮМЕН (лм) - единица измерения светового потока, который при силе света в 1 св равномерно испускается внутрь телесного угла в 1 стер. ЛЮКС (лк) - единица измерения освещенности поверхности, которая получает равномерно распределенный по ней световой поток в 1 лм на площадь 1 м2. ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ - свечение тел, вызванное внешним излучением, падающим на тело, химическими процессами и т.п. М МАГИСТРАЛЬ АВТОМОБИЛЬНАЯ [автострада, автотрасса, автомагистраль] - автомобильная дорога большого протяжения, соединяющая между собой наиболее важные районы страны, предназначенная для автомобильных перевозок на значительные расстояния. МАНОМЕТР (вакуумметр) - прибор для измерения гидростатического давления. МАРКА ЦЕМЕНТА - показатель цемента по пределу прочности образцов стандартных размеров при сжатии (кг/см2), изготовленных из нормального раствора, подвергшихся стандартному уплотнению и хранившихся в определенных условиях в течение 28 суток (для глиноземистого и быстротвердеющего цемента - 3 суток). МАРКА ЦЕМЕНТОБЕТОНА ДОРОЖНОГО - оценка дорожного цементобетона по пределу прочности на растяжение при изгибе цементобетонных балок стандартного размера (кг/см2), изготовленных из цементобетонной смеси и хранившихся при температуре +20° (±5°) во влажных условиях (с относительнойвлажностью 90 %) в течение 28 суток. МАРКА ЦЕМЕНТОБЕТОНА СТРОИТЕЛЬНОГО - оценка цементобетона по пределу прочности (или другим показателям) бетонных образцов стандартных размеров, изготовленных из цементобетонной смеси и хранившихся при температуре +20° (±5°) во влажных условиях (с относительной влажностью 90 %) в течение 28 суток МАСЛО - разжижающая дисперсная среда в битуме или дегте, обладающая незначительной вязкостью по сравнению с другими компонентами битума или дегтя. МАСЛА ДОРОЖНЫЕ - остаточные масла, получаемые из. асфальтовых нефтей после отгона легких дистиллятов (бензина, керосина) и из полуасфальтовых - после глубокого отбора дистиллятов (бензина, части легких масел). МАСЛО АНТРАЦЕНОВОЕ [каменноугольное масло] - продукт перегонки сырого каменноугольного дегтя при 280-350° С. МАСЛО КАМЕННОУГОЛЬНОЕ - масляные погоны, получаемые при перегонке сырого каменноугольного дегтя (смолы). МАССА (м в кг) - физическая характеристика материи, являющаяся выражением и мерой одновременно гравитационных свойств материи и ее инерционных свойств сохранять приобретенное движение или состояние покоя. МАСТЕР ДОРОЖНЫЙ (ДМ) [мастер дистанционный] - технический и хозяйственный руководитель работ по текущему ремонту и содержанию на вверенной ему дистанции, имеющий в подчинении ремонтеров. МАСТЕР ЛИНЕЙНЫЙ (ЛМ) - мастер, осуществляющий надзор за дорогой и охрану дорожных сооружений, а также неотложные работы по патрульному содержанию при бригадной системе организации дорожно-ремонтной службы. МАСТИКА - битумная или дегтевая смесь минерального порошка с битумом или дегтем, применяемая для заполнения температурных швов и трещин в бетоне и для приклеивания гидроизоляционных материалов. МАСТИКА АСФАЛЬТОВАЯ [асфальт] - смесь асфальтового или другого минерального порошка с природным или нефтяным битумом, приготовленная в определенных условиях при нагревании составных материалов, отформованная в виде плит весом около 20 кг. МАСШТАБ - отношение длины данной линии, изображенной на чертеже, плане или карте, к длине ее в натуре. МАСШТАБ ЛИНЕЙНЫЙ - уменьшение на чертеже всех размеров в одно и то же число раз по отношению к натуре. МАТЕРИАЛЫ - собирательный термин, обозначающий не только собственно материалы - добытые естественные продукты природы (горная масса, камень, лес и т.п.), идущие в переработку, а и все разнообразные материальные ресурсы, необходимые для строительства и ремонта дорожных сооружений (материалы, полуфабрикаты, детали и изделия). МАТЕРИАЛЫ ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНЫЕ - разновидности карьерных гравийных материалов, содержащие песчаных зерен более 50 % и гравийных - не менее 20 %. МАТЕРИАЛЫ ЗАБОЕЧНЫЕ - негорючие материалы, служащие для заполнения незаряженной части зарядной камеры. МАТЕРИАЛЫ МИНЕРАЛЬНЫЕ [каменные, инертные наполнители] - собирательное название различных природных (щебень, гравий и др.) и искусственных (шлак и др.) каменных и камневидных материалов и полуфабрикатов, применяемых для устройства дорожных одежд и сооружений. МАТЕРИАЛЫ ПЛЕНКООБРАЗУЮЩИЕ - жидкие и разжиженные материалы, распределяемые по свежеуложенному и уплотненному цементобетону при уходе за ним, плотно сцепляющиеся с покрытием, недопускающие испарения воды и предохраняющие этим бетон от высыхания; к ним относят - лак-этиноль, битумные эмульсии, жидкие битумы и другие материалы. МАТЕРИАЛЫ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЕ [абразивные] - минеральные материалы, применяемые при обледенении покрытий для уменьшения их скользкости (песок, шлак и т.п.) и для облегчения удаления ледяной корки (хлористый кальций и др.). МАШИНЫ - совокупность механизмов (двигательного, передаточного и исполнительного), осуществляющих определенные целесообразные движения для замены ручного труда и разделяемые на машины-двигатели (для преобразования энергии), машины-орудия (для производства работ) и кибернетические машины (для сбора, передачи, хранения, обработки и использования информации). МАШИНЫ АВТОМАТИЧЕСКИЕ (автоматы) - самостоятельно осуществляющие все рабочие и все вспомогательные движения рабочего цикла, включая управление этим движением; рабочий только контролирует и регулирует их работу. МАШИНЫ БЕТОНООТДЕЛОЧНЫЕ - самоходные, предназначенные для механизации всех операций, выполняемых при разравнивании, уплотнении и отделке (выглаживании, затирке) цементобетонной смеси, уложенной на основание (дороги или аэродрома). МАШИНЫ БУРИЛЬНЫЕ [бурстолбостав] - машины, предназначенные для копания ям (скважин цилиндрической формы) под установку столбов линии связи, дорожных знаков, а также дорожных надолб, столбовых фундаментов и других, иногда снабженные подъемным оборудованием для установки столбов (бурильно-крановые машины). МАШИНЫ БУРОВЫЕ (перфораторы) - поршневые пневматические машины, предназначенные для ударного бурения шпуров в породах слабых и средней крепости. МАШИНЫ ВИБРАЦИОННЫЕ УПЛОТНЯЮЩИЕ - предназначенные для уплотнения несвязных грунтов, гравийных, щебеночных и др. рыхлых материалов вибрированием. Ссылка на страницу: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог Теги: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |