13:50 Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог | |
СВАЯ - деревянный, железобетонный или стальной стержень круглого, кольцевого, прямоугольного или иного сечения, обычно с заостренным нижним концом, погружаемый в грунт для передачи давления от сооружения на нижележащий более плотный слой грунта или на окружающий грунт за счет сил трения. СВЕТОФОР - светосигнальный прибор для регулирования движения. СВЕЧА (св) -единица измерения силы света, значение которой принимают таким, чтобы яркость полного излучателя при температуре затвердевания платины была равна 60 св на 1 см2 (ГОСТ 9867-61). СВИЛЕВАТОСТЬ - волнистое или путаное расположение волокон в древесине, считаемое пороком конструктивной древесины. СДВИГ ПОКРЫТИЯ - разновидность деформаций и разрушений дорожного покрытия при перемещении материала верхнего слоя, под воздействием горизонтальных усилий от колес автомобиля, по нижнему слою или основанию, с которым верхний слой не имеет достаточного сцепления. СЕЛИ - внезапный и кратковременный поток, выносящий из горных ущелий большое количество грунта и крупных каменных глыб. СЕТКА ТАРИФНАЯ - шкала, состоящая из определенного числа тарифных разрядов с соответствующей ставкой для первого разряда и тарифных коэффициентов к ставкам других разрядов. СЕРПЕНТИНА - кривая, описываемая с внешней стороны угла, в котором сопрягаются оси прямых участков дороги, применяемая при развитии линии на крутых горных склонах. СИЕНИТЫ - изверженные глубинные равномерно кристаллические горные породы, состоящие из полевых шпатов (до 15 %) темноцветных минералов. СИЛА ТЯЖЕСТИ - сила притяжения тела к Земле, определяемая в единицах силы (н). СИЛИКАЛЬЦИТ - искусственный камень, получаемый в результате помола кварцевого песка и смешения его с воздушной известью с последующей доформовкой и обработкой в автоклаве под давлением 12 атм. СИЛИКАТ НАТРИЯ (растворимое стекло) [жидкое стекло] - вяжущий материал, применение которого основано на разложении его при обработке пористых минеральных материалов; получаемый при сплавлении в стекловарочных печах при температуре 1300-1400° кварцевого песка с содой или сульфатом натрия. СИЛИКАТИРОВАНИЕ - способ закрепления грунтов и рыхлых минеральных материалов последовательной обработкой их коллоидным раствором жидкого стекла и затем раствором кремнефтористого натрия. СИНЕВА - порок древесины, встречающийся на всех породах и характеризующийся ненормально синевато-серой окраской заболонной древесины. СИСТЕМА ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ - совокупность единиц измерения, охватывающих все или только некоторые области измерения (механические, электрические, тепловые и др.). СИСТЕМА ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ (СИ) - единая система единиц измерения физических величин, введенная в СССР с 1.1. 1963 г. ГОСТ 9867-61 «Международная система единиц». СИСТЕМА МЕР МЕТРИЧЕСКАЯ - система единиц измерения длин, площадей, объемов, вместимостей и масс, в основание которой положены две единицы - метр и килограмм. СИСТЕМЫ ДИСПЕРСНЫЕ - физико-химические системы, состоящие не менее чем из двух фаз, разделенных сильно развитой поверхностью: одна из фаз - дисперсная, распределена в виде частиц весьма малых размеров, в другой - наружной, непрерывной дисперсионной среде. СКВАЖИНА - искусственное цилиндрическое углубление в горной породе, диаметром более 75 мм при глубине до 5 м и любого диаметра при глубине более 5 м, служащее для помещения заряда взрывчатого вещества при производстве буровзрывных работ. СКЛАДЫ - сооружения и устройства для хранения, учета и выдачи всех материальных ценностей на строительстве, в виде закрытых помещений, навесов, штабелей под открытым небом и специальных помещений (битумохранилища и т.п.). СКЛАДЫ ПРИОБЪЕКТНЫЕ - устраиваемые непосредственно вблизи мест использования материалов на дороге или на территории производственных предприятий. СКЛАДЫ ПЕРЕВАЛОЧНЫЕ - устраиваемые у железнодорожных станций или у пристаней для приемки и временного хранения грузов и материалов, прибывающих по железной дороге или по воде, с учетом дальнейшей отправки. СКЛАДЫ ЦЕМЕНТНЫЕ - закрытые склады с полами, изолированными от проникновения сырости, закромного, бункерного и силосного типа для хранения цементов раздельно по сортам и маркам. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ РАСЧЕТНАЯ - скорость движения автомобилей при нормальных условиях сцепления в сухую погоду, обеспечиваемая дорогой и принимаемая для расчета геометрических элементов дороги, назначаемая по СНиП в соответствии с категорией дороги. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ - скорость, измеряемая количеством километров, проходимых автомобилем в среднем за час движения. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ - условная средняя скорость, за все время пребывания подвижного состава в наряде, определяемая отношением количества пройденных автомобилем километров ко времени наряда с учетом всех простоев на линии. СКОРОСТЬ СООБЩЕНИЯ - отношение пройденного автобусом пути ко времени, затраченному на движение и стоянки в промежуточных пунктах для посадки и высадки пассажиров. СКОТОПРОГОНЫ - малые инженерные сооружения (мосты, трубы), приспособленные для прогона через дорогу (под ее проезжей частью) стад и табунов. СКРЕПЕРЫ - землеройные прицепные, полуприцепные и самоходные машины цикличного действия, с рабочим органом в виде ковша, предназначенные для разработки грунтов, транспортирования и послойной укладки их в земляное сооружение или отвал с разравниванием и частичным уплотнением. СКТН-1 - полисилоксановый каучук, введение 3-4 капель которого в котел с битумом емкостью 10-12 т прекращает вспенивание битума. СЛАНЦЫ - метаморфические горные породы, характеризующиеся параллельным расположением частиц (сланцеватостью), в зависимости от состава именуемые: гнейсовые, роговообманковые, пироксеновые, слюдяные, глинистые и др. СЛАНЦЫ ГОРЮЧИЕ - глинистые песчанистые и известковистые горные породы, обладающие горючими свойствами вследствие присутствия в них продуктов разложения органических веществ. СЛЕЖИВАЕМОСТЬ - способность измельченных материалов под влиянием давления собственных пластов переходить в более или менее монолитную массу. СЛОЙ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ - слой из обработанного вяжущим грунта, устраиваемый на некоторой глубине от дорожной одежды для преграждения доступа капиллярной воде и уменьшения увлажнения верхней части земляного полотна; также слой грунта в естественных условиях напластования, не допускающий воду, на котором происходит скопление грунтовой воды, а на уклонах сползает оползень. СЛОЙ ВЫРАВНИВАЮЩИЙ - дополнительный слой покрытия, устраиваемый для выравнивания основания или придания ему проектного поперечного профиля. СЛОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОСНОВАНИЯ - нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное полотно, также функции морозоустойчивого, дренирующего и др. СЛОЙ ДРЕНИРУЮЩИЙ - дополнительный слой основания, устраиваемый из хорошо фильтрующихматериалов, предназначенный для сбора и последующего отвода воды, поступающей в основание, для предохранения его и верхней части земляного полотна от переувлажнения. СЛОЙ ЗАМЫКАЮЩИЙ - самый верхний слой, устраиваемый на усовершенствованном облегченном покрытии для придания ему водонепроницаемости и шероховатости. СЛОЙ ЗАЩИТНЫЙ - устраиваемый на покрытии на время его формирования для придания водонепроницаемости и увеличения сцепления между материалами на его поверхности. СЛОЙ ИЗНОСА - верхний конструктивный слой покрытия, предназначенный для восприятия непосредственного воздействия колес автомобилей и природных факторов и заменяемый при среднем и капитальном ремонтах по мере его разрушения (износа). СЛОЙ КАПИЛЛЯРОПРЕРЫВАЮЩИЙ - прослойка из крупного щебня или гравия устраиваемая в земляном полотне для недопущения подъема капиллярной воды. СЛОЙ МОРОЗОУСТОЙЧИВЫЙ [морозозащитный] - дополнительный слой основания, устраиваемый под дорожной одеждой на всю ширину земляного полотна из морозоустойчивых и хорошо фильтрующих материалов при необходимости предохранения дорожной одежды от неравномерного сезонного вспучивания, а также для сбора и последующего отвода воды, поступающей в основание проезжей части. СЛОЙ ПОДСТИЛАЮЩИЙ - дополнительный слой основания, устраиваемый из материалов меньшей прочности, чем для основания. СЛОЙ ПРОТИВОЗАИЛИВАЮЩИЙ - слой из торфа, высевок и других тонкопористых материалов, предназначенный для предохранения располагаемого на нем основания или дополнительного слоя основания от проникания грунта из земляного полотна. СЛОЙ СВЯЗУЮЩИЙ [биндер] - нижний слой двухслойного асфальто- (дегте)- бетонного покрытия, предназначенный для восприятия нагрузок и обеспечения связи покрытия с основанием. СЛОЙ ТЕПЛОИЗОЛИРУЮЩИЙ - дополнительный слой основания, устраиваемый из теплоизолирующих материалов (шлак, торфоплиты, и др.) в целях снижения глубины промерзания и предохранения этим верхней части земляного полотна от переувлажнения. СЛУЖБА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ ДОРОГ [эксплуатационная служба] - дорожные подразделения, на которые возложено проведение работ по содержанию и ремонту дорожных сооружений. СМЕСИ - общее название дорожных материалов и полуфабрикатов в виде различных минеральных материалов, подобранных по крупности, смешанных с каким-либо вяжущим или без него. СМЕСИ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ВЯЖУЩИМИ - различные виды дорожных полуфабрикатов, разделяемые на группы в зависимости от примененного вяжущего (битума, дегтя, цемента и т.п.), крупности минерального материала (крупнозернистые, среднезернистые, мелкозернистые и песчаные), способа уплотнения (литые, укатываемые), температуры приготовления и укладки смеси (горячие, теплые, холодные), требовании к материалам и смесям (асфальтобетонные, битумоминеральные и т.п.). СМЕСИ ГОРЯЧИЕ - смеси, изготовляемые из минеральных материалов с органическими вяжущими в установках с подогревом всех составляющих до температуры 130-180° и укладываемые сразу после изготовления (при температуре 100-150°). СМЕСИ ТЕПЛЫЕ - смеси, изготовляемые из минеральных материалов с органическими вяжущими малой вязкости в установках с подогревом всех составляющих до температуры 80-120° и укладываемые при температуре 50-110°. СМЕСИ ХОЛОДНЫЕ - смеси, изготовляемые из минеральных материалов с органическими вяжущими в установках или смешением на дороге как с подогревом всех составляющих при изготовлении их в установке, так и без подогрева минеральных материалов, но с подогревом органических вяжущих (кроме эмульсий), укладываемые при температуре наружного воздуха, допускающие хранение на складе длительное время. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ (ИЛИ ДЕГТЕБЕТОННЫЕ) [асфальтовые] - рационально подобранные по плотности смеси минеральных материалов (щебня или дробленого гравия, песка и минерального порошка) с битумом (или дегтем). В зависимости от наибольшей крупности минерального материала, различают смеси: песчаные (до 5 мм), мелкозернистые (до 15 мм), среднезернистые (до 25 мм) и крупнозернистые (до 40 мм): в зависимости от способа приготовления различают смеси: горячие, теплые и холодные. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ЛИТЫЕ [литой, мастичный, синтетический асфальты] - разновидность горячих мелкозернистых асфальтобетонных смесей с повышенным содержанием битума (на 0,5 % больше объема пустот в уплотненной минеральной части смеси), обладающие повышенной пластичностью и легко уплотняемые ручными инструментами. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ (ИЛИ ДЕГТЕБЕТОННЫЕ) ПЕСЧАНЫЕ - [песчаный асфальт] - асфальтобетонные смеси, в которых наибольшим по крупности минеральным материалом является песок. СМЕСИ БИТУМО(ДЕГТЕ)-ГРУНТОВЫЕ [грунт-асфальт] - песчаные или супесчаные природные грунты оптимального по плотности гранулометрического состава, обработанные битумом (дегтем). СМЕСИ БИТУМО (ДЕГТЕ)-МИНЕРАЛЬНЫЕ - смеси с битумом (или дегтем) разных минеральных материалов различной крупности, отличающиеся от асфальтобетонных (дегтебетонных) содержанием минеральных материалов, не отвечающих техническим требованиям на материалы для асфальтобетонных (или дегтебетонных) смесей, или отсутствием в них минерального порошка СМЕСИ ЛАТЕКСЦЕМЕНТНЫЕ - разновидность полимерцементных смесей, в которых в качестве вяжущего, кроме цемента, применен натуральный или синтетический латекс. СМЕСИ ПОЛИМЕРЦЕМЕНТНЫЕ - разновидность цементобетонных смесей, в которых кроме обычных материалов применено и полимерное вяжущее. СМЕСИ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОПТИМАЛЬНЫЕ - наилучшие смеси из данных материалов, удовлетворяющие предъявляемым к ним требованиям по плотности, зерновому составу и др. СМЕСИ ОПТИМАЛЬНЫЕ ГРАВИЙНЫЕ - естественные или приготовленные из зерен гравия и песка, с содержанием пылеватых и глинистых частиц определенного зернового состава, по принципу наибольшей плотности. СМЕСИ ОПТИМАЛЬНЫЕ ГРУНТОВЫЕ - искусственные смеси грунтов или естественный грунт, отличающиеся наибольшей плотностью, с определенным содержанием песчаных зерен, пылеватых и глинистых частиц. СМЕСИ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ (бетонные) - рационально подобранные смеси минеральных материалов (щебня или гравия и песка) с цементом и водой, при определенном водоцементном отношении и консистенции, обеспечивающие получение цементобетона требуемой прочности и долговечности. СМЕСИТЕЛИ - машины стационарные, полустационарные и передвижные для приготовления бетонных и других смесей и обработки минеральных материалов вяжущими. СМЕТА (и сметно-финансовый расчет) - расчет затрат при определении потребности в денежных средствах, в трудовых и материальных ресурсах для осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта дорог, мостов и др. дорожных сооружений. СМЕШЕНИЕ В УСТАНОВКЕ - способ приготовления смеси или обработанного вяжущими минерального материала с вяжущим в установке - самоходной на дороге или стационарной, установленной на базе. СМЕШЕНИЕ НА ДОРОГЕ - способ устройства покрытия или основания из минеральных материалов, обрабатываемых вяжущим путем их перемешивания на земляном полотне или на основании. СМОЛА - дисперсионная среда в битуме, представляющая собой высокомолекулярные соединения углеводородов, растворяемые в бензине, бензоле, хлороформе и обусловливающие вязкопластичные свойства битума, его эластичность. СМОЛЫ (сырые дегти) - естественные и искусственные смеси органических веществ, в большинстве случаев высокомолекулярных соединений, или высококипящие продукты термического разложения органических веществ. СМОЛЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ - искусственные смолы, основные составляющие пластических масс. СМОЛЫ КУМАРОНОВЫЕ - получаемые в процессе полимеризации ненасыщенных соединений, в основном индена и кумарона, содержащихся в сыром бензоле и в фенольной фракции каменноугольной смолы, отвечающие требованиям ГОСТ 9263-59; осветленные применяют для приготовления цветных смесей типа асфальтобетонных и битумоминеральных. СМОЛЫ ФУРФУРОЛОВЫЕ - получаемые осмолением фурфурола при нагревании его с водным раствором едкой щелочи. СМОЛЫ ЭПОКСИДНЫЕ - синтетические смолы, образующиеся при сочетании различных органических соединений, содержащих эпоксидную группу с веществами, имеющими подвижный атом водорода (фенолами, спиртами, аминами). СНАРЯД - совокупность машин, инструментов, приспособлений и т.п., относящихся к какой-либо области техники, ремеслу и т.д. СНАРЯД ЗЕМЛЕСОСНЫЙ - судно технического флота для подводной разработки грунтов и транспортирования их в виде пульпы по трубам. СНАРЯД ЗЕМЛЕЧЕРПАТЕЛЬНЫЙ - судно технического флота для подводной разработки грунтов черпанием, применяемое для дноуглубительных работ. СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ - предохранение дороги от занесения ее снегом путем задержания его вне земляного полотна специальными устройствами. СНЕГОЗАЩИТА ДОРОГИ - приспособления для задержания снега за пределами земляного полотна или продувания его через земляное полотно. СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ ПАТРУЛЬНЫЙ - автомобиль с приспособлением для патрульной очистки дороги от снега слоем до 0,2-0,5 м при курсировании его по дороге на высокой скорости во время снегопада или метели. СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ ТРАКТОРНЫЙ - трактор со сменным оборудованием в виде мощного двухотвального снегового плуга и крыльев для очистки проезжей части от снеговых отложений глубиною от 0,5 до 1,5 м. СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ РОТОРНЫЙ - машина, оборудованная роторным винтом для отбрасывания захватываемого ею снега в сторону от дороги, применяемая для уборки валов или расчистки снеговых отложений, глубиной более 1 м. СНЕГООЧИСТКА - удаление снеговых отложений, образовавшихся на проезжей части и прилегающих к ней частях земляного полотна (обочины, откосы, боковые канавы). СОДЕРЖАНИЕ - ежегодно проводимые работы по поддержанию дорожных сооружений в течение всего года на всем протяжении дороги в чистоте и порядке. СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГИ ЗИМНЕЕ - комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного и удобного движения по дороге в зимнее время СОДЕРЖАНИЕ ПАТРУЛЬНОЕ - система организации работ по содержанию, при которой служебный персонал на самоходных шасси или автомобилях со сменным оборудованием непрерывно движется по дороге и устраняет все, что мешает нормальному движению. СОЛОНЦЫ - грунты, характеризуемые сильным набуханием, большой липкостью и пластичностью; содержат поглощенный натрий СОЛОНЧАКИ - засоленные грунты, содержащие в поверхностных солях в свободном состоянии более 1 % легкорастворимых солей, в основном хлористых, сернокислых и углекислых солей натрия, кальция и магния. СООРУЖЕНИЯ ВОДОПРОПУСКНЫЕ - устраиваемые в местах пересечения автомобильной дороги с реками, оврагами или балками, по которым протекает вода дождевая и от таяния снега. СООРУЖЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫЕ (искусственные) - сооружения различного вида (мосты, тоннели, трубы под насыпями, опоры линий электропередач, промышленные здания и др.), проектируемые и возводимые на основе расчета их на прочность, устойчивость и жесткость. СООРУЖЕНИЯ ФИЛЬТРУЮЩИЕ (насыпи) - каменная отсыпь из одномерного крупного морозостойкого камня в теле земляного полотна, служащая для пропуска сквозь него воды постоянных водотоков или сухих логов. СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ - наука о расчете элементов сооружений и машин на прочность, устойчивость и жесткость. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ ИЗМЕЛЬЧЕНИЮ (износу) - лабораторное испытание образца щебня, гравия и другого рыхлого (минерального) материала в полочном барабане (по ГОСТ 8269-64) для оценки его сопротивляемости измельчению (износа) по величине потери в весе при истирании и окалывании за счет образования зерен и частиц мельче 3 мм СОРБЦИЯ - физико-химический процесс как поверхностного (адсорбция), так и объемного (абсорбция) поглощения газообразных или растворенных веществ твердыми телами или жидкостями из окружающей среды. СОСТАВ ДВИЖЕНИЯ - распределение в процентном отношении всего движения по видам транспортных средств (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили тяжелые, средние и легкие). СОСТАВ ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКИЙ [гранулометрия, механический] - содержание в грунтах, тонкозернистых рыхлых материалах и породах частиц различной крупности (до 0,14 мм), выраженное в процентах от веса исследуемого образца. СОСТАВ ЗЕРНОВОЙ [гранулометрический, механический] - содержание в рыхлых минеральных материалах зерен различной крупности (свыше 0,05 мм), выраженное в процентах от веса исследуемого образца материала. СПИДОМЕТР - прибор, показывающий пройденный автомобилем путь в км и скорость его движения в км/час. СПЛАВИНА - торфяной ковер, плавающий на поверхности воды или сапропеля. СПОСОБ ПОТОЧНЫЙ -организация строительства с применением комплексной механизации и сосредоточением средств производства в подвижных строго специализированных подразделениях (отряды, колонны и т.п.), которые непрерывно передвигаются вдоль трассы дороги, причем каждое подразделение выполняет только определенные виды работ, непрерывно и технологически последовательно, в результате чего обеспечивается ритмичная работа с окончанием подготовленных к сдаче в эксплуатацию равных по длине участков дороги в определенные промежутки времени (смена, рабочий день и т.п.). СПОСОБНОСТЬ НЕСУЩАЯ ДОРОГ - удельная нагрузка при единичном проходе, которую может выдержать покрытие, основание, дорожная одежда в целом и земляное полотно при условии, что деформация не превзойдет определенного предела. Ссылка на страницу: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог Теги: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |