13:50 Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог | |
СПОСОБНОСТЬ ПРОПУСКНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (расчетная) - наибольшее количество единиц подвижного состава, которое может пропустить проезжая часть дороги при непрерывном движении в единицу времени из расчета на одну полосу движения. СПОСОБНОСТЬ ПРОПУСКНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ - фактическое количество единиц подвижного состава, проходящее в единицу времени (в час) по одной полосе движения проезжей части данной дороги в конкретных дорожных условиях и при сложившемся на нем составе движения. СПОСОБНОСТЬ ЦЕМЕНТИРУЮЩАЯ ПОРОДЫ - свойство породы образовывать вместе с водой в тонкоизмельченном состоянии тесто, способное после высыхания приобретать некоторую связанность, оцениваемую по времени разрушения образца, помещенного в воду. СРЕДА ДИСПЕРСИОННАЯ - одна из фаз дисперсной системы, окружающая дисперсное тело, распределенное в ней в виде отдельных твердых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа. СРОК МЕЖРЕМОНТНЫЙ - установленный срок между средними и капитальными ремонтами. СРОК ОКУПАЕМОСТИ - величина, обратная коэффициенту эффективности капитальных вложений, равная отношению разности капиталовложений при экономическом сравнении двух вариантов к величине ежегодной экономии от реализации более дорогого варианта. СРОК СЛУЖБЫ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ - период времени от строительства до первого среднего ремонта или между средними ремонтами. СРОК СЛУЖБЫ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ - период времени от строительства до первого капитального ремонта или между капитальными ремонтами. СРОК СЛУЖБЫ ДОРОГИ - период времени от сдачи построенной дороги в эксплуатацию до ее реконструкции или между реконструкциями. СТАБИЛИЗАТОР - вещество, задерживающее процессы старения или разложения, например, взрывчатого вещества, или повышающее устойчивость золя, предупреждающее его коагуляцию путем увеличения электрического заряда или увеличения сольватной оболочки у коллоидных частиц. СТАВКА ТАРИФНАЯ - величина заработной платы, установленной тарифной системой и выплачиваемой за работу различной квалификации, разделяемой на разряды. СТАНДАРТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕСОЮЗНЫЙ (ГОСТ) - документ, устанавливающий единые технические требования и нормы на строительные материалы, изделия, полуфабрикаты, детали, машины, сооружения и т.п. СТАНОК - машина для обработки металла, дерева и других материалов, название которых связано с неподвижным, и в ряде случаев, тяжелым (чугунным) основанием - станиной, на котором располагают все ее части. СТАНОК БУРОВОЙ - машина для бурения скважин при взрывных работах при разработке и добыче горных пород, а в инженерно-геологических изысканиях - для выяснения состава и свойств грунтов. СТАНЦИЯ КОМПРЕССОРНАЯ - стационарная установка для получения сжатого воздуха на различных производственных предприятиях. СТАРЕНИЕ - изменение свойств материала во времени вследствие внутренних процессов без существенного изменения микроструктуры. СТЕНКИ ОДЕВАЮЩИЕ - сооружения из камня, каменной кладки и других материалов для наружной защиты от размыва водой и обрушения устойчивого откоса. СТЕНКИ ПОДПОРНЫЕ - сооружения из камня, каменной кладки, бетона, железобетона или железобетонных деталей для удержания земляного откоса от сползания или обрушения. СТЕРАДИАН (стер) - телесный угол, вершина которого расположена в центре сферы и который вырезает на поверхности сферы площадь, равную площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы. СТОЙКОСТЬ - свойство материала противостоять в относительной степени определенным повреждениям или изменениям свойств (например, стойкость против изнашивания, против коррозии и т.п.). СТОКС (ст) - единица измерения кинематической вязкости, применяемая в системе СГС (см2/сек). СТРОЙФИНПЛАН - сводный годовой детальный производственный и финансовый план строительной организации, отражающий все стороны ее производственной и хозяйственной деятельности, составленный по широкому кругу показателей. СТРУКТУРА (строение) - взаиморасположение и связь составных частей вещества. СТРУКТУРА БЕТОНА (лучше ТЕКСТУРА) - совокупность особенностей строения бетона - определяемая количеством и качеством минеральных составляющих, их взаимным расположением и характером связей между ними. СТРУКТУРА ГОРНОЙ ПОРОДЫ - совокупность особенностей строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей. СУБЛИМАЦИЯ (возгонка) - процесс непосредственного превращения твердого тела (например, льда) в пар с последующим сгущением до твердого состояния (обычно кристаллическое, например изморозь), минуя при этом стадию плавления - жидкую фазу (в данном примере - вода). СУГЛИНКИ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 17, содержащие от 12 до 25 % глинистых частиц. СУГЛИНКИ ЛЕГКИЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 12, содержащие более 40 % песчаных зерен. СУГЛИНКИ ЛЕГКИЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 12, содержащие менее 40 % песчаных зерен. СУГЛИНКИ ТЯЖЕЛЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 12 до 17, содержащие более 40 % песчаных зерен. СУГЛИНКИ ТЯЖЕЛЫЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 12 до 17, содержащие менее 40 % песчаных зерен. СУГЛИНКИ И СУПЕСИ ГРАВЕЛИСТЫЕ - суглинистые и супесчаные грунты, содержащие 20-50 % окатанных зерен крупнее 2 мм. СУГЛИНКИ И СУПЕСИ ЩЕБЕНИСТЫЕ - суглинистые и супесчаные грунты, содержащие 20-50 % острореберных неокатанных зерен крупнее 2 мм. СУПЕСИ - супесчаные грунты, с числом пластичности от 1 до 7, содержащие 3-12 % глинистых частиц. СУПЕСИ ЛЕГКИЕ - супесчаные грунты, с числом пластичности от 1 до 7, содержащие песчаных зерен более 50 %. СУПЕСИ ЛЕГКИЕ КРУПНЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности от 1 до 7, содержащие песчаных зерен размером 2-0,25 мм более 50 %. СУПЕСИ ПЫЛЕВАТЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности 1-7, содержащие песчаных зерен от 20 до 50 %. СУПЕСИ ТЯЖЕЛЫЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности 1-7, содержащие песчаных зерен менее 20 %. СХВАТЫВАНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЯЖУЩИХ (материалов) - физико-химический процесс, в результате которого пластичное тесто (смесь минерального вяжущего и воды) постепенно становится более вязким и менее подвижным, после чего протекает процесс твердения. СЦЕПЛЕНИЕ - процесс объединения вяжущего с грунтом или минеральным материалом, обусловленный созданием новой структуры за счет молекулярного или хемсорбционного воздействия. СЦЕПЛЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНОЕ - сцепление, обусловленное молекулярными силами взаимодействия между молекулами. СЫРЬЕ - находящиеся в природе и залегающие в месторождениях горные породы, деревья в лесу и т.п., не подвергавшиеся разработке и добыче. СЪЕМКА - совокупность полевых геодезических действий, в результате которых получают план снимаемой местности с рельефом, выраженным горизонталями; виды съемок: угломерная, тахеометрическая, стереофото, магнитная и др. Т ТАКЫРЫ - грунты пустынь, преимущественно глинистые, лишенные растительности, с гладкой поверхностью, разделенной в жаркое время трещинами на паркетообразные отдельности, содержащие в сравнительно небольшом количестве легко растворимые соли, а также поглощенный натрий в поверхностном горизонте. ТАЛЬВЕГ - линия, соединяющая наиболее пониженные участки дна речной долины, балки, оврага; в более широком смысле - дно долины. ТАНГЕНС ДОРОЖНЫЙ - расстояние от начала кривой до вершины угла. ТАРАН ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ - водоподъемник, действие которого основано на полезном использовании явления гидравлического удара и осуществляющий поднятие воды из открытого источника; применяется для подачи воды при поливке цементобетонного покрытия в период ухода за бетоном. ТВЕРДЕНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО ВЯЖУЩЕГО (материала) - постепенный процесс перехода минерального вяжущего, предварительно смешанного с водой, в камневидное состояние с частичной или полной кристаллизацией, начинающийся после схватывания. ТВЕРДОСТЬ - свойство материала оказывать сопротивление при местных контактных воздействиях, пластической деформации или хрупкому разрушению в поверхности в определенных условиях испытания. ТЕКУЧЕСТЬ [течение] - свойство некоторых материалов пластически деформироваться в определенных пределах при постоянных (или почти постоянных) напряжениях за пределом упругости. ТЕКСТУРА ГОРНОЙ ПОРОДЫ - совокупность признаков строения горной породы, обусловленных относительным расположением и распределением составных частей ее в занимаемом ими пространстве. ТЕЛО ИЗОТРОПНОЕ (упругое тело) - однородное и имеющее в каждой точке по всем направлениям одинаковые упругие свойства. ТЕЛО УПРУГО-АНИЗОТРОПНОЕ - тело, имеющее во всех или некоторых точках различные упругие свойства по разным направлениям. ТЕМП (СКОРОСТЬ) ПОТОКА - ежесуточная (или ежесменная) производительность потока в пог. м (или пог. км) дороги. ТЕМПЕРАТУРА - величина, характеризующая тепловое состояние тела, степень его нагретости. ТЕМПЕРАТУРА АБСОЛЮТНАЯ - температура, отсчитываемая от абсолютного нуля. ТЕМПЕРАТУРА РАЗМЯГЧЕНИЯ - температура, при которой нагреваемый образец битума, дегтя или пека, заключенный в кольцеобразную форму, продавливается под действием веса стандартного стального шара. ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ - температура, при которой пары, выделяемые битумом или дегтем при нагревании, в определенных условиях испытания образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую от поднесенного пламени. ТЕМПЕРАТУРА ЗАТВЕРДЕВАНИЯ (или хрупкости) - температура, при которой битум (деготь) в тонком слое теряет пластические свойства и приобретает свойства хрупкого тела. ТЕМПЕРАТУРА ТРОЙНОЙ ТОЧКИ ВОДЫ - температура равновесия между тремя фазами воды: твердой (лед), жидкой и газообразной (пар), которой присвоено числовое значение 273,16° К (или 0,01° С). ТЕНЗОМЕТР - прибор для измерения абсолютных удлинений или укорочений на определенной базе. ТЕОРИЯ УПРУГОСТИ - раздел механики, изучающий вызванные физическими воздействиями упругие деформации и напряжения в твердом теле. ТЕПЛОЕМКОСТЬ - количество тепла в калориях, необходимое для нагрева 1 г материала на 1°. ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ - способ передачи тепла, при котором теплообмен происходит только между смежными частицами тела. ТЕПЛОУСТОЙЧИВОСТЬ - сохранение материалом или полуфабрикатом своих свойств в конструкции при изменении температуры. ТЕРМИСТОР (сопротивление) - прибор, у которого величина электрического сопротивления зависит от температуры. ТЕРМОПАРА (термоэлемент) - два разнородных проводника, спаянных концами для получения электрического тока при тепловом воздействии на спай; применяют для измерения температуры, главным образом, для контроля работы тепловых установок. ТЕТРИЛ - взрывчатое вещество высокобризантного действия, применяемое главным образом в детонаторах. ТИКСОТРОПИЯ - способность тел обратимо восстанавливать свою пространственную структуру во времени после ее механического разрушения. ТИПЫ МЕСТНОСТИ - разделение местности на три типа по характеру и степени увлажнения (I - сухие места без избыточного увлажнения, II - сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года, III - мокрые места с постоянным избыточным увлажнением); используют для проектирования земляного полотна и дорожных одежд. ТОЛЧКОМЕР - прибор для оценки ровности покрытия по измеряемой сумме фактического изменения расстояния между задним мостом и кузовом (в см/км) при колебаниях кузова и заднего моста во время движения автомобиля. ТОЛЬ - кровельный материал, изготовленный пропиткой картона каменноугольным дегтем и с присыпкой его с обеих сторон песком. ТОНКОСТЬ ПОМОЛА (дисперсность) - характеристика цемента, минерального порошка и др. по величине удельной поверхности (см2/г) или по просеиванию через сита различных размеров. ТОПЛИВО [горючее] - твердые, жидкие и газообразные материалы, сжигаемые для использования выделяемого при этом тепла и газов. ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ - очищенные и неочищенные дистиллаты прямой перегонки нефти - газойль,соляровое масло или смесь солярового масла с керосином. ТОРМОЖЕНИЕ - процесс принудительного снижения скорости или принудительной остановки автомобиля. ТОРФЫ - волокнистые, сильно сжимаемые, водонасыщенные грунты в виде органо-минеральной массы, содержащей более 60 % растительных остатков, являющихся продуктами неполного разложения (оторфовывания) в условиях повышенной влажности и затрудненного, недостаточного доступа воздуха. ТОРФОПЛИТЫ - теплоизоляционный материал, изготовляемый из торфа прессованием и специальной термообработкой, в результате которой волокна торфа склеиваются; применяют для устройства теплоизолирующих дополнительных слоев оснований. ТРАКТОР - гусеничная или колесная самоходная тяговая машина, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, землеройных, дорожных, транспортных и других работ. ТРАНСПОРТ ВИБРАЦИОННЫЙ - применяемый для перемещения, подачи и распределения сыпучих, кусковых и вязкопластичных материалов с помощью вибрационных транспортных машин. ТРАНСПОРТ ВНЕШНИЙ - предназначенный для доставки строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий из точек снабжения, расположенных вне района строительства, по общегосударственной сети железных, автомобильных и водных путей сообщения. ТРАНСПОРТ ВНУТРИПОСТРОЕЧНЫЙ (внутренний) - перемещение строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий в пределах строительной площадки, а также доставка их к ней с обслуживающих строительство производственных предприятий. ТРАНСПОРТ ЦЕМЕНТА АЭРАЦИОННЫЙ - основанный на свойстве пылевидных материалов приобретать текучесть при непрерывной подаче и распределения в их массе воздуха низкого давления, так как насыщенный воздухом пылевидный материал (аэропульпа) легко перемещается подобно жидкости по поверхности, имеющей небольшой уклон. ТРАНШЕЯ - открытая горная выработка значительной длины (по сравнению с глубиной и шириной) и обычно трапецеидального поперечного сечения. ТРАНШЕЯ ПИОНЕРНАЯ - траншея, для въезда в карьер и устройства первого, рабочего уступа. ТРАССА - воображаемая линия в пространстве, отвечающая проектному положению оси дороги по отношению к земной поверхности. ТРАССИРОВАНИЕ - проложение оси дороги на картах и на местности с соблюдением заданных продольных уклонов и геометрических элементов плана и профиля через заданные пункты по наиболее короткому расстоянию. ТРЕНИЕ - процесс, возникающий на поверхности соприкосновения тел, как находящихся в состоянии покоя, так н взаимного перемещения. ТРЕПЕЛЫ - слабо сцементированные пористые горные породы белого или желтоватого цвета, состоящие из мельчайших частиц кремнезема с примесью пылеватых или глинистых частиц, размокающие при увлажнении. ТРОТУАР - составная часть улицы или площади, предназначенная для движения пешеходов. ТРУБА - водопропускное сооружение, располагаемое в земляном полотне для пропуска небольших водотоков, ливневых и снеговых вод, местного движения или скотопрогона под автомобильной дорогой. ТУФЫ ВУЛКАНИЧЕСКИЕ - пирокристаллические горные породы, представляющие цементированные продукты извержения вулканов (вулканический песок, пепел, вулканические бомбы и др.). ТРЕЙЛЕР (тяжеловоз) - прицепное или самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозки машин и негабаритных грузов с передачей давления на покрытие в установленных для автомобилей размерах. У УГОЛ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТКОСА - наибольший острый угол, который может быть образован свободным откосом сыпучего тела с горизонтом в состоянии равновесия. УГОЛ ПОВОРОТА - угол, образуемый продолжением направления трассы (или оси дороги) с ее новым направлением. УДАР - совокупность явлений, происходящих при внезапной встрече двух движущихся в одном или в разных направлениях тел или одного движущегося и другого покоящегося тела. УДАРНИК - прибор созданный для ускоренного определения степени уплотнения грунта в насыпи по величине осадки его под ударами падающей гири прибора. УДОБООБРАБАТЫВАЕМОСТЬ СМЕСЕЙ - свойство смесей, позволяющее укладывать и уплотнять их имеющимся оборудованием. Ссылка на страницу: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог Теги: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |