Главная » Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог


13:50
Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
СПОСОБНОСТЬ ПРОПУСКНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (расчетная) - наибольшее количество единиц подвижного состава, которое может пропустить проезжая часть дороги при непрерывном движении в единицу времени из расчета на одну полосу движения.
СПОСОБНОСТЬ ПРОПУСКНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ - фактическое количество единиц подвижного состава, проходящее в единицу времени (в час) по одной полосе движения проезжей части данной дороги в конкретных дорожных условиях и при сложившемся на нем составе движения.
СПОСОБНОСТЬ ЦЕМЕНТИРУЮЩАЯ ПОРОДЫ - свойство породы образовывать вместе с водой в тонкоизмельченном состоянии тесто, способное после высыхания приобретать некоторую связанность, оцениваемую по времени разрушения образца, помещенного в воду.
СРЕДА ДИСПЕРСИОННАЯ - одна из фаз дисперсной системы, окружающая дисперсное тело, распределенное в ней в виде отдельных твердых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа.
СРОК МЕЖРЕМОНТНЫЙ - установленный срок между средними и капитальными ремонтами.
СРОК ОКУПАЕМОСТИ - величина, обратная коэффициенту эффективности капитальных вложений, равная отношению разности капиталовложений при экономическом сравнении двух вариантов к величине ежегодной экономии от реализации более дорогого варианта.
СРОК СЛУЖБЫ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ - период времени от строительства до первого среднего ремонта или между средними ремонтами.
СРОК СЛУЖБЫ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ - период времени от строительства до первого капитального ремонта или между капитальными ремонтами.
СРОК СЛУЖБЫ ДОРОГИ - период времени от сдачи построенной дороги в эксплуатацию до ее реконструкции или между реконструкциями.
СТАБИЛИЗАТОР - вещество, задерживающее процессы старения или разложения, например, взрывчатого вещества, или повышающее устойчивость золя, предупреждающее его коагуляцию путем увеличения электрического заряда или увеличения сольватной оболочки у коллоидных частиц.
СТАВКА ТАРИФНАЯ - величина заработной платы, установленной тарифной системой и выплачиваемой за работу различной квалификации, разделяемой на разряды.
СТАНДАРТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕСОЮЗНЫЙ (ГОСТ) - документ, устанавливающий единые технические требования и нормы на строительные материалы, изделия, полуфабрикаты, детали, машины, сооружения и т.п.
СТАНОК - машина для обработки металла, дерева и других материалов, название которых связано с неподвижным, и в ряде случаев, тяжелым (чугунным) основанием - станиной, на котором располагают все ее части.
СТАНОК БУРОВОЙ - машина для бурения скважин при взрывных работах при разработке и добыче горных пород, а в инженерно-геологических изысканиях - для выяснения состава и свойств грунтов.
СТАНЦИЯ КОМПРЕССОРНАЯ - стационарная установка для получения сжатого воздуха на различных производственных предприятиях.
СТАРЕНИЕ - изменение свойств материала во времени вследствие внутренних процессов без существенного изменения микроструктуры.
СТЕНКИ ОДЕВАЮЩИЕ - сооружения из камня, каменной кладки и других материалов для наружной защиты от размыва водой и обрушения устойчивого откоса.
СТЕНКИ ПОДПОРНЫЕ - сооружения из камня, каменной кладки, бетона, железобетона или железобетонных деталей для удержания земляного откоса от сползания или обрушения.
СТЕРАДИАН (стер) - телесный угол, вершина которого расположена в центре сферы и который вырезает на поверхности сферы площадь, равную площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы.
СТОЙКОСТЬ - свойство материала противостоять в относительной степени определенным повреждениям или изменениям свойств (например, стойкость против изнашивания, против коррозии и т.п.).
СТОКС (ст) - единица измерения кинематической вязкости, применяемая в системе СГС (см2/сек).
СТРОЙФИНПЛАН - сводный годовой детальный производственный и финансовый план строительной организации, отражающий все стороны ее производственной и хозяйственной деятельности, составленный по широкому кругу показателей.
СТРУКТУРА (строение) - взаиморасположение и связь составных частей вещества.
СТРУКТУРА БЕТОНА (лучше ТЕКСТУРА) - совокупность особенностей строения бетона - определяемая количеством и качеством минеральных составляющих, их взаимным расположением и характером связей между ними.
СТРУКТУРА ГОРНОЙ ПОРОДЫ - совокупность особенностей строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.
СУБЛИМАЦИЯ (возгонка) - процесс непосредственного превращения твердого тела (например, льда) в пар с последующим сгущением до твердого состояния (обычно кристаллическое, например изморозь), минуя при этом стадию плавления - жидкую фазу (в данном примере - вода).
СУГЛИНКИ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 17, содержащие от 12 до 25 % глинистых частиц.
СУГЛИНКИ ЛЕГКИЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 12, содержащие более 40 % песчаных зерен.
СУГЛИНКИ ЛЕГКИЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 12, содержащие менее 40 % песчаных зерен.
СУГЛИНКИ ТЯЖЕЛЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 12 до 17, содержащие более 40 % песчаных зерен.
СУГЛИНКИ ТЯЖЕЛЫЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 12 до 17, содержащие менее 40 % песчаных зерен.
СУГЛИНКИ И СУПЕСИ ГРАВЕЛИСТЫЕ - суглинистые и супесчаные грунты, содержащие 20-50 % окатанных зерен крупнее 2 мм.
СУГЛИНКИ И СУПЕСИ ЩЕБЕНИСТЫЕ - суглинистые и супесчаные грунты, содержащие 20-50 % острореберных неокатанных зерен крупнее 2 мм.
СУПЕСИ - супесчаные грунты, с числом пластичности от 1 до 7, содержащие 3-12 % глинистых частиц.
СУПЕСИ ЛЕГКИЕ - супесчаные грунты, с числом пластичности от 1 до 7, содержащие песчаных зерен более 50 %.
СУПЕСИ ЛЕГКИЕ КРУПНЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности от 1 до 7, содержащие песчаных зерен размером 2-0,25 мм более 50 %.
СУПЕСИ ПЫЛЕВАТЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности 1-7, содержащие песчаных зерен от 20 до 50 %.
СУПЕСИ ТЯЖЕЛЫЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности 1-7, содержащие песчаных зерен менее 20 %.
СХВАТЫВАНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЯЖУЩИХ (материалов) - физико-химический процесс, в результате которого пластичное тесто (смесь минерального вяжущего и воды) постепенно становится более вязким и менее подвижным, после чего протекает процесс твердения.
СЦЕПЛЕНИЕ - процесс объединения вяжущего с грунтом или минеральным материалом, обусловленный созданием новой структуры за счет молекулярного или хемсорбционного воздействия.
СЦЕПЛЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНОЕ - сцепление, обусловленное молекулярными силами взаимодействия между молекулами.
СЫРЬЕ - находящиеся в природе и залегающие в месторождениях горные породы, деревья в лесу и т.п., не подвергавшиеся разработке и добыче.
СЪЕМКА - совокупность полевых геодезических действий, в результате которых получают план снимаемой местности с рельефом, выраженным горизонталями; виды съемок: угломерная, тахеометрическая, стереофото, магнитная и др.
Т
ТАКЫРЫ - грунты пустынь, преимущественно глинистые, лишенные растительности, с гладкой поверхностью, разделенной в жаркое время трещинами на паркетообразные отдельности, содержащие в сравнительно небольшом количестве легко растворимые соли, а также поглощенный натрий в поверхностном горизонте.
ТАЛЬВЕГ - линия, соединяющая наиболее пониженные участки дна речной долины, балки, оврага; в более широком смысле - дно долины.
ТАНГЕНС ДОРОЖНЫЙ - расстояние от начала кривой до вершины угла.
ТАРАН ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ - водоподъемник, действие которого основано на полезном использовании явления гидравлического удара и осуществляющий поднятие воды из открытого источника; применяется для подачи воды при поливке цементобетонного покрытия в период ухода за бетоном.
ТВЕРДЕНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО ВЯЖУЩЕГО (материала) - постепенный процесс перехода минерального вяжущего, предварительно смешанного с водой, в камневидное состояние с частичной или полной кристаллизацией, начинающийся после схватывания.
ТВЕРДОСТЬ - свойство материала оказывать сопротивление при местных контактных воздействиях, пластической деформации или хрупкому разрушению в поверхности в определенных условиях испытания.
ТЕКУЧЕСТЬ [течение] - свойство некоторых материалов пластически деформироваться в определенных пределах при постоянных (или почти постоянных) напряжениях за пределом упругости.
ТЕКСТУРА ГОРНОЙ ПОРОДЫ - совокупность признаков строения горной породы, обусловленных относительным расположением и распределением составных частей ее в занимаемом ими пространстве.
ТЕЛО ИЗОТРОПНОЕ (упругое тело) - однородное и имеющее в каждой точке по всем направлениям одинаковые упругие свойства.
ТЕЛО УПРУГО-АНИЗОТРОПНОЕ - тело, имеющее во всех или некоторых точках различные упругие свойства по разным направлениям.
ТЕМП (СКОРОСТЬ) ПОТОКА - ежесуточная (или ежесменная) производительность потока в пог. м (или пог. км) дороги.
ТЕМПЕРАТУРА - величина, характеризующая тепловое состояние тела, степень его нагретости.
ТЕМПЕРАТУРА АБСОЛЮТНАЯ - температура, отсчитываемая от абсолютного нуля.
ТЕМПЕРАТУРА РАЗМЯГЧЕНИЯ - температура, при которой нагреваемый образец битума, дегтя или пека, заключенный в кольцеобразную форму, продавливается под действием веса стандартного стального шара.
ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ - температура, при которой пары, выделяемые битумом или дегтем при нагревании, в определенных условиях испытания образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую от поднесенного пламени.
ТЕМПЕРАТУРА ЗАТВЕРДЕВАНИЯ (или хрупкости) - температура, при которой битум (деготь) в тонком слое теряет пластические свойства и приобретает свойства хрупкого тела.
ТЕМПЕРАТУРА ТРОЙНОЙ ТОЧКИ ВОДЫ - температура равновесия между тремя фазами воды: твердой (лед), жидкой и газообразной (пар), которой присвоено числовое значение 273,16° К (или 0,01° С).
ТЕНЗОМЕТР - прибор для измерения абсолютных удлинений или укорочений на определенной базе.
ТЕОРИЯ УПРУГОСТИ - раздел механики, изучающий вызванные физическими воздействиями упругие деформации и напряжения в твердом теле.
ТЕПЛОЕМКОСТЬ - количество тепла в калориях, необходимое для нагрева 1 г материала на 1°.
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ - способ передачи тепла, при котором теплообмен происходит только между смежными частицами тела.
ТЕПЛОУСТОЙЧИВОСТЬ - сохранение материалом или полуфабрикатом своих свойств в конструкции при изменении температуры.
ТЕРМИСТОР (сопротивление) - прибор, у которого величина электрического сопротивления зависит от температуры.
ТЕРМОПАРА (термоэлемент) - два разнородных проводника, спаянных концами для получения электрического тока при тепловом воздействии на спай; применяют для измерения температуры, главным образом, для контроля работы тепловых установок.
ТЕТРИЛ - взрывчатое вещество высокобризантного действия, применяемое главным образом в детонаторах.
ТИКСОТРОПИЯ - способность тел обратимо восстанавливать свою пространственную структуру во времени после ее механического разрушения.
ТИПЫ МЕСТНОСТИ - разделение местности на три типа по характеру и степени увлажнения (I - сухие места без избыточного увлажнения, II - сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года, III - мокрые места с постоянным избыточным увлажнением); используют для проектирования земляного полотна и дорожных одежд.
ТОЛЧКОМЕР - прибор для оценки ровности покрытия по измеряемой сумме фактического изменения расстояния между задним мостом и кузовом (в см/км) при колебаниях кузова и заднего моста во время движения автомобиля.
ТОЛЬ - кровельный материал, изготовленный пропиткой картона каменноугольным дегтем и с присыпкой его с обеих сторон песком.
ТОНКОСТЬ ПОМОЛА (дисперсность) - характеристика цемента, минерального порошка и др. по величине удельной поверхности (см2/г) или по просеиванию через сита различных размеров.
ТОПЛИВО [горючее] - твердые, жидкие и газообразные материалы, сжигаемые для использования выделяемого при этом тепла и газов.
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ - очищенные и неочищенные дистиллаты прямой перегонки нефти - газойль,соляровое масло или смесь солярового масла с керосином.
ТОРМОЖЕНИЕ - процесс принудительного снижения скорости или принудительной остановки автомобиля.
ТОРФЫ - волокнистые, сильно сжимаемые, водонасыщенные грунты в виде органо-минеральной массы, содержащей более 60 % растительных остатков, являющихся продуктами неполного разложения (оторфовывания) в условиях повышенной влажности и затрудненного, недостаточного доступа воздуха.
ТОРФОПЛИТЫ - теплоизоляционный материал, изготовляемый из торфа прессованием и специальной термообработкой, в результате которой волокна торфа склеиваются; применяют для устройства теплоизолирующих дополнительных слоев оснований.
ТРАКТОР - гусеничная или колесная самоходная тяговая машина, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, землеройных, дорожных, транспортных и других работ.
ТРАНСПОРТ ВИБРАЦИОННЫЙ - применяемый для перемещения, подачи и распределения сыпучих, кусковых и вязкопластичных материалов с помощью вибрационных транспортных машин.
ТРАНСПОРТ ВНЕШНИЙ - предназначенный для доставки строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий из точек снабжения, расположенных вне района строительства, по общегосударственной сети железных, автомобильных и водных путей сообщения.
ТРАНСПОРТ ВНУТРИПОСТРОЕЧНЫЙ (внутренний) - перемещение строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий в пределах строительной площадки, а также доставка их к ней с обслуживающих строительство производственных предприятий.
ТРАНСПОРТ ЦЕМЕНТА АЭРАЦИОННЫЙ - основанный на свойстве пылевидных материалов приобретать текучесть при непрерывной подаче и распределения в их массе воздуха низкого давления, так как насыщенный воздухом пылевидный материал (аэропульпа) легко перемещается подобно жидкости по поверхности, имеющей небольшой уклон.
ТРАНШЕЯ - открытая горная выработка значительной длины (по сравнению с глубиной и шириной) и обычно трапецеидального поперечного сечения.
ТРАНШЕЯ ПИОНЕРНАЯ - траншея, для въезда в карьер и устройства первого, рабочего уступа.
ТРАССА - воображаемая линия в пространстве, отвечающая проектному положению оси дороги по отношению к земной поверхности.
ТРАССИРОВАНИЕ - проложение оси дороги на картах и на местности с соблюдением заданных продольных уклонов и геометрических элементов плана и профиля через заданные пункты по наиболее короткому расстоянию.
ТРЕНИЕ - процесс, возникающий на поверхности соприкосновения тел, как находящихся в состоянии покоя, так н взаимного перемещения.
ТРЕПЕЛЫ - слабо сцементированные пористые горные породы белого или желтоватого цвета, состоящие из мельчайших частиц кремнезема с примесью пылеватых или глинистых частиц, размокающие при увлажнении.
ТРОТУАР - составная часть улицы или площади, предназначенная для движения пешеходов.
ТРУБА - водопропускное сооружение, располагаемое в земляном полотне для пропуска небольших водотоков, ливневых и снеговых вод, местного движения или скотопрогона под автомобильной дорогой.
ТУФЫ ВУЛКАНИЧЕСКИЕ - пирокристаллические горные породы, представляющие цементированные продукты извержения вулканов (вулканический песок, пепел, вулканические бомбы и др.).
ТРЕЙЛЕР (тяжеловоз) - прицепное или самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозки машин и негабаритных грузов с передачей давления на покрытие в установленных для автомобилей размерах.
У
УГОЛ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТКОСА - наибольший острый угол, который может быть образован свободным откосом сыпучего тела с горизонтом в состоянии равновесия.
УГОЛ ПОВОРОТА - угол, образуемый продолжением направления трассы (или оси дороги) с ее новым направлением.
УДАР - совокупность явлений, происходящих при внезапной встрече двух движущихся в одном или в разных направлениях тел или одного движущегося и другого покоящегося тела.
УДАРНИК - прибор созданный для ускоренного определения степени уплотнения грунта в насыпи по величине осадки его под ударами падающей гири прибора.
УДОБООБРАБАТЫВАЕМОСТЬ СМЕСЕЙ - свойство смесей, позволяющее укладывать и уплотнять их имеющимся оборудованием.

Ссылка на страницу: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
Теги: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
Просмотров: 309 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 16414

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close