13:51 Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог | |
УДОБОУКЛАДЫВАЕМОСТЬ ЦЕМЕНТОБЕТОННОЙ СМЕСИ - способность смеси формоваться и уплотняться под действием вибрирующих и др. уплотняющих машин. УДЛИНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ - отношение приращения длины образца или ее части при растяжении к его исходной длине. УКЛОН - мера превышения одной точки продольного (поперечного) профиля над другой, определяемая как отношение величины превышения к расстоянию между этими точками, выраженная в промилле (%о). УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТА [стабилизация грунта] - способ придания грунту устойчивого сцепления при воздействии воды с сохранением в результате этого постоянной прочности. УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ ВЯЖУЩИМИ [стабилизация грунта] - введение в грунт вяжущих материалов, органических и неорганических, раздельно или комплексно. УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ СОЛЕВОЕ - введение в грунт солей, вызывающих коагуляцию коллоидно-глинистой составляющей, гигроскопических солей для сохранения оптимальной влажности или нескольких видов солей, образующих с коллоидной частью нерастворимые соединения. УЛИЦА [проезд, городская дорога] - часть территории города или населенного пункта, предназначенная для пропуска всех видов городского движения, а также используемая для размещения различных элементов благоустройства, подземных сооружений и зеленых насаждений. УЛЬТРАЗВУК - механические колебания упругой среды, например воздуха, с частотами свыше 20 000 гц, не воспринимаемые человеческим ухом. УПЛОТНЕНИЕ ГРУНТА СТАНДАРТНОЕ - определенный способ уплотнения образца грунта в лаборатории, позволяющий установить оптимальную влажность и наибольшую плотность грунта, соответствующую существующим средствам уплотнения. УПРУГОСТЬ [эластичность] - свойство твердых тел восстанавливать первоначальный объем и форму, если действующие силы, вызывавшие деформацию, исчезают. УСАДКА БЕТОНА, РАСТВОРА И ЦЕМЕНТНОГО КАМНЯ - уменьшение их объема в процессе твердения. УСТАЛОСТЬ МАТЕРИАЛА - разрушение материала путем образования и постепенного развития трещин при многократном повторении силовых воздействий, заканчивающееся внезапным изломом или разрывом элемента сооружения или машины. УСТАНОВКА - применительно к машинам, сочетание нескольких агрегатов, объединенных для выполнения сложного технологического процесса по переработке сырья или приготовлению полуфабрикатов или изготовлению деталей. УСТАНОВКА БИТУМНАЯ - состоящая из нескольких битумных котлов или оборудования, предназначенных для непрерывного обезвоживания органических вяжущих и их нагрева до рабочей температуры. УСТАНОВКА ДРОБИЛЬНО-СОРТИРОВОЧНАЯ - передвижная или стационарная установка в виде комплекта дробильных, сортировочных и транспортирующих машин, расположенных в определенной последовательности, предназначенная для механизации переработки горных пород. УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМУЛЬСИИ ПРОТИВ РАСПАДА - способность эмульсии выдерживать хранение без отделения вяжущего, оцениваемая в лаборатории количеством отделившегося вяжущего по отношению к общему его содержанию при семидневном хранении образца эмульсии в открытом цилиндре при температуре 18-20°. УЧАСТОК ДОРОЖНЫЙ (ДУ) - основная производственная и хозяйственная единица службы ремонта и содержания дорог, находящаяся на самостоятельном балансе, имеющая в своем ведении в зависимости от категории от 100 до 300 км дороги. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ - определение непосредственным измерением или механическими счетчиками величины интенсивности или грузонапряженности движения по дороге с отнесением их к установленной единице времени (сутки, год). Ф ФАЗА ДИСПЕРСНАЯ - тело, распределенное в виде мелких отдельных твердых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа в окружающей сплошной среде, называемой дисперсионной. ФАКТОР ДИНАМИЧЕСКИЙ АВТОМОБИЛЯ ПО СЦЕПЛЕНИЮ - разница между полной силой тяги на ведущих колесах и сопротивлением воздушной среды, отнесенная к единице веса автомобиля; для нормального движения автомобиля должна быть меньше или равна силе сцепления ведущих колес автомобиля с покрытием. ФАКТОР ДИНАМИЧЕСКИЙ АВТОМОБИЛЯ ПО ТЯГЕ - разница между полной силой тяги на ведущих колесах и сопротивлением воздушной среды, отнесенная к единице веса автомобиля; для нормального движения автомобиля должна быть больше или равна сумме сил сопротивления движению. ФАРЫ - электрические фонари, служащие у автомобиля для освещения дороги. ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ - область химии, тесно связанная с физикой, изучающая теоретические основы многообразных химических явлений и процессов, включающая учение о строении вещества, химическую термодинамику, химическую кинетику и другие разделы. ФОРСУНКА - прибор для распыления жидкого топлива с целью достижения более совершенного его сгорания. ФОТОГРАММЕТРИЯ - дисциплина, занимающаяся определением формы, размеров и положения различных объектов по измерениям их изображений на фотоснимках, применяемых при изысканиях дорог и создании топографических карт. ФРЕЗА ДОРОЖНАЯ - машина самоходная навесная или прицепная, многопроходная, осуществляющая измельчение грунта или рыхлого минерального материала и его перемешивание с минеральным или органическим вяжущим. Х ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИЧЕСКАЯ АВТОМОБИЛЯ - график зависимости величины динамического фактора от скорости движения автомобиля (предложена акад. Г. А. Рудаковым, как основной показатель тяговых качеств автомобилей) и является основой тяговых расчетов на автомобильных дорогах. ХЕМОСОРБЦИЯ - предельный случай адгезии; химическое взаимодействие на поверхности раздела тел с образованием поверхностного химического соединения. ХИМИЧЕСКАЯ ФИЗИКА - раздел физики, изучающий химические явления на основе законов строения атомов и молекул. ХОЗЯЙСТВО СКЛАДСКОЕ - система складов предприятия, предназначенных для снабжения строительства сырьевыми материалами (снабженческие склады) полуфабрикатами и инструментами (производственные склады), а также временного хранения готовой продукции и отходов (сбытовые склады). ХРУПКОСТЬ - свойство материала в данных условиях разрушаться без заметной пластической деформации. Ц ЦЕМЕНТОБЕТОН (цементный бетон, бетон) - искусственный конгломератный материал, состоящий из зернистого минерального скелета, скрепленного затвердевшим цементным камнем, полученный в результате твердения уплотненной цементобетонной смеси. ЦЕМЕНТОГРУНТ - искусственный материал, получаемый при закреплении грунта перемешиваемым с ним цементом с увлажнением смеси водой, применяемый для устройства дорожных оснований и на дорогах низших категорий нижних слоев покрытий. ЦЕМЕНТЫ - минеральные вяжущие вещества, которые при смешивании с водой, образуют пластичное тесто, способное схватываться и затвердевать, образуя камень, отличающийся различными свойствами. ЦЕМЕНТЫ ГЛИНОЗЕМИСТЫЕ (алюминатные) - отличающиеся быстрым нарастанием прочности, получаемые сплавлением или спеканием пород, богатых глиноземом (бокситов), с известняком (или известью) и последующим тонким помолом их. ЦЕМЕНТЫ ШЛАКОВЫЕ - изготовляемые на основе доменного гранулированного шлака с добавками гипса, обожженного доломита, извести или портландцементного клинкера путем их совместного помола. Ч ЧАСТИЦЫ ГЛИНИСТЫЕ - элементарные частицы грунтов размером до 0,005 мм. ЧАСТИЦЫ ПЫЛЕВАТЫЕ - элементарные частицы грунтов размером от 0,005 до 0,05 мм ЧАСТИЦЫ И ЗЕРНА ПЕСЧАНЫЕ - элементарные частицы и зерна грунтов размером от 0,05 до 2(5) мм. ЧАСТЬ ПРОЕЗЖАЯ [проезд] - основной элемент автомобильной дороги, улицы или площади, предназначенный для движения автомобильного и других видов безрельсового транспорта. (Fahrbahn - нем., Chaussee - фр., Carriage way - англ. Carregiata - ит.). ЧЕРВОТОЧИНА - порок древесины в виде поверхностных и глубоких ее повреждений, причиняемых некоторыми насекомыми. ЧЕРНОЗЕМЫ - грунты с высоким содержанием гумуса, (в верхнем слое 10 % и более) зернистой или комковатой структуры, с наличием карбонатов кальция в нижних слоях, с большим содержанием пылеватых и глинистых частиц, отличающиеся повышенной влагоемкостью, липкостью, пластичностью и набухаемостью. ЧЕРТЕЖИ - графические изображения, выполненные по правилам начертательной геометрии посредством чертежных инструментов. ЧЕРТЕЖИ РАБОЧИЕ - чертежи определяющие окончательные формы и размеры всего проектируемого объекта или отдельных его элементов, а также уточняющие техноэкономические показатели. ЧИСЛО ПЛАСТИЧНОСТИ ГРУНТА - интервал влажности, в пределах которого грунт находится в пластичном состоянии, определяемый как разность между влажностью границы текучести и границы раскатывания грунта, характеризующий степень глинистости, а также физико-механические и йодные свойства грунта. Ш ШАБЛОН - инструмент, применяемый при строительных работах для проверки геометрических элементов и придания конструктивным элементам заданной формы. ШАГ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - минимальное расстояние между точками перелома проектной линии продольного профиля дороги. ШАШКА - колотый из камня или шлака определенных размеров материал для мощения мостовых и откосов. ШАШКА МОЗАИКОВАЯ [клейнпфлястер] - грубоколотые механическим путем куски камня, приближающиеся к кубической форме, размером 8-10 см, применяемые для мощения мозаиковых мостовых. ШВЫ - постоянные разрезы (прорези) в сооружении или конструкции, допускающие независимое перемещение, осадку или деформацию разделенных ими частей. ШВЫ ДЕФОРМАЦИОННЫЕ - сквозные прорези, допускающие деформацию отдельных элементов сооружения под действием нагрузок, в результате температурных влияний, осадок грунта и т.п. ШВЫ ОСАДОЧНЫЕ - устраиваемые при наличии различного давления на грунт от отдельных частей сооружения или когда основание расположено на разнородных грунтах. ШВЫ КОРОБЛЕНИЯ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях для обеспечения возможности коробления плит за счет разности температур их верхней и нижней частей, но препятствующие удлинению или сжатию плит. ШВЫ ЛОЖНЫЕ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях поперек плиты не на всю ее толщину, с целью ослабления сечения в продольном направлении. ШВЫ ПОПЕРЕЧНЫЕ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях во избежание образования поперечных трещин. ШВЫ ПРОДОЛЬНЫЕ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях при их ширине более 4-4,5 м, во избежание образования продольных трещин при возможных неравномерных осадках и вспучиваниях земляного полотна. ШВЫ РАБОЧИЕ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях в конце рабочего дня или при неожиданном перерыве в укладке бетона. ШВЫ РАСШИРЕНИЯ - поперечные швы, устраиваемые в цементобетонных покрытиях и в сооружениях большой длины для обеспечения возможности удлинения плит покрытия или участков сооружений при повышении температуры и их укорочения при понижении температуры и от усадки бетона. ШВЫ СЖАТИЯ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях для обеспечения возможности укорочения плит при понижении температуры, а также и удлинения их в тех случаях, когда абсолютное значение повышающейся температуры бетона не превышает его температуру в момент устройства покрытия. ШВЫ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ - страиваемые в монолитных сооружениях для предотвращения трещин от температурных колебаний и возможности свободного горизонтального перемещения смежных частей сооружения. ШЕЛУШЕНИЕ ПОКРЫТИЯ - отделение от покрытия наружных тонких пленок материала, вызванных воздействием воды и мороза ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОКРЫТИЯ - наличие на поверхности покрытия малых неровностей, не отражающихся на деформации шины и обеспечивающих развитие сцепления с шиной, характеризуемое величиной снижения скорости движения автомобиля при торможении и оцениваемое по степени сцепления покрытия с шиной колес автомобиля непосредственными измерениями коэффициента сцепления (φ). ШИРИНА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА - условное название расстояния между бровками земляного полотна. ШИРИНА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ - расстояние между кромками ее дорожной одежды. ШЛАГБАУМ - подъемный или выдвижной брус на заставах и переездах, открывающий и закрывающий путь. ШЛАКИ - камневидные побочные продукты и отходы металлургической промышленности (гранулированные и отвальные) и топливных установок, применяемые как минеральные материалы для строительства дорожных одежд. ШЛАКИ ВАГРАНОЧНЫЕ - отход, получаемый при переплавке чугуна в ваграночных печах. ШЛАКИ ГРАНУЛИРОВАННЫЕ - получаемые при быстром охлаждении огненно-жидких шлаков в бассейнах с водой, паром, сжатым воздухом и представляющие собой пористые зерна стекловатой структуры размером до 6 мм, применяемые при производстве цементов и в качестве активных добавок. ШЛАКИ ДОМЕННЫЕ - побочный продукт, получаемый при выплавке чугуна в доменных печах. ШЛАКИ КИСЛЫЕ - металлургические шлаки, имеющие модуль основности менее единицы и не подверженные известковому распаду. ШЛАКИ МАРТЕНОВСКИЕ - разновидность сталелитейных шлаков, побочный продукт при выплавке стали в мартеновских печах. ШЛАКИ МЕДЕПЛАВИЛЬНЫЕ - побочный продукт и отходы, получаемые при выплавке меди из руд. ШЛАКИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ - побочный продукт и отходы, получаемые в черной и цветной металлургии при выплавке металлов из руд, в процессах передела чугуна на сталь, при плавке чугуна в вагранках и т.п. ШЛАКИ ОГНЕННОЖИДКИЕ - шлаки в расплавленном состоянии при выходе их из металлургических печей. ШЛАКИ ОСНОВНЫЕ - металлургические шлаки, имеющие модуль основности более единицы, склонные к известковому распаду. ШЛАКИ ОТВАЛЬНЫЕ - шлаки, находящиеся в отвалах при промышленных предприятиях, вывезенные как отход. ШЛАКИ СТАЛЕЛИТЕЙНЫЕ - шлаки металлургические, получаемые при выработке стали из чугуна в различных сталелитейных печах. ШЛАКИ ТОПЛИВНЫЕ (котельные) - отход, получаемый при сжигании каменного угля, углистого сланца и другого минерального топлива, в виде рыхлой массы ноздреватоячеистых и пористых частиц и зерен, применяемый для устройства дополнительных слоев дорожных оснований. ШЛАКИ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ - получаемые при выплавке из руд цветных металлов - медные, никелевые и др. ШЛАКОПОРТЛАНДЦЕМЕНТ - полученный путем совместного тонкого измельчения цементного клинкера, гранулированного доменного шлака (30-60 %) и гипса; отличается пониженной скоростью твердения и повышенной водостойкостью; применяемый в подводных и подземных сооружениях, эффективен в производстве с пропаркой. ШНУР ДЕТОНИРУЮЩИЙ - шнур с сердцевиной из детонирующего взрывчатого вещества, применяемый для взрыва заряда. ШНУР ОГНЕПРОВОДНЫЙ - шнур с сердцевиной из дымного пороха, применяемый для взрыва заряда. ШПУНТ - ряд отдельных деревянных, стальных или железобетонных элементов (шпунтин), последовательно забитых в грунт и плотно прилегающих друг к другу с помощью гребня и паза или подобных им соединений, предотвращающий доступ грунтовых вод в котлован или другое ограждаемое место. ШПУР - искусственное цилиндрическое углубление в горной породе диаметром до 75 мм и глубиной до 5 м, пробуриваемое в горной породе и служащее для размещения заряда взрывчатого вещества, с целью отбойки горной породы от массива или ее дробления. ШТАБЕЛЬ - сложенные ровно и в правильную геометрическую форму строительные материалы. ШТЫРЬ - металлический стержень, устанавливаемый в цементобетонном покрытии поперек швов, чтобы обеспечить передачу нагрузки с одной плиты на другую при сохранение возможности свободного перемещения плит в направлении штыря. ШУРФ - стволообразная вертикальная или наклонная прямоугольная выработка (обычно малого сечения и небольшой глубины), предназначенная для обследования почвенно-грунтовых слоев, разведки полезных ископаемых или для массовых взрывных работ. ШУРФОВАНИЕ - один из способов ведения поисков и разведки месторождений горных пород, а также разведки грунтов посредством проведения шурфов. Щ ЩЕБЕНЬ - продукт искусственного или естественного дробления горных пород и шлаков с острореберными зернами крупностью от 5(3) до 120 мм. ЩЕБЕНЬ (ГРАВИЙ) МЕЛКИЙ - с зернами размером 15-20-25 мм. ЩЕБЕНЬ (ГРАВИЙ) СРЕДНИЙ - с зернами размером 20-40 мм. ЩЕБЕНЬ (ГРАВИЙ) КРУПНЫЙ - с зернами размером 40-70 мм. ЩЕБЕНЬ (ГРАВИЙ) ОЧЕНЬ КРУПНЫЙ - с зернами размером 70-120 мм. ЩЕБЕНЬ РЯДОВОЙ - полученный от дробления материал, у которого отделены высевки (мельче 3-5 мм), с зернами размером до 40 мм (нормальный рядовой щебень) или размером до 70 мм (крупный рядовой щебень). Ссылка на страницу: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог Теги: Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |