19:25 Словарь специальных терминов | |
А АКСЕССУАР — предмет, дополняющий и украшающий костюм. В качестве аксессуаров могут использоваться пояса, шарфы, платки и т.д. АКЦЕНТ — выделение отдельного элемента в одежде; приём подчеркивания цветом, расположением, линией и т.п. той детали, на которую нужно обратить внимание зрителя (широкий контрастного цвета ремень на талии, большой воротник, металлическая фурнитура и т. д.) АМЕРИКАНСКАЯ ПРОЙМА — открытая пройма, когда плечи остаются открытыми примерно по линии рукава реглан. АНГЛИЙСКАЯ БУЛАВКА — швейный инструмент, приспособление в виде иглы, соединённой со стержнем, имеющим на конце крышку. Используется для закалывания, прикалывания тканей. Также может являться модным аксессуаром. АНГЛИЙСКИЙ ВОРОТНИК – отложной воротник, состоящий из двух деталей – верхнего воротника и лацкана. АНГЛИЙСКИЙ КОСТЮМ — как обобщенное понятие — строгий по форме, стилю и цвету деловой костюм. Ассоциируется с понятием английского консерватизма. Свою историю ведет с XVIII века. Возник в противовес французской версальской мужской моде в одежде. Англичане предложили в качестве повседневной одежды костюм для верховой езды, состоящий из суконного фрака, поверх которого надевался редингот, узких панталон и сапог с отворотами. Со временем, под влиянием нового мужского костюма, изменился и женский: уже в 80-е годы XIX века женщины носят костюм, который назвали английским. Он состоял из прямой юбки (со складкой или без) и поставленного на подкладку жакета с воротником и лацканами. Для костюма, как женского, так и мужского, использовались спокойные, скромной расцветки ткани в полоску, клетку или однотонные. Шили такие костюмы обычно портные, специализировавшиеся в изготовлении мужской одежды. Позже пошив английского костюма освоили и производители массовой готовой одежды. Сегодня английский костюм считается классикой в одежде. Это универсальный вариант, поскольку он подходит практически всем вне зависимости от роста и комплекции. АНОРАК — непромокаемая куртка с капюшоном, без застежки (или на молнии), надеваемая через голову. На животе или груди располагается карман-кенгуру. АНСАМБЛЬ — созданный по единому первоначальному художественному замыслу костюм, в котором детали согласованы между собой и подчинены единому целому. Ансамбль имеет сложную структуру, состоящую из нескольких частей, включая обувь, головной убор, украшения и др. Для ансамбля характерна многослойность, жесткая система взаимосвязи и обязательность одновременного ношения всех его частей. Например, к изделиям системы «ансамбль» относятся - костюм для торжественных случаев; костюм для свадьбы; сценический костюм. (Основы художественного проектирования изделий из кожи. Козлова Т.В.1987) АПАШ - свободно лежащий на плечах и груди воротник. Считают, что мода на такие воротники была заимствована во времена первой мировой войны у парижских хулиганов ("апаш" — хулиган, уличный грабитель) и прочих деклассированных элементов, которые носили просторные рубашки с открывающим шею воротником без галстука. АПРЕСКИ - французский термин "apres ski" - "после лыж"; термин употребляется в двух значениях: так называют теплую обувь для зимнего отдыха - сапоги, ботинки из меха, войлока, синтетической ткани на синтепоне; обувь имеет толстую, не пропускающую воду подошву. Другое значение термина: так нередко обозначают удобную и теплую одежду; это могут быть брюки свободной формы, просторные фланелевые блузы, вязаные кофты и т.д.. АЦЕТАТНЫЙ ШЕЛК — искусственное волокно, тонкое, мягкое, пропускает ультрафиолетовые лучи. Негигроскопично. Плавится, горит с резким кислым запахом, после чего остается прозрачный, обуглившийся шарик, который превращается в белую золу. АССОРТИМЕНТ ОДЕЖДЫ — одежда, объединенная в группы по определенным признакам (материалу, назначению и т.д.) (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения) Б БАЗОВАЯ ОСНОВА КОНСТРУКЦИИ — рациональная конструкция основных деталей одежды (спинки, полочек, рукавов и т. д.). Создается один раз в 3-4 года с учетом современных данных размерной типологии населения и направления моды; отражает типовое положение элементов, образующих форму одежды (швов, вытачек) и характер технологической обработки. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) БАЛЕТКИ - туфли без каблуков или на очень низком каблуке, открытые, обычно с закругленным носком. В зависимости от особенностей конкретной модели, такая обувь будет хорошо смотреться с зауженными брюками различной длины, с юбками ниже колена трапециевидной формы, мини-юбками и легкими платьями. БАМСТЕРЫ - брюки с очень низкой линией талии - на бедрах; впервые были показаны в 90-х годах английским дизайнером - Александром Маккуином. БАНАНЫ — брюки свободного покроя, присобранные у пояса и сужающиеся книзу. Брюки не имеют традиционной стрелки. Впервые брюки бананы появились в 40-х годах. В женском гардеробе брюки бананы появились с 80-х годов. Современные модели такой формы брюк имеют длину до щиколотки; брюки зрительно укорачивают ноги, поэтому носить их рекомендуется с высоким каблуком. БАНТ — деталь швейного изделия для его декоративного оформления в виде ленты, завязанной в несколько петель. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения) БАРХАТ - ткань - обычно шелковая - с густым мягким коротким ворсом на лицевой стороне. БАСКА - французский термин "basque" - широкая оборка (или волан), пришиваемая по линии пояса к лифу платья или кофте. В России баска получила распространение в начале XVIII века как отделка дамской одежды европейского образца. БАТИСТ — мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей, мерсеризованная. Из батиста шьют детское белье, носовые платки. Когда-то был и льняной батист, который использовали для пошива белья. БАТНИК — искаженный английский термин "buttondown"- "пуговицы донизу". Так называли женские блузки с застежкой на планке, напоминающие мужские сорочки. Впервые они были показаны в середине 70-х годов французским модельером Кашарелем (Жаном Буске). Их шили из набивных тканей или тонкого трикотажа. БЕЙКА КОСАЯ - вид тесьмы с подогнутыми припусками и скроенная под углом 45о . Благодаря такому способу раскроя она хорошо тянется и подходит для обработки закругленных срезов изделия (например, горловина, манжеты, воротники, лацканы). Помимо обработки краев, косую бейку используют для декоративной отделки. БЕРЕТ — мягкий головной убор без козырька. БЕРМУДЫ — разновидность брюк длиной до колен. В последнее время используется не только как одежда для отдыха, но и как повседневный элемент. БИКИНИ — открытый женский купальный костюм: бюстгальтер и плавки, не доходящие до талии. Бикини были впервые продемонстрированы на публике 5 июля 1946 танцовщицей из Казино де Пари Мишелин Бернардини. Новая модель купальника была названа в честь атолла Бикини, на котором четырьмя днями ранее США провели ядерные испытания. Значительный вклад в популяризацию бикини в 1950-е годы внесла Брижит Бардо. БОТИЛЬОНЫ - французский термин "bottillon" - "сапожок"; сапоги длиной чуть выше щиколотки. Впервые такие мини-сапожки появились в XVII веке в Европе, но они не пользовались популярностью и не смогли конкурировать с другими видами женской обуви. Удалось «воскресить» ботильоны известному обувщику Роже Вивье, который сшил по заказу для королевы Елизаветы II новую укороченную модель сапог для церемонии коронации 1953 года. Ботильоны прочно вошли в современный гардероб, несмотря на то, что они являются достаточно коварным видом обуви и идут далеко не всем. БЛЕЙЗЕР — раньше назывался клубным пиджаком, так как был своеобразной формой членов английских аристократических клубов. В начале 60-х годов он вошел в мужскую моду как корректная выходная одежда. Позже — в женскую моду. В классическом варианте жакет шьют из тонкого синего сукна или габардина, с металлическими пуговицами (золотыми или серебряными), на которых изображены геральдические знаки или якоря. На нагрудном кармане часто располагается вышитая шелком эмблема. И хотя стиль блейзера и его форма в общих чертах сохраняется, отдельные его элементы могут меняться в соответствии с модой. Так ткань может быть не обязательно синяя, для блейзера используются и белые, и коричневые, и темно-красные материалы, но непременно одноцветные. Женщины носят блейзер с брюками или юбкой белого цвета в складку. БЛУЗКА — плечевая женская и для девочек одежда длиной до бедер; блузка как элемент женской одежды появилась в XIX веке в результате разделения платья на верх (собственно, блузка) и низ (юбка). С этого времени блузка становится одним из излюбленных предметов женского гардероба. Разновидности блузок получили названия - бюстье, топ, батник и т. д.. БЛУЗОН — короткая куртка, низ которой заканчивается притачным поясом или кулиской, а рукава — притачными манжетами с застёжкой на пуговицы или кнопки. Их могут носить и мужчины и женщины в любое время года. БЛУМЕРЫ - гимнастические штаны типа шаровар до колен (главным образом, для девочек); женское трико с резинкой женские брюки с резинкой у щиколотки. Названы по имени американки А. Блумер, разработавшей в середине ХIX века модель женского брючного костюма. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) БОСОНОЖКИ – открытые женские туфли, обычно на каблуке. БОСТОН - французский термин "boston" от названия г. Бостон - высококачественная чистошерстяная гладкокрашеная ткань саржевого переплетения с рубчиком, идущим под углом 45° к продольным нитям. Ткань характеризуется высокой износостойкостью, хорошо обрабатывается при пошиве, используется для изготовления форменной одежды, а также мужских и женских костюмов и пальто. Существенный недостаток бостона - ткань лоснится на тех участках одежды, которые при эксплуатации подвергаются трению, однако после влажно-тепловой обработки блеск исчезает. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) БОЛЕРО — короткая безрукавка, часть народного испанского костюма; первоначально - короткий открытый жилет испанских тореадоров, заимствованный позднее и женской модой. БОТФОРТЫ – сапоги с высоким голенищем, доходящем до колена, а иногда и выше. Носят с мини-юбкой, легинсами или узкими джинсами. БОРТ — французский термин "bort" - край; левый или правый край полочки верхней одежды (пальто, пиджака, плаща и т. п.), на котором располагают петли или пуговицы застежки. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) БРИДЖИ — брюки до колен. Изначально носились с высокими сапогами и использовались для верховой езды. Часто используются как элемент спортивной формы. БРЮКИ — поясная одежда. Вплоть до XVIII века брюки состояли из двух частей, порознь надевавшихся на ноги и скреплявшихся на поясе шнурком; считается, что брюки имеют восточное происхождение. Современная мода предлагает широкий выбор брюк различных по длине, форме, покрою и назначению. Они могут быть частью костюма или самостоятельным видом как мужской, так и женской одежды. Разновидности брюк по покрою, длине, объему: классические прямой формы со стрелками, брюки-гольф, бермуды, шорты, брюки «клеш», «галифе», брюки-сигареты и т.д.. БУБИКОПФ - немецкий термин - короткая дамская стрижка «под мальчика», появилась в 20-е годы ХХ века; стиль послевоенной моды. БУКЛЕ - французский термин "boucle" - вьющийся, завитой; негладкая, с выработкой в виде узелков, петелек и других неровностей пряжа, ткань. БУЛАВКА ПОРТНОВСКАЯ — инструмент, предназначенный для прикалывания, закалывания чего-либо. Представляет собой иглу с тупой головкой на одном конце. Булавка может быть с декоративным украшением. БУШЛАТ — верхняя одежда моряков, часть обмундирования, представляющая собой суконную черную куртку особого покроя. Впервые как часть военного обмундирования бушлаты одели русские матросы в 1854 году во время Крымской войны. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) БЫТОВАЯ ОДЕЖДА — это совокупность изделий, предназначенных для ношения в различных бытовых и общественных условиях. Этот класс одежды наиболее многочисленный и в свою очередь подразделяется на подклассы: бельевые изделия, костюмно-платьевые; верхняя одежда (пальтовые); корсетные изделия; головные уборы; перчатки и рукавицы. Каждый подкласс одежды делится на виды. Например, подкласс костюмно-платьевых изделий подразделяется на следующие виды: пиджаки, жакеты, куртки, жилеты, брюки, сюртуки, смокинги, платья, платья-костюмы, юбки и др. По половозрастному признаку одежда делится на группы: мужская, женская и детская. Детская одежда подразделяется на одежду для новорожденных, детей ясельного возраста, дошкольников, младших школьников, старших школьников и одежду для подростков. Группы одежды в свою очередь делятся на подгруппы: весенне-летняя, летняя, зимняя, внесезонная (иногда ее называют межсезонная). Бытовая одежда подразделяется в зависимости от использования ее в конкретной обстановке на повседневную (рабочий костюм, костюм для улицы), домашнюю, торжественную, свадебную и т. д. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) БЮСТЬЕ - французский термин "buste" - грудь; короткая открытая блузка, уменьшенная до размеров бюстгальтера. Появилась в 90-е годы XX века. Бюстье шьют из самых разнообразных материалов, в частности, из шелковых и джинсовых тканей, из кожи и тонкой замши. Носят под просторным жакетом или сами по себе; часто используют как элемент молодежного вечернего или эстрадного костюма. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) В ВЕДОМСТВЕННАЯ ОДЕЖДА — включает форменную одежду (обмундирование) для военнослужащих, работников морского и речного флота, железнодорожников, связистов, учащихся профессионально-технических училищ и т. п. Основные виды ведомственной одежды: шинель, пальто, китель, платье, фуражка, шапка-ушанка и т. д. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ВЕЛКРО — текстильная застёжка, действующая по принципу репейника. Изобретена в 1948 году швейцарским инженером Жоржем де Местралем. Представляет собой пару текстильных лент, на одной из которых размещены микрокрючки, на другой — войлок. При соприкосновении двух лент микрокрючки зацепляются за войлок, и одна лента «прилипает» к другой, за что застёжка и получила название «липучки». Застёжка широко применяемая в швейной и обувной промышленности. ВЕЛЬВЕТОН — прочная, ветронепроницаемая хлопчатобумажная ткань, из которой обычно шьют спортивную одежду. Имеет бархатистую поверхность, с лицевой стороны начесанный, заглаженный ворс. Напоминает замшу. ВЕЛЮР — общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет. ВИШИ — клетчатая ткань. Ее название происходит от французского города Виши, где она впервые была создана. Так же называется и рисунок в мелкую клетку, обычно двухцветный — синий с белым, красный с белым и т. д. Когда-то использовался для постельного белья и одежды сельских жителей. Сейчас — для мужских сорочек, платьев в фольклорном стиле (часто в комбинации с тесьмой и кружевом), а также для занавесок, скатертей и салфеток. ВМЁТЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — технологический термин, обозначающий временное ниточное соединение деталей по овальному контуру (например, вметать рукав в пройму, воротник в горловину). (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) ВОДОЛАЗКА — бытовое название трикотажных свитеров с высоким воротником. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) ВОЛАН — вид оборки, деталь швейного изделия для его декоративного оформления. ВОРОТНИК — деталь швейного изделия для обработки и оформления выреза горловины. Воротник может состоять из верхнего и нижнего воротника. По способу совмещения с вырезом горловины воротники делятся на втачные (выкраиваются отдельно) и цельнокроеные с основными деталями изделия (например, цельнокроеная стойка). По форме воротники могут быть - плоские, стоячие, стояче-отложные, фантазийные. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения) ВОРОТНИК-ГОЛЬФ — высокий воротник, облегающий шею, деталь трикотажных или шитых изделий, например, платья, свитера. ВОРОТНИК "МЕЛЬНИЧНЫЙ ЖЕРНОВ" - широкий белый воротник, плотно прилегающий к шее, который берет свое начало в испанской моде XVI веке. Его шили из тонкого полотна, делали складки и крахмалили, иногда сажали на проволочный каркас. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ВСТАВКА — деталь или узел швейного изделия, как правило, для его декоративного оформления. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения) ВТАЧИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — ниточное соединение деталей швейного изделия по овальному контуру (например, втачать рукава в пройму, воротник в горловину) . (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) ВЫКРАИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — вырезание деталей швейного изделия по намеченным контурам. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) ВЫМЁТЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — временное ниточное закрепление обтачанных краёв деталей для сохранения приданной им формы (например, выметать край борта). (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) ВЫСТЁГИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — соединение двух и более деталей или слоёв материала, наложенных друг на друга, потаёнными или сквозными стежками на отдельных участках или по всей поверхности. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) ВЫСЕКАНИЕ СРЕЗА ДЕТАЛИ — оформление среза детали фигурным вырезом. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) ВЫТАЧКА — конструктивный элемент в виде стачанной на нет складки треугольной или ромбовидной формы. Служит для придания объемной формы деталям одежды из плоского материала. Например, наличие на полочках верхней вытачки является основной конструктивной особенностью женской и детской (для девочек) одежды: верхняя вытачка придает полочке объемную форму в области груди. Для выявления линии талии в прилегающих и полуприлегающих изделиях на полочках, а часто и на спинке, проектируют вытачки от линии талии. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Г ГАЛИФЕ — брюки, широкие в верхней части и сильно сужающиеся к голени. Название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе, который ввёл их для кавалеристов. В женскую моду галифе вошли в 80-х годах. Часто используется как элемент одежды в стиле "милитари". ГАЛСТУК — декоративный предмет одежды, дополнение к ней; имеет вид широкой ленты, завязываемой узлом под воротником. Вначале это был шейный платок, которым закрывали шею, чтобы не простудиться. Начиная с XVII века галстук стал модным и непременным дополнением к мужской одежде. Галстук в том виде, к которому мы привыкли, появился в начале XX века. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ГАЛСТУК-БАБОЧКА — дополнение к мужскому торжественному костюму; используется также в униформе некоторых категорий служащих (барменов, официантов и др.). Покрой галстука-бабочки, его форма и расцветка зависят от формы воротника и цвета одежды. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ГАЛСТУК-РЕГАТ — готовый узел фабричного изготовления, имеет резиновую тесьму с застежкой сзади. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ГАРДЕРОБ — подобранная по каким-либо признакам совокупность одежды, обуви, аксессуаров для всех необходимых случаев жизни одного человека или группы людей. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ГЕТРЫ — гамаши, чулки, доходящие только до колен, причем чулок без подошвы, чем он и отличается от гольфов. В давние времена гетры носили исключительно мужчины-воины. Особенно модными гамаши стали в тот период, когда в мужской костюм вошли короткие штаны — кюлоты (XVII—XVIII века). ГИМНАСТЕРКА — верхняя рубашка из плотной ткани, обычно с прямым стоячим воротником. Как предмет обмундирования в России появилась в 1869 году в туркестанских батальонах, когда на белую полотняную рубаху, использовавшуюся на гимнастических занятиях, стали нашивать погоны. Эта рубаха была военной форменной одеждой до 1969 года. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ГЛЕНЧЕК (или "шотландка") - клетчатая ткань. Однако ткань имеет и другие названия, связанные с именами различных исторических личностей, которые любили одежду из ткани в клетку - клетка "принца Уэльского", "принца Галльского" др.. ГОДЭ — французский термин "godet" - морщинка, складка на ткани; клиновидные вставки в нижней части прямой или расширенной юбки; юбка, расклешенная от линии бедер или колена, с вставками или без них. ГОЛЬФ — брюки чуть ниже колен с притачными манжетами, застёгнутыми на пуговицы; часто из клетчатого материала. ГОЛЬФ - односторонняя складка на переднем полотнище юбки; боковые складки на спинке куртки (начинаются от плечевого шва или кокетки и зашитые на поясе у талии. Оба варианта обеспечивают свободу движения. ГОЛЬФЫ - чулки до колен, носки с резинкой по верхнему краю. ГОРЖЕТ, ГОРЖЕТКА — принадлежность женского туалета, используемая в качестве воротника, выполненная из ценного меха. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ГОРЛОВИНА – вырез для шеи от плечевых срезов до середины переда. ГОФРИРОВАНИЕ — создание волнообразных складок на ткани, тиснение: выдавливание на ткани рельефного рисунка. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) ГРАЦИЯ — корсетное изделие женское и для девочек для формирования туловища от верхнего основания груди и до талии. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения) ГУЛЬФИК — деталь швейного изделия для обработки потайной застежки передней части половинки брюк, предназначенная для петель, молнии, кнопок, текстильной застёжки. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения) Д ДВУБОРТНЫЙ ПИДЖАК - вид покроя мужского пиджака; имеет два ряда пуговиц. Двубортные пиджаки имеют несколько разновидностей. Они могут застегиваться на 1, 2 или 3 пуговицы. Пиджаки на трех пуговицах были популярны в конце XIX — начале XX века; на двух - в 20-50-е годы; на одной пуговице - в 80-90-е годы. ДВУХЛИЦЕВОЕ ИЗДЕЛИЕ — изделие, сшитое из двухлицевой ткани, которое можно носить как лицевой так и изнаночной стороной наружу. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ДЕКАТИРОВАНИЕ (ДЕКАТИРОВКА) — влажно-тепловая обработка материала паром для предотвращения последующей усадки. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) ДЕКОЛЬТЕ — вырез на платье. ДЕКОРИРОВАТЬ — украшать, придавать красивый вид; художественно оформлять изделие. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ДЕНИМ — очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в буквальном переводе с французского означает «из Нима». Ним — город во Франции, где и создали эту ткань. Она была предназначена для рабочей одежды. ДЕРБИ — микростиль спортивной одежды; назван по имени английского лорда Дерби — страстного поклонника скаковых лошадей. Обувь и одежда в стиле дерби, как правило, напоминает одежду для скачек. ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ОДЕЖДЫ — дефекты внешнего вида одежды; возникают на разных этапах ее изготовления и соответственно называются: дефекты моделирования, конструктивные и технологические дефекты. Дефекты моделирования возникают на самом первом этапе изготовления одежды, когда может быть допущен ряд ошибок, влияющих на эстетические показатели изделия и на срок его службы. Эти дефекты условно можно разделить на две группы: 1-я группа — дефекты, связанные с неправильным композиционным решением модели, нарушающим целостность композиции и снижающим художественную ценность модели; 2-я группа — дефекты, связанные с неправильным выбором материалов для конкретной модели, т. е. без учета свойств текстильных материалов, а также дефекты, связанные с неправильным подбором пакета материалов (верха, подкладки, прокладочных и отделочных материалов, фурнитуры). Конструкционные дефекты возникают в результате ошибок конструирования. Сложность конструирования заключается как в незакономерной кривизне поверхности фигуры человека, так и в большой подвижности контуров ткани при выкраивании, что создает значительные трудности для достижения хорошей посадки одежды. Кроме того, на качество посадки одежды влияют разная усадочность тканей, составляющих пакет изделия, технологические искажения и др. Конструктивные дефекты можно разделить на шесть групп: 1-я группа — горизонтальные складки и морщины (на деталях спинки, полочки, рукавов, юбок, брюк). Причиной является недостаточная ширина детали в горизонтальном направлении или излишняя длина детали в продольном направлении; 2-я группа — вертикальные складки. Причиной является недостаточная длина участка детали в вертикальном направлении или излишняя ширина детали в горизонтальном направлении. 3-я группа — наклонные складки (перекосы). Образуются вследствие недостаточных размеров детали в диагональном направлении, т. е. несоответствия контуров детали контуру покрываемого участка поверхности (несоответствие поверхностей одежды и фигуры); 4-я группа — угловые заломы на участке детали. Причиной является недостаточная выпуклость или вогнутость сформированной детали, т. е. несовпадение пространственной формы детали одежды с формой опорных поверхностей фигуры человека. 5-я группа — балансовые нарушения (нарушения равновесного положения изделия). Дефекты возникают в результате неправильного определения длины монтируемых деталей или перекосов при их монтаже (сборке). Балансовые нарушения приводят к нарушению равновесного положения деталей изделия и закручиванию). 6-я группа — дефекты динамического несоответствия размеров деталей одежды. Проявляются в основном при движении одетого человека. Для устранения этих дефектов приходится перекраивать детали одежды. Технологические дефекты одежды возникают в процессе ее изготовления: при выкраивании деталей, в процессе пошива, при влажно-тепловой обработке. К таким дефектам относятся: — перекос детали изделия, возникающий из-за неправильной раскладки лекал или перекоса нитей ткани; — несимметричность конструктивных линий или деталей, проявляется в виде отклонения в расположении деталей изделия, при котором парные конструктивные линии или детали отличаются расположением или формой; — несоответствие направления ворса или рисунка на деталях изделия; — искривление швов проявляется в виде отклонения линий швов от установленного направления; — пропуск стежков в строчке характеризуется частичным отсутствием переплетения нитей, образующих строчку; — слабая строчка характеризуется недостаточным натяжением нитей при стачивании, притачивании или обтачивании деталей; — стянутая строчка характеризуется излишним натяжением нитей при ее образовании; — излишнее натяжение (слабина) детали наличие сборок, складок в местах соединения деталей изделия, приводящих к образованию слабины, а также отгибанию его краев и углов при излишнем натяжении; — опал детали — изменение или ослабление окраски или структуры материала детали одежды в результате нарушения режима влажно-тепловой обработки; — прохождение клея через деталь — дефект, при котором клей выступает на лицевую сторону изделия при дублировании деталей; — отслоение термоклеевого прокладочного материала от основного материала детали выражается в образовании пустот и пузырей на дублированных деталях изделия после влажно-тепловой обработки; — коробление дублированных деталей — волнообразная поверхность детали в результате дублирования разноусадочных основного и прокладочного материалов; — растянутый край — дефект характеризуется удлинением края детали по сравнению с установленным размером; — искривленный край — дефект проявляется в виде отклонения от формы детали и характеризуется нарушением конфигурации края детали; — пролегание швов — резкое обозначение контуров швов на лицевой стороне швейного изделия после влажно-тепловой обработки или дублирования; — неправильная посадка изделия на фигуре или на манекене — дефект, характеризуемый нарушением принятого положения деталей и швов относительно всего изделия; — ласы — излишний блеск, оставшийся на деталях изделия в результате нарушения режима влажно-тепловой обработки. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ДЕФОРМАЦИЯ ОДЕЖДЫ — изменение размеров и форм одежды или ее деталей под действием механических сил (например, растяжения), усадки материала и других причин. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ДЖЕМПЕР — трикотажная плечевая одежда без застёжек или с застёжкой вверху, покрывающая туловище и частично бёдра. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения) ДЖИНСЫ — брюки из плотной хлопчатобумажной ткани. Впервые изготовлены в 1873 году Леви Страуссом в качестве рабочей одежды для фермеров. Первоначально джинсы шили из конопляной парусины английского или американского производства, значительно подешевевшей ввиду упадка парусного флота. Именно благодаря этому материалу джинсы завоевали славу исключительно прочной одежды. В дальнейшем конопля была вытеснена хлопком. Почти столетие джинсы были исключительно рабочей одеждой. Новая "джинсовая революция" началась в 60-е годы. Так появился джинсовый стиль. Примечательно, что современные джинсы могут относиться как к классической, так и к спортивной одежде. ДИЗАЙН - английский термин "design" - замысел, план, намерение, цель; термин, обозначающий вид деятельности в проектировании предметов среды. Под дизайном можно понимать лишь одну его область - проектирование эстетических свойств промышленных изделий. (Основы художественного проектирования изделий из кожи. Козлова Т.Н., 1997) ДИСКО СТИЛЬ — один из микростилей в молодежной одежде 80-х годов; одежда для дискотеки, танцев. Обычно это очень экстравагантные и яркие вещи из блестящих тканей. ДИСПРОПОРЦИЯ — несоразмерность, несоответствие частей, отсутствие пропорциональности в одежде. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ДИФФУЗНЫЙ СТИЛЬ - позволяет сознательную, преднамеренную эклектику в решении костюма; в ансамбль объединяются вещи разного стиля: деловой пиджак поверх романтического платья, спортивного характера брюки с блузкой в фольклорном стиле и т. д. Но при кажущейся вседозволенности дозволено далеко не все — разностильные вещи объединяет в ансамбль точно рассчитанный адрес - назначение костюма. ДОЖДЕВИК — легкое пальто из непромокаемого материала; плащ. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ДОЛЕВИК — деталь для предохранения разреза кармана от растяжения. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения) ДРАПИРОВКА — укладывание материала в свободно лежащие или падающие мягкие складки с их последующим закреплением. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ДУБЛИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — соединение по поверхности двух или более деталей путем склеивания или сварки. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения). Ж ЖАБО — съемное кружевное украшение на грудь, которое может дополнить блузку или платье; заимствовано из мужской моды в XIX веке. ЖАКЕТ — швейная или трикотажная плечевая одежда с рукавами, застёжкой от верха до низа, покрывающая туловище и частично бёдра. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения). Жакет нередко называют "пиджаком", что не совсем верно - это исключительно женская одежда; формы, пропорции жакета зависят от направления моды; рукава могут быть втачными, цельнокроеными, покроя реглан; воротники также разнообразны, могут и отсутствовать; ткани плотные, хорошо сохраняющие форму. ЖАКЕТ - КАРДИГАН — довольно длинный, чаще прямой, жакет без воротника и лацканов. Назван по фамилии лорда Кардигана, который ввел его в моду в начале XIX века. ЖАКЕТ - СПЕНСЕР - очень короткий жакет, силуэт его может быть приталенным или прямым. Спенсер вошел в моду около двухсот лет назад и обязан своим названием лорду Спенсеру, укоротившему полы своей куртки. ЖИЛЕТ — швейная или трикотажная плечевая одежда с проймами без рукавов. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения) З ЗАКРЕПЛЕНИЕ СРЕЗА ДЕТАЛИ КЛЕЕВОЕ — проклеивание среза детали для предохранения его от осыпания. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) ЗАКРОЙЩИК (ЗАКРОЙЩИЦА) — рабочий, мастер, раскраивающий материалы. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Ссылка на страницу: Словарь специальных терминов Теги: Словарь специальных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |