19:26 Словарь специальных терминов | |
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ НИТОЧНОЕ — соединение деталей швейного изделия ручными или машинными стежками. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) СОРОЧКА — мужская и женская рубаха; женское нижнее белье. Сорочка ночная — появилась в период готики, до этого времени спали либо нагими, либо в той одежде, в которой ходили днем. Обычной ночной одеждой сорочка становится только в XIX в. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) СПИНКА — задняя деталь швейного изделия цельновыкроенная или состоящая из частей. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения) СТАЧИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — ниточное соединение деталей изделия по совмещённым краям стачным швом (например, стачать боковые и плечевые срезы, срезы рукавов и т.п.). (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) СТИЛЬ — набор признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру. СТОЙКА ВОРОТНИКА — вертикально расположенная часть воротника, оформляющая отгибающуюся его часть. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения) СТРАЗ — искусственный драгоценный камень; стекло для имитации драгоценных камней, подцвеченное металлическими оксидами. Используется для украшения одежды и аксессуаров. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) СУТАЖ — вид тонкой тесьмы, служащей для отделки одежды, для макраме и пр. Выпускается различных цветов. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) СУТЮЖИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — уменьшение линейных размеров деталей швейного изделия на отдельных участках посредством влажно-тепловой обработки для придания желаемой формы (например, сутюжить посадку по окату рукава, слабину в концах вытачек). (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) СЮРТУК — длинный мужской двубортный пиджак, спереди доходящий только до талии. Его родина — Англия, XVIII век. Т ТАНГЕНЦИАЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — трение материалов. У текстильных материалов силы трения и сцепления (цепкости) проявляются одновременно. Их характеристикой служит сила Тангенциальное сопротивление — сила, которая препятствует перемещению двух тел в плоскости их касания. Такие свойства текстильных полотен как сопротивление истиранию, скольжение материала, осыпаемость нитей из срезов ткани, раздвигаемость нитей в швах, распускаемость трикотажа определяются силами трения волокон, нитей и пряжи, из которых изготовлены эти полотна. От трения зависят и условия выполнения многих технологических операций изготовления одежды — настилание полотен, раскрой, конструкции швов, методы обработки открытых срезов и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТАЧАТЬ — устаревший термин в портновском деле: шить сквозной строчкой (тачать одежду). Отсюда — стачать, притачать, обтачать детали и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТЕКСТИЛЬ — общее название прядильно-ткацких изделий (ткань, трикотаж, нетканые полотна, нитки, сетки и пр.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТЕКСТИЛЬНАЯ ЗАСТЁЖКА — то же, что велкро, «липучка», застежка, состоящая из двух лент. Лицевая сторона одной из них покрыта петлями из мононитей, лицевая сторона другой — петлями из мононитей с боковым разрезом, т. е. крючками. При соединении двух лент крючки входят в петли, и происходит застегивание. Разъединяются две ленты при их раздирании со значительным усилием. Текстильные застёжки используется в одежде и обуви. Изобрел застежку швейцарец Ж. Деместрель, который по аналогии с растением репейник сделал «липучку». Он запатентовал открытие в 1956 г., патент купили США, через несколько лет «липучки» появились во всем мире. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТЕКСТУРА — особенности строения твердого вещества, обусловленные характером расположения его составных частей. Текстура текстильных материалов характеризуется расположением волокон в пряже, видом крутки и степенью скрученности, видом переплетений при ткачестве и вязании, отделкой и др. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТЕННИСКА — трикотажная верхняя рубашка с короткими рукавами. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТЕПЛОЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА — свойства, характеризующие способность материалов для одежды предохранять организм человека как от лишних тепловых потерь в холодное время, так и от перегрева в жаркое. Теплозащитные свойства зависят от теплопроводности волокон и нитей материалов, их плотности, толщины и отделки. Теплопередача через ткани одежды — сложный процесс, т. к. осуществляется разными путями: теплопроводностью, излучением, проведением паров влаги, выделяемой телом, конвекцией. Самое холодное, обладающее наибольшей теплопроводностью волокно, — лен, самое теплое — шерсть. Наиболее высокие показатели теплозащитные свойства имеют толстые плотные шерстяные ткани с начесом, шерстяные ватины, натуральный длинноворсовый мех. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТЕСЬМА — узкое плетеное или вязаное плоское изделие из хлопчатобумажной, штапельной, вискозной пряжи и текстурированных нитей; используется для отделки, окантовки деталей одежды, а также для завязывания, скрепления чего-либо. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ (МОДЕЛИРОВАНИЕ) ОДЕЖДЫ - процесс разработки чертежей и образца одежды по базовой готовой модели или по ее графическому изображению с использованием силуэтной основы изделия. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства одежды. Задачей моделирования одежды является разработка новой модели, выполнение образца, рассмотрение и утверждение его на художественных советах разных уровне (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ — описание технологического процесса изготовления швейных изделий с указанием последовательности неделимых операций и соответствующих данных о технологических параметрах каждой операции, средствах оснащения и трудовых нормативах. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — свойства текстильных материалов, оказывающие влияние на технологические процессы изготовления одежды (процессы резания, раскроя, пошива, выбора оборудования, режима влажно-тепловой обработки и др.). К технологическим свойствам относятся: сопротивление резанию, скольжение, осыпаемость, прорубаемость, усадка, способность материалов к формообразованию и формозакреплению, раздвигаемость нитей в швах, жесткость, драпируемость, толщина, поверхностная плотность. К этой группе свойств следует отнести также свойства, которые проявляются в эксплуатации: легкость ухода, восстановление формы изделий после стирки и химической чистки. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТЕХНОЛОГИЯ ОДЕЖДЫ — совокупность приемов и способов изготовления одежды; предусматривает изучение, разработку и совершенствование технологических процессов переработки тканей, трикотажных и нетканых полотен и др. материалов (кожи, меха) в одежду, начиная с процессов раскройного производства, процессов обработки отдельных деталей и узлов, их соединения и сборки, процессы влажно-тепловой обработки и заключительные отделочные операции, а также контроль качества сборочно-соединительных операций и готовых изделий. Технология одежды излагает способы производства (массовый или по индивидуальным заказам), описывает средства, применяемые для соединения деталей, режимы влажно-тепловой обработки, технологические процессы изготовления конкретных видов одежды (пальто, платье, костюм и т. д.), технологический расчет потоков, технологическую документацию и др. В определенные периоды своего развития технология получает дополнительные характерные названия, обозначающие те или иные ее особенности: унифицированная (поузловая), прогрессивная (клеевая), малооперационная. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТКАНИ — изделия, образованные в процессе ткачества переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей основы (продольных) и утка (поперечных). Применяются и дополнительные системы нитей, служащие для образования ворса, петелек, узоров и т. п. Ткани вырабатываются в виде полотен или штучных изделий (платки, скатерти), имеют малую толщину (не более 5 мм), значительную ширину (до 1,5 м, иногда до 2,0 м) и длину до 20-40 м. Узкие ткани, шириной до 0,4 м, называют лентами. С появлением усовершенствованных ткацких станков и механизацией ткацкого производства, выработка тканей ускорилась, их структура и внешний вид стали значительно разнообразнее. Все вырабатываемые современные ткани классифицируют на бытовые и технические. Бытовые ткани используют для изготовления бытовой одежды и бытовых швейных изделий. Эти ткани вырабатывают почти из всех видов волокон и нитей. В зависимости от видов волокнистого состава их подразделяют на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые (из натурального шелка и из химических нитей). Выделяют ткани однородные (из одного вида волокон или нитей, либо с примесью не более 10% др. видов); смешанные — из нитей, полученных из нескольких видов волокон; неоднородные — в которых чередуются различные виды. По назначению бытовые ткани делят на бельевые, платьевые, костюмные, пальтовые, мебельно-декоративные и др. По структуре пряжи — на ткани из кардной, гребенной и аппаратной пряжи. По характеру отделки — на суровые, отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые, ворсовые. По виду дополнительной обработки — на аппретированные, мерсеризованные, тисненые, гофрированные, несминаемые, малоусадочные и др. По переплетению — на простые, сложные, мелкоузорчатые, крупноузорчатые. Виды тканей, отличающиеся друг от друга хотя бы одним показателем заправочных данных (толщина нитей, число их на единицу длины и ширины, переплетение и т. д.), обозначаются условными номерами — артикулами. Свойства тканей можно условно классифицировать на: — геометрические (толщина, ширина, длина); — механические — характеризующие отношение ткани к действию механических сил (прочность, растяжимость, жесткость, драпируемость, несминаемость и др.); — физические (проницаемость, поглощаемость, тепловые, оптические, электрические и др.); — усадочные — способность изменять размеры при стирке, влажно-тепловой обработке; — износостойкие — способность противостоять воздействиям различных разрушающих факторов (стойкость к истиранию, многократному растяжению и др.); — формовочные — способность образовывать и сохранять форму в одежде. Технические ткани используют для изготовления деталей машин, установок, сооружений, а также технических изделий. Наибольшее распространение получили: кордная прорезиненная ткань (для каркасов авиа-, авто- и велопокрышек шин); рукавные ткани передаточных устройств (пожарные рукава и др.); фильтровальные (для улавливания твердых частиц из жидкостей, газов и воздуха). Кроме того, технические ткани используют для парашютов, оболочек надувных сооружений, тентов (брезенты), в качестве заменителей кожи (кирза). Вырабатываются технические ткани почти из всех видов, текстильных волокон и нитей. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТКАНИ-КОМПАНЬОНЫ — ткани, рассчитанные на то, что будут использованы в одном комплекте одежды. Они сочетаются друг с другом по фактуре, цвету и узору. Допустим, один и тот же орнамент или мотив дается на каждой из тканей-компаньонов в своем масштабе (там крупнее, здесь мельче). Используется прием «негатив-позитив». Или на одном фоне — разные рисунки. ТОП — легкая блузка без рукавов; майка на бретельках. ТОП-САЙДЕРЫ — модель мужской или женской обуви, своего рода модифицированные мокасины. Впервые их представили миру компания Sperry в 1935 году. Первые модели из текстиля или кожи изначально предназначались для ношения на палубах яхт. Поэтому главной их отличительной особенностью является светлая, рифленая подошва, которая не скользит на мокрой поверхности и позволяет ходить по палубе при большом крене, не оставляя следов на белоснежных яхтах. Топ-сайдеры обычно жёсткие и негибкие, спереди шнуруются через четыре дырки, а вдоль всего задника у них продет шнурок. Немногим позже компания Sebago внесла в эту модель еще одну важную особенность - специфическое строение и прошивку канта. ТРЕНЧКОТ — английское название шинели (тренч — термин, обозначающий фасон одежды, напоминающей шинель). В начале 60-х годов XX века тренчкотом стали называть пальто (иногда и плащи) с глухой застежкой, отложным воротником, погончиками, с поясом и шлевками, хлястиками, любое пальто, имеющее сходство с шинелью или напоминающее армейский плащ или жакет. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТРИКО — плотная тяжелая костюмная или брючная ткань узорчатого плетения (костюмная имеет мелкий рисунок и идет на мужские костюмы и детскую одежду, а брючная, более плотная, — на шитье брюк); трикотажная одежда, плотно облегающая тело, которая используется как театральный или спортивный костюм; трикотажные женские панталоны. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) Т-СИЛУЭТ — заимствован из народной одежды простого, примитивного покроя типа просторной русской рубахи. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) ТУАЛЕТ — одежда, наряд, преимущественно женский. ТУНИКА — в современной моде — нечто среднее между платьем и блузкой свободного кроя: для платья она коротка, для блузки — длинновата. Носят тунику чаще поверх брюк, иногда поверх платья. У УЗЕЛ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ — сложное соединение деталей, отдельных частей детали швейного изделия. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) УКРАШЕНИЕ — придание одежде красивого, нарядного вида. УНИСЕКС - одежда, рассчитанная на то, что ее могут носить и мужчины и женщины. Классический пример: джинсы. Но таких вещей, входящих и в мужской и в женский гардероб, сейчас довольно много — свитеры, пуловеры, куртки и т. д. УСАДКА — изменение размеров материалов при определенных условиях и различных воздействиях. Различают линейную усадку, (по одному из измерений), поверхностную и объемную. Принято определять усадку, на которую изменяются линейные размеры изделия как величину, выраженную в процентах от первоначальных размеров. Усадка считается положительной, если размеры изделия уменьшаются, и отрицательной, если размеры изделия увеличиваются. Отрицательная садка наблюдается у тканей и трикотажных полотен, выработанных из текстурированных, сильнорастяжимых нитей. В зависимости от вида волокон, структуры материала, напряжений, полученных в процессе переработки, а также температуры влаги и длительности ее воздействия усадка материала может быть больше или меньше. Усадка материалов приводит к изменению размеров изделий при носке, что ухудшает их внешний вид, а иногда делает непригодными для дальнейшей эксплуатации. Принудительная усадка достигается специальной утюжкой и позволяет придать отдельным участкам изделия необходимую форму при влажно-тепловой обработке. Принудительная усадка имеет значение при изготовлении одежды из шерстяных тканей. Чистошерстяные и полушерстяные ткани с большим содержанием шерстяного волокна обладают пластичностью, способны к растяжению с последующей фиксацией растянутых участков утюжкой или прессованием. Такие свойства шерстяных тканей позволяют придавать одежде ту или иную форму не только при пошиве, но и при различных способах влажно-тепловой обработки, например, при сутюживании (сутюживание концов вытачек и др.). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) УТОК — поперечные нити ткани, расположенные перпендикулярно к нитям основы и переплетающиеся с ними в процессе ткачества. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Ф ФАЛДЫ — мягкие, конусообразные складки, которые образуются на ткани под действием собственной тяжести. Такая форма складок достигается разными способами: при выкраивании детали под углом 45° к нитям основы и утка; при спрямлении кривизны среза детали; при использовании поперечной фигурной вытачки на свободно расположенной детали. Наиболее характерные фалды можно наблюдать в юбках клеш (Например, юбка-"солнце"). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ФАСОН — покрой, модель, по которой изготовлена одежда, головной убор, обувь и т.п.; внешняя форма изделия. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) ФИГАРО — разновидность короткой свободной женской кофточки до талии или чуть выше, надеваемой поверх платья. Может быть с рукавами или без них. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ФОРМОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ОДЕЖДЫ — принудительное придание объемной формы деталям из плоского текстильного полотна и закрепление этой формы в процессе швейного производства. Получаемая объемная форма деталей при этом должна соответствовать силуэтной форме одежды и форме тела человека. Формование деталей достигается тремя способами: — конструктивным способом — при разработке конструкции изделия с максимальным членением его на части и с использованием вытачек, рельефов, складок и т. д.; — влажно-тепловой обработкой — путем изменения геометрических размеров полотен на отдельных участках деталей, с учетом деформационных свойств материала, что возможно только для чистошерстяных тканей; — комбинированным способом, сочетающим в себе элементы двух названных способов. Применение того или иного способа формования деталей одежды определяется фасоном изделия, видом текстильного полотна, его формовочными свойствами, конструкцией изделия. ( Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ФОРМОВОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ — способность образовывать пространственную форму деталей одежды путем изменения геометрических размеров материалов на отдельных участках и устойчиво сохранять эту форму. Формовочная способность материалов характеризуется: формообразованием и закреплением формы. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ФРАК — английский суконный сюртук с вырезанными полами спереди и узкими длинными фалдами сзади. Вошел в моду в конце XVIII века. Во Франции шили его иногда из шелковой ткани и покрывали вышивками; такой фрак служил парадной одеждой. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) ФУРАЖКА — головной убор, мужской или для мальчиков, с жестким околышем и козырьком. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения) ФУРНИТУРА — вспомогательные материалы. Одежная фурнитура включает пуговицы, кнопки, крючки, петли, пряжки, застежки-молнии, текстильные застежки, пряжки для поясов. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ФУТБОЛКА — трикотажная спортивная сорочка. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ФУФАЙКА — короткая теплая поддевка — байковая, вязаная шерстяная, стеганая. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) Х ХАЛАТ — комнатная домашняя одежда восточного покроя. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) ХЛЯСТИК — деталь швейного изделия, которая используется для регулирования степени прилегания изделия к телу или для декорирования. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ (МОДЕЛИРОВАНИЕ) ОДЕЖДЫ — творческая деятельность, направленная на совершенствование предметов и форм одежды, связанная с поиском и предметным выражением художественного образа будущего изделия. Основная задача, решаемая художником-дизайнером, заключается в согласовании внешней формы с внутренней структурой изделия, его функцией и назначением, обликом потребителя и окружающей среды. Средствами создания художественной конструкции являются пропорциональные соотношения, принцип симметрии и законы пластики. Художественное конструирование ведется в тесном творческом контакте с инженерным, с привлечением технологов и других специалистов в области проектирования одежды. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Ц ЦЕЛЬНОКРОЕНЫЙ — выкроенный вместе с другой частью или деталью одежды (например, цельнокроеный воротник, т. е. воротник, выкроенный вместе с бортами). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ЦЕПНОЙ СТЕЖОК — часть ниточной строчки между двумя проколами иглы, полученная с помощью петлителя. В строчках, полученных из цепных стежков (так называемых цепных строчках), переплетение нитей происходит на одной стороне сшиваемых материалов. Также вид строчки на лицевой и изнаночной стороне различен. Цепной стежок бывает одно-, двух- и многониточным. Цепной стежок допускает значительное удлинение вдоль строчки и поэтому обычно используется при стачивании эластичных (например, трикотажных) материалов. Главный недостаток цепных строчек — распускаемость и больший расход ниток, чем при использовании строчек из челночных стежков. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Ч ЧЕЛНОЧНЫЙ СТЕЖОК — элемент ниточной строчки между двумя проколами иглы, полученный с помощью челнока. В строчках, образованных из челночного стежка (так называемой челночной строчке), переплетение ниток происходит в середине материала; вид строчки на лицевой и изнаночной сторонах одинаковый. Челночный стежок бывает в основном двухниточным, а также трехниточным (при работе с двумя иглами и одним челноком). Челночные стежки используют для стачивания тканей, т. к. он считается нераспускающимся, и при вышивании. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ЧИНОСЫ - брюки, зауженные книзу из плотного хлопка. Существует три основных цвета чиносов – бежевый, синий и оливковый. История брюк чинос берёт своё начало в Китае (перевод с исп. chino -"китайский"). Именно в Китае производилась хлопковая ткань для брюк американских солдат, которые вели в ХХ веке войну за Филиппины. После, американцы дали этим брюкам название chinos. Отсюда и название брюкам — чиносы. Интересно что изначально чиносы, произведённые в Китае, отличались от остальных брюк тем, что книзу были заужены, и как нестранно, это делалось для экономии ткани, а не по пику моды. Чиносы считаются альтернативой джинсам. В них можно появиться на деловой встрече, выйти на прогулку с собакой или просто встретиться с друзьями. Эти брюки, как джинсы , универсальны. Их можно носить с ботинками, с кедами, с футболками, с рубашками и т.п.. ЧУЛКИ — женские и детские изделия машинной или ручной вязки, надеваемые на ноги и имеющие длину выше колен. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения) ЧУЛКИ-ГОЛЬФ — вид чулочно-носочных изделий; короткие (до колен) чулки на резинке. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Ш ШАБЛОН — трафарет, образец, по которому изготавливаются какие-либо одинаковые швейные изделия. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) ШАЛЬ — тканое, трикотажное или вязаное полотнище разного вида и размера, прикрывающее плечи. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения) ШАРФ — платочно-шарфовое изделие, имеющее формы прямоугольника. Разновидностью шарфа является кашне. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения) ШЕВРОН — нашивка из галуна на рукаве форменной одежды, обычно в виде острого угла, для определения воинских званий и числа лет службы для сверхсрочников. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) ШИНЕЛЬ — длинное форменное пальто особого покроя, со складкой на спине и с хлястиком; предмет солдатского обмундирования многих армий. В русской армии впервые шинель с высоким стоячим воротником была введена в 1802 году. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ШИРИНА ТЕКСТИЛЬНОГО ПОЛОТНА — расстояние между краями полотна, измеряемое вместе с кромками или без них в направлении перпендикулярном нитям основы. ШИРИНКА — передний разрез брюк, застежка-молния или другого вида. ШЛЁВКА — деталь, предназначенная для продевания в неё и удержания другой детали. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения) ШЛИЦА — продольный разрез на спинке, в боковых швах и в др. местах изделия. Шлица может быть расположена в среднем шве, в боковых и отделочных швах мужских и женских верхних изделий — пальто, пиджаках и т.п. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ШНУР — вязаные, плетеные или витые изделия из крученых нитей. Вырабатываются из хлопчатобумажной пряжи, вискозных или ацетатных нитей, капрона и др. Используются для отделки одежды, головных уборов, для завязывания или закрепления деталей, а также для технических целей. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ШОВ — место скрепления деталей одежды, обуви и других изделий. По способу выполнения бывает ниточным, клеевым и сварным. Самый распространенный — ниточный шов, который выполняют различными способами в зависимости от вида материала, вида изделия, места его расположения, имеющегося оборудования, даже направления моды и т.п. Клеевой шов применяют при изготовлении изделий с использованием термопластичных материалов (клеевых нитей) в основном в тех случаях, когда скрепляемые детали при носке одежды испытывают нагрузки, направленные на их сдвиг, или подвергаются незначительным нагрузкам. Сварной шов применяют при изготовлении изделий из пленок или термопластичных материалов. Его получают обычно тепловым, ультразвуковым или высокочастотным способами. Если не требуется герметичность соединения, то для уменьшения жесткости сварного шва его прокладывают пунктирным. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ШОРТЫ — брюки выше колен. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения) ШТУКОВАТЬ — зашивать, штопать так, чтобы были незаметны шов, штопка. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Э ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — свойства, которые характеризуют способность одежды удовлетворять потребности человека в удобстве и комфорте на этапе эксплуатации в системе «человек — изделие — среда». Одежда помогает человеку создавать зону комфорта, т. е. зону хорошего самочувствия. Эргономические свойства оценивают показателями, определяющими степень соответствия одежды функциональным возможностям и психофизиологическим особенностям человека, его антропометрическим характеристикам в статике и динамике, показателями гигиеничности, а так же удобством пользования изделием в различных производственных и бытовых условиях. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — отражают способность одежды удовлетворять эстетические потребности человека. К эстетическим свойствам одежды относят ее информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, и др.. Эстетические свойства оценивают показателями, определяющими степень соответствия одежды общественному эстетическому идеалу, сложившемуся стилевому направлению, вкусам и моде. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Ю ЮБКА — поясная одежда женская и для девочек различной длины, зависящей от моды, покрывающая нижнюю часть фигуры. Также часть женского платья от талии внизу. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ЮБКА-БРЮКИ — вид поясной одежды; появилась в 1830 году как часть спортивной одежды. Брючный покрой юбок-брюк заметен только при ходьбе, т. к. скрывается глубокими складками. Современные юбки-брюки шьют как для каждого дня, так и в качестве выходной одежды. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ЮБКА-ГОДЕ — обычно шести-, восьмиклинка (клиньев может быть больше), расклешенная от линии бедер или линии колен; может быть с вставными клиньями и без. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ЮБКА НИЖНЯЯ — швейная или трикотажная поясная одежда для женщин и девочек различной длины, одеваемая под юбку или платье. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения) ЮБКА-ПОЛУСОЛНЦЕ — юбка, конструкция которой представляет на плоскости полукруг. Ее кроят с одним швом, расположенным сзади по нитям основы. Спереди ткань выкраивают по нитям утка. Юбку-полусолнце можно сделать плиссе или с равномерно расположенными складками, начинающимися от линии бедер, а также со сборками по линии талии. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ЮБКА-СОЛНЦЕ — юбка, конструкция которой представляет на плоскости круг (нет швов). Юбка-солнце не выявляет бедер благодаря большому количеству равномерно расположенных фалд; еще большего количества фалд можно добиться, соединив два «солнца» вместе. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В.) Я ЯПОНКА — название цельнокроеного рукава, заимствованного вначале XX века из национального японского костюма кимоно; так же называют иногда блузку или платье с таким рукавом. Рукав может иметь разные пропорции, пройму по желанию располагают на разной высоте; если она расположена низко, доходит до талии, рукав называют «летучая мышь». (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Ссылка на страницу: Словарь специальных терминов Теги: Словарь специальных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |