Главная » Словарь технических терминов


21:53
Словарь технических терминов
А

АБРАЗИВ – 1) материал (например, алмазный порошок) для обработки деталей шлифованием, полированием или доводкой; 2) продукты износа деталей (стружка), приводящие к абразивному изнашиванию.


АБРАЗИВНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ (abrasive wear) – механическое изнашивание поверхности, вызываемое наличием в масле твердых частиц.
АБСОРБЦИЯ - объемное поглощение вещества из раствора или газовой смеси твердым телом или жидкостью.
АВТОМОБИЛЬ – транспортная безрельсовая машина, главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым и др.). Вращение от двигателя передается муфте сцепления, коробке передач, дифференциалу и колесам (ведущему мосту). Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специализированные (пожарные, санитарные и др.), гоночные и т. д.


АВТОБУС – автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и их багажа, с числом мест для сидения более 8ми, включая место водителя.
АВТОНОМНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ ОТОПИТЕЛЬ («ВЕБАСТО») — своего рода котел с теплообменником. Смысл его заключается в том, что через встроенную помпу прогоняется антифриз из малого круга двигателя, и доводит его температуру до 80 градусов.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА – синхронный генератор с электромагнитным возбуждением, предназначен для питания потребителей электроэнергии автомобиля и приводимый во вращение двигателем внутреннего сгорания. Так как частота вращения коленчатого вала двигателя в зависимости от режима его работы составляет 600 - 7000 об/мин., то для стабилизации напряжения генератора используют регулятор тока возбуждения. На роторе генератора расположена кольцевая обмотка возбуждения, подключенная к источнику постоянного тока. На статоре расположена обмотка переменного тока: соединенная по схеме звезда, причем выводы указанной обмотки подключены к нерегулируемому трехфазному мостовому выпрямителю. Питание потребителей электроэнергии автомобиля осуществляется постоянным током стабильного напряжения, значение которого поддерживается в пределах 12…14 или 24…28 В с помощью электронного или электромеханического регулятора тока возбуждения.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ КРАН – самоходная погрузочно-разгрузочная машина, смонтированная на автомобильном шасси, с рабочим органом в виде поворотной консольной стрелы.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЕЗД - автопоезд – транспортное средство, состоящее из ведущего (автомобиля-тягача) и ведомого (прицепа или прицепов) элементов, соединенных в единое целое разъемными устройствами с общей тормозной системой.
АВТОПОЕЗД-САМОСВАЛ – автомобиль, оборудованный саморазгружающимся кузовом или платформой (автопоезд-самосвал — прицепом-самосвалом). По назначению автомобили-самосвалы подразделяют на: карьерные, строительные, сельскохозяйственные.
АВТОМОБИЛЬ-ТЯГАЧ – ведущий элемент автомобильного поезда.
АВТОМОБИЛЬ-ФУРГОН – автомобиль, оборудованный закрытым жестким кузовом, приспособленным для перевозки грузов или монтажа оборудования. Различают автомобили-фургоны; универсальные (общего назначения), изотермические, рефрижераторные и узкоспециализированные.
АВТОМОБИЛЬ-ЦИСТЕРНА – автомобиль, конструктивно приспособлен для перевозки и временного хранения жидких, газообразных и сыпучих грузов.
АВТОПОГРУЗЧИК – самоходная подъемно-транспортная машина со сменным рабочим оборудованием (ковшами, вилочными захватами и др.) для погрузки, разгрузки, укладки и перемещения грузов.
АГРЕГАТ - несколько механизмов или сложных узлов, объединенных различными соединениями в одно целое с базовой моделью.
АГРЕГАТНЫЙ МЕТОД РЕМОНТА – ремонт машин, при котором вместо устранения дефектов в изношенных деталях заменяют целиком узлы и агрегаты, восстанавливаемые на ремонтных предприятиях. Автоагрегатный метод ремонта ускоряет ввод в действие машин.
АККУМУЛЯТОР - устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования. Аккумулятор преобразует электрическую энергию в химическую и по мере надобности обеспечивает обратное преобразование; используют как автономный источник электроэнергии на автомобилях.


АКСЕЛЕРАТОР (педаль "газа") - регулятор количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения частоты вращения двигателя.
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ГИДРОМОТОР – поршневой гидромотор, у которого оси поршней параллельны оси блока цилиндров или расположенных к оси блока под углом не более 45°.
АКТИВАТОР – электрическое устройство для открывания дверей.
АМОРТИЗАТОР – устройство для смягчения ударов в конструкциях машин и сооружений в целях их защиты от вибрации и больших нагрузок.
АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА (АБС) - обеспечивает одновременное торможение всех колёс автомобиля, повышает устойчивость.
АНТИКРЫЛО – приспособление в виде крыла, обеспечивающее автомобилю улучшение обтекаемости и создание вертикальной силы, прижимающей автомобиль к поверхности дороги.


АНТИФРИЗ – 1) жидкость, не замерзающая при отрицательных температурах. Изготавливается, обычно, на основе моноэтиленгликоля с добавлением 11 присадок (в лучшем случае): антикоррозионных, антивспенивающих, против текучести и т.д. Применяется в системах отопления и охлаждения не только в авто, но и в быту. Используется также в биотуалетах зимой. Антифризами называют импортные тосолы, выпускаемые, обычно, в концентрированном виде и пригодные для применения при разбавлении дистиллированной водой в пропорции 1:1. Важное замечание - при недоливе воды (большей концентрации антифриза) - температура замерзания увеличивается. Т.е. при разбавлении в указанной пропорции - температура замерзания -40 град С, а у чистого антифриза - 7 град С. 2) антифриз (1), но без пакета присадок - основа для изготовления антифриза (1) и тосола.
АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – совокупность свойств и конструктивных особенностей автомобиля, обеспечивающих снижение вероятности дорожно-транспортных происшествий
АМФИБИЯ – 1) автомобиль, способный передвигаться по суше и воде, с водонепроницаемым кузовом, гребным винтом или водометным движителем, водным рулем; 2) самолет с колесными шасси, приспособления для взлета и посадки на землю и воду; 3) аэросани, у которых кузов на лыжах заменен для лучшей проходимости лодкой-лыжей; 4) боевая машина (танк, бронетранспортер и др.) для передвижения по суше и воде.


АНТИФРИКЦИОННЫЕ СМАЗКИ – пластичные смазки для уменьшения потерь на трение скольжения. Применяют в узлах трения всех видов, кроме скоростных подшипников, редукторов и механизмов циркуляции смазочной системой, где вместо них используют смазочные масла. Антифрикционные смазки лучше, чем масла, удерживаются в узлах трения на движущихся деталях, вертикальных поверхностях. При их применении снижаются требования к герметичности смазываемых узлов, но не осуществляется теплоотвод от трущихся деталей.
АРЕОМЕТР - прибор для измерения плотности жидкостей и твердых тел. Действие А. основано на законе Архимеда. В автомобильной технике применяется для измерения плотности электролита в аккумуляторе.
АЭРОДИНАМИКА – 1) обтекаемость авто; 2) научная дисциплина, изучающая особенности обтекания автомобиля потоком воздуха.

Б__________________________________________________________________________

БАР – единица измерения давления. 1 бар=0,1 МПа.
БАЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА – для двухосных автомобилей это расстояние между центрами передней и задней осей.
БАМПЕР - (англ. bumper), энергопоглощающее устройство автомобиля (на случай легкого удара) в виде бруса, расположенного спереди (часто и сзади); разновидность буфера.
БАРАБАН, ТОРМОЗНОЙ БАРАБАН – полый невысокий цилиндр, прикрепленный к ступице заднего колеса, в который упираются тормозные колодки для остановки колес.
БАРАБАННАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА – устаревшая тормозная система с использованием тормозных барабанов.
БАЧОК ОМЫВАТЕЛЯ - бачок для жидкости стеклоомывателя.
БАЧОК РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ - бачок для сбора излишков охлаждающей жидкости (антифриза, тосола) при его расширении от нагрева.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - свойство автомобиля наносить минимальный вред окружающей среде.
БЕЗОТКАЗНОСТЬ – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки при выполнении определенного объема работы в заданных условиях эксплуатации. Для изделий, неремонтируемых или заменяемых после первого нарушения работоспособности, показателями безотказности могут служить, например, вероятность безотказной работы или интенсивность отказов; для ремонтируемых изделий — наработка до отказа или вероятность безотказной работы.
БЕНДИКС – часть стартера, обеспечивающая кручение маховика.
БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ – двигатель внутреннего сгорания, в котором основная часть процесса приготовления горючей смеси осуществляется карбюратором или бензин впрыскивается непосредственно в цилиндр. Воспламенение горючей смеси происходит от искры.
БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ - не использующая механических контактов в трамблере для передачи напряжения. Б/к зажигание характеризуется более в/в напряжением, увеличенным примерно в 2 раза свечным зазором и более мощной и продолжительной искрой. В БКСЗ функцию согласования угла поворота вала трамблера и момента искрообразования (пара кулачок вала трамблера и контакта трамблера - в контактном зажигании) выполняют магнит на валу трамблера и датчик Холла. Сама коммутация осуществляется в коммутаторе, а катушку называют модулем зажигания.
БИКСЕНОН — комплект установки ксенона, который влияет на работу ближнего и дальнего света от одной лампочки.
БЛОК ЦИЛИНДРОВ - остов двигателя, его базовая модель.
БЛОК-ФАРА – состоит из фары, указателя поворота и габаритного фонаря.
БОГАТАЯ СМЕСЬ – горючая смесь с коэффициентом избытка воздуха меньше 0,8 (до 0,35, при меньшем значении смесь в цилиндре не воспламеняется).
БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР - электронная система, отображающая как мгновенные параметры (текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру двигателя, температуру в салоне и температуру наружного воздуха, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т.д.), так и проводящая диагностику неисправностей систем автомобиля.

В__________________________________________________________________________

ВАКУУМНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - уменьшает усилие на тормозной педали при торможении автомобиля, облегчает работу водителя.
ВЕНТИЛЯЦИЯ КАРТЕРА - очищает картер двигателя от картерных газов, образующихся при прорыве продуктов сгорания через неплотности поршневых колец.
ВЕРХНЯЯ МЕРТВАЯ ТОЧКА (В.М.Т.) - положение поршня в цилиндре, при котором он наиболее удален от оси коленчатого вала.
ВИСКОЗИМЕТР (от лат. viscosus — вязкий) — прибор для определения динамической или кинематической вязкости вещества. В системе единиц СГС и в СИ динамическая вязкость измеряется соответственно в пуазах (П) и паскаль-секундах (Па·с), кинематическая — соответственно в стоксах (Ст) и квадратных метрах на секунду (м²/с).
ВКЛАДЫШ – сменная деталь подшипника скольжения, на которую опирается шейка вала.
ВНЕДОРОЖНЫЙ АВТОМОБИЛЬ – автомобиль, предназначенный для движения по специальным дорогам или местности.
ВНЕШНЕЕ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ – смесеобразование вне рабочей полости двигателя, например, в карбюраторе или во впускном коллекторе бензиновых, газовых двигателей и инжекторных двигателей с моновпрыском.
ВНУТРЕННЕЕ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ – смесеобразование в рабочей полости двигателя - в цилиндре у дизельных и других двигателей с непосредственным впрыском топлива или газа.
ВНЕШНЯЯ СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ – зависимость выходных показателей двигателя от частоты вращения коленчатого вала при полном открытии топливоподающего органа.
ВОДЯНАЯ РУБАШКА – пространство (сеть каналов) вокруг цилиндров ДВС, заполненное охлаждающей жидкостью.
ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР - служит для очистки от пыли (обработки) воздуха, используемого в двигателях.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ (BP) - осуществляется с целью восстановления функциональной исправности подвижного состава, не подлежащего техническим условиям КР.
ВЫЛЕТ стрелы крана (манипулятора) – расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части по вертикальной оси грузозахватного устройства без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке.
ВЫПУСК – 1) такт рабочего цикла двигателя, соответствующий выпуску отработавших газов из цилиндра; 2) система выпуска.
ВЯЗКОСТЬ – (viscosity) - это внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Вязкость масла выступает важнейшим физико-химическим свойством, оказывающим влияние на силу трения. Вязкость масла характеризуется двумя показателями: кинематической вязкостью и динамической вязкостью. Основные ряды вязкости масел обобщены в системы: ISO и SAE.

Г__________________________________________________________________________
ГАЗОВАЯ СВАРКА автогенная сварка – сварка металлических изделий, при которой расплавление кромок соединяемых частей проводят газовым пламенем, образующимся на выходе сварочной горелки при воспламенении смеси горючего газа (ацетилена, водорода, паров бензина и др.) с кислородом. Газовую сварку применяют для получения тонкостенных (1–5 мм) изделий из стали, цветных металлов и сплавов, для наплавки твердых сплавов.
ГАЗОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ – поршневой двигатель, топливом для которого является газ.
ГАЗОГЕНЕРАТОР, ГАЗОГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА – установка для термической переработки твердых и жидких топлив в горючие газы. Широко ранее применялись в автомобилях для получения газа из дров, однако, требовали большого количества дров на небольшой пробег автомобиля
ГАЗОДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ – комбинированный дизельный двигатель, дополнительно оборудованный газовой системой питания. Пуск и работа на холостом ходу осуществляется на дизельном топливе, а после выполнения подготовительных операций - на смеси газа (3) и дизельного топлива
ГАЙКОВЕРТ – ручная машина с электрическим, пневматическим или гидравлическим приводом для завинчивания гаек, винтов и др. крепежных деталей. Гайковерт может быть непрерывно силовым и импульсно-силовым с вращательным движением рабочего органа. Гайковерт широко применяют при сборке резьбовых соединений в авиационной, автомобильной и других отраслях промышленности.
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ (ГРМ) - впускает горючую смесь (воздух) в цилиндры выпускает из них отработанные газы.
ГЕНЕРАТОР – основной источник электрической энергии на автомобиле, тракторе, который служит для подзарядки аккумуляторной батареи и питания всех потребителей при работе двигателя. На автомобилях применяют трехфазные генераторы переменного тока.
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ – это машины, предназначенные для преобразования механической энергии привода двигателя в энергию жидкости в виде напорного движения (насосы) или преобразующие энергию потока рабочей жидкости в механическую энергию выходного звена для преодоления сил сопротивления (гидродвигатели).
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАСЛА – жидкие смазочные материалы, предназначенные для смазывания гидродинамических передач, гидросистем и т. д. Гидравлические масла имеют обычно малую вязкость и в целом мало отличаются от масел общего назначения. К гидравлическим маслам для объемных передач, работающих при высоких давлениях, предъявляются дополнительные требования: минимум сжимаемости (высокий модуль упругости), высокая стабильность против старения, высокий индекс вязкости. Масла для динамических гидропередач с зубчатыми колесами, кроме того, должны иметь повышенные антизадирные свойства; масла для гидросистем самолетов, оборудования угольных шахт, горячих цехов и т. д. должны быть негорючими. Гидравлическое масло служит рабочей жидкостью в гидравлических устройствах наземной и корабельной техники, эксплуатируемых при температурах 320–360° К.
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМНИК, гидроподъемник – механизм циклического действия с гидравлическим приводом, применяемый для перемещения грузов по вертикали или под углом.
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ – устройство для перемещения управляющих органов гидравлических исполнительных механизмов с одновременным усилением управляющего воздействия.
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ – 1) тормоз с гидравлическим приводом; 2) стенд для обкатки двигателей внутреннего сгорания, паровых и их испытания с целью определения мощности. Гидравлический тормоз преобразует работу двигателя в тепло, уносимое проходящей через него водой.
ГИДРОСИСТЕМА – совокупность гидроустройств, входящих в состав объемного гидропривода.
ГИДРОАККУМУЛЯТОР – гидроемкость, предназначенная для аккумулирования и возврата энергии рабочей жидкости, находящейся под давлением.
ГИДРОДВИГАТЕЛЬ – гидромашина, предназначенная для преобразования механической энергии жидкости в механическую энергию какого-либо механизма или машины..
ГИДРОБАК – гидроемкость, предназначенная для питания объемного гидропривода рабочей жидкостью. Примечание. Различаются гидробаки под атмосферным давлением и гидробаки под избыточным давлением.
ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА – гидродинамический механизм для передачи крутящего момента без его преобразования.
ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА – гидравлическая передача, состоящая из лопастных колес с общей рабочей полостью, в которой вращающий момент передается от одного колеса к другому в результате изменения момента количества движения рабочей жидкости. К гидродинамическим передачам относятся гидромуфты и гидротрансформаторы.
ГИДРОКЛАПАН – гидроаппарат (пневмоаппарат), в котором размеры рабочего проходного сечения изменяются от воздействия потока рабочей среды, проходящего через гидроаппарат (пневмоаппарат).
ГИДРОМАШИНА – энергетическая машина, предназначенная для преобразования механической энергии твердого тела в механическую энергию жидкости (или наоборот).
ГИДРОМУФТА – гидродинамическая передача или механизм, передающий вращательное движение от ведущего вала к ведомому. Состоит из центробежного насоса (насосное колесо) и гидротурбины (лопаточные турбинное колесо), которые сближены и образуют полость, заполняемую рабочей жидкостью. Служит для передачи вращающего момента без его изменения (потери в гидромуфте не учитываются). Гидромуфту применяют в приводах, различных машин и механизмов.
ГИДРОПРИВОД МАШИН – совокупность источника энергии и устройства для ее преобразования в механическую энергию выходного звена машины посредством рабочей жидкости.
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР – гидродинамическая передача с тремя лопаточными колесами (насосным, турбинным и направляющего аппарата) или более; служит для регулирования крутящего момента или частоты вращения вала машины.
ГИДРОУДАР – происходит при попадании воды в горшок через воздухозаборник или из-за прорыва прокладки ГБЦ. Поршень, доходя до ВМТ ударяется в находящуюся в горшке воду, что приводит к выходу двигателя из строя.
ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ (ГУР) - система, состоящая из насоса и шлангов, облегчающих поворот руля. Особенно помогает ГУР при повороте колес на неподвижном автомобиле и с низкопрофильной резиной, т.к. в этом случае "пятно контакта" резины с дорогой максимально, а качения нет. Из минусов ГУР можно отметить то, что при быстром вращении рулевого колеса насос может не успевать перекачивать жидкость и перегреться, что приведет к сопротивлению во вращении. К счастью, на современных автомобилях это маловероятно.
ГИДРОЦИЛИНДР – объемный гидравлический двигатель возвратно-поступательного движения поршня или плунжера. Поршневой гидроцилиндр состоит из корпуса (трубы) с тщательно обработанной внутренней поверхностью, по которой перемещается поршень. Различают схемы гидроцилиндров одно – и двухстороннего действия с одно – и двухсторонним штоком. Поршневые гидроцилиндры широко применяют для привода главного движения станков; перемещения рабочих органов навесных строительных, дорожных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных машин; плунжерные – в гидравлических прессах с насосно-аккумуляторным приводом.
ГИДРОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ – объемная гидромашина (объемная пневмомашина), предназначенная для преобразования энергии одного потока рабочей среды в энергию другого потока с изменением значения давления.
ГИЛЬЗА - (нем. Hulse) техн. сменная вставка, устанавливаемая в цилиндрах поршневых тепловых двигателей, внутри которой перемещается поршень.
ГИПОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА – винтовая зубчатая передача, осуществляется зубчатыми коническими колесами со скрещивающимися осями, причем ось малого колеса смещена относительно оси большого колеса. На колесах гипоидной передачи выполняют косые и криволинейные зубья. Гипоидные передачи применяют в приводах ведущих колес автомобилей и тракторов, в тепловозах, текстильных машинах, прецизионных станках и т. п.
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ (ГБЦ) - верхняя деталь двигателя, устанавливаемая на блок цилиндров; в головке располагается верхняя часть цилиндров и детали механизма газораспределения (клапана, распредевалы).
ГОРЮЧАЯ СМЕСЬ – топливно-воздушная смесь, поступающая в цилиндры ДВС. Состав смеси определяется коэффициентом избытка воздуха.
ГРАФИТНАЯ СМАЗКА – пластичный водостойкий смазочный материал, полученный загущением минерального масла кальциевым мылом и содержащий до 10 % графита. Предназначается для смазывания рессор, тормозных подвесок, открытых шестерен тяжело нагруженных передач в диапазоне температур от 250 до 340 К.
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ – автомобиль, предназначенный для перевозки грузов. К характеристикам грузового автомобиля относятся: конструктивная схема, грузоподъемность, вид перевозок, колесная формула и компоновка. По конструктивной схеме различают одиночные грузовые автомобили и автопоезда. По грузоподъемности выделяют классы грузовых автомобилей: особо малой грузоподъемности, средней, большой, особо большой. По виду перевозок различают универсальные и специализированные грузовые автомобили. Наиболее распространенные компоновочные схемы грузовых автомобилей – "кабина за двигателем" и "кабина над двигателем".
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ – перемещение грузов различными средствами транспорта. В нашей стране наибольшая масса (по тоннажу) перевозок производится автомобильным транспортом.
ГРУЗООБОРОТ – основной показатель работы транспорта. Исчисляется как произведение количества перевезенного груза и расстояния перевозки (в км).
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ – полезная масса груза (т), поднимаемого грузоподъемным краном и подвешенная с помощью съемных грузозахватных приспособлений, а при их отсутствии – подвешенная непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям.
ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ – движитель самоходных машин, принцип действия которого основан на непрерывном подкладывании гусениц под колеса машины, т. е. создании для колес бесконечного пути с сопротивлением движению, значительно меньшим, чем на мягком грунте. Обеспечивает повышенную проходимость тракторов, экскаваторов, танков и др. машин.

Д__________________________________________________________________________

ДАВЛЕНИЕ – величина, равная отношению силы, равномерно распределенной по нормальной к поверхности, к площади этой поверхности. Основная единица давления – паскаль (1 Па=1 Н/м2).
ДАВЛЕНИЕ МАСЛА – создаваемое масляным насосом в масляной системе (системе смазки) давление масла (ну и выразился - масло масляное). У ряда автомобилей отображается на панели приборов. Практически у всех автомобилей замеряется аварийным датчиком, который сигнализирует о снижении давления ниже минимума (потеря или порча масла, неисправность масляного насоса или порча масляных каналов)
ДАТЧИК – измерительный (входной) преобразователь, который информацию об измеряемой физической величине преобразует в сигнал, удобный для использования и обработки в системах автоматического контроля и управления. Наиболее распространены датчики с выходными электрическими непрерывными сигналами (например, ток, частотно- и фазомодулированные гармонические и импульсные колебания) или дискретными направлениями (последовательность электрических импульсов).
ДАТЧИК ДАВЛЕНИЯ МАСЛА - датчик, измеряющий давление масла в системе смазки и передающий информацию на указатель давления масла панели приборов
ДАТЧИК УДАРА (в сигнализации), (shock sensor), шок-сенсор - предназначен для регистрирования ударов по корпусу автомобиля. Датчик удара сигнализации должен иметь высокую чувствительность, чтобы среагировать на попытку угона автомобиля, но не должен реагировать на посторонние воздействия (хлопки петард, раскаты грома, проезжающий мимо автотранспорт и др.). Большинство современных датчиков ударов имеют две зоны чувствительности. Датчики ударов можно разделить по способу устройства чувствительного элемента: электромагнитные, пьезокерамические, микрофонные. Также датчики могут быть либо цифровыми, либо аналоговыми.
ДАТЧИК ХОЛЛА - датчик бесконтактной системы зажигания, работающий на принципе Холла (функционально заменяет контакт трамблера контактного зажигания). В этом датчике изменяется проводимость полупроводникового элемента под действием магнитного поля при прохождении рядом с ним магнита, закрепленного на валу трамблера. Магнит функционально заменяет кулачок вала трамблера контактного зажигания. Изменение проводимости использует коммутатор для осуществления реальной коммутации первичной обмотки катушки модуля зажигания
ДВИГАТЕЛЬ – машина, преобразующая какой-либо вид энергии в механическую работу. Различают первичные и вторичные двигатели. Первичный двигатель непосредственно преобразует в механическую работу природные энергетические ресурсы; вторичный двигатель – энергию, получаемую с помощью первичных двигателей. Устройства, отдающие накопленную механическую энергию, также относятся к двигателям. По назначению, двигатели подразделяются на: стационарные, передвижные и транспортные.
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВС) – тепловой двигатель, в котором часть химической энергии топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую энергию. По роду топлива различают жидкостные и газовые двигатели внутреннего сгорания; по рабочему циклу – непрерывного действия, 2- и 4-тактные; по способу приготовления горючей смеси – с внешним направлением, (карбюраторные) и внутренним направлением (дизели) смесеобразования; по виду преобразователя энергии – поршневые, турбинные, реактивные и комбинированные.
ДВУХТАКТНЫЙ ДВС – двигатель, в котором рабочий цикл осуществляется за 2 хода поршня (2 такта), т. е. за один оборот коленчатого вала.
ДЕТАЛИ МАШИН – 1) отдельные составные части и их простейшие соединения в машинах, приборах, аппаратах, приспособлениях и др.: болты, заклепки, валы, шестерни и т. п.; 2) научная дисциплина, включающая теорию, расчеты и конструирование деталей машин.
ДЕТАЛЬ – изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций или с применением (например, с применением пайки, склейки, сварки и т. д.), а также изделие, на которое нанесено какое-либо покрытие.
ДЕТОНАЦИЯ – сгорание в цилиндрах двигателя рабочей смеси с взрывом отдельных её объёмов.
ДЕФЕКТ – несоответствие объекта какому-либо требованию нормативно-технической и (или) конструкторской документации. Дефект может быть явным (обнаруженный до начала эксплуатации) или скрытым.
ДЕФОРМАЦИЯ – изменение формы или размеров тела (или части тела) под действием внешних сил, при нагревании или охлаждении, изменении влажности и др. воздействиях, вызывающих изменение относительного положения частиц тела. Различают упругую (исчезающую после снятия нагрузки) и пластическую (остающуюся после удаления нагрузки) деформацию твердого тела. Простейшие виды деформации – растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение.
ДИАГНОСТИКА (техническая) – контроль и прогнозирование функционального состояния технических систем. Целью диагностирования является обнаружение неисправностей технических систем и выявление тех их элементов, ненормальное функционирование которых привело (или может привести) к возникновению неисправностей. Результатом проведенной диагностики технической является заключение о техническом состоянии.
ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЙ КЛЮЧ используют при сборке ответственных винтовых соединений (приборов, двигателей, и др.). Такие ключи имеют указатель значения крутящего момента
ДИСК КОЛЕСНЫЙ – часть колеса между ободом и ступицей - деталь колеса, на которую одевается покрышка; в свою очередь само колесо крепится к ступице колеса через диск; диски бывают штампосварными, литыми и кованными.
ДИСКОВАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА – тормозная система с использованием тормозных дисков. Эта система более эффективна, чем барабанная.
ДИФФУЗОР – 1) расширяющийся участок трубопровода, в котором происходит уменьшение скорости потока жидкости или газа. 2) задняя часть днища болида, сконструированная таким образом, чтобы, используя законы аэродинамики, обеспечить максимальную прижимную силу при прохождении поворотов. Она достигается за счет разрежения воздуха под днищем машины, которое создаётся с помощью диффузора.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ – механизм, позволяющий получать результирующее движение как сумму или разность составляющих движений. Дифференциальный механизм с одной степенью свободы применяют для получения малых точных перемещений (например, в приборах) или больших усилий (например, винтовой механизм металлорежущего станка, дифференциальный рычаг). Наиболее распространен дифференциальный механизм, с двумя степенями свободы, когда движение передается коническими зубчатыми колесами (например, дифференциал автомобиля).
ДИФФЕРЕНЦИАЛ - обеспечивает ведущим колёсам разную скорость вращения на поворотах и неровных дорогах.
ДИФФЕРЕНЦИАЛ МЕЖКОЛЕСНЫЙ - распределяет крутящий момент между ведущими колёсами одного моста.
ДИФФЕРЕНЦИАЛ МЕЖОСЕВОЙ - распределяет крутящий момент между главными передачами ведущих мостов.
ДОРОЖНЫЕ ПРОСВЕТЫ, УГЛЫ ВЪЕЗДА И СЪЕЗДА (КЛИРЕНС) - приводятся для ТС полной массы. Расстояние от самой нижней точки автомобиля до опорной плоскости колес при полной нагрузке автомобиля и нормальном давлении воздуха в шинах. Угол переднего и угол заднего въезда измеряются путем проведения касательных линий к окружностям переднего и заднего колес и через наиболее выступающие точки соответственно в передней и задней частях автомобиля.
ДУГОВАЯ СВАРКА – сварка плавлением, при которой нагрев осуществляется электрической дугой. Дуговой заряд возникает между свариваемым (основным) металлом и электродом (дуга прямого действия); между двумя электродами без включения изделия в цепь сварочного тока (дуга косвенного действия); между двумя электродами и изделием (комбинированная дуга). Основные способы дуговой сварки: сварка покрытым электродом, дуговая сварка под флюсом, дуговая сварка в защитном газе.
ДЫМЛЕНИЕ – выделение дыма. Дым это коллоидная система газ – твердые частицы, взвесь в воздухе твердых частиц диаметром 10–6 – 10–4 мм. Дымление характерно для работы пропитанных маслом материалов трения при увеличении температуры трения сверх определенных пределов, а также для сухого трения в тяжело нагруженных тормозных узлах фрикционных асбестовых материалов. Явление связано с неполным сгоранием материала (топлива) или смазки при генерировании тепла трения.

Е_________________________________________________________________________

ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕО) - выполняется в межсменное время и включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения и сигнализации, кузову, кабине, уборочно-моечные операции, а также заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

Ж_________________________________________________________________________

ЖИДКОСТЬ – непрерывная среда, обладающая свойством текучести, т.е. способная неограниченно изменять свою форму под действием малых сил, но мало изменяющая свою плотность при изменении давления.
ЖИДКОСТНАЯ СМАЗКА – смазка, при которой разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении, осуществляется жидким смазочным материалом.
ЖИКЛЕР - калиброванное отверстие для дозирования подачи топлива или воздуха. В технической литературе жиклерами называют детали карбюратора с калиброванными отверстиями. Различают жиклеры: топливный, воздушный, главный, компенсационный, холостого хода. Жиклеры оценивают их пропускной способностью (производительностью), т. е. количеством жидкости, которое может пройти через калиброванное отверстие в единицу времени; пропускная способность выражается в см3/мин.

З__________________________________________________________________________
ЗАВИСИМАЯ ПОДВЕСКА – подвеска, которая передает через мост колебания одного колеса другому.
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА – трехзвенный механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми колесами (шестерни или колесо и рейка), образующие с неподвижным звеном (корпус, стойка) вращательную или поступательную пару. Различают зубчатые передачи: цилиндрические, конические, гипоидные, волновые и др.
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ, передача внешнего зацепления (краткая форма) – зубчатая передача, в которой поверхности зубчатых колес расположены одна вне другой.
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ, передача внутреннего зацепления (краткая форма) – зубчатая передача, в которой аксоидные поверхности зубчатых колес расположены одна внутри другой.
ЗУБЧАТАЯ РЕЙКА – планка или стержень с зубьями; элемент зубчатой передачи для преобразования вращательного движения, в поступательное.
ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ, зацепление (краткая форма) – кинематическая пара, образуемая зубчатыми колесами передачи.
ЗУБЧАТОЕ ЗВЕНО – звено с выступами (зубьями) для передачи движения посредством взаимодействия с выступами другого звена (тоже зубчатого). Вращающееся зубчатое звено называется зубчатым колесом, а прямолинейно движущееся – зубчатой рейкой.
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО – звено зубчатого механизма, имеющее замкнутую систему зубьев, обеспечивающее непрерывное движение другого зубчатого венца.
И__________________________________________________________________________

ИММОБИЛАЙЗЕР (от англ. - «обездвиживатель») — устройство, лишающее автомобиль подвижности. Иммобилайзер является противоугонным средством, выключение и включение иммобилайзера должно быть доступно только владельцу автомобиля.
ИНДИКАТОРНАЯ ДИАГРАММА ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ – зависимость давления в цилиндре от объема его надпоршневой полости.
ИНДИКАТОРНАЯ МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ - мощность, развиваемая газами внутри цилиндров.
ИНЖЕКТОР - система электрически управляемого впрыска топлива во впускной коллектор или непосредственно камеру сгорания двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Ссылка на страницу: Словарь технических терминов
Теги: Словарь технических терминов
Просмотров: 1439 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 35058

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close