22:09 Словарь технических терминов | |
ПУТЕПРОВОД - мостовое сооружение, расположенное в месте пересечения двух дорог в разных уровнях. ПУТЬ ЛЕТНИЙ - расположенный в пределах дорожной полосы автомобильной дороги, предназначенный для движения гужевого транспорта и машин на гусеничном ходу в сухое (летнее) время. ПУТЬ ТОРМОЗНОЙ (путь торможения) - расстояние, проходимое автомобилем с момента, когда водитель, заметив препятствие, начинает тормозить, до полной остановки автомобиля. ПУЧИНА - ненормальное протекание водно-теплового режима верхней части земляного полотна, вызывающее зимой отдельные, происходящие в результате пучинообразования взбугривания дорожной одежды, или нарушения ровности, а весной - снижение несущей способности и разрушения дорожной одежды. ПУЧИНООБРАЗОВАНИЕ - явление перераспределения влаги в земляном полотне, вызывающее увеличение зимой грунтов земляного полотна в объеме за счет подтока и замерзания воды, заполнившей поры в пылеватом грунте. ПЫЛЬ - дисперсная система, состоящая из твердых, различных по величине частиц, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии. Р РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ (полная) - суммарный вес пропущенного по дороге между капитальными ремонтами подвижного состава брутто в тоннах. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ (частная) - суммарный вес пропущенного по дороге между средними ремонтами подвижного состава брутто в тоннах. РАБОТЫ АРМАТУРНЫЕ - работы по заготовке, вязке и укладке арматуры в опалубку. РАБОТЫ ВЗРЫВНЫЕ - работы по отбойке или дроблению горной породы взрывом заряда взрывчатых веществ. РАБОТЫ ВСКРЫШНЫЕ - удаление поверхностных слоев, закрывающих полезное ископаемое в месторождении. РАБОТЫ ГОРНЫЕ - проходка выработок, их поддержание и добывание горных пород. РАБОТЫ ГОРНЫЕ ОТКРЫТЫЕ - разновидность горных работ, при которых разработку месторождений полезных ископаемых ведут непосредственно с дневной поверхности. РАБОТЫ ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ - заготовка сырья и материалов, приготовление полуфабрикатов и производство изделий и деталей, а также их хранение на производственных предприятиях строительной организации. РАБОТЫ ЗЕМЛЯНЫЕ - совокупность производственных процессов по разработке (выемке) грунта, перемещению и укладке земляных масс в определенное место, сопровождаемых разравниванием и уплотнением в целях создания инженерных сооружений из грунта. РАБОТЫ ЛИНЕЙНЫЕ - отличающиеся сравнительно равномерным распределением объемов по длине дороги, отвечающие линейному характеру строительства. РАБОТЫ ОПАЛУБОЧНЫЕ - заготовка, установка и разборка опалубки. РАБОТЫ ПЛАКИРОВОЧНЫЕ - по укладке дерна на земляные откосы с целью укрепления их корнями трав и предохранения от размыва и оползания. РАБОТЫ ПЛАНИРОВОЧНЫЕ - выравнивание россыпей грунта и материалов для придания им требуемой по проекту правильной геометрической поверхности. РАБОТЫ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ - часть технологического процесса строительного производства, включающая рабочие процессы по нагрузке и разгрузке строительных материалов, полуфабрикатов, изделий и деталей, производимых для обеспечения строительного производства. РАБОТЫ СВАЙНЫЕ - возведение свайного основания: погружение свай в грунт способами забивки, вибрирования, подмыва, ввинчивания и бурения. РАБОТЫ СОСРЕДОТОЧЕННЫЕ - работы, характеризуемые значительной неравномерностью и прерывистостью распределения объемов по длине дороги с концентрацией крупных объемов, в несколько раз превосходящих средние объемы линейных работ, на коротких по протяжению участках. РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ - возведение всех дорожных сооружений, устройство обстановки пути и возведение линейных зданий. РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫЕ - доставки материалов, полуфабрикатов, изделии и деталей от железнодорожных станций, пристаней, промежуточных складов, производственных предприятий на дорогу, а также перевозка материалов, от мест добычи (карьеры и т.п.) к местам переработки (заводы и т.п.). РАДИОИЗЛУЧЕНИЕ ГРУНТА РАССЕЯННОЕ - метод определения объемного веса грунта в насыпи, основанный на определении степени рассеивания радиоизлучений в грунте, окружающем погруженный в него зонд, источник радиоизлучения. РАДИОПРОСВЕЧИВАНИЕ ГРУНТА - метод определения объемного веса грунта в насыпи, основанный на подсчете количества импульсов, принимаемых счетчиком от источника излучения, погруженного в грунт. РАДИУС КРИВОЙ - радиус, которым описывают кривую на дороге, назначаемый в зависимости от расчетной скорости движения и измеряемый от оси дороги. РАЗБИВКА (РАЗМЕТКА) СООРУЖЕНИЙ - перенесение с чертежа на место возведения основных осей сооружения, его размеров и вертикальных отметок при помощи геодезических и других инструментов. РАЗВЕДКА ДЕТАЛЬНАЯ - разведка с целью получения достаточных и обоснованных данных о запасах горной породы по категории А2. РАЗВЕДКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ - разведка с целью определения запасов горной породы по категории В и оценки ее качества. РАЗДАВЛИВАНИЕ - разрушение при сжатии. РАЗЖИЖИТЕЛИ БИТУМА - нефтяные дистилляты или сырые нефти и каменноугольные масла, служащие для получения жидких битумов из полутвердых. РАЗМЕРЫ ГАБАРИТНЫЕ - наибольшие размеры данного предмета по высоте, длине и ширине, определяющие объем и площадь, занимаемые этим предметом. РАЗМЕТКА ПОКРЫТИЯ - обозначения и надписи, наносимые непосредственно на покрытиях, бордюрах и тротуарах при помощи краски, металлических кнопок, керамических плит и других материалов для улучшения ориентировки водителей и пешеходов, в целях безопасности, улучшения организации движения, а также повышения пропускной способности. РАЗМОКАНИЕ ГРУНТА - распад образца грунта после опускания его в воду. РАЗОГРЕВАТЕЛЬ ДОРОЖНЫЙ - прибор для разогревания асфальтобетонных покрытий при проведении ремонтных работ. РАЗОГРЕВАТЕЛЬ ДОРОЖНЫЙ ИНФРАКРАСНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ - разогреватель, основанный на применении инфракрасного излучения при сжигании жидкого газа, позволяющий производить ремонт асфальтобетонных покрытий с использованием разогретого асфальтобетона, не теряющего своих строительных свойств. РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЯ [разработка карьера] - совокупность горных работ, обеспечивающих вскрытие и подготовку месторождения и извлечение горной породы из недр земли, осуществляемых в определенной последовательности. РАЗРЕЗ ГОРНЫЙ - совокупность открытых горных выработок карьера. РАЗРУШЕНИЕ МАТЕРИАЛА - процесс макроскопического нарушения сплошности материала в результате тех или иных воздействий на него. РАЗРЫТИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА - раскопка земляного полотна с устройством котлованов и траншей при ремонте или прокладке подземных сооружений. РАЗУПЛОТНЕНИЕ - увеличение объема грунта после снятия нагрузки, в частности, после снятия бытового давления при разработке выемок. РАЙОНИРОВАНИЕ ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКОЕ СССР - разделение территории СССР на пять климатических зон по характеру и степени увлажнения с разными нормами проектирования. РАСПАД ШЛАКА - разрушение шлака под действием воды и воздуха или за счет внутренних превращений. РАСПАД ШЛАКА ЖЕЛЕЗНЫЙ - распад шлака на куски вследствие перехода под влиянием влаги содержащегося в нем серного железа (FeS) в новые соединения [Fe(OH)2+ H2S] со значительным увеличением объема вещества. РАСПАД ШЛАКА ИЗВЕСТКОВЫЙ - самопроизвольный распад шлака на куски, происходящий преимущественно в мартеновских шлаках при гидратации, «гашении» пережога извести. РАСПАД ШЛАКА МАРГАНЦЕВЫЙ - распад шлака на куски в результате соединения содержащегося в нем марганца с сульфидной серой во влажной среде. РАСПАД ШЛАКА СИЛИКАТНЫЙ - распад шлака на куски и в мучнистый порошок (шлаковая мука) при переходе двухкальциевого силиката из бета-формы в гамма-форму, сопровождаемый значительным увеличением объема вещества. РАСПАД ЭМУЛЬСИИ - состояние, при котором эмульсия разделяется на составные части. РАСПОЛОЖЕНИЕ СТУПЕНЧАТОЕ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ - разделение (на крутых склонах) проезжей части на две, с расположением каждой, как самостоятельной проезжей части, раздельно в различных уровнях с целью снижения объемов земляных работ и повышения безопасности движения. РАССТОЯНИЕ ВИДИМОСТИ - участок дороги (длина) перед автомобилем, свободно видный водителю в плане и профиле. РАССТОЯНИЕ ВИДИМОСТИ РАСЧЕТНОЕ [расстояние безопасности] - длина участка дороги, на протяжении которого водитель сможет остановить автомобиль, увидев встречный автомобиль или препятствие на дороге. РАСТВОРИМОСТЬ - весовое количество вещества, способное раствориться при данной температуре в определенном количестве (или объеме) растворителя (воды и др.). РАСТВОРИТЕЛЬ ОРГАНИЧЕСКИЙ - органическое соединение или смесь используемое для растворения природных или синтетических смол, битумных и других веществ. РАСТВОРОМЕШАЛКА - машина с мешалкой принудительного действия, предназначенная для приготовления строительных растворов. РАСТВОРЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ - мелкозернистые бетоны, изготовленные из вяжущего вещества, воды и мелкого минерального материала. РАСХОДЫ ЗАГОТОВИТЕЛЬНО-СКЛАДСКИЕ - определяемые в установленном проценте от стоимости материалов франко-приобъектный склад, предусматриваемые на содержание заготовительного и складского штата и на утерю материалов. РАСЦЕНКА - сумма заработка рабочего (группы рабочих), которую выплачивают за выполнение единицы работы при сдельной оплате труда. РАСТЯЖИМОСТЬ БИТУМА [тягучесть, дуктильность] - способность битума растягиваться в тонкую нить под влиянием приложенной силы, оцениваемая длиною нити в см, полученной до момента разрыва при испытании в дуктилометре. РЕЖИМ ВОДНОТЕПЛОВОЙ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ - закономерность изменения влажности грунта и его температуры во времени в различных точках земляного полотна и дорожной одежды. РЕЗЕРВ [кювет-резерв] - неглубокая выработка вдоль дороги, из которой берут грунт для отсыпки насыпи. РЕКОГНОСЦИРОВКА - беглое ознакомление с местностью для установления возможных направлений проложения трассы дороги. РЕКОНСТРУКЦИЯ (ПЕРЕСТРОЙКА) ДОРОГИ - работы, при которых изношенные и устаревшие сооружения заменяют более прочными и экономичными, обеспечивающими с учетом движения на перспективу, повышение транспортно-эксплуатационных характеристик и технических нормативов для более высокой категории, чем та, к которой была отнесена дорога. РЕЛАКСАЦИЯ [пластическое последействие] - изменение во времени усилий и напряжений деформированного материала при постоянной деформации. РЕЛЬЕФ - совокупность форм неровностей (расчленения) земной поверхности, различаемая при трассировании по трудности строительства дороги на: равнинный, холмистый (пересеченный), горный и высокогорный рельефы. РЕЛЬСФОРМЫ - собираемые из звеньев и укрепляемые штырями к основанию с образованием рельсового пути для передвижения комплекта машин, строящих цементобетонное покрытие (основание); служат базой, которая определяет поверхность строящегося покрытия, и являются опалубкой для укладываемой цементобетонной смеси. РЕМОНТ - поддержание в исправном работоспособном состоянии оборудования, машин, аппаратуры, зданий, сооружений и т.п. путем смены или восстановления изношенных и поломанных в процессе эксплуатации деталей, узлов, элементов конструкции и отдельных сооружений. РЕМОНТ ДОРОГ ТЕКУЩИЙ [ямочный] - работы, ежегодно проводимые на всем протяжении дороги по неотложному и предупредительному устранению остаточных деформаций и исправлению мелких разрушений дорожных сооружений. РЕМОНТ ДОРОГ СРЕДНИЙ - периодическое возмещение износа дорожного покрытия и улучшение эксплуатационных качеств дорожных сооружений с учетом движения на перспективу, но в пределах норм, установленных СНиП II-Д5-62 для той категории, к которой отнесена данная дорога. РЕМОНТ ДОРОГ КАПИТАЛЬНЫЙ - периодические работы, при которых повышают прочность дорожных сооружений, производят смену изношенных конструкций и дорожных сооружений на более прочные и экономичные, а также улучшение геометрических элементов дороги, с учетом роста движения на перспективу, в целях повышения транспортно-эксплуатационных характеристик и технических нормативов дороги, но в пределах норм, установленных СНиП II-Д5-62 для той категории, к которой отнесена данная дорога. РЕМОНТЕР (Р) - рабочий линейной дорожной службы, на которого возложены надзор и охрана обхода с проведением некоторых неотложных работ по содержанию и текущему ремонту дорожных сооружений. РЕОЛОГИЯ - наука о текучести вещества, рассматривающая деформационные процессы материалов, приводящие к практически равновесным состояниям или к стационарному течению. РЕФУЛЕР - землечерпательный снаряд или землесос, перекачивающий по рефулерному грунтопроводу к месту выгрузки взвешенный в воде грунт. РЕШЕТКА ВОДОПРИЕМНАЯ [р. ливнеприемная] - пропускающая воду в водоприемный колодец. РИСБЕРМА - заглубленная в русло водотока каменная отсыпь, осуществляющая постепенный переход от более мощного типа укреплений к менее мощному. РОВНОСТЬ ПОКРЫТИЯ - оцениваемая степенью отступления от теоретического поперечного и продольного профиля, измеряемая по величине просвета между поверхностью покрытия и рейкой в продольном направлении и шаблоном в поперечном или специальными приборами (профилографы и др.). РОЗА ВЕТРОВ - схема, наглядно изображающая распределение ветров того или иного направления в определенном пункте в течение года или другого отрезка времени. РУБЕРОИД - кровельный материал, изготовленный пропиткой картона мягким нефтяным битумом, с покрытием затем с обеих сторон тугоплавким битумом и присыпкой минеральным порошком или слюдой. РУМБ - угол не превышающий 90°, составленный данной линией с географическим меридианом, считая от северной или южной его части. С САМОСВАЛ - автомобиль грузовой с опрокидывающейся грузовой платформой. САПРОПЕЛЬ (сапропелит) - органический более или менее жидкий ил, накопляющийся на дне стоячих водоемов. СВАЯ - деревянный, железобетонный или стальной стержень круглого, кольцевого, прямоугольного или иного сечения, обычно с заостренным нижним концом, погружаемый в грунт для передачи давления от сооружения на нижележащий более плотный слой грунта или на окружающий грунт за счет сил трения. СВЕТОФОР - светосигнальный прибор для регулирования движения. СВЕЧА (св) -единица измерения силы света, значение которой принимают таким, чтобы яркость полного излучателя при температуре затвердевания платины была равна 60 св на 1 см2 (ГОСТ 9867-61). СВИЛЕВАТОСТЬ - волнистое или путаное расположение волокон в древесине, считаемое пороком конструктивной древесины. СДВИГ ПОКРЫТИЯ - разновидность деформаций и разрушений дорожного покрытия при перемещении материала верхнего слоя, под воздействием горизонтальных усилий от колес автомобиля, по нижнему слою или основанию, с которым верхний слой не имеет достаточного сцепления. СЕЛИ - внезапный и кратковременный поток, выносящий из горных ущелий большое количество грунта и крупных каменных глыб. СЕТКА ТАРИФНАЯ - шкала, состоящая из определенного числа тарифных разрядов с соответствующей ставкой для первого разряда и тарифных коэффициентов к ставкам других разрядов. СЕРПЕНТИНА - кривая, описываемая с внешней стороны угла, в котором сопрягаются оси прямых участков дороги, применяемая при развитии линии на крутых горных склонах. СИЕНИТЫ - изверженные глубинные равномерно кристаллические горные породы, состоящие из полевых шпатов (до 15 %) темноцветных минералов. СИЛА ТЯЖЕСТИ - сила притяжения тела к Земле, определяемая в единицах силы (н). СИЛИКАЛЬЦИТ - искусственный камень, получаемый в результате помола кварцевого песка и смешения его с воздушной известью с последующей доформовкой и обработкой в автоклаве под давлением 12 атм. СИЛИКАТ НАТРИЯ (растворимое стекло) [жидкое стекло] - вяжущий материал, применение которого основано на разложении его при обработке пористых минеральных материалов; получаемый при сплавлении в стекловарочных печах при температуре 1300-1400° кварцевого песка с содой или сульфатом натрия. СИЛИКАТИРОВАНИЕ - способ закрепления грунтов и рыхлых минеральных материалов последовательной обработкой их коллоидным раствором жидкого стекла и затем раствором кремнефтористого натрия. СИНЕВА - порок древесины, встречающийся на всех породах и характеризующийся ненормально синевато-серой окраской заболонной древесины. СИСТЕМА ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ - совокупность единиц измерения, охватывающих все или только некоторые области измерения (механические, электрические, тепловые и др.). СИСТЕМА ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ (СИ) - единая система единиц измерения физических величин, введенная в СССР с 1.1. 1963 г. ГОСТ 9867-61 «Международная система единиц». СИСТЕМА МЕР МЕТРИЧЕСКАЯ - система единиц измерения длин, площадей, объемов, вместимостей и масс, в основание которой положены две единицы - метр и килограмм. СИСТЕМЫ ДИСПЕРСНЫЕ - физико-химические системы, состоящие не менее чем из двух фаз, разделенных сильно развитой поверхностью: одна из фаз - дисперсная, распределена в виде частиц весьма малых размеров, в другой - наружной, непрерывной дисперсионной среде. СКВАЖИНА - искусственное цилиндрическое углубление в горной породе, диаметром более 75 мм при глубине до 5 м и любого диаметра при глубине более 5 м, служащее для помещения заряда взрывчатого вещества при производстве буровзрывных работ. СКЛАДЫ - сооружения и устройства для хранения, учета и выдачи всех материальных ценностей на строительстве, в виде закрытых помещений, навесов, штабелей под открытым небом и специальных помещений (битумохранилища и т.п.). СКЛАДЫ ПРИОБЪЕКТНЫЕ - устраиваемые непосредственно вблизи мест использования материалов на дороге или на территории производственных предприятий. СКЛАДЫ ПЕРЕВАЛОЧНЫЕ - устраиваемые у железнодорожных станций или у пристаней для приемки и временного хранения грузов и материалов, прибывающих по железной дороге или по воде, с учетом дальнейшей отправки. СКЛАДЫ ЦЕМЕНТНЫЕ - закрытые склады с полами, изолированными от проникновения сырости, закромного, бункерного и силосного типа для хранения цементов раздельно по сортам и маркам. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ РАСЧЕТНАЯ - скорость движения автомобилей при нормальных условиях сцепления в сухую погоду, обеспечиваемая дорогой и принимаемая для расчета геометрических элементов дороги, назначаемая по СНиП в соответствии с категорией дороги. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ - скорость, измеряемая количеством километров, проходимых автомобилем в среднем за час движения. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ - условная средняя скорость, за все время пребывания подвижного состава в наряде, определяемая отношением количества пройденных автомобилем километров ко времени наряда с учетом всех простоев на линии. СКОРОСТЬ СООБЩЕНИЯ - отношение пройденного автобусом пути ко времени, затраченному на движение и стоянки в промежуточных пунктах для посадки и высадки пассажиров. СКОТОПРОГОНЫ - малые инженерные сооружения (мосты, трубы), приспособленные для прогона через дорогу (под ее проезжей частью) стад и табунов. СКРЕПЕРЫ - землеройные прицепные, полуприцепные и самоходные машины цикличного действия, с рабочим органом в виде ковша, предназначенные для разработки грунтов, транспортирования и послойной укладки их в земляное сооружение или отвал с разравниванием и частичным уплотнением. СКТН-1 - полисилоксановый каучук, введение 3-4 капель которого в котел с битумом емкостью 10-12 т прекращает вспенивание битума. СЛАНЦЫ - метаморфические горные породы, характеризующиеся параллельным расположением частиц (сланцеватостью), в зависимости от состава именуемые: гнейсовые, роговообманковые, пироксеновые, слюдяные, глинистые и др. СЛАНЦЫ ГОРЮЧИЕ - глинистые песчанистые и известковистые горные породы, обладающие горючими свойствами вследствие присутствия в них продуктов разложения органических веществ. СЛЕЖИВАЕМОСТЬ - способность измельченных материалов под влиянием давления собственных пластов переходить в более или менее монолитную массу. СЛОЙ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ - слой из обработанного вяжущим грунта, устраиваемый на некоторой глубине от дорожной одежды для преграждения доступа капиллярной воде и уменьшения увлажнения верхней части земляного полотна; также слой грунта в естественных условиях напластования, не допускающий воду, на котором происходит скопление грунтовой воды, а на уклонах сползает оползень. СЛОЙ ВЫРАВНИВАЮЩИЙ - дополнительный слой покрытия, устраиваемый для выравнивания основания или придания ему проектного поперечного профиля. СЛОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОСНОВАНИЯ - нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное полотно, также функции морозоустойчивого, дренирующего и др. СЛОЙ ДРЕНИРУЮЩИЙ - дополнительный слой основания, устраиваемый из хорошо фильтрующих материалов, предназначенный для сбора и последующего отвода воды, поступающей в основание, для предохранения его и верхней части земляного полотна от переувлажнения. СЛОЙ ЗАМЫКАЮЩИЙ - самый верхний слой, устраиваемый на усовершенствованном облегченном покрытии для придания ему водонепроницаемости и шероховатости. СЛОЙ ЗАЩИТНЫЙ - устраиваемый на покрытии на время его формирования для придания водонепроницаемости и увеличения сцепления между материалами на его поверхности. СЛОЙ ИЗНОСА - верхний конструктивный слой покрытия, предназначенный для восприятия непосредственного воздействия колес автомобилей и природных факторов и заменяемый при среднем и капитальном ремонтах по мере его разрушения (износа). СЛОЙ КАПИЛЛЯРОПРЕРЫВАЮЩИЙ - прослойка из крупного щебня или гравия устраиваемая в земляном полотне для недопущения подъема капиллярной воды. СЛОЙ МОРОЗОУСТОЙЧИВЫЙ [морозозащитный] - дополнительный слой основания, устраиваемый под дорожной одеждой на всю ширину земляного полотна из морозоустойчивых и хорошо фильтрующих материалов при необходимости предохранения дорожной одежды от неравномерного сезонного вспучивания, а также для сбора и последующего отвода воды, поступающей в основание проезжей части. СЛОЙ ПОДСТИЛАЮЩИЙ - дополнительный слой основания, устраиваемый из материалов меньшей прочности, чем для основания. СЛОЙ ПРОТИВОЗАИЛИВАЮЩИЙ - слой из торфа, высевок и других тонкопористых материалов, предназначенный для предохранения располагаемого на нем основания или дополнительного слоя основания от проникания грунта из земляного полотна. СЛОЙ СВЯЗУЮЩИЙ [биндер] - нижний слой двухслойного асфальто- (дегте)- бетонного покрытия, предназначенный для восприятия нагрузок и обеспечения связи покрытия с основанием. СЛОЙ ТЕПЛОИЗОЛИРУЮЩИЙ - дополнительный слой основания, устраиваемый из теплоизолирующих материалов (шлак, торфоплиты, и др.) в целях снижения глубины промерзания и предохранения этим верхней части земляного полотна от переувлажнения. СЛУЖБА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ ДОРОГ [эксплуатационная служба] - дорожные подразделения, на которые возложено проведение работ по содержанию и ремонту дорожных сооружений. СМЕСИ - общее название дорожных материалов и полуфабрикатов в виде различных минеральных материалов, подобранных по крупности, смешанных с каким-либо вяжущим или без него. СМЕСИ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ВЯЖУЩИМИ - различные виды дорожных полуфабрикатов, разделяемые на группы в зависимости от примененного вяжущего (битума, дегтя, цемента и т.п.), крупности минерального материала (крупнозернистые, среднезернистые, мелкозернистые и песчаные), способа уплотнения (литые, укатываемые), температуры приготовления и укладки смеси (горячие, теплые, холодные), требовании к материалам и смесям (асфальтобетонные, битумоминеральные и т.п.). СМЕСИ ГОРЯЧИЕ - смеси, изготовляемые из минеральных материалов с органическими вяжущими в установках с подогревом всех составляющих до температуры 130-180° и укладываемые сразу после изготовления (при температуре 100-150°). СМЕСИ ТЕПЛЫЕ - смеси, изготовляемые из минеральных материалов с органическими вяжущими малой вязкости в установках с подогревом всех составляющих до температуры 80-120° и укладываемые при температуре 50-110°. СМЕСИ ХОЛОДНЫЕ - смеси, изготовляемые из минеральных материалов с органическими вяжущими в установках или смешением на дороге как с подогревом всех составляющих при изготовлении их в установке, так и без подогрева минеральных материалов, но с подогревом органических вяжущих (кроме эмульсий), укладываемые при температуре наружного воздуха, допускающие хранение на складе длительное время. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ (ИЛИ ДЕГТЕБЕТОННЫЕ) [асфальтовые] - рационально подобранные по плотности смеси минеральных материалов (щебня или дробленого гравия, песка и минерального порошка) с битумом (или дегтем). В зависимости от наибольшей крупности минерального материала, различают смеси: песчаные (до 5 мм), мелкозернистые (до 15 мм), среднезернистые (до 25 мм) и крупнозернистые (до 40 мм): в зависимости от способа приготовления различают смеси: горячие, теплые и холодные. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ЛИТЫЕ [литой, мастичный, синтетический асфальты] - разновидность горячих мелкозернистых асфальтобетонных смесей с повышенным содержанием битума (на 0,5 % больше объема пустот в уплотненной минеральной части смеси), обладающие повышенной пластичностью и легко уплотняемые ручными инструментами. СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ (ИЛИ ДЕГТЕБЕТОННЫЕ) ПЕСЧАНЫЕ - [песчаный асфальт] - асфальтобетонные смеси, в которых наибольшим по крупности минеральным материалом является песок. СМЕСИ БИТУМО(ДЕГТЕ)-ГРУНТОВЫЕ [грунт-асфальт] - песчаные или супесчаные природные грунты оптимального по плотности гранулометрического состава, обработанные битумом (дегтем). СМЕСИ БИТУМО (ДЕГТЕ)-МИНЕРАЛЬНЫЕ - смеси с битумом (или дегтем) разных минеральных материалов различной крупности, отличающиеся от асфальтобетонных (дегтебетонных) содержанием минеральных материалов, не отвечающих техническим требованиям на материалы для асфальтобетонных (или дегтебетонных) смесей, или отсутствием в них минерального порошка СМЕСИ ЛАТЕКСЦЕМЕНТНЫЕ - разновидность полимерцементных смесей, в которых в качестве вяжущего, кроме цемента, применен натуральный или синтетический латекс. СМЕСИ ПОЛИМЕРЦЕМЕНТНЫЕ - разновидность цементобетонных смесей, в которых кроме обычных материалов применено и полимерное вяжущее. СМЕСИ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОПТИМАЛЬНЫЕ - наилучшие смеси из данных материалов, удовлетворяющие предъявляемым к ним требованиям по плотности, зерновому составу и др. СМЕСИ ОПТИМАЛЬНЫЕ ГРАВИЙНЫЕ - естественные или приготовленные из зерен гравия и песка, с содержанием пылеватых и глинистых частиц определенного зернового состава, по принципу наибольшей плотности. СМЕСИ ОПТИМАЛЬНЫЕ ГРУНТОВЫЕ - искусственные смеси грунтов или естественный грунт, отличающиеся наибольшей плотностью, с определенным содержанием песчаных зерен, пылеватых и глинистых частиц. СМЕСИ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ (бетонные) - рационально подобранные смеси минеральных материалов (щебня или гравия и песка) с цементом и водой, при определенном водоцементном отношении и консистенции, обеспечивающие получение цементобетона требуемой прочности и долговечности. СМЕСИТЕЛИ - машины стационарные, полустационарные и передвижные для приготовления бетонных и других смесей и обработки минеральных материалов вяжущими. СМЕТА (и сметно-финансовый расчет) - расчет затрат при определении потребности в денежных средствах, в трудовых и материальных ресурсах для осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта дорог, мостов и др. дорожных сооружений. СМЕШЕНИЕ В УСТАНОВКЕ - способ приготовления смеси или обработанного вяжущими минерального материала с вяжущим в установке - самоходной на дороге или стационарной, установленной на базе. СМЕШЕНИЕ НА ДОРОГЕ - способ устройства покрытия или основания из минеральных материалов, обрабатываемых вяжущим путем их перемешивания на земляном полотне или на основании. СМОЛА - дисперсионная среда в битуме, представляющая собой высокомолекулярные соединения углеводородов, растворяемые в бензине, бензоле, хлороформе и обусловливающие вязкопластичные свойства битума, его эластичность. СМОЛЫ (сырые дегти) - естественные и искусственные смеси органических веществ, в большинстве случаев высокомолекулярных соединений, или высококипящие продукты термического разложения органических веществ. СМОЛЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ - искусственные смолы, основные составляющие пластических масс. СМОЛЫ КУМАРОНОВЫЕ - получаемые в процессе полимеризации ненасыщенных соединений, в основном индена и кумарона, содержащихся в сыром бензоле и в фенольной фракции каменноугольной смолы, отвечающие требованиям ГОСТ 9263-59; осветленные применяют для приготовления цветных смесей типа асфальтобетонных и битумоминеральных. СМОЛЫ ФУРФУРОЛОВЫЕ - получаемые осмолением фурфурола при нагревании его с водным раствором едкой щелочи. СМОЛЫ ЭПОКСИДНЫЕ - синтетические смолы, образующиеся при сочетании различных органических соединений, содержащих эпоксидную группу с веществами, имеющими подвижный атом водорода (фенолами, спиртами, аминами). СНАРЯД - совокупность машин, инструментов, приспособлений и т.п., относящихся к какой-либо области техники, ремеслу и т.д. СНАРЯД ЗЕМЛЕСОСНЫЙ - судно технического флота для подводной разработки грунтов и транспортирования их в виде пульпы по трубам. СНАРЯД ЗЕМЛЕЧЕРПАТЕЛЬНЫЙ - судно технического флота для подводной разработки грунтов черпанием, применяемое для дноуглубительных работ. СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ - предохранение дороги от занесения ее снегом путем задержания его вне земляного полотна специальными устройствами. СНЕГОЗАЩИТА ДОРОГИ - приспособления для задержания снега за пределами земляного полотна или продувания его через земляное полотно. СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ ПАТРУЛЬНЫЙ - автомобиль с приспособлением для патрульной очистки дороги от снега слоем до 0,2-0,5 м при курсировании его по дороге на высокой скорости во время снегопада или метели. СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ ТРАКТОРНЫЙ - трактор со сменным оборудованием в виде мощного двухотвального снегового плуга и крыльев для очистки проезжей части от снеговых отложений глубиною от 0,5 до 1,5 м. СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ РОТОРНЫЙ - машина, оборудованная роторным винтом для отбрасывания захватываемого ею снега в сторону от дороги, применяемая для уборки валов или расчистки снеговых отложений, глубиной более 1 м. СНЕГООЧИСТКА - удаление снеговых отложений, образовавшихся на проезжей части и прилегающих к ней частях земляного полотна (обочины, откосы, боковые канавы). СОДЕРЖАНИЕ - ежегодно проводимые работы по поддержанию дорожных сооружений в течение всего года на всем протяжении дороги в чистоте и порядке. СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГИ ЗИМНЕЕ - комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного и удобного движения по дороге в зимнее время СОДЕРЖАНИЕ ПАТРУЛЬНОЕ - система организации работ по содержанию, при которой служебный персонал на самоходных шасси или автомобилях со сменным оборудованием непрерывно движется по дороге и устраняет все, что мешает нормальному движению. СОЛОНЦЫ - грунты, характеризуемые сильным набуханием, большой липкостью и пластичностью; содержат поглощенный натрий СОЛОНЧАКИ - засоленные грунты, содержащие в поверхностных солях в свободном состоянии более 1 % легкорастворимых солей, в основном хлористых, сернокислых и углекислых солей натрия, кальция и магния. СООРУЖЕНИЯ ВОДОПРОПУСКНЫЕ - устраиваемые в местах пересечения автомобильной дороги с реками, оврагами или балками, по которым протекает вода дождевая и от таяния снега. СООРУЖЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫЕ (искусственные) - сооружения различного вида (мосты, тоннели, трубы под насыпями, опоры линий электропередач, промышленные здания и др.), проектируемые и возводимые на основе расчета их на прочность, устойчивость и жесткость. СООРУЖЕНИЯ ФИЛЬТРУЮЩИЕ (насыпи) - каменная отсыпь из одномерного крупного морозостойкого камня в теле земляного полотна, служащая для пропуска сквозь него воды постоянных водотоков или сухих логов. СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ - наука о расчете элементов сооружений и машин на прочность, устойчивость и жесткость. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ ИЗМЕЛЬЧЕНИЮ (износу) - лабораторное испытание образца щебня, гравия и другого рыхлого (минерального) материала в полочном барабане (по ГОСТ 8269-64) для оценки его сопротивляемости измельчению (износа) по величине потери в весе при истирании и окалывании за счет образования зерен и частиц мельче 3 мм СОРБЦИЯ - физико-химический процесс как поверхностного (адсорбция), так и объемного (абсорбция) поглощения газообразных или растворенных веществ твердыми телами или жидкостями из окружающей среды. СОСТАВ ДВИЖЕНИЯ - распределение в процентном отношении всего движения по видам транспортных средств (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили тяжелые, средние и легкие). СОСТАВ ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКИЙ [гранулометрия, механический] - содержание в грунтах, тонкозернистых рыхлых материалах и породах частиц различной крупности (до 0,14 мм), выраженное в процентах от веса исследуемого образца. СОСТАВ ЗЕРНОВОЙ [гранулометрический, механический] - содержание в рыхлых минеральных материалах зерен различной крупности (свыше 0,05 мм), выраженное в процентах от веса исследуемого образца материала. СПИДОМЕТР - прибор, показывающий пройденный автомобилем путь в км и скорость его движения в км/час. СПЛАВИНА - торфяной ковер, плавающий на поверхности воды или сапропеля. СПОСОБ ПОТОЧНЫЙ -организация строительства с применением комплексной механизации и сосредоточением средств производства в подвижных строго специализированных подразделениях (отряды, колонны и т.п.), которые непрерывно передвигаются вдоль трассы дороги, причем каждое подразделение выполняет только определенные виды работ, непрерывно и технологически последовательно, в результате чего обеспечивается ритмичная работа с окончанием подготовленных к сдаче в эксплуатацию равных по длине участков дороги в определенные промежутки времени (смена, рабочий день и т.п.). СПОСОБНОСТЬ НЕСУЩАЯ ДОРОГ - удельная нагрузка при единичном проходе, которую может выдержать покрытие, основание, дорожная одежда в целом и земляное полотно при условии, что деформация не превзойдет определенного предела. СПОСОБНОСТЬ ПРОПУСКНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (расчетная) - наибольшее количество единиц подвижного состава, которое может пропустить проезжая часть дороги при непрерывном движении в единицу времени из расчета на одну полосу движения. СПОСОБНОСТЬ ПРОПУСКНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ - фактическое количество единиц подвижного состава, проходящее в единицу времени (в час) по одной полосе движения проезжей части данной дороги в конкретных дорожных условиях и при сложившемся на нем составе движения. СПОСОБНОСТЬ ЦЕМЕНТИРУЮЩАЯ ПОРОДЫ - свойство породы образовывать вместе с водой в тонкоизмельченном состоянии тесто, способное после высыхания приобретать некоторую связанность, оцениваемую по времени разрушения образца, помещенного в воду. СРЕДА ДИСПЕРСИОННАЯ - одна из фаз дисперсной системы, окружающая дисперсное тело, распределенное в ней в виде отдельных твердых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа. СРОК МЕЖРЕМОНТНЫЙ - установленный срок между средними и капитальными ремонтами. СРОК ОКУПАЕМОСТИ - величина, обратная коэффициенту эффективности капитальных вложений, равная отношению разности капиталовложений при экономическом сравнении двух вариантов к величине ежегодной экономии от реализации более дорогого варианта. СРОК СЛУЖБЫ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ - период времени от строительства до первого среднего ремонта или между средними ремонтами. СРОК СЛУЖБЫ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ - период времени от строительства до первого капитального ремонта или между капитальными ремонтами. СРОК СЛУЖБЫ ДОРОГИ - период времени от сдачи построенной дороги в эксплуатацию до ее реконструкции или между реконструкциями. СТАБИЛИЗАТОР - вещество, задерживающее процессы старения или разложения, например, взрывчатого вещества, или повышающее устойчивость золя, предупреждающее его коагуляцию путем увеличения электрического заряда или увеличения сольватной оболочки у коллоидных частиц. СТАВКА ТАРИФНАЯ - величина заработной платы, установленной тарифной системой и выплачиваемой за работу различной квалификации, разделяемой на разряды. СТАНДАРТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕСОЮЗНЫЙ (ГОСТ) - документ, устанавливающий единые технические требования и нормы на строительные материалы, изделия, полуфабрикаты, детали, машины, сооружения и т.п. СТАНОК - машина для обработки металла, дерева и других материалов, название которых связано с неподвижным, и в ряде случаев, тяжелым (чугунным) основанием - станиной, на котором располагают все ее части. СТАНОК БУРОВОЙ - машина для бурения скважин при взрывных работах при разработке и добыче горных пород, а в инженерно-геологических изысканиях - для выяснения состава и свойств грунтов. СТАНЦИЯ КОМПРЕССОРНАЯ - стационарная установка для получения сжатого воздуха на различных производственных предприятиях. СТАРЕНИЕ - изменение свойств материала во времени вследствие внутренних процессов без существенного изменения микроструктуры. СТЕНКИ ОДЕВАЮЩИЕ - сооружения из камня, каменной кладки и других материалов для наружной защиты от размыва водой и обрушения устойчивого откоса. СТЕНКИ ПОДПОРНЫЕ - сооружения из камня, каменной кладки, бетона, железобетона или железобетонных деталей для удержания земляного откоса от сползания или обрушения. СТЕРАДИАН (стер) - телесный угол, вершина которого расположена в центре сферы и который вырезает на поверхности сферы площадь, равную площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы. СТОЙКОСТЬ - свойство материала противостоять в относительной степени определенным повреждениям или изменениям свойств (например, стойкость против изнашивания, против коррозии и т.п.). СТОКС (ст) - единица измерения кинематической вязкости, применяемая в системе СГС (см2/сек). СТРОЙФИНПЛАН - сводный годовой детальный производственный и финансовый план строительной организации, отражающий все стороны ее производственной и хозяйственной деятельности, составленный по широкому кругу показателей. СТРУКТУРА (строение) - взаиморасположение и связь составных частей вещества. СТРУКТУРА БЕТОНА (лучше ТЕКСТУРА) - совокупность особенностей строения бетона - определяемая количеством и качеством минеральных составляющих, их взаимным расположением и характером связей между ними. СТРУКТУРА ГОРНОЙ ПОРОДЫ - совокупность особенностей строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей. СУБЛИМАЦИЯ (возгонка) - процесс непосредственного превращения твердого тела (например, льда) в пар с последующим сгущением до твердого состояния (обычно кристаллическое, например изморозь), минуя при этом стадию плавления - жидкую фазу (в данном примере - вода). СУГЛИНКИ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 17, содержащие от 12 до 25 % глинистых частиц. СУГЛИНКИ ЛЕГКИЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 12, содержащие более 40 % песчаных зерен. СУГЛИНКИ ЛЕГКИЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 12, содержащие менее 40 % песчаных зерен. СУГЛИНКИ ТЯЖЕЛЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 12 до 17, содержащие более 40 % песчаных зерен. СУГЛИНКИ ТЯЖЕЛЫЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 12 до 17, содержащие менее 40 % песчаных зерен. СУГЛИНКИ И СУПЕСИ ГРАВЕЛИСТЫЕ - суглинистые и супесчаные грунты, содержащие 20-50 % окатанных зерен крупнее 2 мм. СУГЛИНКИ И СУПЕСИ ЩЕБЕНИСТЫЕ - суглинистые и супесчаные грунты, содержащие 20-50 % острореберных неокатанных зерен крупнее 2 мм. СУПЕСИ - супесчаные грунты, с числом пластичности от 1 до 7, содержащие 3-12 % глинистых частиц. СУПЕСИ ЛЕГКИЕ - супесчаные грунты, с числом пластичности от 1 до 7, содержащие песчаных зерен более 50 %. СУПЕСИ ЛЕГКИЕ КРУПНЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности от 1 до 7, содержащие песчаных зерен размером 2-0,25 мм более 50 %. СУПЕСИ ПЫЛЕВАТЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности 1-7, содержащие песчаных зерен от 20 до 50 %. СУПЕСИ ТЯЖЕЛЫЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности 1-7, содержащие песчаных зерен менее 20 %. СХВАТЫВАНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЯЖУЩИХ (материалов) - физико-химический процесс, в результате которого пластичное тесто (смесь минерального вяжущего и воды) постепенно становится более вязким и менее подвижным, после чего протекает процесс твердения. СЦЕПЛЕНИЕ - процесс объединения вяжущего с грунтом или минеральным материалом, обусловленный созданием новой структуры за счет молекулярного или хемсорбционного воздействия. СЦЕПЛЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНОЕ - сцепление, обусловленное молекулярными силами взаимодействия между молекулами. СЫРЬЕ - находящиеся в природе и залегающие в месторождениях горные породы, деревья в лесу и т.п., не подвергавшиеся разработке и добыче. СЪЕМКА - совокупность полевых геодезических действий, в результате которых получают план снимаемой местности с рельефом, выраженным горизонталями; виды съемок: угломерная, тахеометрическая, стереофото, магнитная и др. Ссылка на страницу: Словарь технических терминов Теги: Словарь технических терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |