22:28 Словарь терминов | |
КОМНАТА ОТДЫХА – экспозиционное пространство, в котором кристальная ясность концепции, стиля, мотивировок автора оборачивается тотальной тупиковостью для зрителя. С. Ануфриев, В. Захаров. Тупик нашего времени. – Pastor Zond Edidion, Кельн-Москва, 1997. КОНАШЕВИЧ (принцип) – многоразовое последовательное применение принципа Балларэт, огибающая практика, создающая метаиллюстративную поверхность, очерчивающую Индивидуальное Психоделическое пространство. Назван по имени видного советского иллюстратора В.Конашевича. Ю.Лейдерман. «Балларэт и Конашевич», 1989; М Г. «Тайна Боскомской долины (Балларэт и Конашевич)». Инспекция «Медицинская Герменевтика», Идеотехника и Рекреация, М., 1994. КОНЕЦ ГЕОГРАФИИ – причина, которая вызвала современное общественное самочувствие «конца истории», так как исчерпались культуры, доселе друг другу неизвестные. Это объясняет «конец прогресса», уничтожение идеи «человечества», низведение в ничтожество «человечества» и «человеческой истории» как категории – с одной стороны, с другой – становится понятной апологетика «личности» и «личной истории» в современном обществе. С. Гундлах. Конец географии, 1990. КОНКЛЮЗИИ – в XVII-XVIII веках в духовных семинариях Западной Украины имели хождение гравированные таблицы, соединяющие сложные символико-метафорические изображения с обширными текстовыми вставками. Эти таблицы назывались конклюзиями и использовались в качестве тезисов, рамирующих религиозные диспуты и семинары. Во многих отношениях конклюзии близки к альбомам. В начале 70-х годов, когда жанр альбома еще не имел своего твердого названия, конклюзии было одним из «рабочих» названий этого жанра. В. Пивоваров. Альбом «Конклюзии», 1975. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНИМАЛИЗМ (зооморфный дискурс ) – зоологическая знаковая конвенция, выступающая как опосредованность между «двумя текстами» в концептуальном произведении – инспиратором и конкретным демонстрационным высказыванием. А. Монастырский. Концептуальный анимализм, 1989. А. Монастырский. Фрагмент зооморфного дискурса, 1991 (сб. МАНИ «Реки, озера, поляны») и «О работах, связанных с «Зооморфным дискурсом», 1996. КОММУНАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – психический феномен, предусматривающий расширенную шкалу субъективности и обусловленный необычайными масштабами стереотипизации (не путать с «коллективным бессознательным» Юнга). В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., AdMarginem, 1998. КОММУНАЛЬНЫЕ ТЕЛА – коллективные тела на стадии первичной урбанизации, когда их агрессивность усиливается под влиянием неблагоприятного окружения. Особое значение для формирования этого термина имели работы И.Кабакова, В.Пивоварова, В.Сорокина и Мед-герменевтики, а также беседы с А.Монастырским и И.Бакштейном. М. Рыклин. Террорологики… с. 11-70, 185-221. КОММУНАЛЬНЫЙ МОДЕРНИЗМ (KM) – комплекс эстетических взглядов и установок, практиковавшихся альтернативными советскими художниками и литераторами с конца 50-х по начало 70-х годов. Коммунальность KM – в том, что его представители были объединены в неформальные коллективные тела, но не в принудительном (институциональном) порядке, а на добровольной (контрактуальной) основе. Поэтому речь в данном случае идет о «контрактуальной коммунальности». Коммунальный постмодернизм (КПМ) возник в начале 70-х годов и – начиная с этого момента – развивался параллельно с КМ. Частью КПМ является Московский коммунальный концептуализм (МКК). В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., Ad Marginem, 1998. КОСМОНАВТЫ, ТИТАНЫ, КОЛОСНИКИ, КОРОТЫШКИ, ГРУЗИНЫ – пять «бесплотных чинов» советского коллективного сознательного, которые представлены в архитектурно-скульптурно-парковом сакральном дискурсе ВДНХ. А. Монастырский. ВДНХ-столица мира, 1986. КПП (Коллективное Психоделическое Пространство) – грандиозный резервуар психоделических эффектов, откуда «всеобщее» черпает нужный материал в соответствии с текущими потребностями конъюнктуры фантазмов. КПП в некоторых случаях становится частично обозримым с площадки ИПП и даже проводит частичные самоинвентаризации с помощью таких площадок. МГ. В поисках ИПП, 1989. МГ. Боковое пространство сакрального в СССР, 1991. (Термин П. Пепперштейна.) КРАЕВЕДНОСТЬ – фигура дискурса, в свете которой западные групповые выставки московского концептуального искусства конца 80-х – начала 90-х годов обнаруживались как традиционные региональные выставки с привкусом этнографических (типа «австралийских художников-аборигенов» и т.п.), а не как выставки представителей эстетического направления современного искусства. А. Монастырский, С. Хэнсген. Два кулика, 1992. КРЕПЕЖ («связанность», «футлярность», «витринность», «полочность») – работы со «снятым» дискурсом, «пустым местом философствования» (в стиле «этического» концептуализма). Художественная (пластическая) предметность «техницизмов» как плана содержания, возникшая в эстетике позднего концептуализма в середине 80-х годов (например, «Куда идут эти белые человечки?» И. Кабакова, тетрадь «Шли годы» Ю. Лейдермана, работы с веревочными «обмотками» А. Монастырского – «Музыка согласия» и др.). Л. Монастырский, И. Бакштейн. ТСО или черные дыры концептуализма (1986) в сб. МАНИ № 1 «Ding an Sich», 1986. А. М. Земляные работы, 1987 (с. 542 в «ПЗГ). КРЕСТЬЯНЕ В ГОРОДАХ – обозначение номадической крестьянской массы, затопившей города СССР после насильственной коллективизации и полностью изменившей их экономическую и культурную инфраструктуру. Террор был не просто направлен против этой массы (что ясно на уровне здравого смысла), но и укоренен в ее огромном деструктивном потенциале, связанном с отсутствием у нее навыков жизни в городской среде и травмой форсированной индустриализации. Термин употреблялся М.Рыклиным в беседах с А.Монастырским в 1986-1987 годах ив работе над оставшимся в рукописи трудом «Российское общественное сознание» (Институт философии, 1984-1986). КРУГ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ – термин Программы работ, призванный заменить такие мало что в то время и в той ситуации означающие понятия, как «читатели», «публика» и т.д. Предполагалось, что основные идеи и художественные жесты Программы должны иметь хождение в этом обозначенном «Круге». Кроме того, более или менее активное участие К.З.Л. в Программе было необходимым условием самого ее существования. Роль Автора сводилась к роли инициатора, провокатора тех или иных действий со стороны К.З.Л. Л. Рубинштейн. Работы 1975г. Л ЛИВИНГСТОН В АФРИКЕ – самоопределение культурного положения и мироощущения участников школы московского концептуализма в России. Термин А. Монастырского в диалоге И. Бакштейна и А. Монастырского «Вступительный диалог к сборнику МАНИ «Комнаты», 1986. ЛЫЖНИК – одна из двух основных дискурсивных фигур «скольжения без Обмана» (вторая фигура – Колобок). С. Ануфриев. На склоне горы, 1993. М МАНИ – Московский архив нового искусства. В конце 70-х годов термин введен А. Монастырским (при участии Л. Рубинштейна и Н. Алексеева) для обозначения круга московских концептуалистов (периода второй половины 70-х и до конца 80-х годов, т.е. до появления термина НОМА). Первая папка МАНИ- 1981 год (составлена А. Монастырским). МЕНТАЛЬНЫЙ ПОП-АРТ – как, например, Энди Уорхол в изобразительном искусстве эстетизировал банальные вещи, точно так же могут быть причислены к серьезной философии совершенно идиотские и банальные идеи. С. Гундлах. Персонажный автор, 1984. МЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ – утвердившаяся в последние годы стратегия отстояния художника от текстов, жестов и поведения предполагает временное «влипание» его в вышеназванные язык, жесты и поведение ровно на то время, чтобы не быть полностью с ними идентифицированным, – и снова «отлетание» от них в метаточку стратегемы и не «влипание» в нее на достаточно долгое время, чтобы не быть полностью идентифицированным и с ней, – и называется «мерцательностью». Полагание себя в зоне между этой точкой и языком, жестом и поведением и является способом художественной манифестации «мерцательности». Д. А. Пригов. Предуведомление к одному из сборников начала 80-х годов. МЕТАБОЛА – тип метафоры (в постмодернистской поэтике), которой a priori присвоен статус «экскремента», статус «отходов жизнедеятельности» (что требует разработок специальных канализаций для этих «токсичных» отходов). МГ. Текст «Метаболика» в книге «Латекс», 1988. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ТЕЛО – тело, перманентно становящееся фантазмом. Является типом отходов, возникающих при производстве и использовании метафор. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых, 1988. П. Пепперштейн. Сексопатологи» метафорических тел, 1988. МЕТРОДИСКУРС – совокупность речевых практик, связанных со строительством московского метро, замысленного партией как «лучшее в мире», беспрецедентный по удобствам и насыщенности художественными артефактами. М.Рыклин. «»Лучший в мире»: дискурс московского метро» (по-русски «Wiener SlavischerAlmanach», 1995, по-немецки в «Lettre Internationale», 1995). М. Рыклин. «Метродчскурс», 1996. МОКША – Московская концептуальная школа. Третий этап развития московского концептуализма (после МАНИ и НОМЫ). Термин введен А. Монастырским в процессе интерпретации фильма «Dead alive» в 1993 году. См. также письмо А. М. к С. Хэнсген от 28.10.1993 г. МОНГОЛЬСКОЕ ОКОШКО – геральдический стереотип венка-окна, используемый в гербах всех социалистических стран. Одна из оптико-инструментальных фигур (гаджетов) в галлюцинозе. МГ. Боковое пространство сакрального в СССР. 1991. (Термин П. Пепперштейна.) МОСКОВСКИЙ КОММУНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ – содружество московских альтернативных художников, которые создавали текстовые объекты и языки описания, а также работали в жанре перформанса. Для многих из них коммунальные и авторитарные речевые практики служили объектом сознательной или бессознательной рефлексии. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., Ad Marginem, 1998. МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ – романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60-70-х годов. Б. Гройс. Московский романтический концептуализм. «А-Я» № 1, 1979. МУЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – то, благодаря чему происходит перенос (трансфер) инстинкта самосохранения с физического тела индивида на результаты его деятельности, заслуги и достижения – достижения в области культуры, науки и т.д. Соответственно, музеологическая функция задается формулой «Я – наследие». В. Тупицын. Музеологическое бессознательное. Парашют, 1998. Н НАРЕЗАНИЕ – принцип работы с текстом, применявшийся в практике МГ, когда дискурс на ту или иную тему направлялся содержанием цитат из книг, вслепую выдернутых из шкафа и открытых наугад. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых, 1988. НЕДОНОС БАНКИ – метод прекращения процесса в самый кульминационный момент. Прекращение формообразования в момент его начала. В. Захаров. Fama amp; Fortune Bulletin, 1991 (7), Wien. НЕЗАЛИПАНИЕ – двойственное отношение к своему «Я», своему месту в мире, своему занятию, которое лучше всего определить как своеобразное «мерцание»: то ты попеременно находишься внутри всего этого, то снаружи. Это «мерцание» происходит постоянно, в одном и том же ритме – то ты сохраняешь свой «идентитет», то теряешь его; то совмещаешь себя со своей профессией или делом, то-в следующее мгновение – оставляешь их. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993. НЕЗАМЕТНОСТЬ – одна из «Категорий КД». В значении «демонстрационная незаметность» – эстетический прием, предполагающий наличие какого-либо (часто – основного) события в той пространственно-временной зоне общей событийности акции, которая «здесь и теперь» находится за пределами внимания и интереса зрителей. В значении «экспозиционная незаметность» – скрытый от автора на первом этапе его работы элемент механизма творческой избирательности, влияющий на построение работы (например, история с коробкой из-под люстрового светильника, из которой была сделана работа А.М. «Пушка» в 1975 г., построенная на соотношении светового и аудиального впечатлений). А. Монастырский. ЦЗИ-ЦЗИ, 1985. (Термин «Незаметность» в первом значении разработан при участии Н. Паниткова.) (ПЗГ- с. 408.) НЕИЗВЕСТНОЕ – центральная категория медгерменевтического дискурса. «То, что находится за поверхностью (картины и т.п.) и что нельзя распознать в качестве наличествующего или невозможного, операторами которого являются допущения и оговорки как варианты одного и того же». – С. Ануфриев. Сергей Волков. 1989. Формула Неизвестного: «Нам точно известно, что нам неизвестно, известно ли нам неизвестное или неизвестно». – П. Пепперштейн. Идеология Неизвестного, 1988. НЕОЛЖЕИСКУССТВО – согласие называть современное искусство «лжеискусством» по сформировавшейся с юности привычке находить подобное определение современного искусства в доступной (советской) литературе 60-70-х годов. Приставка «нео» здесь указывает на то, что автор и себя считает работающим в этой традиции лжеискусства: «Я всю жизнь мечтал делать Настоящее искусство, но всегда получалось только современное». Ю.Альберт, Серия работ «Элитарно-демократическое искусство», 1987. НИ УМУ, НИ СЕРДЦУ – термин С. Ануфриева. Определение автором не предоставлено. (Название одного из этапов первой выставки КЛАВЫ, 1987.) НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ – в пределах утвердившейся современной тотальной конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирическо-исповедальному дискурсу и может быть названо «новой искренностью». Д. А. Пригов. Предуведомление к текстам «Новая искренность», 1984. НОМА – введен П. Пепперштейном для обозначения круга московского концептуализма (этот термин заменил термин «Круг МАНИ» в конце 80-х годов). НОМА означает «круг людей, описывающий свои края с помощью совместно вырабатываемого комплекса языковых практик». Термин образован от слова «Ном», которым обозначались в Древнем Египте части расчлененного тела Озириса. «Номы» – территориальные единицы Древнего Египта, в каждой из которых, по преданию, была захоронена одна из частей тела Озириса. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизация неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988 г. О ОБСОСИУМ – феномен в гносеологической упаковке. (В варианте А. М. – «Обсосы».) В. Сорокин. Из разговоров и текстов начала 80-х годов. ОКНА – конструкции, имитирующие реальные окна и являющиеся гибридом окна и картины, претендующие на демонстрацию сути картины. «Картина есть окно в мир». Альберти. И. Чуйков, 1967 (начиная с картины «Окно I»). ОМЫ – трансмутационные монады отдельной металичности, способные к вербализации, текстуализации и воплощению в образы. Омы легко вплетаются в различные знаковые узоры, будь то тексты, изображения или фотографии. Омы отдельных личностей часто вступают в соединения, «связки» с омами других личностей, животных и вещей, образуя двойные, тройные и многочленные (коллективные) омы. Примером такой коллективной омы является НОМА. В. Пивоваров. Метемпсихоз, 1993. ОНАНИУМ – эстетический аутоэротизм. В. Сорокин. Объект «Онаниум», 1988. ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ИЗБУШКА – название (почетное), присвоенное Пустотному Канону МГ. П. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февраля 1988г. ОТКРЫТАЯ КАРТИНА – если классическая картина, которая в основном сохранила свои особенности и в эпоху модернизма, представляет собой замкнутое пространство, самодостаточный имманентный «мир в себе», то открытая, концептуальная картина – разомкнута. Она разомкнута, во-первых, в сторону зрителя. Она как бы постоянно не закончена, постоянно в работе и обретает смысл только в контакте, в диалоге со зрителем. И, во-вторых, она открыта в сторону других картин или художественных объектов, т.е. она исключительно контекстуальна и может быть «прочитана» только в связи с другими картинами-текстами. В. Пивоваров. Разбитое зеркало, 1977. ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ, ИЛИ ОТ ДЮШАНА К ДЮШАНУ – метод вторичного открытия Америки или изобретения уже Известного. Метод не предполагает ничего нового, ничего новаторского, ничего оригинального. В. Захаров. Последняя прогулка по Елисейским полям. – Кельнский Кунстферайн. Издательство Кантц, Остфильдерн, 1995. П ПАНОРАМЫ – объекты, образованные выворачиванием обычной панорамы, так что внутреннее становится внешним, и наоборот. При этом наблюдатель оказывается не внутри панорамы, а снаружи, доводя таким образом разделение между объектом и субъектом до абсурда. И. Чуйков. Панорамы 1, П, III, IV, V, 1976 и инсталляция «Панорама» (1993) в Сантьяго-де-Компостелла. ПОЕЗДКИ ЗА ГОРОД (ПЗГ) – акционный жанр (и одновременно – книги КД), в котором делается содержательный акцент на эстетическом значении разных этапов пути к месту действия и формах оповещения о нем. Также – общий сюжет всех томов ПЗГ (включая 6-й том, сделанный А. М. и С. Хэнсген вне группы КД). Термин введен А. Монастырским совместно с И. Кабаковым в 1979г. А. Монастырский. Предисловие к 3-му тому ПЗГ, 1985. А. Монастырский. КД и «Поездки за город», 1992. А. Монастырский. Общий комментарий, в кн. «Поездки за город». М., Ad Marginem, с. 777, 1997. ПО КРАЮ – внутреннее ощущение самого себя как ушедшего, сбежавшего «от центра», устроившегося на краю жизни, обочине культуры, окраине любой профессиональной деятельности. И убеждение, что все жизненно важное происходит сегодня «на краях», в маргинальной зоне, на грани повседневности и культуры. Я. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993. ПОЛАГАЮЩИЙ ЖЕСТ, ЖЕСТ ЗАЩИТЫ, ПРОЩАЛЬНЫЙ ЖЕСТ – «искусствоведческие» категории. Полагающий жест – жест «креации», с помощью которого автор (в порядке своего «богопод-ражания») творит «миры». Жест защиты – жест, с помощью которого создатель дистанцируется от созданных «миров», когда они становятся угрожающими. Прощальный жест – жест, адресованный «мирам», теряющим свою актуальность. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизацш неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988г. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СКАЗКА (Political skazka) – определяет образность, составленную из традиционной фольклорной иконографии и визуального арсенала советской мифологии. М. Тупицына. And who are you?, in: Leonid Sokov, Zeus/Trabia, New York, 1986. ПОЛОСА НЕРАЗЛИЧЕНИЯ – зона демонстрационного знакового поля (чаще всего на границе с экспозиционным знаковым полем), в котором аудиальные или визуальные объекты действия не могут быть опознаны зрителями как определенно принадлежащие к действию. А. Монастырский. Краткое пояснение к акции КД «Место действия» и Приложение № 4 к той же акции, 1979. (О смысловой «полосе неразличения» см.: А. Монастырский. «О структуре акции «Обсуждение-2», 1986) ПОНТОГРЮЭЛЬ БОКОВОГО ЗРЕНИЯ – пограничная область между Известным и Неизвестным, «зона инкриминаций», постоянно увеличивающаяся и растущая в своих притязаниях (существующая «на понтах», берущая «на понт»). С. Ануфриев. Пантагрюэль бокового зрения, 1989. ПОРНОАНГЕЛИЗМ – беззащитность первично урбанизованных коллективных тел перед лицом практик развитой культуры потребления американского и европейского типа; неизбежные деформации этой культуры в новом контексте, делающие ее местами практически неопознаваемой. М. Рыклин. «Метаморфозы речевого зрения», из книги «Террорологики», с.83-96. ПОРНОЛОГИЯ (порнологический шифт, порнологическая граница, порнологическая воронка) – порнология: «оргиастическое» состояние речи (в православной традиции – «блудные брани»; порнологический шифт: постепенное «сползание» речи (текста) в состояние «брани»; порнологическая граница: невидимая граница в тексте, после которой отбрасываются нормы легальной речи (часто встречается в текстах Номы, особенно в прозе В. Сорокина); порнологическая воронка: окончательный «срыв» текста, сопровождающийся распадом речи, что само по себе составляет определенный эстетический фокус. П. Пепперштейн. Порнология продолжений, 1993. ПРЕДМЕТ-РАМА – ластический («художественный», стилистический) материал события, «внутри» которого выстраивается «пустое действие». Часто – как «помойка опредмеченных трансцендентностей». Одна из Категорий КД. А. Монастырский. Предисловие к 3-му тому «Поездок за город», 1985. (ПЗГ- с. 420, 425-в эссе «Цзи-Цзи».) ПРЕДОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – вид изобразительного искусства, при котором зрителю – с помощью сложного фигуративного сюжета, заложенного в произведении, – предоставляется самому интерпретировать это произведение. Термин С. Ануфриева начала 80-х годов. Определение предоставлено М. Чуйковой. ПРОГРАММА РАБОТ – в 1975 г. Автор (см.) заявил о начале ее осуществления. Предполагалось, что все последующие артистические жесты Автора включаются, втягиваются в заявленную П.Р. Очевидно, так оно и есть, несмотря на то, что впоследствии Автор перестал пользоваться этим термином. В принципе П.Р. означала то же, что потом стало повсеместно обозначаться как Проект. Нарочито безличный, «антипоэтический» пафос самого термина соответствовал тогдашнему устремлению к формализации (вплоть до бюрократизации) так называемого «творческого процесса». Л. Рубинштейн. Работы 1975г. ПРОСТРАНСТВА ЛИКОВАНИЯ – метро, парки культуры и отдыха, дворцы культуры, особо украшенные залы, где происходит обряд ликования, поражавший и захватывавший многих путешественников (например, Андре Жида в 1936 году). За обязательным для этих пространств экстатическим оптимизмом скрывается глубочайшая депрессия; по сути это закамуфлированные траурные обряды, объект которых в то время еще не может быть назван. М. Рыклин. «Sack to Moscow, sans the USSR», в книге «ЖакДеррида в Москве. Деконструкция путешествия», М., РИК «Культура», 1993, с. 108-127. ПСИХОДЕЛИЧЕСКАЯ (КОНТР)РЕВОЛЮЦИЯ – программная установка на превентивное окультуривание (доместификацию) психоделических пространств. Одновременно означает конкретный исторический период («межпучье», т.е. период между путчем 1991 г. и путчем 1993 г.), когда политическая (контр)ре-волюция накладывалась на психоделическую революцию. МГ. Идеотехника и рекреация, 1989. (Термин П. Пепперштейна.) Ссылка на страницу: Словарь терминов Теги: Словарь терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |