Главная » Словарь терминов


22:29
Словарь терминов
ЗАГОРОДНОСТЬ

– метафизическое пространство той или иной области больших советских (российских) городов – московская область, ленинградская область и т. д., не привязанное к определенной топографии и возникшее в результате наличия отчетливой границы между «городом» и «не городом». То, что отсутствует в западной коллективной топографической метафизике пространства «между городами» (там действует метафизика «междугородности», стремящаяся к исчезновению и с которой советский, российский человек знаком лишь через информационную – а нтранспортно-физическую – «трансцендентальность» вроде «междугородных телефонных переговоров», телеграмм и т. п.). Загород-ность – важнейшая категория в эстетике КД (но не входит в «Категории КД»). Предисловие к 3-му тому ПЗГ, 1985. КД и «Поездки за город», 1992.

ЗАПОВЕДНАЯ ДУБРАВА

– участок леса в центре Главного ботанического-сада в Останкино, огороженный металлической решеткой с момента основания сада (1944), куда до недавнего времени вход был категорически запрещен. Окружен «буферной» зоной – кольцевой полосой леса, ничем не отличающегося от леса, огороженного в «Заповедной дубраве». Возможный инспиратор «полосы неразличения» КД. Ю.Лейдерман, А.Монастырский. Желтые собаки в заповедной дубраве, 1991; в сб. МАНИ № 6 «Реки, озера, поляны…», 1991.

ЗВУЧАНИЕ СМЫСЛА

– смысл как интонация. Предисловие к 4-му тому ПЗГ, 1986. (ПЗГ-с. 452).

ИНДЕКСЫ КД

– (первоначально – «ДОЛИ КД»). Введены Н. Панитковым (при участии А. М.) в 1990 г. для обозначения авторской стратиграфии КД. В настоящее время сумма индексов КД (на январь 1999 г.) составляет 666,5 (по 73 акциям). Сборник МАНИ «Buchgalterium», 1990. А. М. Индексы КД и другие документы КД (обновляющийся текст после каждой акции КД).

ИНДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ ЗОНЫ (ЗОНЫ СЛУЧАЙНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ)

– этапы пред-ожидания, ожидания, пустого действия, получения приглашения на акцию и поездки к месту действия в акциях КД. Эстетика и магия, 1986.

КАСАНИЯ

– выражение И. Кабакова примерно 1987 года. Использовано А. Монастырским в качестве термина со значением «эстетические акты исследования «белых пятен» географии коллективного бессознательного/сознательного». КД и «Поездки за город», 1992.

КНИГА НЕБЫТИЯ

– один из 9 уничтоженных предметов акции КД «Русский мир»; папка, от которой не осталось никакой документации, кроме «общего плана» на фотографиях и видеозаписи, где нельзя разобрать текст (т. е. «прочитать» эту «Книгу небытия»). Цзи-Цзи, 1985. (ПЗГ- с. 421.)

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ

– онтология контекста как предмет интереса эстетики КД в середине 80-х годов, в отличие от интереса традиционной эстетической критики к инструментальной стороне контекста. «Демонстрационность» демонстрационного поля во всей ее «непрозрачности». Земляные работы, 1987. Черные щиты с «намотками» к акции КД «Партитура», 1985.

КРАЯ «НЕЗАМЕТНОСТИ»

диффузная зона «незаметности», построенная на демонстрационных отношениях между зрителем и «ходом действия», таких, как «отставания», «задержки», «опережения», «совпадения», «пропущенность», «расстояния» и т. п. Цзи-Цзи, 1985. (ПЗГ-с.430).

ЛИНИЯ ОЖИДАНИЯ (ЛИНИЯ ВОСПРИЯТИЯ)

– демонстрационное отношение, умозрительная линия, соединяющая две части «гантельной схемы» – например, «человека вдали» и «зрителей». В сущности – это третья часть «гантельной схемы». В форме «линии восприятия» использовалась в текстах А. М. конца 70-х годов. (В той или иной акции она может быть «линией удаления» или «линией появления» и т.п.) Цзи-Цзи, 1985. (ПЗГ-с. 418.)

МАНДАЛЫ РУКОВОДСТВА

– языковые системы паратантры (типа И Цзина, протоиндийских циклов, библейской традиции и т. п.), под воздействием которых выстраиваются структуры (и натурализации) коллективного сознательного/бессознательного. Каширское шоссе, 1983-1986. Эстетика и магия, 1986. ВДНХ – столица мира, 1986.

МЕХАНИЗМ ТВОРЧЕСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ

– концепция детерминированности демонстрационных (творческих) артикуляций экспозиционным знаковым полем. Важная часть проблематики эстетической автономии и психопатологических (в данном случае – параноидальных) аспектов эстетического дискурса (шизоанализа). Цзи-Цзи, 1985. (ПЗГ-с. 433).

МОТИВАЦИОННЫЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ КОНТЕКСТЫ

– дискурсивные составляющие эстетической системы «инспираторов» и демонстрационных/экспозиционных знаковых полей. Земляные работы, 1987.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПЕЛЬНИЦА, ПАРТИТУРНОСТЬ КАК ТЕХНИЦИЗМ, ДЕМОНСТРАЦИОННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ПСИХИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО АКТА, РОМАНТИКИ ДЕЙСТВИЯ, ХУДОЖНИКИ-ИГРУШКИ, НЕОБОЗРИМЫЕ, МЕСТА ТЕКСТА, НАМОТКИ

– термины «музыкальной концептуальности» и «эстетики ошибок» (см. в «следующей серии»:-)) – НЕНАЙДЕННОСТЬ МЕСТА ТЕКСТА, МУЗЫКА МОЛЧАНИЯ, МУЗЫКА-ЛЕКЦИЯ, МУЗЫКА-ТЕКСТ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ, МУЗЫКА-КАРТИНА, МЕСТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КЛЕТКА, БОЧКИ ДЛЯ КИТА, ВОЛШЕБНОЖЕЛЕЗНАЯ ФЛЕЙТА. Текст А. М. «Партитура» к акции КД «Партитура», 1985. (ПЗГ- с. 467-472.) Вместо музыки, 1985. (ПЗГ- с. 475-479.)

МОТИВ ПАВЛИНА И КОНДОРА

– система «сакральных инспираторов», связанная единым мотивом. Земляные работы, 1987. Конкретно (как произведение) – фоторяд к статье «Земляныеработы», 1987.

НЕВИДИМОСТЬ

– демонстрационное отношение в эстетике КД (входит в «Категории КД»). Образуется разными способами – в том числе способом «спрятанности» и «отдаленности». Противостоит «различимой видимости» как «области конкретных значений» и артикуляций. Между ними – «неразличимость» (или «полоса неразличения»). Семь фотографий, 1980.

НЕЗАПИСАННОСТЬ (на аудиопленку, видеопленку)

– фактографическая внедемонстрационность – аналог событийной внедемонстрационности «пустого действия» в полевых акциях КД (конкретно – не записанное по техническим причинам обсуждение в акции КД «Обсуждение-2», не записанное на видеопленку действие В. Захарова в акции «У озера» и не записанные на магнитофон через радиопередатчик комментарии П. Пепперштейна в акции «Поляроид». Две последние акции – из серии «дополнительных акций к 6-мутому ПЗГ» С.Х.иА.М.). О структуре акции "Обсуждение-2", 1986.

НЕЙРОПРОХОДЦЫ

– созерцатели и исследователи «фантомных ганглий», контролирующие сумасшествие с помощью «оператора-наблюдателя». Схема для нейропроходцев. Подарена А. М. Пепперштейну в 1987г.

НЕПРОИСХОДЯЩЕЕ/ПРОИСХОДЯЩЕЕ

– активированные формы «пустоты» (происходящее) и «предмет-рамы» (непроисходящее; например, какое-либо периферийное действие в поле восприятия). Комментарий к акции «Описание действия», 1984.

НЕСЛУЧАЙНАЯ ПУСТОТА

– поэтический аспект пустого действия как акта, с помощью которого нужно «вернуть неслучайность пустоты всегда случайно пустому пространству». Имеет качество «неизображаемости». Семь фотографий, 1980.

«ОБОСОБЛЕННОСТЬ»

– макрометафора для акций КД. Предисловие к 4-му тому ПЗГ(ПЗГ- с. 450, определение).

«ОБЩАЯ ЛИНИЯ» КД

– термин Н. Алексеева. Использовался А. М. во внутригрупповом дискурсе КД как метод отбора проектов акций для реализации, точнее – для помещения их (в виде описательных текстов и т.д.) в общий раздел того или иного тома ПЗГ. Для этого в качестве критерия отбора использовались два основных параметра: наличие некоторой «безличности» сюжета в предложенных проектах и доминантное значение «общего» (или даже «школьного» в каком-то смысле) эстетического дискурса (часто в ущерб собственно артистическому жесту, «художественности» – до тех пор, пока «художественность» – в 4-м томе ПЗГ – не стала предметом эстетического внимания). Предисловие к 5-му тому ПЗГ, 1989.

ОБЪЕКТ ПРОЯВЛЕНИЯ И СУБЪЕКТ ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦИИ

– конкретности дискурса демонстрационных/экспозиционных знаковых полей (имена участников, случайные эпизоды, названия мест и их частные характеристики и т. п.). Киевогорское поле (об акции с ботинками), 1986.

ОПЕРАТОР-НАБЛЮДАТЕЛЬ

– вариант распространенного названия способности «смотреть со стороны» на свое собственное сознание в его самых критических измененных состояниях. Каширское шоссе, 1983-1986. Цзи-Цзи, 1985 (ПЗГ-с. 437).

ОСОБО ТЯГОСТНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА

– места текстов дискурса, где делаются прямые попытки описаний «апофатических» процессов и областей созерцаний, по своей заданности («природе») не поддающихся таковым. Тексты из 4-го тома ПЗГ.

ОСОЗНАННАЯ ШИЗОФРЕНИЧЕСКАЯ СИНДРОМАТИКА

– использование разного рода бредов в построении шизоаналитических текстов, перевод их в плоскость эстетической автономии. Земляные работы, 1987.

«ОТВЕТНЫЙ» АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИСКУРС

– сооружения, возникающие на экспозиционном знаковом поле («текстовая» архитектура) через какое-то время после осуществления на нем ряда демонстрационных артикуляций. Своего рода «инспираторы-памятники» (например, история с «ангарами» на Киевогорском поле и т.п.). Предисловие к 5-му тому ПЗГ, 1989.

ПАРАДОКСАЛИТЕТ

– одно из свойств шизоаналитических текстов (чаще всего «неожиданно» обнаруживаемые в текстах связи «высокого» и «низкого», «сакрального» и «естественнонаучного» и т.д., но с комическим оттенком «прочитывания»). С. Хэнсген, А. М. Диалог «Вопросы об истории Коллективных действий» (первая часть «Предисловия» к 6-му тому ПЗГ), 1990.

ПАРАТАНТРА

– буддийское понятие. В шизоаналитических текстах А. М. использует его в значении «зависимых от человеческой языковой деятельности миров коллективного сознательного/бессознательного». Эстетика и магия, 1984.

ПАРАФОРМАЛЬНЫЙ ТЕКСТ (АКТ)

– «проведение через текст» группы квазитерминов и понятий («параформа», «фальшивый прием», «параморфология», «аффирмативная делибирация» и т. п.) с помощью такой композиционной структуры, которая позволяет рассматривать процесс «возникновения терминов» как эстетически достаточный. Элементарная поэзия № 3 (параформальный комплекс), 1975. Диалог С. Хэнсген и А. М. «Вопросы обистрории "Коллективных действий" (первая часть «Предисловия» к 6-му тому ПЗГ), 1990.

ПЕРЕГОНЫ И СТОЯНКИ

– эстетика, где переплетаются элементы транспортной и религиозной эстетик. Перегоны и стоянки, 1983.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕЧЕВОГО ПРОСТРАНСТВА

– термин С. Ромашко. Использован А. М. в серии акций КД (под тем же названием), в которых исследуются демонстрационные/экспозиционные отношения речевых фонаций. Разработан А. М. в ряде статей в 3 томе ПЗГ. Схема «Взаимоотношение демонстрационных полей в серии акций КД Перспективы речевого пространства, 1985-1996.

ПОЛЯ ОЖИДАНИЯ (акционное, «негативное», фактографическое)

– эстетические составляющие сложной структуры «пустого действия» акции КД «Негативы», в результате реализации которого возникает предметность «пустого действия» в виде конкретных объектов, выходящих за рамки контекстов всей системы демонстрационных/экспозиционных знаковых полей («постдескриптивные объекты» – предварительный термин, требующий дальнейшей эстетической разработки). Схема «Структура акции "Негативы "и комментарии к ней», 1998.

ПОЯВЛЕНИЕ

– на уровне эстетического понятия – условие рефлексионного акта демонстрации и восприятия (и название первой акции КД). Находится в той же дискурсивной парадигме, что и «полоса неразличения». Предисловие к 3-му тому ПЗГ, 1985.

ПРЕДМЕТ ДЕЙСТВИЯ

– десятый предмет из 9 предметов акции КД «Русский мир» – стеклянная колба (предложенная Н. Панитковым) – который не являлся «метафорическим» предметом в ряду остальных уничтоженных 9 предметов. (Термин по аналогии с «предметом содержания».) Цзи-Цзи, 1985. (ПЗГ -с. 422).

ПРЕДМЕТНАЯ ЗОНАДЕМОНСТРАЦИОННОГО ПОЛЯ

– зона, обнаружившаяся (на уровне 3-го тома ПЗГ) в результате развития дискурса демонстрационных/экспозиционных полей, элементы которой (объекты) проявили свою эстетическую самостоятельность, самодостаточность (в отличие от прежних предметов акций КД, которые лишь выполняли функцию приспособлений для создания определенных эффектов восприятия или фактографических знаков). Предисловие к 3-му тому ПЗГ, 1985.

ПРЕД-ПОДГОТОВКА, ПОДГОТОВКА

– аналоги соответственно «пред-ожидания» и «ожидания» (на уровне организации акции) на демонстрационном поле «обсуждения» акции КД «Обсуждение-2». О структуре акции «Обсуждение-2», 1986.

ПРОВАЛЫ («ЧЕРНЫЙ» ДЕКАДАНС)

– ряд черных предметов (объектов А. М.), которые были использованы в акциях КД («Перевод», «Юпитер», «Партитура»). Предисловие к 3-му тому ПЗГ, 1985.

ПУСТЫЕ ФОТОГРАФИИ

– «центральные» фотографии акций КД, на которых ничего (или почти ничего) не изображено, кроме «неслучайной пустоты». Семь фотографий, 1980.

«радиоактивные» ПЕЙЗАЖИ – серия работ со «световыми подушками» О. Васильева. Концептуализм и Нью-вейв, 1984. Идеология пейзажа, 1989.

«РОСТ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ МОЩНОСТЕЙ В СССР»

– ментально-созерцательная проекция процессов «перестройки» в СССР в 80-е годы. Из разговоров и записей середины 80-х годов.

«РЫБАК»

– сингулярный элемент неясной структурной принадлежности в системе демонстрационно/экспозиционных знаковых полей. Назван по фигуре рыбака, возникшей на демонстрационном поле акции КД «Вторая картина». В других акциях элемент «Рыбак» может быть в виде джипа, велосипедиста и т.п. См. материалы акций КД 5-того тома ПЗГ.

СИНДРОМ «СОРОКИ»

– интерес к яркой, блестящей фактуре в коллективном бессознательном. Эстетика и магия, 1986.

СИЯНИЯ («ЗОЛОТОЙ» ДЕКАДАНС)

– бело-золотые (или из серебряной фольги) предметы акций КД. Предисловие к 3-му тому ПЗГ, 1985.

СОВЕРШИВШЕЕСЯ ОЖИДАНИЕ

– акт ожидания как предмет ожидания (ожидание как ожидаемость). Важнейший элемент в «эстетике ожидания» КД. В каком-то смысле представить ожидание как полноценный и самодостаточный эстетический (и созерцательный) акт – цель практики КД. Семь фотографий, 1980.

СОЗНАНИЕ – ВЕЩЬ

– «овеществление» категории сознания в процессе его дискурсивного «продвижения» в сторону Ding an Sich. Предисловие к 4-му тому ПЗГ (ПЗГ-с. 450-451).

«СПИСОК АВТОРОВ»

– название двух этапов деятельности КД. Первый этап – с 1976 до 1981 г. (до появления и окончательного «признания» группой наименования «КД»). Второй этап – с 1989 (после окончания работы над 5-м томом ПЗГ) и по 1995 года (когда акция «Археология света» опять была подписана аббревиатурой «Коллективных действий», но пока только в квадратных скобках – [КД]. Квадратные скобки были сняты с аббревиатуры на акции «Рассказы участников», 1997). ПЗГ. Общее примечание, 1997, с. 783.)

СПРЯТАННАЯ ПУСТОТА

– имитация «наполненности» там, где ее на самом деле нет (например, в акции КД «Комедия»). Семь фотографий, 1980.

СТАНОВЛЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО

– в эстетике КД – переход (возврат) от дискурса к действию (от семантики жеста к механике жеста), предпринятый в акции КД «Обсуждение», 1985. Закрытый город, 1985. (ПЗГ-с. 409).

ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ

– описание и исследование разных этапов и видов ожидания и «ожидаемостей». Возникла у А. Монастырского под впечатлением от термина И. Кабакова «пред-ожидание», который он использовал в рассказах об акциях КД в 1979 г. «Предисловие ко 2-му тому ПЗГ» и материалы к акции КД«Звуковые перспективы поездки за город», 1983.

ТРАДИЦИЯ КАК ЖАНР

– гипотетический жанр «после акционности» в процессе «самовыдвижения жанров» (И. Кабаков), к которому (и через которые он «становится») относятся большие черные тетради из акций 6-го тома ПЗГ. Об искусстве традиции (письмо И. Кабакову), 1993.

ТРИ ОШИБКИ КД

– три демонстрационно-эстетические ошибки в трех акциях КД: 1. Третий вариант (1978) – вместо запланированных 15 минут «вторая» фигура появилась из ямы через 3 минуты после залегания «первой» фигуры (отв. Н. П.); 2. Русский мир (1985) -зрители подошли к тряпке, на которой открыто лежали «Девять зайчиков русского мира» (на этом этапе они должны были быть прикрыты белым пологом) (отв. М. К.); 3. Произведение изобразительного искусства – картина (1987) – магнитофон был включен слишком громко (фонограмма была слышна соседним зрителям-участникам) (отв. А. М./ И. Б.).

В результате этих ошибок возникла «эстетика ошибок» КД. Из писем и разговоров 80-х годов.

ТРИ ЭТАПА ОТСТРАНЕНИЯ

– гипотетические «хрестоматийные» этапы эстетического отстранения (в кругу московского концептуализма) от советского идеологического дискурса, «налипающего» на художественные артикуляции на бессознательном уровне. С точки зрения автора данной концепции, это: 1) Комар/Меламид (отстранение от стиля), 2) И. Кабаков (отстранение от образа), 3) Елагина/Макаревич (отстранение от текста; в инсталляции «Закрытая рыбная выставка» 1990 г. в музее МАНИ). Предложение И. М. и Е. Е. по поводу «Закрытой рыбной выставки», 1990.

«ТРУПНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ»

– индивидуальная эматика И. Макаревича. Непопулярный лингвистический комментарий к зеленой выставке, 1990.

УСИЛЕНИЯ

– энергетическая «возгонка», обязательно присутствующая при переходах с одного уровня на другой в процессе созерцания «бесплотных чинов» по их иерархиям. Каширское шоссе, 1983-1986. Схема «Согласованная реальность», 1996.

ФИЗЕМА, ФОТОНЕМА, ШИЗЕМА

– элементы семиотико-эстетического дискурса, используемые в шизоанализе. Экспонемы концептуализма, 1989. Каширское шоссе, 1983-1986.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

– тип музыкальной импровизации, при котором важна прежде всего механика движения, транспонированная на пальцы и дыхание импровизатора (например, музыка акции КД «Юпитер»). Предисловие к 3-му тому ПЗГ, 1985.

ФОТОРЯДЫ

– фотосерии (фотодискурс), привязанные к двойственности той или иной топографии снимаемой местности. Их «рядность» обусловлена исключительно «ментальным» сюжетом фотопутешествия. Топографическо-визуальная часть эстетической системы «инспираторов» и демонстрационных/экспозиционных знаковых полей. Фоторяды к сборникам МАНИ 80-х годов («Служебный вход ВДНХ», «Каталог нежилых зданий» и т. д.) и к статьям из 4-го тома ПЗГ(фоторяд к «Земляным работам» и т. д.). Середина 80-х годов.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ КАК «УКРАШАТЕЛЬСТВО»

– место художественного жеста (артистического поведения) в эстетической системе демонстрационных/экспозиционных знаковых полей. Земляные работы, 1987. Серия черных щитов с «намотками» и ящик объекта «Музыка согласия», 1985.

ШИЗОАНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕСТА МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

чаще всего «особо тягостные смысловые пространства» бредовой (параноидальной) части теории экспозиционных/демонстрационных знаковых полей, выходящие за рамки литературно и дискурсивно проработанной системы «инспираторов».

Например, два из них (в отличие от хорошо проработанного ШММиМО «ВДНХ») почти полностью погружены в коллективное бессознательное и к настоящему времени уничтожены: 1) «КЛЕТКА С ПАВЛИНАМИ» в Гл. ботаническом саду была расположена в роще недалеко от старых оранжерей, к северо-востоку от них; инспирировала «павлиний» дискурс советской харизмы (уничтожена в 80-е годы). 2) «МЕЖДУ КАРЛИКАМИ И ВЕЛИКАНАМИ» на пр-те Мира между двумя скульптурами Мухиной – «Мы за мир» и «Рабочий и колхозница»; инспирировало фольклорный и «антропоморфный» дискурсы советской и новой российской харизмы (скульптура «Мы за мир» убрана со своего места в 90-е годы). Третье ШММиМО – кафе «Момент» (этап «канализационного» инспиратора КД, см. эссе «Земляные работы») имеет отношение к шизоаналитическому дискурсу КД и менее погружено в тотальную знаковость коллективного бессознательного (кафе «Момент» было как бы «надстроено» над канализационным колодцем – на пригорке между к/т «Космос» и началом ул. Кондратюка – в 80-е годы; в 90-е годы оно стало явно криминальным местом, где собирались глухонемые, торгующие скорее всего наркотиками; в декабре 1998 г. разгромлено). Четвертое ШММиМО – «Институт кормов им. Вильямса» (расположено в Моск. обл. под Лобней; институт является собственником Киевогорского поля, на котором проводились акции КД) – подмосковный инспиратор КД. Особое место на карте ШММиМО занимает т. н. «Треугольник в Ростокино», элементы которого состоят из завода «Красный Богатырь», Лингвистического университета и «Библиотеки индейцев» -бывш. Библиотеки литературы на языках народов СССР им. Некрасова.

ШММиМО

– открытая система, заполняющаяся элементами в процессе развития «шизоаналитического туризма». Из разговоров и писем 80-90-х годов.

ШУНЬЯВАДА

– буддийская философская школа. «Мандала руководства» (условно) и «янтра действия» для КД 70-х годов. Эстетика и магия, 1986.

ШУНЬЯТТА

– буддийская концепция. Для эстетики КД – вариант «пустоты» как метода редукции фантазмов коллективного тела. Метод восприятия, отстранения. Убеждение в том, что «ничего не происходит и на самом деле». Через шуньятту проявляется «непроисходящее». Вещи в своей «таковости». Пустота как философствующий поэзис, неопределимость личного. С. Хэнсген, А. М. Диалог «Общие вопросы по эстетической истории круга МАНИ» (вторая часть «Предисловия» к 6-му тому ПЗГ), 1991.

ЭКСПО-АРТ

– критико-художественная деятельность, основанная на эматическом (а не экспо-дискурсивном) принципе построения выставок как текста. Непопулярный лингвистический комментарий к зеленой выставке, 1990.

ЭКСПОЗИЦИОННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

– бред отношения жизненных занятий и устойчивых увлечений с комплексами названий улиц (и других топонимических элементов) в районе проживания, а также «обусловленные» этим отношением места переездов в другие районы. Так, например, человек, увлекающийся всю жизнь «космическими» проблемами, может вдруг обнаружить, что живет среди улиц, названия которых связаны исключительно с исследованиями космоса. Кто-то, делающий академическую карьеру, обнаруживает вокруг себя улицы, названные именами академиков, и т. п. Наибольший интерес представляют сложные топонимические кластеры в районе проживания, где встречаются элементы из различных областей человеческой деятельности и метафорические названия самого широкого спектра. Из разговоров 90-х годов.

ЭМАТИКА

– «переводной» механизм языковых структур этносемиозиса в письменные и речевые практики, в этику языка. Непопулярный лингвистический комментарий к зеленой выставке, 1990.

ЭСТЕТИКА ОШИБОК КД

– см. «Три ошибки КД» и «Музыкальная капельница, и т. д.». Реализована в акции КД «Партитура» (1985). Текст акции КД «Партитура», 1985.

ЭТИКЕТОЧНОСТЬ

– эстетико-дискурсивная пластика этикеток к работам как самостоятельная демонстрационная знаковая единица. «Из книги» (инсталляция, 1990). «Комары-2» (инсталляция, 1995) и текст «Об инсталляции Комары-2».

ЭТНОСЕМИОЗИС

– «бредовая» концепция становления харизмы коллективного бессознательного/сознательного, понимаемая как традиционно-эволюционная «рядность» языковых паратантр (например, этносемиозис «палестинского канона» и даосизма, конфуцианства и буддизма и других основных «текстовых стволов», которыми пронизано коллективное сознательное/бессознательное). Экспозиционный реди-мейд МГ, 1989.

дополнительный словарь н. паниткова

ЗАТКНУТЬ ДЫРУ

– способ борьбы с хаосом. Одноименная работа 1987г.

ГРИБНОЕ СИЯНИЕ

– то, что приводит в изумление. Одноименная работа 1987г.

ПЛОХАЯ ПАМЯТЬ

– навязчивое состояние 1 (интровертное). Одноименная работа 1987г.

ВО ВСЕМ

– навязчивое состояние 2 (экстравертное). Одноименная работа 1987г.

ВОТКНУТЬ В ЗАЙЦА ИГОЛКИ, ЗАЛИТЬ СПИЧКИ ВОСКОМ И БЫТЬ УМНЫМ

– оккультный ритуал 1 (как стать умным). Одноименная работа 1988г.

НАБИТЬ СЧЕТЧИК СЕНОМ, НАЖЕЧЬ КОСТЕЙ И БЫТЬ ДОБРЫМ

– оккультный ритуал 2 (как стать добрым). Одноименная работа 1988г.

ЗАШИТЬ КНИЖКУ В ГРЕЛКУ И БЫТЬ ЧЕСТНЫМ

– оккультный ритуал 3 (как стать честным). Одноименная работа 1988 г. дополнительный словарь п. Пепперштейна

АММОРТИЗАЦИЯ БРЕДА

– «стирание», «угасание» бреда в результате будь то завершения его «сюжета», или же в результате иссякания психических сил. Ю. Лейдерман, П. Пепперштейн. Этапы малого пути, 1989.

АНИГВА

– искаженное отражение вагины в зеркале. Приложение к тексту «Нарцисс и наркотик», 1995.

БАРАБАН, ШИРМА, ВЕЕР, КАСКАД, КОНВЕЙЕР, ЭСКАЛАЦИОННАЯ ВИНЬЕТКА, ШЛЮЗЫ («эпифанические шлюзы»)

– примеры терминов, описывающих топодинамические модели галлюциноза. Из лабораторных записей, 1991-1993.

БЕСЕДА БЕЗ ЗАПИСИ

– одна из практик МГ. «Беседа без записи», как правило, проводится под музыку и ее содержание непосредственно с конкретным музыкальным произведением. МГ. Лабораторные записи 1989-1990.

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА

– принцип условной взаимообратимости политико-экономической конъюнктуры рынка психоактивных препаратов и конъюнктуры эффектов, порождаемых этими препаратами в человеческом сознании. Особая нагрузка здесь падает на центральную точку «восьмерки» – точку взаимопроникновения «внешней» социоэкономической и «внутренней» психоэкономической среды (точка Эстер). Из лабораторных записей. (1991-1993)

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭСТЕТИКИ

– сведение эстетической проблематики не к проблеме «красоты», а к проблеме «чистоты» («чистота звука», «чистота тона», «чистота исполнения», «чистота переживания», т. е. к проблеме искусственной выделенности «одного» из «всего остального». («Эстетика возводит свою генеалогию к первоначальным профилактическим мероприятиям санитарно-гигиенического свойства, точнее, к тем образам, которые необходимость подобных мероприятий породила в сфере коллективного воображаемого»). Заметка о подшивке журналов «Здоровье» за 1958-1961 г., 1997.

ГОЛЛАНДСКИЙ СЭНДВИЧ С КОНЬКОБЕЖЦАМИ, ДВУЗУБАЯ ВИЛКА С ТЯЖЕЛОЙ СЕРЕБРЯНОЙ РУЧКОЙ

– стилизованные в «маньеристическом» духе квазитермины, чье «появление» было продемонстрировано в статье П. П. «Белая кошка», 1988.

ГРЕЧЕСКИЙ СОН

– тип сновидения, в котором спящему кажется, что «прошло много лет», что он «прожил во сне целую жизнь», что он «спал несколько кальп» и т.п. Из лабораторных записей, 1991-1993.

ГОЛЕМИЯ, ГОЛЕМИЗМ, СИНДРОМ ГОЛЕМА

– при некоторых измененных состояниях сознания, например после глубоких анестезирующих наркозов, возникающее осознание себя движущейся и действующей статуей. В таких случаях в городских и домашних пространствах взгляд «голема» мгновенно выделяет статуи и статуэтки, чувствуя при этом, что они «свои», «родные», соприродные ему. Присутствие живых людей в случае големии часто игнорируется как чересчур временное. Интересно, что при големии (в отличие от описанных в психиатрии синдромов Котара и Кандинского-Клерамбо) не возникает никаких, даже фрагментарных, отождествлений с машинами и техническими устройствами. По всей видимости, это объясняется тем, что человек при големии осознает свое тело не как «робота», не как нечто функциональное, а как символическое сооружение, призванное быть «метафорой вечности». Общие материалы, 1993.

Г-РОТ

– полость рта, где обитает «созерцающий» язык, «отшельник в гроте» или же «безрукая танцовщица», по выражению А. Белого. Из лабораторных записей. 1991-1993.

ДАР СОВЫ

– название, присвоенное в текстах МГ (по аналогии с «Даром Орла» К. Кастанеды) так называемому «духовно-мистическому наследию советской власти». Речь идет об определенном «флюиде», который пронизывал собой «советский мир» и который, согласно предположению МГ, после исчезновения СССР был переприсвоен западной массовой культурой развлечений («Голливудом») для преобразования в новый тип аттракциона. Таким образом, именно массовая развлекательная культура Запада («тотальная культура» в терминологии МГ) является наследницей «духа» СССР. МГ. Дар Совы, 1994-1996.

ДЕВИСПУЛА

– тип сновидения, содержащего в себе множество других сновидений и демонстрирующего ту или иную топодинамическую модель их взаимоотношений друг с другом. Неопубликованный вариант текста «Молоко», 1996.

ДЕПРЕССИНГ

– психотравматические последствия разного рода либерализации, в частности свободы печати (высвобождение из-под прессинга и испуганное ожидание его восстановления в виде репрессинга). МГ. Идео-технчка и рекреация, 1989.

ДО-ТЕЛО и ПОСЛЕ-ТЕЛО

– в литературных произведениях, посвященных откровениям, инсайтам, расширениям сознания и т. п. До-тело – тело персонажа до откровения, После-тело – тело после откровения. В тексте П. П. «Иллюминация перед сном» эти состояния литературных тел рассматривались на примере тела Фальтера из рассказа Набокова «Ultima Thule». Иллюминация перед сном, 1994-1995.

ЗАВОДНАЯ ИКОНА

– термин В. Федорова и П. Пепперштейна. Умозрительная машина циркуляции «канонических» образов и видений, работающая в «обратной перспективе» восточно-христианского «иконного», созерцательного пространства. «Заводной иконе» (или «орлою») был посвящен «закрытый» перформанс МГ «Заводная икона – тайная игрушка русских ортодоксов» (1992, Москва).

ЗОНА ИНКРИМИНАЦИЙ

– область подозреваемого, создающаяся в ходе «практики инкриминаций». МГ. Зона инкриминаций, 1988.

ИДЕОЛОГИИ БОЛЬШИХ РЕМИССИЙ

– идеологии, намекающие на возможность великого отдыха, большого исцеления (христианство, буддизм, коммунизм). Зайчик или эстетические интенции нового декаданса, 1987.

ИДЕОЛОГИИ МАЛЫХ РЕМИССИЙ

– идеологии, не пренебрегающие кратковременными, периодическими облегчениями (дао, рыночный капитализм, психоанализ). Зайчик или эстетические интенции нового декаданса, 1987.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

– развернутая манифестация той или другой идеологической конструкции. В последствии претерпевает сжатие до «конспекта», что высвобождает энергию, необходимую для поддержания тонуса данной идеологемы. Белая кошка, 1988.

ИММЕМУАРНОСТЬ

– воспоминание о Ничто, лакуна, содержащаяся в основе комплекса память-забвение. Иногда считается тем, что создает возможность смеха. Лассо и детриумфация, 1985-1986.

ИНСПЕКЦИЯ, ПРАКТИКА ИНСПЕКТИРОВАНИЯ

– основная практика Инспекции «Медицинская герменевтика» (основана в 1987 г.), а также Инспекционной Коллегии «Медицинская герменевтика» (основана в 1993 г. с целью способствовать деятельности Инспекции МГ). С психологической точки зрения П. И. представляет собой скрыто галлюциногенный компромисс между «отстранением» и «участием». МГ. Диалог «Братство», 1988. С. Ануфриев. Заметки инспектора, 1988. П. П. Инспекция как литературная проблема, 1988.

ИСПАНСКИЙ ВОРОТНИК

– иллюзия отделенности головы от тела, «парения» головы, возложенности ее на некое блюдо и т.п. (один из эффектов анестетической диссоциации). Из лабораторных записей, 1991-1993.

КАКАО ИЗ ОТЦДОРФА

– литературный прием: помещение эпиграфа не в начале, а в конце текста. Метафорические тела Ульяновых, 1988.

КАНАЛИЗАЦИОННЫЙ ДИСКУРС

– тип комментариев к экспозиционному жанру инсталляций, связывающий искусство современное главным образом с существующими системами устранения отходов. С. Ануфриев, П. П. «Полет, Уход, Исчезновение», а также речь П. П. на открытии персональной выставки И. Кабакова в музее Помпиду в Париже в 1995 г.

КАНОН ОРФЕЯ

– сюжет о путешествии поэта в потусторонний мир (греческий Орфей, шотландский Лермонт и т.п.). В некоторых случаях один поэт служит проводником другому (Вергилий и Данте). В тексте МГ «Дуэльное окошко» был предпринят шизоанализ «дуэльного» комплекса, заложенного в русской культуре с точки зрения Канона Орфея («речные» фамилии дуэлянтов Онегина, Ленского, Печорина, «орфические» фамилии Лермонтов) и Данте(с), а также «каноническая» фамилия Пушкин, вскрывающая охотничьи истоки канона (пушка – канон, пушнина, промышляемая на реках и т. д.). МГ. Дуальное окошко, 1992, книга «Швейцария + медицина», 1992.

КАНОН УМИЛЕНИЯ

– один из риторических канонов, разработанных в поэтике МГ. С. Ануфриев, П.П. Усатый пеликан, 1989.

КОНСПЕКТ

– сокращенная версия «идеологического доклада», являющаяся непосредственным актантом межидеологической интриги. Белая кошка, 1988.

КРИТИКА ТЕЛА

– желание заменить существующее тело другим, более усовершенствованным, оснащенным и отгороженным от возможных страданий. Общие материалы, 1992.

ЛАТЕКС

– умозрительная субстанция, наличие которой свидетельствует об «ортодоксальности» того или иного произведения искусства, т.е. о его «внутренней» ориентации на Неизвестное (см. «ортодоксия», «Неизвестное»). «Техника выявления латекса» является одним из методов медгерменевтического инспектирования. С.Ануфриев. Техника выявления Латекса, 1988. Ю. Лейдерман. К вопросу о выявлении Латекса, 1988. МГ. Латекс, 1988.

ЛЕНТЫ ОТРАЖЕНИЯ

– имеется в виду предполагаемая в некоторых культурных практиках непрерывность рефлексий, приобретающая иногда (скажем, в концептуализме) собственную эстетическую ценность. Участие, 1988.

ЛИНЗА-ФИЛЬТР

– один из галлюцинаторных гаджетов, с помощью которых производится оптическая редактура образов галлюциноза. Линза-фильтр иногда (в редких случаях) обладает пропеллероподобными «крыльями-лопастями», напоминающими структуру древесного семени. Из лабораторных записей, 1991-1993.

ЛИТФОНД

– умозрительная коллекция всех текстов, существующих в том или ином языке (будьте в национальном языке или в том или ином сленге, групповом или же индивидуальном). Белая кошка, 1988.

ЛОГОСТАТУС

– место, занимаемое тем или иным явлением в языке. Например: «Божественный Логостатус» – в иудео-христианской традиции Бог является одновременно первоисточником языка и в то же время его Абсолютным Референтом. В буддизме Божественный Логостатус соотнесен с пустотой, т. е. является лакуной в языке, обеспечивающей его дыхание, его пневматическую функциональность. Акриды и дикий мед. Лекция в колодце, 1998 (в кн. В. Мазина и П. П. «Шериф Моисей»).

МЕДИКАМЕНТОЗНЫЙ ФАНТАЗМ

– фантазм, воспроизводящий действие того или иного медикамента, например фантазм-снотворное, фантазм-витамин, фантазм-стимулятор и т. п. Депрессия и литература, 1988. Апология антидепрессантов, 1992.

МЕТЕОДИСКУРС

– дискурс, вращающийся вокруг тем погоды, смены времен года и демонстрирующий свою программную зависимость от этих обстоятельств. Из лабораторных записей, 1991-1993.

МНЕМОЛОГИЯ

мнаука, занимающаяся изучением памяти. С. Ануфриев, П. Пепперштейн, «Парамен. Будущее памяти», 1994.

МНЕМОС И АМНЕЗИС

– аналогичные Эросу и Танатосу «начала» Памяти и Забвения. С. Ануфриев, П. Пепперштейн, «Парамен. Будущее памяти», 1994.

МОРМО (мормальная среда, мормальность)

– внешнее давление, которое удерживает вещи от детриумфации. Лассо и детриумфация, 1985-1986.

МОСКОВИЦА, или БОГОРОДИЧНЫЙ КОЛПАК

– эффект закрытых и закупоренных небес, иногда появляющийся в Москве. Этот эффект (клаустрофобический по своему происхождению) напоминает также перекрывание небес над большими городами, осуществляемое инопланетянами с помощью огромных железных крышек – воздушных кораблей в фильме «Independence Day». С. Ануфриев, Л. П. Мифогенная любовь каст. Общие материалы, 1991.

НЕГО-ТРИП

– неприятное психоделическое переживание. Лабораторные записи, 1989.

НЕЙРООРНАМЕНТ

– термин В. Федорова. Использован в текстах П. Пепперштейна. Относится к области самосозерцания сознания, когда сознание начинает видеть себя в образе мозга-паука, плетущего орнаментизующие понятийные сети, призванные уловить действительность. Беседа В. Ф. и П. П. в 1991 г.

НЕПОДКУПНЫЕ ЧИНОВНИКИ ЭПОХИ ВЫЦВЕТАЮЩИХ ФЛАЖКОВ

– стилизованное в шизокитайском духе самоназвание инспекторов МГ. Одновременно название доклада МГ, сделанного в МГУ на семинаре «Новые языки в искусстве» в 1988 г.

НОРРАЦИЯ, СВЯЗЬ ПО НОРРАЦИИ

– образован от слов «рация», «нора» и «наррация» – тип «подпольной», приватной («норной») связи, осуществляемой посредством специальной сигнализации, проходящей сквозь повествовательные тексты (наррации). Ю. Лейдерман, П. П. «Ветерану ИПП», 1989.

НУЛЕВОЙ КАЛ

– «безотходное производство образов», содержащееся в актах «чистого отражения». (В словосочетании «нулевой кал» содержится намек на слово «зеркало»: зеро-кал.) Общие материалы, 1987.

ОАЗИС

– зона, где «технические возможности» на некоторое время перекрывают гнет «экономических отношений». Уют и разум, 1994.

ОБРАЗ ЭФФЕКТА

– образ, который сохраняется памятью и воспроизводится воображением и является, собственно, воспоминанием о воздействии, например, лекарства или психоактивного вещества (алкоголя, наркотика), т.е. образ психосоматического эффекта, существующий за пределами самого этого эффекта (после окончания действия препарата). Апология антидепрессантов, 1992.

ОБУСТРОЙСТВО СМЫСЛОВ

– одна из телеологем МГ: «успокоение» смыслов в комфортных, специально обработанных нишах. Идеологизация неизвестного, 1988.

ОГИБАЮЩИЙ ДИСКУРС (МГ)

– термин принадлежит, кажется, Ю. Лейдерману Этим термином обозначался в некоторых автокомментариях МГ тип обсуждения, при котором тема обсуждения не затрагивается прямо, а напротив, «огибается», в результате чего выявляется потенциальный объем дискурсивного пространства, связанного с данным тематическим топосом. Ю. Лейдерман, П. П. Этапы малого пути, 1989.

ОЛЛИ

– в книгах К. Кастанеды магический учитель дон Хуан называет этим словом существа, которые имеют лишь облик, на самом же деле не существуют. Как правило, их появление есть следствие деятельности колдунов. В дискурсе МГ «олли» – «ложные понятия», вводимые в дискурс время от времени с целью обеспечения его распахнутости в сторону Неизвестного. С. Ануфриев, П. П. Диалог «Олли», 1988.

ОНЕЙРОПРИНЦИП

– принцип сновидения, иногда выступающий в вице действующего в сновидении лица или же в образе увиденной во сне вещи. В. Мазин, П. П. Толкование сновидений. (В работе.) ОНЕЙРОФРЕНИЯ (см. ОНЕЙРОФРЕННЫЙ ЦИКЛ) – сноподобное состояние сознания, «жизнь во сне», когда интенсивность переживаний в сновидениях полностью перекрывает интенсивность состояний бодрствования. Лабораторные записи, 1991.

ОНЕЙРОФРЕННЫЙ ЦИКЛ

– ограниченный неким периодом времени цикл разворачивания сновидений или галлюцинаций, связанных единым сюжетом. Из лабораторных записей, 1991-1993.

ОРТОДОКСИЯ

– термин МГ, означающий «незамутненную» ориентацию на Неизвестное, соответствие Пустотному Канону. С. Ануфриев, П. П. Ортодоксия (в кн.: Латекс), 1988.

ОТРАЖЕННЫЕ СХЕМЫ

– тип искажения различных схем и абстрактных логических конструкций при их «отражении» в «кривом зеркале» измененных состояний сознания, в сновидениях и галлюцинациях, а также при использовании в изначально делириозной коллективной речи. Отраженные схемы, 1997.

ПАЛОЙА

– галлюцинаторное покрывало, полупрозрачный покров, нечто вроде кокона, покрывающий галлюцинирующего (как ему представляется). Из лабораторных записей, 1991-1993.

ПАПСКИЕ ПЕРЧАТКИ

– стойкая иллюзия проступания на кистях рук неких узоров (часто золотого или серебряного шитья или же «вышитые» жемчугом, бисером и т.п.), инициалов, эмблем и пр. Эйфорическая субверсия стигматизма. Из лабораторных записей, 1991-1993.

ПАССО

– неопознаваемая «душа неодушевленного». Пассо и детриумфацш. 1985-1986.

ПАТТЕРН-МАТРИЦА

– сочетание двух типов детерминированности, один из которых обладает «отцовской» (паттерн), а другой – «материнской» (матрица) структурой. Если в этой связке перевешивает «отцовский» паттерн, это предопределяет «патовый» (по аналогии с вариантами шахматного эндшпиля) конец, т. е. пато-логический вариант «бесконечного конца». Если же перевешивает «материнская» матрица, то это предопределяет матовый эндшпиль, т. е. мат: непрозрачный «окончательный конец», обладающий своим языковым эквивалентом в матерной речи, стирающей в конечном счете любую патологию. Речь идет при этом не о конце человеческой жизни, а о типах концовок тех секвенций и «сюжетов», на которые разбивается коллективная история: распад государств, концовки романов, смерть и воскресение кино- и литературных героев и т. п. Пат и мат, 1993.

ПЕРЕХОД ЭРОГЕННОГО В ГАЛЛЮЦИНОГЕННОЕ (и наоборот)

– психоэкономический закон, разработанный в некоторых теоретических текстах МГ (см. «Превращение Дон Жуана в Дон Хуана»). МГ. Апология антидепрес-сантов, 1992.

ПЗД (Практика Закрытого Действия)

– имитация суицида, сопровождающая окончание каждого действия (прогулки, трапезы, полового акта, телефонного разговора и т. д.). Общие материалы, 1987.

Ссылка на страницу: Словарь терминов
Теги: Словарь терминов
Просмотров: 311 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 42318

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close