22:29 Словарь терминов | |
ПЛОЩАДКИ ОБОГРЕВА – они же «площадки описания». Умозрительные топосы, с которых ведется наблюдение за коллективными пространствами, сопровождающееся их описанием. Обладают собственным ментальным «обогревом», что, по всей видимости, является условием функциональности этих «площадок». Ю. Лейдерман, П. П. Площадки обогрева, 1988. ПОРНОКАНОН – канон, содержащийся в порнографической продукции: опирается на ограниченную комбинаторику сексуальных позиций и вариантов их репрезентации. Порноканон, 1994. ПРАЗДНИК – навязчивое желание «устроить праздник», часто испытываемое людьми в измененных состояниях сознания (особенно в состоянии ЛСД). Из этой затеи, как правило, ничего не выходит. Из лабораторных записей, 1991-1993. ПРАКТИКА ИНКРИМИНАЦИЙ – практика МГ: поскольку мы ничего не знаем о Неизвестном (даже того, известно ли оно нам или не известно), нам остается «инкриминировать» Неизвестному различные свойства, что и порождает «практику инкриминаций». МГ. Зона инкриминаций, 1988. ПРЕДМА – внутреннее (материальное) содержание предмета. Лассо и детриумфация, 1985-1986. ПРЕДМЕТ-ВЕЩЬ / ВЕЩЬ-ПРЕДМЕТ объект, сочетающий в себе (на том или ином уровне) свойства Машины и Сокровища. Лед в снегу, 1996. ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ФОРМЫ БРЕДА – различные галлюцинации или же делириозные формы, за которыми замечено их «облагораживающее» или «терапевтическое» воздействие на реальность, в результате чего они занимают привилегированные места в ценностных иерархиях. Ю. Лейдерман, П. П. Этапы малого пути, 1989. ПРИРАЩЕНИЕ БРЕДА – мультифреническая ориентация на умножение делириозных форм. См. также «синдром Протея», описанный в некоторых текстах МГ, т. е. тип психо-синдроматики, пребывающей в состоянии постоянной изменчивости. Ю. Лейдерман, П. Л. Этапы малого пути, 1989. ПРО-РЕГРЕСС – тип прогресса, предполагающий возвращения на уже пройденные этапы в новом оснащении (например, возвращение к магической стадии культуры с помощью научно-технического прогресса). Акриды и дикий мед. Лекция в колодце, 1998. ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ – по всей видимости, П. К. пришел на смену «романтическому концептуализму» 70-х – начала 80-х годов. Представляет собой критические и эстетические манипуляции с психоделическим материалом (будьто коллективного или личного свойства). Источником этого направления в московском концептуализме можно (по мнению МГ) считать роман А. Монастырского «Каширское шоссе», а также те акции КД и А. М. (и комментарии к ним), которые непосредственно связаны с опытом, описанным в этом романе. Критическое проектирование П.К. в качестве направления в искусстве осуществлялось в конце 80-90-х годах группой Инспекция Медгерменевтика. П.К. можно считать одним из доминирующих направлений в современном московском искусстве 90-х годов. Направление представлено работами так называемого «круга Эстония», т.е. группами Облачная комиссия, Фенсо, Тарту, Пярну, Союз священников и врачей (ССВ), Копии царя Соломона (КЦС), Четвертая высота, Диско и др. Работы перечисленных групп представляют собой своего рода полигон, на котором эстетические практики и приемы П.К. постепенно перерабатываются для использования их массовой культурой, т. е. сферой дизайна, моды, индустрией развлечений и т. п. Округе Эстония, 1997. ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – направление в искусстве 90-х годов, использующее традиционные (классические) формы реалистического искусства (без каких-либо заметных сюрреалистических или иных смещений) для наполнения их галлюцинаторным содержанием (практически невидимым для непосвященного зрителя). Направление представлено работами И. Дмитриева, С. Ануфриева, П. Пепперштейна, А. Соболева, А. Смирнского, Л. Блок, Д. Луканина и др. Психоделический реализм, 1998. ПСИХОДЕЛОАНАЛИЗ – интерпретационная практика, предназначенная для анализа галлюцинаций. Из лабораторных записей, 1992. ПУСТОЕ «Я» – место на поверхности записи, которое означающее первого лица текста занимает на поверхности записи. Белая кошка, 1988. РАДИОФИКАЦИЯ БАНАЛЬНОГО – в некоторых измененных состояниях сознания аудиальные и визуальные потоки банального (обыденная речь, популярные песни, кино- и телефильмы, надписи на упаковках товаров и т. п.) кажутся носителями сигналов и сообщений, несущих «эзотерическую», «сокровенную» информацию. Этот эффект, описанный, в частности, А. Монастырским в романе «Каширское шоссе», называется им «эффектом калачакры». В дискурсе МГ в данном случае употреблялся термин «радиофикация банального». МГ. Боковое пространство сакрального, 1990. ракурс-продуцент – начальная стадия идеологического производства согласно схеме, построенной в статье «Белая кошка» (1988). РАСТР – или Фон-растр: элементарный орнамент из черных точек на белом фоне, являющийся технической поверхностью, принимающей на себя разворачивание фантазматических проекций. «Уйти в растр-фон» означает переместиться на уровень несозерцае мой служебности (черно-белая ангелизация), стать из «фантазируемого лица» обслуживающим персоналом аттракциона. Иллюминация перед сном, 1994. РЕ-КРЕАЦИЯ – один из основных принципов МГ: «обратная креация», возврат к несотворенному, или же инсценировки такового возвращения, служащие средством отдыха и восстановления сил (подобно тому, как креативности сновидения, как правило, сопутствует рекреативный эффект самого состояния сна). МГ. Идеотехника и рекреация, 1989. РЕМОНТ АТТРАКЦИОНА – антидепрессивное мероприятие восстановления биографической интриги. Процедура «ремонта аттракциона» считается также необходимым условием состояния счастья. Апология антидепрессантов, 1992. Уют и разум. Физиология счастья, 1994. САЛЮТ – тип «мнемического букета» (пара-мена), не требующий «вазы», «висящий в воздухе». С. Ануфриев, П. Пепперштейн «Парамен. Будущее памяти», 1994. СЕТЬ ГЕФЕСТА – прозвище, которым в некоторых текстах МГ обозначается интернет. Согласно древнефеческому мифу, бог труда Гефест (Вулкан), подстрекаемый ревностью, создал сеть, о которой сообщается, что она была техническим чудом, для того чтобы уличить свою жену Афродиту в измене. В момент совокупления Афродиты и Ареса, бога войны, Гефест неожиданно опутал их этой сетью – так, что они не могли сделать ни малейшего движения, после чего совокупленных и голых пойманных любовников Гефест показал остальным богам, которые разразились смехом. Согласно предположению МГ, цель интернета – сделать тотально созерцаемыми все типы отношений между эротизмом и агрессивностью, все «состыковки и связки Эроса и Танатоса», чтобы, таким образом, отчасти нивелировать и то и другое, подчинив эти «первопринципы» идее «абсолютного труда», т. е. труда, не связанного непосредственно ни с одной из своих целей, ориентированного прежде всего на свое собственное воспроизводство. Письма из Замка Одиночества, 1998. СИНДРОМ МЕРКУРИЯ – эффект, возникающий при приеме некоторых психотропных препаратов, когда кажется, что «ступаешь не на землю, а на тонкую невидимую пленку, слегка над землей». Апология антидепрессан-тов, 1992. СИНДРОМ ПРОДОЛЖЕНИЯ – культурная синдроматика, связанная с постоянно возобновляющимся продолжением вроде бы уже завершенных повествований (сериалы, а также бесчисленные «новые приключения» уже известных героев). Порнология продолжений, 1993. СИНДРОМ РЕДАКТУРЫ – каждая из стадий или фаз работы с текстом (в том числе и с текстами внешних или внутренних речевых потоков) закрепляется в специфических фигурах, образуемых психопатологизацией этих стадий. Синдром редактуры, 1991. СЛОИСТЫЙ КЛАССИЦИЗМ – модель стиля, рассматривавшаяся в некоторых текстах МГ, посвященных вопросу о возможностях эстетической неизменности. МГ. Латекс, 1988. СОВРИСК – прозвище-сокращение, которым в кругу МГ обозначается «современное искусство». Современное искусство (совриск), по мнению МГ, представляет собой систему фильтров-отстойников, призванных задерживать «критические яды» в слоях субкультуры, не позволяя им проникнуть в «общие воды» «тотальной», массовой культуры. Это функция выполняется совриском, как правило, бессознательно, и его адепты по большей части настроены весьма критично по отношению к «тотальной культуре», которую, не отдавая себе в этом отчета, они защищают, принимая на себя «токсический шок» и реагируя на этот шок соответствующими «судорогами» (см. поток копролалии, пато-акционизма и пато-журналистики в совриске 90-х годов). С. Ануфриев, П. Пепперштейн. Диалог «Полет, Уход, Исчезновение», 1995. СОЗЕРЦАЮЩИЙ ЯЗЫК – воображаемая «точка зрения», размещающаяся в полости рта, как в театральной ложе. Один из вариантов созерцательных смещений в галлюцинозе. Беседа П. П. с Б. Гройсом «О прозрачности», 1992. П. П. Общие материалы. СОЛЛАФ – квазипсихоаналитический термин, означает отражение фаллоса в зеркале. Приложение к тексту «Нарцисс и наркотик», 1995. ТЕЛО ПРИ ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – условием коллективного или же персонального здоровья является формирование фантомного «тела при здоровом теле», служащего гарантом здорового состояния. Профилактический потенциал «тела при здоровом теле» зависит от его высокой чувствительности по отношению к потом воображаемого и от способности мгновенно, без задержек, реагировать на эти потоки. «Тело при здоровом теле» является одним из так называемых «метафорических тел», исследование которых предпринималось в текстах П. П. «Метафорические тела Ульяновых» (1988), «Сексопатология метафорических тел» (1988)и др. ТЕНЬ, ФАЗЕНДА, ЛОТОС, ГРОТ, ХОЛОДЕЦ, ЛОРНЕТ, КОЛЬЦО, ВОЗДУХ – примеры терминов, обозначающих различные типы галлюцинаторных состояний. Из лабораторных записей, 1991-1993. ТЕРМИНОТВОРЧЕСТВО (интрига терминотворчества) – в практике МГ трансформация языка в постоянно генерируемую терминологическую сеть, т. е. в сеть слов.с ограниченным временем их использования и ограниченным количеством пользователей. Отчасти сопоставимо с функционированием «понятий» в криминальной среде. Пассо и детри умфация, 1987. Раппорт Нома-Нома, 1993. ТОТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – массовая культура нового типа, создающаяся с учетом самых различных вариантов этнокультурного опыта, призванная воздействовать, в идеале, на представителей всех национальных, языковых и семиотических сред. В частности, тотальная культура, в отличие от массовой культуры предшествующих периодов, должна захватывать и элитарного потребителя, с этой целью она развивает в себе возможности «двойной адресации», осознанно открывая пути как к «наивно-непосредственному», так и к интеллектуальному прочтению своих порождений. МГ. Психоделическая контрреволюция. Дар Совы, 1994. ТРОФЕЙНАЯ ИГРА (см. ТРОФЕЙ) – художественная практика, основанная на манипуляциях с «трофеями», т. е. предметами, «вынесенными» из галлюциноза. При этом сама «игра» также является «трофеем». Трофейная игра, 1993. УНКАУФ – тип трофея, который не просто получен, но куплен во сне, в галлюцинозе, в измененном состоянии сознания. Из лабораторных записей, 1991-1993. УЮТ ИЛИ РАЗУМ – этими словами обозначается неангажированный фантазмом остаток мысли, как правило, или комментирующий этот фантазм «со стороны», или же выстраивающий параллельный, не относящийся к фантазму, слой внутренней речи. Уют ч разум, 1994. ФАНТАЗМ-ОТМЫЧКА – произвольно выбранный воображаемый образ или сочетание образов, провоцирующих дальнейшее «самостоятельное» разворачивание галлюциноза. Из лабораторных записей, 1991-1993. фиансе (состояние фиансе) – от франц.. fiance(e) – жених, невеста. Психоделическое состояние, для которого характерно впечатление подготовки к некоему торжественному событию, несущему с собой изменение как духовного («браки совершаются на небесах»), так и психосоматического статуса («дефлорация», «брачная ночь»). Часто сопровождается галлюцинацией «фаты» (вариант палойи), ощущениями «венка» (флер д'оранж) или «короны» на голове (венчание). Из лабораторных записей, 1991-1993. ФИЛОФИЛИЯ – любовь к любви: тавтология, дающая возможность воспроизводить эротические эффекты в неограниченном количестве. Письма из Замка Одиночества, 1998. ФОРМУЛА ИЗВЕСТНОГО – «нам точно известно, что нам не известно, известно ли нам Неизвестное или неизвестно». Формула Известного была выработана в ходе диалога С. Ануфриева и П. Пепперштейна «Взгляд неизвестного», 1998. ХОББИ-ХАРИЗМА – комплекс психоэмоциональной амбивалентности, позволяющий человеку относиться к своему занятию то как к «высшему», «самому важному», «влияющему на все», то как к «досужему», «сугубо личному» и т.п. Коридор Кабакова, 1992. ХОЗЯЕВА АТТРАКЦИОНА – одна из центральных «двойных» фигур галлюциноза, как правило, имеет вид супружеской пары. Мой путь к белоснежному дому, 1992. ХОРОШЕНЬКИЙ МЕХАНИЗМ – эскалационный механизм, возносящий душу человеческую в небеса (из арсенала психоделических эффектов). Из лабораторных записей, 1991-1993. ХРОНОШОВИНИЗМ – пренебрежение прошлым и будущим в пользу настоящего. МГ. Франкфуртские беседы, 1994. ШИРОКИЙ ЭКРАН, ШИРОКОУГОЛЬНИК – в некоторых вариантах галлюциноза – впечатление расширения зрительного поля (напоминает расширение экрана в кинотеатре при переходе от узкоэкранного к широкоэкранному показу). Иногда сопровождается иллюзией превращения в птицу (орла, голубя и т. д.) и, соответственно, появлением «слепого пятна» в центре «широкого экрана». Лабораторные заметки МГ, 1992. ЭЛЛИ – идеальный потребитель воображаемых миров, одновременно знающий и не знающий о своей оптимальной оснащенности (серебряные башмачки на ногах Элли позволяют ей в любой момент покинуть страну Оз, о чем она узнает лишь в конце сюжета). С. Ануфриев, П. П. Диалог «Элли» в триаде «Тедди, Элли, Олли», 1988. ЭСКИЗ КОДА – код, замеченный на стадии наброска, еще не связанный непосредственно с коммуникационной реальностью. Отраженные схемы, 1998. Я-БЛОК – тип квазиперсональной фрагментации, как правило, препятствующий проникновению в «океанические» состояния сознания. В. Федоров также использовал для обозначения этого же явления термин эго-тромб. МГ. Яблоки на снегу, 1989 (термин МГ). ЯДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ – выстраивание идеологом, так или иначе опирающихся на идею «пустоты». Белая кошка, 1988. Некоторые из жаргонизмов, введенных П. Пепперштейном в «психоделический сленг» общества ТАРТУ (1996): АНЮТА – человек, опустившийся под влиянием психоделических практик, переставший следить за собой. ГЕББЕЛЬС – человек, который произносит речи в галлюцинозе. ГЛЕН – постоянно исчезающий предмет, который приходится искать. ДМИТРИЙ, ДИМИТРОВ – препарат ДМТ (диметилтрептамин), 1992. ДЕТКА, ДЕТЕКТОР ЛЖИ – препарат ДЭТ (диэтилтрептамин), 1992. КАЗАК – человек, склонный к буйному поведению в измененном состоянии сознания. КОНФУЦИАНКА – девушка, не употребляющая наркотики. НАСТЯ – препарат кетамин, 1988. ПАСПОРТ, ПАССОВЕР – препарат ПСП, 1992. ШПЕЕР – человек, который сочетает психоделические практики с успешной социальной карьерой. ХУЙ – человек, который галлюцинирует стоя. дополнительный словарь д. пригова ИМИДЖЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ – ожидаемое культурное поведение в конвенционально-фиксированной, ожидаемой культурной ситуации. Середина-конец 70-х годов. НАЗНАЧАЮЩИЙ ЖЕСТ – назначение произведением искусства явлений или объектов окружающей среды посредством перенесения их в выставочное или журнально-книжное пространство. Другим примером может служить, скажем, назначение одного и того же вербального текста произведением изобразительного искусства при экспозиции его на выставке либо литературным текстом посредством публикации в книге или журнале. Утвердился в моих эссеистических текстах в начале 80-х годов. ВЛИПАНИЕ – погружение в определенный стиль или дискурс до полной идентификации с ними (как раньше говорили: автор умирает в тексте), в отличие от стратегии мерцания (когда текст умирает в авторе). Термин конца 70-х годов. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ – практически любая неактуальная художественная практика от матрешек до супрематизма или поп-арта, когда известны способы порождения текстов, типы авторского поведения, социализации и институализации, а также заранее известны способы зрительской перцепции (считывания текста) и виды реакций, в отличие от так называемых радикальных практик. Термин стал актуален в моих текстах сначала 90-х годов. ПРОЕКТ – в отличие от любых языковых практик и идентификации с ними (включая и перформансно-поведенческий текст) предполагает доминанту временной составляющей и процесса развертывания вдоль временной оси (предел: проект длиною в жизнь), когда любого рода текстовые знаки суть лишь некие отметки, определяющие траекторию, вектор проектного существования, художественно-эстетического бытования почти фантомным способом. Термин актуализировался для меня в середине 90-х годов. СПАСИТЕЛЬНАЯ РУТИНА – продолжительная художественно-экзистенциальная практика, имеющая целью не порождение текстов, но посредством производимых текстов выстраивание художественного организма, способного почти спонтанно, самопроизвольно в любой момент порождать артефакты. Термин 80-х годов. УБИЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ – т.е. инерционное функционирование творческого организма, посредством многолетней художественно-экзистенциальной практики могущего реализовать себя в узком диапазоне жизнепроявлений, не имеющего других способов и занятий для убиения времени оставшейся жизни. Термин 80-х годов. ЭТО ЧТО-ТО НЕЗЕМНОЕ – восклицание, имеющее единственный смысл отстранения, устранения от навязываемой оценки путем ритуального использования пустых, пустотных форм определения степени духовности. Термин начала 70-х годов. ПРОЙТИ БОКОВЫМ ГИТЛЕРОМ – способность аватары, эманационной персонификации некой мощной субстанции благодаря низкой энергии взаимодействия и почти нулевой валентности проходить касательным или капиллярным способом там и туда, где и куда самой основной сущности благодаря ее мощи практически путь заказан. Термин конца 80-х годов. МИЛИЦАНЕР – носитель идеи небесного государства и государственности и медиатор между государством земным и небесным, поскольку идеи небесной государственности в пределах земного государства невоплотимы, он есть герой культурный, страдающий. Возник в середине 70-х годов, основной сборник – «Апофеоз милицанера» (1978). приложение 3 дополнительный словарь В. Захарова (к теме «новый романтизм») дополнительный словарь В.Захарова Данный дополнительный словарь вызвал справедливое замечание Андрея Монастырского в связи с тем, что он скорее является художественным произведением, нежели словарем как таковым, или даже не полухудожественным, что, по мнению составителя, допустимо. Справедливость сомнений здесь, видимо, в следующем: прилагаемый словарь не обладает набором признаков действительного словаря. Здесь не указаны место и время употребления того или иного термина, нет библиографии. Более того, сама форма описания терминов литературна, да и сами термины типа Солнце, Весна, Мальчик, качающий ногой, не являются авторскими. По сути, при наличии таланта, а возможно, и нет, во всяком случае, при желании можно дать тем же самым терминам другие определения, описания, комментарии. И количество подобных словарей исчезнет в бесконечности. Моя позиция в этом вопросе следующая: почти все термины (а я именно на этом и настаиваю) общеупотребимы, но до сих пор, несмотря на присутствие повсюду бесконечности, не были сведены в подобный словарь, и именно контекст «терминов московского концептуализма» и провоцирует к созданию последнего. Однако слово «провоцирует» не означает придумать как бы «вдогонку» новый словарь, хотя именно это я и сделаю позже – доведу поднятую мной тему «нового романтизма» до объема настоящего словаря. Термины, предлагаемые мной для данной публикации, демонстрируют те аспекты интересующей меня проблематики, которые нашли отражение в моих проектах за последние три года. К примеру: Дон-Кихот, мельница, ветер, одинокая собака, заглядывающая в глаза, небо и облака использовались как самостоятельные категории в проекте «Дон-Кихот против Интернета, Старая утопия на рубеже третьего тысячелетия» 1987 г. Другие термины: след от пальца на пыльной поверхности, лето, весна, день и другие – являются дальнейшей разработкой темы «Тупика», начатой в соавторстве с Сергеем Ануфриевым. И конечно, такие термины, как вздох сожаления, Тлен Гульд, Бах, признание в измене, разум счастливый, розы в хрустальной вазе и многие другие, суть результат многолетнего психоделического опыта, который, как у Паши Пепперштейна, лежит непомерным грузом в форме «лабораторных записей». И я мог бы датировать каждый из терминов, но именно этого мне и не хотелось. Для меня, я подчеркиваю, была необходима другая форма описания. Я выбрал – традиционную, литературную, да еще усиленную цитатами. Психоделические термины обычно двулики. То, о чем пишет Паша, мне понятно из глубины совместного опыта. Мне одновременно понятны и суть, и нюансы, и даже то, о чем он промолчал. Об этом также можно написать целую книгу (возможно, это и случится). Я мог бы подписаться под определением термина, но при этом изменить сам термин. К примеру, его термин Нейроорнамент я мог бы заменить на Бедный Борхес, а Праздник – на Женитьбу Бальзаминова, а вот термин Палойа ничем не заменишь – очень точно, хотя в моем словаре это близко к Умной материи. Однако здесь – проблема общедоступности терминов и проблема их перевода из приватного, психоделического на общекультурный язык. Моя задача, помимо уже вышесказанных, противоположна – перевод общеупотребимых слов на психоделический язык, а точнее на язык – норму московской концептуальной школы, при этом основной принцип перевода – не отходить от оригинала, не забывая, что Оригинал подчас требует элементарного. В.Захаров АХ – категория греха ВДОХНОВЕНИЕ – степень понимания нормы ВЕСНА – а) нечто необъяснимое, когда желание жить, быть счастливым, породить себе подобных преодолевает любые преграды разумного, личного опыта, родительских советов, дружеских намеков, написанной мудрости, вычеркивает память о других временах года, полностью игнорирует доводы очевидного – смерти; б) пространство в бессознательном, выявляемое сознанием как комната смеха ВЕТЕР – нечто, не имеющее формы и содержания (кажется, и смысла). Вызывает состояния: раздражения, злобы, сопротивления, гордости, уныния, упертости. Создает ощущения: ласкания молодой девушки и пощечины близкого друга, шепота умирающего и пота мускулистого недоумка, зова преисподней и ангельского пения, а также имеет персонификации – поэта, баловня небес, хулигана, уличного духа, тупого насильника, извращенца, вора, кагебешника. ВЗДОХ СОЖАЛЕНИЯ – форма выноса собственной души за пределы возможного ГЛЕН ГУЛЬД – оперный певец бессознательного ГРУСТНЫЕ ГЛАЗА – канон очевидного ДЕНЬ – а) что-то абсолютно неестественное и нездоровое, способствующее привыканию и наркотической зависимости от желания что-либо делать (зарыться в дела с головой, уйти в работу, включая – умереть за рабочим столом). Уничтожает следующие состояния – неприкаянности, покинутости, предстояния. Возбуждает: жажду жить, маниакальность захвата чужого, приступы раздражения на все человечество, агрессию по отношению к старушке, младенцу, кошке. Выводит из данного состояния зависимости: случайность, непредвиденность, неизбежность; б) тип тупика, декларируемый как норма ДОМИК В ГЛУШИ – поэтический образ, сводящий с ума людей здоровой психики ДОН-КИХОТ – начало войны с интернетом ЗИМА – а) чудо, объяснения которому нет: И декабрь брь. А январь ярь, А февраль на аль. (1) Меняет психику человека, заставляя его прятать свое тело, надевать на ноги длинные палки (реже – целлофановые пакеты) и ходить часами по лесу, мять в ладонях замерзшую воду, скользить по поверхности воды и делать в ней дырки. Обостряет чувство домашнего тепла, уюта, норы, выпивки, а также способствует возникновению мыслей и самоцензуры. Однако длительность приводит к апатии, бесчувствию, потере памяти, себя, друзей и денег. Снег на мне. Бог с тобой. Нет меня. (2) б) полная амнезия, вызванная высокой степенью непонимания всего КРЫМ – место в голове, напоминающее о важном ЛЕТО – а) нечто невероятное, заставляющее человека делать одновременно две вещи: трудиться в поте лица и расслабляться до потери чувств, копить на зиму и тратиться до нитки, тупеть от работы и стекленеть от лени, искать в заботах смысл жизни и отбивать о пирс какой-либо смысл от жизни, знать, что еще не все потеряно и абсолютно все послать к чертовой матери, осваивать космос и доходить до точки, сосредоточиваться в малом и блевать большим; б) процесс, выраженный в сжигании избытка бессознательного ЛИЦО СТАРУШКИ В ОКНЕ – тип лица (женского или мужского), формируемый позицией «сидение у окна», когда уровень «сидения» приводит к идеальному образу, персонификации жизни – плачущей, умиленной, вечной и капризной. – Хорошо ли, – говорю, – Под стеклом в твоем раю? По щеке сползает муха, Отвечает мне старуха: – А тебе в твоем дому Хорошо ли одному? (3) МАЛЬЧИК, СИДЯЩИЙ У ПРУДА И КАЧАЮЩИЙ НОГОЙ – идеальный образ, помогающий алкоголикам отставить бутылку, самоубийцам – отложить задуманное, наркоманам – вернуться в себя, деревьям и пруду -ощутить полноту в сопричастности. МЕСЯЦ – не могу понять и объяснить. Что-то очень смешное и опасное – вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана. МЕЛЬНИЦА – интернет МУЗЫКА БАХА, БАХ – а) тоталитарная вечность, вызывающая чувство неудобства в собственном теле из-за неизвестности, что с ним делать; б) Бог глухих МУЗЫКА ВИВАЛЬДИ – процесс застревания вечности в четырех состояниях года – последний этап мытарств души НЕБО – а) нечто, объяснения которому нет. Смысл неизвестен, содержание неисчислимо, причины возникновения немыслимы, объем не поддается измерению, какие-либо границы отсутствуют, тот, кто все это придумал, не найден. Вызывает неопределенные чувства: приобщения, растворения, воссоединения, замирания, подвешенности. Вызывает состояния: повседневности, тоски, подавленности, одиночества, страха, смерти, счастья, эйфории. Порождает одни и те же вопросы: Как? Зачем? Почему? Каким образом? Кто начальник? – И провоцирует на одни и те же ответы: Не знаю! Не понимаю! Не могу объяснить! Не встречал! Методы имитации отсутствия неба: не обращать внимания, делать вид, что тебе все известно, носить кепку, прикидываться дураком, ссылаться на боли в спине, сваливать все на счет социального несовершества, пьянства и разврата аппаратчиков, а также заглушать собственные мысли и ненужные вопросы вином, куревом, наркотиками, упрямством и чтением литературы; б) неизменная точка разлада межцу сознанием, бессознательным, неизвестным НОЧЬ – нечто абсурдное, когда перестаешь что-либо видеть и понимать. Однако происходит обострение желаний неопределенности, чувств приближения, фобий. Желания неопределенности: тоски по дому (даже если находишься дома), поиска тепла любимой девушки (даже если рядом та самая девушка), желания умереть (даже если это возможно реализовать в любую минуту), испытать вселенский голод (даже, если сидишь в ресторане). Чувства приближения, когда в повороте головы, крике на улице, запахе выстиранного белья, книге на коленях, храпе дедушки и сопении ребенка обнаруживаешь то самое важное, которое ищешь днем. Фобии: страх жизни и смерти, остаться дураком, забыть взять в дорогу паспорт и билет НОЧНОЕ ЗВЁЗДНОЕ НЕБО – а) это черт знает что такое. Почти всегда вызывает чувство полного ничтожества, откинутости, идиотизма, тупости, и кажется, что где-то там внутри души и тела возникает понимание, что не все коту масленица; б) экран, на котором высвечиваются собственные неврозы (иногда в виде: объектов, картин, инсталляций, а также крупных международных выставочных пространств). ОБЛАКА – а) смысл и причины возникновения неизвестны. Имеет свои формы, стадии, капризы. Формы: одиночные, коллективные, тотальные. Стадии: заигрывания, соблазнения, театральных массовых представлений, угрозы, уничтожения. Капризы: прикидывания кем- или чем-либо, демонстрация знаков коллективной и индивидуальной судьбы, разыгрывание конца света и уничтожения неба методом его длительного равномерного белого покрытия; б) постоянное место в сознании для сбрасывания мусора ОДИНОКАЯ ДЕВУШКА, СИДЯЩАЯ НА СКАМЕЙКЕ И ДЕРЖАЩАЯ В РУКАХ КНИГУ – идеальная позиция, помогающая пониманию, что не все в конце концов будет хорошо, что все написанное есть правда, придуманное есть реальность, фантазии – бытие, эмоции – порыв ветра, предчувствия – снежные обвалы и ураганы ОДИНОКАЯ СОБАКА, ЗАГЛЯДЫВАЮЩАЯ В ГЛАЗА – раздвоение личности, где оба наблюдающие, но где личность в виде собаки что-то понимает, а личность в виде человека еще никогда ничего не понимала, не чувствовала, не жила ОДИНОКАЯ ФИГУРА (МУЖСКАЯ) НА ДОРОГЕ – идеальная позиция, иллюзия неизбежности ОСЕНЬ – см. А. С. Пушкина ПЛАЧУЩИЙ СТАРИК – идеальный образ. То же, что и: поваленное дерево, брошенный камень, разбитая тарелка, газета, подложенная под ножку стола, песня, которую спели, беззвучно рыдающая старушка, ребенок, который Все понял ПОЛНАЯ ЛУНА – а) нечто невероятное. Напоминает о: полновластии, полноводии, полнокровии. Вызывает прилив недвусмысленных сил у человека, животных, морей и океанов, поэтов. У человека вызывает: сомнамбулизм, глупость, идиотство, необразованность и невоспитанность, заставляя принимать видения, сны и фантазмы, навеянные классической литературой, за реальность. У животных – человеческое чувство томления и безмятежной самоуверенности. У морей и океанов – выплеснуть свои амбиции и подсознание в пределы поэтического У поэтов съесть: Почему или нет – не знаю До Луны или до звезды Но Луну я пробовал на язык В сорок первом году в Казани (4) б) некий осветительный прибор, случайно возникающий и высвечивающий в бессознательном те участки, которые сознание определяет как абсолютно известные ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ – процесс сдачи Всего – Неизвестному ПРИЗНАНИЕ В ИЗМЕНЕ – невротическое состояние, основанное на маниакальном желании примитизировать очевидное РАЗБИТОЕ СЕРДЦЕ – археологические раскопки на территории невозможного РАЗУМ СЧАСТЛИВЫЙ – основной термин по теме «Патологии» РОЗЫ В ХРУСТАЛЬНОЙ ВАЗЕ – канон интеллектуалов СИДЕНИЕ С ДЕВУШКОЙ НА СКАМЕЙКЕ ПОД ТИХУЮ МУЗЫКУ идеальная позиция, помогающая пониманию, что все в конце концов будет хорошо, что одиночество лишь пародия вечности СИДЕНИЕ У ОКНА – идеальная, отточенная столетиями позиция стариков, немощных, больных. Реже используется молодыми одинокими девушками для выражения чувств покинутости, душевного разлада и физического недомогания. Я видел – дева у окна Одна задумчиво сидела, Дышала в тайном страхе грудь, Она с волнением глядела На темный под холмами путь. (5) Позиция, удерживающая мир от безумия СЛЕД ОТ ПАЛЬЦА НА ПЫЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ – а) тип тупика в очевидном; б) знак проверки на вшивость СОЛНЦЕ – а) нечто маленькое, умное, пунктуальное (иногда отвечает на поставленные вопросы). Помогает преодолеть депрессии, а иногда способствует им и другим психическим расстройствам. На стадии своего подьема в сочетании с цветовыми эффектами и пением птиц создает состояние транса, счастья, игры нюансов, интеллигентной беседы, любовной интриги, часто сопровождающейся слезами, рыданиями, желанием ничего. На стадии максимального стояния вызывает чувство утомления, крайнего раздражения, похоти и желания быстрой смерти, способствует мигреням, раку, кожным и инфекционным заболеваниям. На стадии ухода вызывает чувство меры и времени, уютного семейного счастья и безнаказанности, предвкушения вечернего расслабления и умиротворения, желания неопределенности; б) грелка, терзающая память ТОСКА, СВОДЯЩАЯ С УМА – процесс расширения памяти до степени некоего физического объекта, не помещающегося в голове ТОСКА ЩЕМЯЩАЯ – процесс сверхсжатия памяти, когда воспоминание и произнесение: Господи, помилуй – занимает несколько столетий ТУМАН – а) нечто нереальное, логике не поддается. Создает иллюзию неба на земле (опущенные облака). Вызывает состояния: утробного счастья, слепоты и материнской ласки, тотальной безнаказанности и отеческой опеки, реальности сна и иллюзорности поступков, дел, жизни, смерти; б) точка зрения; в) экспозиционное пространство в любой московской галерее УТКА – «умная материя»*, из которой состоит ВСЁ *УМНАЯ МАТЕРИЯ – материя, думающая в каждой ее точке УТРО – см. СОЛНЦЕ. Добавление. Нет ничего более невыносимого, безжалостного, нетерпимого к человеку. Напоминает надзирателя в юбке ШЕПОТ ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКИ – процесс канонизации сопричастности ШЕПОТ СТАРУХ В ЦЕРКВИ – хор ангелов стражи ШОПЕН – Шопен (1) Всеволод Некрасов. «Стихи про календарь» (фрагмент) (2) Андрей Монастырский. «Пунктирная композиция» (отрывок) (3) А.С. Пушкин. «Окно» (фрагмент) (4) Арсений Тарковский. «Портрет» (фрагмент) (5) Всеволод Некрасов. «И я про космическое» (фрагмент) Ссылка на страницу: Словарь терминов Теги: Словарь терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |